Разработчики:
МГУПС (МИИТ), кафедра «УЭР и БТ», к.т.н., доцент Бородина Е.В. Эксперты:
ОАО «Российские железные дороги»,
Первый заместитель начальника Центра по технологической координации ОАО "РЖД"
д.т.н., профессор, академик РАТ В.А.Шаров
____________________________________________________________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Цели преподавания дисциплины
Целями освоения учебной дисциплины "Управление эксплуатационной работой" (модуля) «Технология и управление работой станций и узлов» является формирование знаний, умений и представлений в области организации и технологии работы раздельных пунктов: промежуточных, участковых и сортировочных станций.
1.2. Задачи изучения дисциплины
Задачи изучения дисциплины состоят в том, чтобы обучить студентов общим принципам и методам управления эксплуатационной работой станций, поэлементной технологи в каждом парке станции; дать теоретические основы и оптимизацию производственных процессов железнодорожных станций и узлов; задачи оперативного управления работой станции; условия взаимодействия станционных процессов.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Учебная дисциплина относится к профессиональному циклу и входит в базовую часть (С3.Б.20) учебного плана специальности 190401.65 Эксплуатация железных дорог для всех специализаций.
Для изучения данной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
Математика, Грузоведение, Общий курс транспорта, Пути сообщения, Электрическая тяга, Нетяговый подвижной состав, Управление эксплуатационной работой: "Основы управления перевозочными процессами".
Для изучения данной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки:
Необходимо иметь представление:
- о роли и значении железнодорожного транспорта в транспортной инфраструктуре Российской Федерации;
- о существующей структуре управления железнодорожным транспортом;
общие представления о технологии и управлении работой станций и узлов;
о единой сетевой разметке станций (ЕСР) и системе нумерации вагонов с учетом разных собственников подвижного состава;
о технологии выполнения маневровой работы на станциях;
о технологии обработки сборных поездов на промежуточных станциях.
знать:
общие принципы и методы управления эксплуатационной работой железных дорог, основанные на применении передовой техники и технологии работы подразделений и учетом функционирования: Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД», дирекций и низовых структур, обеспечивающих перевозочный процесс;
необходимость структурных преобразований;
эффективность новой формы управления перевозками;
основные процессы управления;
линейные уровни организации движения;
характеристику эксплуатационной работы ОАО «РЖД», анализ эксплуатационных показателей;
системы ЕСР станций и нумерации вагонов разных собственников;
методы выполнения маневровой работы на горочных и безгорочных станциях.
уметь:
производить расчет норм времени на выполнение маневровых рейсов и полурейсов на станции;
составлять план маневровой работы со сборным поездом на промежуточной станции;
определять нормы времени на расформирование-формирование составов на вытяжных путях станции;
определять нормы времени на окончание формирования составов поездов на вытяжных путях.
приобрести навыки:
анализа количественных и качественных показателей работы ж.д. транспорта;
Наименования последующих учебных дисциплин:
Экономика транспорта, Техническая эксплуатация ж.д. транспорта и безопасность движения, Технология работы пограничных станций, Железнодорожные станции и узлы, Высокоскоростные магистрали и пассажирские станции, Управление эксплуатационной работой: "Технология и управление движением на дорожном и сетевом уровнях","Технология и управление работой железнодорожных участков и направлений","Совершенствование технологии работы направлений и системы организации вагонопотоков", Сервис на транспорте. 3. ТРЕБОВАНИЕ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК-15 готовностью к разработке и внедрению технологических процессов, техническо-распорядительных актов и иной технической документации железнодорожной станции;
ПК-16 готовностью к разработке технологии грузовой и коммерческой работы, планированию и организации грузовой, маневровой и поездной работы на железнодорожной станции и полигоне железных дорог;
ПК-26- готов к эксплуатации автоматизированных систем управления поездной и маневровой работой, использованию информационных систем мониторинга и учета выполнения технологических операций;
ПК-27 - способностью выполнять обязанности по оперативному управлению движением поездов на железнодорожных участках и направлениях, в том
числе и высокоскоростных, а также маневровой работой на станциях
ПК-28 способностью организовывать работу малых коллективов исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации производства и труда, организовывать работу по повышению квалификации персонала;
ПК-30 - способностью к проведению технико-экономического анализа,
комплексному обоснованию принимаемых решений, поиску путей оптимизации транспортных процессов, а также к оценке результатов
ПК-31 способностью использовать в работе основные методы и модели управления инновационными процессами;
ПК-44 готовностью к применению математических и статистических методов при сборе и обработке научно-технической информации, подготовке обзоров, аннотаций, составлении рефератов, отчетов и библиографий по объектам исследования, готовностью к участию в научных дискуссиях и процедурах защиты научных работ различного уровня, к выступлениям с докладами и сообщениями по тематике проводимых исследований.
В результате изучения дисциплины студент должен:
иметь представление:
о роли и значении ж.д. станций и узлов в перевозочном процессе;
о технологии и структуре управления работой станций и узлов;
о техническом оснащении станций и их путевом развитии;
о типах ж.д. узлов и распределению сортировочной и грузовой работы в них.
знать:
общие принципы и методы управления эксплуатационной работой станций, основанные на применении передовой техники и технологии работы;
показатели работы станций;
поэлементную технологию в каждом парке станции;
теоретические основы и оптимизацию производственных процессов железнодорожных станций и узлов;
задачи оперативного управления работой станции;
условия взаимодействия станционных процессов.
уметь:
использовать полученные знания на практике;
анализировать показатели работы станций;
обосновывать мероприятия по совершенствованию технологии работы станций и узлов;
оптимизировать параметры технического оснащения и технологии работы станций.
приобрести навыки:
решения задач по определению технологических норм времени на выполнение операций во всех парках сортировочной станции;
построения суточного плана-графика работы сортировочной станции.
владеть, иметь опыт: использовать навыки расчетов в курсовом, дипломном проектировании и на производственной практике;
иметь опыт работы в должности ДСП по промежуточной станции и опыт ведения поездной документации.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
4.1. Общая трудоемкость дисциплины составляет: 4 зачетных единицы, 144 часа.
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестры
| №5
| Аудиторные занятия (всего)
|
| 91
| В том числе:
|
|
| Лекции
|
| 36
| Практические занятия (ПЗ)
|
| 36
| Семинары (С)
|
| 18
| Лабораторные работы (ЛР)
|
| 1
| Контроль самостоятельной работы
|
| 17
| Самостоятельная работа (всего)
|
| 36
| Вид промежуточной аттестации (экзамен)
|
| экзамен
| Общая трудоемкость: час
зач. ед.
|
| 4
|
| 144
|
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
№
п/п
| Семестр
| Раздел учебной дисциплины
| Краткое содержание раздела
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1
| 5
| Раздел 1. Основы технологии работы железнодорожных станций
| Тема 1. Общие сведения о работе станций и их классификация
| Тема 2. Структура управления работой станции. Штат станции.
| Тема 3. Технология работы разъездов, обгонных пунктов и промежуточных станций.
| 2
| Тема 4. Назначение, функциональный состав и технический комплекс участковой станции.
| 3
| Раздел 2. Технология работы сортировочных станций
| Тема 5. Назначение и классификация сортировочных станций. Технологические линии обработки вагоно- и поездопотоков на сортировочной станции.
| Тема 6. Работа СТЦ. Система документооборота на станции.
| Тема 7. Технология работы парка приема и сортировочной горки.
| Тема 8. Технология работы системы сортировочный парк - выходные участки.
| Тема 9. Показатели работы станции. Назначение и основные элементы суточного плана-графика работы станции.
| Тема 10. Оптимальные параметры технического оснащения и технологии работы сортировочной станции.
| 4
| Раздел 3.Технология обработки местных вагонов на станции.
| Тема 11. Основы технологии обработки местных вагонов на технической станции. Расчет наивыгоднейшего числа подач-уборок вагонов.
| Тема 12. Определение оптимального числа обработки маршрутов.
| 5
| Раздел 4. Планирование и руководство работой станции. Анализ и учет работы.
| Тема 13.Задачи планирования и основные показатели работы станции.
| Тема 14. Диспетчерское регулирование станционных процессов
| 6
| Раздел 5. Организация работы железнодорожных узлов.
| .Тема 15. Общая характеристика и классификация железнодорожных узлов, принципы их работы.
| Тема 16. Организация вагонопотоков в узлах.
| |