Урок размышление по рассказам





Скачать 39.21 Kb.
НазваниеУрок размышление по рассказам
Дата публикации09.10.2013
Размер39.21 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
Любовь к жизни.

(Урок – размышление по рассказам

А.Куприна «Пасхальные колокола» и Джека Лондона «Любовь к жизни».)
I. Орг.момент. Слайды с картинками.
II. Слово учителя.

Н.Островский сказал: «Самое дорогое у человека – это жизнь». Кому как не ему, Островскому, прикованному к постели, суждено было познать цену этих слов. Ведь, действительно, это так. Мы можем прожить без изысканных блюд, красивых вещей. А стоит нам только заболеть, мы сразу начинаем ощущать неполноту жизни. Что такое жизнь? Жизнь складывается из простых ее составляющих. Это – первый луч солнца, и распустившиеся почки, и осенний дождь…Мы должны благодарить Бога, родителей за то, что имеем возможность наблюдать эту красоту.

Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом А.Куприна «Пасхальные колокола», проанализируем его, постараемся понять героя, его чувства и определим его отношение к жизни.

III. Словарная работа.

Плащаница – покрывало с изображением Христа в гробу.

Разговение – возможность по прошествии поста поесть скоромную пищу.

Клир – служители одного храма.

Риза – верхняя одежда священника, надеваемое во время богослужения.

Кулич – высокий цилиндрической формы хлеб из сдобного теста (по православному обычаю выпекаемый к Пасхе).

Пасха – сладкое кушанье из творога в форме четырехгранной пирамиды, изготовляющееся христианами ко дню Пасхи.
IV. Новая тема.

1. Чтение рассказа А.Куприна «Пасхальные колокола».

2. Беседа по рассказу.

- Какие у вас возникли ощущения после прочтения рассказа?

- На какие смысловые части по времени можно разделить рассказ? (Первая часть – события вечера и ночи, вторая – о том, что происходит утром.)

- Видно, что эти смысловые части неодинаковые. Почему автор выбрал именно такую композицию? (Такая композиция способствует раскрытию смысла произведения.)

- Почему вторая часть по объему больше? (Автор во 2-ой части рассказывает о главном событии для героя.)

- Давайте докажем обоснованность выбора такой композиции. Проанализируем 2-ую часть.

- Вы догадались, кто главный герой рассказа? (Мальчик, приехавший на каникулы.)

- Какое чувство испытывает мальчик в ожидании самого главного события предстоящего дня? (Еще не осознанное впечатление огромной радости.)

- А какое оно – самое главное событие дня?

- Когда человека переполняют чувство, он окружающий мир ощущает острее, ярче. Правда? Как же Куприн передает ощущения героя? А впечатления человека от событий, явлений можно передать через звуковые, цветовые, вкусовые ощущения. Итак, найдем и запишем ключевые слова, передающие эти ощущения.

Звуковые ощущения: грохот, веселые крики, колокольный звон, тысячезвучный медный рев.

Цветовая гамма ощущений: синие, зеленые, золотые, серебряные купола, густо синеет, отливая серебром, белые облака.

Вкусовые ощущения: вкусен чай, шафранный кулич, пасха, изюм, фисташки.

Ощущения запаха: душистый чай, корица, ваниль.

- «Вот и колокольня». Что происходит на ней? (Он может не только звонить в колокола, но и осмотреть всю Москву.)

- Да и рассказ назван «Пасхальные колокола». Что может символизировать колокол в рассказе? (Праздник, радость, единение, пробуждение.)

- В тексте есть предложения, в которых наиболее ярко, эмоционально переданы чувства мальчика. Найдите, пожалуйста, их. («Господи!..», «Это ли не удовольствие?», «Вот так музыка!»)

- Как вы думаете, прочитав, эти предложения и весь рассказ в целом, мы можем охарактеризовать героя?

- Да, перед нами герой, еще совсем юный мальчик, который не стесняется выражать свои чувства. А можем ли мы сказать, что наш герой любит жизнь?
3. Беседа по рассказу Джека Лондона «Любовь к жизни».

- Теперь я бы хотела, чтобы вы вспомнили не менее эмоциональный рассказ Джека Лондона «Любовь к жизни».

- Пересказ рассказа.

- Главный герой этого рассказа совершенно в иной ситуации, я бы сказала в критической. Какие чувства героя передает нам автор?

- Перед нами уже другой герой – взрослый человек. А он любит жизнь?

- Да, я вам напомню, герой говорит: «И всё-таки ему хотелось жить. Было бы глупо умереть после всего, что он перенес. Даже умирая, он не покорялся смерти. Возможно, это было чистое безумие, но и в когтях смерти он бросал ей вызов и боролся с ней».
4. Обобщение по рассказам.

- Перед вами два совершенно разные произведения, автор первого рассказа – русский писатель А.Куприн, автор второго – английский писатель. Но все-таки они объединены одной мыслью. Как вам кажется, какой? Возвращаясь к эпиграфу, еще раз скажем: «Самое дорогое у человека – это жизнь».
V. Обзор повести чувашской писательницы Валентины Ивановой «Поймай в ладони снежинку».

«Если разобраться, почти каждый день приносит что-то светлое, только порой перестаешь этому удивляться, радоваться – не замечаешь, вернее, не придаешь особого значения маленьким радостям. Интересно жить тоже уметь надо».
VI. Рефлексия.

Скажите, пожалуйста, а вы умеете радоваться мелочам жизни? Чему вы радовались, скажем, вчера, сегодня? Молодцы. Радуйтесь жизни, цените её.
VII. Чтение ученицей стихотворения И.Бунина «Ещё и холоден и сыр…»

Еще и холоден и сыр

Февральский воздух, но над садом

Уж смотрит небо ясным взглядом,

И молодеет божий мир.
Прозрачно-бледный, как весной,

Слезится снег недавней стужи,

А с неба на кусты и лужи

Ложится отблеск голубой.
Не налюбуюсь, как сквозят

Деревья в лоне небосклона,

И сладко слушать у балкона,

Как снегири в кустах звенят.
Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

VIII. Выставление оценок.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок размышление по рассказам iconУрок технологии в 8 классе Тема: «В мире красоты»
Это совершенно необычный урок- размышление о многообразии и красоте окружающего мира, о месте и роли человека в этом мире. Урок носит...
Урок размышление по рассказам icon«Нам бы про душу не забыть » Урок внеклассного чтения по рассказам В. М. Шукшина
Разработала и провела учитель русского языка и литературы Лукьяненко Татьяна Николаевна
Урок размышление по рассказам iconУрок внеклассного чтения в 7 классе Тема: Викторина по рассказам А. П. Чехова
Воспитание нравственных качеств личности (доброты, сострадания, честности, искренности, любви к ближнему )
Урок размышление по рассказам iconУрок по литературному чтению для 2 класса по
Оборудование: выставка книг, портрет писателя, минусовка мр3 Н. Королёва «Маленькая страна», предметы и иллюстрации к рассказам Н....
Урок размышление по рассказам iconОни сражались за Родину
Урок-размышление над повестями В. Катаева «Сын полка» и Л. Агакова «Золотая цепочка»
Урок размышление по рассказам iconУрок-размышление. Тема
Цель: Создать условия для формирования читательских умений и навыков, т е чтобы дети увидели в книге собеседника
Урок размышление по рассказам iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Этот урок – итоговое размышление о рассказе «Правая кисть»
Урок размышление по рассказам iconУрок-размышление по повести В. Ф. Тендрякова «Пара гнедых»
Чобану Надежда Ивановна, учитель русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение «Объячевская средняя общеобразовательная...
Урок размышление по рассказам iconУчебник по литературе. 6 класс общеобразовательной школы. Г. С. Меркин....
Боу «Верховская основная общеобразовательная школа» Тарногского муниципального района Вологодской области
Урок размышление по рассказам iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок-размышление «Судьба человека, искалеченного войной» (по рассказу «Судьба человека», 9кл.)
Урок размышление по рассказам iconУрок. 06. 10. 11г. Литература 9 класс
Тема: Характеристика русской литературы 18 века (первый и второй периоды). М. В. Ломоносов- ученый, поэт, реформатор русского литературного...
Урок размышление по рассказам iconЛитературная викторина по рассказам В. Осеевой, проведенная 4 апреля...

Урок размышление по рассказам iconУрок – размышление по рассказу А. П. Чехова «Ионыч» в 9 классе Учитель...
Мы уже знакомы с такими рассказами А. П. Чехова как «Крыжовник», «Человек в футляре», и вот перед вами «Ионыч»
Урок размышление по рассказам iconРассказам о них, об этом можно было бы написать очень интересно, но это уже была бы
Если вы, молодой читатель, перелистаете эту книгу, посмотрите картинки, заглянете в
Урок размышление по рассказам iconПлан мероприятий по устранению замечаний
«В объективе – образование» (Размышление на тему «Организация нод в условиях введения фгт»)
Урок размышление по рассказам iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Уроки внеклассного чтения (2 часа) по рассказам Александра Костюнина «Рукавичка», «Когда уходит детство», «Вальс под гитару» в 7...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск