Министерство образования и науки





Скачать 494.15 Kb.
НазваниеМинистерство образования и науки
страница1/3
Дата публикации17.09.2013
Размер494.15 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая программа
  1   2   3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




Негосударственное образовательное частное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский социально-гуманитарный институт»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

______________В.В. Борисова



«_____» ________________20__


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование дисциплины Б.3.2.15 Методика обучения грамоте детей с нарушениями речи
По направлению подготовки 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование
По профилю подготовки Логопедия

Кафедра специального (дефектологического) образования


Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Москва

2012

Разработчики:

Зав. кафедрой филиала г.Апрелевка, к.п.н., Т.Б. Уварова

(занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)
___________________ _________________ _____________________ (занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)

Рецензенты:

___________________ __________________ _____________________

(занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)
___________________ _________________ _____________________ (занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)



    Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

    «___________________________________»

    «_____» ____________________________________ 20__г., протокол № ____.

    наименование кафедры

    Зав. кафедрой ________________/ ____________________ /

    Рабочая программа одобрена Ученым советом МСГИ

    «_____» ____________________________________ 20__г., протокол № ____.






Индекс по учебному плану

Цикл

Компонент

Базовая часть

вариативная часть

по выбору студента

Б.3.2.15

Гуманитарный, социальный и экономический цикл










Математический и естественно – научный цикл










Профессиональный цикл




V





Форма

обучения

курс

семестр

Трудоемкость дисциплины в часах

Форма

итогового

контроля

Всего часов

Аудиторных часов

Лекции

Семинарские (практически) занятия

Лабораторные занятия

Курсовая

Работа (проект)

Самостоятельная работа

Заочная

4

8

108

12

8

2

2

-

60

экзамен


1. Цели и задачи дисциплины:

    Цель дисциплины – углубление, обобщение и систеиатизацию студентами теоретико-методологических вопросов формирования готовности к обучению грамоте детей с нарушениями речи с учетом требований, предъявляемых к учителю-логопеду на современном этапе.

Дисциплина «Методика обучения грамоте детей с нарушениями речи» направлена на подготовку студентов к выполнению основных видов профессиональной деятельности по профилю подготовки «Логопедия» (коррекционно-педагогической, диагностико-консультативной, исследовательской, культурно-просветительской), к решению типовых профессиональных задач в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных школьных, дошкольных и медицинских учреждениях, центрах реабилитации и коррекции, психолого-медико-педагогических комиссиях.

Бакалавр по направлению подготовки 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование по профилю подготовки «Логопедия» в ходе освоения учебной дисциплины «Методика обучения грамоте детей с нарушениями речи» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки:

  • в области коррекционно-педагогической деятельности:




  • подготовка к обучению и обучение грамоте детей с речевыми нарушениями в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию лиц с ограниченными возможностями здоровья;

  • обучение студентов основам создания и применения технологий и методик многоаспектного обследования и диагностики готовности к обучению грамоте детей с нарушениями речи как в специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях, так и в условиях структур здравоохранения, социальных структур, в том числе и в образовательных учреждениях, реализующих программы совместного (интегрированного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей;

  • формирование у студентов умений разрабатывать и корректировать индивидуальные программы коррекционной работы по обучению грамоте на основе результатов психолого-педагогической диагностики и структуры дефекта;

  • ознакомление с методикой работы учителя-логопеда по обучению грамоте в группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и общим недоразвитием речи в ДОУ;

  • овладение студентами умениями разрабатывать структурные и содержательные модели коррекционно-ориентированного обучения для подготовки детей к усвоению письма и чтения;

  • ознакомление студентов со специальной литературой, освещающей вопросы подготовки к обучению и обучения грамоте детей с нарушениями речи, профилактики дисграфии и дислексии в школьном обучении;

  • формирование у студентов умений реализовывать личностно-ориентированный подход обучению и воспитанию детей с нарушениями речи.

  • в области диагностико-консультативной деятельности:

  • развитие у студентов умений организовывать и проводить диагностическое исследование речевой деятельности и выявлять характерные для детей с нарушениями речи отклонения в базовых для овладения грамотой процессов и функций (эмоционально-волевой сферы, моторных функций, кинестетического чувства, динамического праксиса, оптико-пространственной ориентации, навыков фонемного анализа и др.);

  • овладение практическими умениями анализировать проявления речевых нарушений и определять возможные пути их преодоления;

  • развитие навыков консультирования родителей и педагогов по проблемам подготовки к обучению грамоте детей с речевыми нарушениями на основе комплексного подхода к реабилитационному процессу;

  • развитие навыков оказания консультативной помощи родителям детей с нарушениями речи по вопросам семейного воспитания и подготовки к школьному обучению.

  • в области исследовательской деятельности:

  • ознакомление студентов с правилами сбора, анализа и систематизации информации в рамках проблемы обучения грамоте детей с нарушениями речи;

  • обучение студентов обоснованному выбору учебно-методического обеспечения процесса обучения грамоте детей с речевыми нарушениями;

  • знакомство студентов с основами планирования коррекционно-развивающей работы по подготовке к обучению грамоте с учетом специфики образовательной программы и структуры речевых нарушений.

  • в области культурно-просветительской деятельности:

  • формирование общей и речевой культуры будущего учителя-логопеда, обучение студентов основам развития общей культуры детей с нарушениями речи;

  • воспитание у студентов чувства такта и толерантного отношения к детям с речевыми нарушениями, а также к членам их семей;

  • воспитание чувства поддержки и взаимопомощи при работе в педагогическом коллективе (при взаимодействии администрации учреждения, учителя-логопеда, других специалистов и воспитателей), способствующего повышению эффективности логопедической диагностики и коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями.


2. Место дисциплины в структуре ООП:

    Программа данной учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование» профиль «Логопедия» (квалификация (степень) «бакалавр») (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 января 2010г. № 49). Дисциплина «Методика обучения грамоте детей с нарушениями речи» относится к дисциплинам вариативной части цикла профессиональных дисциплин. В соответствие с ФГОС ВПО в содержании дисциплины «Методика обучения грамоте детей с нарушениями речи» отражены: история, терминология, определение, методика логопедического воздействия, эффективность, профилактика, специальные пособия, медицинское и общепедагогическое воздействие, социальная адаптация.

  1. Для изучения дисциплины «Методика обучения грамоте детей с нарушениями речи» по профилю подготовки «Логопедия» необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися на предыдущем уровне образования (профильном среднем специальном), а также знания, умения, навыки, приобретенные в ходе изучения дисциплин «Педагогика», «Специальная педагогика», «Психология», «Основы нейрофизиологии, высшей нервной деятельности и высших психических функций», «Анатомия, физиология и патология речи и сенсорных систем», «Специальная психология», «Введение в логопедическую специальность», «Дислалия», «Дизартрия», «Ринолалия», «Алалия», «Логопедия (фонетико – фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи)», «Методика преподавания русского языка в начальной школе».

  2. Знания, умения, навыки и компетенции, приобретенные в результате освоения дисциплины «Методика обучения грамоте детей с нарушениями речи» являются базовыми для последующего изучения таких дисциплин, как «Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями», «Логопедические технологии обследования и коррекции нарушений речи», «Логопедический практикум», «Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями», «Нарушения письма и чтения».


3. Требования к результатам освоения дисциплины.

    Процесс изучения дисциплины «Методика обучения грамоте детей с нарушениями речи» направлен на формирование следующих специальных компетенций:

  • общекультурных компетенций (ОК)

    - способности и готовности:

  • способности к социальному взаимодействию и сотрудничеству в педагогическом коллективе и в процессе работы с лицами с речевой патологией, а также с родителями (или законными представителями) детей с отклонениями в развитии; способности к разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

  • способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса развития логопедии как науки (ОК-2);

  • способности к грамотной письменной и устной коммуникации на русском языке; готовности к изложению учебного материала дисциплины научным языком с использованием соответствующей терминологии, применению навыков публичной речи, ведения дискуссии (ОК-5);

  • способностью использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-7);

  • готовности к овладению средствами самостоятельного, методически правильного использования методов обучения, воспитания и коррекции лиц с речевой патологией (ОК-8);

  • профессиональных компетенций (ПК)

    - в области общепрофессиональных способностей и готовности:

  • способности осознавать социальную значимость своей будущей профессии учителя-логопеда, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию детей с речевыми нарушениями) (ОП-1);

  • способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы (возникающие на современном этапе в логопедии), выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2);

  • умением применять в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии (поиск необходимой информации по проблемам логопедии на специализированных сайтах в Интернет-сети, подготовка в электронном виде заданий для самостоятельной работы, знакомство с электронными версиями обучающих программ и т.п.) (ОП-3);

    - в области коррекционно-педагогической деятельности:

  • способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к детям с различными формами речевых нарушений (ПК-1);

  • готовностью к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы с детьми с речевыми нарушениями (ПК-2);

  • способностью к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования детей с речевыми нарушениями (ПК-3);

  • готовностью к взаимодействию с семьями детей, имеющих речевые нарушения, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи и членов их семей (ПК-4);

    - в области диагностико-консультативной деятельности:

  • способности организовывать и осуществлять дифференциальную диагностику детей с речевой патологией с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);

  • способности к анализу результатов логопедического обследования детей с речевыми нарушениями на основе использования различных (клинико-педагогической и психолого-педагогической) классификаций речевых нарушений (ПК-6);

  • способности осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-логопедического воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7);

  • готовностью к оказанию консультативной помощи детям с речевыми нарушениями, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания (ПК-8);

    - в области исследовательской деятельности:

  • готовности к сбору, анализу и систематизации информации в рамках логопедического обследования (ПК-9);

  • способности к планированию, организации и совершенствованию коррекционно-логопедической работы (ПК-10);

  • готовности к использованию знаний в области современного русского литературного языка в профессиональной деятельности, к лингвистическому анализу (ПК-11);

  • способности использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с речевыми нарушениями (ПК-12);

- в области культурно-просветительской деятельности:

  • готовности к формированию общей культуры детей с речевыми нарушениями (ПК-13);

  • способности проводить просветительскую работу среди населения по профилактике появления нарушений развития у детей; способности осуществлять работу по поляризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14).



    В результате изучения дисциплины «Методика обучения грамоте детей с нарушениями речи» студенты должны

  • знать:

      • основные понятия категориального аппарата данной дисциплины;

      • принципы, задачи и методы логопедической работы по подготовке и обучению грамоте дошкольников с речевыми нарушениями, а также исторические аспекты становления современной методики;

      • основные показатели нормативного и патологического развития речевой деятельности при различных речевых нарушениях;

      • клиническую типологию и психолого – педагогическую характеристику детей с нарушениями речи;

      • основные направления в системе профилактических мер и методике диагностической и коррекционной работы при различных отклонениях в речевом развитии;

  • уметь:

      • выявлять нарушения в развитии речи, дифференцировать их от нормативного речевого развития и от других отклонений и проблем в развитии (задержка психического развития, нарушения слуха и др.);

      • определять клиническую типологию речевой патологии, уровень речевого развития;

  • владеть:

      • навыками сбора анамнестических данных детей с нарушениями речи;

      • навыками анализа основных проявлений ФФН и ОНР.



4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы.


Вид учебной работы

ВСЕГО

в том числе по семестрам

зач. ед.

час.










зач. ед.

час.

зач. ед.

час.

зач. ед.

час.

Аудиторные занятия (всего)

0,3

12



















в том числе:

























Лекции

0,2

8



















Практические занятия

0,05

2



















Семинары

























Лабораторные работы

0,05

2



















Самостоятельная работа (всего)

1,7

60



















в том числе:

























Курсовой проект (работа)

























Расчетно-графические работы

























Реферат

0,2

8



















Другие виды самостоятельной работы

























Подготовка к практическим занятиям

0,75

27



















Подготовка к промежуточной аттестации

0,75

27



















Вид промежуточной аттестации - экзамен

1

36



















Общая трудоемкость

3

108




















5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Психологические основы подготовки детей с патологией речи к обучению

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство образования и науки iconМинистерство образования и науки архангельской области
Министерство образования и науки Архангельской области (далее министерство) сообщает, что в 2012/2013 учебном году период государственной...
Министерство образования и науки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Министерство образования и науки российской министерство образования и науки российской федерации
Министерство образования и науки iconМинистерство образования и науки российской федерации министерство здравоохранения и социального
Цель дисциплины – овладение знаниями гигиенической науки и умениями по санитарии в оценке факторов окружающей среды, влияющей на...
Министерство образования и науки iconМинистерство науки, образования, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ министерство...
Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом...
Министерство образования и науки iconМинистерство науки, образования, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ министерство...
Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом...
Министерство образования и науки iconМинистерство образования и науки россии министерство образования рб
Мку «отдел образования администрации муниципального района мечетлинский район рб»
Министерство образования и науки iconМинистерство образования и науки
Министерство внутренних дел Российской Федерации Центр профессиональной подготовки гувд по Челябинской области план-конспект
Министерство образования и науки iconРабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на...
Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., «Просвещение», 2010 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания...
Министерство образования и науки iconРабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на...
Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., «Просвещение», 2010 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания...
Министерство образования и науки iconРоссийской Федерации Министерство образования и науки
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования и науки iconМинистерство образования и науки российской федерации министерство...
Дисциплина «Микробиология, вирусология» относится к циклу математических, естественнонаучных и медико-биологических дисциплин по...
Министерство образования и науки iconМинистерство образования и науки рб министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды рб
П 77 Природа. Экология. Человек: Информационно-методический сборник. / Сост. Л. А. Кузнецова г. Улан-Удэ, ипк всгаки, 2006. 75 с
Министерство образования и науки iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральная...
«Бегишевская средняя общеобразовательная школа имени Мансура Хасановича Хасанова»
Министерство образования и науки iconМинистерство образования и науки РФ федеральное государственное бюджетное...
Рабочая программа по обществознанию для 10-11 классов составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами...
Министерство образования и науки iconПрограммы студенческой «Недели науки» Министерство образования и...
Программа недели академической активности юфу на факультете социологии и политологии
Министерство образования и науки iconТематические интернет-ресурсы в помощь образованию
Официальный сайт Министерство образования и науки РФ. Здесь: новости, анонсы мероприятий, публикации в сми. Структура и руководство...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск