Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по химии в 2010/2011 учебном году Москва 2010





Скачать 272.93 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по химии в 2010/2011 учебном году Москва 2010
страница1/3
Дата публикации11.03.2015
Размер272.93 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Спорт > Методические рекомендации
  1   2   3


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ

В.В.Лунин, И.А.Тюльков, О.В.Архангельская
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по химии в 2010/2011 учебном году


Москва – 2010

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
ЧАСТЬ I. Подготовка и проведение школьного этапа…………….………………...4

  1. Подготовительная стадия………………………………………………………...4

  2. Основная стадия…………………………………………………………………..6

  3. Заключительная стадия…………………………………………………………...7


ЧАСТЬ II. Подготовка и проведение муниципального этапа………………………7

  1. Подготовительная стадия………………………………………………..……….7

  2. Основная стадия…………………………………………………………………..8

  3. Заключительная стадия…………………………………………………………...8


ЧАСТЬ III. Система оценивания…………………………………………………....…9
ЧАСТЬ IV. Примеры заданий ……………………………………………………….10
ЧАСТЬ V. Литература……………………………………………………………….19
ЧАСТЬ VI. Интернет ресурсы………………………………………………………22
ВВЕДЕНИЕ

Настоящие методические рекомендации подготовлены центральной предметно-методической комиссией по химии в помощь соответствующим предметно-методическим комиссиям в составлении заданий и проведении школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по химии в субъектах Российской Федерации.

Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения школьного и муниципального этапов по химии, советы по содержанию олимпиадных заданий, рекомендуемые источники информации для подготовки задач, а также рекомендации по оцениванию решений участников олимпиад.

Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 2 декабря 2009 г. N 695 "Об утверждении Положения о всероссийской олимпиаде школьников" Олимпиада проводится в четыре этапа. Школьный и муниципальный являются наиболее массовыми.

Центральная предметно-методическая комиссия по химии разработала организационно-методические принципы [1] примерную программу содержания всех этапов Олимпиады [2].

Как и у любого мероприятия, любой этап Олимпиады имеет несколько организационных стадий, каждая из которых важна.

В первую очередь, это подготовительная стадия. Она обязательно включает нормативное сопровождение мероприятия; информационное обеспечение Олимпиады; подготовку задач с решениями и системой оценивания (содержательной компоненты Олимпиады); подготовку материально-технической базы Олимпиады. Важным на этой стадии является обеспечение эффективного взаимодействия всех участников подготовки и проведения того или иного этапа Олимпиады.

После тщательной подготовки наступает основная стадия проведения Олимпиады. Организаторы олимпиадных мероприятий четко и слаженно работают по подготовленному заранее плану, в который входит проведение туров, проверка и показ работ, реализация культурной программы, организация питания, проживания и других больших и малых дел, которые остаются скрыты для глаз большинства участников Олимпиады.

После подведения итогов и торжественного награждения победителей Олимпиада не заканчивается, а переходит в заключительную стадию. Готовятся отчеты, анализируются результаты, делаются выводы о комплектах задач и т.д. Причем эта стадия логично переходит в подготовительную стадию следующего этапа Олимпиады.

Методическое пособие: «Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по химии в 2010/2011 учебном году» обсуждено и утверждено на заседании центральной методической комиссии по химии (протокол № 2/2010 от 29 мая 2010 года).

Председатель центральной

предметно-методической комиссии по химии В.В.Лунин

ЧАСТЬ I. Подготовка и проведение школьного этапа


Школьный этап Олимпиады проводится образовательной организацией с 1 октября по 15 ноября по четырем возрастным параллелям (8, 9, 10,11 классы) по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методической комиссией муниципального этапа с учетом методических рекомендаций центральной предметно-методической комиссии по химии. Задания могут быть авторскими или выбраны из литературных источников, [3-5,8]. Ссылка на литературный источник обязательна.
Подготовительная стадия

Организатором школьного этапа создается оргкомитет и жюри.

Только принцип добровольности может привлечь учащихся к осмысленной и плодотворной работе в период подготовки к Олимпиаде. Этому также способствует создание выставки учебной и научно-популярной литературы по химии, ежегодно пополняющейся картотеки с подборкой химических задач предыдущих лет. Если в школе нет дополнительных занятий по химии, то необходимо провести 1-2 занятия для тех, кто собирается участвовать в Олимпиаде, ознакомить школьников с целями Олимпиады, регламентом ее проведения, с примерами заданий.

Информационная поддержка школьного этапа Олимпиады заключается в широком оповещении через интернет (при наличии у школы собственного интернет-сайта), внутришкольных СМИ.

Очному туру может предшествовать проведение заочной Олимпиады. На стенде (на школьном сайте) вывешиваются задания, и указывается срок, до которого учащиеся могут подать свои решения. На очный тур в первую очередь приглашаются ребята, показавшие хорошие результаты при выполнении заданий заочного тура. Информация о приведении очного тура вывешивается на школьных стендах, передается по школьному радио, а также, если у школы есть свой сайт, то и в Интернете.

Преимущества проведения заочного тура заключается в:

1. стимулировании учащихся к самостоятельной работе, чтению популярной литературы, дает возможность выти за рамки учебника, расширению кругозора учащихся;

2. возможности решать задания в удобное время и в менее жестких, нежели на очном туре, временных рамках.

3. расширении разнообразия форм организации деятельности учащихся – доклад, реферат, конструирование моделей, проведение экспериментов.
При подготовке заданий центральная предметно-методическая комиссия рекомендует использовать примерную программу содержания Олимпиады. Причем число заданий на этом этапе должно быть достаточно большим (более шести), задания разнообразными по содержанию, типу. Одни задачи должны быть довольно простыми, не выходящими за рамки изученного материала. Это могут быть задания из контрольных или самостоятельных работ в школе или подобные им, но они должны охватывать весь материал по этому предмету, освоенный школьниками к моменту Олимпиады, то есть быть комбинированными и, желательно, иметь межпредметные связи. Уровень сложности и трудности заданий школьного этапа должен быть доступы для большинства школьников, но по своей форме они должны отличаться от контрольной работы по химии необычностью постановки вопроса, а в ответах на них должны предполагаться приемы решений, которые не являются стандартными. Задания школьного этапа должны носить в большей степени занимательный характер.

В Приморском крае, например, в заочной Олимпиаде учащимся обычно предлагается 8-12 задач. Обязательно присутствуют задачи обычного “школьного” уровня сложности. Такие задачи по силам практически всем участникам Олимпиады, поэтому ни один из них не будет считать себя обделенным, ущербным, совершенно ни к чему не годным. В тоже время, в Олимпиаду обязательно включаются задачи, для решения которых учащимся приходится пользоваться дополнительной литературой, консультироваться с химиками высокой квалификации (школьными учителями, учеными, преподавателями ВУЗов). Решение таких задач стимулирует у учащихся целеустремленность, волю к победе и, что самое главное, интерес к химии.
Основная стадия.

Школьный этап Олимпиады обычно проводится после уроков, во время факультативных занятий или в воскресение.

Участников Олимпиады приветствуют администрация школы и учителя химии. После этого участники Олимпиады расходятся по аудиториям. Рассадка осуществляется организаторами, так, чтобы рядом не сидели учащиеся из одной параллели.

На теоретический тур отводится не более 4 астрономических часов.

Центральная предметно-методическая комиссия настоятельно рекомендует проводить экспериментальный тур (не более 2-х часов). Если это невозможно, то в комплект включается задача, требующая мысленного эксперимента.

После окончания тура работы собираются, проводится их шифрование, затем жюри, в состав которого входят учителя химии данной школы проверяют олимпиадные работы. Очень важно иметь единые подходы к проверке заданий (один член жюри проверяет только одну задачу во всех работах) и отбора победителей.

Определение победителей и призеров школьного этапа проводится по результатам выполнения работ, сведенных в ранжированные по мере убывания набранных участниками баллов итоговые таблицы по каждой параллели участников. После составления итоговой таблицы, жюри Олимпиады формирует списки школьников, отобранных на муниципальный этап согласно установленной квоте.

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов Олимпиады в торжественной обстановке. Победители отмечаются в приказе директора школы и могут быть награждены книгами по химии.

Победителей необходимо обязательно поощрять уже на этом этапе, причем торжественно, на глазах у всей школы (линейка или общее собрание) с вручением грамот (обязательно) и подарков (по мере возможности). Дополнительным стимулом может быть отличная оценка по предмету за четверть.

Закрытие Олимпиады проводится в торжественной обстановке. Победителей поздравляют и награждают в присутствии одноклассников и их родителей. О достижениях лучших химиков сообщается в школьных газетах, по школьному радио, на сайте образовательного учреждения.
Заключительная стадия.

С целью повышения эффективности школьного тура по окончании Олимпиады целесообразно вывесить в школе подробные решения задач с анализом допущенных ошибок и неточностей

Местный оргкомитет подводит итоги, анализирует положительные и отрицательные стороны проведения школьного этапа Олимпиады и, на основании этого, готовит отчет, который передает в местные органы управления образованием и высылает на адрес центральной предметно-методической комиссии по химии (olga.arkh@gmail.com) или tia2007@rambler.ru..

К отчету прилагаются:

  • Списки участников, направленных на муниципальный этап.

  • Сводные ведомости результатов Олимпиады по каждому классу.

  • Условия, решения и система оценивания задач, по которым проводился школьный этап.


ЧАСТЬ II. Подготовка и проведение муниципального этапа
Муниципальный этап Олимпиады проводится органами местного самоуправления муниципальных и городских округов в сфере образования с 15 ноября по 15 декабря по четырем возрастным параллелям (8-11 классы) по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методической комиссией регионального этапа с учетом методических рекомендаций центральной методической комиссии по химии. В муниципальном этапе принимают участие обучающиеся 8-11 классов образовательных организаций – победители и призеры школьного этапа текущего года.
Подготовительная стадия

Организатором муниципального этапа создается оргкомитет и жюри.

Информационная поддержка муниципального этапа Олимпиады заключается в широком оповещении через интернет, внутришкольных и муниципальных СМИ.

Рекомендации к заданиям даны в школьном этапе.
Основная стадия.

Муниципальный этап Олимпиады обычно проводится в один из выходных дней ноября-декабря.

Участников Олимпиады приветствуют члены оргкомитета и жюри. После этого участники Олимпиады расходятся по аудиториям. Рассадка осуществляется организаторами, так, чтобы рядом не сидели учащиеся из одного класса одного и того же образовательного учреждения.

На теоретический тур отводится не более 4 астрономических часов.

Центральная предметно-методическая комиссия настоятельно рекомендует проводить экспериментальный тур (не более 2-х часов). Если это невозможно, то в комплект включается задача, требующая мысленного эксперимента.

После окончания тура работы собираются, проводится их шифрование, затем жюри проверяют олимпиадные работы. Очень важно иметь единые подходы к проверки заданий (один проверяющий проверяет только одну задачу во всех работах) и отбора победителей.

Определение победителей и призеров муниципального этапа проводится по результатам выполнения работ, сведенных в ранжированные по мере убывания набранных участниками баллов итоговые таблицы по каждой параллели участников. После составления итоговой таблицы, жюри Олимпиады формирует списки школьников, отобранных на региональный этап согласно установленной квоте.

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов Олимпиады в торжественной обстановке. Победители отмечаются в приказе директора школы и могут быть награждены книгами по химии.

Закрытие муниципального этапа Олимпиады проводится в торжественной обстановке. Победителей поздравляют и награждают в присутствии одноклассников и их родителей. О достижениях лучших химиков сообщается в школьных газетах, по школьному радио, на сайте образовательного учреждения, а также в муниципальных СМИ.
Заключительная стадия.

С целью повышения эффективности муниципального этапа по окончании Олимпиады целесообразно довести до участников и учителей подробные решения задач с анализом допущенных ошибок и неточностей.

Оргкомитет муниципального этапа анализирует итоги и, на основании этого, готовит отчет, который передает в региональные органы управления образованием и высылает на адрес центральной предметно-методической комиссии по химии (olga.arkh@gmail.com или tia2007@rambler.ru.)

К отчету прилагаются:

  • Списки участников, направленных на региональный этап.

  • Сводные ведомости результатов олимпиады по каждому классу.

  • Условия, решения и система оценивания задач, по которым проводился муниципальный этап.


Для работы в жюри на всех этапах Олимпиады поощряется привлечение работников НИИ, вузов, аспирантов, студентов и старшеклассников – в прошлом участников Олимпиад. На школьном и муниципальном этапах – полезна помощь старшеклассников.

В приложении (1) приведены примеры задач, для школьного и муниципального этапов Олимпиады школьников 8-11 классов. Ориентируясь на них, методическая комиссия соответствующего этапа может составить подходящий для конкретного случая комплект заданий, исходя из пройденного на момент проведения Олимпиады материала.

В приложении (2) приведен список рекомендуемой для подготовки к этапам Олимпиады литературы и интернет порталов.

ЧАСТЬ III. Система оценивания.


  1. В каждом задании баллы выставляются за каждый элемент (шаг) решения.

  2. Балл должен быть целым положительным числом.

  3. Баллы за правильно выполненные элементы решения суммируются.

  4. Шаги, требующие формальных знаний, тривиальных расчетов, оцениваются ниже, чем те, в которых показано умение логически рассуждать, творчески мыслить, проявлять интуицию. Таким образом, так называемые бонусные баллы за сложные элементы присутствуют в каждом задании.

  5. Каждое задание оценивается одинаковым максимальным числом баллов (как простые (утешительные), так и сложные (дифференцирующие)). Только в этом случае все школьники получат удовлетворение от выполненной работы, даже если они не оказались в числе призеров, не потеряют интерес к решению задач и к изучению предмета. Таким образом, будет выполнена одна из основных целей Олимпиады – создание и закрепление интереса к предмету.

  6. На разных этапах Олимпиады суммарный балл за задание не обязательно должен быть одинаковым.

  7. Оценивается правильный результат решения при любом разумном пути к ответу.



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по химии в 2010/2011 учебном году Москва 2010 iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Целью этих этапов является выявление и отбор учащихся, лучше других разбирающихся в экологии, которые затем примут участие в последующих...
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по химии в 2010/2011 учебном году Москва 2010 iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Целью этих этапов является выявление и отбор учащихся, лучше других разбирающихся в экологии, которые затем примут участие в последующих...
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по химии в 2010/2011 учебном году Москва 2010 iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Методические рекомендации предназначены для организаторов первого (школьного) и второго (муниципального) этапов Всероссийской олимпиады...
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по химии в 2010/2011 учебном году Москва 2010 iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения олимпиады по обществознанию, определения содержания и типов олимпиадных...
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по химии в 2010/2011 учебном году Москва 2010 iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
«Порядок проведения олимпиад школьников» (Приказ министра образования и науки РФ от 22 октября 2007 г. №285)
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по химии в 2010/2011 учебном году Москва 2010 iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Школьный этап Олимпиады проводится по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методической комиссией муниципального этапа с...
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по химии в 2010/2011 учебном году Москва 2010 iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению...

Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по химии в 2010/2011 учебном году Москва 2010 iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению...

Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по химии в 2010/2011 учебном году Москва 2010 iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению...

Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по химии в 2010/2011 учебном году Москва 2010 iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению...

Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по химии в 2010/2011 учебном году Москва 2010 iconМетодические рекомендации по разработке требований к проведению школьного...
Форма и порядок проведения школьного (или муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по химии в 2010/2011 учебном году Москва 2010 iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения олимпиад по экономике, требования к структуре и содержанию олимпиадных...
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по химии в 2010/2011 учебном году Москва 2010 iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Целью этих этапов является выявление и отбор учащихся, лучше других разбирающихся в экологии, которые затем примут участие в последующих...
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по химии в 2010/2011 учебном году Москва 2010 iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению...

Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по химии в 2010/2011 учебном году Москва 2010 iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению...

Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по химии в 2010/2011 учебном году Москва 2010 iconО проведении школьного этапа всероссийской предметной олимпиады школьников
Пермского края от 03. 10. 201 № сэд-26-01-20-682 «О проведении школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск