Программа преддипломной практики для студентов V курса, обучающихся по специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология»





Скачать 230.58 Kb.
НазваниеПрограмма преддипломной практики для студентов V курса, обучающихся по специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология»
Дата публикации12.10.2013
Размер230.58 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
ПРОГРАММА ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

для студентов V курса, обучающихся по специальности

050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология»
Сроки проведения практики

Преддипломная практика проводится в 9 семестре в течение 5 недель (с отрывом от занятий).
Место проведения практики

Студенты проходят практику в С(К)ДОУ (комбинированного и компенсирующего видов), в качестве педагога-дефектолога.
Цель преддипломной практики:

обобщение и совершенствование знаний и умений студентов по будущей специальности, отработка профессионально-педагогических, научно-исследовательских умений, формирование личностных качеств будущего педагога-дефектолога.
Задачи практики:

  1. Совершенствование теоретического уровня овладения общими и специальными знаниями и закрепление умения применять полученные знания в практической деятельности педагога-дефектолога.

  2. Освоение студентами практических профессиональных умений проведения коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии с учетом их возрастных и индивидуальных психофизических особенностей и возможностей.

  3. Организации общения и совместной деятельности с детьми дошкольного возраста, изучение их возрастных и индивидуальных особенностей.

  4. Формирование творческого подхода к решению коррекционно-развивающих задач и интереса к научно-исследовательской работе по специальности.

  5. Формирование профессиональной позиции по отношению к семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

  6. Формирование стремления к совершенствованию педагогических способностей и профессионально значимых качеств личности будущего дошкольного педагога-дефектолога.


Содержание и характер деятельности студентов:

Преддипломная практика проводится в 9 семестре на пятом курсе в течение 5 недель на базе специальных (коррекционных) учреждений для детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии: сенсорными нарушениями, интеллектуальной недостаточностью, нарушениями опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы и поведения, сложными сенсорными и интеллектуальными нарушениями.

В период прохождения преддипломной практики студенты выполняют основные обязанности педагога-дефектолога, осуществляют сбор и апробацию материалов для дипломной работы.

В соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками студенты осуществляют следующие виды профессиональной деятельности:

  • осуществляют работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии у детей;

  • проводят педагогическое изучение детей, используя различные организационные формы диагностической работы (индивидуальное обследование, индивидуальные и групповые занятия);

  • организовывают углубленное комплексное изучение детей с проблемами в развитии;

  • проводят групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций.

  • консультируют педагогических работников (воспитателей) и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии.

  • используют разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов.

  • реализуют образовательные программы.

  • организуют профилактическую работу с родителями;

  • реализуют требования охранительно-педагогического режима;

  • осуществляют планирование работы с учетом программных требований.


Организация деятельности студентов

  1. Участие в установочной конференции по преддипломной практике:

    • знакомство с целями, задачами, содержанием и организацией преддипломной практики;

    • распределение по дошкольным специальным (коррекционным) учреждениям;

    • знакомство с документацией;

    • изучение инструктивных, нормативных и методических материалов.




  1. 1 неделя – наблюдательная практика:

    • знакомство с администрацией, методистом, воспитателями и педагогом-дефектологом специального (коррекционного) образовательного учреждения;

    • знакомство с детьми, отбор и распределение детей на подгрупповые и индивидуальные коррекционные занятия;

    • изучение планов коррекционно-развивающей и воспитательной работы;

    • наблюдение, конспектирование и анализ работы педагога-дефектолога;

    • психолого-педагогическое обследование детей;

    • самостоятельная разработка плана коррекционно-развивающей работы, составление конспектов занятий и изготовление дидактического материала к занятиям.




