Форма самостоятельной работы





НазваниеФорма самостоятельной работы
страница1/6
Дата публикации09.11.2014
Размер0.62 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6
Цели освоения дисциплины

Повышение качества подготовки учителей-логопедов в плане логопедической работы с детьми, подростками взрослыми.
В процессе изучения дисциплины студенты должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками и уметь использовать их на практике:

  • знать теоретико-методологические основы логопедии;

  • иметь представление об истории развития логопедии, ее состоянии на современном этапе;

  • уметь применять специальную терминологию при описании тех или иных явлений в сфере логопедии и смежных с ней наук, рассмотренные в ходе техники коррекции в работе с заикающимися разных возрастов.

  • этиопатогенетические механизмы нарушения голоса;

  • клиническую, психолого-педагогическую характеристику
    лиц с нарушениями голоса;

  • методики коррекционного воздействия при нарушениях голоса.

Студенты должны уметь:

  • обследовать лиц с нарушениями голоса;

  • проводить дифференциальную диагностику нарушений голоса;

  • осуществлять дифференцированный выбор коррекционных методик и проводить логопедическую работу с лицами, имеющими нарушения голоса.


Темы для самостоятельного изучения


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Предмет и задачи логопедии. Связь логопедии с другими науками.


Найти и выписать в тетрадь различные определения понятия «логопедия».

Подготовить схему «Связь логопедии с другими науками».

6

выполнение тестов

2.

Теоретические основы логопедии. Принципы и методы логопедии.


Подготовить схему «Основные принципы логопедии».

Подготовить схему «Методы в логопедии»

4

выполнение тестов

3.

Актуальные проблемы современной логопедии

Подготовить конспект статьи Грибовой О.Е. Психолингвистика и логопедия: вопросы, предложения. // Дефектология.-1999.-№3. – С.3.

6

выполнение тестов

4.

Понятийно-категориальный аппарат логопедии.

Опираясь на учебники по логопедии найти термины (названия речевых нарушений и пр.), которые вышли из употребления в современной логопедии.

8

выполнение тестов

5.

Принципы анализа речевых нарушений

Подготовить схему «Принципы анализа речевых нарушений».

На основе учебника «Логопедия» выделить те разделы логопедии, где Р.Е. Левина внесла существенный вклад.

12

выполнение тестов

6.

Классификация нарушений речи. Виды речевых нарушений: симптоматика и коррекция.

На основе бесед с логопедами детской поликлиники, детского сада и школы составить таблицу «Логопедическая помощь при различной речевой патологии».

Сделать краткие выписки из статьи Киселевой Т.В. Из опыта логопедической работы с детьми первых трех лет жизни в условиях центра восстановительного лечения. // Дефектология.-1991.-№5. – С.80.

15

выполнение тестов

7.

Принципы и методы логопедического воздействия

Сделать схему «Принципы логопедического воздействия».

Сделать схему «Методы логопедического воздействия».

4

выполнение тестов

8.

Профилактика речевых нарушений

Написать развернутый ответ на вопрос «Как сократить количество речевой патологии?».

Подготовка к написанию теста.

17

выполнение тестов

9.

Акустические основы голосообразова-ния.

Составление реферата на тему «Этапы развития детского голоса». Предварительно следует ознакомьться с разделом «Голос» «Большой медицинской энциклопедии».

9

защита реферата на практ. занятии.

10.

Развитие голоса у детей.

Послушайте в детском саду речь (голос) детей из разных возрастных групп. Проанализируйте свои наблюдения и сделайте выводы об изменении голоса ребенка в период с трех до семи лет. Во время наблюдений в разных группах дошкольного учреждения обратите внимание на силу, высоту, тембр и диапазон голоса детей. Свои наблюдения занесите в журнал наблюдений.

6

выполнение тестов

11.

Общая характеристика нарушений голоса: статистика, терминология.

В форме таблицы дайте характеристику голоса при различных формах его нарушения (афонии, дисфонии, фонастении, ринофонии). Объясните разницу между этими формами нарушений.

9

выполнение тестов

12.

История развития фонопедии.

Сделайте краткие выписки из учебника «Логопедия»под ред. Л.С. Волковой. – С.203-205.

6

выполнение тестов

13.

Причины, механизмы и классификации, симптоматика нарушений голоса.

В тетради для индивидуальных занятий объясните, какие нарушения голоса могут встречаться у детей дошкольного возраста. Каковы их причины?

Продолжение предыдущего задания. Составьте сообщение на тему «Нарушения голоса у детей дошкольного возраста». По материалам сообщения оформите стенд для воспитателей и родителей.


9

выполнение тестов

14.

Методы исследования голосового аппарата.

Проверка состояния дыхательной функции у ребенка с нарушением голоса. На основе обследования следует сделать выводы о взаимосвязи голоса и дыхания.

9

выполнение тестов

15.

Особенности восстановительной работы при нарушениях голоса, прогноз, эффективность.

Конспект статьи: Есакова С.А., Минаева Н.А. и др. Логопедическая помощь лицам, перенесшим полное удаление гортани. // Дефектология. – 1988.-№4. – С.32.

Раскройте сущность поэтапной системы коррекции дефектов голоса в случаях афонии, дисфонии, фонастении и ринофонии. Предварительно вспомните психолого-педагогическую характеристику детей с данными видами нарушения голоса. Заполните таблицу, включив в нее графу «Состояние дыхания» (см. образец таблицы в плане практ зан.)

Составьте конспект (или план) психотерапевтической беседы с ребенком и его матерью при том или ином нарушении голоса. Обсудите содержание беседы с
товарищами по группе.

Составьте список упражнений пассивной артикуляционной гимнастики. Поупражняйтесь в проведении ее на товарищах по группе (проиграйте ситуацию «ребенок — логопед», меняясь ролями). Объясните, почему при нарушениях голоса полезно использовать пассивную артикуляционную гимнастику.

12

выполнение тестов

16.

Профилактика нарушений голоса.

Разработайте содержание беседы с воспитателями и родителями на тему «Голосовые нарушения у детей, их предупреждение и преодоление».

9

выполнение тестов


12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Тема 1. Предмет и задачи логопедии. Связь логопедии с другими науками
Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Определение логопедии.

  2. Предмет и объект изучения в логопедии.

  3. Структура современной логопедии.

  4. Основная цель логопедии. Задачи логопедии.

  5. Теоретический и практический аспект логопедии.

  6. Внутрисистемные и межсистемные связи логопедии с другими науками.

  7. Значение логопедии.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Найти и выписать в тетрадь различные определения понятия «логопедия».

  2. Подготовить схему «Связь логопедии с другими науками».


Литература

Основная

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 2008.

Основы логопедической работы с детьми. /Под общей редакцией Г.В. Чиркиной.-М., 2012.

Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии.-М., 2009.

Дополнительная

Фомичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей. – М., 2003.
Тема 2. Теоретические основы логопедии. Принципы и методы логопедии
Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Основоположники логопедии в России.

  2. Основные принципы логопедии: системность, комплексность, принцип развития, рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка, деятельностный подход, онтогенетический принцип, принцип учета этиологии и механизмов (этиопатогенетический принцип), принцип учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта, принцип обходного пути, общедидактические и другие принципы.

  3. Методы в логопедии: организационные, эмпирические, количественный и качественный анализ полученных данных, интерпретационные.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Подготовить схему «Основные принципы логопедии».

  2. Подготовить схему «Методы в логопедии»

  3. Проиллюстрировать конкретными примерами каждый из перечисленных выше принципов.

  4. Проиллюстрировать конкретными примерами 3 группы методов в логопедии.


Индивидуальные задания:

  1. Подготовить сообщение «Л.С.Волкова: жизнь и творчество».

  2. Подготовить сообщение «Л.С. Выготский: жизнь и творчество».

  3. Подготовить сообщение «Р.Е. Левина: жизнь и творчество».

  4. Подготовить сообщение «А.Р. Лурия: жизнь и творчество».


Литература

Основная

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 2008.

Основы логопедической работы с детьми. /Под общей редакцией Г.В. Чиркиной.-М., 2002.

Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии.-М., 2009.

Журналы «Дефектология»: 2003, №3 (о Р.Е. Левиной), 2000, №2 (о Л.С. Волковой).

Сайты в сети Интернет: www.vygotsky.ru (о Л.С. Выготском), www.psy.msu.ru/personali/index.html (о А.Р. Лурии).

Дополнительная

Фомичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей. – М., 2003.
Тема 3. Актуальные проблемы современной логопедии
Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Актуальные проблемы логопедии: точки зрения различных авторов.

  2. Состояние логопедической службы в Мурманской области.


Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовить конспект статьи Грибовой О.Е. Психолингвистика и логопедия: вопросы, предложения. // Дефектология.-2009.-№3. – С.3.
Литература

Основная

Актуальные проблемы диагностики, профилактики и коррекции речевых расстройств. – Мурманск: МГПИ, 2009.

Брежнева Е.А. Из опыта логопеда. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. - №2.

Зайцев Д.В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. // Педагогика. – 2003. - №1. – С.21.

Логопедическая служба: проблемы, поиск. – Мурманск: МГПИ, 2000.

Логопедия: методические традиции и новаторство / Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Власовец. – М., 2003.

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 2008.

Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. – М., 2007.

Дополнительная

Фомичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей. – М., 2003.

Основы логопедической работы с детьми. /Под общей редакцией Г.В. Чиркиной.-М., 2002.
Тема 4. Понятийно-категориальный аппарат логопедии

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Основные понятия в логопедии.

  2. Устаревшая терминология в логопедии.


Задания для самостоятельной работы:

Опираясь на учебники по логопедии найти термины (названия речевых нарушений и пр.), которые вышли из употребления в современной логопедии.

Литература

Основная:

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 2008.

Основы логопедической работы с детьми. /Под общей редакцией Г.В. Чиркиной.-М., 2002.

Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии.-М., 2009.

Дополнительная:

Фомичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей. – М., 2003.
Тема 5. Этиология нарушений речи
Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Термин «этиология». Этиология речевых нарушений: исторический обзор.

  2. Современный взгляд на причины речевых нарушений; органические, функциональные и социально-психологические причины.

  3. Критические периоды в развитии речевой функции.

  4. «Первичные» и «вторичные» речевые расстройства.

  5. Отражение этиологических факторов в речевой карте.


Задания для самостоятельной работы:

На базе детской поликлиники/ДОУ/школы ознакомиться с речевыми картами на детей и проанализировать причину возникновения того или иного дефекта.
Литература

Основная:

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 2008.

Основы логопедической работы с детьми. /Под общей редакцией Г.В. Чиркиной.-М., 2002.

Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии.-М., 2009.

Дополнительная:

Фомичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей. – М., 2003.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Форма самостоятельной работы iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов
Методические указания предназначены студентам для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Вторичные метаболиты растений»...
Форма самостоятельной работы iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов
Методические указания предназначены студентам для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Избранные главы экологической...
Форма самостоятельной работы iconРабота над рефератом
Это наиболее распространенная форма самостоятельной работы студентов. Разработка рефератов преследует цель углубить, систематизировать...
Форма самостоятельной работы iconФорма самостоятельной работы
Обработка интерпретация данных, полученных в процессе патопсихологической диагностики
Форма самостоятельной работы iconМетодические рекомендации студентам организации самостоятельной работы по макроэкономике
Основной целью в самостоятельной работе студента по курсу макроэкономика является формирование с помощью самостоятельной работы семинарских...
Форма самостоятельной работы iconМетодические рекомендации студентам организации самостоятельной работы по экономике
Основной целью в самостоятельной работе студента по курсу экономика является формирование с помощью самостоятельной работы семинарских...
Форма самостоятельной работы iconФорма самостоятельной работы
Раскрыть взаимосвязи дидактических, психолого-педагогических и методических основ применения компьютерных технологий для решения...
Форма самостоятельной работы iconМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
Распределение внеаудиторной самостоятельной работы по темам, часами баллам
Форма самостоятельной работы iconФорма самостоятельной работы
Целями освоения дисциплины является формирование профессиональных компетенций по осуществлению профессиональной деятельности с лицами,...
Форма самостоятельной работы iconМетодические рекомендации студентам организации самостоятельной работы по экономической теории
Основной целью в самостоятельной работе студента по курсу экономическая теория является формирование с помощью самостоятельной работы...
Форма самостоятельной работы iconМетодические рекомендации студентам организации самостоятельной работы...
Основной целью в самостоятельной работе студента по курсу институциональная экономика является формирование с помощью самостоятельной...
Форма самостоятельной работы iconМетодические рекомендации студентам организации самостоятельной работы по мировой экономике
Основной целью в самостоятельной работе студента по курсу мировая экономика является формирование с помощью самостоятельной работы...
Форма самостоятельной работы iconМетоды самостоятельной работы с книгой
Цельзанятия: обучение методам самостоятельной работы с книгой. Ознакомление с основными методами работы с текстом
Форма самостоятельной работы iconАктивизация самостоятельной деятельности студентов в техническом вузе
Особенно важна роль самостоятельной работы студентов в вузе, где она является важнейшим элементом учебного процесса. Вне самостоятельной...
Форма самостоятельной работы iconИ. Н. Аксенова использование икт при организации самостоятельной...
Овершенствования навыков всех видов речевой деятельности на основе аутентичного материала. Рассматривается важность самостоятельной...
Форма самостоятельной работы iconПоложение об организации внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов...
Спо, определяет формы учета и накопления материалов внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов, критерии оценки результатов,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск