ПРОГРАММА ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
для студентов V курса, обучающихся по специальности
050715 «Логопедия»
(Л.С. Вакуленко, старший преподаватель кафедры СПиП, О.В.Лобанова, старший преподаватель кафедры СПиП)
Сроки проведения практики
Преддипломная практика проводится в 9 семестре в течение 5 недель (с отрывом от занятий). Место проведения практики
Студенты проходят практику в специальных образовательных учреждениях для детей с тяжелыми нарушениями речи, логопунктах при ДОУ или общеобразовательной школе, школы V вида. Цель преддипломной практики:
овладение системой специальных педагогических знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять дифференциальную диагностику речевых нарушений, планирование и проведение коррекционной логопедической работы в условиях специального детского сада (группы) для детей с тяжелыми нарушениями речи, логопункта при ДОУ или общеобразовательной школе, школы V вида.
Задачи практики:
применение и углубление знаний, приобретенных в процессе обучения в вузе.
закрепление у студентов профессиональных умений и навыков в практической педагогической деятельности, полученных в ходе прохождения стажерской практики и необходимых для успешного решения практических задач учителя-логопеда в условиях детского сада или школы.
формирование творческого исследовательского подхода к педагогической деятельности.
практическое применение знаний в условиях самостоятельной учебно-воспитательной работы.
привитие интереса к научно-исследовательской работе в области логопедии, специальной педагогики и психологии, потребности к самообразованию.
формирование специальных профессионально-педагогических умений и навыков, необходимых для учителя-логопеда, личностных качеств.
Содержание и характер деятельности студентов
Преддипломная практика включает в себя две составные части: собственно логопедическую работу и методико-исследовательскую деятельность.
В период преддипломной практики в дошкольных и школьных учреждениях студенты выполняют функции учителя - логопеда на протяжении всего рабочего дня, то есть планируют и проводят фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия, посещают и анализируют занятия учителя - логопеда и студентов группы, оказывают консультативную помощь воспитателям, учителям и родителям детей с нарушениями речи, участвуют в работе методического объединения логопедов детских садов, школ.
Под руководством руководителя практики и логопедов студенты проводят научно-исследовательскую работу, результатом которой может стать доклад на научной студенческой конференции, дипломная работа по специальности.
В итоге практики студенты приобретают личный опыт проведения логопедической работы с детьми дошкольного или школьного возраста, имеющими нарушения речи.
Организация деятельности студентов
Преддипломная практика проходит в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с нарушениями речи в течение 5 недель.
Перед началом практики проводится установочная конференция в университете, в ходе которой происходит ознакомление студентов с целями, задачами, организацией, этапами практики, с нормами поведения в образовательном учреждении, необходимой отчетной документацией; закрепление за специалистами, осуществляющими методическое руководство и распределение по ДОУ и школам. Руководитель преддипломной практикой консультирует студентов по вопросам подготовки к предстоящей работе: знакомит студентов с программой практики, формой ведения дневника (приложение № 6) и другой отчетной документации, рекомендует наглядный и дидактический материал для обследования детей дошкольного и школьного возраста и проведения коррекционной логопедической работы, предлагает список специальной логопедической и методической литературы.
Руководитель преддипломной практики осуществляет распределение студентов по специальным детским садам (группам) для детей с тяжелыми нарушениями речи, логопунктам при ДОУ или общеобразовательных школах, школам V вида (по 1-3 человека на одного учителя-логопеда).
Контроль за деятельностью студентов в период практики осуществляет групповой руководитель, учителя-логопеды и администрация детского сада или школы.
Студенты работают в детском саду или школе в соответствии с расписанием рабочего дня логопеда по 4 часа ежедневно.
На базе образовательного учреждения проводится встреча студентов с заведующей (директором), старшим воспитателем (завучем) и логопедом. Руководство образовательного учреждения формирует представление студентов о координации работы врачей, логопедов, психолога, воспитателей, учителей, музыкальных работников и физ. инструкторов по музыкальному и физическому воспитанию детей, знакомит студентов с педагогическим коллективом учреждения и детьми, режимом дня, традициями учреждения.
Студенты изучают порядок приема детей и комплектования групп (классов), "Положение о психолого-медико-педагогической консультации", другие нормативные документы, регулирующие логопедическую работу.
Преддипломная практика в детском саду или школе включает 2 основных этапа. См. таблицу 1.
Таблица 1.
Этапы прохождения преддипломной практики
Неделя
| Содержание работы
| Формы организации деятельности студентов
| Форма отчетности
| I этап
| 1-ая
| Знакомство студентов со спецификой работы логопеда в условиях ДОУ или школы.
|
| План работы логопеда, список логопедической документации, примеры оформления документов в пед. дневнике.
| Ознакомление с содержанием и особенностями работы логопеда.
| Наблюдение индивидуальных и фронтальных занятий логопеда.
| Конспекты просмотренных занятий; анализ одного логопедического занятия в пед. дневнике.
| Изучение оборудования логопедического кабинета.
| Составление перечня необходимого оборудования логопедического кабинета, картотеки дидактических пособий.
| Перечень необходимого оборудования логопедического кабинета, картотека дидактических пособий, их краткая характеристика в пед. дневнике.
| Знакомство с типологией речевых нарушений, изучение личных дел учащихся.
| Самостоятельное проведение студентом логопедического и психолого-педагогического обследования 2-4 детей.
| Заполненные студентом речевые карты; образец карты, используемой логопедом.
| Составление плана-графика зачетных занятий
|
| План-график зачетных занятий.
| II этап
| 2-ая – 5-ая
| Изучение различных форм организации логопедической работы с детьми.
| Разработка и проведение студентами индивидуальных, групповых и фронтальных занятий (10-20 групповых или фронтальных, 12-20- индивидуальных).
| Конспекты 4 зачетных занятий, самоанализ одного занятия.
| Изготовление дидактических пособий для логопедического кабинета.
|
| 2-3 дидактических пособия
| Организация консультационной работы с педагогическим коллективом ДОУ или школы по вопросам логопедии, развития речи.
| Подготовка доклада и выступление с ним на педсовете.
| Текст доклада.
| Посещение зачетных занятий однокурсников.
| Конспектирование и устный анализ увиденных занятий (1-2)
| Конспекты занятий однокурсников в пед. дневнике и их анализ.
| Организация консультационной работы с родителями по вопросам логопедии, развития речи.
| Подготовка письменной консультации для логопедического уголка.
| Текст консультации.
| Проведение научно-исследовательской работы
|
| Доклад на научной студенческой конференции, материалы к дипломной работе по специальности.
| Подведение итогов работы в период педагогической практики. Подготовка отчетной документации.
|
| Отчетная документация.
|
I этап преддипломной практики
В течение первой недели практики студенты знакомятся с оформлением и оборудованием кабинетов старшего воспитателя (в ДОУ), логопеда, психолога.
Руководитель практики совместно с курирующими логопедами обсуждают и планируют содержание работы с воспитателями (учителями) и родителями (беседы, консультации, семинары, тренинги и др.), определяют перечень пособий и дидактического материала, необходимого для логопедического кабинета и распределяют индивидуальные задания студентам, устанавливая сроки их выполнения.
На данном этапе основное содержание практики состоит в формировании у студентов умений самостоятельно проводить психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей дошкольного (или школьного) возраста, анализировать и оформлять его результаты, а также составлять перспективный план коррекционной работы. Студенты знакомятся со спецификой обследования детей разных возрастных групп и с различными речевыми нарушениями, анализируют и переписывают в дневник соответствующие схемы проводимого логопедом обследования. Далее студенты наблюдают за тем, как осуществляется логопедом процедура обследования ребенка с нарушением речи (порядок, приемы и формы обследования, используемый наглядный и дидактический материал, типы инструкции педагога, виды помощи и т.д.).
За каждым из студентов закрепляются дети (2-4 ребенка) из разных групп для проведения обследования и индивидуальных логопедических занятий. Студенты самостоятельно осуществляют психолого-педагогическое обследование этих детей, знакомятся с данными педагогического обследования, проводимого воспитателями, учителями. Результаты обследования студенты обсуждают с логопедами и руководителем практики. Данные обследования студенты вносят в речевые карты (составленные совместно с курирующим логопедом), формулируют подробное заключение о состоянии речи и других функций обследованных детей, составляют перспективный план коррекционной работы.
В течение данного этапа студенты активно наблюдают за детьми во время различных занятий, в процессе индивидуальной работы с ними, а также вне занятий, составляют речевой профиль группы. Практиканты изучают программу обучения данного контингента детей, методические пособия и рекомендации по работе с логопатами, имеющими различные речевые нарушения, знакомятся с перспективным планом работы логопеда.
Студенты наблюдают и подробно анализируют фронтальные занятия логопеда, фиксируя свои наблюдения в дневнике практики. В ходе анализа логопед обращает внимание студентов на необходимость выделения основных задач занятия, подчинения им применяемых форм и приемов работы. Практиканты выполняют письменный анализ одного из занятий логопеда в качестве отчетного задания. Студенты подготавливают и обсуждают с курирующим логопедом конспекты индивидуальных, групповых и фронтальных занятий.
II этап преддипломной практики
Начиная со второй недели практики, студенты разрабатывают и проводят самостоятельно занятия (индивидуальные, групповые, фронтальные). Логопеды и методист кафедры осуществляют консультирование практикантов в процессе подготовки к занятиям, постепенно вырабатывая у них умения составлять план и конспект занятия (приложение 7), точно формулировать тему, цель и задачи, отбирать программное содержание, намечать этапы занятия в определенной логической последовательности, методически грамотно подбирать речевой материал, наглядные и дидактические пособия.
Индивидуальные занятия проводятся студентом в соответствии с расписанием логопеда группы, на работу с каждым ребенком отводится по 10-20 минут в зависимости от его возрастных и индивидуальных особенностей, а также от состояния речи.
Логопеды-практиканты проводит зачетные занятия (3 подгрупповых или фронтальных, 1 – индивидуальное). Все студенты посещают открытые занятия и участвуют в их аналитическом разборе. За время практики каждому студенту необходимо принять участие в обсуждении занятий однокурсников. Наблюдения за ходом занятия и результаты его анализа фиксируются в дневнике практики. Конспектируется ход занятия, отмечаются используемые методы, формы и приемы, оцениваются речь, деятельность и поведение детей на занятии, положительные стороны занятия, высказываются пожелания к его совершенствованию. Анализ проведенного занятия проводится студентами под руководством логопеда, руководителя практики по определенному плану (см. приложение 8). Постепенно студенты приобретают умение самостоятельно анализировать логопедические занятия, делать правильные и аргументированные выводы, критически оценивать свои занятия и однокурсников, осуществлять поиск оптимальных и наиболее эффективных способов и приемов коррекционного логопедического воздействия. Выполняется самоанализ одного из проведенных занятий на выбор студента.
В ходе практики студенты учатся согласовывать и координировать работу педагогов, работающих с детьми с точки зрения их коррекционной направленности, оказывая им помощь в решении коррекционных задач обучения. Студенты регулярно взаимодействуют в работе с воспитателями, учителями, обсуждая возможные пути закрепления правильных речевых навыков детей в процессе занятий и вне их, а также участвуют в подготовке и проведении воспитательных мероприятий.
Студенты включаются в работу педагогического совета детского сада, школы, выступая с научно-методическими докладами. При подготовке докладов студенты получают необходимую консультацию руководителя практики. Примерные формулировки докладов: «Использование в работе воспитателя системы приемов закрепления навыков правильного произношения дошкольников», «Развитие фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями», «Подготовка к школе детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи» и др. Практиканты также могут участвовать в деятельности методических объединений логопедов.
В процессе педагогической практики студенты взаимодействуют с семьями детей, имеющих речевые нарушения: участвуют в подготовке родительского собрания, разрабатывают письменную консультацию по развитию речи, выставляемую в логопедическом уголке и др.
Студенты, имеющие музыкальное образование и владеющие игрой на музыкальном инструменте (фортепиано), могут проводить логоритмические занятия с детьми (по согласованию со старшим воспитателем, логопедами, администрацией образовательного учреждения).
Преподаватели кафедры СПиП не реже одного раза в неделю по установленному графику проводят консультирование по вопросам содержания практики.
Педагогическая рефлексия своей деятельности в качестве учителей-логопедов происходит в ходе анализа проведенных занятий, а также оформления краткого отчета о проделанной работе с предложениями и замечаниями
Сдача отчетной документации студентами должна производиться в течение недели после завершения практики.
Результаты практики анализируются на итоговой конференции в университете. Руководитель практики оценивает работу студентов, отмечает особо отличившихся студентов. На конференции обсуждаются предложения по совершенствованию теоретической и практической подготовки студентов, организации педагогической практики. Заслушиваются отчеты студенческих групп о педагогической практике в разных образовательных учреждениях, научно-практические доклады, демонстрация лучших наглядных пособий и дидактического материала.
Таким образом, в процессе педагогической практики студенты практически осваивают все основные аспекты деятельности учителя - логопеда дошкольных и школьных учреждений. Сформированные в период практики педагогические умения и навыки студентов составляют важный компонент их профессиональной подготовки.
Ожидаемые результаты
По итогам прохождения практики у студента, получающего образование по специальности «Логопедия», должны быть сформированы следующие знания, умения и навыки:
Овладение знаниями по специальности, необходимыми для осуществления функциональных обязанностей учителя-логопеда.
Умение проводить психолого-педагогическое и логопедическое обследование речевой и познавательной деятельности детей дошкольного и школьного возраста, анализировать его результаты и диагностировать выявленные отклонения в развитии детей и подростков.
Умение осуществлять перспективное и текущее планирование содержания всех видов коррекционной работы для детей с различной речевой патологией.
Умение ставить и реализовывать коррекционные, развивающие и воспитательные задачи, используя разнообразные приемы психолого-педагогического воздействия, с учетом индивидуальных личностных особенностей детей дошкольного и школьного возраста с отклонениями в речевом развитии.
Умение обоснованно выбирать и применять методы, формы и приемы преодоления нарушений речевой деятельности детей, отклонений в поведении и развитии других функций.
Умение осуществлять методически правильный выбор языкового и речевого материала, наглядных и технических средств обучения дошкольников и школьников с речевыми нарушениями; изготавливать демонстрационный и раздаточный дидактический материал, разрабатывать конспекты занятий.
Умение выполнять анализ логопедического занятия.
Владение приемами организации совместной работы с педагогическим коллективом детского сада или школы.
Осуществление практикантом адекватной оценки как собственной педагогической деятельности, так и студентов группы.
Умение обучать родителей, воспитывающих детей с речевыми нарушениями, некоторым коррекционным приемам.
Умение осуществлять пропаганду логопедических знаний среди воспитателей, учителей и родителей.
Уметь изучать и обобщать педагогический опыт логопедов детского сада, школы.
Умение планировать и осуществлять мероприятия по повышению собственной педагогической квалификации.
Умение обобщать приобретенные знания, умения и навыки в целях подготовки экспериментального материала для будущей дипломной работы.
Формы отчетности
Дневник педагогической практики, в котором отражается:
план работы логопеда;
список логопедической документации, примеры оформления;
конспекты занятий, проведенных логопедом, подробный анализ одного занятия;
анализ зачетных занятий однокурсников (не менее 2);
конспекты собственных тренировочных занятий с записью замечаний и рекомендаций логопеда, руководителя практики;
перечень необходимого оборудования логопедического кабинета, картотека дидактических пособий с их краткой характеристикой;
план-график зачетных занятий студента (сдается в течение первой недели практики на кафедру СПиП).
Конспекты 4 зачетных логопедических занятий (3-фронтальных или подгрупповых, 1- индивидуальное) с самоанализом одного из них (на выбор студента).
2-4 заполненные речевые карты на детей, с которыми студент проводил индивидуальные занятия.
Текст доклада на педагогическом совете.
Текст тематической консультации для родителей.
Наглядные пособия и дидактические материалы для логопедического кабинета (не менее 2-3).
Отчет по педагогической практике (приложение № 9)
Материалы по НИРС (представляются научному руководителю кружка или проблемной группы).
Характеристика с оценкой деятельности практиканта, заверенная подписью и печатью руководителя образовательного учреждения.
Характеристика на студента-практиканта должна отражать следующие моменты:
Личностный блок: отношение к работе; культура речи и общения; проявление инициативы, самостоятельности, дисциплинированности; характер взаимоотношений с администрацией и детьми; нравственная культура; культура поведения.
Профессиональный блок: использование теоретических знаний в практической работе; реализация индивидуального подхода; умение планировать и проводить различные виды деятельности; сформированность профессиональных качеств.
Результативный блок: мероприятия, организованные и проведенные студентом.
Итоговая аттестация
При оценке результатов педагогической практики учитываются следующие факторы:
Уровень теоретической подготовки студента (овладение знаниями по специальности и смежным дисциплинам).
Степень сформированности профессионально-педагогических умений и навыков (овладение методикой проведения индивидуальных и фронтальных логопедических занятий с детьми и подростками, страдающими нарушениями речи).
Уровень профессиональной направленности (общение с детьми, любовь к ним, забота о дошкольниках, их развитии; направленность на педагогическую деятельность, преодоление трудностей; ответственность за качественное осуществление коррекционного процесса в специальных группах; осуществление творческого подхода в работе; степень самостоятельности при выполнении обязанностей логопеда).
Качество анализа и самоанализа различных видов коррекционной педагогической работы.
Качество отчетной документации, сдача ее в установленные сроки (в течение недели после окончания практики).
При оценке результатов педагогической практики используются следующие методы:
Наблюдение за студентом в процессе конкретной педагогической деятельности (обследование состояния речи детей, разработка и проведение логопедических занятий с детьми, участие в его анализе, проведение консультаций для воспитателей, учителей, родителей и т.д.).
Изучение характеристик педагогической деятельности, данной логопедом детского сада (школы).
Изучение отчетной документации студентов (дневника педагогической практики, индивидуальных планов работы, конспектов занятий с детьми, отчета, изготовленных наглядных пособий и др.).
Анализ результатов научно-исследовательской работы, выполненной в период педагогической практики.
Оценка «отлично» ставится студенту (с учетом сформулированных выше положений), который исполнил на высоком уровне весь намеченный в соответствии с программой объем работы, и у которого сформировались умения, предполагаемые данным видом практики.
Оценка «хорошо» ставится при незначительном нарушении требований, предъявляемых к оценке «отлично».
Оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, если нарушения были значительными.
Оценка «неудовлетворительно» ставится при невыполнении основных видов работ, предусмотренных программой практики.
Литература: (специальность 031800 «Логопедия»)
Основная
Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М.,1997.
Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно.-СПб., 1999.
Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. – М.,2002.
Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – М., 1989.
Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М., 1959.
Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда/Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева.- Екатеринбург, 1998.
Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. -М., 1963.
Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 2002.
Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – СПб., 1998.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей страшего дошкольного возраста с ОНР. – М., 2001.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН I,II,II периоды. – М., 1998.
Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии:Учеб. пособие для студ. мед. пед. учеб. заведений/Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова.-М., 2001.
Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Гаркуша Ю.Ф. – М., 2000.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. для логопеда.-М., 1999.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строй у дошкольников с общим недоразвитием речи. – Спб., 2001.
Логопедия: методические традиции и новаторство/ Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Власовец. – М., 2003.
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 1998.
Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М., 1988.
Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. – М., 1997.
Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольном учреждении и группах для детей с нарушениями речи. – М., 1993.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб., 2001.
Основы логопедической работы с детьми. /Под общей редакцией Г.В. Чиркиной.-М., 2002.
Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно.- СПб.,1996.
Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону, 2001.
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 2001.
Руденко В.И. Домашний логопед. – Ростов-на-Дону, 2002.
Скворцов И.А. Детство нервной системы. – М., 1995.
Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М., 2002.
Специальная педагогика. /Под ред. Н.М. Назаровой.-М., 2001.
Тимонен Е.И. Формирование лексико-грамматических навыков на занятиях по подготовке к обучению грамоте в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (подготовительная группа). – СПб., 2002.
Ткаченко Т.А. Альбом индивидуального обследования дошкольника: диагностическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей.-М., 2001.
Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи: Методическое пособие. – СПб., 1999.
Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 2000.
Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника.-М., 2001.
Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. – М., 2000.
Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М., 1991.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999.
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии.-М., 1989.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 1999.
Фомичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей. – М., 1993.
Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – СПб., 1997.
Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. – М., 2001.
Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. – М., 1997.
Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений.-М.: АРКТИ, 1999.-120 с.
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Как помочь детям с недостатками речевого развития: Пособие для учителя.-М., 1997.
Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. – М., 1997.
Периодические издания:
- журнал «Дефектология»;
- журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития».
Приложение № 6
Специальность 031800 «Логопедия» Дневника педагогической практики (примерный образец) Титульный лист Дневник педагогической практики студента V курса группы____ факультета СПиП МГПУ _________________________________________________
Ф.И.О.
Педагогическая практика проводится в детском саду / школе № _____________
___________________округа г. ______________________
Сроки практики: с __ по ___ 200_ года. 1 страница
Групповой руководитель____________________________________
Заведующая детским садом/Директор школы___________________
Старший воспитатель (завуч)________________________________
Психолог_________________________________________________
Логопед _________________________________________________
Воспитатели группы(для ДОУ).______________________________
Адрес детского сада (школы) и № телефона ___________________
2 страница
Индивидуальный план работы на период педагогической практики
3 страница (и далее)
Фиксируется ежедневная работа. Записи ведутся в свободной форме.
Приложение № 7
Специальность 031800 «Логопедия» Оформление конспекта занятия (примерный образец)
Титульный лист
КОНСПЕКТ
логопедического занятия, проведенного студенткой __ группы факультета СПиП МГПУ ____________________________________Ф.И.О.______________________________________
_________(дата проведения) ________(время проведения) 1 страница
1. Тема и цель занятия
2. Основные задачи занятия
3. Оборудование занятия (демонстрационный и раздаточный материал, игрушки и др.)
4. Лексико-грамматический материал
5. План занятия
6. Ход занятия (с указанием инструкций логопеда, предполагаемых ответов детей, основных методических приемов)
7. Использованная литература
Приложение № 8
Специальность 031800 «Логопедия» Анализ логопедического занятия (примерная схема протокола)
Место данного занятия в системе занятий по теме. Соответствие материала занятия программе, речевым и возрастным особенностям детей данной группы. Объем материала и его доступность для детей. Подготовленность данного занятия предыдущим обучением и связь с последующим.
Правильность постановки цели и задач занятия. Соответствие цели и задач теме и содержанию занятия. Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Адекватность выбора речевого материала задачам занятия.
Организация занятия: количество детей, поведение; эстетическое оформление занятия, используемое оборудование, качество наглядных пособий и дидактического материала.
Структура занятия: основные этапы, их логическая последовательность, четкость перехода от одного этапа к другому, продолжительность занятия и его этапов; соотношение времени, отведенного на фронтальную и индивидуальную работу, соотношение речевых и неречевых заданий (по количеству и отведенному времени), высказываний логопеда и детей. Соответствие фактического хода занятия запланированному, отступления от конспекта, их причины.
Анализ этапов занятия. Содержание этапов, подготовка детей к предстоящему этапу. Реализация дидактических принципов обучения. Методы и приемы, используемые на отдельных этапах, их соответствие целям занятия. Разнообразие, взаимосвязь, обоснованность методов и приемов обучения. Особенности применения методических приемов логопедом, знание материала занятия, владение методами и приемами работы на занятии, осуществление коррекционных приемов обучения, умение использовать методические пособия. Характеристика применяемых методических приемов (приемы привлечения внимания, приемы активизации познавательной деятельности и др.), использование разнообразных форм активности детей (двигательной, зрительной, слуховой) с целью предупреждения утомляемости детей. Обеспечение положительного эмоционального фона в процессе занятия и интереса детей к заданиям. Сочетание индивидуальных и фронтальных форм работы. Использование воспитательных моментов занятия, использование специальных методических приемов. Контроль за речью детей, исправление допущенных детьми ошибок. Адекватность предъявляемых требований с учетом речевых возможностей и личностных особенностей каждого ребенка. Доступность и четкость инструкций и вопросов логопеда, использование различных видов вопросов (наводящие, альтернативные и др.). Включение элементов рациональной психотерапии на занятии. Подведение итогов занятия, оценка деятельности детей.
Особенности речевой и неречевой деятельности, поведения детей на занятии; активность, проявление интереса, степень сформированности структуры деятельности, уровень сосредоточенности на заданиях, устойчивость внимания в начале занятия и на отдельных его этапах, возможности переключения внимания от одного к другому заданию, причины отклонений в деятельности и поведении детей, качество знаний, умений и навыков, полученных или закрепленных детьми на занятии.
Характеристика логопеда.
Возможности контакта с группой детей, умение владеть вниманием детей и организовать их для работы, владение приемами повышения активности, интереса и внимания детей дошкольного возраста, практическое осуществление индивидуального подхода к детям с учетом их личностных особенностей, настойчивость в достижении цели, проявление педагогического такта. Речь логопеда (доступность, логичность, мелодико-интонационная выразительность и эмоциональность, особенности дикции, силы, голоса, темпа и ритма). Внешний вид логопеда, его поведение в процессе общения с детьми. Достижение цели, выполнение намеченного плана, эффективность использованных методов и приемов. Оценка занятия в соответствии с возможностями детей. Характер деятельности детей в процессе занятия (степень самостоятельности, уровень активности, темп работы).
Педагогические выводы, пожелания к совершенствованию занятия.
Приложение № 9
Специальность 031800 «Логопедия» Отчет студента-практиканта (примерная схема)
ОТЧЕТ
о педагогической практике студента __ группы отделения логопедии факультета СПиП МГПУ (Ф.И.О.) _____________________________________________________________
на базе дошкольного (школьного) образовательного учреждения № __ г._____
в период с "__" по "__" _____________ 200__г.
I. Выделить основные этапы практики (дать краткую характеристику).
II. Определить объем и раскрыть содержание педагогической работы, выполненной в процессе практики.
1 Количество проведенных фронтальных, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий. Указать количество и темы зачетных логопедических занятий. Обозначить типы трудностей при проведении занятий, определить их причины. Использование в работе специальной и научно-методической литературы, наглядных пособий и дидактического материала. Отметить характер и степень помощи логопедов и руководителя практикой.
2. Оценить степень сформированности своих навыков оценки занятий, указать количество посещенных и проанализированных занятий логопеда, однокурсников.
3. Указать количество и дать краткую характеристику психомоторного и речевого развития детей, с которыми проводились индивидуальные логопедические занятия. Рассказать о результатах индивидуальных занятий. Оценить свои умения, связанные с психолого-педагогическим изучением детей возраста с различными речевыми нарушениями и составлением на его основе подробного заключения.
4. Охарактеризовать свое участие в процессе анализа и обсуждения сложных речевых расстройств у детей (указать количество детей, психолого-медико-педагогическое заключение о состоянии их общего психического и речевого развития).
5. Привести основные данные о содержании и результатах научно-исследовательской работы, выполненной в период педагогической практики.
6. Рассказать о формах и методах проведенной воспитательной работы с детьми дошкольного (школьного) возраста. Назвать темы и количество подготовленных и проведенных воспитательных мероприятий. Раскрыть особенности воспитательной работы с детьми, имеющими разные типы речевых нарушений, отметить основные ее результаты.
7. Проанализировать содержание и основные результаты работы с воспитателями, учителями и родителями. Указать количество открытых занятий, проведенных для родителей, бесед (семинаров, консультаций и пр.) для воспитателей, учителей и родителей. Рассказать о своем участии в работе педагогического совета, в подготовке и проведении родительских собраний в группах (количество, название группы, темы), оформлении наглядных и методических материалов для родителей.
8. Представить сведения об изготовленных наглядных пособиях и дидактическом материале (указать количество, название, цель использования).
9. Перечислить документы, подготовленные к окончанию практики (название, количество, сроки выполнения).
10. Сформулировать выводы и рекомендации по подготовке студентов к практике (содержание и методика преподавания отдельных дисциплин, овладение методикой логопедической и воспитательной работой, связь с педпрактикой предыдущих лет обучения и т.д.), выбору учреждений для проведения практики, объему и содержанию практики, работе логопедов и руководителя практики. Сделать предложения по совершенствованию организации и содержания процесса педагогической практики студентов. |