  1. 2 – 5 недели практики:

    • самостоятельная работа в качестве педагога-дефектолога;

    • самостоятельная разработка плана коррекционно-развивающей работы, составление конспектов занятий и изготовление дидактического материала к занятиям;

    • проведение занятий по методикам: развития речи и ознакомления с окружающим, ИЗО, конструированию или труду, формированию элементарных математических представлений, музыкального воспитания, физического воспитания;

    • проведение зачетных занятий (1 по каждой методике);

    • проведение педагогического обследования и разработка плана индивидуальной коррекционно-развивающей работы;

    • консультативная работа с воспитателями и родителями (индивидуальные и групповые консультации, родительское собрание);

    • организация и проведение воспитательного мероприятия;

    • проведение научного исследования по теме дипломной работы;

    • оформление документации и подготовка к отчетной конференции.


Ожидаемые результаты

Содержание и организация практики направлены на формирование у студентов следующих профессионально-значимых умений:

  • проводить комплексное изучение системы учебно-воспитательной работы специального (коррекционного) учреждения, личности ребенка и детского коллектива;

  • осуществлять текущее и перспективное планирование всех видов учебно-воспитательной работы;

  • реализовывать требования педагогического режима, индивидуального подхода к детям;

  • формировать у учащихся прочные знания, практические умения, навыки, положительные черты личности;

  • наблюдать и анализировать учебно-воспитательный процесс, речевую деятельность, поведение учащихся;

  • устанавливать правильные отношения с окружающими, формы общения с учащимися, педагогическим коллективом, родителями;

  • изготавливать специальные дидактические и наглядные пособия для осуществления учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья;

  • отбирать и применять оптимальные для конкретной ситуации методы коррекционного и воспитательного воздействия на учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья;

  • использовать в своей практической деятельности педагогическую литературу, систематически осуществлять самообразование и самовоспитание;

  • использовать в учебном процессе новые информационные технологии.

Формирование практических умений в ходе преддипломной практики базируется на полученных ранее знаниях студентов по специальной педагогике и психологии, а так же по методикам воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Формы отчетности

По окончании практики студент представляет следующие отчетные документы:

  • Дневник преддипломной практики, заверенный печатью и подписью заведующей специальным дошкольным учреждением, с ежедневной оценкой и подписью педагога-дефектолога за проделанную работу (приложение № 1).

Содержание дневника:

  • план работы педагога-дефектолога;

  • список документации, примеры оформления;

  • конспекты занятий, проведенных педагогом-дефектологом (подробный анализ одного занятия);

  • анализ зачетных занятий однокурсников (не менее 2);

  • конспекты собственных тренировочных занятий с записью замечаний и рекомендаций педагога-дефектолога, руководителя практики (не менее 10);

  • план-график зачетных занятий студента (сдается в течение первой недели практики на кафедру СПиЛ).

  • Конспекты зачетных занятий (не менее 4), заверенные печатью.

  • Отчет по преддипломной практике.

  • Анализ занятия педагога-дефектолога (приложение № 2, 4).

  • Конспект консультации для родителей.

  • Характеристика на студента, заверенная подписями заведующей, педагога-дефектолога и печатью учреждения.

  • Характеристика на студента-практиканта должна отражать следующие моменты:

Личностный блок:

отношение к работе; культура речи и общения; проявление инициативы, самостоятельности, дисциплинированности; характер взаимоотношений с администрацией и детьми; нравственная культура; культура поведения.

Профессиональный блок:

использование теоретических знаний в практической работе; реализация индивидуального подхода; умение планировать и проводить различные виды деятельности; сформированность профессиональных качеств.

Результативный блок:

мероприятия, организованные и проведенные студентом.
Итоговая аттестация

Деятельность студентов оценивается комплексно, учитывая всю совокупность характеристик, отражающих готовность к самостоятельному выполнению профессиональных действий и проявлению профессионально значимых свойств и качеств личности. Учитываются следующие характеристики:

  • уровень владения психолого-педагогическими, общенаучными и методическими знаниями;

  • уровень сформированности профессиональных умений и навыков оказания квалифицированной помощи детям с отклонениями в развитии;

  • отношение к работе, выполнение требований, предъявляемых студенту во время практики;

  • уровень сформированности навыков самоанализа и самооценки как компонентов профессиональной деятельности;

  • качество отчётной документации.

