Скачать 329.1 Kb.
|
Рекомендуемая литература а) основная:
б) дополнительная: 1. Андреев А.О., Дукальская М.В., Головина Е.Г. Облака: происхождение, классификация, распознавание.: учебное пособие. –- СПб.: Изд-во РГГМУ, 2007. –- 227 с. 2. Асатуров М.Л. Основы авиационной метеорологии. Метеорологические характеристики атмосферы: тексты лекций. – СПб.: АГА, 2002. – 38 с. 3. Астапенко П.Д., Баранов А.М., Шварев И.М. Авиационная метеорология. – М.: Транспорт, 1985. – 262 с. 4. Атмосфера стандартная. Параметры. – М.: Изд. Стандартов, 1981. – 180 с. 5. Баранов А.М. Облака и безопасность полетов.—Л.: Гидрометеоиздат, 1983.—232 с. 6. Баранов А.М. Видимость в атмосфере и безопасность полетов.—Л.: Гидрометеоиздат, 1991.—207 с. 7. Капустин А.В., Сторожук Н.Л. Технические средства гидрометеорологической службы. –- СПб.: «Издательское агенство «Энергомашиностроение», 2005. –- 283 с. 8. Лещенко Г.П., Перцель Г.В., Иванова Е.Г. Метеорологическое обеспечение полетов: Учебное пособие. – Кировоград: ГЛАУ, 2003. – 180 с. 9. Наставление по метеорологическому обеспечению гражданской авиации (НМО ГА – 95). –- М.: Транспорт, 1995. –- 204с. Лабораторный практикум Во время изучения дисциплины студенты в составе группы проходят лабораторный практикум, тематика которого представлена в таблице 1. Перед выполнением лабораторных работ студентам необходимо изучить соответствующий теоретический материал, используя методические указания [3] и другие литературные источники. По выполненным лабораторным работам подготавливается отчет, который сдается преподавателю для проверки и защищается перед экзаменом (зачетом) по дисциплине. Таблица 1. Тематика лабораторных работ по дисциплине «Авиационная метеорология»
Темы рефератов для самостоятельной работы, обеспечивающие индивидуализацию обучения
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Введение Цели и задачи авиационной метеорологии. Связь дисциплины с другими науками. Этапы развития авиационной метеорологии. Основные руководящие документы ВМО и ИКАО. Перспективы развития авиационной метеорологии. Литература: основная [1, 2], дополнительная [3, 8, 9]. Цели и задачи авиационной метеорологии обусловлены потребностями учета метеорологической информации для обеспечения безопасности эксплуатации авиационной техники, повышения регулярности воздушных сообщений и экономической эффективности воздушного транспорта. Взаимосвязь дисциплины с другими науками является залогом их взаимного развития, которое связано как с потребностями практики, так и с техническим совершенствованием авиации, наземного оборудования и применением современной вычислительной техники. Требования к метеорологическому обеспечению авиации отражены в НМО ГА, в руководящих документах Всемирной метеорологической организации (ВМО) и Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Вопросы для самопроверки
Тема 2. Состав и строение атмосферы Общие сведения об атмосфере Земли. Средства и методы исследования атмосферы. Газовый состав атмосферы. Строение атмосферы и основные характеристики ее слоев. Озоносфера. Ионосфера. Стандартная атмосфера (СА) и ее основные характеристики. Реальная атмосфера. Влияние параметров реальной атмосферы на безопасность полетов. Литература: основная [1, 2], дополнительная [2…4]. Изучение этой темы необходимо начать с основных характеристик воздушной оболочки Земли. Для исследования атмосферы широко используются наблюдения в приземном слое и на высотах за основными метеорологическими величинами и условиями погоды. Синоптические и аэрологические наблюдения, информация метеорологических радиолокаторов (МРЛ), спутниковые данные, наблюдения с аэростатных платформ, самолетов и др. дают информацию о погоде и атмосферных процессах и служат исходными данными для прогнозов погоды синоптическими, численными гидротермодинамическими и физико-статистическими методами. При изучении газового состава атмосферы Земли следует обратить внимание на роль переменных составляющих воздуха: водяного пара, углекислого газа, озона. Уяснить значение различных слоев атмосферы в радиационном балансе и развитии атмосферных погодообразующих процессов. Познакомиться с характеристиками озоносферы и ионосферы. Особое значение для авиации имеет стандартная атмосфера (СА). Необходимо усвоить значения ее основных параметров на среднем уровне моря и их изменение с высотой. Уяснить изменчивость реальной атмосферы и ее влияние на изменения эксплуатационных характеристик воздушных судов. Вопросы для самопроверки
Тема 2. Физические характеристики атмосферы Основные физические параметры, характеризующие состояние атмосферы: температура, влажность, атмосферное давление, плотность воздуха. Методы и средства их измерения у Земли и на высоте. Дистанционные методы зондирования атмосферы. Пространственно-временная изменчивость физических характеристик атмосферы. Характер изменения давления с высотой. Барометрические формулы. Способы измерения высоты полета. Барометрическая высота. Барическое поле у поверхности Земли, его основные формы. Литература: основная [1…3], дополнительная [2…4, 7]. К числу основных метеорологических величин, наблюдение за которыми у земной поверхности и на высотах и прогнозирование на различные сроки выполняются при метеорологическом обеспечении авиации, относятся температура, влажность воздуха, атмосферное давление. Плотность воздуха не измеряется, а оценивается по значениям указанных величин. Температура воздуха изменяется как по высоте, так и по горизонтали. Необходимо усвоить понятие градиента температуры и уяснить особенности изменения температуры с высотой, уметь анализировать кривую стратификации атмосферы. Изучить приборы и методы измерения температуры у земли и на высотах, уметь оценивать их точность. Усвоить значение изотермии и инверсии для формирования погоды, знать причины их возникновения. Влажность воздуха обусловливает возможность образования облачности, осадков, тумана. Следует обратить внимание на различные характеристики влажности и их взаимосвязь. Необходимо изучить методы измерения влажности у земли и на высотах, уметь оценивать их точность. Усвоить влияние влажности на плотность воздуха, уяснить понятие виртуальной температуры и уметь ее рассчитывать. Атмосферное давление – одна из важнейших для авиации характеристик; пространственно-временные изменения давления определяют погодные условия. Необходимо усвоить единицы измерения давления, приборы для его определения и их погрешности. Уметь выводить и анализировать уравнение статики, барометрические формулы, формулу барической ступени. Усвоить понятие изобарической поверхности, изменение ее положения в пространстве и расчет ее геопотенциальной высоты. Изучить способы измерения высоты полета, усвоить понятие барометрической высоты, знать причины возникновения ошибок барометрического высотомера. Изучить основные формы барического поля: циклон, антициклон, ложбина, гребень, седловина, уметь их выявлять на синоптических картах. Необходимо обратить внимание на совершенствование методов измерения основных метеорологических величин, на внедрение автоматизированных систем измерения и развитие методов дистанционного зондирования атмосферы, в первую очередь, с применением метеорологических искусственных спутников Земли (МИСЗ) и метеорологических радиолокаторов. Вопросы для самопроверки
Тема 4. Влияние физических характеристик атмосферы на эксплуатацию ВС Влияние физических характеристик атмосферы на горизонтальный полет, на взлет и посадку. Зависимость силы тяги двигателей и расхода топлива от атмосферных условий. Влияние физических характеристик атмосферы на показания указателя скорости, на максимальную скорость полета и потолок ВС. Литература: основная [I, 2], дополнительная [3, 4]. Усвоить влияние плотности воздуха, давления и температуры на аэродинамические силы, потребную воздушную скорость полета, а затем перейти к изучению зависимости силы тяги двигателя, расхода топлива и высоты потолка самолета от физического состояния атмосферы. При этом следует обратить внимание на взаимосвязь указанных характеристик полета, рассмотреть оценки влияния на них температуры и плотности воздуха при горизонтальном полете, взлете и посадке. Изменчивость температуры воздуха на больших высотах может достигать 20—30°С, а ее неблагоприятное влияние на скорость полета, силу тяги, расход топлива и потолок самолета наиболее сильно сказывается при повышении температуры по сравнению со стандартными значениями. Поэтому при метеорологическом обеспечении полетов информация об областях положительных отклонений температуры воздуха от стандартного значения температуры приобретает первостепенное значение. При составлении расписания движения также целесообразно учитывать среднюю (сезонную) температуру на эшелонах полета по трассе и ее изменчивость для оценки продолжительности полета и повышения регулярности воздушных сообщений. Вопросы для самопроверки
2. Укажите методические ошибки барометрического высотомера и указателя воздушной скорости. 3. Как зависят сила тяги, взлетно-посадочные характеристики, потолок самолета от распределения температуры и плотности воздуха? 4. Как изменится максимальная скорость полета, если высота полета увеличивается с 5000 до 9000м. Число оборотов двигателя считать постоянным, температуру воздуха - распределенной по СА. 6. Рассчитайте величину часового расхода топлива на высоте 11000м при повышении температуры воздуха на 15°С по сравнению со стандартной температурой, если в условиях СА часовой расход равен 8200 кг/ч. 7. Как изменится потолок самолета с ТРД в реальных условиях по сравнению с условиями СА, если температура воздуха: а) повысится по сравнению со стандартной на 20°С? б) понизится на 25°С? Тема 5. Ветер и его влияние на эксплуатацию ВС Ветер и его характеристики. Средства и методы измерения скорости и направления ветра у Земли и на высотах. Основные закономерности формирования воздушных потоков в барических системах в слое трения и в свободной атмосфере. Характер изменения параметров ветра с высотой. Термический ветер. Местные ветры. Влияние ветра на взлет и посадку. Сдвиг ветра в нижнем слое атмосферы и его влияние на безопасность взлета и посадки ВС. Навигационный треугольник скоростей. Влияние ветра на путевую скорость и снос самолета. Понятие об эквивалентном ветре. Аэронавигационное значение струйных течений. Литература: основная [1…3], дополнительная [3, 7, 8]. Ветер, оказывающий влияние на все этапы выполнения полета, характеризуется скоростью (измеряется в м/c, км/ч, узлах) и метеорологическим направлением (измеряется в градусах от направления на север до направления «откуда дует»), которое отличается от навигационного на 180°. Следует изучить силы, приводящие в атмосфере к возникновению ветра, закономерности формирования ветровых потоков в свободной атмосфере и в слое трения в зависимости от особенностей барического поля и от направления действия силы Кориолиса. Усвоить характерные особенности изменения ветра с высотой. Рассмотреть определение термического ветра. Познакомиться с условиями образования бризовой и горно-долинной циркуляции, фенов, боры, ледниковых и стоковых ветров. При изучении влияния ветра на взлет и посадку следует рассмотреть изменения в зависимости от ветра скоростей отрыва и посадки, времени и длины разбега и пробега. Обратить особое внимание на влияние бокового ветра или его боковой составляющей. Большое значение для безопасности взлета и посадки современных самолетов имеют сдвиги ветра в нижнем слое атмосферы. Следует изучить определение вертикального и горизонтального сдвигов ветра, разобрать причины влияния на взлет и посадку, критерии опасности. Рассмотреть метеорологические условия возникновения сдвига ветра. Анализ изменения скорости и направления горизонтального полета самолета под воздействием ветра проводится с помощью построения навигационного треугольника скоростей. Изучить формулы изменения путевой скорости в зависимости от скорости и направления ветра, усвоить понятие эквивалентного ветра. Обратить внимание на аэронавигационное значение струйных течений. Вопросы для самопроверки
|
Программа учебной дисциплины наименование дисциплины: «Авиационная... Изучение дисциплины базируется на предварительном усвоении студентами материала основных метеорологических дисциплин: курсов «Физика»,... | Методологические пояснения Транспорт Транспорт как вид хозяйственной деятельности подразделяется на транспорт общего и необщего пользования | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Р. 3 Метеорология и климатология... Курс «Метеорология и климатология» входит в систему физико-географических дисциплин | Урок Установка параметров страницы. Набор текста. Тире и дефис Для подготовки документа к работе надо установить параметры страницы, параметры абзаца, а также параметры шрифта | ||
Тема: «Атмосфера. Строение атмосферы» Цель Тема и номер урока в теме: «Атмосфера. Атмосфера: строение, значение, изучение», урок №1 | Транспорт Транспорт совокупность средств передвижения (поезда, пароходы, автомобили и т д.), а также отдельный вид этих средств. Железнодорожный,... | ||
Программа учебной дисциплины наименование дисциплины: «Климаты земного... Изучение дисциплины базируется на предварительном усвоении студентами материала основных метеорологических дисциплин: «Физическая... | Краткое содержание проекта Данный проект рассчитан на учеников 2... «Транспорт нашего села», «Грузовой транспорт», «Книга загадок про машины», «Ребусы про транспорт», «Воздушный транспорт» и многое... | ||
Конспект образовательного мероприятия Тема и номер урока в теме: «Атмосфера. Атмосфера: строение, значение, изучение», урок №1 | Конспект урока Тема урока: Атмосфера: строение, значение, изучение.... Тема и номер урока в теме: «Атмосфера. Атмосфера: строение, значение, изучение», урок №1 | ||
Патентам и товарным знакам (19) Варакин л. Е. Системы связи с шумоподобными сигналами. М.: Радио и связь, 1985, с. 16-19. Ru 2248095 C1, 10. 03. 2005. Wo 94/03002... | Конспект урока в технологии деятельностного метода Тема и номер урока в теме: «Атмосфера. Атмосфера: строение, значение, изучение», урок №1 | ||
Конспект лекций. Лекция 1 Охватывает сложные объекты электро- и водоснабжения, химические, нефтехимические и нефтеперерабатывающие производства, железнодорожный... | Конспект лекций Лекция 1 Охватывает сложные объекты электро- и водоснабжения, химические, нефтехимические и нефтеперерабатывающие производства, железнодорожный... | ||
Урок №3 по теме 2 четверти «Преобразующая сила музыки» Тема и номер урока в теме: «Атмосфера. Атмосфера: строение, значение, изучение», урок №1 | Тема урока температура воздуха (6 класс) Тема и номер урока в теме: «Атмосфера. Атмосфера: строение, значение, изучение», урок №1 |