ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Слитное и раздельное написание не с причастиями
| ФИО (полностью)
| Хорина Наталья Ивановна
|
| Место работы
| МКОУ Ново-Троицкая оош
|
| Должность
| Учитель русского языка и литературы
|
| Предмет
| Русский язык
|
| Класс
| 7
|
| Тема и номер урока в теме
| Слитное и раздельное написание не с причастиями(первый урок по данной теме).
|
| Базовый учебник
| М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, О.М.Александрова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба. Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / М.Т.Баранов и др. - 33-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011г
|
Цель урока: формировать представление о слитном и раздельном написании не с причастиями; познакомить учащихся с правилом слитного и раздельного написания не с причастиями и его использованием при написании слов.
9. Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «слитное написание не с причастиями», «раздельное написание не с причастиями»
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в табличной форме, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы написания слов в зависимости от контекста; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
10.Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний.
11.Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная
12.Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно выходят на проблему и решают её;
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-выводят определение и правило слитного и раздельного написания не с причастиями;
-работают с текстом учебника;
-отвечают на вопросы;
-выполняют самостоятельно задания;
-оценивают себя и друг друга;
-рефлексируют.
13.Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, экран, учебники по русскому языку, раздаточный материал (эталон выполнения задания, карточки с домашним заданием), электронная презентация, выполненная в программе Power Point 14.Структура и ход урока
№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
| Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
| Деятельность ученика
| Формируемые УУД
| Познаватель-
ные
| Регулятивные
| Коммуникатив-
ные
| Личност-
ные
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 1
(1 мин.)
| Организацион-ный момент
| презентация
слайд 1
| приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания.
| Психологический настрой.
| осознанное и произвольное построение речевого высказывания
| Прогнозирование своей деятельности
| Умение слушать и вступать в диалог
| умение выделять нравственный аспект поведения
| 2
(2 мин.)
| Проверка домашнего задания
| Слайд2
| Организует проверку
| Сверяют свои записи с эталоном
| Поиск и выделение необходимой информации.
|
| Умение слушать и вступать в диалог
|
| 3 (6 мин)
| Вводная беседа. Актуализация знаний
| Презентация
Слайд3,4,5,6.
| Вступительное слово учителя. Повторение знаний и умений, необходимых при правильном написании не с изученными частями речи.
Задает учащимся наводящие вопросы.
| Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры
.Формулируют тему урока.
| Поиск и выделение необходимой информации
| Выделение и осознание того, что уже пройдено.
Постановка цели учебной задачи, синтез
| Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог
| Смысло-
образование
| 4 (7 мин.)
| Изучение нового материала
| Презентация
Слайд 7
| Вместе с учениками определяет цель урока. Демонстрирует ЭОР
| Учащиеся определяют цели своей деятельности, формулируют общую цель урока.
| Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.
| Целеполагание, выдвижение гипотез
| Умение слушать и вступать в диалог
|
| 5
(7
мин)
| Первичное осмысление и закрепление знаний.
| Презентация
Слайд8
| Комментирует, направляет работу учащихся
| Работают в группах(133); работают в парах(упр.134).
| Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.
Анализ объектов и синтез
| Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата
| Умение слушать и вступать в диалог,
Коллективное обсуждение проблем.
| Ориента-
ция в межлично-стных отношени-ях
| 6 (2 мин)
| Физпауза
| Слайд9
| Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
| Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.
|
|
|
|
|
| 7
(7 мин)
| Закрепление изученного.
Самостоятельная работа.
| Слайд8
| Выступает в роли тьютора для слабых учащихся
| Учащиеся выполняют упр.136.
После выполнения задания выполняют проверку, оценивают свою деятельность.
| Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.
Анализ и синтез объектов
| Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция
| Умение анализировать свою деятельность, принимать решения.
| самоопределение,
смыслообразование
| 8 (3 мин)
| Рефлексия, оценивание знаний.
| -Слайд10
| Организует рефлексию, организует самооценку.
| Рефлексируют, оценивают свою деятельность.
|
| Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности
| управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка
| нравственно-этическая ориентация
| 9 (3 мин)
| Домашнее задание
| Слайд 11
| Задает дозированное домашнее задание
| Учащиеся выбирают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока
|
|
|
| Самоопределение
| 10 (2 мин)
| Нравственно-эмоциональный настрой
| Слайд12
| Рассказывает притчу
| Слушают
| Рефлексия поведения
|
| Умение принимать решение
| Самоопределение, нравственная ориентация
|
Ход урока
Деятельность учителя
| Деятельность учеников
| 1 Организационный этап
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.
- -Итак, друзья, внимание – Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее, Начнём скорей урок!
У каждого на парте лежит солнышко, да не одно, а целых три! Выберите то, которое соответствует вашему настроению. Покажите свое солнышко. (По большинству выбирается настроение, с которым мы отправимся в страну Знаний). Учитель прикрепляет на доску соответствующее солнышко
|
Учащиеся эмоционально готовятся к началу работы.
| 2.Проверка домашнего задания.
-Мы с вами знаем, проверить домашнее задание всегда необходимо, чтобы не осталось пробелов в знаниях. Если что-то не получилось или получилось не так, лучше сразу исправить и запомнить, как нужно делать.
| Сверяют свои записи с эталоном.
При необходимости задают вопросы.
| 3. Вводная беседа. Актуализация знаний.
1. Новые знания не берутся извне, они всегда опираются на уже имеющиеся. На слайде (3) предложены три отрывка из произведений. Нужно найти в них слова со слитным и раздельным написанием не, проанализировать и сделать выводы. Чтобы задание выполнить, нужно сформировать три экспертные группы, которые поработают, посовещаются, проанализируют свою деятельность и сделают выводы. Результаты своих наблюдений представьте в виде таблицы.
|
Делятся на группы, выбирают себе задание, анализируют, делают выводы, составляют таблицу.
| - А теперь послушаем наши экспертные группы, к каким выводам они пришли. При необходимости дополняйте и задавайте вопросы. (слайд4)
- У меня вопрос такой: какой морфемой будет не, если пишется со словом слитно?
- Будет ли не морфемой, если пишется со словом раздельно?
| Выбирают выступающего от группы, слушают, анализируют, задают вопросы. Отвечают на вопрос.
| - Обобщить наши выводы можно в виде таблицы (Слайд 5)
-Почему мы сегодня вспомнили с вами слитное и раздельное написание не с разными частями речи?
-Запишем тему нашего урока.
| В группах сравнивают свои таблицы с эталоном.
Формулируют тему урока. Записывают тему урока.
| 4.Изучение нового материала
Постановка учебной цели.
-Какие цели вы сегодня ставите перед собой?
-А как сформулируем цель нашего урока?
- На слайде7 предложены предложения. Найдите в них причастия, посмотрите, как пишется не с ними. Сделайте выводы( есть ли общее с тем, что мы уже знаем; есть ли отличия, как их можно объяснить?)
- Чтобы правильно писать не с причастиями, нужно выработать план действий выбора слитного-раздельного написания не.
На что нужно смотреть в первую очередь?
На что нужно еще обратить внимание?
Что нужно определить?
-Таким образом, у нас получается алгоритм действий (слайд 8)
| Ставят цели свои, формулируют общую цель урока.
Находят причастия с не, анализируют, делают выводы.
Вырабатывают план действий.
Поговаривая, объясняют написание не с причастиями.
| 5. Первичное осмысление и закрепление знаний.
- Сейчас, работая в группах, вы выполните упр.133.
-А теперь, работая в парах, выполните упр. 134.
|
1.Работают с учебником (упр.133) в группе. Указывают условия слитного или раздельного написания не с причастиями. Каждая группа предлагает аналогичные свои примеры. 2. Работают в паре, выполняя упр. 134
Придумывают зависимые от причастий слова, записывают предложения, графически обозначая причастные обороты и определяемые слова.
| 6. Физпауза
|
Учащиеся поднимаются с мест, выполняют действия за учителем.
|
7.Закрепление знаний,самостоятельная работа с проверкой по эталону . Организует деятельность по применению новых знаний;
Выступает в роли тьютора для слабых учеников.
|
Самостоятельная работа по тексту упр. 136. При работе с текстом, анализируют свои действия, применяя алгоритм рассуждения; вспоминают и применяют алгоритм рассуждения при выделении - не выделении причастного оборота запятыми на письме.
Проверяют и корректируют свои работы (Листок с эталоном раздается после выполнения).
Оценивают свою деятельность.
| 8. Этап оценивания знаний учащихся . Подведение итогов урока , рефлексия.
- Наш урок подходит к концу. В течение урока вы работали в группах, в парах, самостоятельно. Оцените себя.(Наработка оценивания себя у детей уже есть)
- Поднимите руку, кто получил «5», «4», «3».
Учитель выставляет оценки за работу на уроке самым активным учащимся, комментирует отметки.
|
Учащиеся самостоятельно выставляют себе отметки с учетом предоставленных критериев.
Учащиеся поднимают руки с учетом полученных оценок.
|
- В начале урока вы ставили перед собой определенные цели. Проанализируйте свою деятельность на уроке, ответив на вопросы (слайд10)
- А теперь вернемся к солнышкам, выберите и поднимите то солнышко, которое соответствует вашему настроению на данный момент.
(Анализирует эмоциональный настрой урока)
|
Отвечают на вопросы, анализируют свою деятельность. Анализируют свою эмоциональное состояние, поднимают солнышко.
| 9. Информирования учащихся о домашнем задании (слайд11)
Всем: орф.№54( с. 67) выучить .
Выберите подходящее для вас:
а)выберите из текста художественной литературы предложения со слитным и раздельным написанием НЕ с причастием(на каждый пункт орфограммы), умейте объяснить.
б) придумайте предложения со слитным и раздельным написанием НЕ с причастием(на каждый пункт орфограммы), умейте объяснить.
в)упр.137(стр69)
|
Контроль, выделение и осознание предложенного
| 10.Эмоциональный настрой.
- И в конце урока, как всегда, небольшая притча.
Учитель рассказывает притчу.(слайд12)
Однажды к учителю пришёл богатый господин и сказал:
— Вы, наверное, не помните меня, но я всю жизнь помнил ваши уроки. «Будьте хозяевами своих чувств — воли, разума, упорства. Пусть они слушаются вас», — говорили вы нам. Эти слова помогли мне достичь всего.
— Я рад, — улыбнулся учитель. — Но зачем ты снова пришёл?
— Помогите мне справиться с одним чувством. Жизнь жестока, и мне часто приходилось лишать своих должников крова и земли. Последнее время воспоминания о них не дают мне спать.
— Твоё сердце не очерствело, если оно слышит голос совести. Этому чувству человек должен служить. Будь хозяином воли и разума, но слугой совести, мой ученик, — произнёс учитель.
-Всего доброго, спасибо за урок. (слайд 13)
| Слушают, делают нравственный выбор.
| |