МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ) ШКОЛА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Социальная антропология 040200.62 «Социология» Форма подготовки (Очная)
Школа гуманитарных наук
Кафедра социальных наук
курс – 2, семестр − 4.
Лекции – 45час.
практические занятия -45 час.
консультации - час.
всего часов аудиторной нагрузки − 90 час.
самостоятельная работа − 110 час
всего объем нагрузки −200.
экзамен - 4 семестр Учебно-методический комплекс составлен на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования приказ 10.03.2000 г, №79.
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры социальных наук № 1 от 01 октября 2012 г. Заведующая кафедрой социальных наук_______Кузина И.Г. 2012 г.
Составитель - к.ф.н., профессор________________ Залунин В.И.
Содержание
1. Аннотация…………………………………………………………………………………….3
2. Рабочая программа дисциплины…………………………………………………………....5
3. Конспекты лекций…………………………………………………………………………..27
5. Материалы для организации самостоятельной работы студентов………........................43
6. Контрольно-измерительные материалы…………………………………………………...79
7. Список литературы………………………………………………………………………...153
8. Глоссарий…………………………………………………………………….......................164
9. Дополнительные материалы………………………………………………………………310
Аннотация
Учебно-методический комплекс дисциплины «Социальная основы антропология» разработан для студентов 2 курса по направлению 040200.62 «Социология» в соответствии с требованиями образовательного стандарта и учебного плана специальности 040200.62 «Социология», Положением об УМКД основных оСоциально-антропологические основы социальной работы образовательных программ ВПО ДВФУ (утверждено приказом и.о. ректора ДВФУ от 17.04.2012 №12-13-87). УМКД строится на основе ранее разработанного и утвержденного решением кафедры УМК «Антропология» и изданного автором учебного пособия «Антропология» − Владивостоку: Мор. гос. ун-т, 2011.- 341 с. (см. Приложение).
Дисциплина «Социальная антропология» относится к вариантивной части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин учебного плана 040200.62 ООП «Социология»
Дисциплина реализуется на 2 курсе в 4 семестре по дневной форме Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 200 часов. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия (32 часа), семинары (0 часов), самостоятельная работа студента (168 часов). Форма аттестации − экзамен.
Логика изучения дисциплины основана на последовательном переходе от освоения знаний, касающихся предметного самоопределения «Социальной антропологии» - к изучению истории ее развития, от основных разделов ее теоретического уровня - к прикладным.
Изучение данной дисциплины должно базироваться на овладение знаниями естественных и общественных наук на уровне выпускника общеобразовательной школы, а также знаниями дисциплин естественно-научного, социально-гуманитарного и общепрофессионального блоков программы и плана обучения бакалавров первого курса по направлению «Социология» на уровне предъявляемых ими требований.
Курс «Социальная антропология» по своему содержанию связан с такими дисциплинами учебного плана как «Философия», «Концепции современного естествознания», «Культурология», «Политология», «Экономика», «Социология», «Психология», «Геронтология», «Феминология», «Демография», «Этнография», «Социальная экология».
Дисциплина направлена на формирование общекультурных, личностных и профессиональных компетенций
Учебно-методический комплекс включает в себя:
• рабочую учебную программу дисциплины;
• конспекты лекций (развернутый план лекции, методические указания, список литературы, вопросы для самопроверки);
• материалы для организации самостоятельной работы студентов (полные тексты заданий самостоятельной работы, методические указания по их выполнению);
• контрольно-измерительные материалы (темы рефератов и тестовые задания по темам, контрольные вопросы по темам и курсу в целом).
• список литературы;
• глоссарий;
• дополнительные материалы.
Достоинством данного УМКД является его направленность на всестороннее методическое обеспечение процесса глубокого освоения студентами системными знаниями о человеке его связях с естественными, социальными и культурными условиями и социальных практиках в их культурном, пространственном и временном многообразии. Автор-составитель учебно-методического комплекса к.ф.н., профессор Залунин В.И.. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ)
ШКОЛА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК РАБОЧАЯ УЧЕБНА ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИМНЫ
Социальная антропология
040200.62 «Социология»
Форма подготовки (Очная/ заочная)
Школа гуманитарных наук
Кафедра социальных наук
курс – 2, семестр − 4.
Лекции – 45час.
практические занятия -45 час.
консультации - час.
всего часов аудиторной нагрузки − 90 час.
самостоятельная работа − 110 час
всего объем нагрузки −200.
экзамен - 4 семестр Учебно-методический комплекс составлен на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования приказ 10.03.2000 г, №79.
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры социальных наук № 1 от 01 октября 2012 г. Заведующая кафедрой социальных наук_______Кузина И.Г. 2012 г.
Составитель - к.ф.н., профессор________________ Залунин В.И.
I. Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «____» ________________ 20___ г. №
Заведующий кафедрой _________________ ______________
(подпись) (и.о. фамилия)
II. Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «_____» _________________ 20__ г. №
Заведующий кафедрой _________________ _______________
(подпись) (и.о. фамилия)
Аннотация
Дисциплина «Социальная антропология» относится к вариантивной части профессионального цикла дисциплин учебного плана 040200.62 ООП «Социология» и преподается бакалаврам 2 курса дневной формы обучения в 4 семестре.Изучение данной дисциплины должно базироваться на овладение знаниями естественных и общественных наук на уровне выпускника общеобразовательной школы, а также знаниями дисциплин естественно-научного, социально-гуманитарного и общепрофессионального блоков программы и плана обучения бакалавров первого курса по направлению «Социология» на уровне предъявляемых ими требований.
Курс «Социальная антропология» по своему содержанию связан с такими дисциплинами учебного плана как «Философия», «Культурология», «Политология», «Экономика», «Социология», «Психология», «Геронтология», «Феминология», «Демография», «Этнография», «Концепции современного естествознания», «Социальная экология»,
Цели освоения дисциплины
Основным объектом профессиональной (педагогической, научно-исследовательской, социально-технологической, управленческой) деятельности социолога является, в конечном счете, человек, реализующий себя в различных социальных общностях (системах) в их пространственном и временном разнообразии.. Эффективная профессиональна деятельность социолога предполагает овладение всесторонними и глубокими знаниями о человеке, разнообразными направлениями и методиками его исследования, обширным арсеналом социальных и гуманитарных технологий решения проблем его существования. Рациональные основы этих технологий и методик разрабатываются и освящаются целым рядом обществоведческих и гуманитарных дисциплин, предусмотренных образовательным стандартом и учебным планом специальности 040200.62 «Социология». Базисной рациональной основой названных технологий и методиквыступает антропология как интегративная область знаний о человеке.
Цель названной учебной дисциплины состоит в том, чтобы вооружить будущего специалиста системой интегрированных знаний о сущности человека, его месте и назначении в универсуме; связях с основными (естественными, социальными, культурными) условиями жизни; факторах (биогео- физических, телесно-физиологически, психологических и социокультурных) развития; технологиях формирования человека и личности в фило- и онтогенезе; антро- пологических (расовых, этнических, половых, возрастных и др.) измерениях социального и культурно-исторического бытия; многообразии социальных практик в их культурном, временном и пространственном измерении и методах их изучения.
Достижение обозначенных целей предполагает решение следующих задач:
- овладение проблемным полем, основными парадигмами, концептуально-теоретическим содержанием, понятийно-категориальным и логико-методологическим аппаратом, эвристическим потенциалом основных отраслей интегральной и социальной антропологии (антропосоциогенез, этническая антропология, морфология и конституционная антропология, экологическая и социальная антропология, культурная и историческая антропология, психологическая и философская антропология);
- овладение умениями выявления и анализа антропологических измерений (расовых, этнических, половых, возрастных и др.) социо-культурного развития;
- выработку навыков применения теоретических знаний в процессе компаративного анализа разнообразных проблем существования человека;
- овладение знаниями технологий формирования и реализации антропологических проектов развития (физического, психического, социального, культурного) человека и личности. В результате теоретического изучения дисциплины студент должен знать:
предмет, проблемное поле, структуру, функции и методы социальной антропологии, ее место в структуре современного антропологического знания, системе интегральной антропологии и науки в целом, культуре и обществе;
основные этапы развития и парадигмы отечественной и зарубежной антропологической мысли, их антропологические проекты и классические тексты антропологической мысли;
основные концепции, понятия, источники, движущие силы, этапы, предпосылки и факторы антропо-, социо-, расо- и этногенеза;
основные концепции, понятия и методы физической антропологии (морфологии; возрастной, гендерной, конституционной антропологии; антропологии тела);
основные подходы, понятия и категории экологической антропологии, отражающие бытие человека в природе, разнообразные этапы и формы взаимодействия с ней;
основные подходы и понятиями, отражающими структуру и динамику бытия человека в обществе, генезис и многообразие социальных систем и форм самореализации человека, базисные элементы социальной жизни; основные виды, формы и мотивы социальной деятельности, отчужденные и превращенные модусы ее существования;
концепции и понятия, отражающие бытие человека как существа символического, его семиотического пространства, информационной, языковой и коммуникативной структуры личности;
основные концепции сущности культуры и понятия, отражающие особенности культурного бытия человека, структуру, основные противоречия и функции культуры, многообразие форм культурной жизни человека;
механизм социо-культурной динамики как содержание культурно-исторического процесса и историю как процессуальный способ бытия культуры в их антропологическом измерении (как истории образования человека преобразования человеком своей внешней и внутренней природы, форм и средств его жизни);
основные концепции сущности, типологии и структуры личности;
этапы, механизм, основные факторы и противоречия идентификации, социализации, социальной адаптации личности (с учетом расовых, этнических, возрастных и половых особенностей) к природной и социальной среде,
понятиями, отражающие духовную жизнь и экзистенциальные измерения человеческого бытия (смысл жизни и смерти, свобода и ответственность, одиночество и любовь, счастье и отчаяние, сомнение и вера и др.);
права и свободы человека и гражданина, основные международные и отечественные нормативные акты о правах человека, отдельных категорий граждан;
особенности антропологической, социальной и культурологической экспертизы социально-экономических, государственно-правовых и технических проектов.
В результате практического изучения дисциплины студент должен уметь:
применять теоретические знания в процессе компаративного анализа разнообразных культурных практик и проблем существования человека, прогнозирования возможных направлений развития проблемных антропологических ситуаций, поиска оптимальных направлений их разрешения;
конструировать институциональные модели социального поведения и социальные системы с учетом антропологических особенностей (расовых, конституционных, возрастных, половых, этнических, культурных, психологических, социальных, личностноностно-типологических).
выявлять и анализировать антропологические измерения (расовые, этнические, половые, возрастные и др.) социально-культурного развития;
использовать полученные знаний в практической профессиональной деятельности (в организационно-управленческой, экспертно-консультативной, социально-педагогической, культурно-просветительской и коррекционно-профилактической и др. деятельности).
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Структура и содержание дисциплины
Вид учебной работы | Всего часов
| 4 семестр
| Общая трудовая емкость дисциплины
| 200
5.зач.ед..
| 200
5.зач.ед..
| Лекции
| 30
| 30
| Практические занятия
| 30
| 30
| Всего самостоятельная работа
| 104
| 104
| В том числе: рефераты
письменная контрольная работа
| 28
20
| 28
20
| Другие виды
| 120
| 120
| Вид итогового контроля
| Экзамен
| Экзамен
| |