Скачать 169.74 Kb.
|
Методика обучения написания сжатого изложения Изложение – обобщенное название одного из видов связной речи. Это один из эффективных приемов для определения уровня речевого развития человека. В отечественной методике распространены три типа изложений – подробное, сжатое и изложение с элементами сочинения. На экзамене в 9 классе (ГИА) ученику предстоит написать сжатое изложение изложения по тексту публицистического или научного стиля (точнее, научно-популярного подстиля). В отличие от других изложений текста, сжатое предполагает передачу содержания исходного текста кратко, обобщенно, т.е. требует воспроизведения основного, существенного содержания. Оно является для учащихся более сложным, чем подробное. Сжатое изложение - это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие: - умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте; - умение адекватно воспринимать авторский замысел; - умение вычленять главное в информации; - умение сокращать текст разными способами; - умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста; - умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания. Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо, прежде всего, научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию (этот навык пригодится им на ЕГЭ при написании сочинения). Главная информация - то, что содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста. Для учителя, на мой взгляд, является важным, а часто и трудным, умение правильно прочитать текст для сжатого изложения. Чтобы справиться с этим заданием учитель может пользоваться следующей инструкцией (памяткой):
Во время чтения обучающиеся могут делать пометки, набросать общий план текста в свободной форме на черновике (тезисы, ключевые слова). После чтения текста учитель проговаривает задание (кратко, без комментариев). Например: « Вам необходимо осмыслить услышанное в течение пяти минут». Во время осмысления обучающиеся могут систематизировать написанное (без участия учителя). При повторном чтении учитель должен соблюдать памятку-инструкцию, предложенную выше. Учащиеся могут сверить услышанное со своими записями. После прочтения учитель не должен отвечать на вопросы обучающихся или консультировать их. Обучение написанию сжатого изложения необходимо проводить в несколько этапов:
Итак, на самом первом этапе подготовки к сжатому изложению учитель должен донести до обучающихся, чем отличается сжатое изложение от подробного. Педагог должен уметь правильно читать исходный текст, чтобы написание сжатого изложения для обучающихся сделать менее трудным. Подготовка к обучению написания сжатого изложения С элементами содержания, проверяемыми на экзамене по русскому языку, а также с требованиями к уровню подготовки выпускника основной школы, ученики могут познакомиться в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения в 2011 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по русскому языку. Однако на предварительном этапе необходимо, чтобы обучающиеся понимали суть задания, и четко представляли, что будут проверять эксперты в их работе. Для это необходимо, чтобы обучающиеся внимательно прочитывали задание (иллюстрация 1). Иллюстрация 1
Содержание задания указывает на критерии оценивания сжатого изложения, поэтому считаю важным на данном этапе пояснить обучающимся содержание каждого из критериев. Для этого возможно составить словарик ключевых слов критериев (иллюстрация 2): Иллюстрация 2
Необходимо пояснить обучающимся, что точная передача основного содержания текста не подразумевает, что выпускник должен использовать только ту лексику, которая использована автором исходного текста. Слова могут быть заменены близкими по значению словами или выражениями. Важным является и то, что количество абзацев в сжатом изложении должно соответствовать количеству микротем исходного текста. Ученик должен понимать, что сжатие исходного текста возможно только за счет использования приемов сжатия. Поясняя данный критерий, учитель должен не только назвать 3 приема сжатия, но и пояснить данный теоретический материал с помощью примеров (иллюстрация3). Иллюстрация 3 Основные приёмы сжатия (компрессии) текста:
Исключение второстепенной информации 1. Исключение отдельных слов, словосочетаний, фрагментов предложений, вводных и уточняющих конструкций. 2. Исключение одного или нескольких предложений. 3. Исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов. 4. Удаление из текста поясняющих конструкций, например ряда однородных членов при обобщающем слове или ряда простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих, раскрывающих содержание первой части. Упрощение синтаксических структур 1. Замена придаточного определительного синонимичным определением. 2. Замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом. 3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения. 4. Слияние двух предложений в одно. Обобщение единичных явлений и фактов: свертывание информации на основе ее обобщения – перевода частного в общее. 1. Обобщение содержания: 2. Замена ряда однородных членов обобщающим словом (часто: замена ряда гипонимов гиперонимом) Как уже говорилось выше, подготовка к сжатому изложению – это работа не одного занятия. Подготовку к сжатию текста необходимо вести с 5 по 9 класс. На мой взгляд, наиболее эффективным можно считать включение в ход любого урока русского языка с 5 -9 класс комбинированных упражнений по понимание содержания текста, восстановление логических связей, упражнения на освоение приемов сжатия (приложение 1). Какие виды упражнений являются наиболее эффективными? Хочется ещё раз подчеркнуть: умение видеть логику рассуждения и обозначать логический переход от одной мысли к другой необходимо, так как при пересказе помогает правильно, не исказив авторского замысла, передать содержание текста. Эффективными в этом случае оказываются упражнения, в которых, перед тем как написать сжатое изложение текста, надо проделать следующие операции:
Подобные задания каждый учитель может составить сам, исходя из задач конкретного урока. Лучше всего начать с небольших и простых упражнений, потом перейти к более сложным, а работу с текстами, которые распечатаны на отдельных карточках, постепенно заменить работой на слух. Полезными для тренировки умения видеть логическую структуру текста являются упражнения, в которых нужно восстановить пропущенные элементы рассуждения − тезисы или доказательства, логические переходы между абзацами. Эффективными оказываются упражнения, в которых нужно восстановить правильный порядок предложений в тексте. В сильном классе можно предложить упражнение, в котором исходный текст разбит на отдельные фрагменты , к каждому даны свои вопросы и задания. В ходе работы надо воссоздать первоначальный текст, а затем кратко пересказать его содержание в соответствии с заданной логической схемой. Пересказывать тексты (сжимать) мы учим детей не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы. Данный навык невозможен без теоретической подготовки о приемах сжатия текста. Однако на экзамене ученики должны продемонстрировать не теоретические знания о приемах сжатия информации, а практический навык правильного сокращения текста. Выработать его можно только регулярными упражнениями: сначала простыми, потом все более сложными. Особое внимание стоит уделить сжатию текстов-рассуждений, так как часто обучающиеся сжимают текст за счет исключения примеров, но полностью исключать примеры нельзя – они важный элемент логической структуры текста. Поэтому нужно тренироваться сокращать их, опуская частные подробности, или ссылаться на них. Завершающим этапом подготовки обучающихся к написанию сжатого изложения можно считать сжатие текста при зрительном его восприятии. Этот вид работы можно сделать, используя учебные тексты (например, параграфы учебника теории по русскому языку). Начать работу можно с пополнения ученического словарика (иллюстрация 3 и 4). Иллюстрация 3
Или Иллюстрация 4
Далее проводится практикум по составлению тезисов учебного текста. На данном этапе возможно использование алгоритмов (иллюстрация 5). Иллюстрация 5
Таблица для работы с алгоритмом может выглядеть так (иллюстрация 6): Иллюстрация 6
После окончания работы поясняем учащимся, что у них получился сжатый вариант текста или тезисный план, который необходимо отредактировать, т.е. связать предложения по смыслу и грамматически (приложения 2). Если 1-2 тезисы распространить примерами, то получится конспект. На экзамене обучающимся и придется писать конспект, но только по тексту, которого уже не будет перед глазами, а воспринимать его обучающиеся будут на слух. Также можно рекомендовать комплексную работу с текстом, задания к которому могут быть предтекстовые и послетекстовые (приложение 2). Учитель-словесник, при подготовке обучающихся к сжатому изложению должен помнить, что текст изложения при устном предъявлении лучше запоминается аудиалами (т.е. теми учениками, у которых хорошо развита слуховая память) и хуже визуалами (т.е. теми учениками, у которых лучше развита зрительная память). Учитывая эту особенность человеческой памяти, учитель должен при подготовке к экзамену предъявлять запись текста. Увиденный и проанализированный текст убирается, и запись делается учащимися по памяти. Можно использовать такие варианты работы: учитель предъявил текст, выразительно прочитал вслух, текст проанализировали, перечитали вслух – письмо по памяти; учитель предъявил текст, ученики прочитали его про себя, прочитали вслух – письмо по памяти; учитель предъявил текст и убрал его, затем прочитал его вслух – письмо по памяти. Важно затем сопоставить исходный текст (первичный) с письмом по памяти (вторичным). Приёмы работы: самопроверка, саморедактирование и самооценка или взаимопроверка, взаиморедактирование и взаимооценка. Итак, в ходе подготовки к обучению написания сжатого изложения ученик должен уяснить, что будут проверять в его написанном тексте эксперты ( критерии оценивания); каким образом возможно из текста сделать сжатый текст ( способы компрессии); уметь создавать сжатые тексты при зрительно восприятии исходного текста. Методика обучения школьников написанию сжатого изложения По отношению к объекту текста различаются подробные и сжатые изложения. Если задачей подробного изложения является максимально полно воспроизвести содержание исходного текста с сохранением авторского стиля, то сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, очень краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка передаются в изложении без искажающих изменений; вычленения в тексте основных микротем; обобщения содержания исходного текста. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля, однако выпускник должен использовать авторские ключевые слова и словосочетания, употребление лексики и фразеологии свободное. Сжатое изложение считается наиболее трудным упражнением. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию. Таким образом, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом. С чего необходимо начинать работу над сжатым изложением после первого прочтения текста? Этот этап можно назвать – содержательная обработка текста. Учебная деятельность заключается в определении темы текста, т.е. учащиеся пытаются ответить на вопрос: «О чем этот текст?». Учащиеся должны знать, что тема определяется различными способами:
Следующий прием смысловой обработки текста – это определение идеи текста, которая определяется с помощью вопросов: «Зачем автор написал этот текст?», «Какую мысль хотел выразить?», «Что хотел донести до нас автор?». Сформулировать идею текста обучающимся поможет общая тональность звучания текста; настроение, которое вызывает прочтение текста; отношение автора к событиям, героям; наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции). Далее необходимо определить структуру текста, т.е. установить композиционные части исходного текста, записав основное содержание каждой из частей в форме тезиса. Напомним, что композиция текста – это построение текста. Как правило, основными композиционными частями текста являются вступление, основная часть и заключение. А тезис – это положение, сформулированное как предложение (простое или сложное), в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания. Как сформулировать тезис? Из нескольких предложений составить одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщено. Формулировка тезиса – это один из приемов сжатия текста. Хочется напомнить, что определять стиль текста и тип речи также необходимо. Ведь особенности построения зависят от этих показателей:
Затем составляется подробный план текста с выделением каждой микротемы каждой части, к каждой из которых подбирается заголовок. При втором чтении вносятся дополнения в предварительные записи, корректируется составленный план. Обращается внимание на точность передачи имен собственных, географических названий, дат, цитат, важных для сохранения идеи текста, также во избежание фактических ошибок. Работая с подробным планом текста, отмечаем в нём существенное и подробности в каждой части. Выделяем главную и второстепенную информацию. Определяем способ сокращения текста (исключение, обобщение). После составляется сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.) В завершении пишется сжатое изложение каждой части, связывая их между собой, чтобы получился законченный текст. Более подробно последние 3 этапа работы над сжатым изложением можно представить в виде таблицы (таблица 1). Таблица 1
Завершает работу над сжатым изложением процесс редактирования написанного. При редактировании ученик должен постараться избавиться от тяжеловесных предложений. В процессе редактирования можно спокойно обдумать, как из одной длинной фразы сделать две «покороче» или вообще убрать какие-то слова, оказавшиеся лишними. Чтение готового текста должно быть медленным, особенно тех предложений, в которых проделаны какие-либо изменения. Обучающийся должен проверить, нет ли у него грамматических ошибок, не нарушена ли связь слов, не встречается ли одно и тоже слово в предыдущей фразе или последующей (так как одна из самых распространённых ошибок – неоправданный повтор слов). Необходимо обратить внимание на последовательность изложения содержания: не нарушена ли логика развёртывания темы; нет ли неоправданной перестановки частей (микротем) текста; правильно ли членится текст на абзацы. В конце проводится один из сложных этапов редактирования – это орфографический и пунктуационный анализ написанного текста. В итоге последнего этапа подготовки к сжатому изложению, обучающийся должен знать четкую последовательность своих действий на экзамене при написании сжатого изложения. |
Урок по русскому языку в 9 классе Тема: «Подготовка к написанию сжатого изложения» Тема: «Подготовка к написанию сжатого изложения» (По тексту Е. П. Брандиса «Жюль Верн») | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данный спецкурс включает в себя подготовку к малому егэ (гиа). Направлен на систематизацию и обобщение изученного по тексту и стилям... | ||
Методика написания реферата реферат Реферат – слово латинское, по-русски дословно переводится как написание сообщения или публичного доклада. Чаще всего это слово употребляется... | "Русский язык. Подготовка к гиа (написание сжатого изложения). Универсальные... Русский язык. Подготовка к гиа (написание сжатого изложения). Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и... | ||
Протокол №3 от 22. 06. 2012 г Включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст... | Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения... Региональная оценка качества образования учащихся. 2012 г. Русский язык 9 класс 9094(/4) | ||
Р. А. Наумова Ершовой О. Б. Урок Включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст... | «московский институт юриспруденции» Включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст... | ||
Урок русского языка в 9классе по теме «Теория и практика сжатого... Цели урока: Образовательная: познакомить учащихся с особенностями сжатия текста | Порядок проведения государственной (итоговой) аттестации Включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст... | ||
Экзаменационные билеты по дисциплине «Русский язык и культура речи» Включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данный урок разработан для учащихся 8 класса. Это занятие продолжает цикл уроков, направленных на обучение написанию сжатого изложения... | ||
Положение об организации и проведении II тура областной олимпиады... Включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст... | Ответы к олимпиаде по русскому языку. 5 Класс (школьный этап) I тур сумма баллов за диктант-20 Включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст... | ||
Гиа государственная (итоговая) аттестация выпускников образовательных... Включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст... | И. П. Цыбулько и председателем научно-методического совета по русскому... Включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст... |