Скачать 4.96 Mb.
|
Автономная некоммерческая образовательная организация школа «Радуга» Основная образовательная программаНАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯГ.Воронеж 2012 Содержание Содержание Введение Основная образовательная программа учреждения, начальная школа
1.1. Пояснительная записка.
Введение Основная образовательная программа начального общего образования АНОО Школы «Радуга» разработана в соответствии с Приказом № 373 Минобрнауки России «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 года. Программа соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы. Программа составлена на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования /далее НОО/, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Кроме того, программа представляет специфику вальдорфской педагогики, имеющей длительную традицию, но относительно новую для отечественного образования. Стандарт определяет основное содержание обучения . Специфика вальдорфской педагогики отражена в распределении тем по годам обучения, в методике и дидактике образовательного процесса, в наличии небольшого объема дополнительного по отношению к стандарту содержания образования. Программа рассчитана на 4 года. Программа адресована: обучающимся и родителям: -для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности ОУ по достижению каждым обучающимся образовательных результатов; -для определения сферы ответственности за достижение результатов образовательной деятельности школы, родителей, обучающихся и возможностей для взаимодействия; учителям: -для углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентира в практической образовательной деятельности; администрации: -для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям освоения обучающимися основной образовательной программы; -для регулирования взаимоотношений субъектов образовательного процесса (педагогов, обучающихся, родителей, администрации); Основная образовательная программа учреждения, начальная школа I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования АНОО Школа «Радуга» сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования, как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка, связанный:
Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):
Цель реализации основной образовательной программы начального общего образования - обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Основная образовательная программа школы предназначена для удовлетворения индивидуального, социального, государственного заказа в области образования и направлена на удовлетворение потребностей: - обучающихся и родителей - в развитии умственного, физического и духовного потенциала каждого обучающегося, его успешной социализации в обществе, сохранения и укрепления здоровья, готовности к продолжению образования на следующей ступени; - общества и государства – в формировании человека и гражданина, способного к продуктивной, творческой деятельности в различных сферах жизни, нацеленного на совершенствование и преобразование общества. Образовательная программа начального общего образования АНОО Школа «Радуга» создана с учетом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих большие возможности обучающимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности. Образ выпускника. 1 ступень. Начальное образование. Выпускник 1 ступени владеет всеми знаниями, умениями и навыками, соответствующими Программе начальной школы. К окончанию 1 ступени ученик имеет желание учиться, а также:
Задачи Начальной школы:
- научить детей выполнять поручение в социальной группе (классе). Особенности организации образовательного процесса и применение в нем педагогических технологий. Школа — это пространство жизни, в которой происходит формирование личности, прежде всего её ценностных ориентиров. Поэтому школа стремится сделать всё, чтобы жизнь в ней была насыщенной, творческой, разнообразной, интересной, чтобы каждый ребёнок в школе чувствовал себя хорошо. Школа также стремится использовать внешкольные образовательные возможности и интересы детей. Таковы походы, поездки, различные практики и проекты — все то, что невозможно свести к процессам преподавания и учения в узком смысле. Важной частью своей концепции вальдорфская школа считает участие родителей в жизни школы. Вальдорфская школа говорит о гигиенической организации обучения, подразумевая организацию обучения в форме эпох и особое ритмическое строение урока, как и всего дня, проводимого детьми в школе. Эпохальная организация преподавания: помимо возможности более углублённой работы над определённой темой или предметной областью, отмечается, что такая организация даёт учителю дополнительные возможности для подготовки и распределения материала, а также для межпредметных связей отдельных тем. Важным принципом, являющимся результатом антропологического подхода, является принцип целостности. Это значит, что в преподавании любого учебного предмета стараются задействовать всего человека, не только мышление, но и чувство, и волю. Учебный предмет формируется в вальдорфской школе из взаимодействия двух факторов:
Основные педагогические принципы и особенности организации образовательного процесса Приоритетные направления и цели образовательной программы вальдорфской школы:
Общепедагогические и методические принципы и идеи вальдорфской педагогики.
7. Принцип общечеловеческого подхода в образовании, неконфессиональности, светскости. 8. Идея свободы: свободное самоопределение каждой отдельной личности, в контексте культурного осознания своей индивидуальной свободы и ответственности, значительная свобода (автономия) учителя и школы в своей работе. 9. Идея педагогики как творческого процесса: каждый учитель. должен иметь возможность творчески выстраивать образовательный процесс, исходя из индивидуальной педагогической ситуации класса и ребёнка, а также своих возможностей и опыта. Дидактические, методические и организационно-педагогические особенности вальдорфской школы. Наличие специально подготовленного классного учителя как важнейшего субъекта образовательного процесса в начальной и основной школе. Условие подобной «универсальности» педагога — специальное образование в области методики преподавания этих предметов. Кроме того, подобный подход облегчает интеграцию предметов и образовательного процесса в классе в целом.
5. Специальная методика организации работы детей с учебными тетрадями. Значительную роль учебника по каждому учебному предмету играет своя учебная тетрадь школьника, которая представляет собой результат собственной учебной деятельности ребёнка.
Основные положения феноменологического подхода: 1. Мир рассматривается не сам по себе, нов его отношении к человеку и человеческому переживанию. Основные способы отношения человека к социально-историческому и природному миру, используемые в дидактике вальдорфской школы:
Формы организации учебно-воспитательного процесса. Преподавание эпохами, в рамках которых осуществляется урочная форма преподавания, работа в мастерских, индивидуальные и групповые проекты, уроки-упражнения, походы, экскурсии, образовательные путешествия и др. Преимущества эпохальной организации преподавания: более углублённая работа над определённой темой или предметной областью (отмечается, что такая организация даёт учителю дополнительные возможности для подготовки и распределения материала), большие возможности для межпредметных связей отдельных тем. Строение основного урока Гигиенической организации обучения:
В вальдорфской школе ритмическая часть урока рассматривается как важное педагогическое средство. Ребенок начальной школы. В этом возрасте на телесном уровне формируются основы психосоматического здоровья, а также темперамент, характер, способности памяти, воображения, закладываются основы личности - нравственные наклонности, совесть. Эмоциональные и познавательные переживания тесно связаны между собой и с телесными процессами ритмической системы, влияют на характер пищеварения и сна. Развитие речи и мышления тесно связаны с двигательной системой организма, тонкой и грубой моторикой. Продолжается процесс овладения телом и установления связи между душевно-духовным (процессами сознания) и телесным. В отношении к взрослому - учителю - у младшего школьника проявляется потребность видеть в нем любимого авторитета, который воспринимает, понимает, поддерживает ребенка и сообщает ему знания о мире. Ребенок хочет учиться у взрослого тому, что тот знает и умеет. В соответствии с этим строится учебный процесс, основная задача которого 1. «преподавать так, чтобы максимально сберечь здоровые силы тела для последующей взрослой жизни» (Р. Штайнер); 2. максимально способствовать формированию правильных наклонностей, симпатии и склонности к добру, красоте, антипатии к проявлению уродливого и злого в мире и человеческой жизни, формированию совести; именно в этот возрастной период воспитание через обучение является центральной задачей; 3. развитие памяти, воображения и форм нерассудочного понимания - а) понимания на основе чувства, какое нам (взрослым) знакомо на примере понимания произведений искусства, человеческих действий и отношений, красоты и целесообразности в мире и б) понимание через действие, когда действие по времени предшествует пониманию, осуществляемому задним числом. Эти формы понимания и усвоения мира, связанные с чувством, переживанием и действием, более близки детям и должны предшествовать теоретическому объяснению явлений мира в науках. 4. одна из важнейших педагогических задач данного возраста - установление гармоничной связи между душевно-духовным и телесным. Это достигается посредством движения, направляемого воображением, различные формы которого (на основном уроке, в эвритмии, физкультуре в форме подвижных игр) занимают в учебном процессе (в программе) значительное место. Основная задача учителя в этот период выстроить с детьми отношение тепла и доверия. Отношение к учителю, как к любимому авторитету, на котором строится обучение Обучение в начальной школе В соответствии с задачами развития данного возраста подбираются содержание и методы преподавания. Программам по отдельным предметам, как правило, предпосылаются описание возраста в его отношении к каждому отдельному предмету. В нашей программе мы ограничимся обобщенным изложением, справедливыми всех предметов. Универсальными средствами для достижения вышеназванных целей являются:
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет требования к результатам освоения основной образовательной программы. К числу планируемых результатов относятся: • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования |