МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования «Московский социально-гуманитарный институт» УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе ______________В.В. Борисова
«_____» ________________20__
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Наименование дисциплины Б.3.2.15 Методика обучения грамоте детей с нарушениями речи По направлению подготовки 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование По профилю подготовки Логопедия
Кафедра специального (дефектологического) образования
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
Москва
2012
Разработчики:
Зав. кафедрой филиала г.Апрелевка, к.п.н., Т.Б. Уварова
(занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия) ___________________ _________________ _____________________ (занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)
Рецензенты:
___________________ __________________ _____________________
(занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия) ___________________ _________________ _____________________ (занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры
«___________________________________»
«_____» ____________________________________ 20__г., протокол № ____.
наименование кафедры
Зав. кафедрой ________________/ ____________________ /
Рабочая программа одобрена Ученым советом МСГИ
«_____» ____________________________________ 20__г., протокол № ____.
Индекс по учебному плану
| Цикл
| Компонент
| Базовая часть
| вариативная часть
| по выбору студента
| Б.3.2.15
| Гуманитарный, социальный и экономический цикл
|
|
|
| Математический и естественно – научный цикл
|
|
|
| Профессиональный цикл
|
| V
|
|
Форма
обучения
| курс
| семестр
| Трудоемкость дисциплины в часах
| Форма
итогового
контроля
| Всего часов
| Аудиторных часов
| Лекции
| Семинарские (практически) занятия
| Лабораторные занятия
| Курсовая
Работа (проект)
| Самостоятельная работа
| Заочная
| 4
| 8
| 108
| 12
| 8
| 2
| 2
| -
| 60
| экзамен
|
1. Цели и задачи дисциплины:
Цель дисциплины – углубление, обобщение и систеиатизацию студентами теоретико-методологических вопросов формирования готовности к обучению грамоте детей с нарушениями речи с учетом требований, предъявляемых к учителю-логопеду на современном этапе.
Дисциплина «Методика обучения грамоте детей с нарушениями речи» направлена на подготовку студентов к выполнению основных видов профессиональной деятельности по профилю подготовки «Логопедия» (коррекционно-педагогической, диагностико-консультативной, исследовательской, культурно-просветительской), к решению типовых профессиональных задач в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных школьных, дошкольных и медицинских учреждениях, центрах реабилитации и коррекции, психолого-медико-педагогических комиссиях.
Бакалавр по направлению подготовки 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование по профилю подготовки «Логопедия» в ходе освоения учебной дисциплины «Методика обучения грамоте детей с нарушениями речи» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки:
в области коррекционно-педагогической деятельности:
подготовка к обучению и обучение грамоте детей с речевыми нарушениями в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию лиц с ограниченными возможностями здоровья;
обучение студентов основам создания и применения технологий и методик многоаспектного обследования и диагностики готовности к обучению грамоте детей с нарушениями речи как в специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях, так и в условиях структур здравоохранения, социальных структур, в том числе и в образовательных учреждениях, реализующих программы совместного (интегрированного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей;
формирование у студентов умений разрабатывать и корректировать индивидуальные программы коррекционной работы по обучению грамоте на основе результатов психолого-педагогической диагностики и структуры дефекта;
ознакомление с методикой работы учителя-логопеда по обучению грамоте в группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и общим недоразвитием речи в ДОУ;
овладение студентами умениями разрабатывать структурные и содержательные модели коррекционно-ориентированного обучения для подготовки детей к усвоению письма и чтения;
ознакомление студентов со специальной литературой, освещающей вопросы подготовки к обучению и обучения грамоте детей с нарушениями речи, профилактики дисграфии и дислексии в школьном обучении;
формирование у студентов умений реализовывать личностно-ориентированный подход обучению и воспитанию детей с нарушениями речи.
в области диагностико-консультативной деятельности:
развитие у студентов умений организовывать и проводить диагностическое исследование речевой деятельности и выявлять характерные для детей с нарушениями речи отклонения в базовых для овладения грамотой процессов и функций (эмоционально-волевой сферы, моторных функций, кинестетического чувства, динамического праксиса, оптико-пространственной ориентации, навыков фонемного анализа и др.);
овладение практическими умениями анализировать проявления речевых нарушений и определять возможные пути их преодоления;
развитие навыков консультирования родителей и педагогов по проблемам подготовки к обучению грамоте детей с речевыми нарушениями на основе комплексного подхода к реабилитационному процессу;
развитие навыков оказания консультативной помощи родителям детей с нарушениями речи по вопросам семейного воспитания и подготовки к школьному обучению.
в области исследовательской деятельности:
ознакомление студентов с правилами сбора, анализа и систематизации информации в рамках проблемы обучения грамоте детей с нарушениями речи;
обучение студентов обоснованному выбору учебно-методического обеспечения процесса обучения грамоте детей с речевыми нарушениями;
знакомство студентов с основами планирования коррекционно-развивающей работы по подготовке к обучению грамоте с учетом специфики образовательной программы и структуры речевых нарушений.
в области культурно-просветительской деятельности:
формирование общей и речевой культуры будущего учителя-логопеда, обучение студентов основам развития общей культуры детей с нарушениями речи;
воспитание у студентов чувства такта и толерантного отношения к детям с речевыми нарушениями, а также к членам их семей;
воспитание чувства поддержки и взаимопомощи при работе в педагогическом коллективе (при взаимодействии администрации учреждения, учителя-логопеда, других специалистов и воспитателей), способствующего повышению эффективности логопедической диагностики и коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Программа данной учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование» профиль «Логопедия» (квалификация (степень) «бакалавр») (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 января 2010г. № 49). Дисциплина «Методика обучения грамоте детей с нарушениями речи» относится к дисциплинам вариативной части цикла профессиональных дисциплин. В соответствие с ФГОС ВПО в содержании дисциплины «Методика обучения грамоте детей с нарушениями речи» отражены: история, терминология, определение, методика логопедического воздействия, эффективность, профилактика, специальные пособия, медицинское и общепедагогическое воздействие, социальная адаптация.
Для изучения дисциплины «Методика обучения грамоте детей с нарушениями речи» по профилю подготовки «Логопедия» необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися на предыдущем уровне образования (профильном среднем специальном), а также знания, умения, навыки, приобретенные в ходе изучения дисциплин «Педагогика», «Специальная педагогика», «Психология», «Основы нейрофизиологии, высшей нервной деятельности и высших психических функций», «Анатомия, физиология и патология речи и сенсорных систем», «Специальная психология», «Введение в логопедическую специальность», «Дислалия», «Дизартрия», «Ринолалия», «Алалия», «Логопедия (фонетико – фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи)», «Методика преподавания русского языка в начальной школе».
Знания, умения, навыки и компетенции, приобретенные в результате освоения дисциплины «Методика обучения грамоте детей с нарушениями речи» являются базовыми для последующего изучения таких дисциплин, как «Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями», «Логопедические технологии обследования и коррекции нарушений речи», «Логопедический практикум», «Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями», «Нарушения письма и чтения».
3. Требования к результатам освоения дисциплины.
Процесс изучения дисциплины «Методика обучения грамоте детей с нарушениями речи» направлен на формирование следующих специальных компетенций:
общекультурных компетенций (ОК)
- способности и готовности:
способности к социальному взаимодействию и сотрудничеству в педагогическом коллективе и в процессе работы с лицами с речевой патологией, а также с родителями (или законными представителями) детей с отклонениями в развитии; способности к разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);
способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса развития логопедии как науки (ОК-2);
способности к грамотной письменной и устной коммуникации на русском языке; готовности к изложению учебного материала дисциплины научным языком с использованием соответствующей терминологии, применению навыков публичной речи, ведения дискуссии (ОК-5);
способностью использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-7);
готовности к овладению средствами самостоятельного, методически правильного использования методов обучения, воспитания и коррекции лиц с речевой патологией (ОК-8);
профессиональных компетенций (ПК)
- в области общепрофессиональных способностей и готовности:
способности осознавать социальную значимость своей будущей профессии учителя-логопеда, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию детей с речевыми нарушениями) (ОП-1);
способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы (возникающие на современном этапе в логопедии), выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2);
умением применять в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии (поиск необходимой информации по проблемам логопедии на специализированных сайтах в Интернет-сети, подготовка в электронном виде заданий для самостоятельной работы, знакомство с электронными версиями обучающих программ и т.п.) (ОП-3);
- в области коррекционно-педагогической деятельности:
способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к детям с различными формами речевых нарушений (ПК-1);
готовностью к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы с детьми с речевыми нарушениями (ПК-2);
способностью к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования детей с речевыми нарушениями (ПК-3);
готовностью к взаимодействию с семьями детей, имеющих речевые нарушения, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи и членов их семей (ПК-4);
- в области диагностико-консультативной деятельности:
способности организовывать и осуществлять дифференциальную диагностику детей с речевой патологией с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);
способности к анализу результатов логопедического обследования детей с речевыми нарушениями на основе использования различных (клинико-педагогической и психолого-педагогической) классификаций речевых нарушений (ПК-6);
способности осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-логопедического воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7);
готовностью к оказанию консультативной помощи детям с речевыми нарушениями, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания (ПК-8);
- в области исследовательской деятельности:
готовности к сбору, анализу и систематизации информации в рамках логопедического обследования (ПК-9);
способности к планированию, организации и совершенствованию коррекционно-логопедической работы (ПК-10);
готовности к использованию знаний в области современного русского литературного языка в профессиональной деятельности, к лингвистическому анализу (ПК-11);
способности использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с речевыми нарушениями (ПК-12);
- в области культурно-просветительской деятельности:
готовности к формированию общей культуры детей с речевыми нарушениями (ПК-13);
способности проводить просветительскую работу среди населения по профилактике появления нарушений развития у детей; способности осуществлять работу по поляризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14).
В результате изучения дисциплины «Методика обучения грамоте детей с нарушениями речи» студенты должны
основные понятия категориального аппарата данной дисциплины;
принципы, задачи и методы логопедической работы по подготовке и обучению грамоте дошкольников с речевыми нарушениями, а также исторические аспекты становления современной методики;
основные показатели нормативного и патологического развития речевой деятельности при различных речевых нарушениях;
клиническую типологию и психолого – педагогическую характеристику детей с нарушениями речи;
основные направления в системе профилактических мер и методике диагностической и коррекционной работы при различных отклонениях в речевом развитии;
выявлять нарушения в развитии речи, дифференцировать их от нормативного речевого развития и от других отклонений и проблем в развитии (задержка психического развития, нарушения слуха и др.);
определять клиническую типологию речевой патологии, уровень речевого развития;
владеть:
навыками сбора анамнестических данных детей с нарушениями речи;
навыками анализа основных проявлений ФФН и ОНР.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы.
Вид учебной работы
| ВСЕГО
| в том числе по семестрам
| зач. ед.
| час.
|
|
|
| зач. ед.
| час.
| зач. ед.
| час.
| зач. ед.
| час.
| Аудиторные занятия (всего)
| 0,3
| 12
|
|
|
|
|
|
| в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
| Лекции
| 0,2
| 8
|
|
|
|
|
|
| Практические занятия
| 0,05
| 2
|
|
|
|
|
|
| Семинары
|
|
|
|
|
|
|
|
| Лабораторные работы
| 0,05
| 2
|
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 1,7
| 60
|
|
|
|
|
|
| в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
|
|
|
|
|
|
|
|
| Расчетно-графические работы
|
|
|
|
|
|
|
|
| Реферат
| 0,2
| 8
|
|
|
|
|
|
| Другие виды самостоятельной работы
|
|
|
|
|
|
|
|
| Подготовка к практическим занятиям
| 0,75
| 27
|
|
|
|
|
|
| Подготовка к промежуточной аттестации
| 0,75
| 27
|
|
|
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации - экзамен
| 1
| 36
|
|
|
|
|
|
| Общая трудоемкость
| 3
| 108
|
|
|
|
|
|
|
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Психологические основы подготовки детей с патологией речи к обучению
|