Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 287.62 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации28.10.2013
Размер287.62 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ


УТВЕРЖДАЮ

_______________________

«______» ________________20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА
Направление подготовки

050400
Профиль подготовки

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Степень выпускника

БАКАЛАВР

Форма обучения

ОЧНАЯ

Ижевск 20121. Цель и задачи освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины (модуля) Музейная педагогика являются профессиональная подготовка к музейно-педагогической деятельности, психолого-педагогического сопровождения дополнительного образования, социально-педагогической деятельности. Задачи освоения дисциплины направлены на формирование ряда общекультурных и профессиональных компетенций студентов.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина входит в профессиональный цикл Б-3, вариативная часть ООП бакалавриата. Логически и содержательно взаимосвязана с гуманитарным циклом Б-1 в области культуры и межкультурных взаимодействий.
Дисциплина адресована бакалаврам психолого-педагогического образования четвертого года обучения
Изучению дисциплины предшествуют: общие основы педагогики, теория воспитания и обучения, социальная педагогика, общая психология и др.

Для успешного освоения дисциплины должны быть уже сформированы компетенции ОК-1, ОК-2, ОПК-1, ОПК-4, ОПК-6 на пороговом уровне.

3. Компетенции обучающегося, формируемые

в результате освоения дисциплины

ОПК-5: готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую;

ПКПП-6: способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности;

ПКПП-7: способен выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка;

ПКСП-4: способен участвовать в разработке социально ценной деятельности, развитии социальных инициатив, социальных проектов;

ПКСП-7: способен выступать посредником между обучающимися и различными социальными институтами.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основы формирования общекультурной компетентности средствами музейной педагогики;

  • сущность, функции и содержательные смыслы музея как социального института, цели и задачи музейного педагога;

  • рассматривать музей как педагогическую систему;

Уметь:

  • понимать музейные экспозиции для составления маршрута музейно-педагогической деятельности на них;

  • планировать деятельность музейного педагога и составлять текст экскурсии;

  • провести экскурсию в школьном или образовательном музее;

Владеть опытом (обладать навыками):

      • анализа, проектирования и организации музейно-педагогической деятельности в образовательном музее или на детской выставке.


4. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем

и формируемых компетенций

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.





п/п


Разделы, темы
лекций по дисциплине


Неделя

семестра

Виды учебной работы

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости



Формируемые

компетенции (код)

Всего компетенций

Л.

Пр.

Сам.

раб.




1

2

3

4

5




Семестр 7

1.

Раздел1 Введение. Теоретико-методологические основы курса . Темы1-3.

1-4

4

4

10

подготовка и ответ на семинарском занятии,их оценивание; письменные самостоятельные работы, презентации.




пкпп6

пксп7







2

2.

Раздел2 Музей, его функции и содержательные смыслы. Музейная коммуникация и общение.

Темы 4,5.

5-9

4

4

10

подготовка и ответ на семинарском занятии,их оценивание; контроль посещения выставок и музеев; самостоятельные работы, презентации.

опк5

пкпп7

пксп7







3

3.

Раздел3 Музейно-образовательная среда. Научные методы экспонирования.

Темы 6-8.

10-18

10

10

16

подготовка, организация и проведение экскурсии в музее, защита творческого проекта.

опк5

пкпп7

пксп4

пксп7




4




Всего

18

18

18

36



















5

Форма промежуточной аттестации – зачет

5. Содержание дисциплины

5.1. Темы и их аннотации

Содержание курса лекционных занятий

Лекция 1. Введение в музейную педагогику: теоретико-методологические основы. Цели и задачи спецкурса. Объект, предмет, задачи музейной педагогики. Основные категории.

Лекция 2. Музейная культура и общекультурная компетентность. Понятие общекультурной компетентности, ее структура, модель, оценивание.

Лекция 3. Краткий исторический обзор развития музейного дела, философский, культурологический, педагогический аспекты музея. Виды музеев. Образовательная деятельность музеев.

Лекция 4. Музей, его функции и содержательные смыслы. Музей как педагогическая система.

Лекция 5. Музейная коммуникация и общение. Теория музейной коммуникации, ее модели.

Лекция 6. Музейно - образовательная среда: музейные предметы, их назначение и объединение в экспозицию. Научные методы и принципы экспонирования.

Лекция 7. Методы и формы музейно-образовательной деятельности музейного педагога.

Лекция 8. Включение музея в образовательный процесс как средства развития общекультурной компетентности.
5.2. Планы практических занятий

Программа практических (семинарских) занятий

Тема 1. Виды музеев, их роль в воспитании и образовании.

Задания студентам:

  1. Развернуть философское обоснование сущности музея и его включения в образовательный процесс по работе Федорова Н.Ф. «Музей, его смысл и назначение».

  2. Определить основные виды музеев, их назначение и задачи в области образования и воспитания.

  3. Написать минисочинение на тему: «Для меня музей – это…»

Тема 2. Музейная педагогика, ее образовательная сущность: основы теории и практической реализации в историческом аспекте и на современном этапе.

Задания студентам:

  1. Развернуть категориальный аппарат музейной педагогики: ее определение, объект, предмет, задачи.

  2. Ознакомиться с деятельностью Российского центра музейной педагогики при Государственном Русском музее по его сайту http:// center.rusmuseum.ru.

  3. Обозначить основные положения концепции педагогического взаимодействия художественного музея и системы образования Б.А.Столярова, А.Г. Бойко. Выделить ее цель, задачи, направления деятельности, методы и формы работы с аудиторией.

Тема 3. Основы истории музейного дела и музейной педагогики в России и за рубежом.

Задания студентам:

1. Ознакомиться с основными этапами развития музейного дела, в том числе в России.

2. Обозначить направления образовательной деятельности музеев, том числе школьных.

Тема 4. Музейная культура и общекультурная компетентность.

Задания студентам:

1. Выделить основные методологические подходы в музейной педагогике.

2. Определить общекультурную компетентность, ее структуру; с помощью опросного бланка измерить свой уровень общекультурной компетентности.

3. Посетить учебные музеи Удмуртского госуниверситета.

Тема 5. Музейно-образовательная среда: основы построения экспозиции.

Задания студентам:

  1. Определить основные категории: музейный предмет, его общие свойства, виды музейных предметов, музейная экспозиция, язык художественной экспозиции и его функции, принципы экспонирования, методы экспонирования.

  2. Посетить действующие выставки и музеи и определить принципы и методы экспонирования, способы реализации языка художественной экспозиции. Проанализировать экспозиции, определить их сильные и слабые стороны, доступность зрителю, возможность использования для социально-педагогической деятельности.

Тема 6. Методы и формы работы музейного педагога.

Задания студентам:

1. Посетить экскурсию по выставке или посмотреть видеозаписи экскурсий и определить воспитательные и образовательные задачи экскурсии, содержание и его направленность, методы и приемы воспитания и обучения, наличие музейных игр, сценария и т.д.

2. Выделить педагогические условия успешной реализации образовательного потенциала музейной среды (на конкретных примерах).

Тема 7. Разработка экскурсии в педагогическом музее Института педагогики, психологии и социальных технологий и ее проведение.

Задание студентам:

1. Посетить музей Института педагогики, психологии и социальных технологий и ознакомиться с текстами экскурсий по музею, составленными другими студентами ИППСТ.

2. Произвести «привязку к местности» текста экскурсии, осмотрев на экспозиции все экспонаты, упоминаемые в тексте.

3. Составить свой текст экскурсии, с учетом новых стендов в музее и ориентируясь на контингент посетителей (будущую специальность студентов, их заинтересованность и возрастные особенности).

4. Провести экскурсию на практике, пригласив группу студентов –первокурсников выбранной специальности. Занести запись о проведенной экскурсии в книгу посещений музея и предложить студентам написать отзыв об экскурсии.

Тема 8. Разработка и защита творческих проектов студентов.

Цель: развитие коммуникативно-деятельностного компонента общекультурной компетентности, способности работать с информацией, полученной в музее: воспринимать ее, оценивать, перерабатывать, использовать в практической деятельности. Развитие креативных способностей.

Основные понятия: творческий проект и проектная деятельность.

Задание студентам:

  1. Посетить музеи республики.

  2. Разработать собственный творческий проект выставки реальной или воображаемой. Определить идею экспозиции и образ музея; цель, задачи: образовательные, воспитательные и развивающие, содержание деятельности музейного педагога, методы, средства, формы и результаты, особенности работы с взрослыми и детьми.

  3. Письменное оформление проекта в печатном виде.

Работа студентов на занятии.

Презентация и защита проекта.

Альтернативная деятельность студентов: пополнить экспозицию музея Института педагогики, психологии и социальных технологий разработками новых стендов, сбором музейных артефактов, предложениями по усовершенствованию работы музея.
5.4. Программа самостоятельной работы студентов

Структура СРС

Код формируемой компетенции

Темы практикума

Вид

Форма

Объем уч.работы, часов

Учебно-методические материалы

ОПК-5

ПКПП-6

ПКСП-7


Темы1,2,3.

Чтение и анализ рекомендуемой литературы, образовательной деятельности музеев, разработка и проведение занятия,

рефлексия себя и своей деятельности.

СРС без участия преподавателя. КСР-контроль и проверка самостоятельной работы

10

Троянская С.Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности: Учебное пособие. Ижевск: Ассоциация «Научная книга», 2007.

ОПК-5

ПКПП-6

ПКПП-7

ПКСП-7

Темы 4,5,6.

Разработка и проведение занятия, тестирование, посещение музеев, анализ их экспозиций, деятельности музейных педагогов и экскурсоводов.

СРС, КСР

10

Троянская С.Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности: Учебное пособие. Ижевск: Ассоциация «Научная книга», 2007.

ОПК-5

ПКПП-6

ПКПП-7

ПКСП-4

ПКСП-7


Темы 7,8.

Посещение музея и разработка текста экскурсии, организация и проведение экскурсии со студентами первого курса, разработка творческого проекта, практическая работа по пополнению экспозиции музея.

СРС, КРС, методическая помощь преподавателя в подготовке и проведении экскурсии

16

Троянская С.Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности: Учебное пособие. Ижевск: Ассоциация «Научная книга», 2007.

Троянская С.Л. Методические рекомендации по развитию общекультурной компетентности студентов. Ижевск/УдГУ, 2003.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск