Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2009/2010 учебном году Москва 2009





Скачать 338.86 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2009/2010 учебном году Москва 2009
страница1/3
Дата публикации24.02.2015
Размер338.86 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Спорт > Методические рекомендации
  1   2   3
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

С.И. КОЗЛЕНКО

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию

в 2009/2010 учебном году

Москва 2009

Введение

Настоящие методические рекомендации подготовлены центральной предметно-методической комиссией по обществознанию и направлены на помощь соответствующим методическим комиссиям и жюри в составлении заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в субъектах Российской Федерации.

Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения олимпиады по обществознанию, определения содержания и типов олимпиадных заданий, рекомендуемые источники информации для их подготовки.

Методические рекомендации для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2009/2010 утверждены на заседании центральной предметно-методической комиссии по обществознанию.

Председатель центральной С.И. Козленко

предметно-методической комиссии

по обществознанию
СОДЕРЖАНИЕ

1. Основы всероссийской олимпиады школьников по обществознанию
2. Функции органов управления олимпиады
3. Принципы формирования олимпиадных заданий
4. Система оценивания олимпиадных заданий, их проверка
5. Рекомендуемая литература и сайты Интернета
6. Приложение. Примеры различных типов заданий, предлагаемых для применения на школьном и муниципальном этапах олимпиады
1. Основы всероссийской олимпиады школьников по обществознанию
Основными нормативными документами по проведению олимпиад школьников являются:

- «Порядок проведения олимпиад школьников» (Приказ министра образования и науки РФ от 22 октября 2007 г. №285).

- «Положение о всероссийской олимпиаде школьников» (Приказ министра образования и науки РФ от 22 октября 2007 г. №286).

Содержание заданий олимпиады определяются:

- обязательными минимумами содержания и уровня подготовленности учащихся по предмету, сформулированные в документах Минобразования России: по основному общему образованию (приказ от 19 мая 1998 г. №1236) и по среднему (полному) общему образованию (приказ от 30 июня 1999 г. №56);

- школьным образовательным стандартом (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089).

При подготовке заданий необходимо учитывать принципиальные установки учебного стандарта нового поколения, который ныне находится в состоянии обсуждения.

На основании «Положения о всероссийской олимпиаде школьников» выстраивается следующая вертикаль олимпиад по обществознанию.


Этапы

Участники

Сроки

Подготовка

заданий

Школьный

6-11 кл.

Октябрь

Предметно-методическая комиссия муниципального этапа олимпиады

(с учетом рекомендаций Центральной предметно-методической комиссии)

Муниципальный

7-11 кл.

Ноябрь-декабрь

Предметно-методическая комиссия регионального этапа олимпиады

(с учетом рекомендаций Центральной предметно-методической комиссии)

Региональный

9-11 кл.

Январь-

февраль

Центральная предметно-методическая комиссия

Заключительный

9-11 кл.

Определяет Рособр.

Центральная предметно-методическая комиссия


Олимпиады являются предметными, о чем говорят названные выше нормативные документы:

- «Олимпиада проводится по общеобразовательным предметам…» ( из «Положения о всероссийской олимпиаде школьников» (п. 6);

- «Этапы олимпиады проводятся по заданиям, составленным на основе общеобразовательных программ, реализуемых на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования…» (там же, п.7).

Отмечается важнейшее требование к олимпиадам, последовательное выполнение которого приводит к сохранению различия олимпиады от различных форм промежуточной и итоговой аттестации учащихся в образовательном учреждении: в п. 20 «Порядка проведения олимпиад школьников», когда речь идет об условиях формирования перечня олимпиад, говорится о творческом характере олимпиадных заданий и других видов испытаний.

Ориентирами для составления заданий олимпиады, таким образом, являются отражение:

- нормативных требований к уровню подготовленности учащихся по предмету;

- творческого характера соревнований;

- общей культуры участников, их эрудированности.

Центральная предметно-методическая комиссия всероссийской олимпиады школьников по обществознанию предлагает следующие основные подходы к ее проведению:

  1. сочетание разнообразных целей:

- стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;

- выявление школьников, проявляющих интерес и особые способности к изучению обществознания;

- анализ уровня подготовленности, широты социально-гуманитарного кругозора и мышления этих учащихся;

- накопление научно-методического опыта по развитию обществоведческого образования, в том числе по переходу к профильному обучению в старших классах;

- содействие обмену опытом учебной работы по обществознанию между педагогами;

- подготовка аналитических материалов по результатам олимпиады для учителей и методической службы.

Особо выделяется цель – отбор учащихся-победителей для формирования портфолио успешности и, в конечном счете, создания для них льготных условий поступления в профильные вузы (на факультеты);

2) формирование вертикали олимпиад: школьных – муниципальных – региональных – заключительного этапа всероссийской олимпиады с дифференциацией уровней заданий при сохранении общей логики и принципов состязаний;

3) на школьном и муниципальном этапах олимпиады по обществознанию большое значение имеет отражение в ее материалах краеведческого материала как регионального компонента школьного курса обществознания.
2. Функции органов управления олимпиады
Проведение олимпиады организуют: оргкомитет, предметно-методическая комиссия и жюри этапа (см. соответствующие статьи нормативных документов о проведении олимпиады).

Оргкомитет этапа олимпиады:

- решает вопросы организации олимпиады (выделение необходимых помещений, размещение учащихся и жюри, контроль за выполнением санитарных норм, охрана и обеспечение в случае необходимости медицинской помощи участникам олимпиады, ведение документации олимпиады, организация просмотра работ и апелляции и т.д.);

- утверждает итоги олимпиады на основании предложений жюри;

- организует оповещение о результатах олимпиады;

- на муниципальном этапе проводит шифровку работ участников, хранение шифров отдельно от работ и их дешифровку после завершения проверки;

- организует проведение разбора заданий и апелляции.

Жюри этапа олимпиады:

- организует инструктаж участников олимпиады;

- проверяет работы и оценивает их;

- предлагает для утверждения оргкомитету олимпиады ее итоги;

- проводит разбор заданий;

- участвует в апелляции;

- предоставляет материалы по итогам олимпиады для аналитической работы предметно-методической комиссии.

Предметно-методическая комиссия этапа олимпиады:

- готовит комплекты заданий для проведения этапа олимпиады;

- определяет порядок проведения олимпиады и правила работы жюри;

- предлагает систему оценивания зданий;

- проводит анализ итогов этапа на основе материалов, составленных жюри.
3. Принципы формирования олимпиадных заданий
Предлагаются следующие принципы формирования олимпиадных заданий на школьном и муниципальном уровне:

1.Учет возрастных особенностей учащихся в определении сложности заданий с ее нарастанием по мере увеличения возраста соревнующихся.

2. Рост объема времени в сочетании с ростом числа заданий, исходя из возраста учащихся и этапов олимпиады. Конкретные число заданий и время на их выполнение на школьном и муниципальном этапах олимпиады определяет муниципальная и региональная предметно-методическая комиссии в зависимости от сложившейся традиции проведения олимпиад, организационных возможностей и санитарных норм с учетом рекомендаций центральной предметно-методической комиссии.

3. Отражения в заданиях различных содержательных линий курса и степени их рассмотрения на уроках ко времени проведения этапа олимпиады с возможным в условиях соревнований обращением к максимально большому количеству этих содержательных линий.

4. Проверка соответствия готовности участников олимпиады требованиям к уровню их знаний, пониманию сущности изучаемых событий и процессов, умениям по предмету через разнообразные типы заданий.

5. По-возможности сочетание заданий письменных (от краткого ответа до развернутого текста) и устного собеседования жюри с участниками олимпиады, что позволяет проверить разные стороны подготовленности школьников.

6. Введение заданий на выбор участниками (например, при выборе из списка заданий творческого характера для краткого рассказа) с сохранением как основы инвариантных заданий.

7. Преставление заданий через различные источники информации (отрывок из документа, диаграммы и таблицы, иллюстративный ряд и др.).

8. Опора на межпредметные связи в части заданий.
4. Система оценивания олимпиадных заданий, их проверка
Предметно-методическая комиссия каждого этапа олимпиады обеспечивает ее проведение не только соответствующим комплектом заданий, но и системой их оценивания.

Необходимо создание ее дифференцированной шкалы, позволяющей учитывать различные нюансы ответов участников соревнований. В значительном числе случаев итог выполнения задания не подводится через дихотомию: «решил – не решил», а требуют оценивать отдельные их стороны, нередко автономно.

Среди особенностей содержания предмета «обществознание» – дискуссионность в содержании и подаче материала, которая требует при оценивании части заданий: учета возможности и целесообразности высказывания участниками олимпиады собственной позиции, которая может расходиться с взглядами членов жюри. В том случае, когда эта высказанная участником позиция не выходит за рамки научных представлений и общепризнанных моральных норм, она должна восприниматься с уважением, а оценивается уровень ее подачи, научность и грамотность приведения аргументов и др.

Уже названная особенность предмета приводит к выводу о необходимости принимать как правильные ответы те из них, которые даны не предложенному эталону, сформулированы иначе, но верны по-сути.

Количество олимпиадных заданий в каждом комплекте (на каждую параллель учащихся – один комплект) зависит от сложности отдельных заданий, трудоемкости их выполнения. Ниже дается таблица, которая содержит рекомендации по времени, отводимому для работы школьников на этапе олимпиады.
Сравнительная характеристика школьного и муниципального этапов олимпиады


Вопросы для сравнения

Школьный этап

Муниципальный этап

Параллели участников.

6-11 классы

7-11 классы

Рекомендуемое время для проведения.

45 мин. для 6 – 7 классов.

60 мин. для 7-8 классов.

1 час. 20 мин. для 9-11 классов.

1 час. 20 мин. для 7-8 классов.

1 час. 30 мин. для 9-11 классов.

Использование заданий со значительным развернутым текстом (сочинение-эссе, и т.д.).

Рекомендуется для учащихся 9-11 классов.

Обязательно провести для учащихся 9-11 классов.


Сочинение-эссе представляет собой наиболее сложное, но и очень важное для представления уровня подготовленности участника олимпиады, его творческого потенциала задание. При оценивании этой работы рекомендуется руководствоваться следующими критериями:

1. Знание социальных фактов.

2. Владение теоретическим материалом (понятия, термины и др.).

3. Аргументированность суждений и выводов.

4. Знание мнений ученых-обществоведов.

5. Внутреннее смысловое единство, соответствие теме.

6. Оригинальность решения проблемы, аргументации.

Проверка сочинения-эссе как творческого задания требует обращения к работе каждого участника не менее двух членов жюри при подключении дополнительного эксперта (экспертов) в случае резкого расхождения выводов проверяющих по оцениванию работы.
5. Рекомендуемая литература и сайты Интернета
Ниже приведены издания, в которых собраны олимпиадные задания по обществознанию. Данный банк заданий может напрямую использоваться при формировании комплектов заданий, или быть основой для создания собственных заданий (переделки предложенных) муниципальными и региональными предметно-методическими комиссиями.

- Всероссийские олимпиады школьников по истории и обществознанию: материалы и комментарии /Под ред. С.И. Козленко и М.Ю. Брандта – М.: Школа-пресс, 2003.

- Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию: Методическое пособие /Под ред. С.И. Козленко – М.: АПКиППРО, 2005.

- Козленко С.И., Козленко И.В. Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию в 2006 г.: Методическое пособие – М.: АПКиППРО, 2006.

- Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание. Всероссийские олимпиады. Вып. 1 – М.: Просвещение, 2008.

- Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание. Всероссийские олимпиады. Вып. 2 – М.: Просвещение, 2008.
* * *

http://www.president.kremlin.ru – официальный сайт Президента РФ

http://www.gov.ru/ - Сервер органов государственной власти РФ

http://www.edu.ru/ - федеральный портал «Российское образование». Содержит обзор образовательных ресурсов Интернета, нормативные документы, образовательные стандарты и многое другое.

http://www.rusolymp.ru – федеральный портал российских олимпиад школьников.

http://ecsocman.edu.ru/ - федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент». Собраны материалы по социальной и экономической истории России, в том числе журнальные статьи и материалы круглых столов, посвященные проблемам исторического пути России.

http://www.philos.msu.ru/library.php - библиотека философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

http://www.philososophe.ru/ - философский портал «Философия в России». На сайте размещены справочники, учебные пособия, энциклопедии по философии и культурологии, представлена богатая библиотека философской литературы

http://www.garant.ru/ - Гарант (законодательство с комментариями)

http://edu.tomsk.ru/prof_ob/2.doc - учебные программы курсов по выбору по истории, обществознанию, экономике

http://humanities.edu.ru/db/msg/46659 - Тургель И.Д. Курс лекция «Региональная экономика и управление»

http://www.akdi.ru – сайт газеты «Экономика и жизнь»

http://people.nnov.ru/iq/soc.htm - курс лекций по социологии

http://www.isn.ru/sociology.shtml - российская сеть информационного общества

http://socio.rin.ru/ - на сайте представлен материал по истории социологии, социологические опросы и их результаты, рефераты по социологии, литература

http://socio.lex.narod.ru/- лекции по социологии

http://soc.lib.ru/ - электронная библиотека «Социология, психология, управление»

http://humanities.edu.ru/db/msg/59330 - Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. М.: Юрист, 2002

http://polit.mezhdunarodnik.ru/ - сайт «Политология в России»

http://www.omgpu.ru/libdocs/polit/ - электронная версия книги «Политология». Курс лекций. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1995

http://www.zipsites.ru/books/polit_pruktikum/ - Практикум по политологии: Учебное пособие для вузов / Под ред. М.А. Василика. М.: Гардарики, 1999. Издание включает учебно-методические материалы для семинарских и практических занятий, структурно-логические схемы и таблицы, обучающие игры, вопросы для контроля и самоконтроля, тематику докладов, рефератов и сообщений, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, также политологический словарь-справочник

http://www.religio.ru/u4.html - информационный портал «Мир религий» представляет новости мировых религий, библиотеку религиозной литературы

http://his.1september.ru/urok/index.php?SubjectID=150060 – раздел «Обществознание» «Я иду на урок истории» создан на основе материалов газеты «Первое сентября»

http://humanities.edu.ru/db/msg/67083 - программа курса под оед. В.В. Ванчугова «История мировых цивилизаций»

http://humanities.edu.ru/db/msg/1398 - электронный курс лекций Е.А. Бородиной «Культурология»

http://www.philos.msu.ru/library.php - библиотека философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

http://www.philososophe.ru/ - философский портал «Философия в России». На сайте размещены справочники, учебные пособия, энциклопедии по философии и культурологии, представлена богатая библиотека философской литературы

http://www.antropolog.ru/ - электронный альманах о человеке

http://filosofia.ru/ - электронная библиотека философии и религии: книги, статьи, рефераты и др.

http://humanities.edu.ru/db/msg/59021 - электронная версия книги Ненашева М.И., Владыкиной Е.Ф., Поспеловой Н.И., Сизова В.С. Лекции по русской философии XIX-XX вв. – Киров: ВГГУ, 2002

http://filosof.historic.ru/ - электронная библиотека по философии
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2009/2010 учебном году Москва 2009 iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Методические рекомендации предназначены для организаторов первого (школьного) и второго (муниципального) этапов Всероссийской олимпиады...
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2009/2010 учебном году Москва 2009 iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
«Порядок проведения олимпиад школьников» (Приказ министра образования и науки РФ от 22 октября 2007 г. №285)
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2009/2010 учебном году Москва 2009 iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения школьного и муниципального этапов по химии, советы по содержанию...
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2009/2010 учебном году Москва 2009 iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Целью этих этапов является выявление и отбор учащихся, лучше других разбирающихся в экологии, которые затем примут участие в последующих...
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2009/2010 учебном году Москва 2009 iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Целью этих этапов является выявление и отбор учащихся, лучше других разбирающихся в экологии, которые затем примут участие в последующих...
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2009/2010 учебном году Москва 2009 iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения олимпиад по экономике, требования к структуре и содержанию олимпиадных...
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2009/2010 учебном году Москва 2009 iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Школьный этап Олимпиады проводится по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методической комиссией муниципального этапа с...
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2009/2010 учебном году Москва 2009 iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Целью этих этапов является выявление и отбор учащихся, лучше других разбирающихся в экологии, которые затем примут участие в последующих...
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2009/2010 учебном году Москва 2009 iconО проведении школьного этапа всероссийской предметной олимпиады школьников
Пермского края от 03. 10. 201 № сэд-26-01-20-682 «О проведении школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников...
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2009/2010 учебном году Москва 2009 iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению...

Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2009/2010 учебном году Москва 2009 iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению...

Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2009/2010 учебном году Москва 2009 iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению...

Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2009/2010 учебном году Москва 2009 iconМетодические рекомендации по разработке требований к проведению школьного...
Форма и порядок проведения школьного (или муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2009/2010 учебном году Москва 2009 iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению...

Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2009/2010 учебном году Москва 2009 iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению...

Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2009/2010 учебном году Москва 2009 iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск