ПРОГРАММА ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
для студентов V курса, обучающихся по специальности
050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» Сроки проведения практики
Преддипломная практика проводится в 9 семестре в течение 5 недель (с отрывом от занятий). Место проведения практики
Студенты проходят практику в С(К)ДОУ (комбинированного и компенсирующего видов), в качестве педагога-дефектолога. Цель преддипломной практики:
обобщение и совершенствование знаний и умений студентов по будущей специальности, отработка профессионально-педагогических, научно-исследовательских умений, формирование личностных качеств будущего педагога-дефектолога. Задачи практики:
Совершенствование теоретического уровня овладения общими и специальными знаниями и закрепление умения применять полученные знания в практической деятельности педагога-дефектолога.
Освоение студентами практических профессиональных умений проведения коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии с учетом их возрастных и индивидуальных психофизических особенностей и возможностей.
Организации общения и совместной деятельности с детьми дошкольного возраста, изучение их возрастных и индивидуальных особенностей.
Формирование творческого подхода к решению коррекционно-развивающих задач и интереса к научно-исследовательской работе по специальности.
Формирование профессиональной позиции по отношению к семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Формирование стремления к совершенствованию педагогических способностей и профессионально значимых качеств личности будущего дошкольного педагога-дефектолога.
Содержание и характер деятельности студентов:
Преддипломная практика проводится в 9 семестре на пятом курсе в течение 5 недель на базе специальных (коррекционных) учреждений для детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии: сенсорными нарушениями, интеллектуальной недостаточностью, нарушениями опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы и поведения, сложными сенсорными и интеллектуальными нарушениями.
В период прохождения преддипломной практики студенты выполняют основные обязанности педагога-дефектолога, осуществляют сбор и апробацию материалов для дипломной работы.
В соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками студенты осуществляют следующие виды профессиональной деятельности:
осуществляют работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии у детей;
проводят педагогическое изучение детей, используя различные организационные формы диагностической работы (индивидуальное обследование, индивидуальные и групповые занятия);
организовывают углубленное комплексное изучение детей с проблемами в развитии;
проводят групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций.
консультируют педагогических работников (воспитателей) и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии.
используют разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов.
реализуют образовательные программы.
организуют профилактическую работу с родителями;
реализуют требования охранительно-педагогического режима;
осуществляют планирование работы с учетом программных требований.
Организация деятельности студентов
Участие в установочной конференции по преддипломной практике:
знакомство с целями, задачами, содержанием и организацией преддипломной практики;
распределение по дошкольным специальным (коррекционным) учреждениям;
знакомство с документацией;
изучение инструктивных, нормативных и методических материалов.
1 неделя – наблюдательная практика:
знакомство с администрацией, методистом, воспитателями и педагогом-дефектологом специального (коррекционного) образовательного учреждения;
знакомство с детьми, отбор и распределение детей на подгрупповые и индивидуальные коррекционные занятия;
изучение планов коррекционно-развивающей и воспитательной работы;
наблюдение, конспектирование и анализ работы педагога-дефектолога;
психолого-педагогическое обследование детей;
самостоятельная разработка плана коррекционно-развивающей работы, составление конспектов занятий и изготовление дидактического материала к занятиям.
2 – 5 недели практики:
самостоятельная работа в качестве педагога-дефектолога;
самостоятельная разработка плана коррекционно-развивающей работы, составление конспектов занятий и изготовление дидактического материала к занятиям;
проведение занятий по методикам: развития речи и ознакомления с окружающим, ИЗО, конструированию или труду, формированию элементарных математических представлений, музыкального воспитания, физического воспитания;
проведение зачетных занятий (1 по каждой методике);
проведение педагогического обследования и разработка плана индивидуальной коррекционно-развивающей работы;
консультативная работа с воспитателями и родителями (индивидуальные и групповые консультации, родительское собрание);
организация и проведение воспитательного мероприятия;
проведение научного исследования по теме дипломной работы;
оформление документации и подготовка к отчетной конференции.
Ожидаемые результаты
Содержание и организация практики направлены на формирование у студентов следующих профессионально-значимых умений:
проводить комплексное изучение системы учебно-воспитательной работы специального (коррекционного) учреждения, личности ребенка и детского коллектива;
осуществлять текущее и перспективное планирование всех видов учебно-воспитательной работы;
реализовывать требования педагогического режима, индивидуального подхода к детям;
формировать у учащихся прочные знания, практические умения, навыки, положительные черты личности;
наблюдать и анализировать учебно-воспитательный процесс, речевую деятельность, поведение учащихся;
устанавливать правильные отношения с окружающими, формы общения с учащимися, педагогическим коллективом, родителями;
изготавливать специальные дидактические и наглядные пособия для осуществления учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья;
отбирать и применять оптимальные для конкретной ситуации методы коррекционного и воспитательного воздействия на учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья;
использовать в своей практической деятельности педагогическую литературу, систематически осуществлять самообразование и самовоспитание;
использовать в учебном процессе новые информационные технологии.
Формирование практических умений в ходе преддипломной практики базируется на полученных ранее знаниях студентов по специальной педагогике и психологии, а так же по методикам воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Формы отчетности
По окончании практики студент представляет следующие отчетные документы:
Дневник преддипломной практики, заверенный печатью и подписью заведующей специальным дошкольным учреждением, с ежедневной оценкой и подписью педагога-дефектолога за проделанную работу (приложение № 1).
Содержание дневника:
план работы педагога-дефектолога;
список документации, примеры оформления;
конспекты занятий, проведенных педагогом-дефектологом (подробный анализ одного занятия);
анализ зачетных занятий однокурсников (не менее 2);
конспекты собственных тренировочных занятий с записью замечаний и рекомендаций педагога-дефектолога, руководителя практики (не менее 10);
план-график зачетных занятий студента (сдается в течение первой недели практики на кафедру СПиЛ).
Конспекты зачетных занятий (не менее 4), заверенные печатью.
Отчет по преддипломной практике.
Анализ занятия педагога-дефектолога (приложение № 2, 4).
Конспект консультации для родителей.
Характеристика на студента, заверенная подписями заведующей, педагога-дефектолога и печатью учреждения.
Характеристика на студента-практиканта должна отражать следующие моменты:
Личностный блок:
отношение к работе; культура речи и общения; проявление инициативы, самостоятельности, дисциплинированности; характер взаимоотношений с администрацией и детьми; нравственная культура; культура поведения.
Профессиональный блок:
использование теоретических знаний в практической работе; реализация индивидуального подхода; умение планировать и проводить различные виды деятельности; сформированность профессиональных качеств.
Результативный блок:
мероприятия, организованные и проведенные студентом. Итоговая аттестация
Деятельность студентов оценивается комплексно, учитывая всю совокупность характеристик, отражающих готовность к самостоятельному выполнению профессиональных действий и проявлению профессионально значимых свойств и качеств личности. Учитываются следующие характеристики:
уровень владения психолого-педагогическими, общенаучными и методическими знаниями;
уровень сформированности профессиональных умений и навыков оказания квалифицированной помощи детям с отклонениями в развитии;
отношение к работе, выполнение требований, предъявляемых студенту во время практики;
уровень сформированности навыков самоанализа и самооценки как компонентов профессиональной деятельности;
качество отчётной документации.
Оценка «отлично» ставится студенту (с учетом сформулированных выше положений), который исполнил на высоком уровне весь намеченный в соответствии с программой объем работы, и у которого сформировались умения, предполагаемые данным видом практики.
Оценка «хорошо» ставится при незначительном нарушении требований, предъявляемых к оценке «отлично».
Оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, если нарушения были значительными.
Оценка «неудовлетворительно» ставится при невыполнении основных видов работ, предусмотренных программой практики. ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПРОХОЖДЕНИЯ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
Студент организует свою деятельность с учетом требований нормативных документов, правил внутреннего распорядка и традиций учреждения.
Студент своевременно выполняет все виды работ, предусмотренные настоящей программой и отраженные в индивидуальном плане педагогической практики.
В процессе педагогической практики студент должен проявить себя как специалист, имеющий необходимые знания (по дисциплинам психолого-педагогического, медицинского и общепрофессионального цикла) и умеющий применять их в конкретной педагогической деятельности.
В дневнике педагогической практики студент отражает основное содержание коррекционно-воспитательного процесса и результаты самостоятельной работы.
Каждый студент самостоятельно готовит необходимые для практики материалы и оформляет все виды документации.
В период практики студент повышает свой профессиональный уровень, используя различные формы самообразования.
На период практики один из студентов группы, работающей в данном учреждении, назначается старостой. В обязанности старосты входит учет посещаемости студентов, общая организация работы, оповещение студентов о коллективных мероприятиях, консультациях и семинарах, выполнение поручений руководителей практики.
Список литературы: Основная
БадалянЛ.О. Невропатология. — М., 1987.
Венгер А.Л., Выготская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. — М,, 1972.
Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т. — М., 1984. — Т. 5.
Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой. — М., 1993.
Зеньковский В.В. Психология детства. — Екатеринбург, 1995.
Ипполитова М.В., Бабенкова РД., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. — М., 1993.
Катаева А.А., Стребелева Е А. Дошкольная олигофренопедагогика. — М., 1998.
Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л.П. Носковой. — М.,1989.
Логопедия: Учебник: В 2 ч./Под ред. Л.С. Волковой и С.Н. Шаховской — М., 1998.
Ляпидевский С.С. Невропатология. — М., 1969.
Рубинштейн СЯ. Психология умственно отсталого школьника. - М.,1970.
Дополнительная:
I. для работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата:
Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. Доречевой период. — М., 1989.
Бабенкова Р. Обучение технике письма учащихся с церебральным параличом. — М., 1977.
Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. — Киев, 1987.
Мамайчук И.М., Вахматова Е.Н. Комплексное психологическое исследование больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Дефектология. — 1984. — № 6.
Мамайчук Я.Н.. Пятакова Г.В. Исследование личностных особенностей детей с церебральным параличом // Дефектология. — 1990, — № 3.
Мастюкова Е.М. Клиническая характеристика олигофрении у учащихся с церебральным параличом // Дефектология. — 1980. — № 3.
Мастюкова Е.М. Клиническая характеристика задержки психического развития детей с церебральным параличом // Дефектология. — 1982. — №4.
Мастюкова Е.М. Развитие начальных навыков самообслуживания у детей с церебральным параличом // Дефектология. — 1983. — № 1; 1984. — №2; 1985. — № 2.
Мастюкова ЕМ. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. — М.,1991.
Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. — М., 1985.
Особенности психофизического развития учащихся спецшкол для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Под ред. Т.А. Власовой. — М, 1985.
Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом / Под ред. М.В. Ипполитовой. — М., 1989.
Семенова К А., Мастюкова ЕМ., Смуглин М.Л. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. — М., 1972.
Симонова Н.В. Состояние пространственно-временных отношений у детей с церебральным параличом // Дефектология. — 1980. — № 6.
Симонова Н.В. Программа воспитания и обучения детей с церебральным параличом. Проект. — М., 1986.
Туторская Г.В. Основные аспекты саморегуляции у учащихся с церебральным параличом // Дефектология. — 1987. —№ 1.
Халилова Л.Б. Особенности усвоения лексико-семантических закономерностей языка учащимися с церебральным параличом // Дефектология. —1984. — № 5.
Халилова Л.Б. Основные направления лексической работы в специальной школе для детей с церебральным параличом // Дефектология. — 1986. — № 6.
II. для работы с детьми с умственной отсталостью или задержкой психического развития:
Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. — М., 1991.
Гаврилушкина О.П., Соколова НД. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. — М., 1985.
Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой. — М.,1993.
Дьяченко ОМ. Развитие воображения дошкольника. — М., 1996.
Запорожец A. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности: Принцип развития в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферовой. — М.,1978.
Катаева А.А.., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. — М., 1998.
Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. — М., 1989.
Новоселова СЛ. Развитие мышления в раннем возрасте. — М., 1978. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л.П. Носковой. — М.,1984.
Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. — М., 1983.
Чистович Л., Кожевникова Е. Разум, чувства и способности младенца. —СПб., 1996.
ЭльконинД. Психическое развитие в детских возрастах // Избр. психол. труды, — М.; Воронеж, 1996.
III. для работы с детьми с нарушением слухового и зрительного анализаторов:
Белова Н.И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. — М., 1985.
Венгер А.А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности. — М., 1972.
Выготская ГЛ. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. — М., 1975.
Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой. — М., 1993.
Зыков СА. Методика обучения глухих детей языку. — М., 1977.
Леонгард Э.И.. Самеонова Е.Г. Развитие речи дошкольников с нарушенным слухом в семье. — М., 1991.
Носкова Л.П. Обучение языку в дошкольных группах школ глухих. — М., 1987.
Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л.П. Носковой. — М., 1984.
Психология глухих детей / Под ред. И.М. Соловьева и др. — М., 1971. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. — М., 1991,
Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. — М., 1991.
Pay Е.Ф. Воспитание детей с недостатками слуха в специальных яслях. — М., 1955.
Pay НА. Дошкольное воспитание глухонемых. — М., 1947.
Трофимова Г. Развитие движений у дошкольников с нарушениями слуха. — М., 1979.
Волкова Л.С. Коррекционная логопедическая работа по развитию речи у слепых и слабовидящих детей // Дефектология. — 1982. — №5.
Головина Т.П. Исследование уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников с нарушением зрения // Теоретические и методические вопросы обучения слепых и слабовидящих. — Л., 1987.
Земцова МЛ. Общественное дошкольное воспитание детей с нарушением зрения и его коррекционная направленность // Мат-лы Всесоюзного симпозиума по дошк. воспитанию детей с нарушением зрения / Отв. ред. А.Н. Кондратов. — М., 1980.
Ковалева Л.П. К вопросу о психолого-педагогическом изучении слабовидящих дошкольников, поступающих в детский сад // Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. — Л., 1981.
Рудакова Л.В. О готовности слабовидящих детей к обучению // Особенности учебной и трудовой деятельности при глубоких нарушениях зрения. — Л., 1983.
Свиридюк Л.И, Подготовка слабовидящих детей к школе. — Киев, 1984.
Солнцева Л.И., Хорош С.М. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста. — М., 1983.
Стернина Э.М. Теория и методика воспитания слепых и слабовидящих детей. — Л., 1980.
Хорош С.М. Игрушка как средство познания окружающего мира слепыми детьми-дошкольниками // Дефектология. — 1983. — №2.
Цех Ф. Воспитание и обучение слепых детей. — М., 1934.
Приложение № 1
Специальность 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология»
МГГУ
ДНЕВНИК ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
Студента V курса ППИ по специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» Ф.И.О. С(К)ДОУ № … (СКОШ № ...) Заведующая С(К)ДОУ
(Директор СКОШ №…..) Ф.И.О. Методист С(К)ДОУ
(СКОШ № ...) Ф.И.О. Дефектолог С(К)ДОУ
(СКОШ № ...) Ф.И.О. Сроки практики: Стр.2
Индивидуальный план работы на период практики Стр.3
Фиксируется ежедневная работа
(Записи ведутся в свободной форме) Приложение № 2
Специальность 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» Схема анализа ЗАНЯТИЯ
1 Схема психолого-педагогического анализа занятия дефектолога:
название и тема занятия, в какой группе проводится;
цель занятия;
задачи занятия: образовательные, коррекционно-воспитательные, коррекционно-развивающие;
использование наглядного и дидактического материала на занятиях, ТСО;
анализ содержания занятия;
оценка деятельности и поведения детей во время занятия.
2 Использование различных методов:
способы и приемы подачи материала;
учет индивидуальных и возрастных особенностей детей;
особенности внимания детей на занятии (устойчивость, переключаемость, сосредоточенность);
способы и методы удержания внимания воспитанников.
3 Способы подачи материала:
доступность, логичность, научность, последовательность, практическая направленность);
учет индивидуальных особенностей ребёнка;
учет типа нарушенного развития и возраста.
4 Выводы по занятию.
Приложение № 3
Специальность 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология»
Программа педагогического изучения ребенка с отклонениями в развитии
Содержание
| Методы
| /. Общие сведения о ребенке
| Фамилия, имя, дата рождения. Дата поступления в специальное образовательное учреждение. Посещал ли до этого специальные (коррекционные) учреждения, детский сад общего типа, массовую школу (в каких классах и сколько лет обучался).
| Изучение документации
| //. История развития
| Состояние здоровья родителей. Как протекала беременность у матери, вовремя ли родился, как протекали роды. Особенности раннего развития ребенка. Какие заболевания или травмы перенес в первые годы жизни.
| Беседа с родителями. Изучение медицинской документации
| ///. Семья
| Состав, взаимоотношения между членами семьи. Материальные условия жизни, занятия родителей. Отношение членов семьи к ребенку.
| Посещение семьи. Беседы с родителями
| IV. Физическое состояние
| Отклонения в физическом развитии. Особенности физического развития (данные о росте, массе тела, упитанности, особенностях осанки и др.); нарушения движений; наличие параличей, парезов; стереотипные и навязчивые движения, жесты, мимика. Утомляемость при физических нагрузках. Выдерживает ли нагрузки, предусмотренные режимом данного детского учреждения.
| Наблюдение во время занятий, игр и т.д. Врачебное обследование
| V. Особенности познавательной деятельности
| 1. Состояние органов чувств (слуха, зрения, обоняния, вкуса, осязания). Не бывает ли обманов чувственного восприятия (иллюзий, галлюцинаций).
| Изучение медицинской документации. Специальные исследования.
| 2. Особенности речи. Владеет ли связной речью или изъясняется отдельными словами. Дефекты произношения и их характер. Понимание устной речи (указаний, инструкций, объяснений). Запас слов. Сформированность грамматического строя речи. Умеет ли давать полные ответы на вопросы и связно рассказывать. Нет ли многоречия, нецеленаправленности речи. Понимание письменной речи (написанных слов, текстов книг, таблиц и т.д.).
| Наблюдение за речью ребенка. Беседы с ребенком. Логопедическое обследование. Изучение письменных работ на картинках.
| 3. Особенности внимания. Легко ли привлекается внимание; устойчивость внимания. Способность распределять внимание. Переключаемость с одного вида деятельности на другой.
| Наблюдение за ребенком на занятиях и в свободное от занятий время
| 4. Особенности восприятия и осмысливания воспринимаемого. Понимает ли окружающую обстановку, не бывает ли случаев помрачения сознания. Знает ли названия и назначение простых предметов. Соотносит ли реальные предметы и их изображения. Понимает ли содержание картин. Улавливает ли главное в воспринимаемом. Умеет ли сравнивать предметы и определять черты сходства и различия. Умеет ли классифицировать предметы и делать простые обобщения. Способен ли самостоятельно понять содержание прослушанного текста. Устанавливает ли причинно-следственные связи
| Наблюдение за ребенком на занятиях и вне их. Беседы с ребенком
| 5. Особенности памяти. Как запоминает; преобладающий вид памяти (зрительная, моторная, слуховая, «смешанная»). Быстрота запоминания. Надолго ли запоминает (прочность запоминания). Что лучше запоминает: цифры, факты, описания. Особенности процесса припоминания
| Наблюдение за ребенком на занятиях и в играх. Индивидуальные беседы с ребенком
| 6. Особенности усвоения учебного материала. Отношение к отдельным учебным предметам. Имеет ли понятие о пространственных характеристиках предметов: длине, высоте, форме. Знает ли буквы, цифры (умеет ли читать, писать, считать). Знает ли стихи. Умеет ли пересказывать прослушанное (прочитанное). Развитие навыков ручного труда, рисования, самообслуживания. Трудности в овладении новым материалом. Результаты работы, проведенной педагогом по преодолению этих затруднений
| Наблюдение за ребенком в процессе занятий, изучение выполненных работ
| 7. Интересы (отсутствуют, слабо выражены, неравномерны); чем интересуется (трудом, пением, рисованием, танцами и т.д.)
| Наблюдение за ребенком на занятиях и вне их, на экскурсиях. Изучение практических работ детей на занятиях
| VI. Эмоционально-волевая сфера
| Преобладающее настроение ребенка (веселое, грустное). Отмечаются: возбудимость, тормозимость, неуравновешенность, спокойствие. Реакция на происходящее вокруг. Свойственны ли ребенку чувства страха, удивления, восторга, сострадания. Способность к волевому усилию в занятиях, в поведении. Умеет ли сдерживать себя от недозволенных действий
| Наблюдение за ребенком на различных занятиях, вне их, на экскурсиях, в играх и т.д.
| VII. Особенности личности
| Соблюдение правил поведения. Как проявляет себя в учебной, трудовой и игровой деятельности. Нравственные качества: отношение к родным, близким, товарищам. Взаимоотношения со взрослыми, с другими детьми. Проявления чувства привязанности, любви, доброго отношения к окружающим; склонность вредить, обижать других, лживость и др. «Разрушительные» наклонности, склонность к бродяжничеству, агрессии, в том числе аутоагрессии и т.п.
| Наблюдение за ребенком в различных видах деятельности
|
Приложение № 4
Специальность 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» Анализ коррекционного занятия (примерная схема протокола)
Место данного занятия в системе занятий по теме. Соответствие материала занятия программе, речевым и возрастным особенностям детей данной группы. Объем материала и его доступность для детей. Подготовленность данного занятия предыдущим обучением и связь с последующим.
Правильность постановки цели и задач занятия. Соответствие цели и задач теме и содержанию занятия. Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Адекватность выбора дидактического материала задачам занятия.
Организация занятия: количество детей, поведение; эстетическое оформление занятия, используемое оборудование, качество наглядных пособий и дидактического материала.
Структура занятия: основные этапы, их логическая последовательность, четкость перехода от одного этапа к другому, продолжительность занятия и его этапов; соотношение времени, отведенного на фронтальную и индивидуальную работу, соотношение речевых и неречевых заданий (по количеству и отведенному времени), высказываний дефектолога и детей. Соответствие фактического хода занятия запланированному, отступления от конспекта, их причины.
Анализ этапов занятия. Содержание этапов, подготовка детей к предстоящему этапу. Реализация дидактических принципов обучения. Методы и приемы, используемые на отдельных этапах, их соответствие целям занятия. Разнообразие, взаимосвязь, обоснованность методов и приемов обучения. Особенности применения методических приемов дефектологом, знание материала занятия, владение методами и приемами работы на занятии, осуществление коррекционных приемов обучения, умение использовать методические пособия. Характеристика применяемых методических приемов (приемы привлечения внимания, приемы активизации познавательной деятельности и др.), использование разнообразных форм активности детей (двигательной, зрительной, слуховой) с целью предупреждения утомляемости детей. Обеспечение положительного эмоционального фона в процессе занятия и интереса детей к заданиям. Сочетание индивидуальных и фронтальных форм работы. Использование воспитательных моментов занятия, использование специальных методических приемов. Контроль за речью детей, исправление допущенных детьми ошибок. Адекватность предъявляемых требований с учетом познавательных возможностей и личностных особенностей каждого ребенка. Доступность и четкость инструкций и вопросов дефектолога, использование различных видов вопросов (наводящие, альтернативные и др.). Подведение итогов занятия, оценка деятельности детей.
Особенности познавательной деятельности, поведения детей на занятии; активность, проявление интереса, степень сформированности структуры деятельности, уровень сосредоточенности на заданиях, устойчивость внимания в начале занятия и на отдельных его этапах, возможности переключения внимания от одного к другому заданию, причины отклонений в деятельности и поведении детей, качество знаний, умений и навыков, полученных или закрепленных детьми на занятии.
Характеристика дефектолога.
Возможности контакта с группой детей, умение владеть вниманием детей и организовать их для работы, владение приемами повышения активности, интереса и внимания детей дошкольного возраста, практическое осуществление индивидуального подхода к детям с учетом их личностных особенностей, настойчивость в достижении цели, проявление педагогического такта. Речь дефектолога (доступность, логичность, мелодико-интонационная выразительность и эмоциональность, особенности дикции, силы, голоса, темпа и ритма). Внешний вид дефектолога, его поведение в процессе общения с детьми. Достижение цели, выполнение намеченного плана, эффективность использованных методов и приемов. Оценка занятия в соответствии с возможностями детей. Характер деятельности детей в процессе занятия (степень самостоятельности, уровень активности, темп работы).
Педагогические выводы, пожелания к совершенствованию занятия. Приложение № 5
Специальность 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» Отчет студента-практиканта (примерная схема)
ОТЧЕТ
о преддипломной практике студента __ группы СПД ППИ
(Ф.И.О.) _____________________________________________________________
на базе дошкольного (школьного) образовательного учреждения № __ г._____
в период с "__" по "__" _____________ 200__г. I. Выделить основные этапы практики (дать краткую характеристику).
II. Определить объем и раскрыть содержание педагогической работы, выполненной в процессе практики.
1 Количество проведенных фронтальных, подгрупповых и индивидуальных дефектологических занятий. Указать количество и темы зачетных логопедических занятий. Обозначить типы трудностей при проведении занятий, определить их причины. Использование в работе специальной и научно-методической литературы, наглядных пособий и дидактического материала. Отметить характер и степень помощи дефектолога и руководителя практикой.
2. Оценить степень сформированности своих навыков оценки занятий, указать количество посещенных и проанализированных занятий дефектолога, однокурсников.
3. Указать количество и дать краткую характеристику психомоторного и речевого развития детей, с которыми проводились индивидуальные коррекционные занятия. Рассказать о результатах индивидуальных занятий. Оценить свои умения, связанные с психолого-педагогическим изучением детей возраста с различными психофизическими нарушениями и составлением на его основе подробного заключения.
4. Охарактеризовать свое участие в процессе анализа и обсуждения различных расстройств у детей (указать количество детей, психолого-медико-педагогическое заключение о состоянии их общего психического и речевого развития).
5. Привести основные данные о содержании и результатах научно-исследовательской работы, выполненной в период педагогической практики.
6. Рассказать о формах и методах проведенной воспитательной работы с детьми дошкольного (школьного) возраста. Назвать темы и количество подготовленных и проведенных воспитательных мероприятий. Раскрыть особенности воспитательной работы с детьми, имеющими разные типы психоречевых и физических нарушений, отметить основные ее результаты.
7. Проанализировать содержание и основные результаты работы с воспитателями, учителями и родителями. Указать количество открытых занятий, проведенных для родителей, бесед (семинаров, консультаций и пр.) для воспитателей, учителей и родителей. Рассказать о своем участии в работе педагогического совета, в подготовке и проведении родительских собраний в группах (количество, название группы, темы), оформлении наглядных и методических материалов для родителей.
8. Представить сведения об изготовленных наглядных пособиях и дидактическом материале (указать количество, название, цель использования).
9. Перечислить документы, подготовленные к окончанию практики (название, количество, сроки выполнения).
10. Сформулировать выводы и рекомендации по подготовке студентов к практике (содержание и методика преподавания отдельных дисциплин, овладение методикой коррекционной и воспитательной работой, связь с педпрактикой предыдущих лет обучения и т.д.), выбору учреждений для проведения практики, объему и содержанию практики, работе дефектологов и руководителя практики. Сделать предложения по совершенствованию организации и содержания процесса педагогической практики студентов. |