Скачать 67.14 Kb.
|
Урок №9 «Отдел Голосеменные. Особенности строения и жизнедеятельности». Цель урока: создание условий для осмысления новой учебной информации. Задачи образовательные:
развивающие:
воспитательные:
Методы работы: по источнику знаний – словесные, наглядные по степени самостоятельности мышления - репродуктивный, частично-поисковый, наглядно-иллюстративный; методы контроля – устный (беседа, рассказ), письменный (работа со схемами, тестами). Форма организации: фронтальная, групповая (по вариантам). Оборудование: Карточки с заданиями по вариантам, живые побеги сосны и ели с шишками, шишки различных голосеменных растений, гербарные экземпляры голосеменных, компьютер, мультимедиа, презентация к уроку. Методические рекомендации
(загадка про хвойные деревья или Какая самая популярная детская песня?) Сотни три миллионов ей лет. Уж давно птеродактилей нет, Нет гигантских страшилищ давно… Ей же, к счастью, пропасть не дано. К нам пришла из далёких времён. У неё много видов, имён. Острых сабель на ней нам не счесть, А живица полезна. В ней есть Канифоль, скипидар, камфара … Не страшны ей мороз и жара! С ней легко полной грудью дышать, Так не будем её обижать. - О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Ель, сосна) Сегодня мы будем изучать отдел Голосеменные растения, к которым и относятся ель, сосна¸ кедр и пр. (Сл. 4) Но для начала вспомним, что мы изучили про папоротники.
Карточка 1 вариант. (сл. 5) Папоротники – высшие растения, потому что они имеют ……… и ……… . Т. к. папоротники размножаются …………………. , то они относятся к ………………………… растениям. Спорофитом у папоротника является …………… …………. . Гаметофитом -………………, образующийся из споры. Лист папоротника выполняет функции …………… и ………… Карточка для 2 варианта. (сл. 6-7) Подчеркните правильные ответы, предложенные в скобках: 1. Что развивается из спор папоротника? (гаметофит; спорофит) 2. Что развивается из зиготы папоротника? (половое поколение с гаметангиями; бесполое со спорангиями) 3. Чем представлен гаметофит папоротника? (травянистым растением с корневищем, стеблем и листьями; коробочкой со спорами; заростком) 4. Чем представлен спорофит папоротников? (травянистым растением с корневищем, стеблем и листьями; коробочкой со спорами или заростком) 5. Какое поколение преобладает в жизненном цикле папоротников? (бесполое – спорофит; половое- гаметофит) 6. Что служит ограничивающим фактором в цикле развития папоротников? (воздух, вода, температура).
многолетние, древесные растения; 700 видов; происхождение; (сл.11) образуют семена; преимущества семенного размножения, (сл.12) многообразие голосеменных (основные классы), (сл.13) особенности внешнего строения хвойных (рассказ учителя с элементами беседы), (сл.14-17)
Лабораторная работа. Строение хвои и шишек хвойных. Оборудование: побеги и шишки сосны, ели. Ход работы:
Сосну и ель относят к голосеменным потому, что… Ответьте на вопросы: Чем отличается хвоя сосны от хвои ели? Как располагаются хвоинки на побегах? Какой вывод вы сделали?
Назовите признаки растений отдела Голосеменные.
В чем заключается преимущество семян? (сл.35) 1. Запас питательных веществ; 2. Защищены семенной кожурой; 3. В семени зародыш может в течение более длительного времени сохраняться от воздействия неблагоприятных факторов Выполни тест (на выбор)
А) образуют семена Б) формируют плоды В) формируют цветы Г) образуют семена и формируют плоды 2. Что из перечисленного не относится к причинам широкого распространения голосеменных растений? А) появление семени Б) прочные семенные покровы В) независимость оплодотворения от наличия воды Г) зависимость оплодотворения от наличия воды 3. От каких растений произошли голосеменные А) от первичных разноспоровых папоротников Б) от псилофитов В) от хвощевидных Г) от папоротниковидных 4.В настоящее время голосеменные включают А) около 700 видов Б) около 70 видов В) около 7000 видов Г) около 170 видов 5. Наиболее распространенный класс голосеменных А) хвойные Б) саговниковые В) гиннговые Г) эфедровые 7. Семя А) только защищает зародыш от неблагоприятных факторов среды Б) только обеспечивает зародыш питательными веществами В) обеспечивает зародыш питательными веществами и защищает от неблагоприятных факторов среды Г) это орган несущий половые клетки
а) стебли б) семена в) листья г) корни
а) листья б) побеги в) стебли г) шишки
а) у них есть листья, стебли, цветки б) они способны к фотосинтезу в) они размножаются семенами г) у них есть стебли, листья. Корни По итогам этого урока каждый из вас получит оценки за лабораторную работу и тестовое задание, а отдельные учащиеся за активную работу на уроке. Итак, сегодня мы с вами начали знакомиться с голосеменными растениями. - Что нового и интересного для себя вы узнали? - Что еще вам хотелось бы узнать о голосеменных? На последующих уроках у вас будет возможность узнать еще больше об этом отделе растений Домашнее задание. (сл.36)
Дополнительно для обсуждения 1.Как-то в Сибирь поздней осенью приехал ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:
Придется ли леснику отвечать за гибель леса?, что это за лес? 2.Леснику предложили выбрать себе участок для постройки дома. Какой участок порекомендовали бы вы ему выбрать: в еловом лесу или в сосновом бору? Почему? Иллюстративный материал для лабораторной работы СТРОЕНИЕ ПОБЕГОВ ХВОЙНЫХ РАСТЕНИЙ Особенности строения хвои и шишек сосны обыкновенной, ели и лиственницы. |
«Отделы плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные» (15 мин.) Отдел голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности, происхождение | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Открытый урок по биологии «Отдел Моховидные. Особенности строения и жизнедеятельности» в 7а классе | ||
Отдел Папоротниковидные. Особенности строения и жизнедеятельности папоротников Познакомить учащихся с еще одной группой высших споровых растений, обладающих не только стеблями и листьями, но и вполне развитыми... | Урок «Отдел Настоящие грибы, особенности строения и жизнедеятельности» Пермской области, с ее обширными лесными массивами. Своими грибными лесами славятся северные районы, но и в южной и средней части... | ||
Урок в 6 классе Изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей | Урок-путешествие по теме «Отдел Голосеменные» Цель: познакомиться с местообитанием, строением, размножением, значением голосеменных растений | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Отдел Голосеменные. Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение в природе | Методическая разработка урока физики, 8 класс 2009 г. Автор: Платонова... Урок «Кристаллические тела и особенности их строения» первый урок в теме «Изменение агрегатных состояний вещества» | ||
Урок 1 Мир живых организмов. Уровни организации живого. Урок 2 Ч.... ... | Урок по теме "Лишайники". 6-й класс Цель урока: выяснить особенности строения и жизнедеятельности лишайников в связи с условиями среды, их значение в природе и жизни... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ле «Царство Растений», по теме «Подцарство Высшие растения» №23, учащиеся знакомы с Подцарством низших растений, после изучения отдела... | Урок по учебному плану. Тема урока по учебно-тематическому плану Класс Ракообразные: особенности строения и жизнедеятельности, многообразие, роль в природе | ||
Урок «Тип моллюски». Предметные результаты В результате овладения содержанием материала изучить особенности строения организмов относящихся к типу моллюсков и установить взаимосвязь... | Урок «Заболевания органов пищеварения» Цель урока: изучить особенности строения и жизнедеятельности паразитических червей класса Сосальщики и Ленточные черви, сформировать... | ||
Урок учителя биологии моу сош №5 г. Волжск, рмэ бакуниной Натальи... Об утверждении временного порядка сбора информации в рамках Геопортала Республики Татарстан | Тема: Антропогенез- эволюция человека Класс Ракообразные: особенности строения и жизнедеятельности, многообразие, роль в природе |