Скачать 186.85 Kb.
|
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Учебно-методический комплекс дисциплины «Социальная психология образования» Разработчики: Туктагулова М.Н. Идентификационный номер: УМКД.12(34)-050400.68-М2.Б.5-2012 Контрольный экземпляр находится на кафедре теории и методики профессионального образования Лист из МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯНаправление— 050400.68 Психолого-педагогическое образованиеМагистерские программы: Тьюторское сопровождение в образовании, Педагогическая психология, Креативные педагогические технологии, Педагогика дистанционного образовательного взаимодействия, Психология управления образованиемФорма подготовки (очная)Название школы ДВФУ: Школа педагогики Название кафедры: Теории и методики профессионального образования курс 1 семестр 1 лекции - 6 (час.) практические занятия- 12 (час.) семинарские занятия лабораторные работы - 12 (час.) консультации всего часов аудиторной нагрузки - 30 (час.) самостоятельная работа - 42 (час.) реферативные работы (количество) контрольные работы (количество) зачет - 1 семестр экзамен Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 376 от 16 апреля 2010 г.). Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры теории и методики профессионального образования, протокол № 12 от «13» июня 2012 г. Заведующая кафедрой: Сазонова А.Н. 2012 г. Составитель: Туктагулова М.Н. Оборотная сторона титульного листа РПУД I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 2012 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (И.О. Фамилия) II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 2012 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (И.О. Фамилия) АННОТАЦИЯ Данный учебный курс разработан для студентов 1 курса, обучающихся по направлению 050400.68 Психолого-педагогическое образование, магистерские программы: «Тьюторское сопровождение в образовании», «Педагогическая психология», «Креативные педагогические технологии», «Педагогика дистанционного образовательного взаимодействия», «Психология управления образованием» (очной формы обучения). Дисциплина «Социальная психология образования» входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин, является логическим продолжением таких учебных курсов, как «Психические процессы и состояния человека», «Мониторинг процессов субъектогенеза в образовании», входящих в базовую часть общенаучного цикла. Её изучение необходимо для последующего изучения следующих учебных дисциплин: «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды», «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления», «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательном процессе». Дисциплина реализуется на 1 курсе в 1 семестре. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия, практические занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа студента. Цель: приобретение профессиональной компетентности в области научно-психологического описания и анализа социального поведения и взаимодействия субъектов образования. Задачи курса:
В результате изучения дисциплины студент должен знать: - теоретические основы социально-психологической науки, историю социальной психологии. - содержание наиболее важных психологических концепций и экспериментальные данные, к которым апеллируют эти концепции. уметь: - выявить социально-психологическую проблематику в смежных отраслях науки и в конкретной области общественной практики; - анализировать информацию и самостоятельно работать с литературными источниками в рамках социально-психологической проблематики. владеть: - методами эффективного общения; - приемами разрешения конфликтных ситуаций. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Дисциплина предполагает овладение следующими компетенциями: способен выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности (ОК-5); способен разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных ситуациях людям с учетом этнокультурной спецификой (ОК-6); умеет организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3); готов осуществлять эффективное профессиональное взаимодействие, способствующее решению широкого круга задач психолого-педагогического и социального сопровождения (ПКНМ-4). I. СТРУКТУРА И содержание теоретической части курса Тема 1. Социальная психология в структуре современных наук (2 час.) Социальная психология в системе научного знания. Направления исследований в социальной психологии. Основные теоретические концепции. Предмет и структура социальной психологии образования. История развития социальной психологии образования. Методы социально-психологического познания. Зависимость методов социальной психологии от особенностей ее предмета. Методы теоретического исследования и практической психодиагностики. Иерархия методов, критерии их классификации. Общая характеристика основных методов в социальной психологии. Методы воздействия на социально-психологические процессы и структуры (практическая социальная психология). Тема 2. Общение в социальной психологии (1 час) Проблема общения в социальной психологии. Краткая история изучения феномена общения. Структура и функции общения. Виды и уровни общения. Средства общения. Понятие, критерии и уровни успешности общения. Методы изучения межличностного общения. Роль стиля общения в педагогической деятельности. Личность учителя и стили общения. Речь и взаимопонимание. Основные характеристики речевого высказывания. Правила, стратегии и тактики речевой коммуникации. Принципы и нормы вербальной коммуникации. Понятие невербальной коммуникации, ее значение в процессе общения. Особенности невербальной коммуникации. Отличие от вербальной коммуникации. Тема 3. Проблема личности в социальной психологии. Личность руководителя в образовании (2 час.) Личность как предмет исследования в социологии и психологии. Специфика социально-психологической проблематики личности. Психология личности руководителя в сфере образования. Психологический анализ профессиональной деятельности руководителя. Профессионально важные качества руководителя. Психологические особенности организации труда и подготовки руководителя. Приемы и техники управления партнером в процессе общения. Административные, организационные, экономические, психологические методы управления и методы правового регулирования в управлении. Психология управленческих решений. Психологические особенности передачи управленческой информации исполнителям. Стимулирование и контроль исполнения решений. Правила подачи обратной связи. Правила эффективного слушания. Тема 4. Социальная психология управления (1 час) Социальная психология управления как наука. Проблема субъекта управления как социально-психологическая. Психологические аспекты функций руководителя. Социально - психологическая компетентность руководителя. Психологические характеристики объекта управления. Феномен влияния в управленческой деятельности. Управление формированием межличностных отношений. Перцептивные процессы в межличностных отношениях. Проблема конфликтов в управленческой деятельности и стратегии их преодоления. Психологические феномены дезинтеграции и снижения продуктивности деятельности. Способы их снятия. Источники формирования социально-психологической компетентности руководителя. II. СТРУКТУРА И содержание ПРАКТИЧЕСКОЙ части курса Практические занятия (12 час.) Занятие 1. Социально-психологическое сопровождение деятельности учителя (2 час.)
Занятие 2. Педагог-психолог как субъект коррекции стилей педагогического общения (2 час.)
Занятие 3. Социально-психологические детерминанты формирования личности учащегося (2 час.)
Занятие 4. Социально-психологическое сопровождение взаимодействия школы и семьи (2 час.)
Занятие 5. Социально-психологическое взаимодействие с родителями (2 час.)
Занятие 6. Социально-психологическое сопровождение управленческой деятельности (2 час.)
Лабораторные работы (12 час.) Занятия 1, 2. Основные теоретические концепции в социальной психологии (4 час.) 1. Направления исследований в социальной психологии. Актуальные проблемы социальной психологии образования (проблема исследования; как она изучалась? какие результаты и выводы получены?). 2. Методы социально-психологического познания. Общая характеристика основных методов в социальной психологии. Занятия 3, 4. Стили педагогического общения (4 час.)
Занятие 5. Проблема личности в социальной психологии (2 час.) 1. Подходы отечественных психологов к пониманию личности с точки зрения социальной психологии. 2. Специфика социально-психологического подхода к личности, в отличие от других. Занятие 6. Социально-психологическое сопровождение деятельности руководителя (2 час.)
III. контроль достижения целей курса Работа студентов в семестре предполагает текущий контроль успеваемости, позволяющий вести мониторинг знаний, умений и навыков, приобретаемых студентами: вопросы и задания для самопроверки, тестовые задания по содержанию (см. «Контрольно-измерительные материалы»). По итогам семестра предусмотрена промежуточная аттестация в форме зачета. Вопросы для текущего контроля успеваемости Тема 1. Социальная психология в структуре современных наук
Тема 2. Общение в социальной психологии
Тема 3. Проблема личности в социальной психологии. Личность руководителя в образовании
4. Охарактеризуйте авторитарного лидера в образовательном учреждении. 5. Каковы основные отличия руководителя от лидера? 6. Что такое стиль руководства? 7. Каким образом в современной науке и практике решается вопрос о выборе оптимального стиля руководства в образовании? Тема 4. Социальная психология управления 1. Приведите определение понятия «психологическое сопровождение образовательного процесса». 2. Назовите основные задачи и направления психологического сопровождения образовательного процесса. 3. Какие методы используются в ходе психологического сопровождения образовательного процесса? 4. Что такое социальная перцепция? 5. В чем проявляется субъективность межличностного восприятия? 6. Каким образом влияют социальные установки на восприятие и оценку друг друга участников образовательного процесса? Вопросы к зачету
IV. ТЕМАТИКА И ПЕРЕЧЕНЬ КУРСОВЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ Курсовые работы и рефераты не предусмотрены учебным планом. V. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Основная литература
16. Столяренко Л.Д. Социальная психология: учебное пособие / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 476 с.
Дополнительная литература
|
Учебно-методический комплекс дисциплины социальная психология специальность 08011 65 «Маркетинг» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Социальная психология» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Пояснительная записка настоящий учебно-методический комплекс по дисциплине... Социальная психология малых групп: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Токмаков Д. Г., Калининград, 2010 | Учебно-методический комплекс дисциплины социальная экология Специальность... Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс социальная психология малых групп Социальная психология малых групп: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Баркаева И. Л., Калининград, 2012 | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная... | ||
Учебно-методический комплекс по курсу «Социальная психология» для... Содержание требований государственного образовательного стандарта по курсу «социальная психология» | Учебно-методический комплекс дисциплины управление образовательными... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины базы данных в социальной... Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального государственного образовательного стандарта 2-го поколения... | Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62... Семеновских Т. В. Социальная психология. Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания для студентов... | ||
Программа курса «Социальная психология» соответствует требованиям... Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры общей и практической психологии | Учебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная... Учебно–методический комплекс материалов по дисциплине опд. Ф. 06 «Зоопсихология и сравнительная психология» разработан в соответствии... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины социальная антропология 040200. 62 «Социология» Учебно-методический комплекс составлен на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... О. И. Дубровина. Психология труда, инженерная психология и эргономика: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология».... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по... М 89 Музыкальная психология и психология музыкального образования [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель:... | Учебно методический комплекс дисциплины психология и педагогика Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... |