Оценка «отлично» ставится студенту (с учетом сформулированных выше положений), который исполнил на высоком уровне весь намеченный в соответствии с программой объем работы, и у которого сформировались умения, предполагаемые данным видом практики.

Оценка «хорошо» ставится при незначительном нарушении требований, предъявляемых к оценке «отлично».

Оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, если нарушения были значительными.

Оценка «неудовлетворительно» ставится при невыполнении основных видов работ, предусмотренных программой практики.
ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПРОХОЖДЕНИЯ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ


  1. Студент организует свою деятельность с учетом требований норма­тивных документов, правил внутреннего распорядка и традиций учреждения.

  2. Студент своевременно выполняет все виды работ, предусмотренные настоящей программой и отраженные в индивидуальном плане педагогической практики.

  3. В процессе педагогической практики студент должен проявить себя как специалист, имеющий необходимые знания (по дисциплинам психолого-педагогического, медицинского и общепрофессионального цикла) и умеющий применять их в конкретной педагогической деятельности.

  4. В дневнике педагогической практики студент отражает основное содержание коррекционно-воспитательного процесса и результаты самостоятельной работы.

  5. Каждый студент самостоятельно готовит необходимые для практики материалы и оформляет все виды документации.

  6. В период практики студент повышает свой профессиональный уровень, используя различные формы самообразования.

  7. На период практики один из студентов группы, работающей в данном учреждении, назначается старостой. В обязанности старосты входит учет посещаемости студентов, общая организация работы, оповещение студентов о коллективных мероприятиях, консультациях и семинарах, выполнение поручений руководителей практики.


Список литературы:
Основная

  1. БадалянЛ.О. Невропатология. — М., 1987.

  2. Венгер А.Л., Выготская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. — М,, 1972.

  3. Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т. — М., 1984. — Т. 5.

  4. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой. — М., 1993.

  5. Зеньковский В.В. Психология детства. — Екатеринбург, 1995.

  6. Ипполитова М.В., Бабенкова РД., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. — М., 1993.

  7. Катаева А.А., Стребелева Е А. Дошкольная олигофренопедагогика. — М., 1998.

  8. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л.П. Носковой. — М.,1989.

  9. Логопедия: Учебник: В 2 ч./Под ред. Л.С. Волковой и С.Н. Шаховской — М., 1998.

  10. Ляпидевский С.С. Невропатология. — М., 1969.

  11. Рубинштейн СЯ. Психология умственно отсталого школьника. - М.,1970.


Дополнительная:

I. для работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата:

  1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. Доречевой период. — М., 1989.

  2. Бабенкова Р. Обучение технике письма учащихся с церебральным параличом. — М., 1977.

  3. Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. — Киев, 1987.

  4. Мамайчук И.М., Вахматова Е.Н. Комплексное психологическое исследование больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Дефектология. — 1984. — № 6.

  5. Мамайчук Я.Н.. Пятакова Г.В. Исследование личностных особенностей детей с церебральным параличом // Дефектология. — 1990, — № 3.

  6. Мастюкова Е.М. Клиническая характеристика олигофрении у учащихся с церебральным параличом // Дефектология. — 1980. — № 3.

  7. Мастюкова Е.М. Клиническая характеристика задержки психического развития детей с церебральным параличом // Дефектология. — 1982. — №4.

  8. Мастюкова Е.М. Развитие начальных навыков самообслуживания у детей с церебральным параличом // Дефектология. — 1983. — № 1; 1984. — №2; 1985. — № 2.

  9. Мастюкова ЕМ. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. — М.,1991.

  10. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебраль­ным параличом. — М., 1985.

  11. Особенности психофизического развития учащихся спецшкол для детей с нару­шениями опорно-двигательного аппарата / Под ред. Т.А. Власовой. — М, 1985.

  12. Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом / Под ред. М.В. Ипполитовой. — М., 1989.

  13. Семенова К А., Мастюкова ЕМ., Смуглин М.Л. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. — М., 1972.

  14. Симонова Н.В. Состояние пространственно-временных отношений у детей с церебральным параличом // Дефектология. — 1980. — № 6.

  15. Симонова Н.В. Программа воспитания и обучения детей с церебральным параличом. Проект. — М., 1986.

  16. Туторская Г.В. Основные аспекты саморегуляции у учащихся с церебральным параличом // Дефектология. — 1987. —№ 1.

  17. Халилова Л.Б. Особенности усвоения лексико-семантических закономерностей языка учащимися с церебральным параличом // Дефектология. —1984. — № 5.

  18. Халилова Л.Б. Основные направления лексической работы в специальной школе для детей с церебральным параличом // Дефектология. — 1986. — № 6.

II. для работы с детьми с умственной отсталостью или задержкой психического развития:

  1. Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. — М., 1991.

  2. Гаврилушкина О.П., Соколова НД. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. — М., 1985.

  3. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой. — М.,1993.

  4. Дьяченко ОМ. Развитие воображения дошкольника. — М., 1996.

  5. Запорожец A. Значение ранних периодов детства для формирования дет­ской личности: Принцип развития в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферовой. — М.,1978.

  6. Катаева А.А.., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. — М., 1998.

  7. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального раз­вития детей. — М., 1989.

  8. Новоселова СЛ. Развитие мышления в раннем возрасте. — М., 1978. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л.П. Носковой. — М.,1984.

  9. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обу­чение умственно отсталых детей дошкольного возраста. — М., 1983.

  10. Чистович Л., Кожевникова Е. Разум, чувства и способности младенца. —СПб., 1996.

  11. ЭльконинД. Психическое развитие в детских возрастах // Избр. психол. труды, — М.; Воронеж, 1996.

III. для работы с детьми с нарушением слухового и зрительного анализаторов:

  1. Белова Н.И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. — М., 1985.

  2. Венгер А.А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности. — М., 1972.

  3. Выготская ГЛ. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. — М., 1975.

  4. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой. — М., 1993.

  5. Зыков СА. Методика обучения глухих детей языку. — М., 1977.

  6. Леонгард Э.И.. Самеонова Е.Г. Развитие речи дошкольников с нарушенным слухом в семье. — М., 1991.

  7. Носкова Л.П. Обучение языку в дошкольных группах школ глухих. — М., 1987.

  8. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л.П. Носковой. — М., 1984.

  9. Психология глухих детей / Под ред. И.М. Соловьева и др. — М., 1971. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обу­чение глухих детей дошкольного возраста. — М., 1991,

  10. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. — М., 1991.

  11. Pay Е.Ф. Воспитание детей с недостатками слуха в специальных яслях. — М., 1955.

  12. Pay НА. Дошкольное воспитание глухонемых. — М., 1947.

  13. Трофимова Г. Развитие движений у дошкольников с нарушениями слуха. — М., 1979.

  14. Волкова Л.С. Коррекционная логопедическая работа по развитию речи у слепых и слабовидящих детей // Дефектология. — 1982. — №5.

  15. Головина Т.П. Исследование уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников с нарушением зрения // Тео­ретические и методические вопросы обучения слепых и слабовидящих. — Л., 1987.

  16. Земцова МЛ. Общественное дошкольное воспитание детей с нарушением зрения и его коррекционная направленность // Мат-лы Всесоюзного симпозиума по дошк. воспитанию детей с нарушением зрения / Отв. ред. А.Н. Кондра­тов. — М., 1980.

  17. Ковалева Л.П. К вопросу о психолого-педагогическом изучении слабовидя­щих дошкольников, поступающих в детский сад // Вопросы обучения и вос­питания слепых и слабовидящих. — Л., 1981.

  18. Рудакова Л.В. О готовности слабовидящих детей к обучению // Особенности учеб­ной и трудовой деятельности при глубоких нарушениях зрения. — Л., 1983.

  19. Свиридюк Л.И, Подготовка слабовидящих детей к школе. — Киев, 1984.

  20. Солнцева Л.И., Хорош С.М. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста. — М., 1983.

  21. Стернина Э.М. Теория и методика воспитания слепых и слабовидящих детей. — Л., 1980.

  22. Хорош С.М. Игрушка как средство познания окружающего мира слепыми детьми-дошкольниками // Дефектология. — 1983. — №2.

  23. Цех Ф. Воспитание и обучение слепых детей. — М., 1934.



Приложение № 1

Специальность 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология»

МГГУ

ДНЕВНИК ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ




Студента V курса ППИ по специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология»
Ф.И.О.
С(К)ДОУ № … (СКОШ № ...)
Заведующая С(К)ДОУ

(Директор СКОШ №…..) Ф.И.О.
Методист С(К)ДОУ

(СКОШ № ...) Ф.И.О.
Дефектолог С(К)ДОУ

(СКОШ № ...) Ф.И.О.
Сроки практики:
Стр.2

Индивидуальный план работы на период практики
Стр.3

Фиксируется ежедневная работа

(Записи ведутся в свободной форме)
Приложение № 2

Специальность 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология»
Схема анализа ЗАНЯТИЯ

1 Схема психолого-педагогического анализа занятия дефектолога:

  • название и тема занятия, в какой группе проводится;

  • цель занятия;

  • задачи занятия: образовательные, коррекционно-воспитательные, коррекционно-развивающие;

  • использование наглядного и дидактического материала на занятиях, ТСО;

  • анализ содержания занятия;

  • оценка деятельности и поведения детей во время занятия.


2 Использование различных методов:

  • способы и приемы подачи материала;

  • учет индивидуальных и возрастных особенностей детей;

  • особенности внимания детей на занятии (устойчивость, переключаемость, сосредоточенность);

  • способы и методы удержания внимания воспитанников.


3 Способы подачи материала:

  • доступность, логичность, научность, последовательность, практическая направленность);

  • учет индивидуальных особенностей ребёнка;

  • учет типа нарушенного развития и возраста.


4 Выводы по занятию.

Приложение № 3

Специальность 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология»

Программа педагогического изучения ребенка с отклонениями в развитии


Содержание

Методы

/. Общие сведения о ребенке

Фамилия, имя, дата рождения. Дата поступления в специальное образовательное учреждение. Посещал ли до этого специальные (коррекционные) учреждения, детский сад общего типа, массовую школу (в каких классах и сколько лет обучался).

Изучение документации

//. История развития

Состояние здоровья родителей. Как протекала беременность у матери, вовремя ли родился, как протекали роды. Особенности раннего развития ребенка. Какие заболевания или травмы перенес в первые годы жизни.

Беседа с родителями. Изучение медицинской документации

///. Семья

Состав, взаимоотношения между членами семьи. Материальные условия жизни, занятия родителей. Отношение членов семьи к ребенку.

Посещение семьи. Беседы с родителями

IV. Физическое состояние

Отклонения в физическом развитии. Особенности физического развития (данные о росте, массе тела, упитанности, особенностях осанки и др.); нарушения движений; наличие параличей, парезов; стереотипные и навязчивые движения, жесты, мимика. Утомляемость при физических нагрузках. Выдерживает ли нагрузки, предусмотренные режимом данного детского учреждения.

Наблюдение во время занятий, игр и т.д. Врачебное обследование

V. Особенности познавательной деятельности

1. Состояние органов чувств (слуха, зрения, обоняния, вкуса, осязания). Не бывает ли обманов чувственного восприятия (иллюзий, галлюцинаций).

Изучение медицинской документации. Специальные исследования.

2. Особенности речи. Владеет ли связной речью или изъясняется отдельными словами. Дефекты произношения и их характер. Понимание устной речи (указаний, инструкций, объяснений). Запас слов. Сформированность грамматического строя речи. Умеет ли давать полные ответы на вопросы и связно рассказывать. Нет ли многоречия, нецеленаправленности речи. Понимание письменной речи (написанных слов, текстов книг, таблиц и т.д.).

Наблюдение за речью ребенка. Беседы с ребенком. Логопедическое обследование. Изучение письменных работ на картинках.

3. Особенности внимания. Легко ли привлекается внимание; устойчивость внимания. Способность распределять внимание. Переключаемость с одного вида деятельности на другой.

Наблюдение за ребенком на занятиях и в свободное от занятий время

4. Особенности восприятия и осмысливания воспринимаемого. Понимает ли окружающую обстановку, не бывает ли случаев помрачения сознания. Знает ли названия и назначение простых предметов. Соотносит ли реальные предметы и их изображения. Понимает ли содержание картин. Улавливает ли главное в воспринимаемом. Умеет ли сравнивать предметы и определять черты сходства и различия. Умеет ли классифицировать предметы и делать простые обобщения. Способен ли самостоятельно понять содержание прослушанного текста. Устанавливает ли причинно-следственные связи

Наблюдение за ребенком на занятиях и вне их. Беседы с ребенком

5. Особенности памяти. Как запоминает; преобладающий вид памяти (зрительная, моторная, слуховая, «смешанная»). Быстрота запоминания. Надолго ли запоминает (прочность запоминания). Что лучше запоминает: цифры, факты, описания. Особенности процесса припоминания

Наблюдение за ребенком на занятиях и в играх. Индивидуальные беседы с ребенком

6. Особенности усвоения учебного материала. Отношение к отдельным учебным предметам. Имеет ли понятие о пространственных характеристиках предметов: длине, высоте, форме. Знает ли буквы, цифры (умеет ли читать, писать, считать). Знает ли стихи. Умеет ли пересказывать прослушанное (прочитанное). Развитие навыков ручного труда, рисования, самообслуживания. Трудности в овладении новым материалом. Результаты работы, проведенной педагогом по преодолению этих затруднений

Наблюдение за ребенком в процессе занятий, изучение выполненных работ

7. Интересы (отсутствуют, слабо выражены, неравномерны); чем интересуется (трудом, пением, рисованием, танцами и т.д.)

Наблюдение за ребенком на занятиях и вне их, на экскурсиях. Изучение практических работ детей на занятиях

VI. Эмоционально-волевая сфера

Преобладающее настроение ребенка (веселое, грустное). Отмечаются: возбудимость, тормозимость, неуравновешенность, спокойствие. Реакция на происходящее вокруг. Свойственны ли ребенку чувства страха, удивления, восторга, сострадания. Способность к волевому усилию в занятиях, в поведении. Умеет ли сдерживать себя от недозволенных действий

Наблюдение за ребенком на различных занятиях, вне их, на экскурсиях, в играх и т.д.

VII. Особенности личности

Соблюдение правил поведения. Как проявляет себя в учебной, трудовой и игровой деятельности. Нравственные качества: отношение к родным, близким, товарищам. Взаимоотношения со взрослыми, с другими детьми. Проявления чувства привязанности, любви, доброго отношения к окружающим; склонность вредить, обижать других, лживость и др. «Разрушительные» наклонности, склонность к бродяжничеству, агрессии, в том числе аутоагрессии и т.п.

Наблюдение за ребенком в различных видах деятельности


Приложение № 4

Специальность 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология»
Анализ коррекционного занятия (примерная схема протокола)

      1. Место данного занятия в системе занятий по теме. Соответствие материала занятия программе, речевым и возрастным особенностям детей данной группы. Объем материала и его доступность для детей. Подготовленность данного занятия предыдущим обучением и связь с последующим.

      2. Правильность постановки цели и задач занятия. Соответствие цели и задач теме и содержанию занятия. Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Адекватность выбора дидактического материала задачам занятия.

      3. Организация занятия: количество детей, поведение; эстетическое оформление занятия, используемое оборудование, качество наглядных пособий и дидактического материала.

      4. Структура занятия: основные этапы, их логическая последовательность, четкость перехода от одного этапа к другому, продолжительность занятия и его этапов; соотношение времени, отведенного на фронтальную и индивидуальную работу, соотношение речевых и неречевых заданий (по количеству и отведенному времени), высказываний дефектолога и детей. Соответствие фактического хода занятия запланированному, отступления от конспекта, их причины.

      5. Анализ этапов занятия. Содержание этапов, подготовка детей к предстоящему этапу. Реализация дидактических принципов обучения. Методы и приемы, используемые на отдельных этапах, их соответствие целям занятия. Разнообразие, взаимосвязь, обоснованность методов и приемов обучения. Особенности применения методических приемов дефектологом, знание материала занятия, владение методами и приемами работы на занятии, осуществление коррекционных приемов обучения, умение использовать методические пособия. Характеристика применяемых методических приемов (приемы привлечения внимания, приемы активизации познавательной деятельности и др.), использование разнообразных форм активности детей (двигательной, зрительной, слуховой) с целью предупреждения утомляемости детей. Обеспечение положительного эмоционального фона в процессе занятия и интереса детей к заданиям. Сочетание индивидуальных и фронтальных форм работы. Использование воспитательных моментов занятия, использование специальных методических приемов. Контроль за речью детей, исправление допущенных детьми ошибок. Адекватность предъявляемых требований с учетом познавательных возмож­ностей и личностных особенностей каждого ребенка. Доступность и четкость инструкций и вопросов дефектолога, использование различных видов вопросов (наводящие, альтернативные и др.). Подведение итогов занятия, оценка деятельности детей.

      6. Особенности познавательной деятельности, поведения детей на занятии; активность, проявление интереса, степень сформированности структуры деятельности, уровень сосредоточенности на заданиях, устойчивость внимания в начале занятия и на отдельных его этапах, возможности переключения внимания от одного к другому заданию, причины отклонений в деятельности и поведении детей, качество знаний, умений и навыков, полученных или закрепленных детьми на занятии.

      7. Характеристика дефектолога.

Возможности контакта с группой детей, умение владеть вниманием детей и организовать их для работы, владение приемами повышения активности, интереса и внимания детей дошкольного возраста, практическое осуществление индивидуального подхода к детям с учетом их личностных особенностей, настойчивость в достижении цели, проявление педагогического такта. Речь дефектолога (доступность, логичность, мелодико-интонационная выразительность и эмоциональность, особенности дикции, силы, голоса, темпа и ритма). Внешний вид дефектолога, его поведение в процессе общения с детьми.

      1. Результаты занятия.

Достижение цели, выполнение намеченного плана, эффективность использованных методов и приемов. Оценка занятия в соответствии с возможностями детей. Характер деятельности детей в процессе занятия (степень самостоятельности, уровень активности, темп работы).

Педагогические выводы, пожелания к совершенствованию занятия.
Приложение № 5

Специальность 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология»
Отчет студента-практиканта (примерная схема)

ОТЧЕТ

о преддипломной практике студента __ группы СПД ППИ

(Ф.И.О.) _____________________________________________________________

на базе дошкольного (школьного) образовательного учреждения № __ г._____

в период с "__" по "__" _____________ 200__г.
I. Выделить основные этапы практики (дать краткую характеристику).

II. Определить объем и раскрыть содержание педагогической работы, выполненной в процессе практики.

1 Количество проведенных фронтальных, подгрупповых и индивидуальных дефектологических занятий. Указать количество и темы зачетных логопедических занятий. Обозначить типы трудностей при проведении занятий, определить их причины. Использова­ние в работе специальной и научно-методической литературы, наглядных пособий и дидактического материала. Отметить характер и сте­пень помощи дефектолога и руководителя практикой.

2. Оценить степень сформированности своих навыков оценки занятий, указать количество посещенных и проанализированных занятий дефектолога, однокурсников.

3. Указать количество и дать краткую характеристику психомоторного и речевого развития детей, с которыми проводились индивидуальные коррекционные занятия. Рассказать о результатах индивидуальных занятий. Оценить свои умения, связанные с психолого-педагогическим изучением детей возраста с различными психофизическими нарушениями и со­ставлением на его основе подробного заключения.

4. Охарактеризовать свое участие в процессе анализа и обсуждения различных расстройств у детей (указать количество детей, психолого-медико-педагогическое заключение о состоянии их общего психиче­ского и речевого развития).

5. Привести основные данные о содержании и результатах научно-исследовательской работы, выполненной в период педагогической практики.

6. Рассказать о формах и методах проведенной воспитательной работы с детьми дошкольного (школьного) возраста. Назвать темы и количество подготовленных и проведенных воспитательных мероприятий. Раскрыть особенности воспитательной работы с детьми, имеющими разные типы психоречевых и физических нарушений, отметить основные ее результаты.

7. Проанализировать содержание и основные результаты работы с воспитателями, учителями и родителями. Указать количество открытых занятий, проведенных для родителей, бесед (семинаров, консультаций и пр.) для воспитателей, учителей и родителей. Рассказать о своем участии в работе педагогического совета, в подготовке и проведении родительских собраний в группах (количество, название группы, темы), оформлении наглядных и методических материалов для родителей.

8. Представить сведения об изготовленных наглядных пособиях и дидактическом материале (указать количество, название, цель использования).

9. Перечислить документы, подготовленные к окончанию практики (название, количество, сроки выполнения).

10. Сформулировать выводы и рекомендации по подготовке студентов к практике (содержание и методика преподавания отдельных дисциплин, овладение методикой коррекционной и воспитательной работой, связь с педпрактикой предыдущих лет обучения и т.д.), выбору учреждений для проведения практики, объему и содержанию практики, работе дефектологов и руководителя практики. Сделать предложения по совершенствованию организации и содержания процесса педагогической практики студентов.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа преддипломной практики для студентов V курса, обучающихся по специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственная аттестация выпускников по специальности 050717. 65 «Специальная дошкольная педагогика и психология» предусмотрена...
Программа преддипломной практики для студентов V курса, обучающихся по специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс
Курс по выбору “Психология религии” предназначен для подготовки студентов факультета "Педагогика и психология", обучающихся по специальности...
Программа преддипломной практики для студентов V курса, обучающихся по специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» iconПояснительная записка программа курса «Научная организация труда студентов»
Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика
Программа преддипломной практики для студентов V курса, обучающихся по специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» iconПрограмма «Основы генетики» разработана для студентов очной и заочной...
Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология
Программа преддипломной практики для студентов V курса, обучающихся по специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» iconПрограмма курса История психологии для студентов озо факультета коррекционной...
Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
Программа преддипломной практики для студентов V курса, обучающихся по специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» iconПояснительная записка: Целями освоения дисциплины являются формирование...
Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология
Программа преддипломной практики для студентов V курса, обучающихся по специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 11 «Психология детей...
Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология
Программа преддипломной практики для студентов V курса, обучающихся по специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд 2 (сд 4, сд. Ф. 2) «Психология...
«Специальная дошкольная педагогика и психология» с доп спец. Специальная психология
Программа преддипломной практики для студентов V курса, обучающихся по специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
«050703-Дошкольная педагогика и психология» с доп специальностью «Социальная педагогика»
Программа преддипломной практики для студентов V курса, обучающихся по специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Программа преддипломной практики для студентов V курса, обучающихся по специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Р. 2 (ЕН. Р. 1)«математические...
Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология
Программа преддипломной практики для студентов V курса, обучающихся по специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 13, Дс. 9 Психотерапия...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Программа преддипломной практики для студентов V курса, обучающихся по специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13, Дпп. Ф. 13, Дс....
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Программа преддипломной практики для студентов V курса, обучающихся по специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 11, Дс. 7, Сд. 11...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Программа преддипломной практики для студентов V курса, обучающихся по специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 050703. 65...
Пояснительная записка учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Детская литература» для студентов заочной формы обучения по...
Программа преддипломной практики для студентов V курса, обучающихся по специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Специальность: 030900. 00 – дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью – коррекционная педагогика и специальная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск