МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИКИ, ИННОВАЦИЙ И БИЗНЕС-СИСТЕМ КАФЕДРА СЕРВИСА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
НАДЕЖНОСТЬ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА И ДОРОГ
Учебная программа курса
по специальности 190702 (240400.01) «Организация и безопасность движения
(автомобильный транспорт)»
Владивосток Издательство ВГУЭС 2014
ББК 39
Учебная программа по дисциплине «Надежность подвижного состава и дорог» составлена в соответствии с требованиями ГОС РФ ВПО. Предназначена студентам специальности 190702 (240400.01) «Организация и безопасность движения (автомобильный транспорт)».
Составитель: В.В. Шаповал, канд. техн. наук, доцент кафедры СТЭА, А.А.Яценко, доцент кафедры СТС.
Утверждена на заседании кафедры СТЭА, протокол заседания кафедры №11 от 14.04.2006 г.
Редакция 2014 утверждена на заседании кафедры СТС, протокол заседания кафедры № 8 от 09.04.2014 г.
© Издательство Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, 2014
2
ВВЕДЕНИЕ Учебная программа составлена на основе разработанной УМК по специальности с отраслевым компонентом 190702 (240400.01) – «Орга-низация и безопасность движения (автомобильный транспорт)» УМО вузов РФ по образованию в области транспортных машин и транспорт-но-технологических комплексов и примерной программы дисциплины «Надежность подвижного состава и дорог» (утверждена Минобразо-
вания РФ 04.09.2002 г.) Дисциплина «Надежность подвижного состава и дорог» рассмат-ривает надежность как основной показатель качества автомобиля. Ис-следует связь показателей надежности с безопасностью движения. Раз-бирает причины возникновения транспортных происшествий, возни-кающих вследствие недостатков технического состояния транспортных средств. Рассматривает эксплуатационные свойства и безопасность кон-струкций транспортных средств. Исследует функционирование ком-плекса «Автомобиль – водитель – дорога – среда» в условиях ДТП. Рассматривает основы теории диагностирования, методы и средст-ва диагностики, а также прогнозирование ресурса автотранспортных средств.
В ГОС входит в раздел – СД. 07.
3
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 1.1. Цели и задачи учебного курса Цель дисциплины – сформировать у студентов знания по влиянию свойств водителя, автомобиля и дорожных условий на надежность сис-темы «водитель -автомобиль» и применению средств диагностики для прогноза надежности водителя и автомобиля, контроля дорожных усло-вий, надежности управления автомобилем. Задачи дисциплины определяются требованиями квалификацион-ной характеристики специальности 190702 (240400.01). 1.2. Требования к знания и умения, приобретаемым при изучении курса, в соответствии с квалификационной характеристикой выпускника В результате изучения дисциплины студент должен знать:
принципы системного подхода к повышению надежности сис-темы «водитель –автомобиль»;
основные понятия, определения и показатели надежности, прин-ципы анализа дорожно-транспортных ситуаций, позволяющие выбрать безопасные значения скорости, дистанции и интервала для надежного управления автомобилем;
условия функционирования комплекса «водитель – автомобиль – дорога – среда движения» (ВАДС) в условиях ДТП;
методы и средства эксплуатационной проверки основных пока-зателей транспортной техники;
место диагностики в системе поддержания технического состоя-ния автомобилей и обеспечения безопасности движения.
Уметь:
самостоятельно выполнять анализ ДТП возникающих вследст-вие недостатков технического состояния автомобилей;
оценить техническое состояние элементов системы методом тех-нической диагностики.
Объем и сроки изучения курса
Вид учебной работы
| Всего
|
| Семестры
|
| часов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Общая трудоемкость дисциплины
| 170
| 6
|
| 7
|
| Аудиторные занятия
| 85
| *
|
| *
|
| Лекции
| 51
| *
|
| *
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 17
| *
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| 17
|
|
| *
|
| Самостоятельная работа
| 85
| *
|
| *
|
| Реферат (Р)
| Р
| *
|
|
|
| Вид итогового контроля (зачет, экзамен)
| Э, З
| Э
|
| З
|
|
4
особенности их проведения
при изучении данного курса 1.4.1. Лекционные занятия Лекционные занятия проводятся в учебных аудиториях в объеме 2 часа в неделю. 1.4.2. Практические занятия Практические занятия проводятся в учебных аудиториях в объеме 2 часа через неделю. Занятия проводятся с потоком студентов 3-го курса специальности 240400.01. Для проведения практических занятий ис-пользуется учебные пособия для практических занятий «Основы рабо-тоспособности технических систем», «Статистический метод исследо-вания надежности» 1.4.3. Лабораторные работы Лабораторные работы проводятся в учебных лабораториях в объеме 2 часа через неделю. Занятия проводятся с одной студенческой группой.
Виды контроля знаний студентов
течение семестра по итогам выполнения и расчета заданий на практических занятиях, а также тестирования, проводимого на занятиях по мере изучения разделов дисциплины, проводятся промежуточные проверки успеваемости (промежуточные аттестации ПА).
При выставлении баллов во внимание принимается: количество защищенных лабораторных работ и выполненных практических заня-тий, степень усвоения изученного в результате их выполнения материа-ла, результаты тестирования. Курс в 6 семестре заканчивается проведением семестровой атте-стации (СА) в виде экзамена. Экзаменационный билет включает в себя три вопроса. В случае затруднения с ответом на один из вопросов биле-та студент получает дополнительный вопрос из соответствующего раз-дела. Экзаменационная оценка выставляется по итогам СА с учетом 1ПА
2ПА в соответствии с суммой набранных баллов:
до 60 баллов – неудовлетворительно, 61 – 75 – удовлетворительно, 76 – 90 – хорошо, 91 – 100 – отлично. Курс в 7 семестре заканчивается семестровой аттестацией в виде зачета с простановкой количества баллов согласно таблицы оценки те-кущей успеваемости.
5
Таблица оценки текущей успеваемости по дисциплине НРПС
| 1-я атт
| мин
| 2- атт
| мин
| Семестр
| Оценка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Лекции
| 16
|
| 16
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Более
|
| Практ.
| 16
|
| 16
|
|
|
|
|
|
| 60 балов
|
|
|
|
|
|
|
|
| Премиаль.
| 8
|
| 8
|
|
|
|
|
|
| зачет
|
|
|
|
|
|
|
|
| СУММА БАЛЛОВ
| 40
| 20
| 40
| 21
| 20
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Разделы курса и виды занятий
№
|
|
|
|
|
|
| п/п
|
| Раздел курса
| Лекции
| ПЗ
| ЛР
|
| тем
|
|
|
|
|
|
|
|
| курса
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1. Надежность подвижного состава и дорог
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Надежность как основной показатель качества
|
|
|
|
| 1
| системы «водитель-автомобиль-дорога-среда
| *
| *
|
|
|
| движения»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2
| Основные понятия теории надежности
| *
| *
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3
| Профессиональная надежность водителя
| *
| *
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4
| Надежность автомобиля
| *
| *
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2. Техническая диагностика на транспорте
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Прогнозирование
| технического состояния и
|
|
|
|
| 5
| надежности объектов. Основы теории диагно-
| *
|
| *
|
|
| стирования
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6
| Общие сведения о технической диагностике на
| *
|
| *
|
| автомобильном транспорте
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7
| Методы и средства диагностики
| *
|
| *
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Прогнозирование
| ресурса автотранспортных
|
|
|
|
| 8
| средств и управление эффективностью диагно-
| *
|
| *
|
|
| стики
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.2. Содержание разделов курса Раздел 1.
Надежность подвижного состава и дорог
|