Учебно-методический комплекс дисциплины сд 2 (сд 4, сд. Ф. 2) «Психология детей с задержкой психического развития»





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины сд 2 (сд 4, сд. Ф. 2) «Психология детей с задержкой психического развития»
страница1/11
Дата публикации01.04.2015
Размер1.82 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

СД 2 (СД 4, СД.Ф.2) «Психология детей с задержкой психического развития»


Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям


050717.65 «Специальная дошкольная педагогика и психология»

050716.65 «Специальная психология»

050717.65 «Специальная дошкольная педагогика и психология» с доп.спец. Специальная психология

(для студентов дневного и заочного отделения)


Утверждено на заседании кафедры

СПиСП ППИ

(протокол № 1 от 09.09.13 г.)

Зав. кафедрой СПиСП

______________Ю.А. Афонькина


РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины
1.1 Автор программы: к.п.н., доцент Кузьмичёва Т.В.
1.2 Рецензенты: к.п.н., доцент РГСУ г. Мурманска Лопинцева Л.А., доцент кафедры СПиСП Кривошеева Н.И.
1.3 Пояснительная записка:

Курс «Психология детей с ЗПР» – важнейшая специальная дисциплина, которая изучается на факультете специальной педагогики и психологии.

«Психология детей с ЗПР» читается после общей и возрастной, педагогической и социальной психологии.

В содержание курса включены общие теоретические вопросы психологии детей с ЗПР, практические задачи обучения студентов-дефектологов. Основным в процессе обучения является использование экспериментально-психологических методов дошкольного обучения, воспитания, развития детей с ЗПР и способностью адаптировать их в соответствии с индивидуальными типологическими особенностями детей с ЗПР. Программа «Психология детей с ЗПР» включает следующие разделы:

-Теоретические и методологические проблемы психологической помощи детям с ЗПР.

- Клинико-психологическая характеристика детей с ЗПР.

- Возрастные особенности детей с ЗПР (динамика развития, психологические критерии)

- Психологическая помощь детям с ЗПР.

Основными задачами курса являются:

– изучение необратимости нарушений познавательной деятельности при ЗПР, структуры дефекта, соотношения первичного дефекта и вторичных отклонений в психическом развитии этих детей;

– изучение общих и специфических закономерностей развития психики детей с ЗПР;

– изучение особенностей развития разных групп детей с ЗПР;

– знакомство с особенностями познавательной, эмоционально-волевой сферы, личности и деятельности детей с ЗПР.

В результате изучения данного курса студенты приобретают знания о своеобразии аномального психического развития детей с ЗПР, необходимые для успешной психокоррекционной работы с ними.

На практических занятиях студенты изучают методы исследования личности, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР. Проводят самостоятельное обследование учащихся в коррекционных учреждениях, используя изученные методы. Беседуют с врачами, педагогами, родителями. Обучаются интерпретации экспериментальных данных.

По итогам проведения экспериментальной работы студенты пишут психолого-педагогические характеристики, которые рассматриваются и анализируются на итоговых занятиях.

Практические занятия помогают студентам увязывать теоретические положения и практические вопросы курса, формируют навыки экспериментально-психологической деятельности, умения проводить анализ и интерпретацию полученных экспериментальных данных.

Самостоятельная работа студентов по данному курсу включает изучение литературы по предмету, написание рефератов, психологическое обследование детей с ЗПР и составление психологических характеристик.
1.4 Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО
050717.65 «Специальная дошкольная педагогика и психология»

Психология детей с задержкой психического развития. Задержка психического развития (ЗПР) как специфический вид дизонтогенеза: история выделения из детской популяции, представленность в популяции, межполовые различия. Систематика ЗПР. Терминология, используемая для обозначения данной категории детей зарубежными специалистами. Кодификация в международной классификации болезней 9-го и 10-го пересмотров (DSM – III – R и DSM – IV). Понятие минимальной мозговой дисфункции. Динамика проявления минимальной мозговой дисфункции на протяжении онтогенеза ребенка. Возраст максимальной выраженности симптомов. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) как проявление минимальной мозговой дисфункции: психологическая характеристика, перспективы преодоления. Принципы дифференциальной диагностики ЗПР от сходных состояний. Психическое и социальное развитие дошкольников с различными формами ЗПР. Особенности формирования готовности к школьному обучению при ЗПР. Дефицитарность отдельных психических функций при ЗПР. Основные тенденции психического и социального развития детей с ЗПР на протяжении школьного возраста. Концепции психологического сопровождения детей с ЗПР.

050716.65 «Специальная психология»

Задержка психического развития (ЗПР) как специфический вид дизонтогенеза: история выделения из детской популяции, представленность в популяции. Систематика ЗПР. Терминология, используемая для обозначения данной категории детей зарубежными специалистами. Понятие минимальной мозговой дисфункции. Динамика проявлений минимальной мозговой дисфункции на протяжении онтогенеза ребенка.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) как проявление минимальной мозговой дисфункции: психологическая характеристика, перспективы преодоления. Дифференциальная диагностика ЗПР. Психическое и социальное развитие дошкольников с различными формами ЗПР. Дефицитарность отдельных психических функций при ЗПР. Особенности формирования готовности к школьному обучению при ЗПР. Основные тенденции психического и социального развития детей с ЗПР на протяжении школьного возраста. Концепция психологического сопровождения детей с ЗПР.

1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):


№ п/п

Шифр и

наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)




Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

раб.

1.

050716 «Специальная дошкольная педагогика и психология»

2

3,4

160

76

30

46

-

84

Экзамен

2.

050717 «Специальная психология»

2

3,4

240

108

40

40

28

132

Экзамен

3.

050717.65 «Специальная дошкольная педагогика и психология» с доп.спец. Специальная психология


2

4

107

48

24

24




59

Экзамен

4.

050717.65 «Специальная дошкольная педагогика и психология» (ЗФО)

2

3

160

10

8

2




150

Экзамен

5

050717 «Специальная психология» (ЗФО)

2

3

240

22

10

12




218

Экзамен


1.6 Содержание дисциплины

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

Вариант 1 для специальности 050716 «Специальная дошкольная педагогика и психология», вариант 2 для специальности 050717 «Специальная психология»

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего ауд.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам. раб.

Всего ауд.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам. раб.

1,

Теоретические и методологические проблемы психологической помощи детям с ЗПР

16

6

10




22

26

10

10

6

32

2.

Клинико-психологическая характеристика детей с ЗПР

22

8

14




22

26

10

10

6

32

3.

Возрастные особенности детей с ЗПР (динамика развития, психологические

критерии)

20

8

12




20

28

10

10

8

34

4.

Психологическая помощь детям с ЗПР

18

8

10




20

28

10

10

8

34







76

30

46




84




40

40

28

132


Вариант 3 для специальностей 050717.65 «Специальная дошкольная педагогика и психология» с доп.спец. Специальная психология
Вариант 4 050717 «Специальная психология» (ЗФО)

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 3

Вариант 4

Всего ауд.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам. раб.

Всего ауд.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам. раб.

1,

Теоретические и методологические проблемы психологической помощи детям с ЗПР

10

4

6




14

6

4

2




54

2.

Клинико-психологическая характеристика детей с ЗПР

12

6

6




14

4

2

2




56

3.

Возрастные особенности детей с ЗПР (динамика развития, психологические

критерии)

14

8

6




14

6

2

4




54

4.

Психологическая помощь детям с ЗПР

12

6

6




17

6

2

4




54







48

24

24




59

22

10

12




218


Вариант 5 050717.65 «Специальная дошкольная педагогика и психология» (ЗФО)

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 3

Вариант 4

Всего ауд.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам. раб.

Всего ауд.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам. раб.

1,

Теоретические и методологические проблемы психологической помощи детям с ЗПР

4

2

2




40
















2.

Клинико-психологическая характеристика детей с ЗПР

2

2







40
















3.

Возрастные особенности детей с ЗПР (динамика развития, психологические

критерии)

2

2







40
















4.

Психологическая помощь детям с ЗПР

2

2







30






















10

8

2




150
















1.6.2 Содержание разделов дисциплины.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины сд 2 (сд 4, сд. Ф. 2) «Психология детей с задержкой психического развития» iconУчебно-методический комплекс психология детей с задержкой психического развития
Учебная дисциплина «Психология детей с задержкой психического развития» входит в состав профессионального цикла основной образовательной...
Учебно-методический комплекс дисциплины сд 2 (сд 4, сд. Ф. 2) «Психология детей с задержкой психического развития» iconОрганизация коррекционно-педагогического процесса в детском саду...
В учебно-методическом пособии обобщён многолетний опыт экспериментальной деятельности по обучению и воспитанию дошкольников с задержкой...
Учебно-методический комплекс дисциплины сд 2 (сд 4, сд. Ф. 2) «Психология детей с задержкой психического развития» iconРеферат Тема: Использование мнемотехники в развитии связной речи...
Условия для успешного развития связной речи детей с задержкой психического развития используя прием мнемотехники
Учебно-методический комплекс дисциплины сд 2 (сд 4, сд. Ф. 2) «Психология детей с задержкой психического развития» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Особенности психического развития детей раннего возраста» для студентов зочной формы...
Учебно-методический комплекс дисциплины сд 2 (сд 4, сд. Ф. 2) «Психология детей с задержкой психического развития» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 11 «Психология детей...
Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология
Учебно-методический комплекс дисциплины сд 2 (сд 4, сд. Ф. 2) «Психология детей с задержкой психического развития» iconУчебно-методический комплекс психология лиц с нарушением речи
Цель дисциплины формирование у студентов системы знаний и навыков, об особенностях психического развития при различных нарушениях...
Учебно-методический комплекс дисциплины сд 2 (сд 4, сд. Ф. 2) «Психология детей с задержкой психического развития» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психология развития и возрастная...
Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, среди которых особое место занимает возрастная...
Учебно-методический комплекс дисциплины сд 2 (сд 4, сд. Ф. 2) «Психология детей с задержкой психического развития» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина
П психология развития и возрастная психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т. А. Гусева; Бийский пед...
Учебно-методический комплекс дисциплины сд 2 (сд 4, сд. Ф. 2) «Психология детей с задержкой психического развития» icon«Классификация детей с задержкой психического развития»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №52
Учебно-методический комплекс дисциплины сд 2 (сд 4, сд. Ф. 2) «Психология детей с задержкой психического развития» iconС79 Психологические особенности социализации детей с задержкой психического...
С79 Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. — Спб.: Питер, 2008. — 192С: ил. — (Серия «Детскому...
Учебно-методический комплекс дисциплины сд 2 (сд 4, сд. Ф. 2) «Психология детей с задержкой психического развития» iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
П психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И. В. Аношкин;...
Учебно-методический комплекс дисциплины сд 2 (сд 4, сд. Ф. 2) «Психология детей с задержкой психического развития» iconТематическое планирование по проекту для детей с задержкой психического...
Региональный заочный конкурс научно-методических практико-ориентированных материалов по вопросам инклюзивного образования детей с...
Учебно-методический комплекс дисциплины сд 2 (сд 4, сд. Ф. 2) «Психология детей с задержкой психического развития» iconУчебно-методический комплекс дисциплины управление образовательными...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины сд 2 (сд 4, сд. Ф. 2) «Психология детей с задержкой психического развития» iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины сд 2 (сд 4, сд. Ф. 2) «Психология детей с задержкой психического развития» iconУчебно методический комплекс по направлению: 521000 «психология»...
Историческая психология: Учебно-методический комплекс / Авторы Берно-Беллекур И. В., Серавин А. И.– Спб.: Ивэсэп, 2005.– 78 с
Учебно-методический комплекс дисциплины сд 2 (сд 4, сд. Ф. 2) «Психология детей с задержкой психического развития» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск