Скачать 1.82 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ») УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ СД 2 (СД 4, СД.Ф.2) «Психология детей с задержкой психического развития» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050717.65 «Специальная дошкольная педагогика и психология» 050716.65 «Специальная психология» 050717.65 «Специальная дошкольная педагогика и психология» с доп.спец. Специальная психология (для студентов дневного и заочного отделения) Утверждено на заседании кафедрыСПиСП ППИ (протокол № 1 от 09.09.13 г.) Зав. кафедрой СПиСП ______________Ю.А. Афонькина РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины 1.1 Автор программы: к.п.н., доцент Кузьмичёва Т.В. 1.2 Рецензенты: к.п.н., доцент РГСУ г. Мурманска Лопинцева Л.А., доцент кафедры СПиСП Кривошеева Н.И. 1.3 Пояснительная записка: Курс «Психология детей с ЗПР» – важнейшая специальная дисциплина, которая изучается на факультете специальной педагогики и психологии. «Психология детей с ЗПР» читается после общей и возрастной, педагогической и социальной психологии. В содержание курса включены общие теоретические вопросы психологии детей с ЗПР, практические задачи обучения студентов-дефектологов. Основным в процессе обучения является использование экспериментально-психологических методов дошкольного обучения, воспитания, развития детей с ЗПР и способностью адаптировать их в соответствии с индивидуальными типологическими особенностями детей с ЗПР. Программа «Психология детей с ЗПР» включает следующие разделы: -Теоретические и методологические проблемы психологической помощи детям с ЗПР. - Клинико-психологическая характеристика детей с ЗПР. - Возрастные особенности детей с ЗПР (динамика развития, психологические критерии) - Психологическая помощь детям с ЗПР. Основными задачами курса являются: – изучение необратимости нарушений познавательной деятельности при ЗПР, структуры дефекта, соотношения первичного дефекта и вторичных отклонений в психическом развитии этих детей; – изучение общих и специфических закономерностей развития психики детей с ЗПР; – изучение особенностей развития разных групп детей с ЗПР; – знакомство с особенностями познавательной, эмоционально-волевой сферы, личности и деятельности детей с ЗПР. В результате изучения данного курса студенты приобретают знания о своеобразии аномального психического развития детей с ЗПР, необходимые для успешной психокоррекционной работы с ними. На практических занятиях студенты изучают методы исследования личности, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР. Проводят самостоятельное обследование учащихся в коррекционных учреждениях, используя изученные методы. Беседуют с врачами, педагогами, родителями. Обучаются интерпретации экспериментальных данных. По итогам проведения экспериментальной работы студенты пишут психолого-педагогические характеристики, которые рассматриваются и анализируются на итоговых занятиях. Практические занятия помогают студентам увязывать теоретические положения и практические вопросы курса, формируют навыки экспериментально-психологической деятельности, умения проводить анализ и интерпретацию полученных экспериментальных данных. Самостоятельная работа студентов по данному курсу включает изучение литературы по предмету, написание рефератов, психологическое обследование детей с ЗПР и составление психологических характеристик. 1.4 Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО 050717.65 «Специальная дошкольная педагогика и психология» Психология детей с задержкой психического развития. Задержка психического развития (ЗПР) как специфический вид дизонтогенеза: история выделения из детской популяции, представленность в популяции, межполовые различия. Систематика ЗПР. Терминология, используемая для обозначения данной категории детей зарубежными специалистами. Кодификация в международной классификации болезней 9-го и 10-го пересмотров (DSM – III – R и DSM – IV). Понятие минимальной мозговой дисфункции. Динамика проявления минимальной мозговой дисфункции на протяжении онтогенеза ребенка. Возраст максимальной выраженности симптомов. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) как проявление минимальной мозговой дисфункции: психологическая характеристика, перспективы преодоления. Принципы дифференциальной диагностики ЗПР от сходных состояний. Психическое и социальное развитие дошкольников с различными формами ЗПР. Особенности формирования готовности к школьному обучению при ЗПР. Дефицитарность отдельных психических функций при ЗПР. Основные тенденции психического и социального развития детей с ЗПР на протяжении школьного возраста. Концепции психологического сопровождения детей с ЗПР. 050716.65 «Специальная психология» Задержка психического развития (ЗПР) как специфический вид дизонтогенеза: история выделения из детской популяции, представленность в популяции. Систематика ЗПР. Терминология, используемая для обозначения данной категории детей зарубежными специалистами. Понятие минимальной мозговой дисфункции. Динамика проявлений минимальной мозговой дисфункции на протяжении онтогенеза ребенка. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) как проявление минимальной мозговой дисфункции: психологическая характеристика, перспективы преодоления. Дифференциальная диагностика ЗПР. Психическое и социальное развитие дошкольников с различными формами ЗПР. Дефицитарность отдельных психических функций при ЗПР. Особенности формирования готовности к школьному обучению при ЗПР. Основные тенденции психического и социального развития детей с ЗПР на протяжении школьного возраста. Концепция психологического сопровождения детей с ЗПР. 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):
1.6 Содержание дисциплины 1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени: Вариант 1 для специальности 050716 «Специальная дошкольная педагогика и психология», вариант 2 для специальности 050717 «Специальная психология»
Вариант 3 для специальностей 050717.65 «Специальная дошкольная педагогика и психология» с доп.спец. Специальная психология Вариант 4 050717 «Специальная психология» (ЗФО)
Вариант 5 050717.65 «Специальная дошкольная педагогика и психология» (ЗФО)
1.6.2 Содержание разделов дисциплины. |
Учебно-методический комплекс психология детей с задержкой психического развития Учебная дисциплина «Психология детей с задержкой психического развития» входит в состав профессионального цикла основной образовательной... | Организация коррекционно-педагогического процесса в детском саду... В учебно-методическом пособии обобщён многолетний опыт экспериментальной деятельности по обучению и воспитанию дошкольников с задержкой... | ||
Реферат Тема: Использование мнемотехники в развитии связной речи... Условия для успешного развития связной речи детей с задержкой психического развития используя прием мнемотехники | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Особенности психического развития детей раннего возраста» для студентов зочной формы... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 11 «Психология детей... Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология | Учебно-методический комплекс психология лиц с нарушением речи Цель дисциплины формирование у студентов системы знаний и навыков, об особенностях психического развития при различных нарушениях... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «психология развития и возрастная... Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, среди которых особое место занимает возрастная... | Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина П психология развития и возрастная психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т. А. Гусева; Бийский пед... | ||
«Классификация детей с задержкой психического развития» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №52 | С79 Психологические особенности социализации детей с задержкой психического... С79 Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. — Спб.: Питер, 2008. — 192С: ил. — (Серия «Детскому... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина П психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И. В. Аношкин;... | Тематическое планирование по проекту для детей с задержкой психического... Региональный заочный конкурс научно-методических практико-ориентированных материалов по вопросам инклюзивного образования детей с... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины управление образовательными... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | ||
Учебно методический комплекс по направлению: 521000 «психология»... Историческая психология: Учебно-методический комплекс / Авторы Берно-Беллекур И. В., Серавин А. И.– Спб.: Ивэсэп, 2005.– 78 с | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения... |