Конкурс «Гимназический урок» Сценарий учебного занятия по истории «Причины и начало холодной войны»





Скачать 183.23 Kb.
НазваниеКонкурс «Гимназический урок» Сценарий учебного занятия по истории «Причины и начало холодной войны»
Дата публикации10.09.2014
Размер183.23 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок


Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия «Лаборатория Салахова»


Конкурс «Гимназический урок»

Сценарий учебного занятия

по истории
«Причины и начало холодной войны»
10 класс гуманитарное направление


учитель истории

Бобейко Т.С.

дата проведения

21 февраля 2009г.
Зав. кафедрой: Игошева Н.А.

МОУ гимназия «Лаборатория Салахова»

.

2009 год
Тема урока: Причины и начало холодной войны.
Вид урока: урок изучения нового материала

Время проведения урока: 2 академических часа

Цели урока:

Образовательная

  • усвоить понятие «холодная война»;

  • выяснить причины ее возникновения, ее влияние на международные отношения и последствия для развития мировой политики.

Развивающая

  • развивать мыслительные навыки: формулировать понятие, выделять существенные признаки, анализировать исторические события;

  • развивать умение устанавливать причинно-следственные связи:

  • отрабатывать навыки работы с историческими источниками.

Воспитательная

  • воспитание уважительного отношения к товарищам и их мнению;

  • содействовать формированию стремления к расширению своего кругозора через самостоятельную познавательную деятельность.

Занятие проводится по технологии «Развитие критического мышления по работе с текстом».

Основные понятия:

холодная война, экспансия, конфронтация, «железный занавес», доктрина Трумэна, план Маршалла

Оборудование и дидактический материал:

• карта «Территориальные изменения в Европе после Второй мировой войны»;

• тексты документов для учащихся.
План урока:

Организационный момент (2 мин.)

Актуализация темы (10 мин.)

Вызов (6 мин.)

Фаза осмысления (50 мин.)

Стадия рефлексии (10 мин.)

Домашнее задание (2мин.)
Актуализация темы по итогам второй мировой войны с использованием карты в ходе беседы.

  • Какой урок вынесло человечество из Второй мировой войны?

  • Что было сделано для сохранения мира после Второй мировой войны?

  • Как изменилось соотношение сил на международной арене в результате войны?

Вызов.

В течение четырёх десятилетий между двумя сверхдержавами существовали напряжённые и конфликтные отношения, получившие название «холодной войны».

Одни авторы приписывают появление термина американскому журналисту Уолтеру Липпману, другие - известному английскому писателю-фантасту Дж. Оруэллу, комментировавшему международные события в британском журнале «Трибюн».

  • Как вы понимаете данный термин?

После обсуждения возможных вариантов приходим к заключению и оформляем на доске в виде схемы: «холодная война» подразумевает жёсткую конфронтацию (противостояние) двух сверхдержав и их союзников, не перераставшую в новую мировую войну, которая проявлялась в виде:

  • военного противостояния (гонки вооружений);

  • идеологической (психологической и информационной) борьбы;

  • экономического соперничества для демонстрации преимуществ своей модели развития;

  • политического противоборства, в том числе и в региональных конфликтах.

Формулировка проблемы:

Холодная война – случайность или закономерность? Кто виновен в развязывании холодной войны? Существовали ли возможности избежать холодной войны? Учащиеся выдвигают свои гипотезы (США, СССР, обе сверхдержавы).
Фаза осмысления.

В ходе групповой работы с историческими источниками, используя графический прием «Дерево предсказаний», необходимо найти аргументы в подтверждение выдвинутых гипотез.

Для работы с текстами предлагается опираться на § 30 учебника Загладина Н.В. Всемирная история: XX век., а также подборку следующих документов:

  • Из меморандума Объединенного разведывательного комитета №329

от 9 сентября 1945 г.

  • Из фултонской речи У. Черчилля 5 марта 1946 г.

  • Из интервью И.В. Сталина газете «Правда» о речи Черчилля в Фултоне 14 марта 1946 г.

  • Из речи Трумэна на заседании Конгресса 12 марта 1947 г.

  • Из воспоминаний В.М.Молотова.

  • Из речи Дж. Маршалла 5 июня 1947г. в Гарвардском Университете.

  • Из Директивы Совета национальной безопасности США 20/1 «Цели США в войне против России» от 18 августа 1948 года (план Даллеса).

  • Из доклада Л.П. Берия и И.В. Курчатова на имя И.В. Сталина 30 августа 1949 г. о результатах испытания атомной бомбы. (См. Приложение)


После обсуждения учащиеся приводят аргументы в пользу той или иной гипотезы. Все аргументы оформляются в виде кластера.
Аргументы, подтверждающие вину США в развязывании холодной войны:

А) Наличие планов использования ядерного оружия против СССР, разработанных в сентябре 1945 года.

Б) Обвинения в адрес СССР в распространении коммунистической угрозы и тирании и призывами противопоставить силе СССР силу объединенного англоязычного мира (речь Черчилля).

В) Разработка планов свержения Советской власти в СССР в результате проведения психологической обработки населения (план Даллеса).

Г) Меры по спасению Европы от советской экспансии с помощью финансовой и военной поддержки силам, противостоящим коммунизму (доктрина Трумэна).

Д) Финансовая поддержка послевоенной Европы с целью усиления влияния США на европейские государства (план Маршалла).
Аргументы, подтверждающие вину СССР в развязывании холодной войны:

А) Создание социалистических государств в Центральной и Восточной Европе и навязывание советской модели развития.

Б) Попытки распространения влияния СССР на Ливию, Иран, Турцию и Грецию.

В) Втягивание СССР в гонку вооружений: испытание атомной бомбы в 1949 году.

После обсуждения большинство учащихся склонны считать, что виновными в развязывании войны были обе стороны и причинами войны можно считать:

  • Амбиции сверхдержав.

  • Взаимное недоверие.

  • Страх запада перед распространением коммунизма.

  • Установление контроля СССР над странами Восточной Европы.

  • Авторитарный режим СССР.

В заключение учащимся предлагается проанализировать возможные варианты воздействия «холодной войны» на послевоенную мировую историю.

Из предложенных вариантов (могут быть и иные):

  • Она порождала чувство настороженности по отношению к внешнему миру и создавала тягу к внутренней сплоченности перед лицом внешнего врага.

  • Холодная война заставляла тратить колоссальные средства на вооружение.

  • Гонка вооружений подталкивала к научным открытиям не только в военной сфере, но и самых разных областях, в том числе в освоении космоса и атомной энергетике.

  • Она обескровила советскую экономику и снизила конкурентоспособность американской.

  • Соперничество СССР и США облегчило народам колониальных стран борьбу за независимость, но, с другой стороны, превратило «третий мир» в арену локальных конфликтов за сферы влияния.


Стадия рефлексии.

Учащимся предлагается проанализировать свою деятельность на уроке.

  1. Сегодня на уроке я научился:

  2. Сегодня на уроке мне понравилось:

  3. Сегодня на уроке мне не понравилось:


Домашнее задание.

§ 30 учебника Загладина Н.В. Всемирная история: XX век.

Подготовить выступление о политических деятелях эпохи «холодной войны».
Приложение

Из меморандума Объединенного разведывательного комитета №329

от 9 сентября 1945 г.

Отобрать приблизительно двадцать наиболее важных целей, пригодных для стратегической атомной бомбардировки в СССР и на контролируемой им территории… ряд смешанно-индустриальных районов, на которые приходятся высшая концентрация научных и исследовательских центров, специализированных промышленных предприятий, основной правительственный и управленческий аппарат. Этот выбор обеспечит максимальное использование возможностей ядерного оружия.

Примечание: в качестве таких центров отобраны Москва, Горький, Куйбышев, Свердловск, Новосибирск, Омск, Саратов, Казань, Ленинград, Баку, Ташкент, Челябинск, Нижний Тагил, Магнитогорск, Пермь, Тбилиси, Новокузнецк, Грозный, Иркутск, Ярославль.
Из фултонской речи У. Черчилля 5 марта 1946 г.:

«…Уже образована всемирная организация с основополагающей целью предотвратить войну. ООН, преемница Лиги Наций с решающим добавлением к ней США и всем, что это означает, уже начала свою работу. Мы обязаны обеспечить успех этой деятельности, чтобы она была реальной, а не фиктивной, чтобы эта организация представляла из себя силу, способную действовать… Организацию Объединенных Наций необходимо немедленно начать оснащать международными вооруженными силами...
Однако было бы неправильным и неосмотрительным доверять секретные сведения и опыт создания атомной бомбы, которыми в настоящее время располагают Соединенные Штаты, Великобритания и Канада, Всемирной Организации, еще пребывающей в состоянии младенчества… Ни один человек, ни в одной стране не стал спать хуже от того, что сведения, средства и сырье для создания этой бомбы сейчас сосредоточены в основном в американских руках. Не думаю, что мы спали бы сейчас столь спокойно, если бы ситуация была обратной, и какое-нибудь коммунистическое или неофашистское государство монополизировало на некоторое время это ужасное средство. Одного страха перед ним уже было бы достаточно тоталитарным системам для того, чтобы навязать себя свободному демократическому миру. Ужасающие последствия этого не поддавались бы человеческому воображению…

Ни эффективное предотвращение войны, ни постоянное расширение влияния Всемирной Организации не могут быть достигнуты без братского союза англоязычных народов. Это означает особые отношения между Британским Содружеством и Британской империей и Соединенными Штатами…

На картину мира, столь недавно озаренную победой союзников, пала тень. Никто не знает, что Советская Россия и ее международная коммунистическая организация намереваются сделать в ближайшем будущем и каковы пределы, если таковые существуют, их экспансионистским и верообратительным тенденциям… Мы понимаем, что России необходимо обеспечить безопасность своих западных границ от возможного возобновления германской агрессии. Мы рады видеть ее на своем законном месте среди ведущих мировых держав… Однако я считаю своим долгом изложить вам некоторые факты - уверен, что вы желаете, чтобы я изложил вам факты такими, какими они мне представляются, - о нынешнем положении в Европе.
От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике на континент опустился железный занавес. По ту сторону занавеса все столицы древних государств Центральной и Восточной Европы - Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София. Все эти знаменитые города и население в их районах оказались в пределах того, что я называю советской сферой, все они в той или иной форме подчиняются не только советскому влиянию, но и значительному и все возрастающему контролю Москвы… Коммунистические партии, которые были весьма малочисленны во всех этих государствах Восточной Европы, достигли исключительной силы, намного превосходящей их численность, и всюду стремятся установить тоталитарный контроль. Почти все эти страны управляются полицейскими правительствами, и по сей день, за исключением Чехословакии, в них нет подлинной демократии. Турция и Персия глубоко обеспокоены и озабочены по поводу претензий, которые к ним предъявляются, и того давления, которому они подвергаются со стороны правительства Москвы.

По другую сторону “железного занавеса”, который опустился поперек Европы, другие причины для беспокойства. В Италии деятельность коммунистической партии серьезно скована необходимостью поддерживать претензии обученного коммунистами маршала Тито на бывшую итальянскую территорию в центре Адриатики. Тем не менее ситуация в Италии остается неопределенной. Опять-таки невозможно представить восстановленную Европу без сильной Франции. Всю свою жизнь я выступал за существование сильной Франции и никогда, даже в самые мрачные времена, не терял веры в ее будущее. И сейчас я не теряю этой веры. Однако во многих странах по всему миру вдалеке от границ России созданы коммунистические пятые колонны, которые действуют в полном единстве и абсолютном подчинении директивам, которые они получают из коммунистического центра. За исключением Британского Содружества и Соединенных Штатов, где коммунизм находится в стадии младенчества, коммунистические партии, или пятые колонны, представляют собой все возрастающий вызов и опасность для христианской цивилизации...
Я не верю, что Россия хочет войны. Чего она хочет, так это плодов войны и безграничного распространения своей мощи и доктрин… Из того, что я наблюдал в поведении наших русских друзей и союзников во время войны, я вынес убеждение, что они ничто не почитают так, как силу, и ни к чему не питают меньше уважения, чем к военной слабости. По этой причине старая доктрина равновесия сил теперь непригодна. Мы не можем позволить себе - насколько это в наших силах - действовать с позиций малого перевеса, который вводит во искушение заняться пробой сил… Если население Британского Содружества и Соединенных Штатов будет действовать совместно, при всем том, что такое сотрудничество означает в воздухе, на море, в науке и экономике, то будет исключен тот неспокойный, неустойчивый баланс сил, который искушал бы на амбиции или авантюризм. Напротив, будет совершенная уверенность в безопасности».
Из интервью И.В. Сталина газете «Правда»

о речи Черчилля в Фултоне 14 марта 1946 г.:.
Вопрос. Как Вы расцениваете последнюю речь господина Черчилля, произнесенную им в Соединенных Штатах Америки?
Ответ. Я расцениваю ее как опасный акт, рассчитанный на то, чтобы посеять семена раздора между союзными государствами и затруднить их сотрудничество.
Вопрос. Можно ли считать, что речь господина Черчилля причиняет ущерб делу мира и безопасности?
Ответ. Безусловно, да. По сути дела господин Черчилль стоит теперь на позиции поджигателей войны. И господин Черчилль здесь не одинок, - у него имеются друзья не только в Англии, но и в Соединенных Штатах Америки.
Следует отметить, что господин Черчилль и его друзья поразительно напоминают в этом отношении Гитлера и его друзей. Гитлер начал дело развязывания войны с того, что провозгласил расовую теорию, объявив, что только люди, говорящие на немецком языке, представляют полноценную нацию. Господин Черчилль начинает дело развязывания войны тоже с расовой теории, утверждая, что только нации, говорящие на английском языке, являются полноценными нациями, призванными вершить судьбы всего мира…
По сути дела господин Черчилль и его друзья в Англии и США предъявляют нациям, не говорящим на английском языке, нечто вроде ультиматума: признайте наше господство добровольно, и тогда все будет в порядке, - в противном случае неизбежна война.
Но нации проливали кровь в течение пяти лет жестокой войны ради свободы и независимости своих стран, а не ради того, чтобы заменить господство Гитлеров господством Черчиллей. Вполне вероятно поэтому, что нации, не говорящие на английском языке и составляющие вместе с тем громадное большинство населения мира, не согласятся пойти в новое рабство.
Вопрос. Как Вы расцениваете ту часть речи господина Черчилля, где он нападает на демократический строй соседних с нами европейских государств и где он критикует добрососедские взаимоотношения, установившиеся между этими государствами и Советским Союзом?
Ответ. Эта часть речи господина Черчилля представляет смесь элементов клеветы с элементами грубости и бестактности.
Господин Черчилль утверждает, что "Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София - все эти знаменитые города и население в их районах находятся в советской сфере и все подчиняются в той или иной форме не только советскому влиянию, но и в значительной степени увеличивающемуся контролю Москвы". Господин Черчилль квалифицирует все это как не имеющие границ "экспансионистские тенденции" Советского Союза. Не требуется особого труда, чтобы показать, что господин Черчилль грубо и беспардонно клевещет здесь как на Москву, так и на поименованные соседние с СССР государства.
Во-первых, совершенно абсурдно говорить об исключительном контроле СССР в Вене и Берлине, где имеются Союзные Контрольные Советы из представителей четырех государств и где СССР имеет лишь 1/4 часть голосов… Во-вторых, нельзя забывать следующего обстоятельства. Немцы произвели вторжение в СССР через Финляндию, Польшу, Румынию, Венгрию. Немцы могли произвести вторжение через эти страны потому, что в этих странах существовали тогда правительства, враждебные Советскому Союзу… Возможно, что кое-где склонны предать забвению колоссальные жертвы советского народа, обеспечившие освобождение Европы от гитлеровского ига. Но Советский Союз не может забыть о них. Спрашивается, что же может быть удивительного в том, что Советский Союз, желая обезопасить себя на будущее время, старается добиться того, чтобы в этих странах существовали правительства, лояльно относящиеся к Советскому Союзу? Как можно, не сойдя с ума, квалифицировать эти мирные стремления Советского Союза как экспансионистские тенденции нашего государства?
Господин Черчилль бродит около правды, когда он говорит о росте влияния коммунистических партий в Восточной Европе… Рост влияния коммунистов нельзя считать случайностью. Он представляет вполне закономерное явление. Влияние коммунистов выросло потому, что в тяжелые годы господства фашизма в Европе коммунисты оказались надежными, смелыми, самоотверженными борцами против фашистского режима, за свободу народов… Я не знаю, удастся ли господину Черчиллю и его друзьям организовать после второй мировой войны новый поход против "Восточной Европы". Но если им это удастся, - что маловероятно, ибо миллионы "простых людей" стоят на страже дела мира, - то можно с уверенностью сказать, что они будут биты так же, как они были биты в прошлом, 26 лет тому назад».
Из речи Трумэна на заседании Конгресса 12 марта 1947г.

"Доктрина Трумэна"

«Один аспект современной ситуации…касается Греции и Турции. Соединенные Штаты получили от правительства Греции настоятельную просьбу о финансовой и экономической поддержке… Самому существованию греческого государства сегодня угрожает террористическая активность нескольких тысяч вооруженных людей, возглавляемых коммунистами, которые открыто не подчиняются власти правительства в ряде районов…

Одна из главных целей внешней политики Соединенных Штатов - создание необходимых условий, в которых мы и другие народы мира будем в состоянии защитить образ жизни людей, свободный от любого принуждения. Это было решающей причиной войны с Германией и Японией. Наша победа была одержана над странами, которые стремились навязать свою волю и свой образ жизни на другие нации... Мы должны поддерживать свободные нации, их демократические учреждения и их национальную целостность против агрессивных поползновений со стороны тоталитарных режимов, подрывающих мир во всем мире путем прямой или косвенной агрессии, и, следовательно, и безопасность Соединенных Штатов.

Народам многих стран мира недавно навязали тоталитарные режимы против их желания. Правительство Соединенных Штатов делало частые протесты против политики принуждения и запугивания, в нарушении Ялтинского соглашения, в Польше, Румынии и Болгарии. Я должен также заявить, что во многих других странах были подобные события.

Я полагаю, что Соединенные Штаты должны поддерживать свободные народы, которые сопротивляются агрессии вооруженного меньшинства или внешнему давлению. Я полагаю, что мы должны помочь в освобождении народов, чтобы они сами могли решать свою собственную судьбу. Я полагаю, что наша помощь должна быть прежде всего экономической и финансовой, которая приведет к экономической стабильности и таким образом окажет свое влияние на политические процессы.

Соединенные Штаты вложили 341 миллиард долларов в победу во Второй мировой войне. Это - инвестиции в мировую свободу и мир во всем мире. Помощь, которую я прошу для Греции и Турции, составляет немногим больше чем одну десятую часть процента этих инвестиций. Это только здравый смысл, что мы должны сохранить свои инвестиции и удостовериться, что все это не было напрасным. Семена тоталитарных режимов распространяются и растут в злой почве бедности и борьбы. Они достигают своего полного роста, когда надежда людей на лучшую жизнь умерла. Мы должны поддержать эту надежду».
Из воспоминаний В.М.Молотова

«В последние годы Сталин стал немножко зазнаваться, и мне во внешней политике приходилось требовать то, что Милюков требовал – Дарданеллы! Сталин: «Давай, нажимай! В порядке совместного владения». Я ему: «Не дадут». – «А ты потребуй!..» Понадобилась нам после войны Ливия. Сталин говорит: «Давай, нажимай!»… Аргументировать было трудно. На одном из заседаний министров иностранных дел я заявил о том, что в Ливии возникло национально-освободительное движение. Но оно пока еще слабенькое, мы хотим поддержать его и построить там свою военную базу… В то же время Азербайджан претендовал увеличить их республику почти в два раза за счет Ирана. Начали мы щупать – никто не поддерживает. У нас была попытка, кроме того потребовать район, примыкающий к Батуми, потому что в этом турецком районе было когда-то турецкое население… И армянам хотели Арарат отдать».
Речь Дж. Маршалла 5 июня 1947г. в Гарвардском Университете.

«План Маршалла».

«Правда в том, что на следующие три или четыре года потребности Европы в иностранном продовольствии и других важнейших продуктах - в основном из Америки - настолько превышают ее нынешнюю платежную способность, что ей нужно оказать значительную дополнительную помощь, или она столкнется с очень серьезным обострением ситуации в экономической, социальной и политической областях.

Помимо деморализующего эффекта для мира в целом и возможностей беспорядков, которые возникнут в результате отчаяния бедствующих народов, всем должны быть очевидны последствия для экономики Соединенных Штатов. Логично, что Соединенные Штаты должны сделать то, что в состоянии сделать, чтобы помочь в стабилизации мировой экономики, без которой не может быть никакой политической стабильности и никакой уверенности в мире. Наша политика направлена не против какой-либо страны или доктрины, а против голода, нищеты, отчаяния и хаоса. Ее целью должно быть возрождение мировой экономики, чтобы с ее помощью создать такие политические и социальные условия, в которых могут существовать свободные учреждения.

Любое правительство, желающее оказать помощь в восстановлении других стран, получит понимание и поддержку со стороны Правительства Соединенных Штатов. Никакое правительство, маневрирующее с целью заблокировать восстановление других стран, не может ожидать от нас помощи».

(Справка - первоначально участниками плана Маршалла были 16 государств: Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Швеция, Норвегия, Дания, Ирландия, Исландия, Португалия, Австрия, Швейцария, Греция, Турция. Затем его действие было распространено на ФРГ. Действовал с апреля 1948 по октябрь 1951. Помощь предоставлялась странам на таких условиях, как отказ их от политики национализации промышленности, сохранение свободы частного предпринимательства, поощрение частных американских инвестиций, свободный доступ американских товаров в эти страны при одностороннем снижении ими таможенных тарифов, ограничение торговли с социалистическими. странами. Одновременно США получили фактически право на строительство военных баз на территории этих стран. Основную долю ( 60% ) общей суммы, выделенной США для «помощи», получили Англия, Франция, Италия и ФРГ. )
Из Директивы Совета национальной безопасности США 20/1

«Цели США в войне против России» от 18 августа 1948 года (план Даллеса).

«Правительство вынуждено в интересах развернувшейся ныне политической войны наметить более определенные и воинственные цели в отношении России уже теперь, в мирное время, чем было необходимо в отношении Германии и Японии еще до начала военных действий с ними…

Наши основные цели в отношении России, в сущности, сводятся всего к двум:

а) свести до минимума мощь и влияние Москвы;

б) провести коренные изменения в теории и практике внешней политики, которых придерживается правительство, стоящее у власти в России.

Наши усилия, чтобы Москва приняла НАШИ КОНЦЕПЦИИ, равносильны заявлению: наша цель - свержение Советской власти. Отправляясь от этой точки зрения, можно сказать, что эти цели недостижимы без войны и, следовательно, мы тем самым признаем: наша конечная цель в отношении Советского Союза - война и свержение силой Советской власти.
…Мы обоснованно не должны испытывать решительно никакого чувства вины, добиваясь уничтожения концепций, несовместимых с международным миром и стабильностью, и замены их концепциями терпимости и международного сотрудничества… Если действительно возникнет обстановка, к созданию которой мы направляем наши усилия в мирное время, и она окажется невыносимой для сохранения внутренней системы правления в СССР, что заставит Советское правительство исчезнуть со сцены, мы не должны сожалеть по поводу случившегося, однако мы не возьмем на себя ответственность за то, что добивались или осуществили это.
Речь идет, прежде всего, о том, чтобы сделать и держать Советский Союз слабым в политическом военном и психологическом отношении по сравнению с внешними силами, находящимися вне пределов его контроля.
Мы должны, прежде всего, исходить из того, что для нас не будет выгодным или практически осуществимым полностью оккупировать всю территорию Советского Союза, установив на ней нашу военную администрацию. Это невозможно как ввиду обширности территории, так и численности населения... Иными словами, не следует надеяться достичь полного осуществления нашей воли на русской территории, как мы пытались сделать это в Германии и Японии. Мы должны понять, что конечное урегулирование должно быть политическим”.

Из доклада Л.П. Берия и И.В. Курчатова на имя И.В. Сталина

30 августа 1949 г. о результатах испытания атомной бомбы.

«Докладываем следующие предварительные данные о результатах испытания первого экземпляра атомной бомбы с зарядом из плутония, сконструированной и изготовленной Первым Главным Управлением при Совете Министров СССР под научным руководством академика Курчатова и главного конструктора атомной бомбы члена-корреспондента Академии наук СССР проф. Харитона:

29 августа 1949 года в 4 часа утра по московскому и в 7 утра по местному времени в отдалённом степном районе Казахской ССР, в 170 километрах западнее г. Семипалатинска, на специально построенном и оборудованном опытном полигоне получен впервые в СССР взрыв атомной бомбы, исключительной по своей разрушительной и поражающей силе мощности».
Самоанализ урока Бобейко Т.С.
Тема урока: Причины и начало холодной войны.

Урок в 10 классе гуманитарного направления 4 уровня.
Тема урока является связующей между изучением международных отношений первой половины XX века и послевоенными международными отношениями. Для учащихся старших классов тема весьма актуальна. Наличие большого количества исторических источников по теме позволило сделать выбор в пользу урока, предполагающего организацию самостоятельной работы учащихся.

Урок изучения нового материала проводился посредством технологии критического мышления. Состоял из этапов: организационного, актуализации, вызова, осмысления, рефлексии. Содержание урока соответствовало целям урока.

Сочетание и чередование различных форм и видов деятельности учащихся на уроке создали атмосферу творческого поиска, способствовали развитию познавательного интереса, о чем свидетельствует рефлексивный этап урока.

Учащиеся на уроке проявляли активность, говорили аргументированно, самостоятельно делали выводы. Атмосфера и общий настрой были доброжелательными, рабочими.

Время на всех этапах урока распределено рационально. Темп урока соответствовал уровню развития и подготовленности учащихся. Однако некоторые ученики проявляли медлительность и пассивность. При работе в парах в будущем необходима корректировка и группировка учащихся по скорости работы.

Некоторые сложности возникли при обсуждении вопроса о последствиях холодной войны. Прогнозы учащимся давались с трудом. В целом урок прошел удовлетворительно. Цели, поставленные на уроке, на мой взгляд, достигнуты.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс «Гимназический урок» Сценарий учебного занятия по истории «Причины и начало холодной войны» iconАлександр Окороков. «Холодная война»
Фултоне Уинстон Черчилль произнес речь, которая официально ознаменовала начало «холодной войны»
Конкурс «Гимназический урок» Сценарий учебного занятия по истории «Причины и начало холодной войны» iconПавлова Галина Григорьевна Класс: 9 Предмет : химия Тема учебного...
Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы)
Конкурс «Гимназический урок» Сценарий учебного занятия по истории «Причины и начало холодной войны» iconСсср в 1950 – 1970-е годы
Международная обстановка после второй мировой войны. Ссср в условиях холодной войны
Конкурс «Гимназический урок» Сценарий учебного занятия по истории «Причины и начало холодной войны» iconНачало Первой мировой война
Образовательные: определить международные отношения в конце XIX – начале вв., выяснить причины войны, охарактеризовать цели воюющих...
Конкурс «Гимназический урок» Сценарий учебного занятия по истории «Причины и начало холодной войны» iconКонспект урока по истории и литературе Тема : Доблесть героев бессмертна....
Цель урока: Изучение событий русско-французской войны 1812 г и освещение их в литературе XIX века
Конкурс «Гимназический урок» Сценарий учебного занятия по истории «Причины и начало холодной войны» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине сд. В основные проблемы...
Рецензенты: : А. К. Порцель, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и социологии Мурманского государственного технического...
Конкурс «Гимназический урок» Сценарий учебного занятия по истории «Причины и начало холодной войны» iconСценарий зачетного учебного занятия по курсу «основы информационной культуры»
Стародубова Г. А. Информина: сценарий зачетного учебного занятия по курсу «Основы информационной культуры» (2005)
Конкурс «Гимназический урок» Сценарий учебного занятия по истории «Причины и начало холодной войны» iconПрограмма «От Первой мировой войны до Холодной: проблемы увековечения...
«От Первой мировой войны до Холодной: проблемы увековечения памяти погибших и сохранения российских военных захоронений мемориалов...
Конкурс «Гимназический урок» Сценарий учебного занятия по истории «Причины и начало холодной войны» iconI международный конкурс методических разработок учебного занятия
Электронное образовательное сми «Школа-21-века» проводит I международный конкурс авторских методических разработок учебных занятий...
Конкурс «Гимназический урок» Сценарий учебного занятия по истории «Причины и начало холодной войны» iconТема урока : Начало Великой Отечественной войны
Цель урока: продолжить формирование исторического сознания и исторического стиля мышления школьников на основе изучения темы «Начало...
Конкурс «Гимназический урок» Сценарий учебного занятия по истории «Причины и начало холодной войны» iconПричины Крымской войны
«Крымская война является одним из переломных моментов в истории международных отношений и в особенности в истории внутренней и внешней...
Конкурс «Гимназический урок» Сценарий учебного занятия по истории «Причины и начало холодной войны» iconКонспект музейного урока по истории России ХХ века. 9 класс. Тема...
Изучить этапы Сталинградской битвы, доказать, что эта битва положила начало коренному перелому в ходе Второй мировой войны, показать...
Конкурс «Гимназический урок» Сценарий учебного занятия по истории «Причины и начало холодной войны» iconУрок истории России в 9-м классе "Великая Отечественная война. Сталинградская...
Изучить этапы Сталинградской битвы, доказать, что эта битва положила начало коренному перелому в ходе Второй мировой войны, показать...
Конкурс «Гимназический урок» Сценарий учебного занятия по истории «Причины и начало холодной войны» iconКонспект урока по истории для 9 класса (базовый уровень) Фахриева...
Образовательные: определить международные отношения в конце XIX – начале вв., выяснить причины войны, охарактеризовать цели воюющих...
Конкурс «Гимназический урок» Сценарий учебного занятия по истории «Причины и начало холодной войны» iconПлан-конспект урока начало Великой Отечественной войны
Цель урока: Знакомство с основными событиями начального этапа Великой Отечественной войны, понимание причин неудач Советской Армии...
Конкурс «Гимназический урок» Сценарий учебного занятия по истории «Причины и начало холодной войны» iconУрок по новейшей истории России на тему: «Культура в годы Великой Отечественной войны»
Приложение Урок по новейшей истории России на тему: «Культура в годы Великой Отечественной войны» учителя моу сош №50 г. Твери Мещеряковой...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск