Инюшкин Алексей Николаевич, профессор, доктор биологических наук рабочая программа





Скачать 131.59 Kb.
НазваниеИнюшкин Алексей Николаевич, профессор, доктор биологических наук рабочая программа
Дата публикации12.07.2013
Размер131.59 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа


Министерство образования и науки РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Биологический факультет




УТВЕРЖДАЮ





Проректор по научной работе




________________А.Ф.Крутов




«____»_______________ 2011 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ



«Физиология вегетативных функций»

(ОД.А.05; цикл ОД.А.00 «Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности»

основной образовательной программы подготовки аспиранта

по отрасли 03.00.00 Биологические науки,

специальность 03.03.01 – Физиология)

Самара

2011

Рабочая программа составлена на основании паспорта научной специальности 03.03.01 – Физиология, в соответствии с Программой-минимум кандидатского экзамена по специальности 03.03.01 «Физиология» по биологическим наукам, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ № 274 от 08.10.2007 г., и учебным планом СамГУ по основной образовательной программе аспирантской подготовки.
Составитель рабочей программы: Инюшкин Алексей Николаевич, профессор, доктор биологических наук


Рабочая программа утверждена на заседании совета биологического факультета

протокол № 6 от 23.06.2011 г.

Декан биологического факультета
«___»____________20____г. ______________ Г.Л.Рытов

(подпись)


1. Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины
1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель изучения дисциплины – формирование у аспирантов углубленных профессиональных знаний о физиологических механизмах, лежащих в основе вегетативных функций

Задачи дисциплины:

  • сформировать у аспирантов представление о важнейших закономерностях и регуляции вегетативных функций;

  • о важнейших физиологических механизмах, реализующихся на различных уровнях в вегетативной нервной системе и вегетативных органах в условиях нормы и при патологических состояниях;

  • об основных научных проблемах и дискуссионных вопросах в современной физиологии вегетативных функций;

  • подготовить аспирантов к применению полученных знаний при осуществлении конкретного физиологического исследования вегетативных функций.


1.2. Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего изучение данной дисциплины

Аспиранты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:

  • иметь представление: о месте физиологии вегетативных функций в системе биологических наук; об основных закономерностях функционирования вегетативной нервной системы и вегетативных органов; о важнейших принципах регуляции вегетативных функций;

  • знать: основные принципы функционирования вегетативных систем организма; важнейшие экспериментальные подходы к изучению вегетативных функций на разных уровнях организации (от субклеточного до орагнизменного); ключевые характеристики основных видов регуляции вегетативных функций; особенности важнейших концепций ведущих отечественных и зарубежных физиологов и научных школ;

  • уметь: собирать, анализировать и интерпретировать научную литературу по физиологии вегетативных функций; свободно ориентироваться в дискуссионных проблемах современной физиологии вегетативных функций; излагать в устной и письменной форме результаты своего исследования и аргументированно отстаивать свою точку зрения в дискуссии по физиологии вегетативных функций.


1.3.Связь с предшествующими дисциплинами

Курс предполагает наличие у аспирантов знаний по анатомии и физиологии человека и животных, математике, биофизике, биоорганической химии в объеме программы высшего профессионального образования.
1.4.Связь с последующими дисциплинами

Знания и навыки, полученные аспирантами при изучении данного курса, необходимы при подготовке и написании диссертации по специальности 03.03.01 – Физиология.
2. Содержание дисциплины

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах и зачетных единицах)

Форма обучения (вид отчетности)

2 год аспирантуры; вид отчетности – зачёт

Вид учебной работы


Объем часов / зачетных единиц

Трудоемкость изучения дисциплины


36 / 1

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

4

в том числе:




лекции

2

семинары

0

практические занятия

2

Самостоятельная работа аспиранта (всего)

32

в том числе:




Подготовка к практическим занятиям

0

Подготовка реферата

0

Подготовка эссе

0

Изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку

32

2.2. Разделы дисциплины и виды занятий



п/п

Название раздела
дисциплины


Объем часов / зачетных единиц

лекции

семинары

практические занятия

самостоят. работа

1


Общие проблемы физиологии вегетативных функций. Характеристика современного этапа развития физиологии вегетативных функций.

2







2

2

Физиология вегетативной нервной системы.










6

3

Физиология дыхания.







2

6

4

Физиология кровообращения.










6

5

Физиология пищеварения.










4

6

Физиология выделения.










4

7

Физиология метаболизма.










4




Итого:

2

0

2

32


2.3. Лекционный курс.

Тема 1. Общие проблемы физиологии вегетативных функций. Характеристика современного этапа развития физиологии вегетативных функций.

Основные этапы развития физиологии вегетативных функций. Физиология вегетативных функций в системе биологических наук. Предмет и объект изучения физиологии вегетативных функций. Методологические основы современной физиологии вегетативных функций.

Основные этапы развития физиологии вегетативных функций. Ведущие отечественные и зарубежные учёные-физиологи, научные школы.
2.4. Практические занятия.

Тема 1. Физиология дыхания.

Исследование параметров паттерна внешнего дыхания у человека и лабораторной крысы.
3. Организация текущего и промежуточного контроля знаний
3.1. Контрольные работы – не предусмотрены.

3.2. Список вопросов для промежуточного тестирования – не предусмотрено.
3.3. Самостоятельная работа

Изучение учебного материала, перенесенного с аудиторных занятий на самостоятельную проработку.

Выявление информационных ресурсов в научных библиотеках и сети Internet по следующим направлениям:

  • библиография по проблемам физиологии сенсорных систем;

  • публикации (в том числе электронные) источников по физиологии сенсорных систем;

  • научная литература по актуальным проблемам физиологии сенсорных систем.


Тема 1. Общие проблемы физиологии вегетативных функций. Характеристика современного этапа развития физиологии вегетативных функций.

Характеристика современного этапа развития физиологи вегетативных функций. Современные представления о вегетативной нервной системе. Единство и отличительные особенности симпатической, парасимпатической и метасимпатической нервной системы. Актуальные проблемы и перспективы развития современной физиологии вегетативных функций
Тема 2. Физиология вегетативной нервной системы.

Структурно-функциональная организация вегетативной нервной системы. Рефлекторная дуга автономного рефлекса. Симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы. Метасимпатическая нервная система и энтерический отдел автономной нервной системы. Формирование выходного сигнала в вегетативной нервной системе: роль гипоталамуса и ядра солитарного тракта. Нейромедиаторы и котрансмиттеры вегетативной нервной системы. Современные представления о функциональных особенностиях вегетативной нервной системы.

Тема 3. Физиология дыхания.

Строение дыхательного аппарата дыхания у человека. Внутриплевральное отрицательное давление и его значение. Механика дыхания. Химия дыхания. Транспорт газов кровью. Газообмен в легких и тканях.

Регуляция дыхания. Структурно-функциональная организация дыхательного центра. Современное представление о природе ритмогенеза дыхательного центра. Роль специфической афферентации и различных отделов ЦНС в обеспечении деятельности дыхательного центра. Роль нейромедиаторов и нейромодуляторов в регуляции дыхания.

Тема 4. Физиология кровообращения.


Основные этапы развития сердечно-сосудистой системы в процессе эволюции (Коштоянц, Проссер).

Сердце животных и человека. Сердечный цикл. Морфологические и функциональные особенности мышечной ткани сердца. Свойства сердечной мышцы: возбудимость, сократимость, проводимость, автоматизм. Автоматизм сердца и его природа. Нейрогенная и миогенная теории автоматизма. Современный взгляд на природу автоматизма сокращения сердца. Проводящая система сердца. Методы исследования деятельности сердца: электрокардиография, векторкардиография, фонокардиография, эхокардиография. Систолический и минутный объемы сердца, методы их определения. Пульс. Особенности движения крови по артериям, венам, капиллярам. Кровяное давление, его регуляция и методы его измерения. Скорость кровотока.

Регуляция деятельности сердца и артериального давления. Сосудодвигательный центр (Овсянников), его структурно-функциональная организация.
Тема 5. Физиология пищеварения.

Работы И.П. Павлова как основоположника учения о физиологии пищеварения. Методы изучения функций пищеварения. Пищеварение в полости рта. Слюнные железы. Методика исследования. Состав и свойства слюны. Регуляция слюноотделения. Пищеварение в желудке. Состав желудочного сока. Методы исследования функций желудка (Басов, Павлов).

Пищеварение в кишечнике. Значение поджелудочной железы. Секреция кишечных желез. Желчеотделение и желчевыделение. Мембранное пищеварение, всасывание.

Регуляция пищеварения и пищепоискового поведения. Голод, аппетит, жажда.
Тема 6. Физиология выделения.

Конечные продукты обмена, продукты распада отмирающих клеток и значение воды в их выделении из организма. Выделительные органы: почки, легкие, потовые железы. Особые выделительные органы (сальные и молочные железы). Выделительная функция почек. Нефрон и его кровообращение. Капсула Шумслянского-Боумена. Клубочковая фильтрация (Людвиг, Кешни, Ричардс, Смит). Моча, ее состав и свойства. Первичная и вторичная моча. Канальцевая реабсорбция (Ричардс, Кешни). Механизм реабсорбции. Секреторная функция канальцев. Участие почек в регуляции постоянства внутренней среды организма. Регуляция деятельности почек.
Тема 7. Физиология метаболизма.

Особенности превращения энергии и общего обмена веществ в организме. Прямая калориметрия. Непрямая калориметрия. Дыхательный коэффициент и его значение в исследовании обмена веществ. Основной обмен. Нормальные величины основного обмена у человека. Обмен энергии при физическом труде, умственной работе. Специфически - динамическое действие пищи. Регуляция обмена энергии. Питание.

Обмен белков. Физиологическое значение пищевых белков и их биологическая ценность. Азотистый баланс. Регуляция обмена белков. Обмен жиров. Характеристика образования и расщепления жиров в организме. Регуляция обмена жиров. Обмен углеводов. Расщепление углеводов в организме. Регуляция обмена углеводов. Обмен минеральных солей и воды. Витамины.
3.3.1. Поддержка самостоятельной работы:

  • Список литературы и источников для обязательного прочтения.
  • Полнотекстовые базы данных и ресурсы, доступ к которым обеспечен из кампусной сети СамГУ (сайт научной библиотеки СамГУ, URL: http://weblib.samsu.ru/level23.html):


  1. Издания Самарского государственного университета

  2. Полнотекстовая БД диссертаций РГБ

  3. Научная электронная библиотека РФФИ (Elibrary)

  4. Электронные базы данных по физиологии PubMed и Medline

  5. БД издательства ELSEVIER

  6. Oxford University Press

  7. Журналы NATURE PG

  8. Реферативный журнал ВИНИТИ «Биология»

  9. Университетская библиотека ONLINE

  10. Университетская информационная система Россия

3.3.2. Тематика рефератов – не предусмотрены.
Итоговый контроль проводится в виде зачёта.
4. Технические средства обучения и контроля, использование ЭВМ (Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, слайдфильмов, кино- и телефильмов).
Программы пакета Microsoft Offiсe;
Сайт научной библиотеки СамГУ, с доступом к электронному каталогу и полнотекстовым базам данных – URL: http://weblib.samsu.ru/level23.html


5.Активные методы обучения (деловые игры, научные проекты)

не предусмотрены.
6. Материальное обеспечение дисциплины (Современные приборы, установки (стенды), необходимость специализированных лабораторий и классов)

    • Компьютерные классы, оснащенные компьютерами класса Pentium 4 с выходом в Интернет и в локальную сеть Самарского государственного университета, а также принтеры, сканеры и ксероксы.


7. Литература
7.1. Основная

  1. Начала физиологии : Учеб.пособ.для вузов / Под ред. А.Д. Ноздрачева .— СПб. : Лань, 2002 .— 1088 с. – 4 экз.

  2. Физиология человека: Учебник для мед., биол. и пед. вузов (Под ред. Г.И. Косицкого) .— 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Альянс, 2009 .— 560 с. – 30 экз.



7.2. Дополнительная


  1. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. Нормальная физиология: Учебник для мед. вузов.— М. : Медицинское информ. агентство, 2007 .— 519 с. – 1 экз.

  2. Брин В.Б. Физиология человека в схемах и таблицах. 2-е изд.,доп.и перераб. — Ростов н/Д.: Феникс, 1999 . 352 с. – 4 экз.

  3. Вандер А. Физиология почек (Пер.с англ.) — 5-е междунар.изд. — СПб. : Питер, 2000 .— 256 с. – 1 экз.

  4. Ведясова О.А., Романова И.Д., Ковалёв А.М. Механизмы регуляции дыхания структурами лимбической системы. Самара, «Самарский университет», 2010. – 170 с. – 100 экз.

  5. Дубынин В.А., Каменский А.А., Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Регуляторные системы организма человека: Учеб. пособие— М. : Дрофа, 2003 .— 368 с. – 1 экз.

  6. Инюшкин А.Н., Меркулова Н.А. Иммунонейроэндокринные взаимодействия: Учебн. пособ.— Самара: Самарский университет, 1999. 68 с. – 3 экз.

  7. Меркулова Н.А. Физиология дыхания. Куйбышев. 1977. 71 с. – 9 экз.

  8. Меркулова Н.А., Инюшкина Е.М., Беляков В.И., Инюшкин А.Н. История развития учения о роли коры головного мозга в центральных механизмах регуляции дыхания. Самара, «Самарский университет», 2009. – 156 с. – 50 экз.

  9. Меркулова Н.А., Инюшкин А.Н., Беляков В.И., Зайнулин Р.А., Инюшкина Е.М. Дыхательный центр и регуляция его деятельности супрабульбарными структурами. Самара, «Самарский университет», 2007. – 170 с. – 50 экз.

  10. Меркулова Н.А., Инюшкин А.Н., Глущенко Л.В. Очерки по физиологии центральной нервной системы: Учебн. пособ.- Самара, СамГУ. Ч.1. 1999. 56 с. – 3 экз.

  11. Меркулова Н.А., Инюшкин А.Н., Беляков В.И. Очерки по физиологии центральной нервной системы: Учебн. пособ.- Самара, СамГУ. Ч.2. 2003. 32 с. – 6 экз.

  12. Морман Д. Физиология сердечно-сосудистой системы (Пер.с англ.) — 4-е междунар.изд. — СПб. : Питер, 2000 .— 256 с. – 4 экз.

  13. Павлов И.П. Избранные труды. М.: Медицина. 2001. 365 с. – 1 экз.

  14. Сафонов В.А. и др. Нейрофизиология дыхания - М.: Медицина, 1980. – 224 с. – 1 экз.

  15. Сеин О.Б., Жеребилов Н.И. Регуляция физиологических функций у животных: Учеб. пособие для вузов.— 2-е изд., испр. — СПб. : Лань, 2009 .— 288 с. – 10 экз.

  16. Сергиевский М.В., Меркулова Н.А., Габдрахманов Р.Ш., Якунин В.Е., Сергеев О.С. Дыхательный центр. М. 1975. 182 с. – 1 экз.

  17. Смирнов В.М., Яковлев В.Н. Физиология центральной нервной системы: Учебн. пособ.— М. : Академия, 2002 .— 352 с. – 4 экз.

  18. Урываев Ю.В., Донцов Р.Г. Физиология центральной нервной системы. Начало системной интеграции.— М. : Аспект Пресс, 2007 .— 160 с. – 2 экз.

  19. Физиология человека. В 3-х т. (Под ред.Шмидта Р.,Тевса Г.) Т.1 — М. : Мир, 2004. — 323 с. – 4 экз.

  20. Физиология человека. В 3-х т. (Под ред.Шмидта Р.,Тевса Г.) Т.3 — М. : Мир, 2004. — 224 с. – 4 экз.


7. 3. Учебно-методические материалы по дисциплине

  1. Физиология человека и животных: Программы-минимум кандидатских экзаменов / Одобрено экспертным советом ВАК Министерства образования РФ по биологическим наукам; Утверждено приказом Министерства образования и науки РФ № 274 от 08.10.2007 г. М.: Изд-во «Икар», 2004.


ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

за___________/___________учебный год
В рабочую программу курса «Физиология вегетативных функций», цикл ОД.А.05 «Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности» основной образовательной программы подготовки аспиранта по отрасли Биологические науки, специальность 03.03.01 – Физиология вносятся следующие дополнения и изменения:



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Инюшкин Алексей Николаевич, профессор, доктор биологических наук рабочая программа iconИнюшкин Алексей Николаевич, профессор, доктор биологических наук рабочая программа
Программой-минимум кандидатского экзамена по специальности 03. 03. 01 «Физиология» по биологическим наукам, утвержденной приказом...
Инюшкин Алексей Николаевич, профессор, доктор биологических наук рабочая программа iconБиологические науки 03. 00. 00
Руководитель направления Булохов Алексей Данилович, доктор биологических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы рф, Заслуженный...
Инюшкин Алексей Николаевич, профессор, доктор биологических наук рабочая программа iconМинистерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным...
Ран; Милованов В. И. — доктор исторических наук; Мистюков Н. А.; Молодых И. И. — доктор геолого-минералогических наук, профессор;...
Инюшкин Алексей Николаевич, профессор, доктор биологических наук рабочая программа iconРабочая программа дисциплины Основы корреляционной спектроскопии Лекторы
Доктор физико-математических наук, профессор, Пенин Александр Николаевич, кафедра квантовой электроники физического факультета мгу,,...
Инюшкин Алексей Николаевич, профессор, доктор биологических наук рабочая программа iconСальников алексей львович доктор биологических наук, профессор, заведующий...
Предназначено для самостоятельной работы студентов биологического факультета специальности 020201 «Биология», рейтингового контроля...
Инюшкин Алексей Николаевич, профессор, доктор биологических наук рабочая программа iconПрограмма дисциплины Теории справедливости
Автор: Кашников Борис Николаевич. Доктор философских наук. Профессор кафедры практической философии
Инюшкин Алексей Николаевич, профессор, доктор биологических наук рабочая программа iconРабочая программа учебной дисциплины «история государства и права россии»
Автор программы: доктор юридических наук, доктор исторических наук, профессор А. С. Туманова
Инюшкин Алексей Николаевич, профессор, доктор биологических наук рабочая программа iconПрограмма по предмету «История и культура Башкортостана»
Составители: Доктор филологических наук, профессор С. А. Галин, кандидат филологических наук, доцент Г. С. Галина, доктор филологических...
Инюшкин Алексей Николаевич, профессор, доктор биологических наук рабочая программа iconУчебно-методический комплекс Для специальности 030501 «Юриспруденция»
Куксин Иван Николаевич, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ
Инюшкин Алексей Николаевич, профессор, доктор биологических наук рабочая программа iconПрограмма обязательного междисциплинарного учебного курса для специальности «Юриспруденция»
Авторы: доктор юридических наук, профессор И. Ю. Богдановская, доктор юридических наук, профессор Л. Р. Сюкияйенен
Инюшкин Алексей Николаевич, профессор, доктор биологических наук рабочая программа icon«История политических и правовых учений» для студентов специальности 030501 «Юриспруденция»
Марченко М. Н, доктор юридических наук, профессор; Кожевников С. Н. доктор юридических наук, профессор
Инюшкин Алексей Николаевич, профессор, доктор биологических наук рабочая программа iconУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности...
Рецензенты: Морозов В. Ю., доктор экономических наук, Профессор, Николаев О. В., доктор экономических наук, профессор
Инюшкин Алексей Николаевич, профессор, доктор биологических наук рабочая программа iconПравительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный...
Автор программы: доктор юридических наук, доктор исторических наук, профессор А. С. Туманова
Инюшкин Алексей Николаевич, профессор, доктор биологических наук рабочая программа iconТемы курсовых работ по дисциплине: «теория государства и права»
Марченко М. Н, доктор юридических наук, профессор; Кожевников С. Н. доктор юридических наук, профессор
Инюшкин Алексей Николаевич, профессор, доктор биологических наук рабочая программа iconВопросы к вступительным испытаниям по Теории и истории государства и права
Марченко М. Н, доктор юридических наук, профессор; Кожевников С. Н. доктор юридических наук, профессор
Инюшкин Алексей Николаевич, профессор, доктор биологических наук рабочая программа iconМетодические рекомендации по курсу историография истории россии для...
Рецензенты: доктор исторических наук, профессор Н. М. Ушаков, доктор исторических наук, профессор Е. Г. Тимофеева


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск