АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОД КРАСНОДАР
муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,
«ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ «ДЕТСТВО»
муниципального образования город Краснодар
Пример индивидуальной образовательной программы для учеников коррекционных классов и учащихся с ограниченными возможностями здоровья, включенных в инклюзивно-образовательный процесс
Направление работы
| Цели/задачи
| Методики
| Сроки
| Диагностический модуль (психолог/логопед):
| Первичная диагностика
Промежуточная диагностика
Промежуточная диагностика
Итоговая диагностика
| 1.Исследования зрительно-моторной координация
особенности нейродинамики, внимания, работоспособности,
визуального линейного и структурного мышление,
объем кратковременной (зрительной и слуховой) памяти, структурно-уровневые характеристики мышления в аудиальной и визуальной модальностях
2. Исследование личностных особенностей, самооценки, семейной атмосферы, эмоциональные установки по отношению к школе
3. Диагностика речевого развития
4. Исследование энергетической обеспеченности и уровень тревожности.
| Гештальт-тест Бендер
Тест Тулуз-Пьерона
Тест Равенна
Проективные рисуночные тесты «Рисунок семьи» и «Дерево»
Тест Тэммл,Дорки,Амен Цветовой тест Люшера
Методика Ясюковой
Динамическое наблюдение, Диагностическое интервью
| До 15.10
15.12-25.12
10.03-22.03
20.04-15.05
| Коррекционный модуль: 1 этап Занятия с педагогом-психологом Сентябрь-ноябрь
| Развитие аналитико-синтетической сферы
| Развитие способности анализировать простые закономерности.
Умение выделять в явлении разные особенности, вычленять в предмете разные свойства и качества
| 1. Задачи на группировку:
Исключи лишнее
Сходство и различие
Продолжи закономерность.
2. Аналитические задачи с прямым утверждением.
|
| Развитие внимания
| Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания
| 1.Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах, составление простых узоров из карточек по образцу, «Графический диктант».
2.Игры:
Муха
Внимательный художник
Точки
И мы
Запутанные дорожки
|
| Развитие пространственного восприятия и воображения
| Развитие пространственной ориентировки, восприятия глубины и объема, выделение фигуры из фона.
Формирование элементарных конструктивных навыков и воображения.
| 1.Упражнения:
Графический диктант
Наложенные рисунки
Составление мозаики из 4 элементов с зарисовыванием в тетрадь
Нахождение заданной фигуры из двух или более изображений
|
| Память
| Развитие объема и устойчивости памяти
| Список упражнений, методик
|
|
| Развитие объема и устойчивости визуальной памяти
| 1.Упражнения на запоминания 5-6 предметов без учета местоположения.
2. Игры «Внимательный художник», «Найди отличия»
|
| Развитие личностно-мотивационной сферы
| Формирование учебной мотивации
Снятие тревожности и других невротических комплексов, связанных с адаптацией
| 1.Упражнения-этюды на перевоплощение.
2. Рисунки «Моя проблема»
|
| Коррекционный модуль: 1 этап Занятия с учителем-логопедом
| Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи
| Формирование навыков учебной работы.
Развитие наблюдательности к языковым явлениям, развитие слухового внимания и памяти, самоконтроля, способности к переключению.
| 1Развитие фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова.
2. Коррекция дефектов произношения.
|
| Развитие личностно-мотивационной сферы
| Формирование учебной мотивации
| Речь и предложение;
Предложение и слово
|
|
|
| Звуки речи;
Гласные звуки (и пройденные в классе буквы);
|
|
|
| Деление слов на слоги;
Ударение.
Согласные звуки (и пройденные в классе буквы).
Твердые и мягкие согласные.
|
|
|
| Звонкие и глухие согласные: п-б, т-д, к-г, с-з, ш-ж.
С-ш, з-ж, р-л, ч-ть,щ-ч,ц-с, ц-ч,ц-т.
|
| Коррекционный модуль: 2 этап Занятия с педагогом-психологом Декабрь -февраль
|
Развитие аналитико-синтетической сферы
| Развитие наглядно-образного-мышления и способности анализировать.
Умение строить простейшие обобщения, при которых после сравнения требуется абстрагироваться от несущественных признаков
| 1. Задачи на группировку:
Дорисуй девятое
Продолжи числовой ряд.
Продолжи закономерность.
2. Аналитические задачи с прямым и обратным утверждением.
3.Логические задания на поиск недостающей фигуры с нахождением 1-2 особенностей, лежащих в основе выбора
|
| Развитие внимания
| Развитие переключения внимания и навыков самоконтроля
| 1.Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах с опорой на план, составление простых узоров из карточек по образцу, «Графический диктант» с аудиальной инструкцией.
2.Игры:
«Муха» с визуальным контролем
Внимательный художник
Точки
Запутанные дорожки
|
| Развитие пространственного восприятия и воображения
| Развитие восприятия зашумленных объектов
Формирование элементов конструктивного мышления и конструктивных навыков
| 1.Упражнения:
Складывание узоров по образцу и памяти.
Составление мозаики из 9 элементов с зарисовыванием в тетрадь.
Получение заданной геометрической фигуры из других фигур.
«Зашифрованный рисунок»
|
| Память
| Развитие аудиальной и визуальной памяти
| 1.Упражнения на запоминания 5-7 предметов учетом местоположения.
2. Игра «Снежный ком» для запоминания информации, представленной аудиально
|
| Развитие личностно-мотивационной сферы
| Развитие познавательной активности и чувства уверенности в своих силах
| 1.Упражнения на формирование стремления к размышлению и поиску, требующие нетрадиционного подхода: задания «подбери пару», лабиринты, логические задачи.
|
| Коррекционный модуль:2 этап Занятия с учителем-логопедом
| Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка
| 1.. Уточнение значений слов, дальнейшее обогащение словарного запаса.
2. Уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи.
3.совершенствование строить и перестраивать предложения адекватно замыслу.
| 1. Состав слова: корень слова, окончание, приставка, суффикс.
2. Сложные слова.
3. Род существительных и прилагательных, число, падеж.
4. Число, время глаголов.
5. Безударные гласные..
|
|
Коррекционный модуль:3 этап Занятия с педагогом-психологом Март-май
| Развитие аналитико-синтетической сферы
| Развитие наглядно-образного-мышления и способности анализировать.
Анализ и синтез на основе простейшие обобщения, с абстрагированием от несущественных признаков
| 1. Задачи на группировку:
Дорисуй девятое
Продолжи числовой ряд.
Продолжи закономерность.
2. Аналитические задачи сна вывод заключений из двух отношений, связывающих три объекта.
3.Логические задания на поиск недостающей фигуры с нахождением 2-3 особенностей, лежащих в основе выбора
Игра
«Угадай слово».основанная на построении дерева понятий
|
| Развитие внимания
| Развитие переключения внимания, формирование навыков произвольности
| 1.Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах с опорой на план и составление собственных планов к лабиринтам.
2.Игра «Кто быстрее и точнее», «Муха» 3 уровень.
|
| Развитие воображения
| Развитие творческого воображения.
Формирование элементов конструктивного мышления
| 1.Упражнения:
Складывание узоров по образцу и памяти.
Составление мозаики из 9 элементов с зарисовыванием в тетрадь.
Получение заданной геометрической фигуры из других фигур.
«Зашифрованный рисунок»
|
| Память
| Развитие аудиальной, тактильной и визуальной памяти: увеличение объема, устойчивости, эффективности перевода информации из кратковременной в долговременную память
| 1.Упражнения на запоминания 7-9 предметов учетом местоположения, «Зрительный диктант»
2. Игра «Снежный ком» для запоминания информации, представленной аудиально, «Волшебный мешочек»
|
| Развитие личностно-мотивационной сферы
| Развитие навыков совместной деятельности
| 1.Упражнения, развивающие навыки совместной деятельности и чувства ответственности за принятые решения
|
| Коррекционный модуль: 3 этап Занятия с учителем-логопедом
| Восполнение пробелов в формировании связной речи
| Развитие навыков построения связного высказывания :
1. установление логической последовательности, связности.
2. Отбор языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях общения
| 1. Предложения повествовательные, вопросительные, восклицательные.
2. Связь слов в предложении.
3. Предложения с однородными членами.
4. сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
5. Текст, тема, главная мысль
|
|
Базовый модуль:
|
| Предмет
| Тема
Разделы
| Содержание
| Организационные формы обучения
| Методы, приемы
| ЗУН
| 1.Обучение грамоте
1.1. Подготовка к обучению грамоте
68
| 1.Звуки речи.
2. Ударение.
3.Предложение. Слово
4.Ознакомление с произведениями художественной литературы
| 1. Развитие речевого слуха.
2.Сенсорное развитие артикуляционных органов
3. Формирование звукового анализа и синтеза.
4.Уточнение, расширение и систематизация словарного запаса.
5.Ознакомление с предложением и словом в предложении.
6.Развитие инициативной речи и мышления.
7.Развитие зрительно-моторных координаций.
8. Развитие пространственной ориентации.
9. Подготовка к обучению техники письма
| 1. Индивидуальная форма обучения с оказанием стимулирующей, направляющей, обучающей помощи учителем и сопровождающим.
2. Работа в гетерогенных группах по развитию инициативной речи и мышления.
2.Работа в парах по развитию словарного запаса.
| 1. Артикуляционная гимнастика.
2. Дыхательная гимнастика.
3.Упражнения на развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
4.Объяснение с подробным комментарием.
5. Консультации.
6.Здоровьесберегающие технологии.
| Знать:
1.О двух группах звуков русского языка: гласных и согласных.
2.Различать на слух твердые и мягкие согласные.
3.Выделять слова из предложения.
4.ориентироваться на стр. тетради, рисовать узоры, орнаменты, бордюры в пределах тетрадной строки.
Уметь:
1.Различать на слух выделенные из слов звуки речи.
2.Последовательно вычленять звуки из слов любых слоговых структур, написание которых не расходится с произношением
| 1.2. Букварный период
169 час
2.Математика
2.1. Пропедевтический период 14 ч.
2.2 Нумерация
2.3.
Сложение и вычитание в пределах 10 (16)
2.4. Сложение и вычитание в пределах 20 (16ч.)
| 1.Обучение чтению
1.1.Гласные и согласные.
1.2.Обучение синтетическому приему чтения.
1.3.Составление небольших предложений
1.4 Слушание сказок
2. Обучение письму:
2.1Усвоение написания прописных и строчных букв.
2.2.Письмо букв.
2.3.Списывание и письмо под диктовку
1.Выявление знаний по математике
2.Действия с группами предметов. Геометрические фигуры.
3.Размер предметов.
4.Пространственные и временные представления.
5.Линейные и плоскостные представления.
6.Количество и счет.
7. Подготовка к письму цифр.
1. счет в пределах 10.
2.Состав чисел от 2 до 10.
3. Отрезок.
1. Сложение и вычитание в пределах 10.
2.Геометрические фигуры.
1. Образование чисел из одного десятка и единиц путем присчитывания по 1 единице.
2.Назвние и обозначение чисел от 11 до 20.
3.Запись и сравнение чисел.
4. Решение задач в одно действие.
5. Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 20.
| 1.Социально-бытовая ориентация
2.Развитие жизненной компетенции через самостоятельное решение образовательных проблем.
| 1. Индивидуальная форма обучения с оказанием стимулирующей, направляющей, обучающей помощи учителем и сопровождающим по развитию процесса письма и чтения
2. Работа в гетерогенных группах по развитию связной речи.
2.Работа в парах по развитию техники чтения.
1.Индивидуальная форма обучения с оказанием стимулирующей, направляющей, обучающей помощи учителем и сопровождающим по развитию математических навыков.
2.Работа в гетерогенных группах по закреплению навыков решения задач.
3.Работа в парах по развитию вычислительных навыков
| 1.Методы и приемы по развитию функций, лежащих в основе письменной речи.
2. Снижение темпа и объема выполнения письменных заданий.
3. Метод опережающего обучения.
4. Письмо с отрывом руки при написании элементов букв
5.Здоровьесберегающие технологии.
1.Методы и приемы по 4. Письмо с отрывом руки при написании элементов букв развитию пространственной ориентации, временных понятий, логического мышления.письменной речи.
2. Снижение темпа и объема выполнения письменных заданий.
3. Метод опережающего обучения.
5.Здоровьесберегающие технологии.
| Уметь:
1.Проводить звуковой анализ слов, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки.
2.Знать все буквы, правильно писать строчные и заглавные буквы.
3.Различать сходные по начертанию буквы: о-а. и-у, д-б, п-т, г-р, и-ш, г-к, м-м.
4.Делить слова на слоги.
5.Выделять ударный слог, правильно ставить знак ударения.
6.Вычленять слова из предложения.
7.Употреблять заглавную букву в начале и точку в конце предложения.
8.Списывать с печатного текста слова4. Письмо с отрывом руки при написании элементов букв, написание которых не расходится с произношением.
9. Писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением.
10.Читать по слогам небольшие предложения и связные тексты.
11.Отвечать на вопросы по тексту.
12.Знать наизусть 3-5 стихотворений.
Знать:
1.Последовательность чисел от 0 до 20.
2.Таблицу сложения в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания.
3.Геометрические термины: точка, отрезок, прямая,
4. Названия и назначения инструментов для черчения.
Уметь:
1.Считать предметы в пределах 20, записывать и читать числа от 0 до 20.
2.Решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
3. Измерять и чертить отрезки;
4.Пользоваться измерительными инструментами.
|
Методические рекомендации подготовили специалисты МБОУ ЦДК «Детство»
Харченко Т.В., Переборова Л.А., Бошук С.В.
2012 год. |