Скачать 2.05 Mb.
|
УПРАВЛЕНИЕ КОМАНДОЙ В БАСКЕТБОЛЕ А.Я. Гомельский От автора 24-10-2005 19:17 автор: источник: Более 35 лет я работаю тренером. Пережил и перевидел за эти годы многое. Наверное, именно это, а не победы и награды дает мне право говорить сейчас откровенно. Я готовил и настраивал своих учеников только побеждать. Не привык даже мыслить иначе и думаю, что это правильно. Почти 10 лет прошло со времени выхода в свет первого издания этой книги. С тех пор заметно выросли результаты в разных видах спорта, многое изменилось и в баскетболе. Игра гигантов стала быстрее, динамичнее. В баскетбол пришли игроки не только более высокие ростом, но и выросшие интеллектуально. Претерпела изменения техника игроков, тактика команды. Разумеется, появились и новые управленческие решения, принимаемые тренерами как во время соревнований, так и в процессе тренировки. Немалых успехов за последнее десятилетие достигла и сборная СССР, которая дважды участвовала в первенстве мира. В 1978 году в Маниле, на Филиппинах, мы были вторыми, а в 1982 году в Колумбии - первыми. Четырежды наша сборная участвовала в чемпионате Европы. Дважды, в 1979 и 1981 годах, мы выигрывали "золото", в 1977 году были серебряными призерами европейского чемпионата, а в 1983-м - бронзовыми. Сборная СССР провела более 100 международных товарищеских матчей и большинство из них выиграла. Правда, на Олимпиаде в Москве нам досталась лишь "бронза". Дважды выигрывали советские баскетболисты и Межконтинентальный кубок. За прошедшее десятилетие в нашем баскетболе появилось немало ярких дарований. И я счастлив, что мне довелось работать в сборной СССР вместе с этими талантливыми спортсменами, достойными гражданами нашей страны. Новые игроки, новая команда - это всегда трудно, и трудно вдвойне, если учесть, что отступать нельзя, что нужно сохранять и приумножать победные традиции нашей сборной. И вот уже новые имена игроков сборной СССР с уважением произносятся на разных языках планеты. В этой книге я буду рассказывать не только о прежних поколениях лучших советских баскетболистов, но и о тex, кто призван под знамена сборной сегодня. Конечно, я буду говорить и о тренировочном процессе, об особенностях подготовки лучших наших баскетболистов. Я расскажу также о нелегкой работе баскетбольного тренера, которая, однако, приносит большое творческое удовлетворение. Я не ставил перед собой задачи подготовить учебное пособие для тренеров, где бы разбирались все вопросы подготовки высококвалифицированных баскетболистов. Хочу рассказать главным образом о приемах психологической и технико-тактической подготовки игроков. И о тех сложных моментах в жизни баскетбольного коллектива, когда тренеру нужно проявить искусство педагога, тонко разобраться в нюансах острой ситуации и найти, может быть, единственный правильный путь разрешения конфликта. В книге отражен мой многолетний опыт руководства баскетбольной командой на всех этапах ее жизни: перед новым сезоном, во время тренировок и соревнований, в ходе игры и после нее, на спортивной площадке и за ее пределами, на сборах и в поездках, на своей спортивной базе и в гостях. Особое значение для успехов команды имеет сплоченность коллектива, дружба игроков. Созданию единой, монолитной команды я посвящаю специальный раздел книги. Этот вопрос, пожалуй, наиболее существенный из всех, с которыми придется встретиться в своей работе каждому молодому тренеру. И если молодой тренер найдет в этой книге ответы хотя бы на некоторые из многочисленных вопросов, которые каждый день ставит перед ним спортивная жизнь, то я буду считать свою задачу выполненной. Анализ прошедшего сезона 24-10-2005 19:17 автор: источник: Закончен баскетбольный сезон. Игроки на время расстаются с мячом и друг с другом. Им нужен хотя бы небольшой отдых. А тренер тем временем продолжает работу, готовя, так сказать, трамплин для взлета команды в следующем сезоне. Тренеру нужно проанализировать и осмыслить игру команды в минувших соревнованиях, определить достоинства и недостатки в действиях отдельных баскетболистов и команды в целом. Ведь завершен очередной большой этап тренерской работы по управлению командой! Нужно подвести его итоги и поставить перед собой новые задачи. Анализ игры своих воспитанников должен быть объективным. Нельзя полагаться только на зрительное впечатление от матчей: оно часто сохраняет следы эмоциональных переживаний тренера во время игры и может быть окрашено в мажорные или минорные тона в зависимости от исхода встречи. В команде ЦСКА тренеры разбирают матчи прошедшего сезона, что называется, по косточкам. Составляют подробные таблицы по каждому компоненту игры. Какие же командные действия учтены в этих таблицах? Прежде всего-броски мяча по корзине. Мы отдельно суммируем количество бросков с ближней, средней и дальней дистанций и выводим процент попаданий с каждой из этих позиций. Учитываем и штрафные броски - их количество и меткость (тоже в процентах). Тут же приводим результаты в бросках своих главных конкурентов. И определяем место, занимаемое нашей командой по каждому виду бросков. Затем рассматриваем достижения нашей команды в борьбе за мяч, отскочивший от щита или кольца. Тут мы отдельно подводим итога борьбы под своим и чужим щитом и определяем место команды ЦСКА в ряду остальных клубов. В таком же порядке обрабатываем и сводим в таблицу данные по другим компонентам командной игры. Нас интересуют и острые передачи мяча, с которых проведены результативные атаки, и количество ошибок, допущенных нашими игроками во всех матчах (технический брак, пробежки и т. п.). Анализируется игра в защите - количество мячей, попавших в нашу корзину как с игры, так и после штрафных бросков. Интересно вывести и разницу очков, добытых своей командой в нападении и проигранных в защите, на фоне результатов других сильнейших команд. Таблицу с главными показателями игры команды мы обычно вывешиваем и в раздевалке и в игровом зале для общего обозрения. Баскетболисты, естественно, знакомятся с таблицей и обсуждают итоги прошедшего сезона. Кроме итогов командной игры мы учитываем результаты индивидуальных достижений своих баскетболистов и тоже сводим их в таблицу. В такой таблице в порядке занятых мест отражается, кто и сколько очков набрал в турнире. Здесь мы указываем и количество бросков по корзине с игры, и процент попаданий, и число удачных штрафных бросков. Мы всячески поощряем тех игроков, которые выполняют больше штрафных бросков. Считаем, что это отражает смелость игрока и его активность в матче: в единоборстве на площадке, в борьбе под щитом, в проходах под кольцо, в преодолении обороны противника. Из таблицы видно, кто из игроков сильнее в борьбе под щитом, кто подобрал больше всех мячей под своим щитом и кто был самым активным под щитом противника. Мы распределяем места игроков по голевым передачам, по наименьшему количеству потерь мяча и других ошибок. Отмечаем также, кто сколько игрового времени провел на площадке. По сумме игровых данных мы определяем места баскетболистов в команде, и эти данные сводим в таблицу. Рядом с ней помещаем другую таблицу - с теми же показателями сильнейших игроков страны, обычно это члены сборной СССР. С их результатами "соревнуются" наши игроки, не входящие в сборную. Подобные таблицы, бесспорно, помогают тренеру планировать на будущий сезон как общекомандные результаты, так и индивидуальные технические показатели и достижения игроков. Новому сезону обычно предшествует общее собрание коллектива, где подводится итог выступления каждого игрока в отдельности и всей команды в целом. Тренер анализирует тактические, технические и физические аспекты игры. Он подробно разбирает и оценивает вклад каждого баскетболиста в успех команды. Критическиговорит о недостатках игроков. Подводит итог выполнения индивидуального плана, сообщает о тактических просчетах и технических ошибках, допущенных баскетболистом. Оценивает игрока в психологическом аспекте, говорит о его умении играть коллективно, о его дисциплинированности, физической и тактической подготовленности, продемонстрированной на протяжении минувшего сезона. В общем, игрок из уст тренера получает оценку своего выступления в присутствии всей команды. Затем слово предоставляется баскетболистам. Выступить должен каждый. Прежде всего игроки оценивают с критических позиций свою игру, разбирают собственные ошибки. Потом высказывают мнение о действиях партнеров, а также тренера во время матчей и при подготовке к соревнованиям. Баскетболисты делятся своими взглядами на тактику игры и обычно предлагают что-нибудь изменить в командных тактических действиях. Их предложения тут же обсуждаются. Такие собрания, конечно же, побуждают игроков думать как о своей игре, так и о действиях партнеров. А это в значительной степени ускоряет процесс становления больших мастеров и одновременно подготавливает их к роли будущих тренеров. Обязательное выступление каждого из игроков на собрании- хорошее средство их теоретической подготовки. В предвидении своего выступления игрок обдумывает положение дел в команде, старается мыслить аналитически. Установочное собрание баскетболистов ЦСКА нередко посещают тренеры других команд. Мы тоже стремимся не пропустить подобные собрания армейских футболистов, волейболистов, хоккеистов. Это позволяет тренерам обмениваться опытом и взаимно обогащаться знаниями. Заключительное слово на собрании принадлежит, естественно, тренеру. Он подводит итоги дискуссии и предлагает план подготовки команды к выступлениям в предстоящем сезоне. Причем не просто говорит о направлении технической, тактической и физической подготовки, а дает конкретный план тренировочной работы с цифровыми выкладками на основе прошлого сезона. А как проходят собрания в сборной команде страны по установке на следующий сезон? Прежде всего мы объявляем о приеме в команду новых игроков. Затем новобранцы сборной дают обещание хранить традиции команды, отдавать все силы для ее победы, быть честными, стойкими, мужественными. Тренеры оценивают выступление команды в прошедшем сезоне, ее успехи и неудачи, объясняют, где и почему были допущены ошибки. Мы говорим также и о возможных изменениях в тактике и стратегии игры команды. Потом выступают игроки. Они честно оценивают свою игру и игру товарищей, не боятся высказать свое мнение о действиях тренеров в ходе тренировок и на соревнованиях. Конечно, мы стараемся, чтобы собрание в команде проходило в доверительной и доброжелательной обстановке. Каждая команда заинтересована в том, чтобы улучшить свои показатели в наступающем сезоне. Проанализировав итога прошедшего турнира, тренер намечает новые рубежи, которых команда должна достичь в будущем. При этом он сообщает запланированные им новые цифры по главным тактическим и техническим компонентам игры отдельных баскетболистов и команды в целом. На собрании, конечно же, ставится и главная задача сезона: занять определенное место в чемпионате Советского Союза. Так, в армейской команде планируются еще и результаты выступлений в турнирах на первенство Вооруженных Сил или спортивных клубов Дружественных армий. Если команда участвует в соревнованиях на Кубок европейских чемпионов, то планируется результат и здесь. |
«Управление командой проекта» Учебно-методическое пособие разработано на основании гос впо по направлению 080200. 62 «Менеджмент» от 20. 05. 2010 №544 | Проект «Отметка» Цели Сохранить файл формы командой Сохранить Form1 Как… и файл проекта командой Сохранить Проект как | ||
Конспект урока по физической культуре в 6 классе Тема урока: баскетбол... Цель: формирование знаний и умений по технике ловли – передачи мяча двумя руками в баскетболе | Не ради славы и парадности Расширение представления о баскетболе как способе эффективного средства физического воспитания | ||
Тема: Хэллоуин Цели Цель: формирование знаний и умений по технике ловли – передачи мяча двумя руками в баскетболе | Урок размышление по рассказам Цель: формирование знаний и умений по технике ловли – передачи мяча двумя руками в баскетболе | ||
Конспект занятия по теме Цель: формирование знаний и умений по технике ловли – передачи мяча двумя руками в баскетболе | Тема: Моря, озера и реки России Расширение представления о баскетболе как способе эффективного средства физического воспитания | ||
Тема урока: Баскетбол- шаг к здоровью. (5класс) Расширение представления о баскетболе как способе эффективного средства физического воспитания | Урок истории российская библиотека Холокоста Цель: формирование знаний и умений по технике ловли – передачи мяча двумя руками в баскетболе | ||
Конспект занятия «отработка техники вязания узлов» Цель: формирование знаний и умений по технике ловли – передачи мяча двумя руками в баскетболе | Конспект урока географии «Уральский марафон».(Слайд 1) Цель: формирование знаний и умений по технике ловли – передачи мяча двумя руками в баскетболе | ||
Урок английского языка по теме "Authors and Books" Цель: формирование знаний и умений по технике ловли – передачи мяча двумя руками в баскетболе | Учебно-методический комплекс для направления 38. 03. 02 “Менеджмент”... «Антикризисное управление», «Инвестиционный менеджмент», «Корпоративное управление», «Управление проектами» | ||
Урок информатики в 6 классе Тема урока: Учитель: Дьячкова Т. А Освоение среды Лого Миры. Продолжить знакомить учащихся с командой автоматической смены формы применительно к моделированию | Е. А. Сычева Управление и оценка имущества организаций «Государственное и муниципальное управление», специализация «Управление государственной и муниципальной собственностью» |