Форма самостоятельной работы





НазваниеФорма самостоятельной работы
страница1/5
Дата публикации29.10.2014
Размер0.56 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5
Целями освоения дисциплины является формирование профессиональных компетенций по осуществлению профессиональной деятельности с лицами, имеющими нарушения зрения, в соответствии с ее видами.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  1. Знать:

  • особенности психического развития лиц с нарушениями зрения на разных возрастных этапах;

  • типологию дизонтогенза дефицитарного типа и структуру дефекта, обусловленного нарушениями зрения;

  • классификаций лиц с нарушениями зрения и принципы их разработки;

  • особенности познавательной, личностной, эмоционально-волевой сферы, общения, деятельности и поведения лиц с нарушениями зрением;

  • методы и приемы диагностики, коррекции, компенсации нарушенных психических функций.

  1. Уметь:

  • анализировать теоретические и прикладные исследования в области тифлопсихологии;

  • применять для изучения лиц с нарушенным зрением объективные научные методы: биографический, наблюдение, эксперимент, опросные методы, методы анализа продуктов деятельности;

  • проектировать содержание и методы коррекционно-развивающей, консультативной и психопрофилактической с лицами, имеющими нарушениями зрения;

  • составлять психолого-педагогическую характеристику на ребенка.

3. Владеть:

умениями:

  • психолого-педагогического изучения особенностей психофизического развития лиц с нарушениями зрения;

  • составления и корректировки индивидуальных программ развития лиц с нарушениями зрения;

  • -осуществления психологического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с нарушениями зрения;

  • осуществления компенсации и коррекции развитии лиц с нарушениями зрения;

способностями:

- к рациональному выбору и реализации коррекционных программ на основ личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подхода к лицам с нарушениями зрения;

-к анализу результатов психологического обследования

Темы для самостоятельного изучения.


Наименование

раздела дисциплины,

тема

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля.

Раздел 1. Теоретико-методологические основы тифлопсихологии.
Тема 1. Тифлопсихология как наука.


Вопросы для самостоятельного изучения:

Становление тифлопсихологии как науки и современные тифлопсихологические исследования.

2

Выступление с докладами

Тема 2. Причины нарушений зрения. Классификация лиц с нарушенным зрением.


Вопросы для самостоятельного изучения:

Роль зрения в познании окружающего мира. Особенности зрительного восприятия. Свойства восприятия.

2

Тестирование

Тема 3. Коррекция и компенсация в психическом развитии лиц с

нарушениями зрения.


Вопросы для самостоятельного изучения:
-Теории компенсации ( З.Фрейд, А.Адлер, Л.С.Выготский)

-Теоретические подходы к компенсации слепоты М.И. Земцовой.


2

Выступление с докладами

Тема 4. Психическое развитие ребенка с нарушенным зрением.


Разработка модуля программы реабилитации

2

Презентация модуля

Раздел 2. Особенности познавательных процессов

при нарушениях зрения.

Тема 5. Особенности сенсорных процессов при нарушениях зрения. Осязание.


Вопросы для самостоятельного изучения :

Сенсорная организация психики человека при нарушениях зрения.


2

проект

Тема 6. Формирование чувственных образов восприятия при нарушениях зрения.


Подготовка реферата

2

Защита реферата

Тема 7. Особенности формирования представлений у лиц с нарушениями зрения.


Подготовка реферата

2

Защита реферата

Тема 8. Ориентировка в пространстве лиц с нарушениями зрения.


Подготовка реферата

2

Защита реферата

Тема 9. Специфические особенности развития памяти лиц с нарушениями зрения.


Подготовка реферата

2

Защита реферата

Тема 10. Особенности развития мышления у лиц с нарушениями зрения.


Подготовка реферата

2

Защита реферата

Тема 11. Развитие внимания у лиц с нарушениями зрения.


Подготовка реферата

2

Защита реферата

Тема 12. Особенности развития воображения лиц с нарушениями зрения.


Подготовка реферата

2

Защита реферата

Раздел 3. Своеобразие личностного развития лиц с нарушениями зрения.

Тема 14. Особенности эмоционально-волевой сферы при нарушениях зрения.


Подготовка реферата

2

Защита реферата

Тема 15. Специфика межличностных отношений у лиц с нарушениями зрения.


Подготовка реферата

2

Защита реферата

Тема 16. Социально-психологические проблемы лиц с нарушенным зрением.


Не предусмотрено







Раздел 4. Развитие деятельности лиц с нарушениями зрения.
Тема 17. Качественные различия в развитии общения, игры, предметной и учебной деятельности.


Не предусмотрено







Тема 18. Особенности развития предметной и продуктивной деятельности детей с нарушениями зрения.


Подготовка реферата

2

Защита реферата

Тема 19. Особенности развития игровой деятельности детей с нарушениями зрения.


Подготовка реферата

2

Защита реферата

Тема 20. Особенности формирования учебной деятельности у детей с нарушениями зрения.


Разработка этапов работы по профилактике неуспеваемости

2

Презентация разработки

Тема 21. Трудовая деятельность лиц с нарушениями зрения.


Вопросы для самостоятельного изучения

Профессионально-трудовая адаптация лиц с нарушениями зрения.

Разработка модуля адаптации

2

Представление презентации модуля адаптации



Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.

Занятие 1.

Тема: Тифлопсихология как отрасль специальной психологии

Форма проведения-ПР (4 ч.)

.

План:

  1. Предмет тифлопсхиологии.

  2. Задачи тифлопсихологии.

  3. Связь тифлопсихологии с другими научными дисциплинами.


Вопросы для обсуждения:

  1. Охарактеризуйте объект, предмет, задачи тифлопсихологии как науки.

  2. Проблемы тифлопсихологии на современном этапе.

  3. Биографии тифлопсихологов, общественных деятелей прошлого как способ познания предмета истории тифлопсихологии.


Задания для самостоятельной работы:

1.Составить глоссарий: тифлопсихология; детская тифлопсихология; слепые; слабовидящие; поздноослепшие; развитие; психическое развитие; онтогенез; психический дизонтогенез; дефицитарное психическое развитие.

Форма отчетности: терминологический словарь.
2. Составить блок-схему содержательных связей тифлопсихологии с другими науками.


Наука

Предмет науки, ключевые теоретические позиции

Возрастная анатомия и физиология человека




Анатомия, физиология и патология органов зрения детей




Общая психология

Возрастная психология

Педагогическая психология

Специальная психология

Тифлопсихология




Общая педагогика

Дошкольная педагогика

Специальная педагогика

Дошкольная тифлопедагогика





Форма отчетности: таблица.

3.Подготовит конспект (2).
Список литературы:

Основная:

  1. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих. – СПб, 2006.

  2. Соколов В.В. Эволюция тифлоинформационных средств//Дефектология.- 2009.- № 5.-С.57-63.

Дополнительная:

  1. Специальная психология / под ред. Лубовского. – М., 2003.

  2. Понятийно-терминологический словарь логопеда/ под ред. В.И. Селиверстова. – М., 2004. С. 3 – 27.


Занятие 2.

Тема: Классификация лиц с нарушенным зрением.

Форма проведения-ПР (4 ч.)
План:

  1. Строение и функционирование зрительной анализаторной системы.

  2. Основные причины нарушений зрения.

  3. Патология органа зрения.

  4. Основания классификации лиц с нарушениями зрения.

  5. Основные профилактические и лечебные мероприятия при нарушениях зрения у детей.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Назовите причины нарушений зрения.

  2. Перечислите основные заболевания зрительного анализатора.

  3. Охарактеризуйте профилактические и лечебные мероприятия при нарушениях зрения у детей.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Составьте рисунок-схему: строение зрительного анализатора.

  2. Составьте схему «Функции зрительного анализатора».

  3. Составьте таблицу:

    Причины нарушений зрения

    Пренатальные

    Перинатальные

    Постнатальные








    Способы решения проблемы









  4. Составьте памятку для родителей «Офтальмогигиенические и психогигиенические требования к организации жизни детей с нарушениями зрения».


Список литературы:

Основная:

  1. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих. – СПб, 2006.

  2. Причины и последствия нарушения зрения и способы компенсации/Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – М. – 2005. – С. 282 – 286.



Дополнительная:

  1. Специальная психология/ Под ред. Лубовского. – М., 2003.

  2. Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 2004. С. 3 – 27.

  3. Шипицына Л.М. Специальная психология. Учебник для студентов.- СПб, 2013.

  4. Вайполина О.М. Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь.-М., 2006.


Занятие 3.

Тема: Психологическое изучение лиц с нарушениями зрения.
Форма проведения-ПР (4ч.)

План:

  1. Основные принципы психологического обследования особенностей психического развития детей и взрослых с нарушениями зрения.

  2. Задачи изучения особенностей психического развития детей и подростков с нарушениями зрения.

  3. Методы диагностического обследования детей и подростков с нарушениями зрения.

  4. Трудности, возникающие при психолого-педагогическом обследовании лиц с нарушениями зрения.

  5. Особенности составления заключения и психолого-педагогической характеристики.


Вопросы для коллективного обсуждения:

    1. Дайте определение понятий «методология, метод, методика».

    2. Раскройте основные тифлопсихологические условия проведения психолого-педагогического изучения детей с нарушенным зрением.

    3. Охарактеризуйте методы тифлопсихологии и раскройте возможности и ограничения их использования для детей и подростков с нарушениями зрения.

    4. Раскройте содержание психолого-педагогического изучения детей и подростков с нарушенным зрением.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Составьте таблицу.




Название метода

Цели и задачи применения

Характеристика

Специфические особенности применения для изучения детей и подростков с нарушенным зрением

Наблюдение










Эксперимент










Метод анализа продуктов деятельности










Тестирование










Беседа










Анкетирование










Социометрия













  1. Опишите психологические требования к диагностическому материалу для изучения детей и подростков с нарушениями зрения.


Литература.

Основная:

  1. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих.– СПб, 2006.

Дополнительная:

  1. Специальная психология / Под ред. Лубовского. – М., 2003.



Занятие 4.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Форма самостоятельной работы iconФорма самостоятельной работы
Повышение качества подготовки учителей-логопедов в плане логопедической работы с детьми, подростками взрослыми
Форма самостоятельной работы iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов
Методические указания предназначены студентам для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Вторичные метаболиты растений»...
Форма самостоятельной работы iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов
Методические указания предназначены студентам для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Избранные главы экологической...
Форма самостоятельной работы iconРабота над рефератом
Это наиболее распространенная форма самостоятельной работы студентов. Разработка рефератов преследует цель углубить, систематизировать...
Форма самостоятельной работы iconФорма самостоятельной работы
Обработка интерпретация данных, полученных в процессе патопсихологической диагностики
Форма самостоятельной работы iconМетодические рекомендации студентам организации самостоятельной работы по макроэкономике
Основной целью в самостоятельной работе студента по курсу макроэкономика является формирование с помощью самостоятельной работы семинарских...
Форма самостоятельной работы iconМетодические рекомендации студентам организации самостоятельной работы по экономике
Основной целью в самостоятельной работе студента по курсу экономика является формирование с помощью самостоятельной работы семинарских...
Форма самостоятельной работы iconФорма самостоятельной работы
Раскрыть взаимосвязи дидактических, психолого-педагогических и методических основ применения компьютерных технологий для решения...
Форма самостоятельной работы iconМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
Распределение внеаудиторной самостоятельной работы по темам, часами баллам
Форма самостоятельной работы iconМетодические рекомендации студентам организации самостоятельной работы по экономической теории
Основной целью в самостоятельной работе студента по курсу экономическая теория является формирование с помощью самостоятельной работы...
Форма самостоятельной работы iconМетодические рекомендации студентам организации самостоятельной работы...
Основной целью в самостоятельной работе студента по курсу институциональная экономика является формирование с помощью самостоятельной...
Форма самостоятельной работы iconМетодические рекомендации студентам организации самостоятельной работы по мировой экономике
Основной целью в самостоятельной работе студента по курсу мировая экономика является формирование с помощью самостоятельной работы...
Форма самостоятельной работы iconМетоды самостоятельной работы с книгой
Цельзанятия: обучение методам самостоятельной работы с книгой. Ознакомление с основными методами работы с текстом
Форма самостоятельной работы iconАктивизация самостоятельной деятельности студентов в техническом вузе
Особенно важна роль самостоятельной работы студентов в вузе, где она является важнейшим элементом учебного процесса. Вне самостоятельной...
Форма самостоятельной работы iconИ. Н. Аксенова использование икт при организации самостоятельной...
Овершенствования навыков всех видов речевой деятельности на основе аутентичного материала. Рассматривается важность самостоятельной...
Форма самостоятельной работы iconПоложение об организации внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов...
Спо, определяет формы учета и накопления материалов внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов, критерии оценки результатов,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск