Пояснительная записка: Целями освоения дисциплины являются формирование у студентов профессиональных компетенций в области психопатологии. Учебная дисциплина «Психопатология»





НазваниеПояснительная записка: Целями освоения дисциплины являются формирование у студентов профессиональных компетенций в области психопатологии. Учебная дисциплина «Психопатология»
страница1/6
Дата публикации10.11.2014
Размер0.73 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Психология > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.21 (ОПД.Ф.9) Психопатология

050715.65 Логопедия

050716.65Специальная психология

050717.65 Специальная дошкольная педагогика и психология

050717.65 Специальная дошкольная педагогика и психология с доп.спец. Специальная психология

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям), направлениям (с указанием профиля/магистерской программы)

(код и наименование)

Утверждено на заседании кафедры

СПиСП ППИ

(протокол № 1 от 09.09.13 г.)

Зав. кафедрой СПиСП

______________Ю.А. Афонькина

1.1. Автор программы: старший преподаватель Ю.В.Пельтихина

1.2. Рецензенты: Кривошеева Н.И., доцент СПиСП МГГУ, Савинкова Е.Г. преподаватель Мурманского педагогического колледжа

1.3 Пояснительная записка:

Целями освоения дисциплины являются формирование у студентов профессиональных компетенций в области психопатологии.

Учебная дисциплина «Психопатология» раскрывает историю изучения психиатрии как науки, физические и психологические ос­новы детской психопатологии, дает представление студентам об этиологии и па­тогенезе психических нарушений, показывает клинические формы и течение, пу­ти компенсации и профилактики, определяет роль и значение педагога в системе медико-педагогической реабилитации детей.

Цель данной дисциплины – познакомить студентов с методологией диагностического процесса в психиатрии, с основными сведениями о психопатологических симптомах, о структуре и возрастной динамике основных продуктивных и негативных синдромов, об основных патологиях личности.

Курс «Психопатология» ориентирован на решение следующих задач:

- дать представления о соотношении нормы и патологии, здоровья и болезни, о психотическом и непсихотическом уровне психических расстройств;

- познакомить студентов с закономерностями возникновения, течения и исхода психических болезней;

- обучить практическому применению полученных знаний в работе педагога-дефектолога.

В процессе изучения курса студенты должны овладеть следующими знания­ми:

-о физиологических и психологических основах детской психопатологии;

- об этиологии, патогенезе психических расстройств в детском возрасте;

- о путях компенсации того или иного психопатологического комплекса в сис­теме реабилитации аномальных детей.

Студенты, изучающие курс «Психопатология», должны овладеть умениями:

- всестороннего и целостного понимания больного и аномального ребенка;

- определять роль и значение педагога-дефектолога в системе медико-педагогической реабилитации детей;

- определять клинические формы и течение, пути компенсации и профилактики нервно-психических нарушений у детей.

Содержание курса «Психопатология» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Контроль обеспечивается проведением тестирования, устным и письменным опросами, написанием рефератов, экзаменом.

При составлении программы использовались материалы научно-методических разработок Д.Н.Исаева, А.О.Бухановского.
1.4 Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО специальности (направления), содержащее требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов (выписка).
История изучения психиатрии как науки. Формирование детской психиатрии. Физиологические и психологические основы детской психопатологии. Связь психопатологии и дефектологии. Этиология и патогенез психических расстройств в детском возрасте. Дизонтогенез. Симптомы психических расстройств. Синдромы психических расстройств. Нозология. Причины возникновения, формы проявления, динамика развития. Различия между болезнью и состоянием. Заболевания: шизофрения, эпилепсия, неврозы, травмы, интоксикации, энцефалиты и их последствия. Динамика психических расстройств. Психопатии. Значение социальной среды. Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. Физиология высшей нервной деятельности. Учение о стрессе.
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей/направлений на которых читается данная дисциплина):


№ п/п

Шифр и наименование специальности/направления; форма обучения

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

работа

1.

050715.65 Логопедия


3

5,6

96

54

30

24




42

Экзамен

2

050716.65Специальная психология


3

5

96

54

30

24




42

Экзамен

3

050717.65 Специальная дошкольная педагогика и психология


3

5

96

54

30

24




42

Экзамен

4

050717.65 Специальная дошкольная педагогика и психология с доп.спец. Специальная психология


2

3

96

44

24

20




52

Экзамен

5

050716.65Специальная психология (ЗФО)


2

3

96

10

4

6




86

Экзамен

6

050717.65 Специальная дошкольная педагогика и психология (ЗФО)


3

5

96

14

8

6




82

Экзамен


1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

Вариант 1 (050715.65 Логопедия, 050716.65Специальная психология, 050717.65 Специальная дошкольная педагогика и психология



№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов




Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

Сам. раб.

1.

Объект, предмет, цели и основные категории психопатологии. История психиатрии как науки



6

4

2

6

2.

Методы обследования в психиатрии. Классификация психических заболеваний.

8

4

4

6

3.

Этиология и патогенез психических расстройств

8

4

4

6

4.

Симптомы психических расстройств

8

4

4

6

5.

Синдромы психических расстройств

8

4

4

6

6.

Психические заболевания

8

4

4

6

7.

Психогигиена и психопрофилактика Организация психиатрической помощи детям и подросткам.

8

6

2

6

ИТОГО:

54

30

24

42


Вариант 2 (050717.65 Специальная дошкольная педагогика и психология с доп.спец. Специальная психология)

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов




Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

Сам. раб.

1.

Объект, предмет, цели и основные категории психопатологии. История психиатрии как науки

6

4

2

8

2.

Методы обследования в психиатрии. Классификация психических заболеваний.

6

4

2

8

3.

Этиология и патогенез психических расстройств

6

4

2

8

4.

Симптомы психических расстройств

10

4

6

8

5.

Синдромы психических расстройств

8

4

4

8

6.

Психические заболевания

4

2

2

6

7.

Психогигиена и психопрофилактика Организация психиатрической помощи детям и подросткам.

4

2

2

6

ИТОГО:

44

24

20

52


Вариант 3 (050716.65 Специальная психология

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов




Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

Сам. раб.

1.

Объект, предмет, цели и основные категории психопатологии. История психиатрии как науки

1

1




13

2.

Методы обследования в психиатрии. Классификация психических заболеваний.

2

1

1

13

3.

Этиология и патогенез психических расстройств

2

1

1

12

4.

Симптомы психических расстройств

2

1

1

12

5.

Синдромы психических расстройств

1




1

12

6.

Психические заболевания

1




1

12

7.

Психогигиена и психопрофилактика Организация психиатрической помощи детям и подросткам.

1




1

12

ИТОГО:

10

4

6

86



Вариант 4 050717.65 Специальная дошкольная педагогика и психология

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов




Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

Сам. раб.

1.

Объект, предмет, цели и основные категории психопатологии. История психиатрии как науки

1

1




12

2.

Методы обследования в психиатрии. Классификация психических заболеваний.

2

1

1

12

3.

Этиология и патогенез психических расстройств

2

1

1

12

4.

Симптомы психических расстройств

2

1

1

12

5.

Синдромы психических расстройств

2

1

1

12

6.

Психические заболевания

2

1

1

12

7.

Психогигиена и психопрофилактика Организация психиатрической помощи детям и подросткам.

3

2

1

10

ИТОГО:

14

8

6

82


1.6.2 Содержание разделов дисциплины.

Объект, предмет, цели и основные категории психопатологии. История психиатрии как науки.

Определение общей психопатологии и психопатологии детского возраста как науки, цель, задачи, предмет, объект и методология.

Связь психопатологии с другими науками: патопсихологией, психиатрией, психодиагностикой, специальной психологией, дефектологией.

Физиологические и психологические основы детской психопатологии. Отрасли психопатологии. История психиатрии как науки. Характеристика донаучного периода. Научный период в развитии психопатологии во Франции, Германии, России. Формирование детской психиатрии. Значение работ Модсли, И. П. Мержеевского, Н. И. Озерецкого, С. С. Корсакова и др.

Понятие о норме и патологии, здоровье и болезни. Понятие и критерии психического здоровья.

Методы обследования в психиатрии. Классификация психических заболеваний.

Организация исследования в психопатологии. Принципы диагностики. Клинический метод и его характеристика. Психологическое обследование. Нейрофизиологические исследования. Значение генетики в психиатрии. Этапы идентификации симптомов, установление диагноза и его структуры. Описание психологического статуса. Уровни психических расстройств. Дизонтогенез. Комплексное клинико-психофизиологическое обследование аномального ребенка.

Международная классификация болезней (МКБ-10, 1994 г.).

Этиология и патогенез психических расстройств.

Понятие этиологии и патогенеза. Этиология и патогенез психоневрологических заболеваний. Взаимосвязь биологических и социальных причин. Генетическая обусловленность некоторых психических расстройств. Изменчивость наследственности. Роль социальной среды в возникновении психогении и психопатии. Значение возрастного фактора и типа ВНД в этиопатогенезе психических расстройств. Компенсаторные возможности детского организма. Этиология и патогенез психических расстройств в детском возрасте.

Симптомы психических расстройств.

Расстройства восприятия; иллюзорные расстройства, галлюцинации и их классификация. Расстройства ощущений, восприятия и представлений в детском возрасте.

Расстройства мышления: замедленность, ускоренность, «разорванность», резонерство, персеверации, бредовые идеи и их классификация. Бредовые идеи у детей.

Расстройства памяти: амнезия, гипамнезия, гиперамнезия, парамнезия, конфабуляции, криптомнезия, псевдоремисситсезенция. Особенности расстройств памяти в детском возрасте.

Расстройства внимания.

Расстройства эмоций: депрессия, эйфория, дисфория, аффект. Расстройства воли: гипобулия, абулия, гипербулия, парабулия. Расстройства эмоций и воли в детском возрасте.

Расстройства сознаний: параксисмальность, фрагментарность, нарушение ориентировок, анамнестичность.

Синдромы психических расстройств.

Понятие синдрома. Синдромы и симптомы. Нозология. Причины возникновения, формы проявления, динамика развития. Различие между болезнью и состоянием.

Неврозоподобные синдромы. Синдромы расстройства сознания: оглушенность, демерий, аменция, сумеречное состояние сознания.

Бредовые синдромы: паранойяльный, параноидальный, парафинный, галлюцинаторный, умственного автоматизма, ипохондрический.

Синдромы эмоциональных нарушений: депрессивный, маниакальный.

Синдромы двигательно-волевых нарушений.

Синдромы интеллектуально-мнестических расстройств: корсаковский анамнестический синдром, синдром олигофрении.

Синдром детского аутизма.

Психические заболевания.

Понятие и причины неврозов. Невропатия, ее признаки. Виды неврозов. Страх как проявление невроза у детей.

Понятие и причины психопатии. Виды психопатий. Проявления психопатий у детей.

Понятие, причины и симптоматика шизофрении. Ее формы и типы течения. Основные направления воспитания и обучения детей, страдающих шизофренией.

Понятия, причины и симптоматика эпилепсии, клиника эпилептических припадков. Психические нарушения при эпилепсии. Эписиндром. Особенности эпилепсии у детей.

Травмы, интоксикации и их последствия. Динамика психических расстройств. Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. Физиология высшей нервной деятельности. Учение о стрессе.

Психогигиена и психопрофилактика Организация психиатрической помощи детям и подросткам.

Значение биологического и социального для развития психической деятельности ребенка. Лечебно-педагогические мероприятия. Психогигиена и психопрофилактика как одно из направлений отечественной психопатологии. Роль психогигиены и психопрофилактики нервно-психических расстройств. Организация психиатрической помощи детям и подросткам.
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины. Тема.

Форма самостоятельной

работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

История развития детской психиатрии.

Рефераты: История изучения психиатрии как науки. Формирование зарубежной детской психиатрии. Этапы развития детской психиатрии в России.

6/8/13/12

Защита рефератов.

Круглый стол.

2.

Обследование психически больных детей.

вопросы для самостоятельного изучения: диагностический опрос ребенка. Диагностическое интервью. Основные разделы психического статуса ребенка. Методики, используемые для оценки психического развития ребенка.

6/8/13/12

Круглый стол по данной проблеме.


3.

Этиология и патогенез психических расстройств.

Рефераты: Стресс и эмоциональный стресс. Социальное окружение. Стрессор. Неблагоприятные психосоциальные факторы. Соматические этиологические факторы. Наследственные факторы.

6/8/12/12

Круглый стол по данной проблеме.

Составление библиографии.



4.

Психопатологические симптомы.

вопросы для самостоятельного изучения: симптомы патологии чувственного познания. Симптомы патологии памяти, эмоций, волевой сферы и внимания.

6/8/12/12

Выступление на практическом занятии

5.

Синдромы психических расстройств

вопросы для самостоятельного изучения: позитивные психопатологические синдромы. Основные формы патологии личности. Синдромы негативных психопатологических расстройств.

6/8/12/12

Работа в творческих группах

6.

Психические заболевания

вопросы для самостоятельного изучения: эписиндром. Динамика психических расстройств. Воспитание и обучение детей с психическими заболеваниями.

6/6/12/12

Работа в творческих группах

Выступление на практическом занятии

7.

Терапевтическое вмешательство при психических расстройствах у детей.

Рефераты: Принципы терапии психических и психосоматических расстройств. Клинические концепции терапии психических расстройств. Психотерапия психических расстройств. Абилитация и реабилитация.

6/6/12/10

Круглый стол по данной проблеме.


ИТОГО

42/52/86/82






1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ)
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка: Целями освоения дисциплины являются формирование у студентов профессиональных компетенций в области психопатологии. Учебная дисциплина «Психопатология» iconРоссийской федерации
Целями освоения данной дисциплины являются формирование общих представлений о системе стандартов в области информационных технологий,...
Пояснительная записка: Целями освоения дисциплины являются формирование у студентов профессиональных компетенций в области психопатологии. Учебная дисциплина «Психопатология» icon3. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины Процесс...
Целями освоения учебной дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» являются
Пояснительная записка: Целями освоения дисциплины являются формирование у студентов профессиональных компетенций в области психопатологии. Учебная дисциплина «Психопатология» iconРабочая программа Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины...
Дисциплина «Психология» относится к «Дисциплинам по выбору» гуманитарного, социального и экономического цикла ( В. Дв. 3). Для освоения...
Пояснительная записка: Целями освоения дисциплины являются формирование у студентов профессиональных компетенций в области психопатологии. Учебная дисциплина «Психопатология» iconФорма самостоятельной работы
Целями освоения дисциплины является формирование профессиональных компетенций по осуществлению профессиональной деятельности с лицами,...
Пояснительная записка: Целями освоения дисциплины являются формирование у студентов профессиональных компетенций в области психопатологии. Учебная дисциплина «Психопатология» iconРабочая программа Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины (модуля) «Немецкий язык: вводный курс» являются формирование систематизированных знаний в области второго...
Пояснительная записка: Целями освоения дисциплины являются формирование у студентов профессиональных компетенций в области психопатологии. Учебная дисциплина «Психопатология» iconРабочая программа Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины...
Изучение дисциплины "Юридическая психология" студентами-юристами предполагает следующие цели
Пояснительная записка: Целями освоения дисциплины являются формирование у студентов профессиональных компетенций в области психопатологии. Учебная дисциплина «Психопатология» iconРабочая программа Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины...
Изучение дисциплины "Юридическая психология" студентами-юристами предполагает следующие цели
Пояснительная записка: Целями освоения дисциплины являются формирование у студентов профессиональных компетенций в области психопатологии. Учебная дисциплина «Психопатология» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задачи освоения дисциплины направлены на формирование ряда общекультурных и профессиональных компетенций студентов
Пояснительная записка: Целями освоения дисциплины являются формирование у студентов профессиональных компетенций в области психопатологии. Учебная дисциплина «Психопатология» iconПрограмма учебной дисциплины «прикладная термодинамика и кинетика»
Целями освоения дисциплины «Прикладная термодинамика и кинетика» являются приобретение студентами знаний и компетенций в области...
Пояснительная записка: Целями освоения дисциплины являются формирование у студентов профессиональных компетенций в области психопатологии. Учебная дисциплина «Психопатология» iconРабочая программа дисциплины «прикладная термодинамика и кинетика»
Целями освоения дисциплины «Прикладная термодинамика и кинетика» являются приобретение студентами знаний и компетенций в области...
Пояснительная записка: Целями освоения дисциплины являются формирование у студентов профессиональных компетенций в области психопатологии. Учебная дисциплина «Психопатология» iconИнститут химии
Целью освоения дисциплины является формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций на основе изучения факторов,...
Пояснительная записка: Целями освоения дисциплины являются формирование у студентов профессиональных компетенций в области психопатологии. Учебная дисциплина «Психопатология» iconРабочая учебная программа дисциплины
Целями освоения дисциплины являются формирования у студента системы знаний об основных
Пояснительная записка: Целями освоения дисциплины являются формирование у студентов профессиональных компетенций в области психопатологии. Учебная дисциплина «Психопатология» iconРабочая программа Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины...
«Финансовое право» являются формирование систематизированных знаний в области финансового права, овладение студентами теоретическими...
Пояснительная записка: Целями освоения дисциплины являются формирование у студентов профессиональных компетенций в области психопатологии. Учебная дисциплина «Психопатология» iconЗадачами освоения дисциплины являются
Целями освоения дисциплины «Таможенные платежи и таможенная стоимость в различных таможенных процедурах» являются
Пояснительная записка: Целями освоения дисциплины являются формирование у студентов профессиональных компетенций в области психопатологии. Учебная дисциплина «Психопатология» iconМинобрнауки росии владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Целями освоения учебной дисциплины являются: формирование устойчивых знаний, умений и владений в области теории и основных принципов...
Пояснительная записка: Целями освоения дисциплины являются формирование у студентов профессиональных компетенций в области психопатологии. Учебная дисциплина «Психопатология» iconЦелями освоения дисциплины Социальная антропология являются
Дисциплина «Социальная антропология» располагается в разделе б дв. 2 – дисциплина по выбору в Математическом и естественнонаучном...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск