Программа стажерской практики для студентов 4 курса очного отделения, обучающихся по специальности 050715 «Логопедия»





Скачать 134.26 Kb.
НазваниеПрограмма стажерской практики для студентов 4 курса очного отделения, обучающихся по специальности 050715 «Логопедия»
Дата публикации17.09.2013
Размер134.26 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
ПРОГРАММА СТАЖЕРСКОЙ ПРАКТИКИ

для студентов 4 курса очного отделения, обучающихся по специальности 050715 «Логопедия»
автор: старший преподаватель кафедры СПиП (МГПУ) Лобанова О.В.
Сроки проведения практики

Стажерская практика проводится в 8 семестре в течение 5 недель (с отрывом от занятий).
Место проведения практики

Студенты проходят практику в логопунктах общеобразовательных школ, в ДОУ для детей с нарушениями речи, в школах для детей с тяжёлыми нарушениями речи или в речевых центрах в качестве учителя-логопеда.
Цель стажерской педагогической практики

— ознакомление с опытом работы специалистов - дефектологов дошкольных и школьных специализированных (коррекционных) и общеобразовательных учреждений, формирование умений и навыков профессиональной деятельности, при работе детьми и подростками, имеющими нарушения речи, по отдельным разделам обучения (подготовка протоколов и наглядного материала для обследования, разработка и изготовление игр и заданий для проверки сформированности умений детей). Другие задания, предлагаемые студентам, связаны с отдельными вопросами коррекционно-воспитательной работы (составление ежедневных, перспективных и календарных планов коррекционных занятий, подбор приемов и заданий, используемых на занятиях и вне их для решения коррекционных задач и пр.).
Задачи стажерской практики

Основная задача практики состоит в том, чтобы студенты расширили и закрепили знания об особенностях речевого и неречевого развития дошкольников с речевой патологией, познакомились с системой коррекционно-воспитателыюй работы в условиях группы компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи и в условиях логопункта. В процессе занятий у студентов должно быть сформировано понимание целостности, комплексности и личностной ориентированности коррекционного воздействия на общее психическое и речевое развитие ребенка с нарушением речи. Решение указанных задач осуществляется путем изучения студентами специальной научно-педагогической литературы, участия студентов в процессе анализа речевой и неречевой деятельности детей и подростков, знакомства с различными методами и приемами педагогического обследования и коррекционно-воспитательного воздействия на развитие детей и подростков, обсуждения вопросов по проблемам коррекционной работы логопеда.
Содержание и характер деятельности студентов

1. Участие в установочной конференции по стажерской практике:

  • знакомство с задачами и организацией практики;

  • распределение по образовательным учреждениям разного типа;

  • знакомство с документацией;

2. 1 неделя - наблюдательная практика:

  • ознакомление с задачами и содержанием учебно-воспитательной
    работы ДОУ или общеобразовательной школы;

  • беседа с администрацией, методистами, воспитателями, классными руководителями, учителями-предметниками, логопедом, психологом;

  • анализ планов учебно-воспитательной и коррекционной работы,
    индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий;

  • изучение текущего программного материала;

  • знакомство с детьми, отбор и распределение детей на подгрупповые и
    индивидуальные коррекционные занятия;

  • изучение личных дел, психолого-педагогическое обследование детей,
    взятых на индивидуальные занятия (2 человека);

  • наблюдение, конспектирование занятий, анализ работы воспитателя и
    логопеда;

3. 2-5 неделя практики:

  • проведение индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий;

  • изучение специальной методической и психолого-педагогической
    литературы;

  • самостоятельная разработка занятий, составление конспектов,
    изготовление дидактического и наглядного материала;

  • непосредственное проведение занятий и их анализ;

4. оформление отчетной документации, подготовка докладов для отчетной конференции.
Организация деятельности студентов

Во время практики студенты работают в образовательном учреждении 4 часа ежедневно. Они проводят индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, принимают участие в анализе просмотренных и проведенных самостоятельно занятий. Во время практики студенты выполняют все обязанности логопеда:

  • изучают медицинские и речевые карты, психолого-педагогические характеристики детей и подростков;

  • обследуют детей и подростков с целью диагностики речевой патологии;

  • определяют основные направления коррекционной работы с детьми и подростками, имеющими речевую патологию;

  • проводят индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, учитывая психофизические, личностные особенности ребенка и возраст и программный материал группы;

  • осуществляют перспективное, календарное планирование работы с учетом программных требований;

  • проводят работу с родителями (выступление на родительском
    собрании, консультация, папка - передвижка или другая форма
    работы);

  • соблюдают требования охранительно-педагогического режима;

  • дидактически обоснованно включают в коррекционно-образовательный процесс ТСО и новые информационные технологии;

  • заполняют речевые карты, составляют логопедические, психолого-педагогические характеристики на детей (2 человека);

  • принимают участие в изготовлении наглядного и дидактического
    материала к занятиям;

  • осуществляют работу в тесном контакте с учителем-логопедом, воспитателями, методистом ДОУ, музыкальным руководителем, физруком, медицинской сестрой.


Ожидаемые результаты

В ходе практики студенты должны узнать об особенностях организации коррекционно-воспитательной работы и овладеть умениями:

- анализировать механизм и формы взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя;

- использовать методы и приемы педагогического обследования детей и подростков с нарушениями речи;

- осуществлять отбор содержания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями речи;

- адекватно выбирать и применять методы и приемы коррекционно-воспитательного воздействия на общеобразовательных занятиях и вне их (в ходе режимных моментов);

- составлять индивидуальные коррекционные программы для школьников и дошкольников с нарушенным речевым развитием в условиях их повседневной деятельности в различной обстановке (в ДОУ, дома и пр.);

- оказывать методическую помощь воспитателям в их работе со школьниками и дошкольниками, страдающими речевой патологией;

- сотрудничать с родителями детей и подростков, имеющих отклонения в речевом развитии.

Усвоение материала практики базируется на полученных ранее знаниях студентов в процессе курсов лекций и практических занятий по логопедии, общим разделам педагогики и психологии.
Формы отчётности:

характеристика на студента, заверенная подписями заведующего и логопеда и печатью общеобразовательного учреждения;

дневник стажерской практики, заверенный подписью печатью
заведующей ДОУ или директором школы, с ежедневной оценкой и подписью логопеда за проделанную работу (Приложение № 8);

конспекты просмотренных занятий;

педагогические характеристики на детей (2 человека) (Приложение №10);

речевые карты и логопедические характеристики на детей (2 человека) (Приложение №11);

конспекты проведенных зачетных занятий (2 конспекта):

индивидуальных (2 конспекта);

подгрупповых (по подготовке к обучению грамоте, лексико-грамматическое) (2 конспекта);

7. планы:

перспективный план индивидуальной работы (на 2 детей);

перспективный план подгрупповых занятий;
8. консультацию для родителей по вопросам обучения и воспитания
детей с нарушениями речи;

9. дидактический и наглядный материал.
Формы отчётности:

  1. характеристика на студента, заверенная печатью и подписью заведующего и педагога-дефектолога или воспитателя коррекционной группы С(К)ДОУ;

  2. дневник стажерской практики, заверенный подписью и печатью заведующей С(К)ДОУ, с ежедневной оценкой и подписью педагога-дефектолога или воспитателя коррекционной группы за проделанную работу (Приложение №8);

  3. конспекты просмотренных занятий.

  4. педагогические характеристики на детей (2 человека) (Приложение №10);

  5. конспекты проведенных зачетных занятий:

- индивидуальных (2 конспекта);

- подгрупповых (2 конспекта);

  1. планы:

-перспективный план индивидуальной работы (на 2 детей);

-перспективный план подгрупповых занятий;

-индивидуальной коррекционной работы (Приложение №14);

  1. консультацию для родителей по вопросам обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии;

  2. дидактический и наглядный материал.



Критерии оценки деятельности студента-практиканта:

Оценка деятельности студентов осуществляется групповым руководителем практики:

  • отношение к педагогической работе (системность, самостоятельность, творчество);

  • уровень теоретической и практической подготовленности к соответствующей деятельности, определяемой задачами практики;

  • степень эффективности проведённой студентом работы;

  • уровень анализа и самоанализа педагогической деятельности;

  • качество отчётной документации;

  • выполнение требований, предъявляемых студенту-практиканту.


Итоговая аттестация

Проводится в форме дифференцированного зачёта.

Оценка «отлично» ставится студенту (с учетом сформулированных выше положений) который исполнил на высоком уровне весь намеченный в соответствии с программой объем работы, и у которого сформировались умения, определяемые данным видом практики.

Оценка «хорошо» ставится при незначительном нарушении требований, предъявляемых к оценке «отлично».

Оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, если нарушения были значительными.

Оценка «неудовлетворительно» ставится за грубое нарушение требований, предъявляемых к оценке «отлично».

Для оценки результатов практики используются методы:

  1. наблюдение за работой студента-практиканта;

  2. беседы с дефектологами, воспитателями, администрацией учреждений, студентами;

  3. анализ документации по стажерской практике.



Список рекомендуемой Литературы


специальность «Логопедия»
Основная:

  1. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. - М., 1983.

  2. Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. - Чебоксары, 1980.

  3. Гриншпун Е.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов / В сб.: Нарушение речи и голоса у детей. - М., 1975.

  4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985.

  5. Каше Г.В. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1986.

  6. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М, 1968.

  7. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях (книга для логопедов). - М., 1991.

  8. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе). - М., 1978.

  9. Проект программы воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, речи (7-й год жизни). - М., 1986.

  10. Т.Б. Филичева, Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. М., 1993.

  11. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М., Просвещение, 1987.

  12. Филичева Т.Б.. Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). - М., 1993.


Дополнительная:

  1. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. - Кишинев-СПб., 1993.

  2. Белякова Г. А. Ознакомление старших дошкольников со словесным составом
    предложения / В кн.: Умственное воспитание детей дошкольного возраста // Под ред. Н.Н. Подьякова, Ф.А. Сохина. - М., 1984.

  3. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. - М., 1991.

  4. Выгодская И.Г., Пеллингер Е.А., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. - М., 1993.

  5. Доман Г. Гармоничное развитие ребенка. - М., 1996.

  6. Бажанова Е.А.. Дидактический материал по русскому языку в подготовительном и первом классах, - М., 1983.

  7. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селиверстова. Вып.1,вып.2. - М., 1981, 1987.

  8. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. - М., 1982.

  9. Лопухина И. С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. - М., 1995.

  10. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок? - М., 1982.

  11. Н.В. Дурова Ступеньки грамоты. - М., Школа-Пресс, 1996.

  12. Конобеевский Н.П., Кирюшкин В.А. Иллюстративный материал для словарно-логических упражнений в первом классе. - М., 1981.

  13. Жукова Н.С., Формирование устной речи. "Социально-политический журнал "Ассоциация "Гуманитарий" - М., 1994.

  14. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-воспитательным занятиям. "Социально-политический журнал". Ассоциация "Гуманитарий". М, 1994.

  15. Пожиленко Е.А. Использование наглядных пособий и игровых приемов в коррекции речи дошкольников / Дефектология. № 1995. № 3. - С. 76-81.

  16. Пожиленко Е.А. О комплексном методе коррекции речевых и психофизических нарушений у дошкольников / Дошкольное воспитание. 1994. № 10. - С. 24-28.

  17. Т.Б.Филичева, Каше Г.А. Дидактический материал по исправлению недостатко произношения у детей дошкольного возраста. - М., 1979, 1989, 1996.

  18. Т.П. Бессонова, Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи. - М., 1997.

  19. Тумакова Г.А. Методическое руководство к учебно-наглядному пособию «Звучащее слово». - М., 1990.

  20. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., Альфа, 1993.

  21. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М., 1990.

  22. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1983.



Приложение № 8

МГПУ

ДНЕВНИК СТАЖЕРСКОЙ ПРАКТИКИ


Студента IV курса факультета …. по специальности «…. »
Ф.И.О.
С(К)ДОУ № … (СКОШ № ...)
Заведующая С(К)ДОУ

(Директор СКОШ №…..) Ф.И.О.
Методист С(К)ДОУ

(СКОШ № ...) Ф.И.О.
Дефектолог С(К)ДОУ

(СКОШ № ...) Ф.И.О.

Далее отводятся страницы, где указывается список детей, сведения о них, режим работы и т.д.



Дата

Основное содержание

Материал

Анализ проведенной работы и рекомендации

Оценка

















Приложение № 10
СХЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ НА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В первую очередь в характеристике должно быть отражено:

  • как долго ребенок посещает данный детский сад, в том числе
    сколько времени он обучается у последнего воспитателя, часто ли
    болеет, охотно ли ходит в детский сад;

  • как ребенок ведет себя в дошкольном учреждении (контактирует ли со взрослыми, с воспитателем, со сверстниками);

  • достаточно ли овладел навыками самообслуживания;

  • как относится к занятиям и как ведет себя на занятиях; какие
    особенности поведения способствуют, а какие препятствуют
    усвоению и закреплению знаний, умений, навыков;

  • как ребенок относится к труду, какие виды труда предпочитает, в
    каком темпе работает, доводит ли дело до конца и проявляет ли
    заинтересованность в конечном результате;

  • особенности умственного развития ребенка: справляется ли он с
    программой детского сада;

  • какое участие родители принимают в развитии и воспитании
    ребенка;

  • что создает наибольшие трудности или вызывает беспокойство у
    воспитателей.


Характеристика пишется в свободной форме, но с последовательным изложением вышеуказанных разделов. Она должна быть заверена подписью заведующей, воспитателя и дефектолога ДОУ, с указанием даты написания.

Приложение № 11
СХЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ НА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


  1. Фамилия, имя, отчество ребенка.

  2. Дата рождения.

  3. Домашний адрес.

  4. Имена и отчества родителей (лиц их заменяющих), образование,
    место работы, занимаемая должность.

  5. Состояние органов артикуляции, их подвижность (артикуляционная
    моторика).

  6. Состояние звукопроизношения, звуко-слоговой структуры слова,
    просодической стороны речи.

  7. Фонематическое восприятие, готовность к фонематическому анализу
    и синтезу (состояние навыка, если ребенок обучался).

  8. Состояние лексического запаса (пассивного и активного).

  9. Состояние грамматического строя речи.




  1. Состояние связной речи.

  2. Логопедическое заключение.


Характеристика должна быть заверена подписью заведующей и учителя-логопеда ДОУ, с указанием даты написания.

Приложение № 14

План индивидуальной коррекционной работы





Ф. И.

ребенка

Возраст

Диагноз

Виды помощи


Медиц.

Педагогич.

Психологич.



















Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа стажерской практики для студентов 4 курса очного отделения, обучающихся по специальности 050715 «Логопедия» iconПояснительная записка прохождение музейной практики студентами 3...
Прохождение музейной практики студентами 3 курса очного отделения, обучающихся по специальности 031501 «Искусствоведение» предусмотрено...
Программа стажерской практики для студентов 4 курса очного отделения, обучающихся по специальности 050715 «Логопедия» iconПрограмма преддипломной практики для студентов V курса, обучающихся...
В соответствии с образовательной программой дошкольного образовательного учреждения, на основе анализа уровня развития детей, в целях...
Программа стажерской практики для студентов 4 курса очного отделения, обучающихся по специальности 050715 «Логопедия» iconУчебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715....
Программа курса предназначена для студентов 4 курса по специальности «Логопедия». Оценка речи, как высшей психической функции поможет...
Программа стажерской практики для студентов 4 курса очного отделения, обучающихся по специальности 050715 «Логопедия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 Логопедия дс. 2...
«Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Логопедия»
Программа стажерской практики для студентов 4 курса очного отделения, обучающихся по специальности 050715 «Логопедия» iconТребования к рефератам учащихся
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 050715 «Логопедия»
Программа стажерской практики для студентов 4 курса очного отделения, обучающихся по специальности 050715 «Логопедия» iconМетодика обучения написания сжатого изложения
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 050715 «Логопедия»
Программа стажерской практики для студентов 4 курса очного отделения, обучающихся по специальности 050715 «Логопедия» iconМетодические указания к изучению курса для студентов очного отделения...
Методические указания предназначены для студентов очного отделения, обучающихся по специальностям 030501 «Юриспруденция» и031001...
Программа стажерской практики для студентов 4 курса очного отделения, обучающихся по специальности 050715 «Логопедия» iconМетодические рекомендации по написанию рефератов, курсовых и дипломных работ по логопедии
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 050715 «Логопедия»
Программа стажерской практики для студентов 4 курса очного отделения, обучающихся по специальности 050715 «Логопедия» iconРеферат как форма устной итоговой аттестации учащихся 9 и 11 классов
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 050715 «Логопедия»
Программа стажерской практики для студентов 4 курса очного отделения, обучающихся по специальности 050715 «Логопедия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 Логопедия Основная...
Программа предназначена для изучения студентами II курса (IV семестр) по специальностям «Логопедия», «Логопедия» с дополнительной...
Программа стажерской практики для студентов 4 курса очного отделения, обучающихся по специальности 050715 «Логопедия» iconРабочая программа Учебная дисциплина монтаж электрооборудования и...
Для студентов очного отделения по специальности 110301 «Механизация сельского хозяйства»
Программа стажерской практики для студентов 4 курса очного отделения, обучающихся по специальности 050715 «Логопедия» iconМетодические указания для студентов очного и заочного отделения к самостоятельным работам по
Зоотехния), “Сельскохозяйственная радиология” (специальность 110305 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции,...
Программа стажерской практики для студентов 4 курса очного отделения, обучающихся по специальности 050715 «Логопедия» iconРефератов по фитотерапии для студентов IV курса специальности «Фармация» очного отделения
История применения лекарственных препаратов растительного происхождения в медицине
Программа стажерской практики для студентов 4 курса очного отделения, обучающихся по специальности 050715 «Логопедия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины отечественная история Специальность...
Специальность — 050715. 65 «Логопедия» Специализация — Логопедическая работа с детьми, имеющими сенсорные нарушения Квалификация...
Программа стажерской практики для студентов 4 курса очного отделения, обучающихся по специальности 050715 «Логопедия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальная психология Специальность...
Специальность — 050715. 65 «Логопедия» Специализация — Логопедическая работа с детьми, имеющими сенсорные нарушения Квалификация...
Программа стажерской практики для студентов 4 курса очного отделения, обучающихся по специальности 050715 «Логопедия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины региональные проблемы валеологии...
Специальность — 050715. 65 «Логопедия» Специализация — Логопедическая работа с детьми, имеющими сенсорные нарушения Квалификация...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск