Скачать 0.58 Mb.
|
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва №5 городского округа Тольятти УТВЕРЖДАЮ к использованию в образовательном процессе Директор МОУДОД СДЮСШОР №5 ________________В.Ф. Тростянский «______»________________2013 год ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ГРЕКО-РИМСКАЯ БОРЬБА» (Примерная) для СДЮСШОР для детей от 10 лет срок реализации 10 лет Программа принята на педагогическом совете Протокол № 1 от « 27 » августа 2013 г. г. Тольятти, 2013 год Авторы-составители: Подливаев Б.А. - профессор кафедры борьбы РГАФК, заслуженный тренер РФ; Грузных Г.М. - профессор кафедры борьбы СибГАФК. Рецензенты: Громыко В.В. - профессор, заслуженный тренер СССР; Лукичева А.Ю. - ведущий специалист отдела спортивных школ и училищ олимпийского резерва Госкомспорта России Греко-римская борьба: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско- юношеских школ олимпийского резерва. - М.: Советский спорт, 2004 год. Пояснительная записка Программа по греко-римской борьбе составлена на основе типового плана- проспекта учебной программы для ДЮСШ и СДЮШОР, утвержденного приказом Госкомспорта России от 28.06.01 № 390, Положения о детско- юношеской спортивной школе (ДЮСШ) и специализированной детско- юношеской школе олимпийского резерва (СДЮШОР), утвержденного Госкомспортом и Минздравом РФ, регламентирующего работу спортивных школ с учетом многолетнего передового опыта работы с подростками и данных научных исследований (1987), а также «Нормативно-правовых основ, регулирующих деятельность спортивных школ» (1995). В данной Программе, в отличие от ранее изданных, представлены модель построения системы многолетней тренировки, учебный план отделения греко-римской борьбы, примерные планы-графики учебного процесса на каждый год обучения, варианты распределения занятий в недельном микроцикле в зависимости от периода и условий подготовки, схемы отдельных микроциклов и тренировочных занятий разной направленности. В этих документах определена общая последовательность изучения программного материала, что позволит тренерам ДЮСШ и СДЮШОР придерживаться в своей работе единого стратегического направления в учебно-тренировочном процессе. Спортивная школа, являясь учреждением дополнительного образования, призвана способствовать самосовершенствованию, познанию и творчеству, формированию здорового образа жизни, профессиональному самоопределению, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям. Перед спортивными школами ставятся задачи, специфические для каждого этапа подготовки. На этапе начальной подготовки ставится задача привлечения максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом, направленным на развитие их личности, утверждение здорового образа жизни, воспитание физических, морально-этических и волевых качеств. На учебно-тренировочном этапе подготовки ставится задача улучшения состояния здоровья, включая физическое развитие, и повышения уровня физической подготовленности и спортивных результатов с учетом индивидуальных особенностей и требований программ по видам спорта. Перед спортивными школами, деятельность которых направлена на развитие спорта высших достижений на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства, ставится задача привлечения к специализированной спортивной подготовке оптимального числа перспективных спортсменов для достижения ими высоких стабильных результатов, позволяющих войти в состав сборных команд России. В качестве критериев оценки деятельности спортивных школ на этапах многолетней спортивной подготовки используются следующие показатели: На этапе начальной подготовки: - стабильность состава занимающихся; - динамика прироста индивидуальных показателей физической подготовленности занимающихся; - уровень освоения основ техники видов спорта, навыков гигиены и самоконтроля. На учебно-тренировочном этапе: - состояние здоровья, уровень физического развития занимающихся; - динамика уровня подготовленности в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся; - освоение объемов тренировочных нагрузок, предусмотренных программами по видам спорта; - освоение теоретического раздела программы. На этапе спортивного совершенствования: - уровень физического развития и функционального состояния занимающихся; - выполнение спортсменом объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, предусмотренных индивидуальным планом подготовки; - динамика спортивно-технических показателей; - результаты выступлений во всероссийских соревнованиях. На этапе высшего спортивного мастерства: - стабильность результатов выступления во всероссийских и международных соревнованиях; - число спортсменов, подготовленных в составы сборных команд России. Спортивная школа организует работу с занимающимися в течение календарного года. Начало и окончание учебного года зависит от календаря спортивных соревнований, периодизации спортивной подготовки и устанавливается администрацией. В качестве основного принципа организации учебно-тренировочного процесса предлагается спортивно-игровой принцип, предусматривающий широкое использование (особенно на первых двух-трех годах обучения) специализированных игровых комплексов и тренировочных заданий, позволяющих одновременно с разносторонней физической подготовкой подвести учащихся к пониманию сути единоборства с позиций возникающих и создающихся в ходе поединка ситуаций. В этом случае учебный процесс строится с учетом естественно и постепенно повышающихся тренировочных требований, по мере реализации которых решаются задачи укрепления здоровья учащихся, развития у них специфических качеств, необходимых в единоборстве, ознакомления их с техническим арсеналом видов борьбы, привития любви к спорту и устойчивого интереса к дальнейшим занятиям. Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам (работа по индивидуальным планам обязательна на этапе спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства), медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях, матчевых встречах, учебно- тренировочных сборах, инструкторская и судейская практика учащихся. Расписание занятий (тренировок) составляется администрацией спортивной школы по представлению тренера-преподавателя в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха занимающихся, обучения их в общеобразовательных и других учреждениях. Учебный материал программы представлен в разделах, отражающих тот или иной вид подготовки борцов: теоретическую, физическую, технико- тактическую, психологическую и соревновательную. Кроме этого, представлены разделы, в которых раскрывается содержание восстановительных мероприятий, проводимых в ДЮСШ в обязательном порядке в пределах того объема учебных часов, который планируется на тот или иной год обучения, содержание судейско-инструкторской практики (в соответствии с «Положением о судьях и судейских категориях по спорту», утвержденным Постановлением Госкомспорта СССР № 8/7 от23.ХН.88 г.), перечень основных мероприятий по воспитательной работе, психологической подготовке, а также контрольные нормативы по физической подготовке борцов по годам обучения. Указанные разделы Программы взаимосвязаны и предполагают воспитание гармонически развитых людей, готовых к трудовой, оборонной, спортивной и другим общественно полезным видам деятельности. Начиная с третьего года обучения в учебно-тренировочных группах в условиях СДЮСШОР и задачи многолетней подготовки связаны с подготовкой спортсменов высокой квалификации с гармоничным развитием физических и духовных качеств, стойких защитников Родины. В связи с этим процесс подготовки юных борцов приобретает формы и содержание, существенно отличающиеся от первых лет занятий. Его построение осуществляется в связи с требованиями периодизации спортивной тренировки с учетом режима учебы школьников и календаря соревнований. Значительно возрастают тренировочные нагрузки, психическая напряженность занятий. В связи с этим повышаются роль и значение восстановительных мероприятий (сбалансированного питания, создания соответствующих психогигиенических условий подготовки, использования водно-тепловых процедур, массажа и т.п.). Программа включает нормативную и методическую часть и охватывает все стороны учебно-тренировочного процесса. 1. Общая характеристика системы подготовки борцов Многолетняя подготовка борца охватывает длительный период становления спортсмена от новичка до мастера спорта РФ международного класса. Этот период составляет 10-15 лет и включает в себя следующие этапы. Этап начальной подготовки (НП). На этап НП зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортивной борьбой и имеющие письменное разрешение врача-педиатра. Цель, задачи и преимущественная направленность этапа: - привлечение детей к занятиям физической культурой и спортом и формирование у них устойчивого интереса к систематическим занятиям спортивной борьбой; - укрепление здоровья и улучшение физического развития детей и подростков; - овладение основами техники выполнения физических упражнений и формирование основ ведения единоборства; - приобретение разносторонней физической подготовленности на основе занятий различными видами физических упражнений; - выявление задатков и способностей детей, определение вида спорта для последующих занятий, отбор и комплектование учебных групп; - подготовка и выполнение требований по общей и специальной физической подготовке соответствующей возрастной группы. Учебно-тренировочный этап (УТ) состоит из двух подэтапов - этапа начальной спортивной специализации (1-2 год обучения), этапа углубленной спортивной специализации (3-4 год обучения). Этап начальной спортивной специализации формируется на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых учащихся, прошедших необходимую подготовку не менее 1 года и выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общефизической и специальной подготовке. Цель, задачи и преимущественная направленность этапа: - повышение разносторонней физической и функциональной подготовленности, воспитание основных физических качеств; - овладение основами техники и тактики вида борьбы, приобретение соревновательного опыта путем участия в соревнованиях в различных видах спорта (на основе комплексной многоборной подготовки); - подготовка и выполнение нормативных требований по физической и специальной подготовке соответствующей возрастной группы; - приобретение навыков в организации и проведении соревнований. Этап углубленной спортивной специализации формируется из здоровых спортсменов-разрядников, выполнивших контрольно-переводные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Цель, задачи и преимущественная направленность этапа: - создание предпосылок к дальнейшему повышению спортивного мастерства на основе всесторонней общей физической подготовки, воспитания специальных физических качеств, повышения уровня функциональной подготовленности и освоения допустимых тренировочных нагрузок; - совершенствование в технике и тактике спортивной борьбы, накопление соревновательного опыта в избранном виде спорта; - подготовка и выполнение нормативных требований по физической и специальной подготовке. Этап спортивного совершенствования (СС) формируется из спортсменов, выполнивших нормативы спортивного разряда кандидата в мастера спорта. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных результатов. Цель, задачи и преимущественная направленность этапа: - дальнейшее повышение спортивного мастерства на основе совершенствования общей и специальной подготовленности до уровня требований сборных команд страны, ДСО и ведомств; - прочное овладение базовой техникой и тактикой греко-римской борьбы; совершенствование индивидуальной «коронной» техники и тактики; - повышение надежности выступлений в соревнованиях; - освоение повышенных тренировочных нагрузок и накопление соревновательного опыта. Этап высшего спортивного мастерства (ВСМ) формируется из спортсменов, выполнивших нормативы мастера спорта и мастера спорта международного класса, членов сборных команд страны, республик, ДСО и ведомств. Цель этапа: достижение максимально возможных стабильных спортивных результатов на основе индивидуализации подготовки борцов. В данной Программе излагается учебный материал для групп начальной подготовки и учебно-тренировочных групп. В группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства совершенствование физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовленности борцов осуществляется преимущественно в условиях централизованных учебно-тренировочных сборов по индивидуальным планам и изложены в отдельной программе. Каждый этап характеризуется своими средствами, методами и организацией подготовки. Важное значение для успешной реализации целей многолетней подготовки борцов в условиях СДЮСШОР имеет использование передовых методов и методик обучения, тренировки и организации учебно-тренировочного и воспитательного процесса. 2. Организационно-методические указания В данном разделе раскрываются принципы планирования тренировки борцов с учетом модели построения многолетней тренировки и характеристики возрастных особенностей детей и подростков, а также особенностей организации учебно-тренировочного процесса на разных этапах подготовки. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дод «сдюсшор по биатлону» отделения по биатлону составлена в соответствии с Законом «Об образовании». За основу взят Типовой план-конспект... | «Методы обучения приемам греко-римской борьбы в партере» Одна из тем программы по физическому воспитанию в профессиональных лицеях «Элементы единоборств». Греко-римская борьба больше всего... | ||
Программа по технологии 7 класса составлена на основе базисного учебного... Программа по технологии 7 класса составлена на основе базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации,... | Программа по шахматам составлена на основе " Программы по шахматам... Программа предназначена для организации и планирования учебно-тренировочной работы по периодам и годам обучения. Изложенный в программе... | ||
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного... РФ, утверждённого приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03. 2004. Программа составлена на основе рабочей программы образовательного... | Пояснительная записка. Данная рабочая программа составлена на основе программы Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года №1089; примерной программы, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного... | ||
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе... ... | Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе... ... | ||
Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана на основе... ... | Рабочая программа по обществознанию 11 класс Рф (ст. 7,9,32), на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования утвержденного... | ||
Рабочая программа по физике для 8 класса составлена на основе федерального... Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 №1089, примерной программы основного общего образования по физике, авторской программы... | Пояснительная записка к учебным программам по географии 6-10 классы... О учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03. 2004... | ||
Программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений... России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. №21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении... | Программа по Новой истории (1500-1800) составлена на основе Федерального... Рф от 05. 03. 2004г. №1089, Примерной программы по истории, для 5 9 классов общеобразовательных учреждений, рекомендованной мо и... | ||
Рабочая учебная программа по борьбе «дзюдо» Составлена на основе «Учебной программы по дзюдо для учреждений дополнительного образования» | Пояснительная записка Программа составлена на основе программы общеобразовательных... России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. №21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении... |