Скачать 361.24 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (МГГУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ДН(М).Р.1 Психолого-педагогический практикум Основная образовательная программа подготовки бакалавра (магистра) по направлению подготовки бакалавриата (магистратуры) «050700- Педагогика» Утверждено на заседании кафедры психологии Психолого-педагогического института (протокол № 5 от 17 января 2012г.) Зав. кафедрой ____________ (Синкевич И.А.) 2012 РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
О.Н.Недосека, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии (МГПУ) Е.Н. Гошева, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой психологии и общих гуманитарных дисциплин филиала НОУ ВПО СФГА в г. Мурманске
Наблюдение как способ познания другого человека для психолога оказывается важным инструментом. А подчас и единственным методом, способным дать хоть какую-либо информацию об изучаемой личности. Психолог во время наблюдения получает ценную информацию для раскрытия тех или иных психических характеристик человека. Дисциплина «Психолого-педагогический практикум» (по наблюдению и наблюдательности) является полезным курсом для психологов, поскольку они все чаще обращаются к наблюдению как к способу познания психики людей. А поскольку наблюдение является основой для развития наблюдательности, важного качества для любого педагога-психолога, ему и следует уделить особое внимание. Целью практикума является развитие профессионально важного для специалиста сферы «человек – человек» качества – наблюдательности. Данный курс позволяет решить следующие задачи:
Курс состоит из ряда лекций, раскрывающих проблематику наблюдения как метода сбора данных, лабораторных занятий, направленных на формирование наблюдательности и заданий для самостоятельной работы. При разработке программы курса использовался материал Л.А.Регуш.
1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы
1 вариант - для специальности «050700 – Педагогика».
Тема 1. Метод наблюдения и его исследовательские возможности. Наблюдение как метод науки. Его значение и функции. Требования, предъявляемые к проведению наблюдения. История появления и использования наблюдения в науке. Виды наблюдения, их достоинства и недостатки: по направленности: самонаблюдение, объектное; по времени: краткосрочное, длительное, циклическое; по полноте: сплошное, выборочное; по позиции наблюдателя: включенное, не включенное; по форме записи: фотографическое, обобщенное, интерпретационное; по ограничению, вводимому наблюдателем: формализованное, неформализованное. Проблема объективности и возможные ошибки при использовании метода. Требования, предъявляемые к личности наблюдателя. Тема 2. Техники наблюдений. Способы фиксации наблюдения. Способы фиксации фактов в виде записей. Характеристики схем наблюдения. Наблюдаемые признаки и способы их регистрации. Влияние цели наблюдения на выбор способов фиксации. Ориентировочная программа наблюдения. Подготовка и организация наблюдения. Тема 3. Методики наблюдения и их анализ. Проведение анализа методик наблюдения с целью конкретизации рассмотренных выше видов наблюдения: методика наблюдения за эмоциональным возбуждением (А.Ц. Пуни); методика экспертной оценки невербального поведения личности (В.А. Лабунская); методика наблюдения за словесным воздействием учителя на уроке (Л.А. Регуш); схема наблюдения за ребенком при психологическом обследовании (П. Гусникова) и др. Тема 4. Наблюдательность как свойство человека. Понятие о наблюдательности. Особенности наблюдательности. Факторы, влияющие на наблюдательность. Профессиональная наблюдательность, связь объекта труда и особенностей наблюдательности. Специфика наблюдательности в профессиях типа: «человек – человек», «человек – техника», «человек – художественный образ», «человек – природа». Тема 5. Средства выразительности. Средства выразительности как проявления психических свойств и состояний человека. Позы, жесты, мимика, физиогномическая маска, внешний вид и др. Типы телосложений по Э. Кречмеру. Походка важнейшие признаки походки, ее типы, психологическая характеристика. Связь походки с устойчивыми свойствами человека: характером, темпераментом, самооценкой. Тема 6. Жесты и их специфика. Понятия о жестах. Особенности жестов как средства общения. Жесты открытости; жесты защиты; жесты оценки; жесты скрытности; жесты готовности; жесты перестраховки; жесты кооперации; жесты фрустрации; жесты доверия и недоверия; жесты самоконтроля и др. Взаимосвязь типов телосложения и движения рук (по А. Штанглю). Понимание жестов в повседневной жизни: жесты без зрителей; рукопожатия; вечеринки; жесты в профессиональной сфере и др. Тема 7. Позы и их психологическая характеристика. Понятие о позе. Составляющие позы. Особенности позы как неосознаваемого средства выразительности. Позы готовности; позы принятия; Позы скуки; позы ухаживания; позы самоконтроля и др. Позы как способ передачи психического состояния и отношения. Тема 8. Мимика, ее составляющие и особенности. Понятие о мимике. Мимические явления лица: складки на лбу: горизонтальные, вертикальные, «складки нужды»; глаза: степень открытости, направления взгляда, движения взгляда; рот: степень открытости, впечатление, направление уголков рта; область носа и реакции вкуса. Характеристики и особенности смеха и улыбок. Степень подвижности мимики.
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ) ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ. Лабораторное занятие 1. Цель: Проверка готовности к межличностному познанию, знакомство с внешним обликом человека, как объекта наблюдения. План: 1. Опросник «Как я изучаю собеседника». 2. Упражнение «Кто твой друг». 3. Упражнение «Опиши портрет». 4. Упражнение «Угадай по губам». Домашнее задание: подобрать фотографии людей с различными типами телосложения, строением головы, чертами лица. Составить описание внешности одного члена группы и одной знаменитости. Литература: Основная:
Дополнительная:
Лабораторное занятие 2. Цель: закрепление знаний о внешнем облике человека. План: 1. Проверка домашнего задания. Ознакомление с описаниями, составленными студентами. 2. Упражнение «Человек – животное». 3. Упражнение «Что в имени тебе моем...». 4. Упражнение «Зарисуй фамилию». Литература: Основная:
Дополнительная:
Лабораторное занятие 3. Цель: Знакомство со средствами выразительности, характеризующими психические состояния и свойства человека. План:
Литература: Основная:
Дополнительная:
Лабораторное занятие 4. Цель: закрепить представления о средствах выразительности людей, научить читать мимику лица другого человека и дифференцировать ее элементы. План: 1.Тест «Что говорят нам мимика и жесты». 2. Упражнение «Распознай эмоции». 3. Упражнение «О чем говорят лица?» 4. Упражнение «Где чье?» 5. Упражнение «Подбери лицо». Домашнее задание: подобрать изображения различных поз, мимики, физиогномической маски, с тем, чтобы на следующем уроке попробовать «прочесть» их значение. Литература: Основная:
Дополнительная:
Лабораторное занятие 5. Цель: развитие способности связывать в единое целое различные элементы невербального поведения. План: 1. Опросник «Оценка воздействия невербальных факторов на успешность общения». 2. Упражнение «Подбери фразу». 3. Упражнение «Чудная ситуация». 4. Упражнение «Нерадивый художник». Литература: Основная:
Дополнительная:
Лабораторное занятие 6. Цель: отработать умение проводить наблюдения в соответствии с целью, развивать дифференцированность восприятия при наблюдении людей. План:
Литература: Основная:
Дополнительная:
Лабораторное занятие 7. Цель: Отработка избирательности восприятия при наблюдении. План: 1.Упражнение «Что изменилось?». 2. Упражнение «Пять вопросов». 3. Упражнение «На футбольном матче». 4. Упражнение «Найди отличия». 5. Упражнение «Описание». Домашнее задание: провести наблюдение за людьми разных профессий, чтобы выявить те признаки, по которым можно судить об их профессиональной принадлежности. Литература: Основная:
Дополнительная:
Лабораторное занятие 8. Цель: тренировка умения сроить умозаключения на основе наблюдения, понимать и объяснять наблюдаемые события. План:
Литература: Основная:
Дополнительная:
Лабораторное занятие 9 – 12. Цель: закрепить знания учащихся о невербальных способах передачи информации, и умение пользоваться средствами выразительности в ходе общения. План:
Литература: Основная:
Дополнительная:
Лабораторное занятие 13. Цель: подведение итогов тренинга по развитию наблюдательности. План:
Литература: Основная:
Дополнительная:
1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины. 1.9.1 Перечень используемых технических средств:
1.9.2 Перечень используемых пособий — не предусмотрено. 1.9.3. Перечень видео- и аудиоматериалов — не предусмотрено. 1.10 Примерные зачетные тестовые задания. Цель: проверка знаний студентов по курсу «Психолого – педагогический практикум». Вариант заданий: 1 ТЕСТ. 1.Целенаправленное, планомерное, последовательное восприятие внешнего поведения человека, с целью последующего анализа и обработки, называется А) экспериментом Б) наблюдением В) интроспекцией Г) наблюдательностью 2.Отождествления строения тела (антропометрических показателей) и особенностей темперамента и характера нашло отражение в теориях: А) У. Шелдона и Э. Кречмера Б) А. Штангля и А. Пиза В) И. Лангмейера и А. Захарова Г) У. Шелдона и А. Пиза 3.Форма записи наблюдения, при которой отмечаются все подробности поведения человека не зависимо от поставленной цели: А) обобщенное Б) интерпретационное В) фотографическое Г) сплошное 4.Основным познавательным процессом, задействованным в наблюдении, является: А) мышление Б) память В) воображение Г) восприятие 5.В каком из перечисленных аспектов, наблюдение не рассматривается: А) как способ организации деятельности Б) как психическая деятельность В) как вид познавательной деятельности Г) как метод сбора данных 6.Требование, не предъявляемое к наблюдению, как методу: А) систематичность Б) целенаправленность В) ограниченность Г) объективность 7.Исследователь, выделивший пикнический, лептосомный и атлетический типы телосложения человека: А) Дж. Харрисон Б) Э. Кречмер В) А. Штангль Г) Э. Толмен 8.Наблюдение, охватывающее одновременно многие стороны поведения человека и ведущееся в течение длительного времени, называется: А) формализованным Б) выборочным В) объективным Г) сплошным 9.По направленности наблюдения бывают: А) сплошными и выборочными Б) объективными и самонаблюдениями В) включенными и не включенными Г) формализованными и неформализованными 10.Тип восприятия, характеризующийся обобщенным отражением и определением основного смысла происходящего, называется: А) синтетическим Б) аналитико-синтетическим В) аналитическим Г) эмоциональным 11.Фактором, не оказывающим влияния на индивидуальные особенности наблюдательности, является: А) сенсорная организация личности Б) тип восприятия В) интерес к исследуемому объекту Г) поведение исследуемого объекта 12.Статическое выражение внутреннего состояния человека через положение тела и его частей, называется: А) мимикой Б) жестом В) позой Г) походкой 13.На выбор способа фиксации наблюдения оказывает влияние его: А) цель Б) объект В) тип Г) предмет 14.Наблюдение, имеющее какой -либо ограничение извне, называется: А) сплошным Б) объектным В) формализованным Г) неформализованным 15.Автором методики наблюдения за проявлениями межличностных влечений подростков, является: А) А.Г.Грецов Б) А.В.Орлова В) Л.А.Регуш Г) В.А. Лабунская 16.Автором методики наблюдения за эмоциональным возбуждением, является: А) Н.Ю. Скороходова Б) А.Ц. Пуни В) А.В. Викулов Г) Я. Стреляу Ключ к тесту
1.11 Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену). Вопросы к зачету
1.12 Комплект экзаменационных билетов (утвержденных зав. кафедрой до начала сессии) — не предусмотрено. 1.13 Примерная тематика рефератов.
1.14 Примерная тематика курсовых работ — не предусмотрено. 1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ не предусмотрено. 1.16 Методики исследования (если есть). Предлагаемая программа предполагает ознакомление студентов с методиками наблюдения. Методика наблюдения за проведением дискуссии между детьми после просмотра телепередачи или спектакля. Источник: возрастные особенности дискуссии в группах школьников. / Сост. Н.Ю. Скороходова. – Петрозаводск, 1984. – с.16-18 Методика наблюдения за словесными воздействиями учителя на уроке. Источник: Регуш Л.А. практикум по наблюдению и наблюдательности. – Спб., 2001. – с.43-46 Методика экспертной оценки невербального поведения личности. Источник: Эмоциональные и познавательные характеристики общения / под ред. В.А. Лабунской. – Ростов- на- Дону, 1999, с.150-153 Шкала оценок для измерения реактивности ученика. Источник: Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии / Пер. с польского. – М.: прогресс, 1982. – с.157-160 Схема наблюдения за проявлениями интереса. Внимания учащихся на уроке. Источник:
Карта наблюдений Скотта. Источник: Рабочая книга школьного психолога / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение. 1991. – с.169 Методика наблюдения за процессом решения задач учащимися. Источник: Регуш Л.А., Орлова А.В. Лабораторный практикум по педагогической психологии. – Спб.: Образование, 1993. – с.18 Методика наблюдения за проявлениями межличностных влечений подростков. А.Г.Грецов Источник: Регуш Л.А. практикум по наблюдению и наблюдательности. – Спб., 2001. – с.83-85 1.17 Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине.
|
Учебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс... Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010 | Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры графического... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Компьютерная графика ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Инженерная геология ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Электроника ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Материаловедение ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Деньги, кредит, банки» Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Банковское дело» и утвержден Учебно-методическим советом (протокол... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Технология управления работой станций и узлов ... | ||
Учебно-методический комплекс содержит программу курса, темы семинарских... Хажеева И. В. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности «Документоведение и документационное обеспечение... | Учебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | Учебно-методический комплекс 080102 Мировая экономика Москва 2009... Учебно-методический комплекс «Внешнеторговые переговоры» составлен в соответствии с требованиями примерной программы по дисциплине... | ||
Учебно-методический комплекс Москва 2013 Учебно-научная серия «Библиотека... Политическая глобалистика: Учебно-методический комплекс. — М.: Макс пресс, 2013. — 95 c | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов |