Рабочая учебная программа «Первые слова»





НазваниеРабочая учебная программа «Первые слова»
страница1/7
Дата публикации19.09.2013
Размер0.61 Mb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая учебная программа
  1   2   3   4   5   6   7
2.2. Деятельность по реализации рабочих программ

2.2.1. Рабочая учебная программа «Первые слова»

В последние годы увеличивается количество детей раннего возраста с темповыми задержками речевого развития и ранними проявления нарушения всех сторон речи (ОНР) («Особенности речевого развития при нормальном развитии, задержки речевого развития и у детей из группы риска по ОНР»).

У этих детей речь практически не развита, словесные средства отсутствуют. Их речь настолько изобилует аграмматизмами, что малопонятна окружающим. Все эти дети нуждаются в квалифицированной помощи невропатолога, логопеда, психолога, что обеспечивается при их поступлении в логопедические группы. Раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений – одна из актуальных проблем современной логопедии. Понимание значимости данной проблемы позволило нам, обобщив и систематизировав передовой педагогический опыт создать единую программу коррекционно – развивающей работы с детьми раннего возраста специалистов дошкольного учреждения (учителя – логопеда, педагога – психолога, педагога Монтессори).

Учитывая особенности данной категории детей (трудности в социализации, установлении контакта межличностных отношениях с детьми и взрослыми, проблемы адаптации, отставание в развитии мелкой и общей моторики, нарушении эмоционально-волевой сферы, несформированность навыков самообслуживания и др.), для обеспечения более высоких темпов динамики общего и речевого развития целесообразен комплексный подход в работе с детьми раннего возраста, а так же привлечение к данной работе родителей.

Цель программы: реализация комплексного подхода коррекционно – развивающей работы с детьми группы риска по общему недоразвитию речи в возрасте 2-3 лет, предусматривающая полное взаимодействие и преемственность действий учителя – логопеда, педагога – психолога, педагога Монтессори.

Для реализации поставленной цели нами выделены следующие задачи:

  • способствовать формированию начального детского лексикона у детей с нормальным слухом и сохраненными предпосылками интеллектуального развития из группы риска по общему недоразвитию речи (ОНР, группа риска) в условиях ДОУ комбинированного вида;

  • способствовать формированию эмоционально – волевой сферы, коммуникативных и когнитивных способностей детей, обеспечению эмоционального благополучия, укрепления психического здоровья;

  • способствовать развитию и утончению всех органов чувств, расширению кругозора, навыков самообслуживания;

  • осуществлять просветительскую и консультационную деятельность для всех субъектов коррекционного процесса (родители, воспитатели, специалисты).

Актуальность данной программы состоит в раннем выявлении детей раннего возраста с темповыми задержками речевого развития и ранними проявления нарушения всех сторон речи (ОНР), проведении коррекционно – развивающей работы с целью предупреждения более грубых проявлений речевых нарушений.

Новизной данной программы является создание единого коррекционного пространства, в котором задействованы учитель – логопед, педагог – психолог, педагог Монтессори.

Кроме логопедических трудностей дети данной категории нуждаются в эмоциональной поддержке, так как это те дети, которые впервые начинают посещать детский сад. Таким образом, большое внимание педагога – психолога уделяется созданию благоприятного психологического климата в группе, сохранению психического здоровья в период адаптации, установлению положительного межличностного взаимодействия «ребёнок – родители», «ребёнок - воспитатель», «воспитатели – родители».

Основные направления работы педагога – психолога:

  • диагностическая деятельность;

  • коррекционно – развивающая деятельность;

  • просветительская и консультационная деятельность.

В программе предложены методические разработки для проведения семинаров с воспитателями по проблеме воспитания детей раннего возраста (приложение 31), материалы для проведения родительских собраний педагогом - психологом, буклеты для родителей, оформления стенда для родителей (приложение 32), а так же анкеты для исследования индивидуальных особенностей ребёнка, исследования уровня адаптации ребёнка к ДОУ (приложение 33, 34), примерный конспект занятия с детьми раннего возраста в период адаптации (приложение 35).

На занятиях педагог - Монтессори много внимания уделяет развитию крупной и мелкой моторики:

  • ношение стула, кувшина;

  • открывание и закрывание двери, баночек, коробочек;

  • сворачивание, разворачивание коврика, салфеток, полотенец, фартуков;

  • пересыпание, переливание.

Большое значение для речевого развития детей имеют индивидуальные занятия педагога – Монтессори в сенсорной зоне класса Монтессори. Дети учатся различать предметы по определённым признакам (длине, высоте, весу, цвету, температуре). Сенсорный материал развивает зрение, обоняние, слух, осязание) и подготавливает к дальнейшему восприятию математических понятий. В зоне упражнений практической жизни с реальными предметами дети приобретают навыки самообслуживания (стирают, глядят, складывают одежду, застёгивают пуговицы, моют посуду, режут фрукты, убирают мусор со стола, подметают пол, вытирают лужи), что способствует развитию независимыми от взрослых и получению чувства удовлетворения от проделанной работы.

Практической значимостью данной программы является подробное описание игр и игровых упражнений для детей 2-3 лет из группы риска по общему недоразвитию речи, а также рекомендации педагога – психолога и педагога Монтессори для родителей по работе с детьми в домашних условиях.

Программа коррекционно-развивающей работы для детей раннего возраста (с 2-3 лет) из группы риска по общему недоразвитию речи составлена в соответствии с законом РФ «Об образовании», соответствующими направлениями Концепцией дошкольного воспитания, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Конвенцией о правах ребёнка и разработками отечественных учёных в области общей и специальной педагогики и психологии.

Данная программа может быть реализована в массовом детском саду с детьми раннего возраста, которые несколько «отстали» в своём речевом развитии от сверстников, уже умеющих общаться с помощью коротких фраз.

Основные направление коррекционно-развивающей работы:

  • Развитие импрессивной речи;

  • Формирование экспрессивной речи;

  • Формирование просодических компонентов речи;

  • Развитие графических навыков;

  • Развитие артикуляционной моторики;

  • Развитие общей моторики;

  • Развитие мелкой моторики;

  • Развитие слухового восприятия;

  • Развитие зрительного восприятия;

Данная программа рекомендована воспитателям, родителям, специалистам для индивидуальной работы с детьми раннего возраста. Предложенный лексический материал педагоги и родители могут использовать порционно, ориентируясь на потребности и уровень развития ребёнка.
Система коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста из группы риска по общему недоразвитию речи
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа «Первые слова» iconТематическое планирование уроков русского языка по учебнику «Русский...
Уметь записывать слова под диктовку, соотносить звуковую оболочку слова с его написанием
Рабочая учебная программа «Первые слова» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Для родителей этот день тоже особенный – они теперь не просто ваши мамы и папы, а родители учеников. И, наверное, этот день они будут...
Рабочая учебная программа «Первые слова» icon§ Первые шаги, первые трудности, первые достижения
Д. И. Грищенко; первые судебные дела; формирование адвокатского корпуса; исполняющая обязанности председателя оргбюро Е. И. Николаенко;...
Рабочая учебная программа «Первые слова» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
От кистеперых рыб произошли древние земноводные — ихтиостеги. Появились первые отряды крылатых насекомых — тараканы и стрекозы. 10....
Рабочая учебная программа «Первые слова» icon"Твои первые энциклопедии, словари, справочники"
Библиотекарь. Теперь вы умеете читать и писать. Но, наверное, встречаются иногда вам и не совсем понятные слова, есть и такие слова,...
Рабочая учебная программа «Первые слова» iconРабочая учебная программа по математике 7
Рабочая учебная программа учебного предмета «Математика» (далее Рабочая учебная программа) составлена на основании сборника нормативно-правовых...
Рабочая учебная программа «Первые слова» iconРабочая программа курса по выбору «К тайнам мысли и слова» 9 класс
Учебная программа курса по выбору "К тайнам мысли и слова" (8 ч.) содержит материал о лексическом богатстве русского языка, способствует...
Рабочая учебная программа «Первые слова» iconПрограмма: 10 октября, понедельник
В первые осенние каникулы планируется учебная поездка в Стамбул. Тема поездки – «В поисках Константинополя»
Рабочая учебная программа «Первые слова» iconЧемпионат Октябрьского района по Что?
Уважаемые знатоки, воспроизведите первые три слова названия книги, совпадающие с названием известного телевизионного проекта
Рабочая учебная программа «Первые слова» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А как произошло слово «город»? (От слова «огораживать», т к первые города обносили изгородью, забором.)
Рабочая учебная программа «Первые слова» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Как же повезло всей нашей семье, что именно Ольга Владимировна дает дочке первые уроки письма и счета, первые настоящие уроки мудрости,...
Рабочая учебная программа «Первые слова» iconОднокоренные слова и формы слова
Цель: формирование умения отличать родственные слова от форм одного и того же слова
Рабочая учебная программа «Первые слова» iconРабочая учебная программа дисциплины опд. Ф. 01. 1 «Введение в языкознание»
Рабочая учебная программа составлена к ф н., доцентом кафедры французской филологии Сотниковой Т. В
Рабочая учебная программа «Первые слова» iconРабочая учебная программа Направление подготовки 080100. 62 «Экономика»
Внешняя политика и дипломатия [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: тгамэуп, 2013. 27 с
Рабочая учебная программа «Первые слова» iconРабочая учебная программа дисциплины «Проектная логистика»
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080200. 62 «Менеджмент»
Рабочая учебная программа «Первые слова» iconРабочая учебная программа Направление подготовки 080100. 62 «Экономика»
Международный протокол и этикет [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: тгамэуп, 2013. 50 с


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск