Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/41
Дата публикации19.05.2014
Размер4.96 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
100-bal.ru > Культура > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41


Автономная некоммерческая образовательная организация школа «Радуга»

Основная образовательная программа

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ




Г.Воронеж

2012
Содержание

Содержание

Введение

Основная образовательная программа учреждения, начальная школа

  1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка.

    1. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

    2. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

  1. Содержательный раздел

    1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

    2. Программы отдельных учебных предметов, курсов.

    3. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

    4. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

    5. Программа коррекционной работы.

  2. Организационный раздел

    1. Учебный план начального общего образования.

    2. План внеурочной деятельности.

    3. Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта

Введение

Основная образовательная программа начального общего образования АНОО Школы «Радуга» разработана в соответствии с Приказом № 373 Минобрнауки России «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 года. Программа соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы.

Программа составлена на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования /далее НОО/, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Кроме того, программа представляет специфику вальдорфской педагогики, имеющей длительную традицию, но относительно новую для отечественного образования. Стандарт определяет основное содержание обучения . Специфика вальдорфской педагогики отражена в распределении тем по годам обучения, в методике и дидактике образовательного процесса, в наличии небольшого объема дополнительного по отношению к стандарту содержания образования.
Программа рассчитана на 4 года.
Программа адресована:

обучающимся и родителям:

-для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности ОУ по достижению каждым обучающимся образовательных результатов;

-для определения сферы ответственности за достижение результатов образовательной деятельности школы, родителей, обучающихся и возможностей для взаимодействия;

учителям:

-для углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентира в практической образовательной деятельности;

администрации:

-для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям освоения обучающимися основной образовательной программы;

-для регулирования взаимоотношений субъектов образовательного процесса (педагогов, обучающихся, родителей, администрации);
Основная образовательная программа учреждения, начальная школа
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Основная образовательная программа начального общего образования АНОО Школа «Радуга» сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования, как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка, связанный:

  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

  • с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

  • с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

  • с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

  • с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

  • с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

  • центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

  • развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

Цель реализации основной образовательной программы начального общего образования - обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Основная образовательная программа школы предназначена для удовлетворения индивидуального, социального, государственного заказа в области образования и направлена на удовлетворение потребностей:

- обучающихся и родителей - в развитии умственного, физического и духовного потенциала каждого обучающегося, его успешной социализации в обществе, сохранения и укрепления здоровья, готовности к продолжению образования на следующей ступени;

- общества и государства – в формировании человека и гражданина, способного к продуктивной, творческой деятельности в различных сферах жизни, нацеленного на совершенствование и преобразование общества.

Образовательная программа начального общего образования АНОО Школа «Радуга» создана с учетом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих большие возможности обучающимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности.
Образ выпускника. 1 ступень. Начальное образование.

Выпускник 1 ступени владеет всеми знаниями, умениями и навыками, соответствующими Программе начальной школы.

К окончанию 1 ступени ученик имеет желание учиться, а также:

  • обладает необходимыми начальными навыками (писать, читать, считать) для качественного продолжения учёбы;

  • умеет применять полученные знания, умения и навыки в жизни;

  • имеет правильные привычки к учебной деятельности и поведению в обществе, умеет самостоятельно выполнять д/з по основным предметам;

  • обладает элементарными этическими знаниями;

  • умеет выполнять поручение в социальной группе (классе);

  • обладает человеколюбием и сопереживанием, относится к миру и людям с добротой;

  • имеет интерес к миру и с радостью познаёт его.

Задачи Начальной школы:

  • выработать у учеников правильный ритм жизни и работы;

  • выработать у них привычки и умения обслуживать себя самостоятельно (навыки гигиены, навык подготовки к уроку, навык соблюдать распорядок дня и др.);

  • сформировать у учащихся правильные привычки к учебной деятельности и поведению в обществе;

  • научить их принимать авторитет взрослого;

- научить детей выполнять поручение в социальной группе (классе).
Особенности организации образовательного процесса и применение в нем педагогических технологий.

Школа — это пространство жизни, в которой происходит формирование личности, прежде всего её ценностных ориентиров. Поэтому школа стремится сделать всё, чтобы жизнь в ней была насыщенной, творческой, разнообразной, интересной, чтобы каждый ребёнок в школе чувствовал себя хорошо.

Школа также стремится использовать внешкольные образовательные возможности и интересы детей. Таковы походы, поездки, различные практики и проекты — все то, что невозможно свести к процессам преподавания и учения в узком смысле.

Важной частью своей концепции вальдорфская школа считает участие родителей в жизни школы.

Вальдорфская школа говорит о гигиенической организации обучения, подразумевая организацию обучения в форме эпох и особое ритмическое строение урока, как и всего дня, проводимого детьми в школе. Эпохальная организация преподавания: помимо возможности более углублённой работы над определённой темой или предметной областью, отмечается, что такая организация даёт учителю дополнительные возможности для подготовки и распределения материала, а также для межпредметных связей отдельных тем. Важным принципом, являющимся результатом антропологического подхода, является принцип целостности. Это значит, что в преподавании любого учебного предмета стараются задействовать всего человека, не только мышление, но и чувство, и волю.
Учебный предмет формируется в вальдорфской школе из взаимодействия двух факторов:

  • особенностей и потребностей возраста;

  • особенностей самих предметных областей в их отношении к человеку.


Основные педагогические принципы и особенности организации образовательного процесса Приоритетные направления и цели образовательной программы вальдорфской школы:

  • реализация принципов гуманистической педагогики, внимательного и индивидуального отношения к ребёнку, развитие благоприятной и мотивирующей на учёбу психолого-педагогической школьной атмосферы;

  • реализация идей разностороннего гармоничного образования школьников;

  • реализация и дальнейшее развитие нетрадиционных форм и методов организации учебного процесса, в том числе текущей оценки (учебного контроля);

  • создание условий для реализации и развития творческого потенциала педагогов, создание форм интенсивного внутришколъного сотрудничества педагогов;

  • тесное взаимодействие учителей и родителей.


Общепедагогические и методические принципы и идеи вальдорфской педагогики.

  1. Принцип ориентации на ребёнка: глазная цель — ребёнок учится с интересом, он хочет ходить в школу.

  2. Принцип разносторонности образования: гармоничного сочетания в образовательном процессе факторов развития мыслительных, эмоциональных и волевых функций личности.

  3. Идея ступенчатого развития ребёнка с превращением одних качеств в другие.

  1. Принцип возрастной сообразности: соотнесённость преподавания с возрастным состоянием детей и перспективами их развития.

  2. Идея педагогики переживания: преподавание через введение образа — в начальной школе и далее — содержательного феномена.

  3. Принцип жизненной, практической направленности обучения: связь теоретического обучения с окружающими жизненными реалиями.

7. Принцип общечеловеческого подхода в образовании, неконфессиональности,
светскости.


8. Идея свободы: свободное самоопределение каждой отдельной личности, в контексте
культурного осознания своей индивидуальной свободы и ответственности, значительная
свобода (автономия) учителя и школы в своей работе.

9. Идея педагогики как творческого процесса: каждый учитель. должен иметь
возможность творчески выстраивать образовательный процесс, исходя из индивидуальной
педагогической ситуации класса и ребёнка, а также своих возможностей и опыта.
Дидактические, методические и организационно-педагогические особенности вальдорфской школы.

Наличие специально подготовленного классного учителя как важнейшего субъекта образовательного процесса в начальной и основной школе. Условие подобной «универсальности» педагога — специальное образование в области методики преподавания этих предметов. Кроме того, подобный подход облегчает интеграцию предметов и образовательного процесса в классе в целом.

  1. Преподавание «по учебным эпохам» (циклам «погружения»), длительностью 3-4 недели. Одновременно с этим материал, требующий постоянного упражнения: правописание в русском языке, навыки счёта и решения примеров в математике, а также иностранные языки, предметы художественно-прикладной сферы и искусства, физкультура и эвритмия, технология — преподаются на еженедельных уроках в течение всего года.

  2. Проведение эпохальных занятий в форме «.главного урока». Главный урок — это первый урок каждого учебного дня, длящийся полтора — два астрономических часа (в зависимости от конкретной школы). Существенной чертой главного урока, как особой формы организации учебного процесса, является ритмическая смена деятельности детей. Обычно имеет следующую структуру: ритмическая (двигательная) часть — основная часть — краткий перерыв на активную, двигательная часть — рассказ или эксперимент.

  3. Обучение без балльных отметок. В школе используется развёрнутая качественная характеристика развития и обучения школьника по каждому предмету, выдаваемая в конце учебного года. Наряду с этим используется и текущая качественная оценка результатов обучения и поведения учащегося в письменной форме.

5. Специальная методика организации работы детей с учебными тетрадями.
Значительную роль учебника по каждому учебному предмету играет своя учебная тетрадь

школьника, которая представляет собой результат собственной учебной деятельности ребёнка.

  1. В подходе к содержанию образования значительную роль играет метод «обучения на узловых примерах» (феноменологический подход). Вместо обилия тем происходит углублённое рассмотрение отдельных, наиболее важных и содержательных примеров (узловых феноменов), детально разбирая которые, дети одновременно осваивают смежные представления и понятия. Основная цель—обеспечить учащимся возможность понимания, усвоения и переживания каждой темы на конкретном материале.


Основные положения феноменологического подхода:

1. Мир рассматривается не сам по себе, нов его отношении к человеку и человеческому
переживанию.

Основные способы отношения человека к социально-историческому и природному миру, используемые в дидактике вальдорфской школы:

  • практическая установка: мир является человеку как область культурной, преобразовательной деятельности, как место жизни, поле для возделывания сада, дом, который он обустраивает;

  • образно-символическая установка: природа и человеческие отношения осмысливаются и толкуются в сказках, баснях, мифах, притчах, являясь в образно-символической форме; человеческие качества и отношения, свойства души и духа могут быть выражены образно, на языке природы, качественных особенностей её существ и событий (фольклор, праздники времён года, народные традиции являются примерами такого отношения);

  • этическая установка: мир является предметом уважения, почитания, ценностных, моральных переживаний и суждений; мы ответственны за мир, в котором мы живем;

  • эстетическая установка: мир как предмет эстетического переживания и суждения; мир прекрасен; мир в произведениях искусства; мир в собственном творчестве;

  • теоретическая установка: мир как объект исследования и эксперимента; мир, представленный в научных теориях и моделях.

  1. Построение всех научно-теоретических отношений и понятий на первичном опыте и отношении. Мир науки представляет собой вторичный мир, надстраивающийся над этим миром первичного опыта. Важнейшая задача учебного процесса — сформировать богатый первичный опыт, из которого затем вырастают соответствующие научные дисциплины.

  2. Феноменология — методологическая основа качественных методов исследования. Отсюда важный принцип феноменологического подхода: не набирать изучаемый материал количественно, а выбирать узловые примеры (явления, феномены), характерные для определённой области, и работать с ними концентрировано, основательно.


Формы организации учебно-воспитательного процесса.
Преподавание эпохами, в рамках которых осуществляется урочная форма преподавания, работа в мастерских, индивидуальные и групповые проекты, уроки-упражнения, походы, экскурсии, образовательные путешествия и др. Преимущества эпохальной организации преподавания:

более углублённая работа над определённой темой или предметной областью (отмечается, что такая организация даёт учителю дополнительные возможности для подготовки и распределения материала),

большие возможности для межпредметных связей отдельных тем.

Строение основного урока

Гигиенической организации обучения:

  • организация обучения в форме эпох

  • особое ритмическое строение урока

  • особое ритмическое строение дня, проводимого детьми в школе.


В вальдорфской школе ритмическая часть урока рассматривается как важное педагогическое средство.
Ребенок начальной школы.

В этом возрасте на телесном уровне формируются основы психосоматического здоровья, а также темперамент, характер, способности памяти, воображения, закладываются основы личности - нравственные наклонности, совесть. Эмоциональные и познавательные переживания тесно связаны между собой и с телесными процессами ритмической системы, влияют на характер пищеварения и сна. Развитие речи и мышления тесно связаны с двигательной системой организма, тонкой и грубой моторикой. Продолжается процесс овладения телом и установления связи между душевно-духовным (процессами сознания) и телесным. В отношении к взрослому - учителю - у младшего школьника проявляется потребность видеть в нем любимого авторитета, который воспринимает, понимает, поддерживает ребенка и сообщает ему знания о мире. Ребенок хочет учиться у взрослого тому, что тот знает и умеет.

В соответствии с этим строится учебный процесс, основная задача которого

1. «преподавать так, чтобы максимально сберечь здоровые силы тела для последующей взрослой жизни» (Р. Штайнер);

2. максимально способствовать формированию правильных наклонностей, симпатии и склонности к добру, красоте, антипатии к проявлению уродливого и злого в мире и человеческой жизни, формированию совести; именно в этот возрастной период воспитание через обучение является центральной задачей;

3. развитие памяти, воображения и форм нерассудочного понимания -

а) понимания на основе чувства, какое нам (взрослым) знакомо на примере понимания произведений искусства, человеческих действий и отношений, красоты и целесообразности в мире и

б) понимание через действие, когда действие по времени предшествует пониманию, осуществляемому задним числом. Эти формы понимания и усвоения мира, связанные с чувством, переживанием и действием, более близки детям и должны предшествовать теоретическому объяснению явлений мира в науках.

4. одна из важнейших педагогических задач данного возраста - установление гармоничной связи между душевно-духовным и телесным. Это достигается посредством движения, направляемого воображением, различные формы которого (на основном уроке, в эвритмии, физкультуре в форме подвижных игр) занимают в учебном процессе (в программе) значительное место.

Основная задача учителя в этот период выстроить с детьми отношение тепла и доверия. Отношение к учителю, как к любимому авторитету, на котором строится обучение

Обучение в начальной школе

В соответствии с задачами развития данного возраста подбираются содержание и методы преподавания. Программам по отдельным предметам, как правило, предпосылаются описание возраста в его отношении к каждому отдельному предмету. В нашей программе мы ограничимся обобщенным изложением, справедливыми всех предметов.

Универсальными средствами для достижения вышеназванных целей являются:

  1. обучение на модели, - через показ («делай, как я») - использующее еще живую способность детей к подражанию и впитыванию внешних впечатлений; учитель демонстрирует образцы правильного, красивого и гармоничного действия. Эта форма обучения особенно важна при работе с речью (ежедневное хоровое говорение и слушание правильной и красивой речи на уроках родного и иностранных языков, пение), но широко используется и на других предметах, как элемент методики (рисование форм, письмо, эвритмия, рукоделие, искусства, математика).

  2. включение элементов движения в предметное преподавание (художественная речь, сопровождающаяся жестами и движением в пространстве, письмо,, рисование форм, ритмический счет, эвритмия, подвижные игры).

  3. обогащение сокровищ памяти через заучивание наизусть, восприятие и пересказ большого количества материала, осознанное понимание которого будет происходить лишь в дальнейшем, по мере общего развития и личностной зрелости учеников.

  4. образная подача материала является универсальным методическим средством для всех предметов. Образ - это не отражение ощущений в сознании (принцип наглядности, отвергаемый вальдорфской педагогикой); имеется в виду художественный образ, метафора, иносказание, притча, сравнение, символ; в отличии от принципа наглядности, убивающего фантазию, обедняющем чувства и лишающим содержание преподавания глубины (Р. Штайнер), образ пробуждает фантазию, живое чувство и действует терапевтически. Именно образы сказок, легенд, басен, мифологии, преданий и т.п. оказывает глубокое воздействие на формирование характера, совести, склонностей, симпатий к моральному (доброму) и антипатий к неморальному (злому). Образ обращен к переживанию и затрагивает всего человека: мышление, чувство и волю и является благодаря этому мощным средством воспитания. Образное преподавание помогает детям обучаться письму, чтению и счету так, что обще развивающее действие процесса обучения выходит далеко за рамки простого овладения культурными техниками или умственными операциями и становится широким образовательным процессом. Учитель использует предметы природы, как образы и символы человеческих моральных, душевных и духовных качеств (притчи, иносказательные рассказы о природе, предания и истории родного края и т.д.). Ученики воплощают художественные образы в своих творческих работах - оформлении тетрадей, в рисовании, живописи, пластицировании (лепке), регулярных театральных постановках и музыкальных выступлениях.

  5. Занятия искусствами и рукоделием развивает чувство формы, цветовой и звуковой гармонии, чувство языка, звука, закладывает основы художественного вкуса и элементарные навыки работы с материалом.


1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет требования к результатам освоения основной образовательной программы. К числу планируемых результатов относятся:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты

освоения основной образовательной программы

начального общего образования
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск