Программа государственного экзамена по логопедии





Скачать 417.34 Kb.
НазваниеПрограмма государственного экзамена по логопедии
страница1/4
Дата публикации25.07.2014
Размер417.34 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Право > Программа
  1   2   3   4
Государственный экзамен по логопедии является одним из заключительных этапов и средством проверки теоретической и практической подготовки студентов, завершивших обучение по специальности «Логопедия». Он проводится согласно графику учебного процесса после преддипломной практики и имеет целью:

  • проверить уровень подготовки выпускника к профессиональной деятельности;

  • оценить теоретические знания, практические навыки и умения выпускника.

К итоговому государственному экзамену по специальности допускаются лица, завершившие полный курс обучения по основной образовательной программе и успешно прошедшие все предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом на момент проведения экзамена.

На экзамен выносятся вопросы, являющиеся теоретическим обоснованием курса логопедии и частные, конкретные вопросы методик. Это даёт возможность выявить необходимые для практической работы логопеда знания и умения по методикам, теоретический уровень овладения ими, умение применять полученные знания.

На экзамене выпускники должны показать знания:

  • основных направлений развития логопедии;

  • научных основ построения коррекционного процесса в разных типах учреждений;

  • современных программ и технологий в работе с людьми, имеющими речевые нарушения.

Приводя соответствующие примеры, выпускники должны обнаруживать необходимые практические умения:

  • устанавливать цель, методический смысл заданий;

  • применять теоретические знания к решению практических вопросов.

На государственном экзамене проверяется умение грамотно, логично и доказательно излагать сущность вопроса, пользуясь научной терминологией и символикой.

При подготовке к экзамену студенты должны быть ознакомлены с его программой и требованиями к ответу.

Подготовка к итоговому государственному экзамену является самостоятельной работой студента. Для оказания помощи студентам в этой ответственной работе проводятся обзорные лекции. Задача обзорных лекций состоит в систематизации ранее полученных студентами знаний. Подготовку к сдаче государственного экзамена следует начать с повторения вопросов и их осмысления на основе накопленного за годы обучения опыта.

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
ПО ЛОГОПЕДИИ


1. Теоретические основы логопедии

Основные понятия: логопедия, объект, предмет, принципы логопедии, функциональная система.

Логопедия как отрасль коррекционных знаний – система научных знаний о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Предмет, объект, цели и задачи логопедии. Структура логопедии. Теоретические и практические задачи логопедии.

Внутрисистемные и межсистемные связи логопедии, ее взаимодействие со смежными дисциплинами. Значение педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических наук для анализа и преодоления речевых нарушений.

Естественнонаучная психофизиологическая основа логопедии. Значение для логопедии учений И. П. Павлова, И. М. Сеченова, А. Р. Лурия, П. К. Анохина. Значение для логопедии трудов Л. С. Выготского, Н. И. Жинкина, А. А. Леонтьева. Анатомофизиологический аспект речевой деятельности. Функциональная система и речевая функциональная система. Динамическая локализация психических функций и речи.

Принципы логопедии как науки: системности, комплексности, развития, онтогенетический, деятельностного подхода, этиопатогенетический, обходного пути, общедидактические.

Методы логопедии: организационные, эмпирические, количественного и качественного анализа, интерпретационные. Теоретическое и практическое значение логопедии.

Понятийно-категориальный аппарат логопедии.

Личность логопеда. Понятие гуманизма, деонтологии в логопедии.

Развитие логопедии в соответствии с уровнем развития общества. Социально-экономические проблемы логопедии.

Актуальные проблемы современной логопедии.
Библиографический список

  1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. — М., 1977. Раздел V. Некоторые вопросы методологии психологического исследования.

  2. Бадалян, Л. О. Невропатология / Л. О. Бадалян. — М., 1987.

  3. Беккер, К. -П. Логопедия / К. –П. Беккер, М. Совак. — М., 1981.

  4. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // собр. соч. — М., 1982. — Т. 2.

  5. Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. — М., 1982.

  6. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. — М., 1981.

  7. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. — М., 1969.

  8. Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: Владос, 1999.

  9. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. — М., 1973.

  10. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. — М., 1968.

  11. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В. И. Селиверстова. — М., 1997.

  12. Правдина, О. В. Логопедия / О. В. Правдина. — М., 1973.

  13. Филичева, Т. Б. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М., «Просвещение», 1989.

  14. Хватцев, М. Е. Логопедия / М. Е. Хватцев. — М., 1959.

  15. Хрестоматия по логопедии / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. — М., 1997.


2. Этиология речевых нарушений

Основные понятия: этиология; органические, функциональные причины; центральные, периферические нарушения; экзогенные, эндогенные факторы; минимальная мозговая дисфункция (ММД); структура речевого дефекта; первичные и вторичные нарушения.

Причины речевых нарушений и исторический путь развития проблемы этиологии нарушений речи. Эволюционно-динамический подход и принцип диалектического единства биологического и социального в развитии речи – основы для изучения этиологии речевых расстройств.

Современные представления о причинах речевых нарушений. Органические и функциональные причины. Понятие об эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) вредных воздействиях на организм ребёнка.

Зависимость развития речевой деятельности ребёнка от степени зрелости его центральной нервной системы, от особенностей взаимодействия ребёнка с внешним миром.

Концепция развития психики Л. С. Выготского как методологическая основа изучения причин речевых нарушений. Социальная ситуация развития. Причины и условия возникновения речевых нарушений. Критические периоды в развитии речевой функции.

Значение наследственности в возникновении речевой патологии. Понятие о структуре речевых нарушений. Первичные и вторичные нарушения.

Сложность и полиморфность факторов, вызывающих речевые нарушения.

Этиология нарушений речи в свете современных достижений медицины, генетики, цитогенетики, психопатологии, нейропсихолингвистики и других наук.
Библиографический список

  1. Бадалян, Л. О. Невропатология / Л. О. Бадалян. — М., 1987.

  2. Беккер, К. -П. Логопедия / К. –П. Беккер, М. Совак. — М., 1981.

  3. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // собр. соч. — М., 1982. — Т. 2.

  4. Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: Владос, 1999.

  5. Мастюкова, Е. М. Ребёнок с отклонениями в развитии / Е. М. Мастюкова. – М., 1992.

  6. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В. И. Селиверстова. — М., 1997.

  7. Правдина, О. В. Логопедия / О. В. Правдина. — М., 1973.

  8. Филичева, Т. Б. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М., «Просвещение», 1989.

  9. Хватцев, М. Е. Логопедия / М. Е. Хватцев. — М., 1959.

  10. Хрестоматия по логопедии / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. — М., 1997.


3. Классификация речевых нарушений

Основные понятия: классификация; клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификации речевых расстройств; дислалия, дисфония, ринолалия, дизартрия, тахилалия, брадилалия, заикание, алалия, афазия, дислексия, дисграфия; фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи.

Принципы анализа речевых нарушений, сформулированные Р. Е. Левиной (развития, системного подхода, рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с развитием ведущих форм деятельности и других сторон психического развития). Схема анализа речевых нарушений, предложенная О. В. Правдиной. Проблема систематизации речевых расстройств.

История развития учения о классификации речевых нарушений. Современные классификации речевых нарушений. Клинико-педагогический и психолого-педагогический подходы к классификации речевых нарушений. Педагогические, психологические, лингвистические и клинические критерии систематизации нарушений речи.

Клинико-педагогическая классификация. Реализация подхода от общего к частному. Этиопатогенетические, клинические и психолого-лингвистические критерии разграничения речевой патологии. Виды речевых нарушений.

Психолого-педагогическая классификация. Реализация подхода от частного к общему. Лингвистические и психолого-педагогические критерии построения классификации. Группы речевых нарушений и их виды. Речевые нарушения, обусловленные дефектами развития. Спорные и нерешённые вопросы классификации речевых нарушений.
Библиографический список

  1. Беккер, К. -П. Логопедия / К. –П. Беккер, М. Совак. — М., 1981.

  2. Митринович-Моджеевска, А. Патофизиология речи, голоса и слуха / А. Митринович-Моджеевска. – Варшава, 1965.

  3. Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: Владос, 1999.

  4. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. — М., 1968.

  5. Правдина, О. В. Логопедия / О. В. Правдина. — М., 1973.

  6. Расстройства речи у детей и подростков / под ред. С. С. Ляпидевского. – М., 1969.

  7. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В. И. Селиверстова. — М., 1997.


4. Дислалия

Основные понятия: дислалия; замены, смешения, искажения звуков; фонологические (фонематические), антропофонические (фонетические) дефекты звуков; ротацизм, ламбдацизм, сигматизм, каппацизм, гаммацизм, хитизм, йотацизм, дефекты смягчения фонем, дефекты озвончения фонем.

Трактовка произносительных нарушений и определение понятия дислалии. Краткие сведения из истории изучения нарушений звукопроизношения. Статистические данные о распространенности нарушений звукопроизношения. Причины дислалии. Характер повреждения различных отделов речевого аппарата.

Классификация дислалии. Формы дислалии в зависимости от локализации нарушения и причин, обусловливающих дефект звукопроизношения (функциональная и механическая). Функциональная дислалия, её формы в зависимости от нарушения психофизиологического механизма (моторная, сенсорная), по симптоматике (фонологические, антропофонические). Характеристика акустико-фонематической, артикуляторно-фонематической, артикуляторно-фонетической дислалии.

Понятие уровней нарушенного произношения в отечественной и зарубежной логопедии. Простые и сложные дислалии. Механическая (органическая) дислалия. Анатомическая патология органов артикуляции – разнообразные нарушения зубо-челюстной системы, смыкания губ, укорочение подъязычной связки. Характер нарушений звукопроизношения и возможности логопедического воздействия при данной патологии.

Лингвистическая характеристика недостатков звукопроизношения: по основным формам проявления (отсутствие звука, замена, смешение, искажение), по группам нарушенных звуков (сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, гаммацизм, хитизм, каппацизм, йотацизм, дефекты звонкости и твёрдости согласных).

Динамика: особенности развития фонетической, фонематической и других разделов языковой системы, операций фонематического анализа и синтеза.

Способы и приёмы выявления недостатков звукопроизношения у детей. Содержание, методы и приёмы обследования. Дифференциальная диагностика. Прогноз: условия, определяющие прогноз. Профилактика: предупреждение возникновения дислалии, других речевых расстройств, рецидивов.
5. Методика коррекционной работы при дислалии

Этапы и приёмы логопедического воздействия. Задачи каждого этапа работы. Учёт взаимосвязи звуков при выборе последовательности их постановки при сложной дислалии.

Недостатки произношения звуков р-р' (ротацизм и параротацизм).

Характеристика фонем. Описание правильного уклада органов артикуляции. Варианты нарушений фонем - искажения и замены и их примеры. Приёмы постановки звука. Задачи подготовительного этапа - активизация кончика языка, формирование воздушной струи, использование для этих целей артикуляционной гимнастики, тренировки по фонематическому восприятию при заменах. Выбор исходной сохранной фонемы для постановки. Закрепление коммуникативных умений и навыков.

Недостатки произношения л-л’ (ламбдацизм и параламбдацизм).

Характеристика фонем. Описание правильного уклада органов артикуляции. Причины и варианты нарушений фонем - искажение и замены. Артикуляционная гимнастика на подготовительном этапе постановки звука. Приёмы коррекции фонемы. Закрепление коммуникативных умений и навыков.

Недостатки произношения свистящих звуков с-с’, з-з’, ц (сигматизм, парасигматизм).

Характеристика свистящих фонем. Описание правильного уклада органов артикуляции. Причины и варианты нарушений - искажения и замены. Значение артикуляционной гимнастики и выработка направленной воздушной струи. Приёмы коррекционной работы по постановке свистящих фонем в зависимости от вида нарушения. Работа по формированию фонематического восприятия при парасигматизме. Закрепление коммуникативных умений и навыков.

Недостатки произношения шипящих звуков ш, ж, ч, щ.

Характеристика шипящих фонем. Описание правильного уклада органов артикуляции. Причины и варианты нарушений - сигматизм и парасигматизм шипящих звуков. Артикуляционная гимнастика и формирование направленной воздушной струи. Приёмы и последовательность постановки. Выбор исходной сохранной фонемы для постановки шипящих. Зависимость методических приёмов коррекции от вида нарушения. Тренировки по развитию фонематического восприятия в случаях замены звука. Закрепление коммуникативных умений и навыков.

Недостатки произношения "J" (йотацизм), к-к’, г-г’, х-х’(каппацизм, гаммацизм, хитизм).

Характеристика фонем. Описание правильного уклада органов артикуляции. Причины и варианты нарушений, проявляющиеся в искажениях и заменах звуков. Артикуляционная гимнастика, подготавливающая постановку звуков. Приёмы исправления звуков. Развитие фонематического восприятия при заменах. Закрепление коммуникативных умений и навыков.

Нарушения противопоставлений фонем по участию голоса и по степени участия спинки языка (смягчение).

Замены звонких фонем глухими и наоборот. Причины нарушений и способы коррекции. Варианты нарушений, их причины и способы устранения.
Библиографический список

  1. Аванесов, Р. И. Русское литературное произношение / Р. И. Аванесов. - М., 1972.

  2. Богомолова, А. И. Нарушение произношения у детей / А. И. Богомолова. – М., 1979.

  3. Буланин, Л. Л. Фонетика современного русского языка / Л. Л. Буланин. - М., 1970.

  4. Вансовская, Л. И. Методы фонетики и обучения произношению / под ред. А. А. Леонтьева, Н. И. Самуйловой. - М., 1975.

  5. Волкова, Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей / Г. А. Волкова. — СПб., 1993.

  6. Гегелия, Н. А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых / Н. А. Гегелия. – М., 2001.

  7. Городилова, В. И. Исправление недостатков произношения у школьников / В. И. Городилова, Е. Ф. Рау. – М., 1952.

  8. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. — СПб., 2000.

  9. Ефименкова, Л. Н. Коррекция звуков речи у детей / Л. Н. Ефименкова. – М., 1987.

  10. Зееман, М. Расстройства речи в детском возрасте / М. Зееман. – М., 1962.

  11. Коноваленко, С. В. Экспресс обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста / С. В. Коноваленко. – М., 2000.

  12. Левина, Р. Е. Воспитание правильной речи у детей / Р. Е. Левина. – М., 1958.

  13. Максаков, А. Л. Правильно ли говорит ваш ребенок / А. Л. Максаков. — М., 1988.

  14. Матусевич, М. И. Современный русский язык. Фонетика / М. И. Матусевич. – М., 1976.

  15. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / под ред. Т. В. Волосовец. – М., 2002.

  16. Панов, М. В. Русская фонетика / М. В. Панов. - М., 1967.

  17. Патология речи / под ред. С. С. Ляпидевского. - М., 1971.

  18. Пожиленко, Е. А. Волшебный мир звуков и слов / Е. А. Пожиленко. – М., 2001.

  19. Рау, Ф. Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем / Ф. Ф. Рау // Основы теории и практики логопедии. – М., 1968.

  20. Рау, Е. Ф. Исправление недостатков произношения у школьников / Е. Ф. Рау, В. И. Рождественская. – М., 1980.

  21. Расстройства речи у детей и подростков / под ред. С. С. Ляпидевского. – М., 1969.

  22. Розенгарт-Пупко, Г. Л. Формирование речи у детей раннего возраста / Г. Л. Розенгард-Пупко. - М., 1963.

  23. Репина, З. А. Уроки логопедии / З. А. Репина, В. И. Буйко. – Екатеринбург, 2000.

  24. Селиверстов, В. И. Речевые игры с детьми / В. И. Селиверстов. — М., 1994.

  25. Ткаченко, Т. А. Если ребенок плохо говорит / Т. А. Ткаченко. — СПб., 1997.

  26. Филичева, T. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева. — М., 1999.

  27. Филичева, Т. Б. Формирование звукопроизношения у дошкольников /

Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. - М., 1993.

  1. Фомичева, М. Ф. Воспитание правильного произношения / М. Ф. Фомичева. - М., 1989.

  2. Чиркина, Г. В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата / Г. В. Чиркина. - М., 1969.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа государственного экзамена по логопедии iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Программа курса предназначена для студентов 5-го курса (10-й семестр) отделения логопедии
Программа государственного экзамена по логопедии iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Программа курса предназначена для студентов 5-го курса (9-й семестр) отделения логопедии
Программа государственного экзамена по логопедии iconПорядок проведения инструктажа выпускников (поступающих) во время...
Ппэ) на данный экзамен, по процедуре проведения экзамена, по заполнению полей бланков единого государственного экзамена (далее –...
Программа государственного экзамена по логопедии iconОб утверждении организационно – территориальных схем проведения единого...
Рабочая программа составлена на основании требования Государственного стандарта высшего медицинского образования второго поколения...
Программа государственного экзамена по логопедии iconИнструкция для руководителя пункта проведения экзамена Подготовительный...
Ппэ) на данный экзамен, по процедуре проведения экзамена, по заполнению полей бланков единого государственного экзамена (далее –...
Программа государственного экзамена по логопедии iconПрограмма государственного экзамена по праву с методикой преподавания...
Сычева Н. В., Мазеина Ю. В., Темняков М. Т., Усольцев В. К. Программа государственного экзамена по праву. – Шадринск: Шадринский...
Программа государственного экзамена по логопедии iconДемонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого...
Открыть пункты проведения экзамена (далее – ппэ) в форме единого государственного экзамена (далее – егэ) по математике 03 июня 2013...
Программа государственного экзамена по логопедии iconМетодические рекомендации по подготовке к сдаче государственного экзамена
В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для специальности 030501. 65 для...
Программа государственного экзамена по логопедии iconПриказ №362, Порядком проведения единого государственного экзамена,...
О местах и порядке регистрации заявлений на сдачу единого государственного экзамена в городе Москве в 2013 году
Программа государственного экзамена по логопедии iconМетодические указания по подготовке к государственному экзамену 5...
Программа государственного экзамена по специальности «Налоги и налогообложение» для студентов обучающихся по специальности 080107....
Программа государственного экзамена по логопедии iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру
Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру Московского университета им. С. Ю. Витте по...
Программа государственного экзамена по логопедии iconПрограмма полидисциплинарного государственного экзамена для студентов...
Программа включает в себя подробный план ответа на каждый из вопросов полидисциплинарного государственного экзамена, а также список...
Программа государственного экзамена по логопедии iconОбразовательная программа профессиональной переподготовки по направлению...
Задача: Ознакомление слушателей с теоретическими и практическими проблемами логопедии, видами речевой патологии, основным понятийно-категориальным...
Программа государственного экзамена по логопедии iconОб утверждении нормативных актов, регламентирующих проведение единого...
В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для специальности 030501. 65 для...
Программа государственного экзамена по логопедии iconПрограмма итоговой Государственной аттестации выпускников по специальности...
Ппэ) на данный экзамен, по процедуре проведения экзамена, по заполнению полей бланков единого государственного экзамена (далее –...
Программа государственного экзамена по логопедии iconТипичные ошибки при заполнении бланков ответов Единого государственного экзамена
Цель: 1)помочь учащимся психологически подготовиться к новой для них форме экзамена (тестирование)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск