Скачать 363.42 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Учебно-методический комплекс по модулю Б3.Б9 «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями интеллектуального развития» Факультет: дефектологический Направление: 05400.62 Психолого-педагогическое образование Профиль: Специальная педагогика и психология (очная форма обучения) Кафедра: Специальной педагогики и специальной психологии Составитель: Ткачева В.В., докт. психол. наук, Профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии Москва-2013 Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав.кафедрой И.Ю. Левченко ____________________ Решение заседания кафедры Протокол № 1 от 03.09.2013 Программа модуля Б3.Б9 «Психологическое сопровождение семьи с детьми, имеющими особенности развития» Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование Профиль «Олигофренопедагогика» Составитель: Ткачева В.В. , докт.психол. наук, профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии Москва-2013 1. Пояснительная записка Основные цели и задачи курса Цель: формирование общетеоретических представлений и практических навыков об организации психологической помощи семьям, воспитывающим ребенка с нарушениями интеллектуального развития. Задачи: в области коррекционно-педагогической деятельности: компенсация и коррекция нарушений в развитии в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию лиц с ограниченными возможностями здоровья; изучение, образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья как в специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях, так и в условиях структур здравоохранения, социальных структур, в том числе и в образовательных учреждениях, реализующих программы совместного (интегрированного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей; построение и корректировка индивидуальной программы развития, образования и коррекционной работы на основе психолого-педагогической диагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья; осуществление психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья; в области диагностико-консулътативной деятельности: психолого-педагогическое изучение особенностей психофизического развития и образовательных возможностей лиц с ОВЗ; консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья, членов их семей и педагогов по проблемам образования, развития и профессионального самоопределения на основе комплексного подхода к реабилитационному процессу; оказание консультативной помощи членам семей лиц с ОВЗ по вопросам семейного воспитания; в области исследовательской деятельности: сбор, анализ и систематизация информации в сфере профессиональной деятельности; выбор и обоснование образовательной программы, учебно-методического обеспечения; планирование коррекционно-развивающей работы с учетом специфики образовательной программы и структуры нарушения. в области культурно-просветительской деятельности: формирование общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья; организация культурного пространства образовательного учреждения; взаимодействие с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями; пропаганда толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья среди широкой общественности. Объем в ЗЕ: 4 . Время изучения: курс 1, 2 семестр 2, 3 Взаимосвязь с другими дисциплинами: Необходимым условием обучения данной ОД является успешное освоение следующих дисциплин: Психология, Педагогика Специальная психология, Специальная педагогика, Сравнительная специальная педагогика, Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития, Методы психологической коррекции и реабилитации, Психологическое консультирование. Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях (Педагогические системы образования детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, Педагогические системы обучения и воспитания детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, Послешкольное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, Инклюзивное образование, Инновационные технологии в обучении детей с нарушениями развития), Обучение и воспитание лиц с нарушениями интеллекта (Психология умственно отсталых детей, Олигофренопедагогика), Методы обучения лиц с нарушениями интеллектуального развития, Правовые основы специального и инклюзивного образования, Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного процесса, Инновационные формы организации обучения детей, Инновационные технологии в работе с участниками образовательного процесса. Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ Кластерная принадлежность ОМ: инструментальный ОМ Модуль направлен на формирование следующих компетенций: Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): способностью и готовностью: способностью к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1); способностью использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования, способностью к овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером (ОК-4); способностью к письменной и устной коммуникации на государственном языке; владеть одним из иностранных языков в рамках профессионального общения, готовностью к использованию навыков публичной речи, ведения дискуссии (ОК-5); способностью использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-7); Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): обгцепрофессионалъными способностью и готовностью: способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1); способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2); способностью использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии (ОП-3); в области коррекционно-педагогической деятельности: способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1); готовностью к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2); способностью к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3); готовностью к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-4); в области диагностико-консулътативной деятельности: способностью организовывать и осуществлять психолого-недагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5); способностью к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6); способностью осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7); готовностью к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8); в области исследовательской деятельности: готовностью к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9); способностью к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК-10); готовностью к использованию знаний в области современного русского литературного языка в профессиональной деятельности, к лингвистическому анализу (ПК-11); способностью использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12); в области культурно-просветительской деятельности: готовностью к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями (ПК-13); способностью осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14). Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
осуществление психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья;
консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья, членов их семей и педагогов по проблемам образования, развития и профессионального самоопределения на основе комплексного подхода к реабилитационному процессу; оказание консультативной помощи членам семей лиц с ОВЗ по вопросам семейного воспитания;
планирование коррекционно-развивающей работы с учетом специфики образовательной программы и структуры нарушения.
организация культурного пространства образовательного учреждения; взаимодействие с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями; -пропаганда толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья среди широкой общественности. Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): Психологическая помощь семье ребенка с отклонениями в развитии одно из актуальных направлений современной специальной психологии. Курс «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития» занимает важное место в системе магистерской подготовки современных высококвалифицированных специалистов по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». Введение данного курса обусловлено актуальностью проблематики, связанной с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. При изучении курса раскрывается содержание понятий: дети с отклонениями в развитии, дети с ограниченными возможностями здоровья, (ОВЗ); дети с сенсорными нарушениями, дети с задержкой психического развития, дети с речевыми нарушениями, дети с двигательными нарушениями, умственно отсталые дети, дети с расстройствами аутистического спектра, дети с нарушениями поведения, психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ, образовательно-просветительская работа с родителями; диагностическая, консультативная и коррекционная работа с родителями; методы психокоррекционной работы с родителями: психоанализ, гештальт-терапия, гетеро- и аутосуггестия, клиентцентрированная терапия, поведенческая терапия и копинг-терапия. Данная программа имеет обобщающий характер, призвана завершить формирование профессионального мировоззрения будущего специалиста-психолога. В программе раскрывается современная система работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. В ходе освоения программы у магистрантов формируются представления об особенностях личностных деформаций родителей детей с отклонениями в развитии, теоретические знания в области психолого-педагогического изучения детей различных категории, практические умения и навыки организации работы специалистов с родителями воспитанников в специальных коррекционных образовательных учреждениях. Обучение осуществляется на основе межпредметных связей. Следует признать, что концепция психологической помощи семье ребенка с отклонениями в развитии строится на стыке различных научных областей: психологии, педагогики, специальных дисциплин, ряда дисциплин медицинского блока, социальной педагогики. Семья - микросоциум, в котором ребенок не только живет, но в котором формируются его нравственные качества, отношение к миру людей, представления о характере межличностных и социальных связей. Семья рассматривается как системообразующая детерминанта в социально-культурном статусе ребенка, предопределяющая его дальнейшее психофизическое и социальное развитие. В современных исследованиях выявлена прямая зависимость влияния семейного фактора на особенности развития ребенка: чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем выраженнее нарушения развития у ребенка. Эти положения должны учитываться магистрантами как в диагностической, так и в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушения развития. Знание основ общей психологии, специальной психологии и педагогики, которые раскрывают природу дефекта, закономерности психического развития ребенка, способствуют оказанию дифференцированной и адресной помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии. Содержание и логика построения учебного курса, заданий для самостоятельной работы позволят магистрантам в ходе их выполнения усвоить необходимые теоретические знания и профессионально значимые умения. В процессе проработки вопросов и заданий реализуется принцип системного преподнесения материала: каждая проблема рассматривается разносторонне, анализируются точки зрения различных зарубежных и отечественных ученых. Программа рассчитана на учебный курс, объемом 144 часа, включает лекционную, практическую и самостоятельную работу. Лабораторные занятия проводятся с использованием таблиц, схем, а также непосредственно в деятельности с детьми дошкольного и школьного возраста и их родителями (лицами их замещающими). В программу включены контрольные вопросы и задания (рефераты). С их помощью могут быть проверены степень и качество усвоения материала. В конце программы помещен список литературы, рекомендуемой студентам для изучения. Программа составлена с учетом современных данных клинических и психолого-педагогических исследований в области специальной психологии. Форма итогового контроля – экзамен. Студенты должны иметь представления: о теоретических, методологических и научно-методических основах организации и психолого-педагогического сопровождения семей детей с нарушениями развития; о государственной политике в области специального образования; о специальных образовательных условиях для детей с различными отклонениями в развитии; об общих закономерностях аномального развития; о психологических особенностях родителей детей с отклонениями в развитии, о специфике семейного воспитания детей с нарушениями развития; Студенты должны овладеть знаниями: о психолого-педагогических особенностях детей с нарушениями развития; о системах специального образования в России и за рубежом; об особенностях семей, воспитывающих детей с нарушениями развития; об особенностях консультирования детей, их родителей и педагогов по проблемам обучения, профессионального и жизненного самоопределения лиц с нарушениями развития; об организации диагностической, консультативной и психокоррекционной работы в области оказания психологической помощи семье ребенка с нарушениями развития; об организации и проведении специальной работы по оптимизации психологического климата в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии; Студенты должны уметь: организовывать психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии; правильно проводить диагностические, консультативные и коррекционные мероприятия, учитывая как тип реагирования родителей на дефект ребенка, так и психологические особенности детей с отклонениями в развитии; оказывать помощь родителям в создании адекватных реабилитационных условий для гармоничного развития детей с отклонениями в семье; осуществлять продуктивное взаимодействие с участниками педагогического процесса; консультировать родителей детей с нарушениями развития, подростков (после 14 лет), молодых инвалидов, специалистов; Требования к форме контрольных и учебных заданий (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): в качестве контрольных и учебных заданий могут быть использованы 1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа); устный и письменный опрос; тесты с заданиями на исключение лишнего; 2 уровень сложности: имитационное упражнение, реферирование, тезирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; анализ различных типов данных; структурирование проблемы; контрольная работа, организация и проведение психолого-педагогического обследования семей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей; Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:) 30 % - мировоззренческий кластер 70 % - инструментальный кластер Технологическая карта образовательного модуля
2. Объем дисциплины и виды учебной работы
3. Содержание модуля/ дисциплины 3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий
3.2. Содержание разделов ОМ/ УД
Содержание дисциплины Раздел 1.Теоретико-методологические основы диагностической и психокорреционной работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии Тема 1. Концепция психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии. Теоретические положения отечественных и зарубежных ученых, на основе которых осуществляется комплексная психокоррекционная помощь семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии. Цели, задачи и принципы психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии. Основные концептуальные положения. Направления психологической помощи семьям. Современное представление о семье и ее функциях. Определение причин, провоцирующих нарушения взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Тема 2. Особенности нарушений внутрисемейных взаимоотношений. Нарушения внутрисемейных взаимоотношений на психологическом, социальном и соматическом уровнях. Оценка различий в глубине психоэмоциональной травматизации матери и отца ребенка с отклонениями в развитии. Модели семейного воспитания. Неправильные модели воспитания: гиперопека, гипоопека, противоречивое воспитание, воспитание по типу повышенной моральной ответственности, отвержение ребенка, воспитание в "культе" болезни, авторитарная гиперсоциализация, симбиоз, маленький неудачник. Причины использования родителями неправильных моделей воспитания. Модель "сотрудничество" как адекватный тип воспитания ребенка с отклонениями в развитии. Тема 3. Влияние нарушений развития ребенка на психоэмоциональное состояние его родителей. Особенности умственно отсталых детей и их фрустрирующее воздействие на психику родителей. Особенности детей с детским церебральным параличом и их фрустрирующее воздействие на психику родителей. Особенности аутичных детей и их фрустрирующее воздействие на психику родителей. Особенности детей с задержкой психического развития и синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и их фрустрирующее воздействие на психику родителей. Особенности детей с нарушениями речи и их фрустрирующее воздействие на психику родителей. Особенности детей с сенсорными нарушениями и их фрустрирующее воздействие на психику родителей. Основные личностные характеристики детей с отклонениями в развитии: тревожность, агрессивность, отстраненность. Методы их выявления. Оценка детско-родительских отношений по результатам изучения продуктов деятельности детей. Тема 4. Характеристика личностных особенностей детей с ОВЗ и их родителей. Типология психологических портретов родителей. Психологические типы родителей: невротичный, авторитарный, психосоматичный. Положительные и отрицательные стороны личности, их учет в психокоррекционной работе. Особенности мотивационно-потребностной сферы и ценностных ориентаций родителей. Ценностные ориентации матери и отца к ребенку с отклонениями в развитии. Ценностные ориентации родителей ребенка с отклонениями в развитии относительно друг друга. Раздел 2.Организация и содержание работы с семьями воспитанников в специальном коррекционном образовательном учреждении. Технологии психологического изучения и психокоррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья. Тема 5. Основные направления психодиагностической работы. Психологическое изучение познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативно-поведенческой и личностной сфер ребенка. Психологическое изучение личностных особенностей родителей ребенка (лиц их замещающих). Психологическое изучение социального окружения семьи ребенка с проблемами в развитии и макросоциальных факторов, влияющих на его социальную адаптацию. Тема 6. Методы изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии. Основные методы исследования. Дополнительные методы исследования. Экспериментальные методики и особенности их использования при изучении психологического статуса семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Методики изучения познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативно-поведенческой и личностной сфер детей с отклонениями в развитии. Методики изучения отношения ребенка к родителям и к социуму. Методики изучения личностных особенностей родителей. Методики изучения межличностных внутрисемейных и родительско-детских отношений. Методики изучения моделей воспитания, используемых родителями. Организация психологической процедуры и консультирования семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Схема психологического изучения семьи. Особенности проведения процедуры психологического изучения семьи. Составление психологического заключения по результатам психологического изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии. Тема 7. Направления работы специалистов с семьями воспитанников. Образовательно-просветительская работа с семьями. Административный блок. Медицинский блок. Педагогический блок. Блок социально-правовой поддержки. Психологический блок. Приемы и методы работы специалистов с разными категориями родителей. Структура, организация, формы. Психолого-педагогическое сопровождение семей. Диагностика. Консультирование. Психокоррекционная работа. Деятельность психолога по оказанию комплексной помощи семьям воспитанников. Тема 8. Технологии психокоррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья. Методика психокоррекционной работы. Коррекция эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у детей. Формирование адекватных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Формирование позитивных детско-родительских отношений. Индивидуальная психокоррекционная работа с детьми. Этапы и содержание группового психокоррекционного занятия с детьми. Приемы работы с детьми с отклонениями в развитии разных категорий. Коррекция нарушений в личностной и межличностной сферах родителей. Психолого-педагогическая коррекция. Организация коррекционных обучающих занятий для ребенка и его матери (лица ее заменяющего). Формирование устойчивой родительской позиции на принятие ребенка с нарушениями в развитии, установление с ним гармоничных отношений, обеспечение оптимальных условий его воспитания и развития. Особенности психотерапевтического воздействия коррекционных обучающих занятий на психологическое состояние матери (лица ее заменяющего). Индивидуальная и групповая формы психокоррекционной работы с родителями. Этапы и содержание группового психокоррекционного занятия с родителями. |
Учебно-методический комплекс по модулю м кв. 2 Логопедическое сопровождение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс дисциплины (наименование) 050400 Психолого-педагогическое... Психолого-педагогическое сопровождение детей в процессе адаптации к дошкольному учреждению | ||
Программа вступительных испытаний по магистерской программе По программе подготовки: «Педагог интегрированного обучения», «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего и дошкольного... | Литература: Ильина, С. К. Лекотека в доу. Организация, документация... ... | ||
Учебно-методический комплекс по модулю м кв. 3 Современные технологии... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Психолого-педагогическое образование профиля подготовки Психология и социальная педагогика очной формы обучения | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Психолого-педагогическое сопровождение в начальной школе предполагает проведение психолого-педагогической диагностики, направленной... | Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: Боровкова Т. И. Идентификационный номер Психолого-педагогическое образование Магистерские программы: Тьюторское сопровождение в образовании, Педагогическая психология, Креативные... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Проектирование и экспертиза образовательных систем» Психолого-педагогическое образование Магистерские программы: Тьюторское сопровождение в образовании, Педагогическая психология, Креативные... | Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: Боровкова Т. И. Идентификационный номер Психолого-педагогическое образование Магистерские программы: Тьюторское сопровождение в образовании, Педагогическая психология, Креативные... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине кв7 «Психолого-педагогическая... Цель: подготовка будущих магистрантов специального дефектологического образования к осуществлению психолого-педагогического изучения... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка: материалы межрегиональной научно-практической конференции/ под... | ||
План работы на декабрь 2009г. № Совещание заведующих мдоу «Педагогическое сопровождение семьи от поступления ребенка в доу до выпуска в школу» | Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050400.... «Психолого-педагогическое образование», профиль подготовки (программа «Психолого-педагогическое сопровождения развития») | ||
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050400.... «Психолого-педагогическое образование», профиль подготовки (программа «Психолого-педагогическое сопровождения развития») | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... |