Скачать 0.6 Mb.
|
Частное образовательное учреждение «Тульская Православная классическая гимназия» УТВЕРЖДАЮ Ректор протоиерей Лев Павлович Махно «2» сентября 2013 г. _______________________ ___ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ__ (рабочая программа для учащихся 4 классов) Составители программы: учителя начальных классов высшей категории Сологуб О.А., Дьячкова И.В. Согласовано: Согласовано: «27» августа 2013 г. «29» августа 2013 г. Руководитель МО Проректор по УВР Сологуб О .А. Сологуб О.А. г. Тула 2013 4 класс Рабочая программа Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Примерной программы по литературному чтению 2010 года с учётом рекомендаций авторской программы В.А. Лазаревой «Литературное чтение» ( Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Фёдоров», 2010), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации( Система развивающего обучения Л.В. Занкова). Рабочая программа по литературному чтению рассчитана на 102 часа(34 недели). Используется следующий учебно-методический комплект:
В ходе реализации рабочей программы решаются з а д а ч и , сформулированные в пояснительной записке к курсу «Литературное чтение» В.А. Лазаревой:
Четвёртый год обучения является заключительным в начальном образовании детей. Задачи завершения начального периода литературного образования ребёнка определяют содержательный аспект курса «Литературное чтение» и монографический принцип его построения: объединение произведений вокруг одной проблемы или подборка нескольких произведений одного автора. В это последний год обучения в начальной школе читательская компетентность уже позволяет ученикам-читателям освоить основы комплексного анализа художественного произведения. Для изучения выбраны сложные произведения достаточно большого объёма, например: «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого и «Сказка о царе Салтане …» А.С. Пушкина и др. Расширяется круг чтения детей через введение в программу произведений зарубежной литературы: сказок О. Уайльда. А. де Сент-Экзюпери, также дети знакомятся с произведениями современной детской литературы и фантастики. Лирика представлена произведениями поэтов-классиков и ведущих современных поэтов, пишущих не только для детей, но и для взрослых. Традиционный для системы начального литературного образования проблемно-тематический принцип построения программы и возможности осмысления учащимися сложных нравственных проблем определяют логику построения курса литературного чтения этого года. Программа в её литературоведческом аспекте выстроена так. Чтобы нравственные проблемы анализировать глубоко и объёмно: подробно и основательно – на уровне возможностей эпического текста, а затем эмоционально-оценочно – с использованием возможностей лирики. Материал четвёртого года обучения структурирован по ведущим нравственным проблемам, осмысление которых началось в прошлые годы. Но уровень постановки проблемы, неоднозначность решения соответствуют возросшим возможностям учеников и приобретённому ими жизненному опыту. Идет осмысление таких понятий , как патриотизм, человечность, самопожертвование, долг и ответственность, самовоспитание. Учащиеся разбираются в сложных взаимоотношений людей, осознают важность существования в жизни человека горя и страданий. Подлости и предательства, думают о путях преодоления несчастий и бед. Жанровое богатство, высокая художественность текстов и накопленный багаж знаний и навыков читательской деятельности за четыре года обучения в начальной школе позволяют усложнить и расширить тематику и формы творческих работ у учащихся. От работы « по авторской модели» они ведут читательские дневники с аннотациями и рецензиями на прочитанные и самостоятельно произведения. Последний вид деятельности особенно характерен для завершающего этапа начального литературного образования школьников. Аттестация обучающихся проводится в соответствии с Предложением о системе оценок. Осуществляется текущий , итоговый контроль. Всего предусмотрено 5 контрольных работ. Используется четырёх балльная система отметок. Для заучивания наизусть определено 6 произведений ( стихотворения и проза). ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: 1. Игровые. 2. Коммуникативные (работа в парах, учебный диалог, дискуссия ). Личностные планируемые результаты нашли свое отражение в следующих положениях:
Метапредметные планируемые результаты нашли свое отражение в следующих положениях:
Предметные планируемые результаты представлены в четырех содержательных разделах курса «Литературное чтение»: 1 раздел – «Виды речевой и читательской деятельности», 2 раздел – «Круг детского чтения», 3 раздел – «Литературоведческая пропедевтика», 4 раздел – «Творческая деятельность». В каждом из этих разделов отражена дифференциация требований к подготовке обучающихся. Базовый уровень требований отражен в подразделе «Выпускник научится», повышенный уровень требований – «Выпускник получит возможность научиться». 1 раздел. Виды речевой и читательской деятельности Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
2 раздел. Круг детского чтения Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
3 раздел. Литературоведческая пропедевтика Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
4 раздел. Творческая деятельность Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
В соответствии со Стандартом планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) выступают основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования. Содержание программы 4 класс (102 часа) Нравственно-этетическое развитие
Человек учится не только в школе , но и всю жизнь. Его учителями в школе жизни могут быть разные люди (« Я хожу, учусь у леса жить по-человечески»). Способность на поступок, умение взять на себя ответственность – важнейшее человеческое качество. Добро и справедливость, необходимость отстаивать и защищать свои принципы в жизни. Способность художника слова изобразить жизнь во всём её многообразии, фантастическое и реальное, способы их создания. Автор-рассказчик, способность автора перевоплотиться в героя (и не только в человека), смотреть на мир его глазами. Сочетание юмора и лиризма, драматическая напряжённость действия, главный и заглавный герой, идея произведения.
Человечество – большая семья, Земля – наш общий дом. Забота друг о друге, особенно о тех, кого «приручили». Ответственность и забота не только родителей о детях, но и детей о родителях. Участие детей в решении взрослых проблем, деятельная любовь, способность человека, независимо от его возраста, на нравственный поступок, даже связанный с опасностью. Любовь, которая может обернуться бедой. Благородство и отвага, всемогущество добрых людей. Текст художественный и научно-познавательный. Романтическое и юмористическое изображение, способы создания лирической интонации в прозе. Возможности фантазии и сказки в изображении жизни и внутреннего мира человека. Способы выявления авторской позиции в разных видах художественного текста. Точность и яркость языка.
Умный, весёлый взгляд на мир. Способность преобразовать действительность полетом фантазий и воображений. Смешное и трогательное, забавное как то, что нас веселит , приносит радость, забавляет. Юмор как добродушное подсмеивание ; самоирония как средство, спасающее от самовлюблённости и самоуверенности. Реальность как основа фантастики, научно-фантастические произведения, их двойственная природа. Способы создания фантастических образов. «Нелепицы», «перевёртыши» и другие языковые способы создания эффекта комического.
Сложность мира, в котором живет человек, возможность в нём предательства и подлости, болезней и смерти. Вина и раскаяние , возможность самосовершенствоваться , условия успешного самотворения. Автор-повествователь, жизнь писателя как материал для произведения. Стиль как проявление творческой индивидуальности автора произведения. Лаконизм художественных средств , возможности передачи речи героя как средство изображения его образа и характера.
Родина, Россия. Народ – понятия вечные . общие и личные. Великое счастье и великая ответственность быть гражданином своей родины, высшее проявление человеческой сущности. Деятельность и бескорыстие как основа любви человека к своей Родине Поэтический образ Родины, конкретность и обобщение , способы создания, сила воздействия. Техника чтения Сознательное, правильное выразительное чтение вслух со скоростью ориентировочно 90 слов в минуту , при ведущем чтении «про себя» - с более высоким темпом ; углублённое , осознанное понимание текста ; самостоятельный выбор соответствующих информационных средств. Развитие речи, формирование речевой творческой деятельности Создание собственного творческого текста. Обучение способами написания сочинений на заданную тему. Формирование умения доказательно и логично отстаивать свою точку зрения . Обучение способами сопоставительного анализа произведений искусства разных видов и жанров. Обучение редактированию текста. Планируемый уровень подготовки обучающихся К концу четвёртого класса обучающиеся должны
- осознанно и выразительно читать художественные произведения разных литературных родов и жанров с темпом чтения ориентировочно 90 слов в минуту, при ведущем чтении «про себя»- с более высоким темпом; - пересказывать текст кратко, подробно и выборочно; - вычленять основные элементы сюжета произведения(завязка, развитие действия, развязка), определять идею произведения; - самостоятельно составлять характеристику литературного героя; - определять в тексте авторскую позицию, осознавать своё отношение к ней; - передать свои эстетические впечатления от прочитанного и отношение к нему в различных формах устной и письменной речи; -самостоятельно определять задачу выразительного чтения и находить интонационные средства ее воплощения; - сочинять рассказы и сказки по придуманному или заимствованному сюжету; - писать изложения и сочинения – рассуждения, уметь описать предмет или картину природы, находя точные образные слова; - писать сочинение по картине, анализируя ее содержание, настроение и способы художественного изображения; - овладеть следующими терминами: повесть, идея, фантастика, олицетворение; * иметь начальное представление: - о главных и второстепенных героях, о героическом характере; - об авторском стиле и приметах авторской индивидуальности; - об изобразительного-выразительных средствах(эпитет, сравнение, олицетворение);- о путях и способах редактирования своих сочинений; * иметь нравственное представление: - о самопожертвование, отваге, благородстве, чести любви к Родине. Об ответственности за тех, кто поверил в тебя; - о понятии вины человека, о роли лидера в коллективе, о понятии народа и человечества как единого коллектива.
|
Учебная литература А., Проснякова Т. Н. Технология. Умные руки: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»... | Учебная литература Математика: учебник для 2 класса. Самара: издательство «Учебная литература»: издательский дом «Фёдорова», 2012г.); методическими... | ||
Литература по психологии,классичес Альдебаран-крупнейшая электронная библиотека on-line- художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров:... | Учебная литература Ярославской области в 2013 – 2014 г.», на основании авторской программы Н. Я. Дмитриевой и А. Н. Казакова (Сборник программ начального... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 09 Русская литература и культура «Русская литература и культура XX века», которая изучается студентами-филологами направления «Русский язык как неродной и литература»... | Учебная литература России, планируемых результатов начального общего образования, а также авторской программы В. Ю. Свиридовой, которая обеспечена учебником... | ||
Ордена Трудового Красного знамени издательство «Просвещение» Комитета... О-35 Справочная книга школьного психолога. — 2-е изд., дораб. — М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996. — | Учебная литература Литературное чтение: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.; методическими... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. 03 Русская литература... «Русская литература XX века», которая изучается студентами-филологами направления «Русский язык как неродной и литература». Основой... | Учебная литература для всех уровней образования Издательство «Дрофа» / Дрофа / Каталог / учебная литература для всех уровней образования / Начальное общее образование / Обучающая,... | ||
Учебная литература Рабочая программа составлена на основе авторской программы по технологии «Технология» Н. А. Цирулик, Самара: 2012 года издания, (Н.... | Список бесплатных электронных библиотек Альдебаран крупнейшая электронная библиотека on-line художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров: детективы,... | ||
Учебная литература Технология» для 1 класса класс) составлена на основе авторской программы курса Н. А. Цирулик «Технология» (Самара: Корпорация «Фёдоров»... | Рабочая программа Учебная дисциплина Литература Учебники: Курдюмова Т. Ф., Литература. Учебник-хрестоматия 6 кл., М.: Дрофа, 2013г | ||
Литература по учебной программе 2552 экз. Справочная литература 3129 экз. № пп Учебная литература нового поколения ( с 2000 г.) 3616 экз., т е. 26,4 от общего количества учебной литературы | Урок по информатике Учебная группа 1 курс специальностей "Русский язык и литература" Учебная группа – 1 курс специальностей "Русский язык и литература", "Коррекционная педагогика в начальном образовании", "Профессиональное... |