Цель дисциплины - сформировать у будущих учителей систему знаний, умений и навыков в области использования информационных и коммуникационных технологий в обучении и образовании, составляющие основу формирования компетентности специалиста по применению информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Задачи дисциплины:
Раскрыть взаимосвязи дидактических, психолого-педагогических и методических основ применения компьютерных технологий для решения задач обучения и образования;
Сформировать компетентности в области использования возможностей современных средств информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности;
Сформировать навыки разработки электронных средств обучения и контроля знаний при помощи программных инструментальных средств.
Обучить студентов использованию и применению средств информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности специалиста, работающего в системе образования;
Ознакомить с современными приемами и методами использования средств информационно-коммуникационных технологий при проведении разных видов учебных занятий, реализуемых в учебной и внеучебной деятельности.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать приемы и методы использования средств информационно-коммуникационных технологий в различных видах и формах учебной деятельности;
уметь использовать средства информационно-коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности;
владеть методикой использования информационно-коммуникационных технологий в предметной области;
обладать навыками разработки педагогических технологий, основанных на применении информационно-коммуникационных технологий;
иметь представление о возможностях практической реализации личностно-ориентированного обучения в условиях использования мультимедиа технологий, систем искусственного интеллекта, информационных систем, функционирующих на базе компьютерных технологий, обеспечивающих автоматизацию ввода, накопления, обработки, передачи, оперативного управления информацией;
уметь использовать телекоммуникационные технологии в образовательных целях.
Темы для самостоятельного изучения.
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины. Тема
| Форма самостоятельной работы
| Кол-во
часов
| Форма контроля выполнения самостоятельной работы
|
| Информационные и коммуникационные технологии.
| 1). Аннотировать состав информационно-методического обеспечения учебного заведения (информатизированное рабочее место директора школы, организатора методической работы в области преподавания определенного учебного предмета, руководителя регионального органа образования и т.д.).
2). Подготовить ответы на вопросы:
Цели и задачи внедрения информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс.
Основные направления внедрения средств информационных и коммуникационных технологий в образование.
Дидактические свойства и функции информационных и коммуникационных технологий.
Факторы интенсификации обучения, реализуемые при использовании средств информационных и коммуникационных технологий.
Зарубежный опыт применения информационных и коммуникационных технологий в образовании.
| 12
| -Проверка аннотаций;
-защита рефератов;
-сообщение на ПР
|
| Информационные и коммуникационные технологии в образовательном процессе.
| 1). Разработать требования к методическим материалам, обеспечивающим личностно ориентированное обучение с использованием средств ИКТ.
2). Самостоятельно изучить вопросы:
Цели и задачи внедрения информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс.
Основные направления внедрения средств информационных и коммуникационных технологий в образование.
Дидактические свойства и функции информационных и коммуникационных технологий.
Факторы интенсификации обучения, реализуемые при использовании средств информационных и коммуникационных технологий.
| 12
| -Проверка методических материалов;
-защита рефератов;
-сообщение на ПР;
-защита мультимедийных проектов
|
| Педагогические программные средства.
| Электронные средства учебного назначения. Программно-методическое обеспечение. Педагогическая целесообразность использования электронных средств учебного назначения.
Типология электронных средств учебного назначения по функциональному назначению.
Типология электронных средств учебного назначения по методическому назначению.
Задания для самостоятельной работы:
1). Аннотировать инструментальные программные средства для разработки электронных материалов учебного назначения.
2). Разработать требования к оборудованию и оснащению кабинета информатики с заданным количеством персональных компьютеров в образовательном учебном заведении.
3). Составить методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинета информатики в образовательном учебном заведении.
| 4
| -Проверка аннотаций;
-проверка методических материалов;
-защита рефератов;
-сообщение на ПР
|
| Информационные и коммуникационные технологии в учебных предметах.
| Влияние ИКТ на педагогические технологии.
Основные требования к использованию ЭВМ на уроке.
Учебно-материальная база обеспечения процесса информатизации образования.
Средства автоматизации информационно-методического обеспечения учебного заведения.
Задания для самостоятельной работы:
1). На основе анализа образовательных ресурсов Интернет составить перечень реализуемых в текущем учебном году учебных телекоммуникационных проектов по заданному направлению (школьному предмету).
2). На основе информации, представленной в сети Интернет, составить перечень и дать характеристику системе программных средств, используемых в процессе обучения информатике и информационным технологиям в заданном регионе (стране).
3). Изучить вопросы:
Система средств обучения на базе информационных и коммуникационных технологий.
Информационно-предметная среда со встроенными элементами технологии обучения.
Перспективные направления разработки и использования средств информационных и коммуникационных технологий в образовании.
Принципы сочетания традиционных и компьютерно-ориентированных методических подходов к изучению учебного предмета.
Изменения в организации и методах обучения при введении информационных и коммуникационных технологий.
| 4
| -Проверка аннотаций;
-проверка методических материалов;
-защита рефератов;
-сообщение на ПР
|
| Проектирование компьютерных средств обучения.
| Рекомендуемые вопросы для самостоятельного изучения:
Дидактические основы разработки КСО.
Классификация инструментальных средств для разработки КСО.
Этапы проектирования КСО.
Модель электронного учебного курса (ЭУК).
Требования к содержанию ЭУК
Требования к структуре ЭУК
Требования к техническому исполнению ЭУК
| 4
| -Проверка аннотаций;
-проверка методических материалов;
-защита рефератов;
-сообщение на ПР
|
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ) по предлагаемой схеме:
тема;
план;
вопросы для коллективного обсуждения;
задания для самостоятельной работы;
литература (основная, дополнительная).
Тема 1. Информационные и коммуникационные технологии. Рекомендуемые вопросы для самостоятельного изучения:
Понятие «информационные технологии».
Отличия в содержании терминов: «Информационные технологии», «Компьютерные технологии», «Сетевые технологии», «Современные информационные технологии».
Этапы развития информационных технологий и их использование в процессе обучения.
Этапы вхождения РФ в мировую информационно–образовательную систему.
Подготовка в области современных и информационных технологий школьника и будущего учителя.
Понятие «информационная культура».
Задания для самостоятельной работы:
1) Аннотировать состав информационно-методического обеспечения учебного заведения (информатизированное рабочее место директора школы, организатора методической работы в области преподавания определенного учебного предмета, руководителя регионального органа образования и т.д.).
2) Подготовить ответы на вопросы:
Цели и задачи внедрения информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс.
Основные направления внедрения средств информационных и коммуникационных технологий в образование.
Дидактические свойства и функции информационных и коммуникационных технологий.
Факторы интенсификации обучения, реализуемые при использовании средств информационных и коммуникационных технологий.
Зарубежный опыт применения информационных и коммуникационных технологий в образовании.
Литература основная:
Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. - М.: Наука, 1999. - 191 с., ил. - (Кибернетика: неограниченные возможности и возможные ограничения).
Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М: МПСИ, 2002.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Полат Е.С. М., 1999.
Литература дополнительная:
Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: Дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 1994.
Роберт И.В. О понятийном аппарате информатизации образования // Информатика и образование. 2002. №12; 2003. №1, 2.
Караковский В. А., Матусевич О. Л.. Программы для составления школьного расписания // Информатика и образование. - 2002. №1.
Кателл Дж. П. Виртуальное обучение // Информатика и образование. - 2002. №11.
Красильникова В. А. Информатизация образования: понятийный аппарат // Информатика и образование. - 2003. №4.
Тема 2. Информационные и коммуникационные технологии в образовательном процессе. Рекомендуемые вопросы для самостоятельного изучения:
Направления внедрения средств информационных и коммуникационных технологий в образование.
Основные дидактические свойства и функции информационных и коммуникационных технологий.
Факторы интенсификации обучения, реализуемые при использовании средств информационных и коммуникационных технологий.
Задания для самостоятельной работы:
1) Разработать требования к методическим материалам, обеспечивающим личностно ориентированное обучение с использованием средств ИКТ.
2) Самостоятельно изучить вопросы:
Цели и задачи внедрения информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс.
Основные направления внедрения средств информационных и коммуникационных технологий в образование.
Дидактические свойства и функции информационных и коммуникационных технологий.
Факторы интенсификации обучения, реализуемые при использовании средств информационных и коммуникационных технологий.
Литература основная:
Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. - М.: Наука, 1999. - 191 с., ил. - (Кибернетика: неограниченные возможности и возможные ограничения).
Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М: МПСИ, 2002.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Полат Е.С. М., 1999.
Литература дополнительная:
Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: Дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 1994.
Босова Л.Л.. Компьютерные уроки в начальной школе// Информатика и образование. – 2002. - №1.
Кречетников К. Г. Гуманизация информационных технологий в обучении. // Информатика и образование. – 2002. - №7.
Коцик Б. Я. Основные индикаторы использования ИКТ в европейском образовании// Информатика и образование. – 2002. - №8.
Латышев В. Л. Психолого-педагогические проблемы развития мышления и личности учащихся в условиях информатизации образования // Информатика и образование. – 2003. - №6.
Грехов А. В. Компьютерное тестирование в структуре социально-гуманитарного познания // Информатика и образование. – 2003. - №6.
Долинер Л. И. Информационные и коммуникационные технологии обучения: проблемы и перспективы // Информатика и образование. – 2003. - №6.
Селеменев С. Информационные технологии в школе: проблемы и поиски решения // Информатика и образование. – 2005. - №5.
Тема 3. Педагогические программные средства. Рекомендуемые вопросы для самостоятельного изучения:
Электронные средства учебного назначения. Программно-методическое обеспечение. Педагогическая целесообразность использования электронных средств учебного назначения.
Типология электронных средств учебного назначения по функциональному назначению.
Типология электронных средств учебного назначения по методическому назначению.
Задания для самостоятельной работы:
1) Аннотировать инструментальные программные средства для разработки электронных материалов учебного назначения.
2) Разработать требования к оборудованию и оснащению кабинета информатики с заданным количеством персональных компьютеров в образовательном учебном заведении.
3) Составить методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинета информатики в образовательном учебном заведении. Литература основная:
Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М: МПСИ, 2002.
Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Интеллект-центр. 2002.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Полат Е.С. М., 1999.
Педагогико - эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования. / Разработано в Институте информатизации образования РАО под науч. рук. Роберт И.В. // Информатика и образование, №№ 4, 5, 7, 2000 г., 1, 2001.
Зубрилин А. А. Решение кроссвордов как способ проверки знаний// Информатика и образование. - 2002. - №8.
Тарасов В. А. Проектирование компьютерных тестов с открытыми ответами// Информатика и образование. - 2003. - №1.
Литература дополнительная:
Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: Дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 1994.
Роберт И.В. Экспертно-аналитическая оценка качества программных средств учебного назначения // Педагогическая информатика,1993. № 1. – С.54-62.
Иванов В.Л. Электронный учебник: системы контроля знаний // Информатика и образование. - 2002. - №1.
Соболева Н. Н., Гомулина Н. Н., Брагин В. Е., Мамонтов Д. И., Касьчнов О. А. Электронный учебник нового поколения // Информатика и образование. - 2002. - №6
Бочкин А. И. О надежности оценки доли знаний методом тестов с выбором варианта ответа // Информатика и образование. - 2002. - №12.
|