Скачать 321.29 Kb.
|
Методические рекомендации для организаторов муниципального этапа экологической олимпиады школьников 2010-2011 учебного года. Методические рекомендации предназначены для организаторов второго (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Основу теоретического тура муниципального этапа олимпиады составляют тестовые задачи, которые потребуют от конкурсантов, как воспроизведения теоретических знаний, так и умения проводить сравнительный анализ содержания вариантов ответов и его письменного изложения с обоснованием выбранного ответа. Выполнение заданий такого формата потребует от учащихся не только знаний понятийного аппарата экологии, но и умения оперировать («распоряжаться») собственными знаниями, анализировать содержание и объём понятий, находить общее и различное, внятно и аргументировано излагать свою позицию на бумаге, обращаясь к экологической фактологии. На муниципальном этапе рекомендуется провести олимпиаду в два тура – теоретическом и конкурсе рефератов по экологии, на основе которых учащиеся в дальнейшем разрабатывают свои экологические проекты. Если экологические рефераты или учебно-исследовательские работы готовы, можно представить их, а не проекты. Конкурс экологических рефератов как основа проектного тура третьего (регионального) и пятого (заключительного) этапов Всероссийской олимпиады школьников по экологии, нацелена на выявление исследовательской компетентности конкурсантов, важнейшим аспектом которой является умение моделировать содержание экологического исследования, формулируя его тему, определяя его цели и задачи, намечая гипотезу, обоснованно формируя инструментарий исследования, планируя экологические проекты по разрешению локальных экологических проблем. К участию во втором (реферативном) туре муниципального этапа рекомендуем привлекать не всех конкурсантов, а только тех, кто набрал определённое (проходное) количество баллов, количество которых устанавливается жюри. Проведение теоретического тура второго этапа олимпиады Соревнования олимпиады всех этапов начинаются, как правило, с теоретического тура, цель которого – определение теоретической подготовленности конкурсантов. Под теоретической подготовленностью конкурсантов олимпиады следует понимать знание содержания, объёма и связей понятий, составляющих понятийный аппарат основных разделов экологии: общей, прикладной и социальной. Кроме этого, конкурсанты должны иметь ясное представление о современных процессах в сфере экологии, протекающих на локальном (местном), региональном и глобальном уровнях. В частности, речь идёт о состоянии среды обитания, живой Природы, здоровья, о решении экологических проблем в различных аспектах – социальном, технологическом и научном. Конкурсанты также должны знать наиболее известные факты из истории экологической науки, а также из истории взаимоотношений цивилизации и Природы. Конкурсное задание состоит из нескольких тестовых задач. Каждая задача содержит один правильный и три неправильных, ошибочных ответа. Они предназначены для того, чтобы замаскировать правильный ответ. Ошибочность ответов может заключаться в неправильности или неполноте толкования содержания, объёма или связей экологических понятий. Конкурсное задание теоретического тура заключается в выборе единственного правильного варианта ответа из четырёх предложенных. Первая часть тестовых заданий предусматривает выбор одного верного ответа из четырех предложенных без обоснования своего выбора. Вторая часть тестовых заданий предусматривает выбор одного верного ответа из четырех предложенных с письменным обоснованием своего выбора. В этом случае учащиеся должны не только выбрать и указать в специально отведённом на бланке месте правильный ответ, но и письменно обосновать свой выбор, опираясь на свои знания и опыт. Для решения тестовой задачи учащимся предлагается использовать такой алгоритм: а) разборчиво впишите свою фамилию, имя и класс в специальную графу в верхней части бланка с тестовой задачей; б) внимательно прочитайте тестовую задачу, включая все варианты ответа; в) проанализируйте все ответы и выберите правильный и самый полный; г) на черновике напишите всё, что объяснит выбор правильного ответа. д) соразмерьте объём написанного на черновике текста и место на бланке ответа. Выделите подчёркиванием на черновике то, что следует переписать на бланк. При необходимости сократите написанный Вами текст, вычеркнув несущественные слова; е) впишите в специально отведённое на бланке место букву, соответствующую выбранному Вами правильному ответу; ж) аккуратно и разборчиво перепишите из черновика на бланк, отредактированный Вами текст. Следует начинать словами: «ответ «а» правильный, потому что [далее следует обоснование]». Рекомендации жюри муниципального этапа олимпиады по экологии 1. Комплект материалов для теоретического тура должен включать набор двухсторонних бланков. Двухсторонний бланк для выполнения задания теоретического тура состоит из четырёх частей. Первая часть (отрезной корешок) располагается вверху лицевой стороны бланка и при необходимости используется для шифрования работ учащихся. Отрезной корешок с шифром и данными об учащемся располагается на каждом бланке для возможности проверки тестовых задач не в комплекте, а раздельно. Это позволяет членам жюри «специализироваться» на проверке определённых тестовых задач, что ускоряет и облегчает процедуру проверки в целом и повышает её качество. Вторая часть содержит тестовую задачу. Третья часть предназначена ответа учащихся. Туда учащиеся записывают обоснование. Эта часть занимает лицевую и оборотную стороны бланка, и представляет собой разлинованное поле. Четвёртая часть находится внизу оборотной стороны бланка и представляет собой графу для заполнения жюри. В эту графу члены жюри заносят набранные за решение каждой задачи баллы. 2. Рекомендуемый порядок работы с бланками на соревновании. Получив комплект бланков вместе с листами для черновых записей, учащиеся на каждом бланке заполняют графы «фамилия», «имя» и «класс», затем приступают к выполнению задания. После окончания тура учащиеся сдают бланки жюри. При необходимости бланки шифруются. Для этого в графу «шифр» в верхнем левом углу бланков отвечающий за конфиденциальность член жюри вписывает дважды один и тот же шифр (комбинацию цифр и/или букв). После чего верхняя часть бланков с информацией об учащихся и с шифром отрезается, а остальная часть бланков только с шифрами отдаются на проверку. После проверки ответов и выставления баллов на каждом бланке работы учащихся расшифровываются (устанавливается принадлежность закрытых шифрами работ конкретным учащимся) путём сопоставления шифров на бланках с шифрами на отрезных корешках. Результаты выполнения конкурсного задания первого тура (количество баллов) заносятся в таблицу. При проверке рекомендуется использовать одну из приведённых ниже шкал. Количество баллов за каждую задачу следует вписывать в специально отведённую графу на тыльной стороне каждого бланка. Затем количество набранных баллов за все задачи суммируется. При проверке рекомендуем руководствоваться образцами ответов учащихся (обоснованиями выбора и отказа от выбора ответа), которыми снабжена каждая тестовая задача. При этом следует помнить, что задание теоретического тура имеет творческий характер, и предлагаемые образцы ответов учащихся не могут дать полного представления о содержании всех возможных вариантов обоснований учащихся. При проверке работ учащихся члены жюри должны ориентироваться и на собственный опыт и знаний. Оборотная сторона двухстороннего бланка должна иметь одинаковый вид вне зависимости от содержания тестовых задач. Шкала для проверки конкурсных тестовых задач по экологии открытого типа
При оценке тестовых задач закрытого типа (т.е. когда нужно выбрать один правильный ответ из нескольких предложенных без описания обоснования выбора правильного или неправильного ответов) за каждый правильный ответ рекомендуется ставить 1 балл, если ответ неверный – 0 баллов. Примеры тестовых задач закрытого типа, решение которых предполагает только выбор правильного ответа без письменного обоснования:
а) фактором; б) средой; + в) эдафотопом; г) биотопом.
а) биодеградацией; б) гумификацией; в) лихеноиндикацией; + г) нормированием.
а) микроэлементами; б) биогенными элементами; + в) макроэлементами; г) ксенобиотиками.
а) деструкторами; б) детритофагами в) продуцентами + г) редуцентами.
а) адаптацией; б) толерантностью; в) регенерацией; г) гомеостазом. +
а) некрофагами; + б) зоофагами; в) капрофагами; г) ихтиофагами..
а) отдельных особей; б) сообществ; в) популяций; + г) биосферы.
а) сожительство клубеньковых бактерий и бобовых растений; б) взаимоотношение льва и растительноядных копытных; в) использование непаразитическими формами насекомых нор грызунов в качестве убежищ; + г) отношения рака-отшельника и актинии.
а) комменсализмом; в) мутуализмом; + б) амменсализмом; г) паразитизмом.
а) гумификацией; в) детоксикацией; б) рекультивацией; г) биоаккумуляцией. + Примеры тестовых задач, требующих письменного обоснования выбора ответа. Для лучшего восприятия содержания конкурсного задания тестовые задачи приводятся с ответами и обоснованиями.
Проведение рефератного (предпроектного) тура Вторым по порядку проведения муниципального этапа олимпиады является реферативный тур, цель которого – определение готовности учащихся к самостоятельному планированию экологического исследования, которое отражает исследовательскую компетентность учащихся. На этом туре оценивается умение учащихся применить экологические знания на практике – при планировании исследования, основу которого составляет разработка научного аппарата, включающего тему, цель, задачи, гипотезу, и моделирование возможных результатов изучения экологических объектов, которые задаются в предлагаемых учащимся ситуациях. Под практической подготовленностью конкурсантов олимпиады следует понимать умение, выбрав для изучения экологический объект, заранее намечать тему, определять цель, ставить задачи, формулировать гипотезу, подбирать методы и строить схему предстоящего эксперимента и/или наблюдения. Совокупность всех перечисленных компонентов исследования (тема, цель, гипотеза, задачи и т.д.) называют научным аппаратом исследования. Поэтому конкурсное задание практического тура построено так, чтобы оценить уровень исследовательской компетентности, которая проявляется в умении планировать исследование, разрабатывая его научный аппарат и прогнозируя его результаты. Для успешного участия реферативного тура учащиеся, помимо опыта планирования исследовательской деятельности, должны иметь ясное представление о содержании, объёме и связях понятий, составляющих понятийный аппарат основных разделов экологии: общей, прикладной и социальной. Суть реферативного тура состоит в публичном представлении в форме сообщения подготовленного заранее реферата, который должен включать: описание конкретной ситуации, содержащей актуальную экологическую проблему; анализ экологической проблемы; конкретные и обоснованные рекомендации по её решению; источники информации, использованные при работе над рефератом. Работая над рефератом, учащиеся разрабатывают (моделируют) научный аппарат исследования, которое могло бы, по мнению конкурсантов, стать источником информации, недостающей для решения представляемой в реферате проблемы. Пример бланка для моделирования научного исследования представленной в реферате проблемной ситуации
Оборотная сторона бланка
Каждый компонент научного аппарата имеет своё назначение. Тема исследования – это свёрнутое (сокращённое) описание изучаемого свойства объекта или явления. Например: «Зависимость заболеваемости органов дыхания от концентрации вредных веществ в воздухе». Объект – «органы дыхания» или, как возможный, но менее предпочтительный вариант, «заболеваемость органов дыхания». Изучаемое свойство объекта (предмет исследования) – «реакция органов дыхания на содержащиеся в воздухе вредные вещества». Актуальность – важный элемент любого исследования, показывающий важность, значимость (социальную и/или личную) изучения именно этого экологического объекта или явления для фундаментальной науки или для решения вполне конкретных экологических проблем. Для обоснования значимости исследования используются ссылки на работы или высказывания известных в обществе людей – учёных, политических деятелей, педагогов и др. Цель исследования – это свёрнутое (сокращённое, сжатое) описание предполагаемого (планируемого) результата изучения экологического объекта (явления) и обобщённое описание направленной на объект деятельности (получение новой информации об объекте, изменение свойств объекта, передача информации об объекте заинтересованной общественности). Например: «Выявить зависимость уровня заболеваемости дыхательных путей от количества вредных веществ, содержащихся в воздухе и предложить систему мер, направленных на снижение уровня заболеваемости». Задачи исследования – это краткое описание действий, которые необходимо выполнить для достижения, намеченного в цели результата. Например: «1. Выявить вредные вещества, содержащие в выхлопных газах автомобилей. 2. Рассчитать концентрацию вредных веществ во вдыхаемом воздухе, опираясь на количество вредных веществ, выбрасываемых одним, «усреднённым» автомобилем, и среднюю интенсивность движения. 3. Установить влияние на органы дыхания человека вредных веществ, содержащихся в выхлопных газах автомобилей. 4. Выявить связь заболеваемости органов дыхания от количества, содержащихся в воздухе вредных веществ». Цели и задачи должны быть сформулированы чётко, лаконично, конкретно и понятно. Число задач зависит от содержания моделируемого исследования и, как правило, не превышает пять. Гипотеза – предположение о причинно-следственной связи между изучаемым в исследовании свойств экологического объекта и определёнными факторами среды. В гипотезе раскрывает возможный характер связи (отношения) между объектом и фактором среды. Гипотеза определяет подход к изучению объекта и проверяется опытным путём в ходе исследования. Гипотеза выражается формулой, включающей две части: «Если [далее следует описание фактора и/или состояния объекта], то [далее следует описание характера связи между объектом и фактором]». Например: «Если концентрация вредных веществ, источником которых являются выхлопные газы, в атмосферном воздухе увеличится, то количество и степень тяжести заболеваний органов дыхания возрастёт». Выводы в сжатом виде описывают основные результаты исследования. Количество выводов должно примерно соответствовать количеству задач исследования и показывать результаты их выполнения. Выводы должны быть краткими, чёткими, лаконичными, конкретными и соответствовать цели и задачам исследования. Для оценки данного тура рекомендуется использовать шкалу, которая в виде таблицы приводится ниже. Следует обратить внимание на взаимосвязь компонентов планируемого исследования. Особого внимания заслуживает формулировка основных компонентов научного аппарата: темы – она должна быть краткой и выразительной, чётко указывать на изучаемое свойство объекта; цели – не желательно, чтобы её формулировка слово в слово повторяла тему лишь с добавлением глаголов «изучить», «выявить». Цель должна давать представление о предполагаемом результате исследования изучаемого и/или преобразуемого свойства экологического объекта или явления; гипотезы – она должна быть предельно краткой и чёткой; задачи – должны раскрывать содержание и последовательность действий, которые предполагается в рамках исследования выполнить с изучаемым объектом; актуальность – она больше других компонентов показывает кругозор и содержание мотивации учащихся, один из наиболее сложных компонентов конкурсного задания; выводы – следует сопоставлять с задачами и гипотезой, это взаимосвязанные компоненты. Шкала для оценки работ реферативного или проектного тура будет направлена позже, в сопроводительном письме к заданиям муниципального этапа Всероссийской экологической олимпиады. Примеры тем (из представленных на заключительном этапе олимпиады 2005 г. проектов), которые могут быть взяты в качестве ориентира при подготовке реферативного тура. Направление: Агроэкология
Направление: Гидроэкология
|
Методические рекомендации для школьного и муниципального этапов всероссийской... Методические рекомендации предназначены для организаторов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Этот этап... | Министерство образования Пермского края Экология Ответы муниципального... Методические рекомендации предназначены для организаторов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Этот этап... | ||
Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного... Форма и порядок проведения школьного (или муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии | Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального... Методические рекомендации предназначены для организаторов первого (школьного) и второго (муниципального) этапов Всероссийской олимпиады... | ||
Статья «воспитание экологической культуры школьника» «Для ребенка... Методические рекомендации предназначены для организаторов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Этот этап... | Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального... Школьный этап Олимпиады проводится по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методической комиссией муниципального этапа с... | ||
Методические рекомендации по проведению муниципального этапа всероссийской... В муниципальном этапе Олимпиады принимают участие обучающиеся 9–11 классов общеобразовательных учреждений – победители и призеры... | Тесты по предмету «Современная Глобалистика» Методические рекомендации предназначены для организаторов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Этот этап... | ||
1 этап проекта «Нас много » Методические рекомендации предназначены для организаторов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Этот этап... | Правила проведения муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников... Дата проведения муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике 2011-2012 года (Олимпиады): 20 ноября 2012... | ||
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению... | Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению... | ||
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению... | Всероссийская олимпиада школьников по химии Требования к проведению регионального этапа всероссийской олимпиады школьников 2010/2011 учебного года по химии | ||
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению... | Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального... Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения школьного и муниципального этапов по химии, советы по содержанию... |