Представление собственного инновационного педагогического опыта





Скачать 185.81 Kb.
НазваниеПредставление собственного инновационного педагогического опыта
Дата публикации24.05.2015
Размер185.81 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Представление собственного

инновационного педагогического опыта.
«...Современный человек превратился в сверхзанятое, неспособное сосредоточиться существо, современный человек потерял духовную независимость и стал жертвой поверхностных суждений, неверных оценок исторических фактов и событий... ужасного оскудения человеческих чувств...

Мы должны обновить свое мышление и с его помощью вернуться к мировоззрению, заключающему в себе идеалы истинной культуры», – пишет А. Швейцер.
Я, Солуянова Светлана Сергеевна, 1985 г.р., вот уже 8 лет я работаю учителем русского языка и литературы в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Наченальская основная общеобразовательная школа» Чамзинского муниципального района. Я окончила Мордовский Государственный Педагогический Институт им. М.Е.Евсевьева по специальности «Русский язык и литература» с квалификацией учитель русского языка и литературы. Общий стаж работы 8 лет. Стаж работы в МБОУ «Наченальская ООШ– 8 лет. Я преподаю русский язык и литературу в 6,8 классах, также являюсь классным руководителем.

Школа... Учитель... Эти слова не воспринимаются отдельно друг от друга, но первым, так уж получилось, в моей жизни было слово «школа». Оно завладело всеми моими мыслями и чувствами ещё в детстве.

Уроки литературы в старших классах, учеба в институте дали мне возможность ещё больше соприкоснуться с тайнами художественного слова. Теперь я уже сама учитель, понимаю, как велико его значение. Но современные школьники, увлеченные общением с компьютером, «просиживанием и пролеживанием» у экранов телевизоров, становятся «глухими» к языку, потому что изучение русского языка сведено, по преимуществу, к овладению орфографией и пунктуацией, изучение литературы - к «прохождению», основанному на пересказе сюжета...

Поэтому на уроках я и пытаюсь вдохнуть в своих учеников «легкое дыхание» живой речи, основанное на чувстве слова и ощущении его красоты, мелодичности, на восприимчивости чувственных ассоциаций...

За годы работы я поняла, что не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь, чему учишь. Каждый раз, уходя домой, думаешь, а что будет завтра, как сделать так, чтобы твой урок запомнился? Удивить, рассмешить или, может быть, напугать? Увы, сегодня литература и русский язык для многих – предмет не первостепенной важности. Как найти и подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся? Уверена, что только, вызвав светлые чувства и положительные эмоции, можно создать комфортный климат на уроке.

Учителю необходимо постоянно стремиться выйти за рамки предмета и посмотреть на проблему под углом зрения общей культуры. Считаю себя скорее педагогом, чем предметником. Думаю, что нельзя «уходить с головой» в приставки и суффиксы. Русский язык должен помочь ребятам в реальной жизни.
Моя позиция

Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. Решение этого вопроса на разных жизненных этапах и определяет неповторимость учителя, его профессиональное кредо, личностную позицию. Особенно остро стоят эти вопросы перед учителем -филологом: нужно не только сообщить сумму знаний, изучить правила, но воспитывать думающего человека, умеющего разумно писать.

1.Условия обеспечения качества образования


Качество образовательных программ

Наиболее перспективной в реализации школьного образования я считаю является программа и учебно-методический комплект автора А.И. Власенкова и Т.А. Ладыженской. Указанная программа отвечает обязательному минимуму содержания основного и среднего образования и построена по концентрическому принципу, который находит отражение не только по ступеням обучения, но и по изложению содержания в каждом классе. Достоинством этого учебно-методического комплекта являются пособия.

Пособие для учителя содержит систему заданий, развивающих приемы умственной деятельности учащихся в процессе обучения предмету, что важно в рамках подготовки выпускников к ГИА и ЕГЭ. Пособие для учащихся содержит контрольные и проверочные работы, используемые для самопроверки и проверки со стороны учителя или родителя.

Мультимедийные пособия: «Рефераты и сочинения», «Самоучитель «Фраза», «Уроки Кирилла и Мефодия», «А.С. Пушкин: в зеркале двух столетий», неотъемлемая часть проведения уроков русского языка и литературы на современном уровне.

Итак, важным условием обновления содержания школьного образования в области русского языка и литературы, становления ученика как самостоятельного субъекта своего образования является компетентность учителя:

  • его умение осуществлять отбор педагогических технологий и использовать их целиком или отдельные элементы;

  • умение осуществлять выбор учебно-методического комплекта, направленный на развитие ученика, удовлетворение его образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

  • умение учителя выстраивать систему контрольно-оценочной деятельности, как со своей стороны, так и со стороны учащегося.

Качество ресурсного обеспечения

 Учебное оборудование представлено наглядными пособиями:

1.Стенды;

2.Портреты

3. Печатные пособия;

4. Мультимедийный проектор, компьютер(всегда доступен в использовании учителю -филологу в кабинете информатики).

2.Качество проектирования и реализации процесса обучения


Актуальность. Наше время — время перемен. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей, востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Образование должно побуждать к творчеству.

МБОУ « Наченальская ООШ» – школа, в которой осуществляется построение целостной системы творческого образования. Требования к образовательным результатам Школы, определяют и требования к учителю, который должен быть не просто специалистом в преподавании учебного предмета, а педагогом-профессионалом, способным проектировать ситуации развития для учащихся и созданию условий для творческого развития личности ученика.

Основное противоречие лежит между традиционными технологиями в образовании и ключевыми изменениями облика современной модели образования к 2020 году, представленными в государственной программе «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы». Инновационное развитие страны требует обновления к 2015 году всех учебных программ и методов обучения на основе компетентностного подхода. Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. «Требование необходимости формирования инновационного поведения учащихся, означающего развитие востребованных сегодня и в будущем творческих способностей, умения применять получаемые в процессе базового образования знания на практике, инициативности и ответственности» (А. Фурсенко) стало основой становления моего педагогического опыта

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы (с использование м ИКТ)».

Актуальность педагогического опыта определяется необходимостью разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся.

Это противоречие определяет главную задачу: развитие совокупности творческих и нравственных качеств школьников, включающих мотивационные, инструментальные и когнитивные компетенции. Содержание образования не должно ограничиваться предметной областью, а включать систему метапредметных способов деятельности и новые компетентности. Технологии обучения и воспитания ориентированы на субъект-субъектные отношения, активное включение учащихся в процесс целеполагания, экспертизу собственных результатов. Результат образования не ограничивается только знаниями, умениями и навыками по предмету, а проявляется в сформированности творческих и нравственных умений как качеств креативной личности.
В практической необходимости и значимости своего педагогического опыта ставлю следующие вопросы:

  • Почему дети теряют интерес к учебе?

  • Что должна выполнять современная школа с учетом требований информационного общества?

  • Как меняется в настоящее время парадигма образования?

  • Как организовать деятельность учеников    по использованию в учебном      процессе информационных    технологий?

  • Может ли образование быть индивидуализированным, функциональным и эффективным?

  • Как учесть в обучении послешкольные жизненные планы учащихся?

  • Как разработать дидактическую систему урока индивидуализированного обучения?


Объект исследования: самостоятельная учебно- познавательная деятельность учащихся с использованием ИКТ.

Предмет исследования: персонификация образования и связана с ней реализация идеи свободы и духовного развития человека, приобретения им опыта самовыражения, в том числе эмоционального опыта осознания собственной индивидуальной ценности и ценности других мировоззренческих систем.
Гипотеза: Внедрение новых технологий, ориентированных на формирование основных механизмов мыслительной деятельности даст нам ученика способного мыслить ярко, неординарно, сокращая процесс рассуждения, т.е. свернуто, имеющего хорошо развитые аналитико-синтетические способности, т.е. обратимый мыслительный процесс, обладающего гибкостью мышления, способностью к пространственным представлениям, высоким уровнем обобщения и логизации, развитым продуктивным мышлением, проявляющего умственную самостоятельность.
ЦельРазвитие познавательной деятельности учащихся через использование ИКТ и проектной деятельности  на уроках русского языка и литературы
Задачи:

  1. Формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием ИКТ;

  2. Формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации;

  3. Формировать навыки самообразования, развитие способности к академической мобильности обучающихся,

  4. Развивать умение формулировать проблему, определять задачу и разрабатывать пути ее решения с использованием ИКТ,

  5. Формировать навыки самоконтроля при работе с ПК.


Технология опыта

Для решения поставленных задач использую ИКТ, ведь изучаемый в школе предмет может стать привлекательным, когда возникает ситуация проблемы, понятной школьникам.

Основная задача внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения моего предмета – это овладение учащимися компьютером в качестве средства познания языковых явлений, используемых в практической деятельности.

Использование ИКТ позволяет визуализировать эти явления; предоставляет возможность многократного повторения и продвижения в обучении со скоростью, благоприятной для каждого ребенка в достижении понимания того или иного учебного материала; обеспечивает также возможность приобщения к современным методам работы с информацией, интеллектуализацию учебной деятельности. Использование разных видов деятельности, позволяет учащимся самостоятельно добывать необходимую информацию, мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы. ИКТ создает ситуацию успеха для каждого ученика.

На уроках литературы и при подготовке к урокам учащиеся применяют следующие формы использования ИКТ:

  • создание презентаций по темам, изучаемым по базовому курсу русского языка и литературы 6– 9 классов:

  • использование готовых мультимедийных пособий на уроках.

  • использование Интернет-ресурсов;

  • использование виртуальных экскурсий;

  • осуществление тренировки в процессе усвоения учебного материала, подготовки к ГИА.


Созданы презентации по темам - «А.С. Пушкин и его дети», «А.А.Ахматова», «Литература периода Великой Отечественной войны», «Экскурсия в зимний лес», «Жаргонная лексика», «Односоставные предложения», «Морфологический разбор имени существительного», презентации к 1000-летию единения мордовского народа с русским.
Урок-презентация:

Активная роль на таком уроке принадлежит учителю. Основа урока – это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимационными схемами, анимационными и видео фильмами, объединенными вместе при помощи программы PowerPoint. К поиску материалов привлекаю учеников. В ходе урока такая презентация может демонстрироваться как с помощью мультимедиапроектора, так и на отдельных компьютерах. Ряд презентаций, созданных мною были размешены на сайте.
Урок-исследование:

Это форма урока, при которой активная роль принадлежит учащимся. Основная цель такого урока: формирование навыков поиска информации в Интернет, ее анализа, структурирования, поведения итогов.
Электронное тестирование:

Это самоанализ и самооценка ученика. Для электронного тестирования учеников я использую готовые электронные тесты и создаю свои в программе «Конструктор тестов».
Организация индивидуального обучения:

Это комплекс доступных электронных материалов по школьной программе, которыми можно воспользоваться в медиатеке школы. Очень удачно реализуется в процессе индивидуальных домашних заданий.

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяет:

  • сделать урок более интересным, наглядным;

  • индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения с индивидуальной скоростью усвоения материала;

  • вовлечь учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность;

  • способствует стремлению учащихся реализовывать себя, проявлять свои возможности;

  • работать в интерактивном режиме;

  • визуализировать учебную информацию;

  • визуализировать микромир, в том числе скрытый в реальном мире;

  • осуществлять контроль, самоконтроль и самокоррекцию;

  • проводить лабораторные и практические работы в условиях имитации.


3.2 Достижения аттестуемого

Старюсь повышать свой методический уровень, такую возможность дают курсы повышения квалификации. Изучаю опыт работы других педагогов своей школы, а также использую интернет-ресурсы, где размещен опыт педагогов других регионов.

Размещаю свой опыт на странице сайта www.Proshkolu.ru /user/s-soluyanowa26emаil.ru

Мои достижения

Результаты итоговой аттестации за курс основной школы в форме ГИА (2010-2011 уч.г)


№ п/п

Фамилия, имя учащихся

оценка

1.

Андреева Екатерина

3

2

Глухова Мария

5

3.

Колганова Елена

3

4.

Коткова Александра

3

5.

Щипакина Анастасия

4




Средний балл

3,6


Директор школы _____________Г.Г.Глухова


Результаты итоговой аттестации за курс средней школы в форме ЕГЭ

(в 2009-2010 учебном году)



№ п/п

Фамилия, имя учащихся

баллы

1.

Измалкин Григорий

55

2.

Ионова Елена

61

3.

Коротин Павел

51

4.

Солуянов Алексей

49




Средний балл

54

Директор школы _____________ Г.Г.Глухова

Результаты итоговых контрольных работ



Учебный год

класс

предмет

5

4

3

2

Качество знаний

% успеваемости

Средний балл

2009-2010

8

Русский язык

2

1

2

-

60%

60%

4

2009-2010

8

литература

3

2

-

-

60%

60%

4,6

2010-2011

9

Русский язык

2

1

2

-

60%

60%

4

2010-2011

9

литература

3

2

-

-

60%

60%

4,6

Директор школы ____________________________Г.Г.Глухова


За годы педагогической деятельности мною разработано следующее программно – методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса по русскому языку и литературе:


  • Тестовые задания

  • Рабочие программы по предмету

  • Рабочая программа кружка « Юный лингвист»



№ п/п

Название программы

Кем утверждена

Учебный год

1.

Рабочие программы по русскому языку и литературе 5 класс

Директор МОУ «Наченальская СОШ»

2010-2011

2.

Рабочие программы по русскому языку и литературе 7 класс

Директор МОУ «Наченальская СОШ»

2010-2011

3.

Рабочие программы по русскому языку и литературе 9 класс

Директор МОУ «Наченальская СОШ»

2010-2011

4.

Рабочие программы по русскому языку и литературе 6 класс

Директор МБОУ «Наченальская ООШ»

2011-2012

5.

Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс

Директор МБОУ «Наченальская ООШ»

2011-2012

6.

Рабочая программа кружка «Юный лингвист»

Директор МБОУ «Наченальская ООШ»

2011-2012



За эти годы мною была проведена большая воспитательная работа, которая велась системно в нескольких направлениях. Во-первых, велась физкультурно-оздоровительная работа. С этой целью проводились беседы, классные часы, мероприятия. Такие, например, как: «Курить - здоровью вредить», «Нет табачному дыму», «Сильные, смелые, ловкие», «Сказочный турнир-состязание, посвящённый Дню Защитников Отечества» и другие. Чтобы повысить нравственный уровень развития мною были разработан цикл классных часов: «Как не стать жертвой преступления», «О лени и лентяях», «Лучшее слово о дружбе», «Что такое хорошо и что такое плохо»

Учащиеся моих классов очень трудолюбивые и ответственные. Они все записаны и ходят в кружки «Умелые руки», «Физкультурный», «Юный лингвист». Ученики помогают не только дома, но и престарелым людям, ведётся шефская работа.

Также проводились классные часы по правовому воспитанию: «Права и обязанности школьников», «Как сказать «нет» и отстоять своё мнение», «Что мне интересно?»

Мои воспитанники собирают материал для краеведческого музея, принимают участие в акции «Помощь ветеранам войны и труда».

Каждый год мы ходили на экскурсии, на лыжные походы. И не было такого, чтобы кто-то не захотел без уважительной причины отстать от товарищей. В походах дети старались помогать друг другу, все делали вместе. Предварительно с учащимися живому.

Учащиеся отличаются высоким уровнем воспитанности. Дети в классе дружные, сплоченные, если надо, всегда придут на помощь, выручить друг друга, но это не значило, что они прикрывают друг друга. Они анализируют своё поведение, смело указывают на недостатки.

Правонарушений за эти годы среди учащихся этого класса не было.

В учёбе дети старательные, любознательные. Класс очень живой. Принимает активное участие в школьных мероприятиях. Учащиеся выступают на школьной сцене с различными постановками.

Велась работа и с родителями. 4 раза в год проводились классные родительские собрания, систематически посещались дети и родители, проводились родительские лектории. Родители оказывают мне большую помощь как в воспитании, так и в обучении детей. Проводились мероприятия, в которых участвовали родители. Например, «Моя родословная», «Сильный, смелый, ловкий» и другие. За годы моей работы в школе родители ни разу не обращались к администрации школы с претензиями на классного руководителя.

В воспитательном процессе используются и здоровьесберегающие технологии. Еженедельно проводятся спортивные часы, дни здоровья, экскурсии на природу.

Проводятся классные часы по духовно-нравственному воспитанию учащихся « Милосердие – чувство или поступок?», «Добру откроется сердце» и другие. Также и на уроках и на внеклассных мероприятиях прививается детям любовь к народным традициям. Проводились мероприятия «1000-летие единения мордовского народа с русским», «Фрагменты мордовской свадьбы» и другие . Ученики с удовольствием изучают и соблюдают народные традиции. Ведут исследовательскую работу на школьном уровне.

Одним из самых трудных и всегда востребованных аспектов деятельности педагога не только филолога является планирование своей работы. Для педагога очень важна технология проектирования педагогической деятельности. Учесть надо многое. В тематическом планировании обязательно прослеживается деятельность учителя и ученика, учтены дополнительные средства, повышающие мотивацию обучения. Дидактические задания к уроку должны быть разноуровневыми, контрольные работы многовариативными.

Для педагога необходимо создание грамотно выстроенной дидактической системы. Одной из форм построения такой системы является создание УМК по предмету. Учебно-методический комплект включает в себя традиционный учебник, электронный учебник, методическое пособие, дидактические материалы. Использование компьютерных технологий позволяет педагогу создать свое портфолио, как составную часть информационного пространства школы. Каждый творчески работающий учитель понимает, что не существует универсальных образовательных ресурсов, и лучше, чем «свое», созданное самостоятельно под свой стиль работы, ему не найти. А еще лучше – созданное не просто одним учителем, а в сотворчестве с учениками и коллегами, ведь процесс учения и познания наиболее плодотворен именно через продуктивную деятельность.

И самое главное, я стремлюсь идти в ногу со временем, строить свою педагогическую деятельность так, чтобы мой урок отвечал не только современным требования, но и запросам образовательной среды, в частности, запросам моих учеников.

«Видишь ли, у нас тут надо бежать изо всех сил, чтобы оставаться на месте. А если хочешь попасть куда-нибудь, надо бежать еще быстрее».

Льюис Кэрролл

«Алиса в стране чудес»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Представление собственного инновационного педагогического опыта iconПубличное представление собственного инновационного педагогического...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя эрзянского языка и мордовской литературы мбоу «Баевская...
Представление собственного инновационного педагогического опыта iconАктуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя эрзянского языка моу «Средняя общеобразовательная...
Представление собственного инновационного педагогического опыта iconПубличное представление собственного инновационного педагогического...

Представление собственного инновационного педагогического опыта iconИсследование как универсальный способ учебной деятельности младших...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме
Представление собственного инновационного педагогического опыта iconПредставление собственного инновационного педагогического опыта учителя...
В данной школе работаю сразу после окончания математического факультета мгу им. Н. П. Огарева, с 1988 года. Имею первую квалификационную...
Представление собственного инновационного педагогического опыта icon«Проблема интеграции на уроках русского языка и литературы в 5-9классах»
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы федотовой о. Н
Представление собственного инновационного педагогического опыта iconИнновационного педагогического опыта (ипо)
Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта «образование»
Представление собственного инновационного педагогического опыта iconПубличное представление собственного инновационного педагогического...
Ознакомление студентов с общей организацией учебной и воспитательной работы школы, гимназии, лицея, дду, класса, группы, путем наблюдения,...
Представление собственного инновационного педагогического опыта iconПредставление собственного инновационного педагогического опыта учителя...
Сост. Л. М. Рыбченкова, М: Дрофа, 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,...
Представление собственного инновационного педагогического опыта iconАннотированный каталог инновационного педагогического опыта учителей...
Описание инновационного опыта учителя английского языка моу сош №25 г. Уссурийска Апанаскевич Татьяны Васильевны 6
Представление собственного инновационного педагогического опыта iconПоложение об обобщении инновационного и передового педагогического...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Холмска муниципального образования...
Представление собственного инновационного педагогического опыта iconПубличное представление собственного педагогического опыта, педагога...
...
Представление собственного инновационного педагогического опыта iconСистемный подход к проблеме обобщения передового инновационного педагогического...
Ипм-5 Системный подход к проблеме обобщения передового инновационного педагогического опыта 11
Представление собственного инновационного педагогического опыта iconПредставления опыта
Систематическая работа по распространению собственного педагогического опыта (в форме регулярных мастер-классов, семинаров, проведения...
Представление собственного инновационного педагогического опыта iconV обобщение и распространение собственного педагогического опыта...
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном, региональном и республиканском уровнях
Представление собственного инновационного педагогического опыта iconТема инновационного опыта: «Формы и методы активного обучения мокшанскому языку»
Краткая аннотация инновационного опыта Житаевой Л. Л., учителя мордовского языка и литературы школы №3 г. Ковылкино


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск