Скачать 156.23 Kb.
|
Тематика диссертационных исследований в сфере физической культуры и спорта В.Н.Баранов ФГБУ ФНЦ ВНИИФК Анализ тематики диссертационных исследований в сфере физической культуры и спорта позволяет более полно представить состояние научно-исследовательских работ и предназначен организаторам и специалистам физической культуры и спорта, научным работникам, соискателям учёных степеней доктора и кандидата наук, их научным консультантам и руководителям для облегчения поиска необходимой информации, а также в определении тематики наиболее важных научных исследований по проблемам физической культуры и спорта. Первые диссертационные работы появились в середине 1930-х гг. Однако планирование научных исследований по физической культуре и спорту в стране началось только в 1955 году. В этот период были сформулированы основные направления научных исследований, которые с некоторой модификацией сохранились до настоящего времени. За основу проведенного анализа взяты четыре основных направления научных исследований в области физической культуры и спорта: 1 направление – физическое воспитание подрастающего поколения и массовая физическая культура (МФК); 2 направление – спорт высших достижений и подготовка спортивного резерва (Спорт); 3 направление – организационное, правовое, ресурсное и информационное обеспечение развития физической культуры и спорта (Управление); 4 направление – подготовка и повышение квалификации физкультурных кадров (Кадры). Проанализировано около 14,7 тысяч наименований диссертаций. В период современной России за 23 года подготовлено более половины всех диссертаций (53,4 %). В таблице приведены количественные данные о защитах диссертационных работ в сфере физической культуры и спорта в СССР и в Российской Федерации. Количественный анализ диссертационных работ в сфере физической культуры и спорта в СССР и России (докт./канд.дисс.)
Наибольшее количество диссертаций в СССР подготовлено по проблемам спорта – около 4,8 тысяч диссертации (более 69 %), по проблемам массовой физической культуры – 1,4 тысяч работ (20 %), по подготовке кадров – 450 (6,4 %) и по вопросам управления ФКиС – около 300 (4,1 %). В настоящий период изменились акценты в разработке проблем физической культуры и спорта. Количество диссертаций по проблемам спорта значительно уменьшилось. Их подготовлено около 3,0 тысяч, почти столько же работ подготовлено по массовой физической культуре – 2,8 тысяч. Существенно увеличилось число диссертаций по подготовке физкультурных кадров – более 1,4 тыс. и вопросам управления ФКиС – 550. Сегодня число докторских диссертаций составляет около 900 работ, доля их составляет 11,2 %, в то время как в СССР – 5 %. Основные изменения в направлениях научных исследований: - значительное увеличение числа диссертаций по проблемам массовой физической культуры (в 2 раза), управления ФКиС (в 1,9 раза) и подготовки физкультурных кадров (в 3,1 раза); - существенное сокращение диссертационных исследований по проблемам спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва – сейчас число работ сократилось более чем на 1/3 к советскому периоду. - рост числа докторских диссертаций - в 2,6 раза. Рассмотрим основные изменения в конкретных направлениях научных исследований. Первое направление НИР - физическое воспитание подрастающего поколения и массовая физическая культура (МФК) включает изучение проблем совершенствования физического воспитания в рамках обязательных программ физического воспитания в различных типах учебных заведений, массовой физической культуры взрослого населения, формирования профессионально-прикладной физической подготовки и здорового образа жизни различных социально-демографических групп взрослого населения, социальной и физической адаптации инвалидов через физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. В рамках этого направления проведен анализ тематики более 4200 наименований диссертаций по следующим разделам: - дошкольное физическое воспитание; - школьное физическое воспитание; - физическое воспитание молодёжи студенческого возраста; - физическая культура взрослого населения; - профессионально-прикладная физическая подготовка. Количественный анализ диссертаций по проблемам массовой физической культуры (докт./канд. дисс.)
В последние годы значительно увеличивается количество диссертаций по вопросам школьного физического воспитания – в 1,6 раза (1100 работ), физического воспитания молодёжи студенческого возраста – в 3,4 раза (800 работ), профессионально-прикладной физической подготовки – в 4,3 раза (320 работ), дошкольного физического воспитания – в 4,2 раза (290 работ). В настоящий период стали изучаться вопросы включения в школьные программы физического воспитания элементов и упражнений видов спорта. Число таких работ резко возросло (11%). Исследуются вопросы дополнительного физкультурного образования учащихся, внедрения новых видов спорта в урочные формы занятий и вне учебного процесса, введения спортивного часа в школе, дополнительного третьего урока физкультуры, введения в уроки элементов состязательности. В последние десятилетия значительно увеличивается интерес к изучению проблем адаптивной физической культуры. Количество таких диссертаций по дошкольному возрасту увеличилось - в 1,8 раза, по школьному - в 1,3 раза. Появились отдельные работы данной направленности с молодёжью студенческого возраста. Докторские работы стали появляться в середине 1960-х годов. В настоящее время их доля составляет по проблемам дошкольного и школьного физического воспитания 9,4 и 9,6 %, студенческого физического воспитания – 8,0 %, взрослого населения – 8,2 %. Второе направление НИР – спорт высших достижений и подготовка спортивного резерва (Спорт). Проанализировано около 7800 наименований диссертаций, защищенных в нашей стране за период более 75 лет, из которых 38,3 % подготовлено в период современной России, по различным аспектам подготовки в более чем 100 видах спорта, в том числе в 47 олимпийских видах. При анализе тематики диссертационных работ использовались два критерия классификации диссертаций: Первый критерий – по группам и видам спорта. Тематика диссертаций разделена на две группы: 1- диссертации по общим вопросам спортивной подготовки (без ссылки на конкретный вид спорта или группу видов спорта); 2 - диссертации по видам спорта, которые условно объединены в группы: – зимние виды спорта; водные виды спорта; игровые виды спорта; лёгкая атлетика; сложно-координационные виды спорта; спортивные единоборства; технические виды спорта. Количественный анализ диссертаций по проблемам спортивной подготовки (докт./канд.дисс.)
В постсоветский период наблюдается тенденция сокращения общего числа диссертаций по проблемам спортивной подготовки в 1,6 раза. Наибольшее число диссертаций подготовлено по общим вопросам спортивной подготовки – 746 работ, по спортивным единоборствам – 656, игровым видам – 515, по лёгкой атлетике – 295. Уменьшение диссертационных исследований происходит, прежде всего, по наиболее важным «медалеёмким» олимпийским видам спорта - биатлон, лыжные гонки, конькобежный спорт, прыжки на лыжах с трамплина, горнолыжный спорт; лёгкая атлетика; спортивная гимнастика; плавание, гребные виды спорта, прыжки в воду; тяжёлая атлетика, фехтование, бокс; велосипедный спорт и др. При этом произошло резкое увеличение диссертационных исследований по неолимпийским видам спорта – восточные и боевые единоборства, экстремальные виды спорта, военно-технические виды спорта и другие. Если в советский период было подготовлено 137 таких работ по 20 видам спорта, то в настоящее время - 426 диссертаций по более 30 видам спорта. Второй критерий – по направлениям исследований различных сторон подготовки в спорте. Тематика диссертаций разбита по следующим направлениям: - начальная спортивная подготовка, спортивная ориентация и отбор; - подготовка спортсменов различной квалификации; - подготовка спортсменов высокой квалификации; - медико-биологическое и психологическое обеспечение подготовки спортсменов; - адаптивный спорт; - спортивная педагогика; - биомеханика; - история вида спорта; - судейство соревнований по спорту. Количество диссертационных работ по основным направлениям научных исследований в спорте в 1991-2012 гг. (докт./канд.дисс.)
Существенно уменьшилось число работ по медико-биологическому и психологическому обеспечению подготовки спортсменов с 47,2 % до 21,2 %. Меньше всего диссертаций медико-биологической и психологической тематики в лёгкой атлетике (3,6 %), спортивных единоборствах (5,9 %), игровых видах спорта (6,6 %). В последние годы начали готовиться диссертации по изучению проблем адаптивного спорта (30 диссертаций), в том числе подготовлено 9 работ по общим вопросам и 21 - в видах спорта: футбол (4), лёгкая атлетика (3), баскетбол (2), спортивная гимнастика (2), спортивное ориентирование (2), пулевая стрельба, фехтование, плавание, фигурное катание на коньках, В постсоветский период число докторских диссертаций увеличилось в 1,5 раза и составляет 13 % всех диссертаций по проблемам спорта. Третье направление - организационное, правовое, ресурсное и информационное обеспечение развития физической культуры и спорта (Управление) В данное направление научных исследований включены диссертации по вопросам формирования государственной политики в области физической культуры и спорта, совершенствования системы управления, правового и информационного обеспечения, социально-экономической эффективности сферы физической культуры и спорта, а также организационные вопросы физической культуры и спорта высших достижений. Проанализировано около 850 диссертаций, из которых 64,6 % подготовлено в период современной России. Количественный анализ диссертаций, защищенных по проблемам организации и управления физической культурой и спортом (1946-2013 гг.) (докт./канд.)
В последние годы значительно увеличилось число диссертаций, изучающих вопросы управления спортом на федеральном и региональном уровне, в спортивных организациях и клубах (более 140 работ, в СССР – 52 работы). Появились диссертации по изучению этих проблем в отдельных субъектах Российской Федерации (Московская, Томская, Омская области, Республика Коми и Чувашская республика, Краснодарский край. Больше работ стало по вопросам информационного обеспечения физической культуры и спорта (38 работ, а в СССР- 21). Стали широко изучаться правовые вопросы физической культуры и спорта, подготовлено более 30 работ, в том числе 3 докторские. 87 % всех работ данной направленности подготовлено в 20 специализированных вузах и только в трех учреждениях физической культуры и спорта. Подготовлены отдельные диссертации по вопросам менеджмента и предпринимательства, маркетинговой деятельности в сфере физической культуры и спорта. Четвёртое направление – подготовка и повышение квалификации физкультурных кадров (Кадры) В данный раздел включены диссертации по вопросам подготовки и повышения квалификации кадров по физической культуре и спорту. Включены диссертации, рассматривающие теоретические вопросы физической культуры и спорта и истории физической культуры и спорта. Проанализирована тематика более 1,4 тысяч диссертаций, из которых 75,9 % подготовлена в постсоветский период. Количественный анализ диссертаций по проблемам подготовки и повышения квалификации кадров по физической культуре, спорту и туризму (1951-2013 гг.) (докт./канд.дисс.)
В настоящее время в России по сравнению с периодом СССР число диссертаций по подготовке физкультурных кадров с высшим образованием увеличилось в 4,8 раза. Начали изучаться вопросы подготовки специалистов со средним физкультурным образованием, вопросы повышения квалификации, вопросы довузовской подготовки учащихся. В последние годы стали готовиться диссертации по различным направлениям подготовки физкультурных кадров, методическому обеспечению новых специальностей и специализаций – специалистов по адаптивной физической культуре, спортивных менеджеров, специалистов по спортивному маркетингу, туристских кадров и др. В связи с созданием в 1990-е годы Олимпийских академий, главным образом при вузах физической культуры, стали изучаться вопросы преподавания и введения олимпийского образования не только в учебных заведениях физической культуры и спорта, но и в общеобразовательных школах. Таковы основные направления тематики наиболее важных научных диссертационных исследований в сфере физической культуры и спорта в период современной России. |
Современные подходы в научно-методическом обеспечении зимних видов... С 2010 года во вниифк ведутся исследования, посвященные выявлению наиболее актуальных направлений научных исследований за рубежом.... | Индивидуальная оценка функциональных возможностей хоккеистов высокой квалификации Работа выполнена в Центре инновационных технологий комплексного сопровождения в спорте высших достижений и спортивного резерва Федерального... | ||
Итоги исследований по актуальным проблемам подготовки спортсменов... Дано краткое содержание наиболее интересных исследований. Раскрыты актуальные направления исследований, проводимых крупнейшими научными... | Эксперимент во вниифк и объяснение его результатов В этом году во вниифк был проведено исследование, в котором мы выясняли влияние одного экспериментального воздействия на показатели... | ||
Срок приёма документов для участия в конкурсе на обучение по программам... Вступительные испытания в аспирантуру фгбу «нииэм» зо рамн проводятся с 07. 07. 2014 г по 11. 07. 2014 г | Правила приема граждан на обучение по программам подготовки научно-педагогических... На основании решения ученого совета фгбу «нии онкологии им. Н. Н. Петрова» Минздрава России от 21. 04. 2015, протокол №5 | ||
Директор фгбу «Российский научный центр радиологии и хирургических технологий» Положение о ежегодной аттестации клинических ординаторов фгбу «Российский научный центр радиологии и хирургических технологий» Министерства... | План-конспект урока слитное и раздельное написание не с причастиями... М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, О. М. Александрова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба. Русский язык: Учебник для... | ||
Баранов А. М., Шварев И. М. Авиационная метеорология. М.: Транспорт,... Баранов А. М., Лещенко Г. П., Белоусова Л. Ю. Авиационная метеорология и метеорологическое обеспечение полетов. –- м.: Транспорт,... | Рабочая программа по русскому языку 6 класс Баранов М. Т. Программа по русскому языку к учебникам 5-9 классов/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский// Программно-методические... | ||
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Баранов М. Т. Программа по русскому языку к учебникам 5-9 классов/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский// Программно-методические... | Учебная программа по русскому языку составлена на основе программы... М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский; издательство «Просвещение», 2010 г., рекомендована министерством образования и науки... | ||
Правила приема на обучение по образовательным программам подготовки... Правила приема на обучение по образовательным программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре фгбу гнц ифвэ | Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию по русскому языку в 5 классе Бщеобразовательных учреждений (авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский, Л. А. Тростенцова; издательство «Просвещение»,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Литература Вологодской области» составители С. Ю. Баранов, И. В. Мовнар; науч ред. С. Ю. Баранов. – Вологда: Издательский центр... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Баранов, М. Т. Программа по русскому языку к учебникам 5-f9 классов / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский // Программы... |