Скачать 0.73 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ») УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.Ф.21 (ОПД.Ф.9) Психопатология 050715.65 Логопедия 050716.65Специальная психология 050717.65 Специальная дошкольная педагогика и психология 050717.65 Специальная дошкольная педагогика и психология с доп.спец. Специальная психология Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям), направлениям (с указанием профиля/магистерской программы) (код и наименование) Утверждено на заседании кафедрыСПиСП ППИ (протокол № 1 от 09.09.13 г.) Зав. кафедрой СПиСП ______________Ю.А. Афонькина 1.1. Автор программы: старший преподаватель Ю.В.Пельтихина 1.2. Рецензенты: Кривошеева Н.И., доцент СПиСП МГГУ, Савинкова Е.Г. преподаватель Мурманского педагогического колледжа 1.3 Пояснительная записка: Целями освоения дисциплины являются формирование у студентов профессиональных компетенций в области психопатологии. Учебная дисциплина «Психопатология» раскрывает историю изучения психиатрии как науки, физические и психологические основы детской психопатологии, дает представление студентам об этиологии и патогенезе психических нарушений, показывает клинические формы и течение, пути компенсации и профилактики, определяет роль и значение педагога в системе медико-педагогической реабилитации детей. Цель данной дисциплины – познакомить студентов с методологией диагностического процесса в психиатрии, с основными сведениями о психопатологических симптомах, о структуре и возрастной динамике основных продуктивных и негативных синдромов, об основных патологиях личности. Курс «Психопатология» ориентирован на решение следующих задач: - дать представления о соотношении нормы и патологии, здоровья и болезни, о психотическом и непсихотическом уровне психических расстройств; - познакомить студентов с закономерностями возникновения, течения и исхода психических болезней; - обучить практическому применению полученных знаний в работе педагога-дефектолога. В процессе изучения курса студенты должны овладеть следующими знаниями: -о физиологических и психологических основах детской психопатологии; - об этиологии, патогенезе психических расстройств в детском возрасте; - о путях компенсации того или иного психопатологического комплекса в системе реабилитации аномальных детей. Студенты, изучающие курс «Психопатология», должны овладеть умениями: - всестороннего и целостного понимания больного и аномального ребенка; - определять роль и значение педагога-дефектолога в системе медико-педагогической реабилитации детей; - определять клинические формы и течение, пути компенсации и профилактики нервно-психических нарушений у детей. Содержание курса «Психопатология» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Контроль обеспечивается проведением тестирования, устным и письменным опросами, написанием рефератов, экзаменом. При составлении программы использовались материалы научно-методических разработок Д.Н.Исаева, А.О.Бухановского. 1.4 Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО специальности (направления), содержащее требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов (выписка). История изучения психиатрии как науки. Формирование детской психиатрии. Физиологические и психологические основы детской психопатологии. Связь психопатологии и дефектологии. Этиология и патогенез психических расстройств в детском возрасте. Дизонтогенез. Симптомы психических расстройств. Синдромы психических расстройств. Нозология. Причины возникновения, формы проявления, динамика развития. Различия между болезнью и состоянием. Заболевания: шизофрения, эпилепсия, неврозы, травмы, интоксикации, энцефалиты и их последствия. Динамика психических расстройств. Психопатии. Значение социальной среды. Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. Физиология высшей нервной деятельности. Учение о стрессе. 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей/направлений на которых читается данная дисциплина):
1.6 Содержание дисциплины. 1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени: Вариант 1 (050715.65 Логопедия, 050716.65Специальная психология, 050717.65 Специальная дошкольная педагогика и психология
Вариант 2 (050717.65 Специальная дошкольная педагогика и психология с доп.спец. Специальная психология)
Вариант 3 (050716.65 Специальная психология
Вариант 4 050717.65 Специальная дошкольная педагогика и психология
1.6.2 Содержание разделов дисциплины. Объект, предмет, цели и основные категории психопатологии. История психиатрии как науки. Определение общей психопатологии и психопатологии детского возраста как науки, цель, задачи, предмет, объект и методология. Связь психопатологии с другими науками: патопсихологией, психиатрией, психодиагностикой, специальной психологией, дефектологией. Физиологические и психологические основы детской психопатологии. Отрасли психопатологии. История психиатрии как науки. Характеристика донаучного периода. Научный период в развитии психопатологии во Франции, Германии, России. Формирование детской психиатрии. Значение работ Модсли, И. П. Мержеевского, Н. И. Озерецкого, С. С. Корсакова и др. Понятие о норме и патологии, здоровье и болезни. Понятие и критерии психического здоровья. Методы обследования в психиатрии. Классификация психических заболеваний. Организация исследования в психопатологии. Принципы диагностики. Клинический метод и его характеристика. Психологическое обследование. Нейрофизиологические исследования. Значение генетики в психиатрии. Этапы идентификации симптомов, установление диагноза и его структуры. Описание психологического статуса. Уровни психических расстройств. Дизонтогенез. Комплексное клинико-психофизиологическое обследование аномального ребенка. Международная классификация болезней (МКБ-10, 1994 г.). Этиология и патогенез психических расстройств. Понятие этиологии и патогенеза. Этиология и патогенез психоневрологических заболеваний. Взаимосвязь биологических и социальных причин. Генетическая обусловленность некоторых психических расстройств. Изменчивость наследственности. Роль социальной среды в возникновении психогении и психопатии. Значение возрастного фактора и типа ВНД в этиопатогенезе психических расстройств. Компенсаторные возможности детского организма. Этиология и патогенез психических расстройств в детском возрасте. Симптомы психических расстройств. Расстройства восприятия; иллюзорные расстройства, галлюцинации и их классификация. Расстройства ощущений, восприятия и представлений в детском возрасте. Расстройства мышления: замедленность, ускоренность, «разорванность», резонерство, персеверации, бредовые идеи и их классификация. Бредовые идеи у детей. Расстройства памяти: амнезия, гипамнезия, гиперамнезия, парамнезия, конфабуляции, криптомнезия, псевдоремисситсезенция. Особенности расстройств памяти в детском возрасте. Расстройства внимания. Расстройства эмоций: депрессия, эйфория, дисфория, аффект. Расстройства воли: гипобулия, абулия, гипербулия, парабулия. Расстройства эмоций и воли в детском возрасте. Расстройства сознаний: параксисмальность, фрагментарность, нарушение ориентировок, анамнестичность. Синдромы психических расстройств. Понятие синдрома. Синдромы и симптомы. Нозология. Причины возникновения, формы проявления, динамика развития. Различие между болезнью и состоянием. Неврозоподобные синдромы. Синдромы расстройства сознания: оглушенность, демерий, аменция, сумеречное состояние сознания. Бредовые синдромы: паранойяльный, параноидальный, парафинный, галлюцинаторный, умственного автоматизма, ипохондрический. Синдромы эмоциональных нарушений: депрессивный, маниакальный. Синдромы двигательно-волевых нарушений. Синдромы интеллектуально-мнестических расстройств: корсаковский анамнестический синдром, синдром олигофрении. Синдром детского аутизма. Психические заболевания. Понятие и причины неврозов. Невропатия, ее признаки. Виды неврозов. Страх как проявление невроза у детей. Понятие и причины психопатии. Виды психопатий. Проявления психопатий у детей. Понятие, причины и симптоматика шизофрении. Ее формы и типы течения. Основные направления воспитания и обучения детей, страдающих шизофренией. Понятия, причины и симптоматика эпилепсии, клиника эпилептических припадков. Психические нарушения при эпилепсии. Эписиндром. Особенности эпилепсии у детей. Травмы, интоксикации и их последствия. Динамика психических расстройств. Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. Физиология высшей нервной деятельности. Учение о стрессе. Психогигиена и психопрофилактика Организация психиатрической помощи детям и подросткам. Значение биологического и социального для развития психической деятельности ребенка. Лечебно-педагогические мероприятия. Психогигиена и психопрофилактика как одно из направлений отечественной психопатологии. Роль психогигиены и психопрофилактики нервно-психических расстройств. Организация психиатрической помощи детям и подросткам. 1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ) ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1. |
Российской федерации Целями освоения данной дисциплины являются формирование общих представлений о системе стандартов в области информационных технологий,... | 3. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины Процесс... Целями освоения учебной дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» являются | ||
Рабочая программа Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины... Дисциплина «Психология» относится к «Дисциплинам по выбору» гуманитарного, социального и экономического цикла ( В. Дв. 3). Для освоения... | Форма самостоятельной работы Целями освоения дисциплины является формирование профессиональных компетенций по осуществлению профессиональной деятельности с лицами,... | ||
Рабочая программа Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины (модуля) «Немецкий язык: вводный курс» являются формирование систематизированных знаний в области второго... | Рабочая программа Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины... Изучение дисциплины "Юридическая психология" студентами-юристами предполагает следующие цели | ||
Рабочая программа Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины... Изучение дисциплины "Юридическая психология" студентами-юристами предполагает следующие цели | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Задачи освоения дисциплины направлены на формирование ряда общекультурных и профессиональных компетенций студентов | ||
Программа учебной дисциплины «прикладная термодинамика и кинетика» Целями освоения дисциплины «Прикладная термодинамика и кинетика» являются приобретение студентами знаний и компетенций в области... | Рабочая программа дисциплины «прикладная термодинамика и кинетика» Целями освоения дисциплины «Прикладная термодинамика и кинетика» являются приобретение студентами знаний и компетенций в области... | ||
Институт химии Целью освоения дисциплины является формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций на основе изучения факторов,... | Рабочая учебная программа дисциплины Целями освоения дисциплины являются формирования у студента системы знаний об основных | ||
Рабочая программа Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины... «Финансовое право» являются формирование систематизированных знаний в области финансового права, овладение студентами теоретическими... | Задачами освоения дисциплины являются Целями освоения дисциплины «Таможенные платежи и таможенная стоимость в различных таможенных процедурах» являются | ||
Минобрнауки росии владивостокский государственный университет экономики и сервиса Целями освоения учебной дисциплины являются: формирование устойчивых знаний, умений и владений в области теории и основных принципов... | Целями освоения дисциплины Социальная антропология являются Дисциплина «Социальная антропология» располагается в разделе б дв. 2 – дисциплина по выбору в Математическом и естественнонаучном... |