Скачать 122.46 Kb.
|
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ( Программа написана на основе пособия «Критериальное оценивание в начальной школе: Пособие для учителя/ (Из опыта работы)// Е.И.Матвеева, О.Б.Панкова, И.Е.Патрикеева// Серия «новые образовательные стандарты» - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011) Оценочная деятельность Под оценочной деятельностью педагогический коллектив школы-интерната №15 понимает достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начальной школы и формировании универсальных учебных действий. При деятельностном подходе к обучению оценивание должно быть использовано для того, чтобы: - стимулировать ответственность учащихся за свои образовательные результаты; - помогать учиться на своих ошибках; - помогать понять, что не получается и в какой степени; - помогать осознать, что важно и необходимо освоить; - помогать обнаруживать, что они не знают и что не умеют делать; - определять наличие тех или иных умений; - устанавливать степень овладения умением; -фиксировать неудачи, но не наказывать за них; - оценивать продвижение учащихся относительно самих себя, относительно своих прежних успехов и неудач; - мотивировать учащихся на достижение успеха; - формировать действия контроля и оценки на основе выделенных критериев. Основной функцией контроля и оценки становится определение учеником границ своего знания/незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание проблем, возникших в учебной деятельности, и способов их преодоления. Перспективная цель такого оценивания заключается в достижении полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования. Основные принципы критериального оценивания Критериалность – содержательный контроль и оценка строятся на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе, критерии должны быть однозначными и предельно четкими. Приоритет самооценки – самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя. Для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся : прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы). Гибкость и вариативность – содержательный контроль и оценка предполагают использование различных процедур и методов изучения результативности обучения, изучение как индивидуальных, так и групповых, коллективных результатов учебной деятельности. Естественность процесса контроля и оценки – контроль и оценка должны проводиться в естественных для воспитанников условиях, снижающих стресс и напряжение. В характеристику учебно-познавательной деятельности учеников включаются результаты наблюдений за их учебной деятельностью в обычных условиях. При критериальном оценивании образовательный процесс направлен на формирование у воспитанника оценки самого себя, своих достоинств и недостатков, своих действий и возможностей, т.е. самооценки. Содержательны контроль со стороны учителя и самооценка воспитанников предусматривают выявление индивидуальной динамики усвоения каждым ребенком знаний и умений по учебным предметам, при этом не допускается сравнение детей. Цели оценочной деятельности: обеспечить на этапе контроля реализацию принципов образовательной системы «Школа России». Определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний. Развивать у воспитанника умения самостоятельно оценивать результат своих действий. Мотивировать воспитанника-сироту на успех, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Описание объекта оценки: оценивается любое, особенно успешное действие восптнника. Содержание оценки: Общеучебные умения 1 класс. Определять цель работы на уроке с помощью учителя. Проговаривать порядок действий на уроке. Высказывать свое предположение (версию). Давать оценку работе класса на уроке. Отличать правильно выполненное задание от выполненного неверно. 2 класс. Определять цель работы на уроке с помощью учителя и самостоятельно находить и формулировать проблему урока вместе с учителем. Планировать работу на уроке. Высказывать свою версию, предлагая способ ее проверки. Работать по плану, использовать учебник, простейшие приборы и инструменты. В диалоге с учителем определять, насколько успешно выполнено задание. 3-4 классы. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему вместе с учителем. Составлять план решения проблемы (задачи) вместе. Работать по плану, сверять свои действия с целью и , если нужно, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем оценивать выполнение своей работы. Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений учащихся используются следующие работы:
Процедура оценки Минимальный набор требований 1. Что контролировать и оценивать? Оценивается любое, особенно успешное, действие воспитанника 2. Кто оценивает? Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка). Ученик имеет право аргументировано оспорить выставленную оценку. 3. Как оценивать? За каждую учебную задачу или группу заданий - задач, показывающих овладение отдельным умением, - дается своя отдельная оценка. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ Очень высокий уровень – 95-100% выполнения Высокий уровень – 75-94% выполнения Средний уровень – 50-74% выполнения Ниже среднего уровень – 30-49% выполнения Низкий уровень – менее 30% выполнения Результаты каждой работы отражаются в индивидуальном оценочном листе , который вклеивается в дневник. При проведении стартовых, модульных, итоговых работ по учебным предметам фиксируется процент выполнения каждого задания и всей работы в целом. Такой подход дает возможность иметь достаточно выверенное представление о том, какое предметное умение сформировано и в какой мере. Также это позволяет отследить динамику формирования конкретного умения у каждого учащегося. Оценку уровня достижения образовательных результатов по итогам учебного года на основе результатов проверочных работ по предмету дают качественная (в 1-ом классе) и качественная и количественная характеристики, отраженные в итоговом оценочном листе. При переходе воспитанника в другую школу учитель по желанию опекунов или по запросу той школы, в которую переходит воспитанник, выставляет в личное дело ребенка отметки, соответствующие качеству усвоения предмета, используя следующие шкалы:
6. По какой школе оценивать? Для оценивания текущих работ целесообразно использовать шкалы (линеечки), предварительно указав совместно выработанные критерии оценивания. Так оценивается все, что можно оценить с позиций «больше – меньше». Самооценка с помощью линеечек может быть двух типов: ретроспективная (обращенная в прошлое) и прогностическая (предсказывающая). 7. Подведение итогов учебного года. Во всех классах практически по всем учебным предметам проводятся итоговые контрольные работы, в разработке которых принимают участие учителя-предметники, администраторы, методисты. Работы включают в себя задания, позволяющие оценить не только итоговые предметные умения данного года обучения, но и универсальные учебные действия соответственно возрасту учащихся. Формулировки заданий должны быть хорошо знакомы и понятны детям. Кроме заданий базового уровня, в работе могут быть предложены задания повышенного уровня. После выполнения работы учитель поверяет работы, анализирует их с классом, проводит самооценивание, лишь затем объявляет сою оценку. Итоговая контрольная работа предполагает на предметном материале отследить и формирование универсальных ученых действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Критериальный анализ выполнения такой работы позволит в процентах выразить представления учителя о сформированности тех или иных предметных действий, что и будет отражено в строке оценочного листа соответствующего предмета. Состав инструментария оценивания Основными составляющимися являются: развитие у учащихся умений самоконтроля и самооценки, фиксация результатов контроля в оценочных листах, дифференциация оценки по специальной шкале уровней успешности. Используется следующий технологический пакет: журнал, дневник школьника (куда включены таблицы требований по основным предметам и материалы по развитию у учащихся организационных умений, умений самоконтроля и самооценки), сборник проверочных и контрольных работ. Формы представления результатов После выполнения и анализа проверочной работы по какому-либо предмету учитель вклеивает в дневник воспитанника лист качественного анализа. На основании локального акта «Положение о критериальном оценивании» учитель может символическими знаками отметить работу ученика на уроке. Отметки не выставляются, а качество усвоения знаний и сформированности умений, выявленные в процессе устных ответов, групповой работы, при предъявлении текущих работ учащихся, оценивается следующими видами оценочных суждений:
Условные обозначения указанных оценочных суждений выставляются на соответствующей предмету странице журнала напротив фамилии учащегося в клетке с указанием даты урока. В нижней части столбца, соответствующей дате урока, указывается контролируемое знание или умение, которое не всегда может совпадать с темой урока. При проведении проверочной работы, подлежащей качественному анализу, в журнале выставляется средний процент выполнения работы. В строке «Тема урока», с пометкой о дате проведения работы, учитель обязательно указывает тему проверочной работы, даже если она проводилась в течение части урока, а не всех 40-45 минут. Условия и границы применения I этап – ввод правил, которые являются минимальными составляющими оценивания. II этап – Не только учитель, но воспитанники учатся определять, какое умение потребовалось в ходе решения задачи. III этап - Детям дается возможность самостоятельно выводить свою итоговую оценку. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ Цели оценочной деятельности: определить успешность реализации задач духовно-нравственного развития учащихся младшего школьного возраста. Скорректировать содержание и (или) условия реализации программы при получении низких результатов. Дать возможность младшим школьникам следить за своими собственными успехами. Мотивация личной ответственности воспитанника за свою учебу. Описание объекта оценки Категория «Знания»: способность воспроизвести факты, поддерживающие детали, проблемы, понятия, идеи; способность обнаруживать, давать определение и объяснять основные понятия, темы, проблемы, идеи; понимать взаимосвязи между фактами деталями; уместное использование фактов и деталей. Категория «Умения» и «Навыки»: умение толковать, применять и оценивать информацию; умение находить и использовать информацию для решения простейших проблем; умение сформулировать суждение. Критерии оценки Оценка моральных критериев (1 – очень плохо, 2 – удовлетворительно, 3 – хорошо, 4 – отлично): уважение, интерес к другим, умение слушать других, упорство в работе, чуткость к нуждам других, справедливое суждение о других, взаимодействие с другими, способность думать прежде, чем делать, честность, готовность помочь другим, умение признавать ошибки. ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА ВЫПУСКНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Внешняя оценка: аттестация выпускников начальной школы, результат участия в олимпиадах и конкурсах, экспертиза, мониторинговые исследования качества образования. Внутренняя оценка: текущие отметки, самооценка учащихся, портфолио достижений, промежуточные оценки учащихся, итоговые оценки воспитанников. Таблица №1 Этапы формирования контрольно-оценочной самостоятельности
Таблица №2
|
Пояснительная записка. Планируемые результаты освоения обучающимися... Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы начального общего образования | Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной... Согласно Стандарту основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её содержательной... | ||
1. Пояснительная записка. Планируемые результаты освоения обучающимися... Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования | Пояснительная записка. Планируемые результаты освоения обучающимися... Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования | ||
1 Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной... Согласно Стандарту основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её содержательной... | Пояснительная записка. Планируемые результаты освоения основной образовательной... Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования | ||
Решением педсовета мп сош Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования | Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися... Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования | ||
Пояснительная записка. 2 Планируемые результаты. 3 Система оценки... Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы | Школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов П ноо : Пояснительная записка, Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего... | ||
Vii. Система оценки планируемых результатов освоения программ начального образования В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её... | Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного... Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования |