Учебно-методический комплекс





Скачать 361.24 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс
страница1/2
Дата публикации09.03.2016
Размер361.24 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ДН(М).Р.1

Психолого-педагогический практикум

Основная образовательная программа подготовки бакалавра (магистра)
по направлению
подготовки бакалавриата (магистратуры)

«050700- Педагогика»


Утверждено на заседании

кафедры психологии

Психолого-педагогического

института

(протокол № 5 от 17 января 2012г.)
Зав. кафедрой

____________ (Синкевич И.А.)

2012

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.





    1. Автор программы: Тарасова С.М., ассистент кафедры психологии

    2. Рецензенты:

О.Н.Недосека, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии (МГПУ)

Е.Н. Гошева, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой психологии и общих гуманитарных дисциплин филиала НОУ ВПО СФГА в г. Мурманске



    1. Пояснительная записка

Наблюдение как способ познания другого человека для психолога оказывается важным инструментом. А подчас и единственным методом, способным дать хоть какую-либо информацию об изучаемой личности. Психолог во время наблюдения получает ценную информацию для раскрытия тех или иных психических характеристик человека.

Дисциплина «Психолого-педагогический практикум» (по наблюдению и наблюдательности) является полезным курсом для психологов, поскольку они все чаще обращаются к наблюдению как к способу познания психики людей. А поскольку наблюдение является основой для развития наблюдательности, важного качества для любого педагога-психолога, ему и следует уделить особое внимание.

Целью практикума является развитие профессионально важного для специалиста сферы «человек – человек» качества – наблюдательности.

Данный курс позволяет решить следующие задачи:

  1. Дать знания о наблюдении как методе исследования.

  2. Способствовать развитию наблюдательности как профессионального качества.

  3. Ознакомление с различными средствами выразительности и их психологической характеристикой.

Курс состоит из ряда лекций, раскрывающих проблематику наблюдения как метода сбора данных, лабораторных занятий, направленных на формирование наблюдательности и заданий для самостоятельной работы.

При разработке программы курса использовался материал Л.А.Регуш.


    1. Извлечение из ГОС ВПО



ОПД.Ф.12

Психолого-педагогический практикум

Решение психолого-педагогических задач, конструирование различных форм психолого-педагогической деятельности и моделирования образовательных и педагогических ситуаций. Психолого-педагогические методики диагностики, прогнозирования и проектирования, накопления профессионального опыта. Развитие интелектуально-творческого, диагностического, коммуникационного, мотивационно-профессионального потенциала личности.

100

1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы


№п/п

Шифр и наименование специальности

Курс


Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчётности)

Трудоёмкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. работа

1

«050700-Педагогика»

3

6

96

18

-

18




78

экзамен




    1. Содержание дисциплины.

      1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени

№п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

1 вариант

2 вариант

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам. раб.

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам. раб.

1.

Метод наблюдения и его исследовательские возможности.

2




2




10
















2.

Техники наблюдений.

2




2




10
















3.

Методики наблюдения и их анализ.

4




4




10
















4.

Наблюдательность как свойство человека.

2




2




8
















5.

Средства выразительности.

2




2




10
















6.

Жесты и их специфика.

2




2




10
















7.

Позы и их психологическая характеристика.

2




2




10
















8.

Мимика, ее составляющие и особенности.

2




2




10



















Всего

18




18




78

















1 вариант - для специальности «050700 – Педагогика».


      1. Содержание разделов дисциплины.

Тема 1. Метод наблюдения и его исследовательские возможности.

Наблюдение как метод науки. Его значение и функции. Требования, предъявляемые к проведению наблюдения. История появления и использования наблюдения в науке.

Виды наблюдения, их достоинства и недостатки: по направленности: самонаблюдение, объектное; по времени: краткосрочное, длительное, циклическое; по полноте: сплошное, выборочное; по позиции наблюдателя: включенное, не включенное; по форме записи: фотографическое, обобщенное, интерпретационное; по ограничению, вводимому наблюдателем: формализованное, неформализованное.

Проблема объективности и возможные ошибки при использовании метода. Требования, предъявляемые к личности наблюдателя.

Тема 2. Техники наблюдений.

Способы фиксации наблюдения. Способы фиксации фактов в виде записей. Характеристики схем наблюдения.

Наблюдаемые признаки и способы их регистрации. Влияние цели наблюдения на выбор способов фиксации.

Ориентировочная программа наблюдения. Подготовка и организация наблюдения.

Тема 3. Методики наблюдения и их анализ.

Проведение анализа методик наблюдения с целью конкретизации рассмотренных выше видов наблюдения: методика наблюдения за эмоциональным возбуждением (А.Ц. Пуни); методика экспертной оценки невербального поведения личности (В.А. Лабунская); методика наблюдения за словесным воздействием учителя на уроке (Л.А. Регуш); схема наблюдения за ребенком при психологическом обследовании (П. Гусникова) и др.

Тема 4. Наблюдательность как свойство человека.

Понятие о наблюдательности. Особенности наблюдательности. Факторы, влияющие на наблюдательность.

Профессиональная наблюдательность, связь объекта труда и особенностей наблюдательности. Специфика наблюдательности в профессиях типа: «человек – человек», «человек – техника», «человек – художественный образ», «человек – природа».

Тема 5. Средства выразительности.

Средства выразительности как проявления психических свойств и состояний человека. Позы, жесты, мимика, физиогномическая маска, внешний вид и др.

Типы телосложений по Э. Кречмеру.

Походка важнейшие признаки походки, ее типы, психологическая характеристика. Связь походки с устойчивыми свойствами человека: характером, темпераментом, самооценкой.

Тема 6. Жесты и их специфика.

Понятия о жестах. Особенности жестов как средства общения.

Жесты открытости; жесты защиты; жесты оценки; жесты скрытности; жесты готовности; жесты перестраховки; жесты кооперации; жесты фрустрации; жесты доверия и недоверия; жесты самоконтроля и др.

Взаимосвязь типов телосложения и движения рук (по А. Штанглю).

Понимание жестов в повседневной жизни: жесты без зрителей; рукопожатия; вечеринки; жесты в профессиональной сфере и др.

Тема 7. Позы и их психологическая характеристика.

Понятие о позе. Составляющие позы. Особенности позы как неосознаваемого средства выразительности.

Позы готовности; позы принятия; Позы скуки; позы ухаживания; позы самоконтроля и др.

Позы как способ передачи психического состояния и отношения.

Тема 8. Мимика, ее составляющие и особенности.

Понятие о мимике. Мимические явления лица: складки на лбу: горизонтальные, вертикальные, «складки нужды»; глаза: степень открытости, направления взгляда, движения взгляда; рот: степень открытости, впечатление, направление уголков рта; область носа и реакции вкуса.

Характеристики и особенности смеха и улыбок.

Степень подвижности мимики.


      1. Темы для самостоятельного изучения.






п/п

Наименование раздела дисциплины. Тема

Форма самостоятельной работы

Кол-во час.

2000/

2005

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Метод наблюдения и его исследовательские возможности.

- вопросы для самостоятельного изучения;

- сообщение

4/5

опрос

2

Техники наблюдений.

вопросы для самостоятельного изучения;

- реферат;

4/5

защита рефератов, опрос.

3

Методики наблюдения и их анализ.

вопросы для самостоятельного изучения;

- решение задач;

4/5

проверка решения задач.


4

Наблюдательность как свойство человека.

- вопросы для самостоятельного изучения;

- реферат;

4/5

защита рефератов, опрос

5

Средства выразительности.

вопросы для самостоятельного изучения;

- контрольная работа;

5

проверка контрольной работы.


6

Жесты и их специфика.

вопросы для самостоятельного изучения;

- сообщение;

5

ознакомление с сообщениями.

7

Позы и их психологическая характеристика.

вопросы для самостоятельного изучения;

- реферат

5

защита рефератов.

8

Мимика, ее составляющие и особенности.

вопросы для самостоятельного изучения;

- реферат

5

защита рефератов.




Всего




36/40





1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ)

ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ.

Лабораторное занятие 1.

Цель: Проверка готовности к межличностному познанию, знакомство с внешним обликом человека, как объекта наблюдения.

План:

1. Опросник «Как я изучаю собеседника».

2. Упражнение «Кто твой друг».

3. Упражнение «Опиши портрет».

4. Упражнение «Угадай по губам».

Домашнее задание: подобрать фотографии людей с различными типами телосложения, строением головы, чертами лица. Составить описание внешности одного члена группы и одной знаменитости.

Литература:

Основная:

  1. Регуш Л.А. Тренинг профессиональной наблюдательности. – СПб., 1996

  2. Аминов И.И. Психология Делового общения. – М., 2006

  3. Пузин М.Н. Лицо – зеркало человека. – М., 1993

  4. Уайтсайд Р. О чем говорят лица. – СПб., 1997

  5. Кречмер Э. Строение тела и характер. – М., 1994

Дополнительная:

  1. Трусов В.П. Выражение эмоций на лице (по материалам работ П. Экмана)// Вопросы психологии. – 1982. - №5

  2. Степанченко А.В., Пузин М.Н. Лицо человека. – М., 1991

Лабораторное занятие 2.

Цель: закрепление знаний о внешнем облике человека.

План:

1. Проверка домашнего задания. Ознакомление с описаниями, составленными студентами.

2. Упражнение «Человек – животное».

3. Упражнение «Что в имени тебе моем...».

4. Упражнение «Зарисуй фамилию».

Литература:

Основная:

  1. Дедюхин К.Г. Практикум по психологической подготовке. – М., 1995

  2. Пузин М.Н. Лицо – зеркало человека. – М., 1993

  3. Аминов И.И. Психология Делового общения. – М., 2006

Дополнительная:

  1. Панферов В.Н. Восприятие и интерпретация внешности людей. // Вопросы психологии. – 1984. – №2

  2. Ниренберг Дж., Калеро Г. Как читать человека словно книгу. – М., - 1994

  3. Наблюдение и наблюдательность: программа подготовки практических психологов для системы образования / сост. Регуш Л.А. – СПб., 1994


Лабораторное занятие 3.

Цель: Знакомство со средствами выразительности, характеризующими психические состояния и свойства человека.

План:

  1. Упражнение «О чем говорит этот жест?».

  2. Упражнение «Угадай жест».

  3. Упражнение «Что за поза?»

  4. Упражнение «Домино».

  5. Упражнение «Посмотри на рисунок».

Литература:

Основная:

  1. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – М., 2001

  2. Аминов И.И. Психология Делового общения. – М., 2006

  3. Пиз А. Язык телодвижений. / Пер. с англ. – Новгород, 1992

  4. Степанов С.С. Язык внешности. – М., 2005

  5. Рюкле Х. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение. – М., 1996

Дополнительная:

  1. Степанов С.С. Очерки житейской психологии. – М., 1998

  2. Рамишвили Д. В природе некоторых видов выразительных движений. – Тбилиси, 1976

  3. Чугунова Э.С. Комплексная социально-психологическая методика изучения личности инженера. – Л., 1991

Лабораторное занятие 4.

Цель: закрепить представления о средствах выразительности людей, научить читать мимику лица другого человека и дифференцировать ее элементы.

План:

1.Тест «Что говорят нам мимика и жесты».

2. Упражнение «Распознай эмоции».

3. Упражнение «О чем говорят лица?»

4. Упражнение «Где чье?»

5. Упражнение «Подбери лицо».

Домашнее задание: подобрать изображения различных поз, мимики, физиогномической маски, с тем, чтобы на следующем уроке попробовать «прочесть» их значение.

Литература:

Основная:

  1. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – М., 2001

  2. Аминов И.И. Психология Делового общения. – М., 2006

  3. Степанов С.С. Язык внешности. – М., 2005

  4. Щекин Г.В. Как читать людей по их внешнему облику. – Киев, 1993

  5. Пиз А. Язык телодвижений. / Пер. с англ. – Новгород, 1992

Дополнительная:

  1. Ниренберг Дж., Калеро Г. Как читать человека словно книгу. – М., - 1994

  2. Степанов С.С. Очерки житейской психологии. – М., 1998

Лабораторное занятие 5.

Цель: развитие способности связывать в единое целое различные элементы невербального поведения.

План:

1. Опросник «Оценка воздействия невербальных факторов на успешность общения».

2. Упражнение «Подбери фразу».

3. Упражнение «Чудная ситуация».

4. Упражнение «Нерадивый художник».

Литература:

Основная:

  1. Аминов И.И. Психология Делового общения. – М., 2006

  2. Степанов С.С. Язык внешности. – М., 2005

  3. Рюкле Х. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение. – М., 1996

Дополнительная:

  1. Ниренберг Дж., Калеро Г. Как читать человека словно книгу. – М., - 1994

  2. Наблюдение и наблюдательность: программа подготовки практических психологов для системы образования / сост. Регуш Л.А. – СПб., 1994

Лабораторное занятие 6.

Цель: отработать умение проводить наблюдения в соответствии с целью, развивать дифференцированность восприятия при наблюдении людей.

План:

  1. Упражнение «Знаменитая картина».

  2. Упражнение «Знакомство».

  3. Упражнение «Запомни лица»

  4. Упражнение «Актрисы».

  5. Упражнение «Кто из 6 снят анфас?»

  6. Упражнение «Найди предмет».

Литература:

Основная:

  1. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – М., 2001

  2. Аминов И.И. Психология Делового общения. – М., 2006

  3. Степанов С.С. Язык внешности. – М., 2005

Дополнительная:

  1. Уайтсайд Р. О чем говорят лица. – СПб., 1997

  2. Наблюдение и наблюдательность: программа подготовки практических психологов для системы образования / сост. Регуш Л.А. – СПб., 1994

Лабораторное занятие 7.

Цель: Отработка избирательности восприятия при наблюдении.

План:

1.Упражнение «Что изменилось?».

2. Упражнение «Пять вопросов».

3. Упражнение «На футбольном матче».

4. Упражнение «Найди отличия».

5. Упражнение «Описание».

Домашнее задание: провести наблюдение за людьми разных профессий, чтобы выявить те признаки, по которым можно судить об их профессиональной принадлежности.

Литература:

Основная:

  1. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – М., 2001

  2. Ниренберг Дж., Калеро Г. Как читать человека словно книгу. – М., - 1994

  3. Аминов И.И. Психология Делового общения. – М., 2006

Дополнительная:

  1. Степанов С.С. Язык внешности. – М., 2005

  2. Щекин Г.В. Как читать людей по их внешнему облику. – Киев, 1993

Лабораторное занятие 8.

Цель: тренировка умения сроить умозаключения на основе наблюдения, понимать и объяснять наблюдаемые события.

План:

  1. Тест «Понимают ли вас люди?».

  2. Упражнение «Угадай кто?».

  3. Упражнение «Фрагмент».

  4. Упражнение «Нужный облик».

  5. Упражнение «На пляже».

Литература:

Основная:

  1. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – М., 2001

  2. Пиз А. Язык телодвижений. / Пер. с англ. – Новгород, 1992

  3. Бидструп Х. Жизнь и творчество. – М., 1980

Дополнительная:

  1. Лабунская В.А. Невербальное поведение. – Р-н-Д., 1986

  2. Щекин Г.В. Как читать людей по их внешнему облику. – Киев, 1993

Лабораторное занятие 9 – 12.

Цель: закрепить знания учащихся о невербальных способах передачи информации, и умение пользоваться средствами выразительности в ходе общения.

План:

  1. Упражнение «Выбери позицию».

  2. Игра «Через стекло».

  3. Игра «Дом инвалидов».

  4. Упражнение «Покажи эмоцию».

  5. Упражнение «Зеркало».

  6. Игра «Крокодил».

  7. Упражнение «Спина к спине».

  8. Игра «Аборигены и инопланетяне».

  9. Упражнение «Имя – движение».

  10. Игра «Испорченный телевизор».

  11. Упражнение «Найди лишнее».

  12. Упражнение «Веселые картинки».

Литература:

Основная:

  1. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – М., 2001

  2. Аминов И.И. Психология Делового общения. – М., 2006

  3. Грецов А.Г. Тренинг общения. – М., 2006

  4. Психологический тренинг в группе. / Авторы – составители Т.Л. Бука, М.Л. Митрофанова. – М., 2005

Дополнительная:

  1. Степанов С.С. Язык внешности. – М., 2005

  2. Суховершина Ю.В., Тихомирова Е.П., Скромная Ю.Е. Тренинг коммуникативной компетенции. - М., 2006

Лабораторное занятие 13.

Цель: подведение итогов тренинга по развитию наблюдательности.

План:

  1. Упражнение «Ответь правильно».

  2. Упражнение «Угадай по губам».

  3. Тест. The facical meaning sensitive test.

Литература:

Основная:

  1. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – М., 2001

  2. Аминов И.И. Психология Делового общения. – М., 2006

Дополнительная:

  1. Лебедева В.И. Психология и управление. – М., 1990

  2. Наблюдение и наблюдательность: программа подготовки практических психологов для системы образования / сост. Регуш Л.А. – СПб., 1994



1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:


  1. Аминов И.И. Психология делового общения. – М., 2006

  2. Бидструп Х. Жизнь и творчество. – М., 1980

  3. Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М.,

  4. Дедюхин К.Г. Практикум по психологической подготовке. – М., 1995

  5. Добрович А.Б. Глаза в глаза. – М., 1982

  6. Кречмер Э. Строение тела и характер. – М., 1994

  7. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. – Р-н-Д., 1999

  8. Лебедева В.И. Психология и управление. – М., 1990

  9. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.,1997

  10. Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. – М., 1998

  11. Наблюдение и наблюдательность: программа подготовки практических психологов для системы образования / сост. Регуш Л.А. – СПб., 1994

  12. Ниренберг Дж., Калеро Г. Как читать человека словно книгу. – М., - 1994

  13. Пиз А. Язык телодвижений. / Пер. с англ. – Новгород, 1992

  14. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Язык мимики и жестов. – М., 1998

  15. Психология индивидуальных различий. / Под ред. Ю.Г. Гиппенрейтер, В.Я. Романова, - М., 1982

  16. Пузин М.Н. Лицо – зеркало человека. – М., 1993

  17. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – М., 2001

  18. Регуш Л.А. Тренинг профессиональной наблюдательности. – СПб., 1996

  19. Рюкле Х. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение. – М., 1996

  20. Скрыпников А.И., Лаговский А.Ю., Бегунова Л.А. Значение поведенческих реакций подозреваемого для экспресс - оценки его психологических особенностей. – М., 1995

  21. Степанов С.С. Язык внешности. – М., 2005

  22. Фаст Дж. Язык тела. – М., 1995

  23. Что вы знаете и чего не знаете о себе и других./ Сост. С.С. Степанов. – Дубна, 1994

  24. Штангль А. Язык тела. Познание людей в профессиональной и обыденной жизни. – М.,1988

  25. Щекин Г.В. Как читать людей по их внешнему облику. – Киев, 1993


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:


  1. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. / Пер. с нем. – СПб., 1997

  2. Вилсон Г. Макклафлин К. Язык жестов – путь к успеху. / Пер. с англ. – СПб., 1998

  3. Горелов И.Н., Енгалычев В.Ф. Безмолвный мысли знак: рассказы о невербальной коммуникации. – М., 1991

  4. Данкелл С. Позы спящего. Ночной язык тела. – Н. Новгород, 1994

  5. Лабунская В.А. Невербальное поведение. – Р-н-Д., 1986

  6. Лицо, характер, судьба. / Сост. Н. Лоза. – М., 1997

  7. Панферов В.Н. Восприятие и интерпретация внешности людей. // Вопросы психологии. – 1984. – №2

  8. Психологическая мозаика: наблюдения, эксперименты, тесты. / Сост. С.С. Степанов. – Екатеринбург, 1995

  9. Рамишвили Д. В природе некоторых видов выразительных движений. – Тбилиси, 1976

  10. Степанов С.С. Очерки житейской психологии. – М., 1998

  11. Степанченко А.В., Пузин М.Н. Лицо человека. – М., 1991

  12. Суховершина Ю.В., Тихомирова Е.П., Скромная Ю.Е. Тренинг коммуникативной компетенции. - М., 2006

  13. Тоом А.И. О восприятии эмоций по лицевой экспрессии. // Психологический журнал. – 1981. – Т.2. - №4

  14. Трусов В.П. Выражение эмоций на лице (по материалам работ П. Экмана)// Вопросы психологии. – 1982. - №5

  15. Уайтсайд Р. О чем говорят лица. – СПб., 1997

  16. Чалдини Р. Психология влияния. / Пер. с англ. – СПб., 1999

  17. Чугунова Э.С. Комплексная социально-психологическая методика изучения личности инженера. – Л., 1991

  18. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. – М., 1994



1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины.

1.9.1 Перечень используемых технических средств:

  • Мультимедийный проектор

  • Компьютерные презентации

1.9.2 Перечень используемых пособий — не предусмотрено.

1.9.3. Перечень видео- и аудиоматериалов — не предусмотрено.

1.10 Примерные зачетные тестовые задания.

Цель: проверка знаний студентов по курсу «Психолого – педагогический практикум».

Вариант заданий: 1

ТЕСТ.
1.Целенаправленное, планомерное, последовательное восприятие внешнего поведения человека, с целью последующего анализа и обработки, называется

А) экспериментом

Б) наблюдением

В) интроспекцией

Г) наблюдательностью
2.Отождествления строения тела (антропометрических показателей) и особенностей темперамента и характера нашло отражение в теориях:

А) У. Шелдона и Э. Кречмера

Б) А. Штангля и А. Пиза

В) И. Лангмейера и А. Захарова

Г) У. Шелдона и А. Пиза
3.Форма записи наблюдения, при которой отмечаются все подробности поведения человека не зависимо от поставленной цели:

А) обобщенное

Б) интерпретационное

В) фотографическое

Г) сплошное
4.Основным познавательным процессом, задействованным в наблюдении, является:

А) мышление

Б) память

В) воображение

Г) восприятие
5.В каком из перечисленных аспектов, наблюдение не рассматривается:

А) как способ организации деятельности

Б) как психическая деятельность

В) как вид познавательной деятельности

Г) как метод сбора данных
6.Требование, не предъявляемое к наблюдению, как методу:

А) систематичность

Б) целенаправленность

В) ограниченность

Г) объективность
7.Исследователь, выделивший пикнический, лептосомный и атлетический типы телосложения человека:

А) Дж. Харрисон

Б) Э. Кречмер

В) А. Штангль

Г) Э. Толмен
8.Наблюдение, охватывающее одновременно многие стороны поведения человека и ведущееся в течение длительного времени, называется:

А) формализованным

Б) выборочным

В) объективным

Г) сплошным
9.По направленности наблюдения бывают:

А) сплошными и выборочными

Б) объективными и самонаблюдениями

В) включенными и не включенными

Г) формализованными и неформализованными
10.Тип восприятия, характеризующийся обобщенным отражением и определением основного смысла происходящего, называется:

А) синтетическим

Б) аналитико-синтетическим

В) аналитическим

Г) эмоциональным
11.Фактором, не оказывающим влияния на индивидуальные особенности наблюдательности, является:

А) сенсорная организация личности

Б) тип восприятия

В) интерес к исследуемому объекту

Г) поведение исследуемого объекта
12.Статическое выражение внутреннего состояния человека через положение тела и его частей, называется:

А) мимикой

Б) жестом

В) позой

Г) походкой
13.На выбор способа фиксации наблюдения оказывает влияние его:

А) цель

Б) объект

В) тип

Г) предмет
14.Наблюдение, имеющее какой -либо ограничение извне, называется:

А) сплошным

Б) объектным

В) формализованным

Г) неформализованным
15.Автором методики наблюдения за проявлениями межличностных влечений подростков, является:

А) А.Г.Грецов

Б) А.В.Орлова

В) Л.А.Регуш

Г) В.А. Лабунская
16.Автором методики наблюдения за эмоциональным возбуждением, является:

А) Н.Ю. Скороходова

Б) А.Ц. Пуни

В) А.В. Викулов

Г) Я. Стреляу

Ключ к тесту


№№

Ответ

№№

Ответ

1.

Б

9.

Б

2.

А

10

А

3.

В

11.

Г

4.

Г

12.

В

5.

А

13.

А

6.

В

14.

В

7.

Б

15.

А

8.

Г

16.

Б


1.11 Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену).

Вопросы к зачету

  1. Определение метода наблюдения. История его использования в науке.

  2. Значение метода наблюдения. Признаки научного наблюдения.

  3. Достоинства и недостатки метода наблюдения.

  4. Проблема надежности метода наблюдения и меры повышения его точности. Возможные ошибки наблюдения.

  5. Требования, предъявляемые к организации и проведению наблюдения.

  6. Ориентировочная программа наблюдения.

  7. Виды наблюдения, их достоинства и недостатки.

  8. Требования к исследователю, ведущему наблюдение.

  9. Цель, объект, предмет и ситуации наблюдения.

  10. Методики наблюдения и их анализ.

  11. Формализованное и неформализованное наблюдения.

  12. Понятие о наблюдательности. Наблюдательность как качество ума.

  13. Индивидуальные особенности наблюдательности.

  14. Система упражнений для развития наблюдательности.

  15. Средства выразительности психических состояний.

  16. Жесты, типы жестов и их характеристика.

  17. Позы, их психологическая подоплека.

  18. Мимика, ее составляющие и особенности.

  19. Соотношение внешнего и внутреннего в психической деятельности человека.

  20. Наблюдение в деятельности специалистов в системе «человек – человек».

  21. Процедура наблюдения. Обработка результатов наблюдения.

  22. Самонаблюдение как метод исследования, его особенности.

  23. Сплошное и выборочное наблюдения. Их характеристика и особенности.

  24. Включенное и не включенное наблюдения. Их характеристика и особенности.

  25. Наблюдаемые признаки и способы их регистрации. Виды записей. Влияние цели наблюдения на способ фиксации.

  26. Наблюдение и аспекты его рассмотрения.

1.12 Комплект экзаменационных билетов (утвержденных зав. кафедрой до начала сессии) — не предусмотрено.


1.13 Примерная тематика рефератов.

  1. Наблюдение как метод познания.

  2. Личность наблюдателя.

  3. Психотехника изучения партнера по общению.

  4. Особенности невербальной культуры разных народов.

  5. Вспомогательные средства выразительности в критических ситуациях.

  6. Визуальные признаки преступников.

  7. Приемы управления вниманием.

  8. Саморегуляция наблюдения в процессе изучения собеседника.

  9. Индикаторы речевого поведения.

  10. Поза и социальный статус человека.

  11. Жесты и телодвижения.

  12. Физиогномика.

  13. Походка, как средство выражения психического состояния человека.

  14. Взгляд как психологический детектор лжи.



1.14 Примерная тематика курсовых работ — не предусмотрено.

1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ не предусмотрено.

1.16 Методики исследования (если есть).

Предлагаемая программа предполагает ознакомление студентов с методиками наблюдения.

Методика наблюдения за проведением дискуссии между детьми после просмотра телепередачи или спектакля.

Источник: возрастные особенности дискуссии в группах школьников. / Сост. Н.Ю. Скороходова. – Петрозаводск, 1984. – с.16-18

Методика наблюдения за словесными воздействиями учителя на уроке.

Источник: Регуш Л.А. практикум по наблюдению и наблюдательности. – Спб., 2001. – с.43-46

Методика экспертной оценки невербального поведения личности.

Источник: Эмоциональные и познавательные характеристики общения / под ред. В.А. Лабунской. – Ростов- на- Дону, 1999, с.150-153

Шкала оценок для измерения реактивности ученика.

Источник: Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии / Пер. с польского. – М.: прогресс, 1982. – с.157-160

Схема наблюдения за проявлениями интереса. Внимания учащихся на уроке.

Источник:

  • Викулов А.В. выразительные движения учащихся и их психологическая классификация: Дис. канд. психол. наук. – Л., 1986. – с.94

  • Источник: Регуш Л.А. практикум по наблюдению и наблюдательности. – Спб., 2001. – с.55-57

Карта наблюдений Скотта.

Источник: Рабочая книга школьного психолога / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение. 1991. – с.169

Методика наблюдения за процессом решения задач учащимися.

Источник: Регуш Л.А., Орлова А.В. Лабораторный практикум по педагогической психологии. – Спб.: Образование, 1993. – с.18

Методика наблюдения за проявлениями межличностных влечений подростков. А.Г.Грецов

Источник: Регуш Л.А. практикум по наблюдению и наблюдательности. – Спб., 2001. – с.83-85
1.17 Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине.


Макс.балл = 100

Посещение занятий –
30 баллов


Выполнение сам.работы – 70 баллов


  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс...
Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры графического...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Компьютерная графика
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Инженерная геология
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Электроника
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Материаловедение
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Деньги, кредит, банки»
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Банковское дело» и утвержден Учебно-методическим советом (протокол...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Технология управления работой станций и узлов
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс содержит программу курса, темы семинарских...
Хажеева И. В. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности «Документоведение и документационное обеспечение...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс 080102 Мировая экономика Москва 2009...
Учебно-методический комплекс «Внешнеторговые переговоры» составлен в соответствии с требованиями примерной программы по дисциплине...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс Москва 2013 Учебно-научная серия «Библиотека...
Политическая глобалистика: Учебно-методический комплекс. — М.: Макс пресс, 2013. — 95 c
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск