Скачать 39.21 Kb.
|
Любовь к жизни. (Урок – размышление по рассказам А.Куприна «Пасхальные колокола» и Джека Лондона «Любовь к жизни».) I. Орг.момент. Слайды с картинками. II. Слово учителя. Н.Островский сказал: «Самое дорогое у человека – это жизнь». Кому как не ему, Островскому, прикованному к постели, суждено было познать цену этих слов. Ведь, действительно, это так. Мы можем прожить без изысканных блюд, красивых вещей. А стоит нам только заболеть, мы сразу начинаем ощущать неполноту жизни. Что такое жизнь? Жизнь складывается из простых ее составляющих. Это – первый луч солнца, и распустившиеся почки, и осенний дождь…Мы должны благодарить Бога, родителей за то, что имеем возможность наблюдать эту красоту. Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом А.Куприна «Пасхальные колокола», проанализируем его, постараемся понять героя, его чувства и определим его отношение к жизни. III. Словарная работа. Плащаница – покрывало с изображением Христа в гробу. Разговение – возможность по прошествии поста поесть скоромную пищу. Клир – служители одного храма. Риза – верхняя одежда священника, надеваемое во время богослужения. Кулич – высокий цилиндрической формы хлеб из сдобного теста (по православному обычаю выпекаемый к Пасхе). Пасха – сладкое кушанье из творога в форме четырехгранной пирамиды, изготовляющееся христианами ко дню Пасхи. IV. Новая тема. 1. Чтение рассказа А.Куприна «Пасхальные колокола». 2. Беседа по рассказу. - Какие у вас возникли ощущения после прочтения рассказа? - На какие смысловые части по времени можно разделить рассказ? (Первая часть – события вечера и ночи, вторая – о том, что происходит утром.) - Видно, что эти смысловые части неодинаковые. Почему автор выбрал именно такую композицию? (Такая композиция способствует раскрытию смысла произведения.) - Почему вторая часть по объему больше? (Автор во 2-ой части рассказывает о главном событии для героя.) - Давайте докажем обоснованность выбора такой композиции. Проанализируем 2-ую часть. - Вы догадались, кто главный герой рассказа? (Мальчик, приехавший на каникулы.) - Какое чувство испытывает мальчик в ожидании самого главного события предстоящего дня? (Еще не осознанное впечатление огромной радости.) - А какое оно – самое главное событие дня? - Когда человека переполняют чувство, он окружающий мир ощущает острее, ярче. Правда? Как же Куприн передает ощущения героя? А впечатления человека от событий, явлений можно передать через звуковые, цветовые, вкусовые ощущения. Итак, найдем и запишем ключевые слова, передающие эти ощущения. Звуковые ощущения: грохот, веселые крики, колокольный звон, тысячезвучный медный рев. Цветовая гамма ощущений: синие, зеленые, золотые, серебряные купола, густо синеет, отливая серебром, белые облака. Вкусовые ощущения: вкусен чай, шафранный кулич, пасха, изюм, фисташки. Ощущения запаха: душистый чай, корица, ваниль. - «Вот и колокольня». Что происходит на ней? (Он может не только звонить в колокола, но и осмотреть всю Москву.) - Да и рассказ назван «Пасхальные колокола». Что может символизировать колокол в рассказе? (Праздник, радость, единение, пробуждение.) - В тексте есть предложения, в которых наиболее ярко, эмоционально переданы чувства мальчика. Найдите, пожалуйста, их. («Господи!..», «Это ли не удовольствие?», «Вот так музыка!») - Как вы думаете, прочитав, эти предложения и весь рассказ в целом, мы можем охарактеризовать героя? - Да, перед нами герой, еще совсем юный мальчик, который не стесняется выражать свои чувства. А можем ли мы сказать, что наш герой любит жизнь? 3. Беседа по рассказу Джека Лондона «Любовь к жизни». - Теперь я бы хотела, чтобы вы вспомнили не менее эмоциональный рассказ Джека Лондона «Любовь к жизни». - Пересказ рассказа. - Главный герой этого рассказа совершенно в иной ситуации, я бы сказала в критической. Какие чувства героя передает нам автор? - Перед нами уже другой герой – взрослый человек. А он любит жизнь? - Да, я вам напомню, герой говорит: «И всё-таки ему хотелось жить. Было бы глупо умереть после всего, что он перенес. Даже умирая, он не покорялся смерти. Возможно, это было чистое безумие, но и в когтях смерти он бросал ей вызов и боролся с ней». 4. Обобщение по рассказам. - Перед вами два совершенно разные произведения, автор первого рассказа – русский писатель А.Куприн, автор второго – английский писатель. Но все-таки они объединены одной мыслью. Как вам кажется, какой? Возвращаясь к эпиграфу, еще раз скажем: «Самое дорогое у человека – это жизнь». V. Обзор повести чувашской писательницы Валентины Ивановой «Поймай в ладони снежинку». «Если разобраться, почти каждый день приносит что-то светлое, только порой перестаешь этому удивляться, радоваться – не замечаешь, вернее, не придаешь особого значения маленьким радостям. Интересно жить тоже уметь надо». VI. Рефлексия. Скажите, пожалуйста, а вы умеете радоваться мелочам жизни? Чему вы радовались, скажем, вчера, сегодня? Молодцы. Радуйтесь жизни, цените её. VII. Чтение ученицей стихотворения И.Бунина «Ещё и холоден и сыр…» Еще и холоден и сыр Февральский воздух, но над садом Уж смотрит небо ясным взглядом, И молодеет божий мир. Прозрачно-бледный, как весной, Слезится снег недавней стужи, А с неба на кусты и лужи Ложится отблеск голубой. Не налюбуюсь, как сквозят Деревья в лоне небосклона, И сладко слушать у балкона, Как снегири в кустах звенят. Нет, не пейзаж влечет меня, Не краски жадный взор подметит, А то, что в этих красках светит: Любовь и радость бытия. VIII. Выставление оценок. |
Урок технологии в 8 классе Тема: «В мире красоты» Это совершенно необычный урок- размышление о многообразии и красоте окружающего мира, о месте и роли человека в этом мире. Урок носит... | «Нам бы про душу не забыть » Урок внеклассного чтения по рассказам В. М. Шукшина Разработала и провела учитель русского языка и литературы Лукьяненко Татьяна Николаевна | ||
Урок внеклассного чтения в 7 классе Тема: Викторина по рассказам А. П. Чехова Воспитание нравственных качеств личности (доброты, сострадания, честности, искренности, любви к ближнему ) | Урок по литературному чтению для 2 класса по Оборудование: выставка книг, портрет писателя, минусовка мр3 Н. Королёва «Маленькая страна», предметы и иллюстрации к рассказам Н.... | ||
Они сражались за Родину Урок-размышление над повестями В. Катаева «Сын полка» и Л. Агакова «Золотая цепочка» | Урок-размышление. Тема Цель: Создать условия для формирования читательских умений и навыков, т е чтобы дети увидели в книге собеседника | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Этот урок – итоговое размышление о рассказе «Правая кисть» | Урок-размышление по повести В. Ф. Тендрякова «Пара гнедых» Чобану Надежда Ивановна, учитель русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение «Объячевская средняя общеобразовательная... | ||
Учебник по литературе. 6 класс общеобразовательной школы. Г. С. Меркин.... Боу «Верховская основная общеобразовательная школа» Тарногского муниципального района Вологодской области | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок-размышление «Судьба человека, искалеченного войной» (по рассказу «Судьба человека», 9кл.) | ||
Урок. 06. 10. 11г. Литература 9 класс Тема: Характеристика русской литературы 18 века (первый и второй периоды). М. В. Ломоносов- ученый, поэт, реформатор русского литературного... | Литературная викторина по рассказам В. Осеевой, проведенная 4 апреля... | ||
Урок – размышление по рассказу А. П. Чехова «Ионыч» в 9 классе Учитель... Мы уже знакомы с такими рассказами А. П. Чехова как «Крыжовник», «Человек в футляре», и вот перед вами «Ионыч» | Рассказам о них, об этом можно было бы написать очень интересно, но это уже была бы Если вы, молодой читатель, перелистаете эту книгу, посмотрите картинки, заглянете в | ||
План мероприятий по устранению замечаний «В объективе – образование» (Размышление на тему «Организация нод в условиях введения фгт») | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Уроки внеклассного чтения (2 часа) по рассказам Александра Костюнина «Рукавичка», «Когда уходит детство», «Вальс под гитару» в 7... |