Тема занятия: Методы самостоятельной работы с книгой
Возраст: 9 класс
(9 класс)
Цельзанятия: обучение методам самостоятельной работы с книгой. Ознакомление с основными методами работы с текстом.
Задачи:
1. Определить цели чтения.
2. Ознакомить с типами ведения записей по тексту.
Оборудование: тематическая книжная выставка, компьютер, мультимедиа проектор, экран для мультимедиа проектора, презентация Microsoft Offiсe PowerPoint 2000-2003/2007
Форма проведения: консультация. Ход урока:
№ этапа
| Содержание
| Задачи
|
| Здравствуйте, ребята. Сегодня на занятии мы поговорим с вами о методах самостоятельной работы с книгой. Вы узнаете, какие бывают цели чтения, и как правильно делать записи по тексту.
| Введение в тему занятия, постановка проблемного вопроса, знакомство с целями и задачами урока.
|
| Для чего вы читаете книги?
Учёные группируют цели следующим образом:
Чтение для развлечения;
Чтение для осведомления о чём-либо, пополнения сведений;
Чтение «воодушевляющее» (книги не дают новых знаний, но вливают новые силы в грудь, поднимают настроение);
Чтение крупных произведений искусства как необходимое средство для расширения своего кругозора и опыта, для углубления мировоззрения, мыслей, чувства.
Чтение для изучения какой-нибудь книги, какого-либо вопроса.
Чтение для самообразования. (Слайд №4)
Какую из этих целей мы поставим при чтении, напрямую зависит от книги, материала чтения. Например, «Науку логики» Гегеля или «Критику чистого разума» Канта вряд ли кто-то станет читать ради развлечения, юмористический рассказ – для изучения, а книгу по органической химии – для воспитания патриотизма. Но порой одну и ту же книгу можно читать с разными целями. Например, «Войну и мир» Л.Н.Толстого можно читать и для расширения кругозора, и для воспитания гражданского долга, и с целью изучения исторических особенностей того времени, и отдохнуть с книгой такого плана в руках – просто удовольствие.
Мы с вами будем говорить о деловом чтении. О способах отбора литературы по теме и чтении для изучения какого-нибудь вопроса. (Слайд №5)
| Знакомство с целями чтения.
|
| Предварительный просмотр.
Итак, для того, чтобы получить общее впечатление о книге, познакомиться с ней в общем виде, необходим предварительный её просмотр. Знакомиться с книгой нужно в такой последовательности:
Внимательно изучить титульную страницу, где указаны основные данные о книге – название, автор, место и год издания, наименование издательства.
Познакомиться с оглавлением книги, постараться понять из каких разделов она состоит, в какой последовательности излагается материал, обратить внимание на наличие в книге чертежей, схем, рисунков, дополняющих и поясняющих текст.
Прочитать аннотации, предисловие, введение, послесловие, выводы, что поможет лучше представить содержание, понять назначение книги, получить совет, как следует её читать.
Ознакомиться непосредственно с основным текстом книги, для чего прочитать выборочно некоторые страницы, абзацы, отрывки из наиболее ценных и интересных разделов. Это даст представление о стиле и языке автора, особенностях изложения материала, степени трудности или доступности книги. (Слайд №6)
Перед чтением.
Сформулируйте цель или желаемый результат чтения текста. Спросите себя: о чём я буду читать? Чего жду от этой главы, параграфа?
Составьте представление об организации главы в целом. Просмотрите заголовки, подзаголовки, иллюстрации, прочтите первые предложения.
Определите, что может быть полезного в тексте в свете целей вашего чтения. На что следует обратить особое внимание.
Спросите себя: что я уже знаю по этой теме? Припомните прочитанное на эту тему раньше, если нужно, запишите то, что вспомнили. Рассмотрите иллюстрации и другие материалы по этой теме, вернитесь к своим записям.
Основные шаги по лестнице, ведущей к пониманию, - это возникновение установки на понимание, появление вопроса, его словесная формулировка, выдвижение гипотез, их перебор и оценка, проверка выбранной гипотезы и возникающий в связи с этим итог понимания – формулировка суждения, которое является ответом на возникший вначале вопрос. (Слайд №7)
Во время чтения.
Чтобы диалог с текстом был полноценным и содержательным, надо уметь по ходу чтения совершать разнообразную умственную работу. У читателя должны возникать вопросы к тексту, он должен строить предположения о его дальнейшем содержании и, читая, проверять, совпадают ли они с данным материалом. Этот вид работы называется прогнозированием.
Во время чтения происходит:
Установление общего смысла текста;
Выявление логической организации текста, выявление главной мысли;
Восприятие всей полноты информации, передаваемой текстом. (Слайд №8)
После прочтения.
Перечислите важнейшие пункты.
Решите, не нужно ли перечитать какие-то части текста.
Составьте вопросы по прочитанному тексту, задайте их себе и ответьте на них.
Свяжите имеющиеся у вас знания с новой информацией. (Слайд №9)
| деловое чтение
|
| Записи по тексту.
Большую помощь при осмысливании и запоминании текста оказывают выписки и подчёркивания. «Кто записывает, тот читает дважды», - гласит пословица, дошедшая до нас из Древнего Рима.
Каким образом можно делать пометки в книгах? Наиболее корректными считаются следующие способы:
Карандашом на полях
На отдельных листах с помощью линейки
Бумажные закладки в разном положении: сверху, снизу или сбоку.
Вкладные листки: калька, подчёркивание напротив, с обозначением номера страницы.
Записи по тексту могут быть выполнены в виде плана, тезисов, конспекта, реферата и лекции. (Слайд №10)
План кратко отражает последовательность отражения, помогая быстро восстановить в памяти содержание источника. Если к каждой главе или параграфу составить план, то повторение займёт минимум времени. Сам процесс составления плана воспитывает внимание, улучшает память, развивает логическое мышление и речь. Простой план вы составляете в ходе первоначального чтения, определив закладками границы мыслей. Эскиз плана следует уточнить при повторном обращении к тексту.
Самое сложное – сформулировать заголовки. Помогут вам опорные словосочетания. Существует два пути составления плана:
Составление подробнейшего простого плана ( можно идти вслед почти за каждым абзацем).
Составление краткого простого плана с последующей детализацией.
Но всегда необходимо помнить, что план не передаёт содержания текста, а лишь напоминает о схеме его расположения. (Слайд №11)
Тезисы– передают существо текста, они – итоги узнанного. Записать прочитанное в виде тезисов – значит записать опорные мысли текста. Приступая к освоению записи в виде тезиса, полезно в самом тексте отметить места, наиболее чётко формулирующие мысль, которую автор доказывает. Формулируя тезисы нет необходимости всякий раз прибегать к цитированию. Тезисы непременно следует нумеровать: так сохраняется, фиксируется логика авторских суждений. При записи их в тетрадь, следует пропускать строку, отделяя один тезис от другого,- так облегчается пользование ими. (Слайд №12)
Конспект. Как ни странно, но далеко не каждый знает, что такое конспект. Обычно так называют любую краткую запись. Между тем, понятие это подразумевает объединение плана, выписок и тезисов. В такой записи важно отразить, о чём говорится в тексте, что утверждается, какие доказательства приводятся в пользу высказанного автором аргумента. Прежде чем приступать к конспектированию, нужно научиться составлять развёрнутый подробный план. Главное требование к конспекту: запись должна иметь определённую систему, быть логически связанной, чтобы ею мог воспользоваться не только составитель, но и другие. Одним словом, конспект – это наиболее универсальный вид записей по сравнению другими формами. И ещё: при конспектировании излагайте мысли и аргументацию автора своими словами, перерабатывая таким образом информацию вы уясните самую суть работы. (Слайд №13)
виды конспектов:
Плановые
Текстуальные (из цитат)
Свободные
Тематические.
Результатом конспектирования является вторичный текст. Конспектирование предполагает фиксирование наиболее важных и существенных сведений. (Слайд №14)
Реферат. Слово «реферат» ведёт свою родословную от латинского «сообщать, докладывать». Реферат – сжатое письменное изложение научной информации по конкретной теме, в котором выражается и отношение к этой информации, её оценка.
Реферат бывает:
Монографическим (по одному источнику)
Обзорным (по нескольким источникам: книгам, главам, статьям)
Реферат, как правило, не предполагает цитирования, мысли излагаются своими словами. Точные определения и цитаты вводятся лишь особо значимые и те, с которыми референт (составитель реферата) не согласен. Композиция (план) реферата определяется составителем. (Слайд №15)
Но в реферативной работе желательно иметь следующие компоненты (части):
Краткие сведения об авторе реферируемого материала (если это диктуется темой реферата);
Сжатое (до1/10), но достаточно полное и точное изложение сущности научной информации по теме (главная часть реферата);
Замечания, обобщения, выводы референта об изложенной информации, её значении.
Написанный реферат становится основой для устного сообщения с элементами импровизации. (Слайд №16)
Лекция - основная форма самостоятельной работы с книгой в системе послешкольного образования. По практике школьных лекций на уроке вы знаете, что книгу они не заменяют, скорее подталкивают к ней, раскрывая тему. После школьной лекции, учительского рассказа на уроке вы получаете определённое задание, связанное с работой над тем или иным текстом. Здесь всё ясно, пути указаны. Учитель, приступая к рассказу, непременно познакомит вас с планом, выводами; усилит всё это интонацией и повторами. Но стоит вам попасть на «взрослую лекцию», как подобные ориентиры исчезают. Это естественно, ибо лектор не ставит перед собой задачу научить слушать лекцию. Его цель – донести существо проблемы. Слушание лекций требует особой самодисциплины, достаточно сформированных умений вести записи. Поэтому очень важно со школьной скамьи приучить себя записывать за учителем. (Слайд №17)
| Знакомство с типами ведения записей по тексту
|
| Таким образом, мы с вами познакомились сегодня с методикой работы с печатным изданием. Давайте сейчас немного повторим пройденную тему и ответим на вопросы:
Для чего вы читаете книги?
Для чего необходим предварительный просмотр печатного издания?
Что вы должны сделать, прежде чем начнёте читать?
Что значит «прогнозирование»?
Что вы должны сделать, после прочтения?
Назовите виды записей по тексту.
Для чего нужен план?
Что такое «тезисы»?
Назовите виды конспектов.
Что такое «реферат», назовите основные части реферата.
Что необходимо делать во время лекции?
(Слайд №18) (ответы учащихся)
| Опрос
|
|