Пояснительная записка
( Технология )
Рабочая программа по курсу « Технология» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по технологии, авторской программы Н.А.Цирулика «Трудовое обучение с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Для реализации программного содержания используется учебник:
• Цирулик, Н. А. Технология. Умные руки : учебник для 1 класса / Н. А. Цирулик, Т. Н. Проснякова. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Фёдоров», 2012.
Тематический план рассчитан на 33 часа в год, адресован учащимся 1 класса.
Концепция,заложенная в учебный материал «Технология» в начальной школе обладает мощным развивающим потенциалом. Благодаря предметно-практической направленности курса на уроках технологии у младших школьников закладывается целостный процесс духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).
В программу вводится значительный объем познавательных сведений, касающихся происхождения используемых материалов, различных видов художественной техники, ремесел. В каждом классе, начиная с первого, вводятся термины, обозначающие технику изготовления изделий (аппликация, оригами, макраме, коллаж, папье-маше, мозаика). Овладение этими терминами, равно как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей. В органической связи с выполнением изделий ученики познают некоторые физические и технические закономерности. Так, при изготовлении технических моделей учитель обращает внимание учеников на свойства изготовленных ими объектов и подводит их к пониманию физических явлений, обусловливающих эти свойства: почему вертушка вертится? почему самолет пикирует? Расширению познавательной деятельности в русле трудового обучения могут служить материалы музеев, выставок, экскурсии на природу. Можно использовать для показа изделия прикладного творчества, имеющиеся у детей дома. Целесообразно сообщать сведения о народных праздниках, к которым приурочено изготовление тех или иных поделок. Например, на Масленицу делают чучело из соломы и сжигают его в знак прощания с зимой. В последнее время стали изготавливать в начале февраля образы тех животных, под знаком которых по восточному календарю пройдет год. Детям интересно узнавать сведения о доисторических животных, которых они лепят на уроке.
Цель курса «Технология» - общее развитие, включающее в себя и физическое развитие, и развитие психики. Под физическим развитием в данном случае подразумеваем развитие мелкой моторики, под психическим - развитие зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных форм мышления, речи, воли, чувств.
Исходя из сказанного, курс предполагает решение следующих задач:
развитие ручной умелости через овладение многообразными ручными операциями, по-разному влияющими на психофизиологические функции ребенка;
развитие умений ориентироваться в заданиях разного типа: от точного повторения образца до воплощения собственного замысла;
развитие умений планирования последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы;
знакомство с разными свойствами одного материала и одинаковыми свойствами разных материалов;
знакомство с происхождением материалов, ручных ремесел, видов художественного творчества.
В авторскую программу изменения не внесены. Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Сроки реализации рабочей программы : сентябрь 2013-май 2014 года.
В процессе обучения используется широкий спектр форм обучения: классных и внеклассных; фронтальных, групповых, индивидуальных в соответствии с особенностями учебного предмета, особенностями класса и индивидуальными предпочтениями учеников.
Обоснованием выбора УМК для реализации рабочей программы:
Преподавание предмета «Технология» выходит далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира, оно направлено на формирование системы универсальных учебных действий, на развитие соответствующей возрасту предметной компетентности. Вариативность программы проявляется в многообразии индивидуальных подходов к выполнению заданий учащимися, в предоставлении свободы учителю в выборе материалов, видов поделок и тематике бесед, наблюдений, которые учитель проводит, исходя также из региональных особенностей своего края.
Программа содержит примерный перечень видов деятельности. Учителю предоставляется возможность планировать материал по своему усмотрению, помня о необходимости провести детей через самые разнообразные работы и с точки зрения моторики, и с точки зрения практического интеллекта. Организационные формы, применяемые на уроках, также различны: индивидуальное выполнение заданий, и групповое, и коллективное. Благодаря возможности самостоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности младшие школьники могут реализовать свои умения и получить признание.
Тематическое планирование по технологии
(33 ч, 1час/нед )
№
| Наименование раздела
| Дата
|
Содержание курса
|
Характеристика
деятельности учащихся
|
|
|
| I четверть
|
| 1
2
3
| Виды художественной техникиЛепка
|
| Урок знаний. Техника безопасности Печатание на плоской пластилиновой основе узоров или рисунков.«Рисование» жгутиками из пластилина.Лепка конструктивным способом несложных фигур.
| Анализировать предлагаемые задания ;Понимать поставленную цель Отделять известное от неизвестного ;Прогнозировать получение практич результатов в зависимости от характера действий ;Находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы.
| 4
5
6
7
| Аппликация
|
| Вырезанная из бумаги аппликация на бумажной основе. Симметричное вырезание.Аппликация из пластилина.Плоская аппликация на бумажной основе из природных материалов.Аппликация из кусочков бумаги
| Анализировать предлагаемые задания ;Понимать поставленную цель Отделять известное от неизвестного ;Прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий ;Находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы.
| 8
| Мозаика
|
| Выполнение мозаичного изображения с помощью природных материалов (семян растений, гальки, ракушек) на тонком слое пластилина. Основа плоская или объемная.
| Анализировать предлагаемые задания ;Понимать поставленную цель Отделять известное от неизвестного ;Прогнозировать получение практич рез-тов в зависим от хар-ра выполняем действий ;Находить и использовать оптимальные средства и способы работы.
| 9
10
11
| Хдожественное складывание
|
| Складывание приемом гофрирования изделий из полоски и прямоугольника.Оригами из бумажного квадрата с использованием схем и условных знаков
| Исследовать , наблюдать , сравнивать , сопоставлять доступные материалы.Анализировать конструкторско- технологич и декоративно- худож особенности изделий ; выделять известн и неизвестн ; осуществлять информац , практич поиск и открытие нового анализировать и читать графич изображ,.Планировать отбирать эффективн способы решен конструкторско- технологич и задач.Участвовать в совмест творч деят-сти. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата
| 12
13
14
|
Плетение
|
| Объемное косое плетение в три пряди из различных материалов.
Плоское прямое плетение из полосок бумаги или других материалов в шахматном порядке (разметка с помощью шаблона).
Простейшее узелковое плетение.
| Исследовать , наблюдать , сравнивать , сопоставлять Анализировать конструкторско- технологич и декоратив- худож особен изделий ; выделять известное и неизвестное ; осуществлять информац , практич поиск и открытие нового анализировать и читать графические изобр Создавать мысленный образ конструкции с учетом поставленной конструкторско – технологической задачи Планировать последовательность действий отбирать эффективные способы решения конструкторско- технологич и декорат – худож задач Участвовать в совместн творч деятельности Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.Обобщать то, что открыто и освоено на уроке.
| 15
16
17
| Шитье и вышивание
|
| Швы «вперед иголку» и «вперед иголку с перевивом» на разреженной ткани, ткани в полоску и клетку. Продергивание нитей на льняной ткани, отделка бахромой.
Пришивание пуговицы с двумя отверстиями.
| Исследовать , наблюдать , сравнивать , сопоставлять Анализировать конструкторско- технологич и декоратив- худож особен изделий ; выделять известное и неизвестное ; осуществлять информац , практич поиск и открытие нового анализировать и читать графические изобр Создавать мысленный образ конструкции с учетом поставленной конструкторско – технологической задачи Планировать последовательность действий отбирать эффективные способы решения конструкторско- технологич и декорат – худож задач Участвовать в совместн творч деятельности Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.Обобщать то, что открыто и освоено на уроке
| 18
19
20
| Плоскостное моделир и конструир из правильных геометрических форм
|
| Аппликация из геометрических фигур, размеченных по шаблону (трафарету) и наклеенных так, что детали отчетливо видны.
Мозаика из простых форм.
| Сравнивать различн виды конструкц и способы их сборки. Характеризовать основн требов к изделию. Моделировать несложные изделия, используя разную худож технику Конструировать объекты с учетом технич и художест-декор условий определять особ-сти конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты Проектировать изделия реализовывать замысел Планировать послед-сть действий для реализ замысла, задачи ; отбирать эффективные способы решения Участвовать в совместной творческой деятельности Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.Обобщать то ,что открыто и усвоено на уроке.
| 21
22
23
24
| Объемн моделирован конструиров из готовых геометрических форм
|
| Создание технических моделей из готовых геометрических форм.
Создание художественных образов из готовых форм с добавлением деталей.
| Сравнивать различн виды конструкц и способы их сборки. Характеризовать основн требов к изделию. Моделировать изделия, используя разную худож технику Конструировать объекты с учетом технич и художест-декор условий определять особ-сти конструкции, подбирать соответств материалы и инструм Проектировать изделия реализовывать замысел Планировать послед-сть действ для реализ замысла; отбирать эффективные способы решения Участвовать в совместной творческой деятельности Осуществлять самоконтроль и корректир хода работы и результата.Обобщать усвоенное
| 25
26
27
| Объемное моделирование и конструирование из бумаги
|
| Многодетальные объемные изделия из бумаги, полученные приемом сминания.
Объемные изделия из бумаги, полученные приемом скручивания.
Моделирование летательных аппаратов с разметкой по шаблону и по клеткам
| Сравнивать различн виды конструкц и способы их сборки. Характеризовать основн требов к изделию. Моделировать несложные изделия, используя разную худож технику Конструировать объекты с учетом технич и художест-декор условий определять особ-сти конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты Проектировать изделия реализовывать замысел Планировать послед-сть действий для реализ замысла, задачи ; отбирать эффективные способы решения Участвовать в совместной творческой деятельности Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.Обобщать то ,что открыто и усвоено на уроке.
| 28
29
30
31
| Художественное конструирование из природного материала
|
| Многодетальные объемные изделия из природных материалов в соединении с бумагой, картоном, тканью, проволокой и другими материалами.
Многодетальные объемные изделия из одних природных материалов.
| Сравнивать различн виды конструкц и способы их сборки. Характеризовать основн требов к изделию. Моделировать несложные изделия, используя разную худож технику Конструировать объекты с учетом технич и художест-декор условий определять особ-сти конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты Проектировать изделия реализовывать замысел Планировать послед-сть действий для реализ замысла, задачи ; отбирать эффективные способы решения Участвовать в совместной творческой деятельности Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.Обобщать то ,что открыто и усвоено на уроке.
| 32
33
| Моделирование несложных объектов из деталей конструктора
Праздн.дни
|
| Конструирование и моделирование несложных объектов.
| Сравнивать различн виды конструкц и способы их сборки. Характеризовать основн требов к изделию. Моделировать несложные изделия, используя разную худож технику Конструировать объекты с учетом технич и художест-декор условий определять особ-сти конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты Проектировать изделия реализовывать замысел Планировать послед-сть действий для реализ замысла, задачи ; отбирать эффективные способы решения Участвовать в совместной творческой деятельности Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.Обобщать то ,что открыто и усвоено на уроке.
| |