«Классификация детей с задержкой психического развития»





Скачать 38.19 Kb.
Название«Классификация детей с задержкой психического развития»
Дата публикации01.04.2015
Размер38.19 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 52

Консультация для педагогов по теме:
«Классификация детей с задержкой психического развития»

Подготовила:

Ситникова Р.Л.,

учитель - логопед

В специальной педагогике существует несколько авторских классификаций детей с ЗПР. Приведем несколько из них в нашей работе.

Т.А. Власова и М.С. Певзнер выделили и охарактеризовали две наиболее многочисленные группы:

  • Дети с психофизическим инфантилизмом. Это дети с нарушенным темпом физического и умственного развития. ЗПР, вызванная медленным темпом созревания лобной области коры головного мозга и ее связей с другими областями коры и подкорки.

  • Дети с психическим инфантилизмом. Это учащиеся с функциональными расстройствами психической деятельности (цереброастенические состояния) как следствие мозговых травм.

Формы нарушения интеллектуальной деятельности у детей с ЗПР по Г.Е. Сухаревой:

  • Интеллектуальные нарушения в связи с неблагоприятными условиями среды и воспитания или патологией поведения;

  • Интеллектуальные нарушения при длительных астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями;

  • Нарушения при различных формах инфантилизма;

  • Вторичная интеллектуальная недостаточность в связи с поражением слуха, зрения, дефекта речи, чтения, письма;

  • Функционально-динамические интеллектуальные нарушения у детей в резидуальной стадии и отдаленном периоде инфекций и травм ЦНС.

К.С. Лебединская предположила клиническую систематику детей с ЗПР:

  • ЗПР конституционального происхождения;

  • ЗПР соматогенного происхождения;

  • ЗПР психогенного происхождения;

  • ЗПР цереброорганического происхождения;

Все варианты отличатся особенностью структуры и соотношения типа инфантилизма и характера нейродинамических расстройств.

В.В. Ковалев разделил ЗПР на основе патогенетического принципа:

  • Дизонтогенетические формы, при которых недостаточность обусловлена механизмами задержанного или искаженного развития;

  • Энцефалопатические формы, в основе которых лежит органическое повреждение мозговых механизмов на ранних этапах онтогенеза;

Интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами анализаторов и органов чувств и обусловленная действием механизмов сенсорной депривации;

  • Интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами воспитания и дефектом информации с раннего детства («социокультурная умственная отсталость»).

Традиционно выделяют две основные формы ЗПР:

  • ЗПР, обусловленное недоразвитием эмоционально-волевой сферы (с такими детьми необходима психолого-коррекционная работа);

  • ЗПР, обусловленное длительными астеническими состояниями (нервно-психическая слабость, детям необходима еще и лечебная практика).

Наиболее часто встречающиеся формы ЗПР по Ю.Г. Демьянову:

  • ЗПР с церебрастеническим синдромом. Неврологическое обследование выявляет признаки дисфункции вегетативной НС, отдельные негрубые локальные изменения в разных отделах коры головного мозга.

Дети отличаются: быстрой истощаемостью произвольного внимания;

быстрой утомляемостью и неспособностью к длительному психическому

напряжению.

  • Дети с психофизическим инфантилизмом. Здесь выделяют три варианта ЗПР:

  • гармонический психофизический инфантилизм – дети по физическим показателям отстают от сверстников на 2-3 года;

  • психофизический инфантилизм при эндокринной недостаточности – отстают в темпе физического развития и отличаются диспластичностью телосложения;

  • дисгармонический психофизический инфантилизм – дети отстают в физическом развитии, замедлено личностное созревание.

  • ЗПР с невропатоподобным синдромом. С грудного возраста в поведении малышей наблюдается следующие особенности: они крикливы, капризны, чрезмерно подвижны и впечатлительны. Для них характерны симптомы раздражительной слабости, повышенной истощаемости, эмоциональной неустойчивости.

  • ЗПР с психопатоподобным синдромом. У таких детей наблюдается психопатоподобное искажение формирования личности. Проявляется форма ЗПР в следующем:ЗПР с синдромом гиперактивности;

  • ЗПР с синдромом гипоактивности;

  • ЗПР с аутистическим синдромом.

  • ЗПР при ДЦП. У всех детей: черты цереброастенического синдрома, нарушение функций произвольного внимания, памяти, эмоциональная лабильность, обеднение мотивационной сферы. За счет недоразвития навыков анализа пространственных отношений и конструктивного мышления – ЗПР, неврозоподобные проявления, депрессии, связанные с переживаниями за свое будущее, страхи.

  • ЗПР при общем недоразвитии речи у детей с моторной аномалией.

  • ЗПР при тяжелых дефектах слуха. ЗПР касается словесно-логического мышления, невербальные функции интеллекта развиваются в норме.

  • ЗПР при тяжелых дефектах зрения – отставание формирования общей моторики, замедленное формирование пространственных представлений, конструктивного мышления, своеобразия речи и мышления.

  • ЗПР при тяжелых соматических заболеваниях. Как правило, у часто болеющих в раннем детстве детей развивается астенический синдром.

  • ЗПР при тяжелой семейно-бытовой запущенности – в результате происходит информационная и эмоциональная депривация ребенка в семье.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Классификация детей с задержкой психического развития» iconУчебно-методический комплекс психология детей с задержкой психического развития
Учебная дисциплина «Психология детей с задержкой психического развития» входит в состав профессионального цикла основной образовательной...
«Классификация детей с задержкой психического развития» iconОрганизация коррекционно-педагогического процесса в детском саду...
В учебно-методическом пособии обобщён многолетний опыт экспериментальной деятельности по обучению и воспитанию дошкольников с задержкой...
«Классификация детей с задержкой психического развития» iconРеферат Тема: Использование мнемотехники в развитии связной речи...
Условия для успешного развития связной речи детей с задержкой психического развития используя прием мнемотехники
«Классификация детей с задержкой психического развития» iconС79 Психологические особенности социализации детей с задержкой психического...
С79 Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. — Спб.: Питер, 2008. — 192С: ил. — (Серия «Детскому...
«Классификация детей с задержкой психического развития» iconТематическое планирование по проекту для детей с задержкой психического...
Региональный заочный конкурс научно-методических практико-ориентированных материалов по вопросам инклюзивного образования детей с...
«Классификация детей с задержкой психического развития» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект фронтального занятия для детей старшей группы с задержкой психического развития
«Классификация детей с задержкой психического развития» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Организация работы по ознакомлению с художественной литературой в группе для детей с задержкой психического развития
«Классификация детей с задержкой психического развития» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд 2 (сд 4, сд. Ф. 2) «Психология...
«Специальная дошкольная педагогика и психология» с доп спец. Специальная психология
«Классификация детей с задержкой психического развития» iconПояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического...
Основные задачи обучения труду этой категории детей также соответствуют задачам трудового обучения в общеобразовательной школе
«Классификация детей с задержкой психического развития» iconПояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического...
Основные задачи обучения труду этой категории детей также соответствуют задачам трудового обучения в общеобразовательной школе
«Классификация детей с задержкой психического развития» iconРабочая программа разработана в 2012 г старшим преподавателем кафедры...
Специальность: 050714. 65 Олигофренопедагогика, специализация: Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития
«Классификация детей с задержкой психического развития» iconМетодическое пособие «Подготовка к школе детей с задержкой психического...
Учебник: Биболетова М. З., Бабушис Е. Е., Снежко Н. Д. EnjoyEnglish» Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, Обнинск:...
«Классификация детей с задержкой психического развития» iconДоклад «Работа учителя технологии БелоусоваВ. А. с детьми классов кро и зпр»
Индивидуальная программа для учащихся с задержкой психического развития в общеобразовательных классах содержит
«Классификация детей с задержкой психического развития» iconПрограмма модуля «Нарушение речи у детей с задержкой психического...
Урок-дискуссия позволяет учащимся показать не только свои знания, но и дает возможность продемонстрировать свои творческие способности....
«Классификация детей с задержкой психического развития» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Было скомплектовано 19 классов (в начальной школе 9 классов, в основной школе 8 классов и старшей- 2 класса). Функционировали классы:...
«Классификация детей с задержкой психического развития» iconКомплексная программа психолого-медико-социально-педагогического...
Личностное развитие ребенка средствами психолого – медико – социально – педагогического сопровождения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск