Скачать 287.62 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ УТВЕРЖДАЮ _______________________ «______» ________________20__ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА Направление подготовки 050400 Профиль подготовки ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Степень выпускника БАКАЛАВР Форма обучения ОЧНАЯ Ижевск 20121. Цель и задачи освоения дисциплины Целями освоения дисциплины (модуля) Музейная педагогика являются профессиональная подготовка к музейно-педагогической деятельности, психолого-педагогического сопровождения дополнительного образования, социально-педагогической деятельности. Задачи освоения дисциплины направлены на формирование ряда общекультурных и профессиональных компетенций студентов. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина входит в профессиональный цикл Б-3, вариативная часть ООП бакалавриата. Логически и содержательно взаимосвязана с гуманитарным циклом Б-1 в области культуры и межкультурных взаимодействий. Дисциплина адресована бакалаврам психолого-педагогического образования четвертого года обучения Изучению дисциплины предшествуют: общие основы педагогики, теория воспитания и обучения, социальная педагогика, общая психология и др. Для успешного освоения дисциплины должны быть уже сформированы компетенции ОК-1, ОК-2, ОПК-1, ОПК-4, ОПК-6 на пороговом уровне. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ОПК-5: готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую; ПКПП-6: способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности; ПКПП-7: способен выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка; ПКСП-4: способен участвовать в разработке социально ценной деятельности, развитии социальных инициатив, социальных проектов; ПКСП-7: способен выступать посредником между обучающимися и различными социальными институтами. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
Уметь:
Владеть опытом (обладать навыками):
4. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем и формируемых компетенций Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.
5. Содержание дисциплины 5.1. Темы и их аннотации Содержание курса лекционных занятий Лекция 1. Введение в музейную педагогику: теоретико-методологические основы. Цели и задачи спецкурса. Объект, предмет, задачи музейной педагогики. Основные категории. Лекция 2. Музейная культура и общекультурная компетентность. Понятие общекультурной компетентности, ее структура, модель, оценивание. Лекция 3. Краткий исторический обзор развития музейного дела, философский, культурологический, педагогический аспекты музея. Виды музеев. Образовательная деятельность музеев. Лекция 4. Музей, его функции и содержательные смыслы. Музей как педагогическая система. Лекция 5. Музейная коммуникация и общение. Теория музейной коммуникации, ее модели. Лекция 6. Музейно - образовательная среда: музейные предметы, их назначение и объединение в экспозицию. Научные методы и принципы экспонирования. Лекция 7. Методы и формы музейно-образовательной деятельности музейного педагога. Лекция 8. Включение музея в образовательный процесс как средства развития общекультурной компетентности. 5.2. Планы практических занятий Программа практических (семинарских) занятий Тема 1. Виды музеев, их роль в воспитании и образовании. Задания студентам:
Тема 2. Музейная педагогика, ее образовательная сущность: основы теории и практической реализации в историческом аспекте и на современном этапе. Задания студентам:
Тема 3. Основы истории музейного дела и музейной педагогики в России и за рубежом. Задания студентам: 1. Ознакомиться с основными этапами развития музейного дела, в том числе в России. 2. Обозначить направления образовательной деятельности музеев, том числе школьных. Тема 4. Музейная культура и общекультурная компетентность. Задания студентам: 1. Выделить основные методологические подходы в музейной педагогике. 2. Определить общекультурную компетентность, ее структуру; с помощью опросного бланка измерить свой уровень общекультурной компетентности. 3. Посетить учебные музеи Удмуртского госуниверситета. Тема 5. Музейно-образовательная среда: основы построения экспозиции. Задания студентам:
Тема 6. Методы и формы работы музейного педагога. Задания студентам: 1. Посетить экскурсию по выставке или посмотреть видеозаписи экскурсий и определить воспитательные и образовательные задачи экскурсии, содержание и его направленность, методы и приемы воспитания и обучения, наличие музейных игр, сценария и т.д. 2. Выделить педагогические условия успешной реализации образовательного потенциала музейной среды (на конкретных примерах). Тема 7. Разработка экскурсии в педагогическом музее Института педагогики, психологии и социальных технологий и ее проведение. Задание студентам: 1. Посетить музей Института педагогики, психологии и социальных технологий и ознакомиться с текстами экскурсий по музею, составленными другими студентами ИППСТ. 2. Произвести «привязку к местности» текста экскурсии, осмотрев на экспозиции все экспонаты, упоминаемые в тексте. 3. Составить свой текст экскурсии, с учетом новых стендов в музее и ориентируясь на контингент посетителей (будущую специальность студентов, их заинтересованность и возрастные особенности). 4. Провести экскурсию на практике, пригласив группу студентов –первокурсников выбранной специальности. Занести запись о проведенной экскурсии в книгу посещений музея и предложить студентам написать отзыв об экскурсии. Тема 8. Разработка и защита творческих проектов студентов. Цель: развитие коммуникативно-деятельностного компонента общекультурной компетентности, способности работать с информацией, полученной в музее: воспринимать ее, оценивать, перерабатывать, использовать в практической деятельности. Развитие креативных способностей. Основные понятия: творческий проект и проектная деятельность. Задание студентам:
Работа студентов на занятии. Презентация и защита проекта. Альтернативная деятельность студентов: пополнить экспозицию музея Института педагогики, психологии и социальных технологий разработками новых стендов, сбором музейных артефактов, предложениями по усовершенствованию работы музея. 5.4. Программа самостоятельной работы студентов Структура СРС
|