Рабочая программа по специальной дисциплине отрасли наук и научной специальности





Скачать 270.77 Kb.
НазваниеРабочая программа по специальной дисциплине отрасли наук и научной специальности
страница1/2
Дата публикации05.08.2013
Размер270.77 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая программа
  1   2


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский педагогический государственный университет»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по научной работе

________________В.В. Маландин
« » ________________2012 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по специальной дисциплине

отрасли наук и научной специальности
Общая психология, психология личности, история психологии (актуальные проблемы)

Москва 2012



  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

(модуль кафедры психологии развития)

Вид учебной работы

Объем работ, час

Общая трудоемкость

36

Аудиторные занятия,

в том числе:

лекции

практические

12
6

6

Самостоятельная работа

24


2. Разделы дисциплины и виды занятий

п/п

Разделы дисциплины

Всего часов

Количество часов

лекции

практические

1.

Психология как наука

2

2




2.

Историческое развитие представлений о предмете психологии

2





2

3.

Методологические основы психологии в наше время

2

2




4.

Эмпирическое знание в психологии

2




2

5.

Индивидуальное развитие человека как личности

2

2




6.

Механизмы развития личности и ее социального бытия

2




2




Всего

12

6

6




  1. Содержание разделов дисциплины


1. Психология как наука

Наука как модель реальности. Функции науки. Пространство существования науки. Конституирующие признаки (атрибуты) науки: объект, предмет, теории, история возникновения и развития, язык, методология, методы, факты (открываемые и создаваемые наукой), принципы (детерминизма, развития, системности и др.), проблемы. Психология научная и житейская.

Методы психологии: классификация, особенности и ограничения. Специальные методы психологии, формирующий эксперимент. Содержание понятий психическое и психологическое.

Система психологического знания: общая психология и ее специальные отрасли, прикладная психология и психологическая практика. Практическое значение психологии.

2. Историческое развитие представлений о предмете психологии

Психология как наука о душе. Античные мыслители о природе души. Вклад досократиков и античных врачей (Гераклит, Демокрит, Гиппократ, Алкмеон и др.). Сократ и Софисты, объективный идеализм Платона. Учение Аристотеля о душе. Средневековая психология (Аврелий Августин, Фома Аквинский).

Психология как наука о сознании: дуалистическая концепция Р. Декарта и монизм Б. Спинозы, монадология Лейбница. Представление об ассоциациях в трудах Д. Локка.

Ассоциативная психология: история, общая характеристика, метод, проблемы. Структурализм Вундта-Титченера и функционализм У. Джеймса, теория актов сознания (Ф. Брентано). Интроспекция – ретроспекция – самонаблюдение.

Кризис в развитии психологической науки: причины и итоги. Послекризисное развитие – единство психологии в многообразии ее предметов (психоанализ, бихевиоризм, культурно-историческая психология и теория деятельности и др.).

Бихевиоризм: психология как наука о поведении.

Психоанализ: основные идеи, понятие бессознательного, взаимодействие сознания и бессознательного, базовые влечения, структура психики по З. Фрейду.

Гештальтпсихология, французская социологическая школа: основные представители и базовые идеи.

Психологическая теория деятельности. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и теория деятельности. Высшие психические функции. История возникновения теории деятельности и ее основные представители. Принципы теории деятельности: принцип активности, предметности, уподобления. С.Л. Рубинштейн о единстве сознания и деятельности. Понятие деятельности и структура деятельности в трудах А.Н. Леонтьева. Проблема локализации образа и компарирующий анализ. Деятельность внешняя и внутренняя. Развитие деятельности. Механизмы регуляции действий и операций. П.Я. Гальперин о предмете психологии. Два типа ситуаций: ситуации где психика не нужна и где она необходима. Концепция поэтапного формирования умственных действий и понятий.
3. Методологические основы психологии в наше время

Принципы психологии и их значение в наше время. Принцип ассоциации. Принцип «S→R». Принцип структурности. Принцип единства сознания и деятельности. Принцип дискретности и структурности как операциональный принцип. Единство и противоположности психологических принципов психологии.

Пространство психологии как науки и их значение в наше время. Структура психологии как науки [отрасли психологических знаний]. Единство пространства психологических отраслей знаний и их обособленность. Психология как наука: возможности и границы.

Проблема содержательного единства психологического знания. Психика как предмет психологии. Единство биологического и психического. Единство психического и культурного. Внутренняя позиция человека как личности.

Проблема личности в психологии. Личность как порождение социально-исторического развития общества. Реалии личности. Мифология личности.

История психологии: генеральные методологические идеи, определившие строение науки.

Настоящий день психологии: методология глобального столкновения цивилизаций и ее влияние на развитие психологии.

Перспективы развития психологии как науки: проблема целостного статуса науки в XXI веке.
4. Эмпирическое знание в психологии

От герменевтического метода к экспериментальному. Психологическое учение как продукт умозрения. Эксперимент как средство проверки гипотез о причинно-следственных отношениях. Дисинхроничность отношений причинности и синхроничность логической связи. Эксперимент как способ доказательства гипотез и как определенный вид чувственно-предметной деятельности исследователя. Отличие психологического эксперимента от естественнонаучного. Отличие экспериментальной гипотезы от статистической. Соотношение теория – экспериментальные гипотезы – эмпирические факты. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы исследований.

Специфика психологического эксперимента. Понятие эксперимента как одного из научных методов. Признаки эксперимента как эмпирического метода. Экспериментальные наблюдения и воздействия. Представления о логике экспериментального метода как определенного способа доказательства. Экспериментальная гипотеза. Статистическая оценка гипотезы. Правила и принципы проверки экспериментальных гипотез. Этапы экспериментального эмпирического исследования: постановка цели, планирование, проведение эксперимента, анализ экспериментальных данных, констатация выводов. Формы контроля условий. Проблемы осуществления валидных выводов. Валидность внешняя и внутренняя. Научные исследования и связанные с ними артефакты.

Основные виды экспериментов. Естественный эксперимент и его преимущества (психолого-педагогический и др. в зависимости от области психологии). Лабораторный эксперимент и его характеристика (с использованием аппаратуры и без использования аппаратуры). Требования к проведению лабораторного эксперимента. Особенности регистрации результатов. Достоинства и недостатки лабораторного эксперимента. Сопутствующее смешение как проблема лабораторного эксперимента. Цели, задачи и особенности констатирующего и формирующего экспериментов. Обучающий и воспитывающий эксперименты как разновидности формирующего психолого-педагогического эксперимента. Изучение учебной деятельности школьников в экспериментальных исследованиях (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин). Групповой эксперимент. Преимущества группового эксперимента. Схема межгруппового сравнения. Индивидуальные различия как источник нарушения внутренней валидности. Многоуровневые эксперименты. Преимущества многоуровневого эксперимента. Проблема сопутствующего смешения. Трудности многоуровневою эксперимента и способы их преодоления. Факторные эксперименты. Основной результат действия. Понятие о взаимодействии. Нулевое, пересекающееся и расходящееся взаимодействие. Главное преимущество факторных экспериментов. Корреляционные исследования. Методы контроля в корреляционных исследованиях. Линия предсказания в корреляционных исследованиях. Сходство и различия в корреляционных исследованиях. Квазиэксперимент. Планы с неэквивалентными контрольными группами. Планы с прерванной временной последовательностью. Разновидность планов с временной последовательностью. Регрессия и уравнивание.
5. Индивидуальное развитие человека как личности

Феномен личности. Развитие: филогенез и онтогенез; история развития высших психических функций. Историческое развитие общества и индивидуальное развитие человека как личности. Факторы определяющие развитие человека как личности: 1 – предпосылки; 2 – условия; 3 – внутренняя позиция.

Психическое развитие и формирование личности человека. Роль воспитания в формировании личности. Значение внутренней позиции для развития личности. Феноменология человека: стремление к развитию и покою (стереотипизация); Бытие человека в двух ипостасях: (социальная единица и уникальная личность). Мир вещей, мир знаков, мир духа.

Социальная единица и уникальная личность. Индивидуальное бытие общественных отношений. Две ипостаси человека: социальная единица и уникальная личность (Мухина В.С).

Внутренняя позиция и развитие личности. «Внутреннее через внешнее» (Рубинштейн С.Л.). Внутренняя позиция личности. Развитие внутренней позиции в процессе онтогенеза. Проблема личностного роста. Отношение к себе как к самоценной личности. Система личностных смыслов. Чувство личности. Внутренняя потребность развивать в себе познавательные способности, сознание, самосознание, нравственные ориентации и духовность. Самосознание как ценностные ориентации, образующие систему личностных смыслов. Развитие самосознания. Потребностно-эмоциональная и волевая сферы личности. Структурные звенья самосознания в онтогенезе личности. Самосознание в условиях разных исторически обусловленных систем. Индивидуальное бытие личности. Развитие позитивного и действенного отношения к близким людям, человечеству и природе. Негативная позиция. Мировоззрение личности. Разнообразие путей развития человека как личности в истории человечества и в рамках современных цивилизационных процессов. Феноменологическая потребность человека быть личностью.

Структура самосознания личности (Мухина В.С.):

Имя собственное, идентифицированное с телесной и духовной индивидуальностью человека. Имя в истории культуры и этноса. «Я» личности в современной европейской ментальности и в странах Востока.

Притязание на признание. Позитивные достижения личности. Негативные образования личности (ложь, зависть, агрессивность, неуверенность в себе, пассивность, конформность). Обусловленность содержания притязаний на признание исторической эпохой и этнической принадлежностью.

Половая идентификация. Ценностные ориентации человека на свой пол как социальную роль. Сексуальное поведение. Психологическое признание идентичности своему полу в физическом, социальном и психологическом плане. Обусловленность половой идентификации историей этноса. Половое обособление на этапах онтогенеза и в результате индивидуального жизненного опыта.

Психологическое время личности. Соотнесение себя в трех временах индивидуальной жизни: прошлое, настоящее и будущее. Прошлое, настоящее и будущее своего этноса, государства и человечества. Значение и смыслы, которые придает личность своему существованию на земле. Перспективы жизни, которые формирует человек для своего индивидуального жизненного пути. Психологическое время и индивидуальный путь в жизни.

Социальное пространство. Вхождение человека в социальное пространство личности. Нравственное чувство, совесть, резюмирующееся в житейских отношениях людей в значениях и смыслах понятия «должен». Чувство долга как высшее достижение духовной культуры человечества. Права и обязанности в их единстве и противоположности.

Социальное пространство личности как феномен культуры – условие развития и бытия человека. Значение и смысл прав и обязанностей в индивидуальном сознании человека.

Позитивные достижения и негативные образования, закономерно формирующиеся в процессе онтогенеза человека как личности.

Представленность в человеке единства и противоположности двух ипостасей: «социальная единица» и «уникальная личность».
6. Механизмы развития личности и ее социального бытия

Идея «присвоения» человеком своей всесторонней сущности. Личность – результат общественных отношений, «производимый» общением, деятельностью и ценностными ориентациями. История развития высших психических функций. Человек, становящийся самим собой через других. Механизмы развития человека как личности.

Идентификация как механизм социализации и индивидуализации личности. Эволюция механизма идентификации в животном мире. Бессознательная идентификация в форме имитации, подражания и т.д. Осознанная идентификация. Идентификационные отношения матери и младенца. Межличностная идентификация: онтогенез и бытие. Идентификация как позиция в межличностных отношениях человека с человеком.

Первое рождение личности через присвоение структурных звеньев самосознания как ценностных ориентиров. Идентификация с именем, с полом, с эталонами общественно одобряемого поведения, с образом «Я» в прошлом, настоящем и будущем, с общественными ценностями, которые обеспечивают бытие личности в социальном пространстве прав и обязанностей.

Второе рождение личности через построение личностных смыслов. Самодеятельность как активная воля, организованная мировоззрением. Идентификация с собственными ценностными ориентациями, построенными на мировоззрении.

Идентификация в искусстве и реальных межличностных отношениях. Идентификация как механизм индивидуализации личности, ее развития и бытия. Феномен «милости к падшим».

Обособление как механизм социализации и индивидуализации личности. Эволюция механизма обособления в животном мире. Бессознательное обособление в форме агрессии, негативизма, психологического ухода и т.д. Осознанное обособление. Обособление ребенка матерью. Межличностное обособление: онтогенез и бытие.

Обособление как позиция в межличностных отношениях. Обособление как механизм индивидуализации личности, ее развития и бытия. Феномен отчуждения.

Взаимодействие идентификации-обособления и типы личности. Идентификация как механизм усвоения конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе. Обособление как механизм индивидуализации личности. Эмоциональный, когнитивный и поведенческий уровни идентификации и обособления.

Идентификация и обособление – равноценно значимые и диалектически противоречивые элементы единого механизма, развивающего личность и делающего ее психологически свободной.

Личностные характеристики, связанные превалирующим механизмом пары идентификация-обособление.

Направления развития индивида в зависимости от взаимодействия идентификации-обособления на бессознательном и сознательном уровнях. Асоциальность крайнего выражения каждого члена пари.

Относительная самостоятельность механизма идентификации-обособления от социальных ожиданий контекста ситуации.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по специальной дисциплине отрасли наук и научной специальности iconИнюшкин Алексей Николаевич, профессор, доктор биологических наук рабочая программа
ОД. А. 05; цикл од. А. 00 «Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности»
Рабочая программа по специальной дисциплине отрасли наук и научной специальности iconРабочая программа специальной дисциплины отрасли науки и научной...
Федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального...
Рабочая программа по специальной дисциплине отрасли наук и научной специальности iconРабочая программа специальной дисциплины отрасли науки и научной...
Федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального...
Рабочая программа по специальной дисциплине отрасли наук и научной специальности iconРабочая программа специальной дисциплины отрасли науки и научной...
Федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального...
Рабочая программа по специальной дисциплине отрасли наук и научной специальности iconПрограмма вступительного экзамена по научной специальности 10. 02....
Дисциплина «Германские языки» относится к обязательному циклу «Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности» по направлению...
Рабочая программа по специальной дисциплине отрасли наук и научной специальности iconРабочая программа дисциплины «Нейрофизиология»
ОД. А. 03; цикл од. А. 00 «Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности»
Рабочая программа по специальной дисциплине отрасли наук и научной специальности iconРабочая программа дисциплины «семейное право»
ОД. А. 05; цикл од. А. 00 «Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности»
Рабочая программа по специальной дисциплине отрасли наук и научной специальности iconРабочая программа дисциплины «гражданский процесс»
ОД. А. 03; цикл од. А. 00 «Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности»
Рабочая программа по специальной дисциплине отрасли наук и научной специальности iconПояснительная записка Цели дисциплины: «Актуальные проблемы экономической науки»
«Актуальные проблемы экономической науки» является является специальной дисциплиной отрасли науки и научной специальности при подготовке...
Рабочая программа по специальной дисциплине отрасли наук и научной специальности iconРабочая программа дисциплины «Физиология сенсорных систем»
ОД. А. 04; цикл од. А. 00 «Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности»
Рабочая программа по специальной дисциплине отрасли наук и научной специальности iconРабочая программа дисциплины «международное частное право»
ОД. А. 04; цикл од. А. 00 «Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности»
Рабочая программа по специальной дисциплине отрасли наук и научной специальности iconРабочая программа дисциплины «фазовые превращения в конденсированных средах»
ОД. А. 04; цикл од. А. 00 «Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности»
Рабочая программа по специальной дисциплине отрасли наук и научной специальности iconВопросы по психологии
ОД. А. 05; цикл од. А. 00 «Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности»
Рабочая программа по специальной дисциплине отрасли наук и научной специальности iconПротокол №11 от «8» июня 2010 г
ОД. А. 05; цикл од. А. 00 «Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности»
Рабочая программа по специальной дисциплине отрасли наук и научной специальности iconРабочая программа дисциплины современные методы и средства пробоотбора...
Программой-минимум кандидатского экзамена по специальности 02. 00. 02 «Аналитическая химия» по химическим наукам, утвержденной приказом...
Рабочая программа по специальной дисциплине отрасли наук и научной специальности iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки»
ОД. А. 01; цикл од. А. 00 «Обязательные дисциплины отрасли науки и научной специальности»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск