Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад присмотра и оздоровления № 35»
ПРОЕКТ Педагогическое сопровождение семьи
в условиях ДОУ присмотра и оздоровления
посредством создания родительского клуба
Подготовили: специалисты:
Горбунова С.Н. – музыкальный руководитель
Машурик Ю.В. – педагог – психолог
Рылова А.Ю. – учитель – логопед
Саворенко И.В – инструктор ФК
Северск - 2013
Авторы проекта: Горбунова Светлана Николаевна, Машурик Юлия Викторовна, Рылова Анна Юрьевна, Саворенко Ирина Владимировна
Место работы: МБДОУ «Детский сад ПО № 35», г. Северск Томской области.
Тема: «Педагогическое сопровождение семьи в условиях ДОУ присмотра и оздоровления посредством создания родительского клуба» Предметное направление: работа с родителями Целевая аудитория: дети 2-3 лет и родители Номинация Фестиваля: долгосрочный проект
Участники: дети первой младшей группы, родители, специалисты детского сада, воспитатели.
Актуальность проекта
В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка". Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Поэтому, осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса в нашем детском саду, мы решили остановиться на таком важном направлении в работе ДОУ как работа с семьей. Проследив состояние системы воспитания и обучения детей нашего ДОУ за предыдущие годы, выявив сильные стороны содержания образования, нами было выявлено и ряд проблем:
Проблемы:
во-первых, с каждым годом все более заметной стала тенденция разделения функций воспитания в семье и образовательном учреждении. Педагоги сетуют на то, что родители не уделяют должного внимания своему ребенку. Родители в свою очередь жалуются, что их ребенок не получает того, что они ожидали от данного образовательного учреждения.
во-вторых, требования, предъявляемые родителями к ДОУ и педагогам, возрастают, но в тоже время, как показали исследования семей воспитанников детского сада, во многих семьях наблюдается уменьшение «воспитательных ресурсов» родителей, приходящихся на каждого ребенка;
Таким образом, выше обозначенные проблемы требуют выстраивания диалога ДОУ и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, что в итоге приведет к созданию единого пространства развития каждого ребенка.
Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым. Для более эффективного взаимодействия ДОУ с родителями возникла необходимость создания новой формы работы взаимодействия с родителями, учитывающей возрастные особенности детей и педагогическую компетенцию каждой семьи.
Степень разработанности проблемы.
Благодаря усилиям отечественных учёных (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин и др.) воспитание, образование и развитие детей в детском саду строится на научной основе и обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач в процессе социализации личности ребёнка. Анализ психолого-педагогических исследований и реальной практики дошкольного образования свидетельствуют о том, что современный взрослый (педагог, родитель) не всегда владеет содержанием и технологиями воспитания (М. А.Радзивилова, Н. Ю.Товстик, И. В.Тельнюк, О. И.Иванова и др.). Поэтому многие специалисты (Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова) детально разрабатывают новое содержание и формы работы с родителями в условиях образовательного учреждения.
Объект проектной деятельности: педагогическое сопровождение семьи в условиях дошкольного учреждения.
Предмет проектной деятельности: организация работы детско-родительского клуба
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей, способствующей обогащению детско-родительских отношений, пропаганда здорового образа жизни и грамотного общения с ребенком.
Задачи:
Изучить концептуальную и методическую литературу по вопросам взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения, проанализировать новые формы и технологии работы с семьей.
Организовать работу детско-родительского клуба, как новую форму работы с родителями.
Создать и внедрить систему наглядной агитации для родителей.
Оценить эффективность проектной деятельности через анкетирование и беседы с родителями, наблюдение за детьми, анализ продуктов деятельности.
Гипотеза проекта заключается в предположении, что создание детско-родительского клуба на базе ДОУ повысит эффективность взаимодействия семьи и детского сада. Ресурсы проекта
Таблица 1
1
| Материально-технические ресурсы
| дидактические игры;
развивающие игрушки;
детская мебель;
проектор и экран;
компьютер;
фотоаппарат;
фонотека музыкальных произведений и т.д..
| 2
| Кадровые ресурсы
| Специалисты детского сада:
учитель-логопед;
педагог-психолог;
инструктор по ФК,
музыкальный руководитель.
| 3
| Информационные ресурсы
| «Программа воспитания и обучения в детском саду», под ред. М.А.Васильевой;
Методическая копилка ДОУ;
Интернет-ресурсы
http://www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал. Образовательные ресурсы для воспитателей, учителей, учеников и родителей. Портал содержит многообразную информацию по всем основным вопросам общего образования, от дошкольного до полного среднего.
http://www.solnet.ee – Детский портал «Солнышко». Проект ориентирован на три основных группы посетителей: на детей (игры, конкурсы, сказки, раскраски, детский журнал, виртуальная школа, форумы); на родителей (on-line консультации по воспитанию, раннему развитию и образованию детей, обмен опытом, форумы); на педагогов (копилка дидактического и сценарного материала, авторские методики и разработки).
http://periodika.websib.ru – Педагогическая периодика: каталог статей российской образовательной прессы.
| 4
| Нормативно-правовые
| Устав ДОУ,
должностные инструкции,
аналитические материалы (планы и отчеты, основная общеобразовательная программа)
|
Этапы проекта:
1-й — подготовительный этап:
изучение концептуальной и методической литературы по теме проектной деятельности. Формирование методологического аппарата. Планирование экспериментальной деятельности (определение временных границ, ключевых показателей, составление перспективного плана работы). Представление и обсуждение проекта на педагогическом совете ДОУ.
2-й — этап реализации проекта:
внедрение инновационных форм и методов работы с родителями в условиях ДОУ ПО: проведение занятий детско - родительского клуба. Мониторинг эффективности проведенной работы;
3-й — завершающий этап:
обобщение и анализ результатов работы, подготовка материалов для публикации и пакета документов для участия в конкурсе методических разработок. Представление опыта работы в ходе семинара-практикума для педагогов на городском методическом объединении и на региональной научно – практической конференции. Обсуждение вариантов продолжения проектной деятельности, внесение дополнений и пожеланий.
Конечный продукт.
Проект нацелен на активное внедрение в практическую деятельность инновационных форм работы с детьми при непосредственном участии родителей. В результате проектной деятельности будут разработаны следующие продукты:
перспективный план работы детско-родительского клуба в рамках проекта (Приложение 1);
публикация «Родительский клуб, как эффективная форма социально-образовательного партнерства» (Приложение 2);
информационно-методические буклеты-запоминалки для родителей (Приложение 3);
фотоматериалы (Приложение 4);
конспекты занятий работы детско-родительского клуба с медиаприложениями (Приложение 5);
анкеты (Приложение 6);
презентация работы детско-родительского клуба (Приложение 7).
Критерии оценки эффективности реализации проекта. Успешность реализации проекта будет оцениваться по следующим показателям:
изменение характера вопросов родителей к воспитателям, специалистам ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желания их совершенствовать;
рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей;
проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности;
положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ.
Диагностический инструментарий. В качестве диагностических методов в ходе реализации проекта будет применяться:
анкетирование и беседы с родителями;
наблюдение за детьми;
Дальнейшее развитие проекта. За прошедший год авторский проект прошел этап апробации, что позволяет в дальнейшем распространить его на другие возрастные группы часто болеющих детей.
Список литературы
Башлакова-Ласминская Л.Н., Брыскина С.А. Сотрудничество детского сада и семьи в условиях открытой образовательной системы. Методические рекомендации. — Мн., 2001.
Баринова Н.М., Гладкова Ю.А. Детско – родительский клуб// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2011.
Белая, К.Ю. Инновационная деятельность ДОУ: методическое пособие / К. Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ. // приложение к журналу “Управление ДОУ”. 2005, № 2.
Ерошенко В.Г. Первый шаг. Проектно-тематическое планирование в детском саду. — Мн.: «МЕТ», 2002.
Козина Л.Ю. Инновация - необходимость сегодняшнего дня. Научно-практический журнал «Управление ДОУ», № 2 (60), 2010.
Лобанок Т.С. и др. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. — Мозырь, 2004.
Лукина, Л.И. Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами ДОУ: методическое пособие / Л.И. Лукина. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
Никишина, И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях: методическое пособие / И.В. Никишина. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2007.
Осечкина Л.И. Семейный и родительский клуб в детском саду. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера 2012 .
Петрущенко Н.А., Зенченко Н.Е. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. // Воспитатель ДОУ. 2009, № 9.
Попова Л.Н.; Гонтаревская М.Н. Детско – родительский клуб «Весёлая семейка». Практические материалы. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
Приложение 1
Перспективный план работы родительского клуба «Одуванчик»
Месяц
| Тема
| Цель
| План занятия
| Обеспечение
| Сентябрь
| Экскурсия-знакомство «Здравствуй, детский сад!»
(встреча с родителями)
| Знакомство родителей со специалистами и программой детско-родительского клуба «Одуванчик», основными направлениями его работы.
| Приветствие. Презентация клуба.
Знакомство со специалистами.
Посещение кабинетов учителя-логопеда и педагога-психолога, музыкальный и спортивный залов.
Игры со специалистами:
Педагог-психолог: рисование пластилином и крупой.
Учитель-логопед: «сухой» бассейн.
Инструктор по ФК: «Пальчик о пальчик», «Лохматый пес», «Догони мяч»
Музыкальный руководитель: Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик», музыкально-речевая игра «На машине», игра с колокольчиками.
| Экран. Проектор. Музыкальное оформление.
Пластилин. «Сухой» бассейн.
Игрушки: собачка, мяч.
Макаронные изделия. Крупа. Фигурки животных.
| Октябрь
| «На кухне»
(детско-родительская встреча)
| Обучение родителей играм с детьми на кухне с подручными материалами.
| Приветствие. Презентация.
Работа специалистов:
Педагог-психолог: изготовление бус из макарон, нетрадиционная форма рисования (листьями капусты).
Учитель-логопед: рисование по манке, бассейн из крупы «Кто спрятался?»
Инструктор по ФК: пальчиковая игра «Стол», «Стул», м/п игра «Замарашка», массаж спины «Мы капустку рубим» (совместно с музыкальным руководителем).
Музыкальный руководитель: речевая игра с музыкальными инструментами «Кухонный оркестр»
Украшение тарелок овощами и фруктами.
| Экран. Проектор. Музыкальное оформление.
Пластилин. Бумага.
Бассейн с крупой.
Мелкие игрушки животных.
Макаронные изделия. Манка. Листы капусты.
Кухонные принадлежности.
Разовые тарелки.
Овощи вареные и фрукты.
| Ноябрь
| «Игры перед сном»
(детско-родительская встреча)
| Обучение родителей практическим навыкам создания эмоционально – расслабляющей обстановки перед сном.
| Работа специалистов:
Педагог-психолог: «Логические цепочки», «Запоминалки», «Режем бумажки».
Учитель-логопед: Расслабляющий массаж перед сном : «Мы устали», «Кот – Баюн» .
Инструктор по ФК: игры на релаксацию «Согреем бабочку», «Воздушный шарик», «Каша пыхтит», «Зайчик и собака».
Музыкальный руководитель: игры-усыплялки «Зайки серые», «Усыплялка для ладошек», подборка музыкальных произведений для засыпания.
| Музыкальное сопровождение.
Геометрические фигуры.
Носочки. Полоски бумаги.
Подушечки.
Мягкие игрушки.
СД с записями колыбельных мелодий для каждого родителя
| Декабрь
| «Зимние забавы»
(детско-родительская встреча)
| Знакомство родителей с различными способами проведения зимней прогулки
| Работа специалистов:
Педагог-психолог: рисование на снегу веточками «Зимняя фантазия»
Инструктор по ФК: П/и «Снежинки и ветер», «Весёлые задания на ледяных дорожках», речедвигательное упражнение «Слепим кролика», игровые упражнения с санками: .
Музыкальный руководитель: Упражнение на развитие эмоций «Мы шагаем по сугробам»,
Дыхательное упражнение «Подуем на снежинку», Танцевальная игра «Мы погреемся немножко».
| Веточки для рисования.
Санки.
Музыкальное сопровождение.
| Январь
| «У нас день рождения!»
| Знакомство родителей с различными способами проведения детских праздников
| Работа специалистов:
Рекомендации по проведению дня рождения.
Инструктор по ФК: игры с тазиками: «Сидение в тазах», «Черепахи», «Пьедестал»
Музыкальный руководитель: игры «Веселые барабаны», «Поймай мыльные пузыри», «Собери по цвету бантики», «Угадай, чем угостил Карлсон», «У кого самый красивый наряд».
| Музыкальное сопровождение.
Тазики.
Мыльные пузыри.
Банты красного и синего цвета.
Сладости, фрукты.
Одежда: юбки, платки, кофточки, украшения, банты.
| Февраль
| «Мой папа – молодец!»
(встреча с папами детей)
| Просвещение пап по вопросам гендерного воспитания детей, обучение играм с сыновьями и дочками
| Работа специалистов:
Педагог-психолог:
Инструктор по ФК:
Музыкальный руководитель:
Учитель-логопед:
|
| Март
| «В непогожий денек»
| Знакомство родителей с играми для длительного занимательного провождения времени дома
| Работа специалистов:
Педагог-психолог: Рисование пластилином с использованием различных предметов быта.
Инструктор по ФК: малоподвижные игры «Найди игрушку», «Пальчик о пальчик», «Деревья и птицы».
Музыкальный руководитель: игра «Караоке» конкурс на лучшее исполнение детской песни, изготовление необычных шумовых инструментов совместно с папой (мамой).
Учитель-логопед: Артикуляционная гимнастика «Волшебная бусинка», задание на развитие речевого дыхания «Весёлые гонки».
| Пластилин.
Бросовый материал для изготовления шумовых инструментов.
Бусинки на ниточках. Разноцветные ватки.
Музыкальное сопровождение.
| Апрель
| «Чем заняться в пути?»
| Знакомство родителей с занимательными играми в ограниченном пространстве
| Работа специалистов:
Педагог-психолог: Игра «Я вижу…», прятки с небольшими предметами «Холодно –горячо», «Волшебный мешочек»
Инструктор по ФК: Пальчиковые игры в стихах «Флажок», «Грабли», «Домик», «Очки», «Корзинка», «Пароход»
Музыкальный руководитель: мимические и звуковые игры «Машина», «Регулировщик», «Идет коза рогатая», «Вырасти большой».
Учитель-логопед: Пальчиковые игры «Червячки», «Зайка», «Бабочка».
«Моя семья»; Игра «Сапожник»,
народная игра «Ласточка – перепёлочка».
| Мешочек с мелкими игрушками.
Музыкальное сопровождение.
| Май
| «Отдыхаем на даче»
| Обучение родителей практическим навыкам с природным материалом на свежем воздухе
| Работа специалистов:
Педагог-психолог: Волшебная дорожка (имитация движений животных)
Инструктор по ФК: физические упражнения на свежем воздухе «Весёлые задания» (Т.Осокина)
Музыкальный руководитель: танец по показу, музыкальная игра «Бабочки и жуки».
Учитель-логопед: игра «Рыбалка», «Наполни бутылку».
| Музыкальное сопровождение.
Пластиковые бутылки.
Крышечки пластиковые разноцветные.
| Июнь
| «Круглый стол»
| Подведение итогов работы родительского клуба.
| Вступительное слово.
Обмен мнениями.
Рефлексия.
| Экран. Проектор.
| |