2.2. Деятельность по реализации рабочих программ
2.2.1. Рабочая учебная программа «Первые слова»
В последние годы увеличивается количество детей раннего возраста с темповыми задержками речевого развития и ранними проявления нарушения всех сторон речи (ОНР) («Особенности речевого развития при нормальном развитии, задержки речевого развития и у детей из группы риска по ОНР»).
У этих детей речь практически не развита, словесные средства отсутствуют. Их речь настолько изобилует аграмматизмами, что малопонятна окружающим. Все эти дети нуждаются в квалифицированной помощи невропатолога, логопеда, психолога, что обеспечивается при их поступлении в логопедические группы. Раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений – одна из актуальных проблем современной логопедии. Понимание значимости данной проблемы позволило нам, обобщив и систематизировав передовой педагогический опыт создать единую программу коррекционно – развивающей работы с детьми раннего возраста специалистов дошкольного учреждения (учителя – логопеда, педагога – психолога, педагога Монтессори).
Учитывая особенности данной категории детей (трудности в социализации, установлении контакта межличностных отношениях с детьми и взрослыми, проблемы адаптации, отставание в развитии мелкой и общей моторики, нарушении эмоционально-волевой сферы, несформированность навыков самообслуживания и др.), для обеспечения более высоких темпов динамики общего и речевого развития целесообразен комплексный подход в работе с детьми раннего возраста, а так же привлечение к данной работе родителей.
Цель программы: реализация комплексного подхода коррекционно – развивающей работы с детьми группы риска по общему недоразвитию речи в возрасте 2-3 лет, предусматривающая полное взаимодействие и преемственность действий учителя – логопеда, педагога – психолога, педагога Монтессори.
Для реализации поставленной цели нами выделены следующие задачи:
способствовать формированию начального детского лексикона у детей с нормальным слухом и сохраненными предпосылками интеллектуального развития из группы риска по общему недоразвитию речи (ОНР, группа риска) в условиях ДОУ комбинированного вида;
способствовать формированию эмоционально – волевой сферы, коммуникативных и когнитивных способностей детей, обеспечению эмоционального благополучия, укрепления психического здоровья;
способствовать развитию и утончению всех органов чувств, расширению кругозора, навыков самообслуживания;
осуществлять просветительскую и консультационную деятельность для всех субъектов коррекционного процесса (родители, воспитатели, специалисты).
Актуальность данной программы состоит в раннем выявлении детей раннего возраста с темповыми задержками речевого развития и ранними проявления нарушения всех сторон речи (ОНР), проведении коррекционно – развивающей работы с целью предупреждения более грубых проявлений речевых нарушений.
Новизной данной программы является создание единого коррекционного пространства, в котором задействованы учитель – логопед, педагог – психолог, педагог Монтессори.
Кроме логопедических трудностей дети данной категории нуждаются в эмоциональной поддержке, так как это те дети, которые впервые начинают посещать детский сад. Таким образом, большое внимание педагога – психолога уделяется созданию благоприятного психологического климата в группе, сохранению психического здоровья в период адаптации, установлению положительного межличностного взаимодействия «ребёнок – родители», «ребёнок - воспитатель», «воспитатели – родители».
Основные направления работы педагога – психолога:
диагностическая деятельность;
коррекционно – развивающая деятельность;
просветительская и консультационная деятельность.
В программе предложены методические разработки для проведения семинаров с воспитателями по проблеме воспитания детей раннего возраста (приложение 31), материалы для проведения родительских собраний педагогом - психологом, буклеты для родителей, оформления стенда для родителей (приложение 32), а так же анкеты для исследования индивидуальных особенностей ребёнка, исследования уровня адаптации ребёнка к ДОУ (приложение 33, 34), примерный конспект занятия с детьми раннего возраста в период адаптации (приложение 35).
На занятиях педагог - Монтессори много внимания уделяет развитию крупной и мелкой моторики:
ношение стула, кувшина;
открывание и закрывание двери, баночек, коробочек;
сворачивание, разворачивание коврика, салфеток, полотенец, фартуков;
пересыпание, переливание.
Большое значение для речевого развития детей имеют индивидуальные занятия педагога – Монтессори в сенсорной зоне класса Монтессори. Дети учатся различать предметы по определённым признакам (длине, высоте, весу, цвету, температуре). Сенсорный материал развивает зрение, обоняние, слух, осязание) и подготавливает к дальнейшему восприятию математических понятий. В зоне упражнений практической жизни с реальными предметами дети приобретают навыки самообслуживания (стирают, глядят, складывают одежду, застёгивают пуговицы, моют посуду, режут фрукты, убирают мусор со стола, подметают пол, вытирают лужи), что способствует развитию независимыми от взрослых и получению чувства удовлетворения от проделанной работы.
Практической значимостью данной программы является подробное описание игр и игровых упражнений для детей 2-3 лет из группы риска по общему недоразвитию речи, а также рекомендации педагога – психолога и педагога Монтессори для родителей по работе с детьми в домашних условиях.
Программа коррекционно-развивающей работы для детей раннего возраста (с 2-3 лет) из группы риска по общему недоразвитию речи составлена в соответствии с законом РФ «Об образовании», соответствующими направлениями Концепцией дошкольного воспитания, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Конвенцией о правах ребёнка и разработками отечественных учёных в области общей и специальной педагогики и психологии.
Данная программа может быть реализована в массовом детском саду с детьми раннего возраста, которые несколько «отстали» в своём речевом развитии от сверстников, уже умеющих общаться с помощью коротких фраз.
Основные направление коррекционно-развивающей работы:
Развитие импрессивной речи;
Формирование экспрессивной речи;
Формирование просодических компонентов речи;
Развитие графических навыков;
Развитие артикуляционной моторики;
Развитие общей моторики;
Развитие мелкой моторики;
Развитие слухового восприятия;
Развитие зрительного восприятия;
Данная программа рекомендована воспитателям, родителям, специалистам для индивидуальной работы с детьми раннего возраста. Предложенный лексический материал педагоги и родители могут использовать порционно, ориентируясь на потребности и уровень развития ребёнка. Система коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста из группы риска по общему недоразвитию речи
|