Учебно-методический комплекс дисциплины социальная антропология 040200. 62 «Социология»





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины социальная антропология 040200. 62 «Социология»
страница1/50
Дата публикации20.05.2015
Размер6.8 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
ШКОЛА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


Социальная антропология

040200.62 «Социология»
Форма подготовки (Очная)


Школа гуманитарных наук

Кафедра социальных наук

курс – 2, семестр − 4.

Лекции – 45час.

практические занятия -45 час.

консультации - час.

всего часов аудиторной нагрузки − 90 час.

самостоятельная работа − 110 час

всего объем нагрузки −200.

экзамен - 4 семестр
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования приказ 10.03.2000 г, №79.

Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры социальных наук № 1 от 01 октября 2012 г.
Заведующая  кафедрой социальных наук_______Кузина И.Г. 2012 г.

Составитель - к.ф.н., профессор________________ Залунин В.И.

Содержание

1. Аннотация…………………………………………………………………………………….3

2. Рабочая программа дисциплины…………………………………………………………....5

3. Конспекты лекций…………………………………………………………………………..27

5. Материалы для организации самостоятельной работы студентов………........................43

6. Контрольно-измерительные материалы…………………………………………………...79

7. Список литературы………………………………………………………………………...153

8. Глоссарий…………………………………………………………………….......................164

9. Дополнительные материалы………………………………………………………………310

Аннотация

Учебно-методический комплекс дисциплины «Социальная основы антропология» разработан для студентов 2 курса по направлению 040200.62 «Социология» в соответствии с требованиями образовательного стандарта и учебного плана специальности 040200.62 «Социология», Положением об УМКД основных оСоциально-антропологические основы социальной работы образовательных программ ВПО ДВФУ (утверждено приказом и.о. ректора ДВФУ от 17.04.2012 №12-13-87). УМКД строится на основе ранее разработанного и утвержденного решением кафедры УМК «Антропология» и изданного автором учебного пособия «Антропология» − Владивостоку: Мор. гос. ун-т, 2011.- 341 с. (см. Приложение).

Дисциплина «Социальная антропология» относится к вариантивной части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин учебного плана 040200.62 ООП «Социология»

Дисциплина реализуется на 2 курсе в 4 семестре по дневной форме Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 200 часов. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия (32 часа), семинары (0 часов), самостоятельная работа студента (168 часов). Форма аттестации − экзамен.

Логика изучения дисциплины основана на последовательном переходе от освоения знаний, касающихся предметного самоопределения «Социальной антропологии» - к изучению истории ее развития, от основных разделов ее теоретического уровня - к прикладным.

Изучение данной дисциплины должно базироваться на овладение знаниями естественных и общественных наук на уровне выпускника общеобразовательной школы, а также знаниями дисциплин естественно-научного, социально-гуманитарного и общепрофессионального блоков программы и плана обучения бакалавров первого курса по направлению «Социология» на уровне предъявляемых ими требований.

Курс «Социальная антропология» по своему содержанию связан с такими дисциплинами учебного плана как «Философия», «Концепции современного естествознания», «Культурология», «Политология», «Экономика», «Социология», «Психология», «Геронтология», «Феминология», «Демография», «Этнография», «Социальная экология».

Дисциплина направлена на формирование общекультурных, личностных и профессиональных компетенций

Учебно-методический комплекс включает в себя:

• рабочую учебную программу дисциплины;

• конспекты лекций (развернутый план лекции, методические указания, список литературы, вопросы для самопроверки);

• материалы для организации самостоятельной работы студентов (полные тексты заданий самостоятельной работы, методические указания по их выполнению);

• контрольно-измерительные материалы (темы рефератов и тестовые задания по темам, контрольные вопросы по темам и курсу в целом).

• список литературы;

• глоссарий;

• дополнительные материалы.

Достоинством данного УМКД является его направленность на всестороннее методическое обеспечение процесса глубокого освоения студентами системными знаниями о человеке его связях с естественными, социальными и культурными условиями и социальных практиках в их культурном, пространственном и временном многообразии.
Автор-составитель учебно-методического комплекса к.ф.н., профессор Залунин В.И..
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)

ШКОЛА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
РАБОЧАЯ УЧЕБНА ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИМНЫ

Социальная антропология

040200.62 «Социология»

Форма подготовки (Очная/ заочная)

Школа гуманитарных наук

Кафедра социальных наук

курс – 2, семестр − 4.

Лекции – 45час.

практические занятия -45 час.

консультации - час.

всего часов аудиторной нагрузки − 90 час.

самостоятельная работа − 110 час

всего объем нагрузки −200.

экзамен - 4 семестр
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования приказ 10.03.2000 г, №79.

Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры социальных наук № 1 от 01 октября 2012 г.
Заведующая  кафедрой социальных наук_______Кузина И.Г. 2012 г.

Составитель - к.ф.н., профессор________________ Залунин В.И.


I. Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «____» ________________ 20___ г. №

Заведующий кафедрой _________________ ______________

(подпись) (и.о. фамилия)

II. Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20__ г. №

Заведующий кафедрой _________________ _______________

(подпись) (и.о. фамилия)


Аннотация

Дисциплина «Социальная антропология» относится к вариантивной части профессионального цикла дисциплин учебного плана 040200.62 ООП «Социология» и преподается бакалаврам 2 курса дневной формы обучения в 4 семестре.Изучение данной дисциплины должно базироваться на овладение знаниями естественных и общественных наук на уровне выпускника общеобразовательной школы, а также знаниями дисциплин естественно-научного, социально-гуманитарного и общепрофессионального блоков программы и плана обучения бакалавров первого курса по направлению «Социология» на уровне предъявляемых ими требований.

Курс «Социальная антропология» по своему содержанию связан с такими дисциплинами учебного плана как «Философия», «Культурология», «Политология», «Экономика», «Социология», «Психология», «Геронтология», «Феминология», «Демография», «Этнография», «Концепции современного естествознания», «Социальная экология»,

Цели освоения дисциплины

Основным объектом профессиональной (педагогической, научно-исследовательской, социально-технологической, управленческой) деятельности социолога является, в конечном счете, человек, реализующий себя в различных социальных общностях (системах) в их пространственном и временном разнообразии.. Эффективная профессиональна деятельность социолога предполагает овладение всесторонними и глубокими знаниями о человеке, разнообразными направлениями и методиками его исследования, обширным арсеналом социальных и гуманитарных технологий решения проблем его существования. Рациональные основы этих технологий и методик разрабатываются и освящаются целым рядом обществоведческих и гуманитарных дисциплин, предусмотренных образовательным стандартом и учебным планом специальности 040200.62 «Социология». Базисной рациональной основой названных технологий и методиквыступает антропология как интегративная область знаний о человеке.

Цель названной учебной дисциплины состоит в том, чтобы вооружить будущего специалиста системой интегрированных знаний о сущности человека, его месте и назначении в универсуме; связях с основными (естественными, социальными, культурными) условиями жизни; факторах (биогео- физических, телесно-физиологически, психологических и социокультурных) развития; технологиях формирования человека и личности в фило- и онтогенезе; антро- пологических (расовых, этнических, половых, возрастных и др.) измерениях социального и культурно-исторического бытия; многообразии социальных практик в их культурном, временном и пространственном измерении и методах их изучения.

Достижение обозначенных целей предполагает решение следующих задач:

- овладение проблемным полем, основными парадигмами, концептуально-теоретическим содержанием, понятийно-категориальным и логико-методологическим аппаратом, эвристическим потенциалом основных отраслей интегральной и социальной антропологии (антропосоциогенез, этническая антропология, морфология и конституционная антропология, экологическая и социальная антропология, культурная и историческая антропология, психологическая и философская антропология);

- овладение умениями выявления и анализа антропологических измерений (расовых, этнических, половых, возрастных и др.) социо-культурного развития;

- выработку навыков применения теоретических знаний в процессе компаративного анализа разнообразных проблем существования человека;

- овладение знаниями технологий формирования и реализации антропологических проектов развития (физического, психического, социального, культурного) человека и личности.
В результате теоретического изучения дисциплины студент должен знать:

  1. предмет, проблемное поле, структуру, функции и методы социальной антропологии, ее место в структуре современного антропологического знания, системе интегральной антропологии и науки в целом, культуре и обществе;

  2. основные этапы развития и парадигмы отечественной и зарубежной антропологической мысли, их антропологические проекты и классические тексты антропологической мысли;

  3. основные концепции, понятия, источники, движущие силы, этапы, предпосылки и факторы антропо-, социо-, расо- и этногенеза;

  • основные концепции, понятия и методы физической антропологии (морфологии; возрастной, гендерной, конституционной антропологии; антропологии тела);

  • основные подходы, понятия и категории экологической антропологии, отражающие бытие человека в природе, разнообразные этапы и формы взаимодействия с ней;

  1. основные подходы и понятиями, отражающими структуру и динамику бытия человека в обществе, генезис и многообразие социальных систем и форм самореализации человека, базисные элементы социальной жизни; основные виды, формы и мотивы социальной деятельности, отчужденные и превращенные модусы ее существования;

  2. концепции и понятия, отражающие бытие человека как существа символического, его семиотического пространства, информационной, языковой и коммуникативной структуры личности;

  1. основные концепции сущности культуры и понятия, отражающие особенности культурного бытия человека, структуру, основные противоречия и функции культуры, многообразие форм культурной жизни человека;

  2. механизм социо-культурной динамики как содержание культурно-исторического процесса и историю как процессуальный способ бытия культуры в их антропологическом измерении (как истории образования человека преобразования человеком своей внешней и внутренней природы, форм и средств его жизни);

  3. основные концепции сущности, типологии и структуры личности;

  4. этапы, механизм, основные факторы и противоречия идентификации, социализации, социальной адаптации личности (с учетом расовых, этнических, возрастных и половых особенностей) к природной и социальной среде,

  5. понятиями, отражающие духовную жизнь и экзистенциальные измерения человеческого бытия (смысл жизни и смерти, свобода и ответственность, одиночество и любовь, счастье и отчаяние, сомнение и вера и др.);

  1. права и свободы человека и гражданина, основные международные и отечественные нормативные акты о правах человека, отдельных категорий граждан;

  2. особенности антропологической, социальной и культурологической экспертизы социально-экономических, государственно-правовых и технических проектов.

В результате практического изучения дисциплины студент должен уметь:


  1. применять теоретические знания в процессе компаративного анализа разнообразных культурных практик и проблем существования человека, прогнозирования возможных направлений развития проблемных антропологических ситуаций, поиска оптимальных направлений их разрешения;

  2. конструировать институциональные модели социального поведения и социальные системы с учетом антропологических особенностей (расовых, конституционных, возрастных, половых, этнических, культурных, психологических, социальных, личностноностно-типологических).

  3. выявлять и анализировать антропологические измерения (расовые, этнические, половые, возрастные и др.) социально-культурного развития;

  4. использовать полученные знаний в практической профессиональной деятельности (в организационно-управленческой, экспертно-консультативной, социально-педагогической, культурно-просветительской и коррекционно-профилактической и др. деятельности).



СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Структура и содержание дисциплины

Вид учебной работы


Всего часов

4 семестр

Общая трудовая емкость дисциплины

200

5.зач.ед..

200

5.зач.ед..

Лекции

30

30

Практические занятия

30

30

Всего самостоятельная работа

104

104

В том числе: рефераты

письменная контрольная работа


28

20


28

20


Другие виды

120

120

Вид итогового контроля

Экзамен

Экзамен
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины социальная антропология 040200. 62 «Социология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов одо...
Б. 3 В. 3 Ермолаева В. А. Экономическая и социальная география Тюменской области. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа...
Учебно-методический комплекс дисциплины социальная антропология 040200. 62 «Социология» iconСоциальная антропология учебно-методический коплекс
С 69 Социальная антропология: учебно-методический комплекс / авт сост. М. А. Петрова. – Спб.: Ивэсэп, 2011. 32 с
Учебно-методический комплекс дисциплины социальная антропология 040200. 62 «Социология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине социальная антропология...

Учебно-методический комплекс дисциплины социальная антропология 040200. 62 «Социология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины социальная антропология 040200. 62 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Социальная и экономическая антропология» для...
Автор программы: Сусоколов Александр Александрович, кандидат исторических наук, доцент
Учебно-методический комплекс дисциплины социальная антропология 040200. 62 «Социология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Социальная философия»...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социальная философия» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс дисциплины социальная антропология 040200. 62 «Социология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
...
Учебно-методический комплекс дисциплины социальная антропология 040200. 62 «Социология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины социальная антропология 040200. 62 «Социология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины социальная антропология 040200. 62 «Социология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психолого-педагогическая антропология»
...
Учебно-методический комплекс дисциплины социальная антропология 040200. 62 «Социология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины социология Специальность...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины социальная антропология 040200. 62 «Социология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины социальная антропология 040200. 62 «Социология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины социальная экология Специальность...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины социальная антропология 040200. 62 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Социология молодежи» для направления 040200. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040200....
Учебно-методический комплекс дисциплины социальная антропология 040200. 62 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Социология молодежи» для направления 040200. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040200....
Учебно-методический комплекс дисциплины социальная антропология 040200. 62 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Социальная структура и социальная стратификация»...
Общество как развивающаяся система. Основные подходы к анализу социальной структуры общества


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск