Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социальная мифология»





Скачать 87.91 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «Социальная мифология»
Дата публикации02.03.2016
Размер87.91 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
Институт психологии и педагогики


Утверждаю

Заведующая кафедрой
социально-психологической безопасности личности
_______________ / /
Решение заседания кафедры
(протокол №________

«___» ____________201__г.)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «Социальная мифология»

Специальность: 030301.65 Психология

Квалификация: психолог, преподаватель психологии


Составитель:

канд. психол. наук, доцент
Трушкова Светлана Викторовна




Москва

2012

1. Организационно-методический раздел
1.1. Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины: выявление роли мифологических составляющих в современной жизни, включение мифологических составляющих мировоззрения в анализ современных социальных процессов.
Задачи дисциплины:

  1. рассмотреть составляющие высшей и низшей мифологии;

  2. определить роль русской народной сказки в формировании особенностей российского менталитета;

  3. выявить роль мифологических составляющих в современной жизни и социальных процессах российского общества.


1.2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программе ВПО
Дисциплина «Социальная мифология» относится к циклу дисциплин специализации.
Cпециальные требования к входным знаниям:
«Социальная мифология» является завершающей дисциплиной социально-психологического блока. Данная дисциплина опирается на содержание предыдущих курсов «Социальная психология», «Методы социально-психологического исследования»,

«Качественные методы социально-психологического исследования».
Общая трудоемкость дисциплины: 64 академических часа.
Рекомендуемая форма итогового контроля: зачет.
1.3.Требования к результатам освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

  • основы системного анализа мифологии;

  • подходы к анализу составляющих мифологического мышления;

  • структуру мифологического мышления;

  • психологические феномены российского менталитета.


уметь:

  • выявлять содержание мифологических составляющих менталитета российского общества;

  • анализировать динамику социальных процессов;

  • прогнозировать типичные формы поведения при анализе социальных процессов.


владеть:

  • основными приёмами анализа составляющих менталитета;

  • выявлять взаимосвязь структурных элементов менталитета и составляющих мифологии;

  • систематизацией социальных процессов в обществе с опорой на составляющие менталитета.



2. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество часов

Аудиторная работа

Самостоятельная
работа

Для очной формы обучения
















Лекции

10




Практические / Семинарские

20




Лабораторные







Консультации







Итоговая работа по выбранной теме







КСР

2




Итоговый контроль: зачет

+




Общий объем часов по дисциплине

32

32



















Для заочной формы обучения
















Лекции

4




Практические / Семинарские

8




Лабораторные







Консультации







Итоговая работа по выбранной теме







Контрольные работы







Итоговый контроль: зачет

+




Общий объем часов по дисциплине

12

52











3. План занятий

3.1. Разделы дисциплины и виды учебной работы (занятий) для очной формы обучения





Наименование разделов

для очной формы

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Всего часов







Лекции

Практич

КСР







1

Миф как отражение представлений о мире и месте человека в нем.

2

4




6

12

2

Мифология русского народа.

2

6

1

8

17

3

Мифология и сказка.

4

4




8

16

4

Современные мифы.

2

6

1

10

19

Итого

10

20

2

32

64







Наименование разделов
для заочной формы

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Всего часов







Лекции

Практич

КСР







1

Миф как отражение представлений о мире и месте человека в нем.

1

2




13

16

2

Мифология русского народа.

1

2




13

16

3

Мифология и сказка.

1

2




13

16

4

Современные мифы.

1

2




13

16

Итого

4

8




52

64



3.2. Содержание разделов дисциплины
Тема 1. Миф как отражение представлений о мире и месте человека в нем.

Социально-психологический анализ мифов. Роль мифологии в жизни первобытных племен. Основания для классификации мифов. Виды мифов. Формирование высшей и низшей мифологии.

Тема 2. Мифология русского народа.

Мифология русского народа. Мифология и религия. Русские народные праздники как отражение уклада жизни. Славянская мифология и ее отражение в современной жизни.

Тема 3. Мифология и сказка.

Роль сказки в создании гендерных мифов. Роль пословиц и поговорок в формировании российского менталитета. Психологический анализ мифологических составляющих российского менталитета.

Тема 4. Современные мифы.

Мифология стресса. Мифологические представления о семье. Психологические особенности мифологий разных народов. Интегральные и дифференцирующие аспекты мифологии разных народов.


4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
4.1. Рекомендуемая литература

Основная литература:
1. Гидденс, Э. Последствия современности. // Мониторинг общественного мнения. [Электронный ресурс] - 2010. № 6 (100). С. 169-181. Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/2013/07/25/1251241193/2010_6%28100%29_19_Giddens.pdf
2. Васильев, Л.С. О закономерностях эволюции. // Общественные науки и современность. [Электронный ресурс] - 2012. № 4. С. 150-161. Режим доступа:

http://ecsocman.hse.ru/data/2015/01/16/1251152605/150-161%28Basilev%29.pdf
Дополнительная литература:


  1. Баркова, А.Л. Мифология. Авторская программа. Лекция 1. Мифологическое мышление [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mith.ru/alb/mith/myth01.htm

  2. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., Политиздат, 2009.

  3. Умрихин, В.В.. Путь к функциональному пониманию психики как предпосылка психологии XX века [Электронный ресурс] - Добавлено 18.04.2009. - Режим доступа: http://psychology-online.net/articles/doc-1279.html

  4. Фрейд З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. СПб, Алетейя, 2007.

  5. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. М., Киев, Совершенство, Port-Royal, 2009.


4.2. Методическое обеспечение дисциплины
4.2.1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для преподавателей.

В процессе проведения занятий необходимо уделять внимание методологическим основаниям построения курса. Студенты должны получить знания о структуре и функциях мифа, их разновидностях. Рекомендуется изучать мифологические составляющие современного общества с опорой на текущие социальные процессы, опираясь на анализ происходящих событий.
4.2.2. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для студентов

Для успешного овладения дисциплиной рекомендуется уделять внимание систематизации получаемых знаний, построению системной картины мировоззрения современного человека, включая в нее содержание пословиц и поговорок, материала сказок, обычаев, ритуалов повседневной жизни. Особое внимание следует обратить на прогнозирование поведения общества с опорой на составляющие мировоззрения.


4.3. Материально-техническое обеспечение реализации учебной программы дисциплины:
Для изучения дисциплины «Социальная мифология» необходима учебная аудитория, оборудованная следующими аудиовизуальными средствами: компьютер, проектор, DVD- плеер. Для анализа социальных процессов через призму мифологических составляющих менталитета необходим компьютер с выходом в Интернет.
4.4. Содержание текущего и промежуточного контроля
4.4.1. Текущий контроль: контрольная работа.

Примерные темы контрольных работ:


  1. Сравнительный анализ составляющих высшей и низшей мифологии.

  2. Пословицы и поговорки как составляющие менталитета.

  3. Гендерные и социальные роли в сказках разных народов.

  4. Интегральные и дифференцирующие аспекты мифологии разных народов.

  5. Гендерные мифы российского народа.


4.4.2. Промежуточный контроль

Форма промежуточного контроля – зачет.

Оценивание студента на зачете по дисциплине

Результат зачёта

Требования к знаниям

зачтено

Оценка «зачтено» ставится, если студент по дисциплине имеет знания не ниже уровня «удовлетворительно», т.е. имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала.

Не

зачтено

Оценка «не зачтено» по дисциплине выставляется студенту, если он имеет знания ниже уровня «удовлетворительно», т.е. не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки. Как правило, оценка «не зачтено» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.



4.4.3. Содержание контрольных мероприятий.

Примерная тематика КСР.

  1. Мифологическая составляющая в сказке.

  2. Мифология славян.

  3. Мифические существа в верованиях славян.

  4. Современная мифология.


Темы рефератов.

  1. Роль интернета в создании современных мифов.

  2. Специфика использования интернета современной молодежью.

  3. Высшие божества славянской мифологии.

  4. Низшие существа славянской мифологии.

  5. Пословицы и поговорки как отражение ментальности.

  6. Обряды и ритуалы в современной жизни.

  7. Современные мифы мегаполиса.


Компьтерное тестирование по дисциплине не предусмотрено.
Вопросы к зачету.

  1. Социально-психологический анализ мифов.

  2. Роль мифологии в жизни первобытных племен.

  3. Основания для классификации мифов. Виды мифов.

  4. Формирование высшей и низшей мифологии.

  5. Социально-психологическая роль высшей мифологии.

  6. Социально-психологические особенности низшей мифологии.

  7. Мифология русского народа.

  8. Мифология и религия.

  9. Мифология и сказка. Социальные роли в сказках.

  10. Роль сказки в создании гендерных мифов.

  11. Роль пословиц и поговорок в формировании российского менталитета.

  12. Психологический анализ мифологических составляющих российского менталитета.

  13. Мифология стресса.

  14. Мифологические представления о семье.

  15. Психологические особенности мифологий разных народов.

  16. Мифология и шаманизм. Элементы шаманского мировоззрения в обыденной жизни.

  17. Интегральные и дифференцирующие аспекты мифологии разных народов.

  18. Определение, составляющие и функции менталитета.

  19. Психологический анализ вклада пословиц и поговорок в формирование менталитета.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социальная мифология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «социальная экология»
Панов В. И. Социальная экология. Учебно-методический комплекс – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 2009, 72с
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социальная мифология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Корпоративная социальная ответственность»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социальная мифология» iconПояснительная записка настоящий учебно-методический комплекс по дисциплине...
Социальная психология малых групп: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Токмаков Д. Г., Калининград, 2010
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социальная мифология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины социальная экология Специальность...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социальная мифология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социальная мифология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины базы данных в социальной...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального государственного образовательного стандарта 2-го поколения...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социальная мифология» iconСоциальная антропология учебно-методический коплекс
С 69 Социальная антропология: учебно-методический комплекс / авт сост. М. А. Петрова. – Спб.: Ивэсэп, 2011. 32 с
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социальная мифология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине социальная антропология...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социальная мифология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине корпоративная социальная ответственность
Целью изучения дисциплины “Корпоративная социальная ответственность” является формирование у бакалавров в будущей профессиональной...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социальная мифология» iconУчебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социальная мифология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Социальная психология»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социальная мифология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины социальная антропология 040200. 62 «Социология»
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социальная мифология» iconУчебно-методический комплекс социальная психология малых групп
Социальная психология малых групп: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Баркаева И. Л., Калининград, 2012
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социальная мифология» iconРоссийской федерации
Суворова И. В. Косович Д. В. Мифология литературы Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социальная мифология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Методы оптимальных решений»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных, практических и лабораторных...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социальная мифология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Медиапсихология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск