Урок по теме: "Курская битва"





Скачать 69.11 Kb.
НазваниеУрок по теме: "Курская битва"
Дата публикации23.07.2014
Размер69.11 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок

Открытый урок по теме: "Курская битва"




Цели урока.

  • Образовательная: сформировать знания о завершении коренного перелома в Великой Отечественной войне. Познакомить с основными событиями Курской битвы, показать военное искусство советского командования, героизм солдат. Определить значение Курской битвы.

  • Развивающая: формировать умения анализировать, делать выводы, сравнивать, работать с источником.

  • Воспитательная: воспитывать чувства патриотизма, гордость за свой народ.

Методы: Репродуктивно-словесный, наглядный, частично-поисковый.

Формы: Индивидуальная, фронтальная.

Основные понятия: коренной перелом.

Оборудование урока:

  • учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина “История России” XX – начало XXI века,

  • карта “Великая Отечественная война”,

  • ТСО, видеоматериалы по Курской битве.

План занятия

  1. Вступительное слово преподавателя. Сообщение темы, цели урока.

  2. Повторение и актуализация знаний.

  3. Изучение нового материала.

  4. Закрепление.

  5. Задание на самоподготовку. Оценка знаний.

Преподаватель. Мы продолжаем изучать один из самых тяжелых периодов в истории нашей страны – Великую Отечественную войну. На прошлом уроке разобрали Сталинградскую битву, которая положила начало коренному перелому в ходе войны. Цель данного урока – рассмотреть завершение коренного перелома, познакомиться с основными событиями Курской битвы, сравнить ее со Сталинградом, определить значение. В ходе урока нужно заполнить следующую таблицу:

Коренной перелом в ходе войны

Линии сравнения

Сталинградская битва

Курская битва

Дата

 

 

Название операции

 

 

Цели

 

 

Подготовленность

 

 

Используемая техника

 

 

Значение

 

 

Первая часть таблицы заполняется в начале урока. Один человек выходит к доске. Пока он работает с таблицей, идет повторение.

Фронтальный опрос.

Вопрос: Назовите дату ВОВ.

Ответ: 22 июня 1941 – 9 мая 1945.

Вопрос: Назовите этапы войны.

Ответ: 22 июня 1941 г. – 18 ноября 1942 г. – начальный этап 19 ноября 1942 г. – конец 1943 г. – период коренного перелома

1944 г. – 9 мая 1945 г. – завершающий этап.

Вопрос: Назовите основные события начального этапа.

Ответ: Стратегическая инициатива у немцев, отступление советских войск, немцы заняли Белоруссию, Прибалтику, Украину. Битва за Москву. Начало обороны Сталинграда.

Вопрос: Что такое коренной перелом в ходе войны?

Ответ: Переход стратегической инициативы от немецкой армии к советской.

Вопрос: Какие битвы явились результатом коренного перелома?

Ответ: Сталинградская и Курская битвы.

Преподаватель. Проверяем таблицу – Сталинградская битва.

Дата

17 июня 1942 – 2 февраля 1943 год.

Название операции

“Уран”, “Кольцо”

Цель

Захватить важный стратегический пункт. Отрезать транспортные пути, кавказскую нефть, марганцевую руду.

Подготовленность

В начале битвы советские войска не готовы, не ожидали наступления на данном направлении, к ноябрю 1942 г. обстановка стабилизировалась, перевес на стороне СССР.

Используемая техника

Танки, штурмовые орудия, самолеты.

Итог

Победа советской армии. 330 тысяч немецких солдат взяты в плен.

Значение

Начало коренного перелома, победа стала началом массового изгнания немцев с советской земли.

Преподаватель. После Сталинграда Гитлер решил взять реванш, была проведена “тотальная” мобилизация, на Восточный фронт были переброшены немецкие дивизии из стран Европы, (всего 50 дивизий). Разработан план наступления.

Работа с документом.

Преподаватель. Прочитайте документ и ответьте на вопросы.

Из оперативного приказа фюрера №6
о проведении операции “Цитадель”
15 апреля 1943 г.

Я решил: как только позволят погодные условия, провести в качестве наступательного удара этого года операцию “Цитадель”.

Посему данному наступлению придается особое значение. Необходимо осуществить его быстро и с большой пробивной силой. Оно должно передать инициативу на весну и лето в наши руки.

В связи с этим все приготовления осуществлять с величайшей осмотрительностью и энергичностью. На всех главных направлениях использовать лучшие соединения, лучшее оружие, лучших командиров, большое количество боеприпасов. Каждый командир, каждый рядовой обязан проникнуться пониманием решающего значения этого наступления. Победа под Курском должна послужить факелом для всего мира.

Для этого приказываю:

1. Цель наступления – посредством массированного, беспощадного и быстро проведенного каждой из атакующих армий наступательного удара из района Белгорода и южнее Орла окружить находящиеся в районе Курска силы противника и концентрированным наступлением уничтожить их….

2. Необходимо:

а) как можно надежнее обеспечить внезапность и, прежде всего, оставить противника в неведении относительно дня наступления.

б) как можно лучше сосредоточить наступательные силы на узком участке фронта, чтобы использовать превосходство в отдельных пунктах всех наступательных средств (танков, штурмовых орудий, артиллерии, дымовых минометов и т.д.) и одним ударом, до соединения обеих наступающих армий, прорвать фронт противника и окружить его….

в) провести наступление столь быстро, чтобы противник не смог ни уйти от окружения, ни подтянуть свои резервы с других фронтов…

Вопросы.

  1. Почему немецкое командование придавало этой операции решающее значение?

  2. На какие факторы при разработке этой операции были сделаны ставки? (Факторы выписать в тетрадь).

Факторы.

  1. Внезапность.

  2. Удар нанести на узком участке фронта, сосредоточив огромное количество техники.

  3. Быстрота.

Преподаватель. Советское командование было осведомлено о готовящейся операции. Было решено готовиться к обороне в строгом секрете, при этом посылать немцам дезинформацию о готовящемся ударе на другом участке фронта.

Вопрос: какой из факторов планируемых Гитлером не мог быть выполнен?

Ответ: Внезапность удара.

Преподаватель. После просмотра видеоматериала о Курской битве вы должны ответить на вопросы, заполнив таблицу. Вопросы написаны на доске.

  1. Какую цель ставили немцы при планировании операции?

  2. Какие шаги предпринимало немецкое командование для подготовки наступления?

  3. Какая новая техника появилась у Германии и Советского союза?

  4. Назовите основное сражение Курской битвы?

  5. Итоги.

  6. Значение Курской битвы.

После просмотра идет проверка заполнения таблицы.

 

Курская битва

Дата

5 июля – 23 августа 1943 года

Название операции

Цитадель

Цель

Взять реванш за проигрыш под Сталинградом

Подготовленность

Огромная подготовка к операции, разработаны планы, превосходство в живой силе и технике.

Используемая техника

Танки, самолеты, САУ.

Значение

Стратегическая инициатива окончательно перешла в руки советской армии. Поднят боевой дух солдат. Началось массовое изгнание немцев. Вырос авторитет СССР.

После проверки идет сравнение Сталинградской и Курской битв.

Преподаватель. После победы Советская армия перешла в наступление. 5 августа освобождены Белгород и Орел. В Москве был произведен первый в истории ВОВ победный салют. В короткий срок освободили Харьков, Донбасс, Брянск, Смоленск.

Закрепление

Преподаватель. Английский историк А. Кларк в работе “Барбаросса” писал: “..немецкое командование делало ставку на молниеносный удар с широким применением новой боевой техники – юнкерсы, короткая интенсивная артподготовка, тесное взаимодействие массы танков и пехоты….. без должного учета изменившихся условий за исключением простого арифметического увеличения соответствующих компонентов..”

Прокомментируйте это высказывание.

Ответ: Немцы использовали старые методы, увеличивая количество.

Преподаватель. Что можно сказать о советском командовании?

Ответ: Новая стратегия и тактика. Предложение Г.К. Жукова – активная оборона, изматывание противника и переход в наступление. Предложение Рокоссовского – упреждающий удар.

Задание для самоподготовки: стр.256, вопросы № 3, 4.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по теме: \"Курская битва\" icon«Курская битва»
Фердинанд", самолеты-истребители "Фокке-Вульф-190-А" и штурмовики "Хейнкель-129". Курская битва условно разделяется на три основные...
Урок по теме: \"Курская битва\" iconИнформация о работе музея «Курская битва»
В этот день ветераны Великой Отечественной войны участники Курской битвы провели экскурсии в музее для учащихся 5-9 классов. Среди...
Урок по теме: \"Курская битва\" iconК 70летию Курской битвы
Курской битвы. Ребята узнали, что Курская битва занимает в Великой Отечественной войне особое место. По своему ожесточению и упорству...
Урок по теме: \"Курская битва\" iconУрок "Курская битва"
Основная идея преподавателя истории – формирование рационального мышления на основе создания опорных схем и использования опорных...
Урок по теме: \"Курская битва\" iconК 70-летию курской битвы!
Курской битвы, ведь Курская битва занимает в Великой Отечественной войне особое место. Она продолжалась 50 дней и ночей, с 5 июля...
Урок по теме: \"Курская битва\" iconУрок мужества по теме «День воинской славы Сталинградская битва»
«День воинской славы Сталинградская битва». Урок мужества выполнял следующие задачи: приобщение учащихся к изучению военной истории,...
Урок по теме: \"Курская битва\" iconИнформация о музее Боевой Славы и истории Военно-морского флота при...
Москвы. Сталинградская битва. Курская битва. Оборона Ленинграда. Берлинская операция. Наши земляки-ветераны ВОВ. Мы воины –интернационалисты....
Урок по теме: \"Курская битва\" iconСценарий классного часа «Курская битва»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа» Красненского района Белгородской...
Урок по теме: \"Курская битва\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Урок по теме: \"Курская битва\" icon1905 г р., русский, м р. д. Большая Орловка, Льговский р-н, Курская...
Орловка, Льговский р-н, Курская обл., м п г. Льгов, Курская обл. Арестован 26. 05. 1937. Осужден 12. 11. 1937 тройкой при унквд курской...
Урок по теме: \"Курская битва\" iconУрок истории России в 9-м классе "Великая Отечественная война. Сталинградская...
Изучить этапы Сталинградской битвы, доказать, что эта битва положила начало коренному перелому в ходе Второй мировой войны, показать...
Урок по теме: \"Курская битва\" iconКонкурс методических разработок «Мой открытый урок» Конспект урока...
Тип урока: формирование и совершенствование знаний и умений с элементами лабораторной работы
Урок по теме: \"Курская битва\" iconУрок по окружающему миру ( 4класс) по теме: «Битва на Чудском озере»
Оборудование: иллюстрации с изображением немецких рыцарей, сражения на Чудском озере; схема Ледового побоища
Урок по теме: \"Курская битва\" iconУрок истории России в 6 классе по теме "Москва центр борьбы с ордынским...
Москвы в центр объединения северо – восточных русских земель, рассмотреть ход и значение Куликовской битвы
Урок по теме: \"Курская битва\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Великая Отечественная Война, Вторая Мировая война, битва за Москву, Сталинградская битва, блокада Ленинграда, фашизм
Урок по теме: \"Курская битва\" iconСталинградская битва начало коренного перелома в ходе
Рассмотреть этапы, ход, итоги Сталинградской битвы, доказать, что эта битва положила начало коренному перелому в Великой Отечественной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск