Целями освоения дисциплины является формирование профессиональных компетенций по осуществлению профессиональной деятельности с лицами, имеющими нарушения зрения, в соответствии с ее видами.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
особенности психического развития лиц с нарушениями зрения на разных возрастных этапах;
типологию дизонтогенза дефицитарного типа и структуру дефекта, обусловленного нарушениями зрения;
классификаций лиц с нарушениями зрения и принципы их разработки;
особенности познавательной, личностной, эмоционально-волевой сферы, общения, деятельности и поведения лиц с нарушениями зрением;
методы и приемы диагностики, коррекции, компенсации нарушенных психических функций.
Уметь:
анализировать теоретические и прикладные исследования в области тифлопсихологии;
применять для изучения лиц с нарушенным зрением объективные научные методы: биографический, наблюдение, эксперимент, опросные методы, методы анализа продуктов деятельности;
проектировать содержание и методы коррекционно-развивающей, консультативной и психопрофилактической с лицами, имеющими нарушениями зрения;
составлять психолого-педагогическую характеристику на ребенка.
3. Владеть:
умениями:
психолого-педагогического изучения особенностей психофизического развития лиц с нарушениями зрения;
составления и корректировки индивидуальных программ развития лиц с нарушениями зрения;
-осуществления психологического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с нарушениями зрения;
осуществления компенсации и коррекции развитии лиц с нарушениями зрения;
способностями:
- к рациональному выбору и реализации коррекционных программ на основ личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подхода к лицам с нарушениями зрения;
-к анализу результатов психологического обследования
Темы для самостоятельного изучения.
Наименование
раздела дисциплины,
тема
| Форма самостоятельной работы
| Кол-во часов
| Форма контроля.
| Раздел 1. Теоретико-методологические основы тифлопсихологии. Тема 1. Тифлопсихология как наука.
| Вопросы для самостоятельного изучения:
Становление тифлопсихологии как науки и современные тифлопсихологические исследования.
| 2
| Выступление с докладами
| Тема 2. Причины нарушений зрения. Классификация лиц с нарушенным зрением.
| Вопросы для самостоятельного изучения:
Роль зрения в познании окружающего мира. Особенности зрительного восприятия. Свойства восприятия.
| 2
| Тестирование
| Тема 3. Коррекция и компенсация в психическом развитии лиц с
нарушениями зрения.
| Вопросы для самостоятельного изучения: -Теории компенсации ( З.Фрейд, А.Адлер, Л.С.Выготский)
-Теоретические подходы к компенсации слепоты М.И. Земцовой.
| 2
| Выступление с докладами
| Тема 4. Психическое развитие ребенка с нарушенным зрением.
| Разработка модуля программы реабилитации
| 2
| Презентация модуля
| Раздел 2. Особенности познавательных процессов
при нарушениях зрения.
Тема 5. Особенности сенсорных процессов при нарушениях зрения. Осязание.
| Вопросы для самостоятельного изучения :
Сенсорная организация психики человека при нарушениях зрения.
| 2
| проект
| Тема 6. Формирование чувственных образов восприятия при нарушениях зрения.
| Подготовка реферата
| 2
| Защита реферата
| Тема 7. Особенности формирования представлений у лиц с нарушениями зрения.
| Подготовка реферата
| 2
| Защита реферата
| Тема 8. Ориентировка в пространстве лиц с нарушениями зрения.
| Подготовка реферата
| 2
| Защита реферата
| Тема 9. Специфические особенности развития памяти лиц с нарушениями зрения.
| Подготовка реферата
| 2
| Защита реферата
| Тема 10. Особенности развития мышления у лиц с нарушениями зрения.
| Подготовка реферата
| 2
| Защита реферата
| Тема 11. Развитие внимания у лиц с нарушениями зрения.
| Подготовка реферата
| 2
| Защита реферата
| Тема 12. Особенности развития воображения лиц с нарушениями зрения.
| Подготовка реферата
| 2
| Защита реферата
| Раздел 3. Своеобразие личностного развития лиц с нарушениями зрения.
Тема 14. Особенности эмоционально-волевой сферы при нарушениях зрения.
| Подготовка реферата
| 2
| Защита реферата
| Тема 15. Специфика межличностных отношений у лиц с нарушениями зрения.
| Подготовка реферата
| 2
| Защита реферата
| Тема 16. Социально-психологические проблемы лиц с нарушенным зрением.
| Не предусмотрено
|
|
| Раздел 4. Развитие деятельности лиц с нарушениями зрения. Тема 17. Качественные различия в развитии общения, игры, предметной и учебной деятельности.
| Не предусмотрено
|
|
| Тема 18. Особенности развития предметной и продуктивной деятельности детей с нарушениями зрения.
| Подготовка реферата
| 2
| Защита реферата
| Тема 19. Особенности развития игровой деятельности детей с нарушениями зрения.
| Подготовка реферата
| 2
| Защита реферата
| Тема 20. Особенности формирования учебной деятельности у детей с нарушениями зрения.
| Разработка этапов работы по профилактике неуспеваемости
| 2
| Презентация разработки
| Тема 21. Трудовая деятельность лиц с нарушениями зрения.
| Вопросы для самостоятельного изучения
Профессионально-трудовая адаптация лиц с нарушениями зрения.
Разработка модуля адаптации
| 2
| Представление презентации модуля адаптации
|
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.
Занятие 1.
Тема: Тифлопсихология как отрасль специальной психологии
Форма проведения-ПР (4 ч.)
.
План:
Предмет тифлопсхиологии.
Задачи тифлопсихологии.
Связь тифлопсихологии с другими научными дисциплинами.
Вопросы для обсуждения:
Охарактеризуйте объект, предмет, задачи тифлопсихологии как науки.
Проблемы тифлопсихологии на современном этапе.
Биографии тифлопсихологов, общественных деятелей прошлого как способ познания предмета истории тифлопсихологии.
Задания для самостоятельной работы:
1.Составить глоссарий: тифлопсихология; детская тифлопсихология; слепые; слабовидящие; поздноослепшие; развитие; психическое развитие; онтогенез; психический дизонтогенез; дефицитарное психическое развитие.
Форма отчетности: терминологический словарь. 2. Составить блок-схему содержательных связей тифлопсихологии с другими науками.
Наука
| Предмет науки, ключевые теоретические позиции
| Возрастная анатомия и физиология человека
|
| Анатомия, физиология и патология органов зрения детей
|
| Общая психология
Возрастная психология
Педагогическая психология
Специальная психология
Тифлопсихология
|
| Общая педагогика
Дошкольная педагогика
Специальная педагогика
Дошкольная тифлопедагогика
|
|
Форма отчетности: таблица.
3.Подготовит конспект (2). Список литературы:
Основная:
Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих. – СПб, 2006.
Соколов В.В. Эволюция тифлоинформационных средств//Дефектология.- 2009.- № 5.-С.57-63.
Дополнительная:
Специальная психология / под ред. Лубовского. – М., 2003.
Понятийно-терминологический словарь логопеда/ под ред. В.И. Селиверстова. – М., 2004. С. 3 – 27.
Занятие 2.
Тема: Классификация лиц с нарушенным зрением.
Форма проведения-ПР (4 ч.) План:
Строение и функционирование зрительной анализаторной системы.
Основные причины нарушений зрения.
Патология органа зрения.
Основания классификации лиц с нарушениями зрения.
Основные профилактические и лечебные мероприятия при нарушениях зрения у детей.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Назовите причины нарушений зрения.
Перечислите основные заболевания зрительного анализатора.
Охарактеризуйте профилактические и лечебные мероприятия при нарушениях зрения у детей.
Задания для самостоятельной работы:
Составьте рисунок-схему: строение зрительного анализатора.
Составьте схему «Функции зрительного анализатора».
Составьте таблицу: Причины нарушений зрения
| Пренатальные
| Перинатальные
| Постнатальные
|
|
|
| Способы решения проблемы
|
|
|
| Составьте памятку для родителей «Офтальмогигиенические и психогигиенические требования к организации жизни детей с нарушениями зрения».
Список литературы:
Основная:
Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих. – СПб, 2006.
Причины и последствия нарушения зрения и способы компенсации/Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – М. – 2005. – С. 282 – 286.
Дополнительная:
Специальная психология/ Под ред. Лубовского. – М., 2003.
Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 2004. С. 3 – 27.
Шипицына Л.М. Специальная психология. Учебник для студентов.- СПб, 2013.
Вайполина О.М. Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь.-М., 2006.
Занятие 3.
Тема: Психологическое изучение лиц с нарушениями зрения. Форма проведения-ПР (4ч.)
План:
Основные принципы психологического обследования особенностей психического развития детей и взрослых с нарушениями зрения.
Задачи изучения особенностей психического развития детей и подростков с нарушениями зрения.
Методы диагностического обследования детей и подростков с нарушениями зрения.
Трудности, возникающие при психолого-педагогическом обследовании лиц с нарушениями зрения.
Особенности составления заключения и психолого-педагогической характеристики.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Дайте определение понятий «методология, метод, методика».
Раскройте основные тифлопсихологические условия проведения психолого-педагогического изучения детей с нарушенным зрением.
Охарактеризуйте методы тифлопсихологии и раскройте возможности и ограничения их использования для детей и подростков с нарушениями зрения.
Раскройте содержание психолого-педагогического изучения детей и подростков с нарушенным зрением.
Задания для самостоятельной работы:
Составьте таблицу.
Название метода
| Цели и задачи применения
| Характеристика
| Специфические особенности применения для изучения детей и подростков с нарушенным зрением
| Наблюдение
|
|
|
| Эксперимент
|
|
|
| Метод анализа продуктов деятельности
|
|
|
| Тестирование
|
|
|
| Беседа
|
|
|
| Анкетирование
|
|
|
| Социометрия
|
|
|
|
Опишите психологические требования к диагностическому материалу для изучения детей и подростков с нарушениями зрения.
Литература.
Основная:
Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих.– СПб, 2006.
Дополнительная:
Специальная психология / Под ред. Лубовского. – М., 2003.
Занятие 4.
|