Скачать 480.78 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав.кафедрой _______________________ ___________(ФИО) Решение заседания кафедры Протокол № _1_ «_03_» _сентября__2012_г.
Направление: 050700 «Специальное дефектологическое образование» Профиль: логопедия Составители: _Е.Ф. Архипова__ профессор (должность) Москва-2012 1. Пояснительная записка Основные цели и задачи курса. Программа курса предназначена для студентов 1 – го курса (2 – й семестр) отделения логопедии и направлена на усвоение понятий, фактов, закономерностей, связанных с характеристикой такой сложной формы речевой патологии, какой является дизартрия. В содержании курса предусмотрено: 1). получение студентами знаний о структуре речевого дефекта при дизартрии, причинах и механизмах речевого расстройства, психолого-педагогических критериях дифференциации основных клинических форм дизартрии; 2). формирование у студентов теоретических и практических представлений: – обследование детей и взрослых с дизартрией; – анализ данных анамнеза и результатов комплексного обследования; – определение структуры речевого дефекта и умение делать диагностические и прогностические выводы; – составление психолого-педагогической характеристики на ребенка и взрослого с дизартрией; существования, таких как: интегрируемость непрерывной – разработка комплексной программы коррекционного психолого-педагогического воздействия и составление планов-конспектов индивидуальных и фронтальных логопедических занятий на разных этапах коррекционно-формирующего воздействия; – осуществление обоснованного выбора методических средств и предметов коррекции и компенсации речевого дефекта, нарушения моторной сферы, познавательных и эмоционально-волевых процессов у детей с дизартрией. Курс рассчитан на 180 часов, в том числе лекционные, лабораторные занятия; отдельные вопросы курса выносятся для самостоятельной работы на дневном отделении. Основные цели и задачи курса. Цель: Целью дисциплины является подготовка специалиста учителя-логопеда к работе со сложными речевыми нарушениями у детей и взрослых. Задачи: Задачами дисциплины являются: – умение обследовать лиц с дефектологической патологией и имеющих дизартрию; – выявлять структуру дефекта при дизартрии; – определять оптимальные пути коррекционной работы; – владеть современными технологиями психолого-педагогического воздействия. Уровень овладения данной дисциплины должен соответствовать следующим требованиям: Студент должен овладеть: – теоретическими знаниями по проблеме нарушений речи; – методологией психолого-педагогического изучения детей, имеющих нарушения в развитии речи и дизартрию; – практическими навыками психолого-педагогического и логопедического обследования лиц с дизартрией; – анализом педагогической документации. В результате изучения данного курса студенты должны знать: – этиологию, механизм, структуру речевых нарушений у разных категорий аномальных детей и взрослых; – специфику психолого-педагогического изучения лиц с речевыми нарушениями; – принципы и направления коррекционного воздействия в разные возрастные периоды при дизартрии. При успешном завершении обучения по разделу «Дизартрия» студенты приобретают умения: – проводить психолого-педагогическое и логопедическое обследование; – изучать медицинскую, педагогическую и логопедическую документацию; – выявлять речевые нарушения и определять структуру их дефекта; – диагностировать речевые нарушения и определять первичность и вторичность ведущего нарушения при дизартрии; – определять специфические психологические особенности у лиц с речевыми нарушениями; – консультировать родителей, имеющих детей с различными – сложными комбинированными дефектами, включающими речевые расстройства – дизартрию; – определять вид и тип специального коррекционно-образовательного учреждения для разных групп детей с речевыми отклонениями; – включать в комплексную медико-психолого-педагогическую работу с детьми, страдающими различными речевыми нарушениями разного возраста (начиная с младенческого периода); – пропагандировать логопедические занятия, необходимые для профилактики своевременной речевых нарушений. Объем в ЗЕ: ______2 кредит___________________________ Время изучения: курс__1__________семестр___2______________ Взаимосвязь с другими модулями: Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: Возрастная анатомия и физиология, Педагогика, Психология. Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Организация и планирование логопедических занятий, Индивидуальные формы логопедической работы, Коррекция произносительной стороны речи. Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ Кластерная принадлежность ОМ: инструментальный ОМ Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех): - Осознание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, способность к эмпатии, адекватному восприятию лиц с ОВЗ; - Базовая теоретическая и предметно-практическая подготовка к выполнению профессиональной деятельности; - Способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях специальных (коррекционных) учреждений. Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач: - Осуществление профессиональной деятельности. - Организация коррекционно-развивающего и коррекционно-образовательного процесса. Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): при прохождении модуля обязательно использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения, моделирование и анализ ситуаций профессиональной деятельности учителя-логопеда. Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): 1 уровень сложности: контрольный устный и письменный опрос; тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа); 2 уровень сложности: конспектирование, планирование и анализ конспектов занятий; 3 уровень сложности: реферирование, моделирование социально-педагогических ситуаций профессиональной деятельности учителя-логопеда, выполнение профессиональных творческих заданий Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: (ненужное удалить) 50/50 % - инструментальный кластер Технологическая карта образовательного модуля
|
Программа модуля «Логопедия (Нарушение голоса)» Направление: 050700... Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии(протокол от «29»марта 2012 г. №8) | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направление... Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направление 050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование,... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направление... Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направление 050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование,... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направление... Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направление 050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование,... | ||
Программа модуля «Логопедия (Алалия)» Направление: 050700 «Специальное... Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 050718... | Программа модуля «Логопедия (Заикание)» Направление: 050700 «Специальное... В соответствии с образовательной программой дошкольного образовательного учреждения, на основе анализа уровня развития детей, в целях... | ||
Программа модуля «Логопедия (общее недоразвитие речи)» Направление:... Аннотация. На первом этапе подготовки экскурсии необходимо выбрать объект экскурсии и подготовить материал, найти Интернет-ресурсы... | Программа модуля «Коррекция произносительной стороны речи» Направление:... Этот урок сегодня | ||
Рабочая программа дисциплины невропатология направление подготовки... Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | Основная образовательная программа: 050700. 68 68 Специальное (дефектологическое)... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... Специальное (дефектологическое) образование, профиль – Логопедия, форма обучения – очная | Программа модуля «Логопедическая работа с лицами с рда» Направление:... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 050700. 62 Специальное (дефектологическое)... | Программа модуля «Методика обучению русскому языку» Направление:... Базовый учебник – Русский язык. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ С. Н. Пименова | ||
Программа модуля «Речевое общение детей с недоразвитием речи» Направление:... Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии(протокол от «29»марта 2012 г. №8) | Программа модуля «Нарушение речи у умственно отсталых детей» Направление:... Учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «специальная (коррекционная) общеобразовательная... |