Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский Томский политехнический университет» УТВЕРЖДАЮ
ИО Декана ГФ
___________ Д. В.Чайковский
«___» ____________2013 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
ОСНОВНЫХ РЕГИОНОВ ТУРИЗМА»
НАПРАВЛЕНИЕ 100400 «Туризм»
Профиль подготовки " Технология и организация туроператорских и турагентских услуг"
КВАЛИФИКАЦИЯ Бакалавр
БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА 2012г.
КУРС 2; СЕМЕСТР 4;
КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ: 4
ПРЕРЕКВИЗИТЫ : География, История, Туристское ресурсоведение, Виды и тенденции развития туризма в регионе, Экскурсоведение, Обычаи и традиции народов мира, РелигиоведениеКультурно-исторические центры России
КОРЕКВИЗИТЫ : Культура России ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС:
Лекции
| 32
| часов (ауд.)
| Практические занятия
| 32
| часов (ауд.)
| АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ
| 64
| часов
| САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
| 62
| часов
| ИТОГО
| 126
| часов
| ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
| Очная
|
ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ: ЗАЧЕТ В 4 СЕМЕСТРЕ
Обеспечивающая кафедра:Культурологии и социальной коммуникации ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ: д.филос.н., профессор Н. А. Колодий
РУКОВОДИТЕЛЬ ООП: к.филос.н., доцент В.Б.Агранович
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: д.филос.н., профессор В.Г.Ланкин 2013г. Дисциплина «Виды и тенденции развития турзма в регионе» соответствует целям образовательной программы 100400 «Туризм» (бакалавриат) в части подготовки выпускников, владеющих знаниями о структуре и содержании профессиональной деятельности, понимающих значение развития туризма для экономики Российской Федерации в настоящий момент.
Код цели
| Формулировка цели ООП
| Цели дисциплины
| Ц1
| Подготовка выпускников к эффективному использованию туристского потенциала для развития въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации.
| Понимание значения развития въездного и внутреннего туризма для экономики страны на данном этапе.
| Ц2
| Подготовка выпускников к аналитической деятельности, выполнению проектов, направленных на практическое применение современных методик и технологий организации деятельности туристских предприятий.
| Формирование базисного уровня знаний, дающего основу для углубленного изучения конкретных отраслей туризма и туристского сервиса.
| Ц3
| Подготовка выпускников к комплексному анализу деятельности туристского предприятия и тенденций развития туристского рынка (мониторинг, контроль и оценка эффективности инноваций, выявление и внедрение лучшего российского и зарубежного опыта управления в сфере туризма).
| Подготовка выпускников к оценке эффективности результатов деятельности туристского предприятия.
| Ц4
| Подготовка выпускников к проектированию и продвижению современного конкурентоспособного на мировом уровне туристского продукта с учетом технологических, социально-экономических и других требований.
| Формирование умения ориентироваться в современных технологиях создания туристского продукта.
| Ц5
| Подготовка выпускников к внедрению инноваций, обеспечивающих выход на современные стандарты качества туристских услуг.
| Формирование понимания того, что инновация является императивом развития туристской отрасли.
| Ц 6
| Подготовка выпускников к проектированию современной туристской инфраструктуры, созданию условий для развития туристско-реакционных кластеров.
| Формирование представления о туристской инфраструктуре и значении кластерного подхода в ее развитии.
| Ц 7
| Подготовка выпускников к проведению мероприятий по интеграции России в мировой культурный процесс, укреплению позитивного образа страны за рубежом.
| Понимание того, что позитивный образ страны влияет на развитие въездного туризма.
|
В ходе изучения дисциплины «Историко-культурно наследие
основных регионов туризма» (ИКНОРТ) осваиваются профессиональные знания, необходимых для проектирования программ туров, турпакетов, экскурсионных программ и других продуктов туристской деятельности в регионах, имеющих богатое историко-культурное наследие.
.
Задачи изучения дисциплины:
Изучить особенности основных регионов туризма в аспекте соотношения осуществления рекреационной, спортивной и экскурсионно-познавательной туристской деятельности в них;
получить системные знания об историко-культурном наследии человечества и его составляющих, осваиваемом через развитие познавательного туризма в основных его регионах в современном мире;
поучить представление об основных центрах культурного наследия человечества;
научиться понимать своеобразие культурного развития каждого из выделенных регионов – наличия исторически значимых культур и цивилизаций на их территории;
овладеть представлениями о культурном многообразии наследия человечества, об истории развития мировых культур и искусства прошлого и современности
приобрести знания о крупнейших и наиболее известных музеях и культурно-исторических памятниках мира;
научиться самостоятельно находить и использовать в профессиональных целях информацию о культурно-историческом наследии различных регионов и центров мира;
сформировать готовность соотносить представления знания о культурно-историческом наследии основных регионов мирового туризма с возможностями взаимодействия экскурсионной деятельности с развитием в этих регионах рекреационного, религиозного, спортивного туризма;
приобрести способности разработки и проведения экскурсий с учетом знаний об историко-культурном наследии и умея привлекать необходимую для этого информацию из многообразных источников.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Согласно ФГОС и ООП 100400 «Туризм» дисциплина «Виды и тенденции развития туризма в регионе» относится к вариативным дисциплинам гуманитарного и социально-экономического цикла (ГСЭЦ.В.4.1). Кореквизитами для данного курса являются дисциплины: География, Туристское ресурсоведение (Б3.В5.), История России (Б1.Б3), Виды и тенденции развития туризма в регионе (Б3. В12), Экскурсоведение (Б3.В2). Кореквизитами для данного курса являются дисциплины: Информационные технологии в туристской индустрии (Б3.Б4).
Код дисциплины ООП
| Наименование дисциплины
| Кредиты
| Форма контроля
| пререквизиты
| Математический естетсеннонаучный цикл
| МЕЦ.Б.2.0
| География
| 3
| экзамен
| Гуманитарный социально-экономический цикл
| ГСЭЦ 5.5.0
| История
| 3
| экзамен
| ГСЭЦ.В.5.1
| Культурно-исторические центры России
| 4
| зачет
| ГСЭЦ.В.5.2
| Обычаи и традиции народов мира
| 4
| зачет
| ПЦ.В.4.0
| Туристское ресурсоведение
| 6
| экзамен
| ГСЭЦ.В.3.0
| Религиоведение
| 6
| экзамен
| ПЦ.В.1.0
| Экскурсоведение
| 3
| зачет
| ПЦ.В.4.0
| Туристское ресурсоведение
| 6
| экзамен
| ПЦ.В.11.0
| Виды и тенденции развития туризма в регионе
| 4
| зачет
| кореквизиты
| ГСЭЦ.В.4.2
| Культура России
| 4
| зачет
|
3. Результаты освоения дисциплины Результаты освоения дисциплины получены путем декомпозиции результатов обучения (Р1, Р2, Р4, Р7, Р10, Р11), сформулированных в основной образовательной программе 100400 «Туризм» по профилю подготовки «Организация и предоставление туроператорских и турагентских услуг», для достижения которых необходимо, в том числе, изучение дисциплины «Историко-культурно наследие основных регионов туризма».
Планируемые результаты обучения согласно ООП Код
результа-та
| Результат обучения
(выпускник должен быть готов)
| Р1
| Применять глубокие социально-экономические и профессиональные знания в сфере туризма.
| Р2
| Ставить и решать концептуальные и прикладные задачи комплексного анализа в туристской сфере с использованием специальных знаний и аналитических методов.
| Р7
| Использовать глубокие и адекватные знания в области проектного менеджмента и практики ведения бизнеса, в том числе менеджмента рисков, а также международного менеджмента для ведения инновационной профессиональной деятельности в сфере туризма.
| Р10
| Демонстрировать личную ответственность и ответственность за работу возглавляемого коллектива, приверженность и готовность следовать профессиональной этике и нормам ведения инновационной социально-экономической и культурологической деятельности.
| Р11
| Самостоятельно учиться и непрерывно повышать квалификацию в течение всего периода профессиональной деятельности
|
Освоение дисциплины «Историко-культурно наследие основных регионов туризма» направлено на достижение результатов обучения, в т. ч. в соответствии с ФГОС:
Результаты
обучения
| Составляющие результатов обучения
| Код
| Знания
| Код
| Умения
| Код
| Владение
опытом
| Р1
| З1.1
| закономерности и этапы исторического
процесса
| У1.5
| ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе
| В1.9
| анализа культурно–исторических центров России, с целью проектирования турпродукта
|
| З1.8
| особенности основных регионов туризма в аспекте соотношения осуществления различных видов туристской деятельности в них
| У2
| применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности
|
|
|
| З1.8
| особенности основных регионов туризма в аспекте соотношения осуществления различных видов туристской деятельности в них;.
| У3
| ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе
|
|
| Р2
| З2.8
| основные центры культурного наследия человечества; крупнейшие и наиболее известных музеях и культурно-исторических памятниках мира.
| У2.4
| учитывать соотношение рекреационной, спортивной и познавательной составляющих при проектировании туристкой деятельности в различных регионах мира; определять тенденции развития туризма и международные и региональные проблемы обслуживания туристов;
| В2.3
| представлениями о культурном многообразии наследия человечества, об истории развития мировых культур и искусства прошлого и современности; способностью к культурологическому самообразованию и культурному саморазвитию;
| Р7
| З7.6
| современные формы бытования традиционной культуры на территории России; последовательность этапов проектирования экскурсии; методику проведения экскурсии; организацию деятельности экскурсионного учреждения, должностные обязанности экскурсовода.
| У7.1
| самостоятельно находить и использовать в профессиональных целях информацию о культурно-историческом наследии различных регионов и центров мира.
| В7.5
| умением использовать исторический опыт, национальное и мировое культурное наследие в профессиональной деятельности и личностном развитии;
|
|
|
|
|
| В7.9
| применения знаний и умений к анализу ситуации; выступать публично на профессиональные темы; учиться у других, заниматься самообразованием
| Р.10
| З.10.1
| принципы и понятийный аппарат культурологии, национальные типы культур, способы создания культурного объекта.
| У10.1
| ставить и решать проблемы культурологии с использованием современных методов и моделей.
| В10.1
| методами анализа различных культур в целях более полного освоения культурного наследия и составления культурологических прогнозов.
|
| З.10.2
| базовые ценностей мировой культуры, базовые представления о приверженности к этическим ценностям
| У10.2
| квалифицированно применять специальные философско-методологические знания в исследовании культуры и общества
|
|
| Р11
| З11.1
| методики поиска источников научной информации
| У11.1
| применять методы и средства познания
для интеллектуального развития,
повышения культурного уровня профессиональной компетентности
| В11.3
| навыки планирования, организации и осуществления самостоятельной научной деятельности
| 3.11.7
| общей методологии, методики, логики и планирования научных исследований в сфере туризма
| У11.5
| эффективно и оптимально использовать информационные ресурсы и технологии
| В11.4
| основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией
|
|
|
|
|
|
|
В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются следующие компетенции:
а) общекультурные (ОК)
ОК-1- способность к интеллектуальному, культурному и профессиональному саморазвитию
ОК-3 – способность понимать и анализировать мировоззренческие и социально значимые проблемы в профессиональной деятельности
ОК-7 – готовность к восприятию культуры и обычаев других стран и народов, с терпимостью относиться к национальным, расовым, конфессиональным различиям, способностью к межкультурным коммуникациям в туристской индустрии;
б) профессиональные (ПК)
ПК-1 – владение теоретическими основами проектирования, готовностью к применению основных методов проектирования в туризме;
ПК-2 – способностью самостоятельно находить и использовать различные источники информации по проекту туристского продукта;
ПК-5 – готовность к разработке туристского продукта на основе современных технологий;
ПК-11 – способность к эффективному общению с потребителями туристского продкута;
ПК-13 – способность находить, анализировать и обрабатывать информацию в области туристской деятельности.
4. Структура и содержание дисциплины
4.1. Аннотированное содержание разделов дисциплины
Лекции: Тема1. Историко-культурное наследие и его составляющие Понятие культурного наследия – проблемы его сохранение и овладения им. Богатство ценностей культуры, их историческое накопление, качественное многообразие и современное значение.
Религия, искусство, профессиональные достижения и народная художественная традиция как тексты культуры и культурное наследие. Формы сохранения и воссоздания исторических ценностей культуры – музеи, выставки, фестивали и т.д. Объекты и методы охраны памятников истории и культуры. Национальный, региональный и всемирный уровень значения памятников истории и культуры. Роль ЮНЕСКО как международной организации по охране и изучению культурно-исторического наследия. Туристско-экскурсионная деятельность как форма освоения историко-культурного наследия и ее основные формы.
Тема 2. Основные регионы туризма в аспекте своеобразия их наследия
Аспекты выделения регионов туризма в современном мире. Виды туризма и роль культурно-познавательоной составляющей в сфере ресурсов туризма. Специфика основных регионово туризма в аспекте истории их культуры. Ближний Восток, Восточное средиземноморье (Эгейское море), Западная Европа, Южная Азия, Восточная Азия, Центральная и северная Россия. Своеобразие истории этих регионов и основных культурных достижений, характерных для них в плане историко-культурной типологии. Значение фольклорной традиции народов, населяющих данные регионы и представленность фольклорного наследия для экскурсионно-туристской деятельности. Америка – Африка – Австралия – Сибирь как регионы этнографического туризма. Выдающиеся памятники мировой истории и культуры. Музеи мира и их универсальная роль в аккумуляции и презентации культурно-исторических ценностей.
Тема 3. Ближний Восток как колыбель мировой культуры. Центры и объекты туризма Древний Египет – одна из первых цивилизаций. Исторические контуры и этапы развития. Открытие и изучение наследия древнеегипетской культуры. Основные центры представленности культурного наследия Древнего Египта в современном мире, основные памятники и их местоположение. Стиль, основные виды и жанры историко-культурных памятников Древнего Египта. Возможности сочетания рекреационного и познавательно-образовательного туризма в современном Египте. Аспекты инфраструктуры и экскурсионные объекты туризма в Египте.
Ливан как место рекреационного и познавательного туризма на Ближнем Востоке. Близость арабской страны к европейской цивилизации, влияние Франции. Специфическая история Ливана – Древней финики, своеобразие культуры и основные центры историко-культурных памятников. Сочетание экскурсионной деятельности и рекреационного туризма в Ливане.
Израиль - регион древней истории и культуры и традиционное место религиозного паломничества. Основные религиозные и историко-культурные памятники Иерусалима, Вифлеема, Назарета, Иерихона. Возможности сочетания рекреационного и познавательно-образовательного туризма в современном Израиле.
Мекка как центр паломничества.
Иран и Ирак как потенциальные регионы туризма, возможности и препятствия для его развития в этих странах. Основные центры и памятники этих стран с древней историей.
Арабские страны – Тунис, Алжир, Марокко, Эмираты как регионы туризма: центры, памятники и объекты экскурсий.
Тема 4. Страны Южной Азии как регион туризма и их культурное наследие
Исторические контуры и периоды развития культуры Древней Индии, Индокитая и Индонезии. Особенности культуры стран Южной Азии и ее основные достижения. Религиозные и художественные центры и памятники Индии, Непала, Шри Ланки, Таиланда, Индонезии, Кампучии, Бирмы. Стилистические и жанровые особенности архитектурного и художественного наследия Индии и других стран региона. Основные центры паломничества и туризма в этих странах. Возможности сочетания рекреационного и спортивного туризма с познавательным и религиозным. Основные объекты экскурсий. Наследие Бирмы и Кампучии – возможности и препятствия для развития туризма в этих странах.
Тема 5. Страны Восточной Азии (Китай, Япония, Корея): особенности историко-культурного наследия и аспекты развития туризма Восточная Азия как место развития особого культурно-исторического типа. История стран региона, их своеобразие и историческая взаимосвязь. Особенности традиционного характера культур стран региона. Эпохи в развитии Древнего и Средневекового Китая и Японии и их особенности. Ценностно-смысловая нацеленности культур и их наиболее значимые достижения. Художественные и религиозные центры и памятники культурно-исторического наследия Китая. Главные объекты внутреннего и развивающегося международного познавательного туризма в Китае и Японии: Великая китайская стена, Запретный город и храм Неба в Пекине, «Пекинская опера», Чаньские и даосские монастыри Китая; Императорский дворец в Токио, Дзенский монастырский центр в Камакуре, сады камней, самурайские замки, постройки Киото и др. Наследие культурно-бытовых традиций как предмет познавательного и развлекательного туризма в китае и Японии. Культурно-историческое наследие Кореи и возможности развития туризма в этой стране.
Тема 6. Эгейский Средиземноморский регион (Греция и Турция) как место развития древнегреческой цивилизации и регион туризма
Исторические аспекты развития древнегреческой цивилизации. Древнейшие цивилизационные центры в регионе – Крит, Киклады, Микены, Троя и их культурное и художественное наследие. Аспекты открытия и исследования этих цивилизаций. Основные памятники этих цивилизаций – местонахождение и стиль в искусстве и архитектуре. Кносский дворец и его росписи.
Архаика, классика и эллинизм в развитии древнегреческой цивилизации и особенности наследия этих эпох. Своеобразие древнегреческой культуры, ее основные ценности и достижения. Древнегреческая архитектура и скульптура – особенности стиля и основные центры представленности: Афины, Пергам, Эфес и др. Искусство Древней Греции в музеях мира. Охранная и реставрационная деятельности в Греции и Турции – успехи и противоречия. Приоритетные объекты экскурсий в аспекте сочетания рекреационного познавательного туризма в регионе.
Наследие культуры Византии в Греции и Турции. Салоники и Стамбул как центры средневековой христианской культуры; Афон и другие монастыри Греции как центры паломничества. Тема 7. Западная Европа как регион туризма.
Наследие культуры с древних времен до 20 в. Истоки древнеримской цивилизации: этруски, греческие города в Италии. Развитие культур и искусства Древнего Рима и его наследие в современной Европе: Республиканский период: г. Рим; Имперский период: г. Рим, Помпеи, Равенна, акведуки и амфитеатры во Франции и Испании.
Средневековая цивилизация Европы: своеобразие культуры, ее основные достижения и центры. Средневековые города Сегодня: Авиньон, Гренобль, Прага, Аугсбург, Руан, Брюгге, Латинский квартал и Сите в Париже и др. Знаменитые соборы романского и готического стилей как средневековый синтез искусств: Италия, Германия, Франция, Англия, Испания. Ансамбли мавританского стиля на юге Испании.
Основные центры эпохи Возрождения: Флоренция, Рим, Венеция и их архитектурно-художественное наследие.
Искусство Европы Нового и новейшего времени. Крупнейшие музеи Европы: Ватикан, Лувр, Версаль, Прадо, Дрезден, Британский музей, Берлин, Вена и др. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА ДИСЦИПЛИНЫ Тематика практических (семинарских) занятий1. Историко-культурное наследие и основные регионы мирового туризма (4 ч.)2. Ближний Восток: наследие культуры, центры и объекты туризма (4 ч.)3. Страны Южной Азии как регион туризма и их культурное наследие (4 ч.)4. Китай и Япония: особенности историко-культурного наследия и аспекты развития туризма (4 ч.)5. Эгейский Средиземноморский регион как регион туризма и наследие античной Греции (4 ч.)6. Западная Европа как регион туризма. Наследие культуры с древних времен до 20 в. и и основные центры. (4 ч.)7. Америка, Австралия, Африка, Океания как регионы туризма и специфика их историко-культурного наследия (доклады) (3 ч.)4.1.Структура дисциплины по разделам и формам организации обучения
№
| Название раздела/темы
| Аудиторная работа (час)
| СРС
(час)
| Итого
| Формы текущего контроля и аттестации
| Лекции
| Практ. семинар
| Лаб. зан.
|
| Историко-культурное наследие и его составляющие
| 4
|
4
|
| 8
| 8
| Эссе
|
| Основные регионы туризма в аспекте своеобразия их наследия
| 4
| 4
|
| 8
| 8
| Промежуточный отчет
|
| Ближний Восток как колыбель мировой культуры. Центры и объекты туризма
| 4
| 4
|
| 8
| 16
| Кейс-стади
|
| Страны Южной Азии как регион туризма и их культурное наследие
| 4
| 4
|
| 8
| 16
| Презентация
|
| Страны Восточной Азии (Китай, Япония, Корея): особенности историко-культурного наследия и аспекты развития туризма
| 4
| 4
|
| 8
| 16
| Письменная работа
|
| Эгейский Средиземноморский регион (Греция и Турция) как место развития древнегреческой цивилизации и регион туризма
| 4
| 4
|
| 8
| 16
| Кейс-стади
|
| Западная Европа как регион туризма. Наследие культуры с древних времен до 20 в.
| 4
| 4
|
| 8
| 16
| доклад
|
| Америка, Австралия, Африка, Океания как регионы туризма и специфика их историко-культурного наследия
| 4
| 4
|
| 6
| 12
| Презентация
|
| Итого
| 32
| 32
|
| 62
| 126
|
| При сдаче отчетов и письменных работ проводится устное собеседование. 4.3 Распределение компетенций по разделам дисциплины
Распределение по разделам дисциплины планируемых результатов обучения Р1, Р2, Р7, Р10, Р11 по основной образовательной программе 100400 «Туризм», формируемых в рамках данной дисциплины
№
| Формируемые
компетенции
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
|
| ОК-1
| х
| х
| Х
| х
| х
| х
| х
| х
| Х
|
| ОК-3
|
| Х
| Х
|
| х
|
| х
|
| Х
|
| ОК-9
|
| Х
|
|
|
|
| х
| х
|
|
| ПК-1
|
|
|
|
| х
| х
|
| х
| Х
|
| ПК-2
|
| Х
| Х
|
|
|
|
|
| х
|
| ПК-5
|
| Х
|
|
|
| х
|
|
| Х
|
| ПК-10
| х
|
| х
| Х
| х
|
|
| х
|
|
| ПК-13
| х
| Х
|
| Х
| х
| х
| х
| х
| Х
| 5. Образовательные технологии
Для достижения планируемых результатов обучения, в дисциплине «Введение в профессиональную деятельность» используются различные образовательные технологии:
Информационно-развивающие технологии, направленные на овладение большим запасом знаний, запоминание и свободное оперирование ими.
Используется лекционно-семинарский метод, самостоятельное изучение литературы, применение новых информационных технологий для самостоятельного пополнения знаний, включая использование технических и электронных средств информации.
Деятельностные практико-ориентированные технологии, направленные на формирование системы профессиональных практических умений, обеспечивающих возможность качественно выполнять профессиональную деятельность.
Используется анализ, сравнение методов проведения исследований, выбор метода, в зависимости от объекта исследования в конкретной ситуации и его практическая реализация.
Развивающие проблемно-ориентированные технологии, направленные на формирование и развитие проблемного мышления, мыслительной активности, способности проблемно мыслить, видеть и формулировать проблемы, выбирать способы и средства для их решения.
Используются виды проблемного обучения: освещение основных проблем дисциплины на лекциях, учебные дискуссии, коллективная мыслительная деятельность в группах при выполнении проблемно-ориентированных заданий. При этом используются первые три уровня (из четырех) сложности и самостоятельности: проблемное изложение учебного материала преподавателем; создание преподавателем проблемных ситуаций, а обучаемые вместе с ним включаются в их разрешение; преподаватель лишь создает проблемную ситуацию, а разрешают её обучаемые в ходе самостоятельной деятельности.
Личностно-ориентированные технологии обучения, обеспечивающие в ходе учебного процесса учет различных способностей обучаемых, создание необходимых условий для развития их индивидуальных способностей, развитие активности личности в учебном процессе. Личностно-ориентированные технологии обучения реализуются в результате индивидуального общения преподавателя и студента при сдаче презентаций, при выполнении домашних индивидуальных заданий, подготовке индивидуальных отчетов по экскурсиям на предприятия туристской индустрии, на еженедельных консультациях.
Таблица 2.
Методы и формы организации обучения (ФОО)
ФОО Методы
| Лекц.
| Пр. зан./
Сем.,
| Тренинг
| СРС
| Дискуссия
| +
| +
| +
|
| IT-методы
| +
| +
| +
| +
| Работа в команде
|
| +
| +
| +
| Case-study
| +
| +
| +
| +
| Игра
| +
| +
| +
|
| Методы проблемного обучения
| +
| +
| +
| +
| Обучение
на основе опыта
| +
| +
|
| +
| Опережающая самостоятельная работа
| +
| +
| +
| +
| Проектный метод
|
|
| +
| +
| Индивидуальное обучение
|
|
|
| +
|
Для достижения поставленных целей преподавания дисциплины реализуются следующие средства, способы и организационные мероприятия:
изучение теоретического материала дисциплины на лекциях с использованием компьютерных технологий;
самостоятельное изучение теоретического материала дисциплины с использованием Internet-ресурсов, информационных баз, методических разработок, специальной учебной и научной литературы;
закрепление теоретического материала при подготовке работ с использованием учебного и научного материала, выполнения проблемно-ориентированных, поисковых, творческих заданий.
6. Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов 6.1 Текущая и опережающая СРС, направленная на углубление и закрепление знаний, а также развитие практических умений заключается в:
работе студентов с лекционным материалом, поиск и анализ литературы и электронных источников информации по заданной проблеме,
выполнении домашних заданий,
переводе материалов из тематических информационных ресурсов с иностранных языков,
изучении тем, вынесенных на самостоятельную проработку,
изучении теоретического материала к практическим занятиям,
подготовке к экзамену.
6.2 Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа
(ТСР) направлена на развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных (общекультурных) и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала специалистов и заключается в:
поиске, анализе, структурировании и презентации информации, анализе научных публикаций по определенной теме исследований,
анализе теоретических и эмпирических материалов по заданной теме,
исследовательской работе и участии в научных студенческих конференциях, семинарах и олимпиадах.
Содержание самостоятельной работы студентов по дисциплине 6.2.1. Примерный перечень научных проблем и направлений научных исследований:
Типология культур
История культуры мировых регионов
Инфраструктура туризма в основных регионах мира
Методика проведения экскурсии
6.2.2. Темы, выносимые на самостоятельную проработку:
|