Урок по теме "Лишайники". 6-й класс





Скачать 66.72 Kb.
НазваниеУрок по теме "Лишайники". 6-й класс
Дата публикации29.06.2015
Размер66.72 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок

Урок по теме "Лишайники". 6-й класс


Цыганова Л.В., учитель биологии

Статья отнесена к разделу: преподавание биологии

Цель урока: выяснить особенности строения и жизнедеятельности лишайников в связи с условиями среды, их значение в природе и жизни человека.

Задачи: сформировать знания о строении и жизнедеятельности лишайников в связи с условиями среды, их значении в природе и жизни человека, развивать понятие “симбиоз”, вырабатывать навыки самостоятельной работы с учебником, находить в тексте сведения для заполнения схем, расширять кругозор, развивать познавательный интерес к предмету, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: таблица: “Типы лишайников”, “ коллекция лишайников, гербарий, живые экземпляры лишайников на ветках липы, осины, яблони и др., мультимедийный проектор (демонстрация видов лишайников).

Ход урока

Актуализация знаний

Давайте вспомним:

Мы изучаем ботанику – науку о Царстве____________

Лабораторная работа

Вы, сейчас, рассматриваете, выданные вам ветки липы, осины, яблони. К какому Царству, и по каким, признакам вы отнесете эти веточки к нему? Все ли представители этого Царства имеют такие же признаки?

  1. Какие другие царства органического мира вам известны?

  2. Какие царства мы с вами уже изучили?

  3. На какие 2 группы можно разделить живые организмы по способу питания?

  4. Что такое автотрофы?

  5. Что такое гетеротрофы?

  6. Что такое симбиоз? Приведите пример.

Изучение нового материала

Лабораторная работа (продолжение). Рассмотрите внимательно еще раз ветки этих растений. Что вы видите на стеблях? (Наросты) Обратите внимание, они имеют серовато-зеленую окраску. Можно по этому признаку считать их растениями? Признаки растений у них хорошо проявляются? Но они связаны с живыми ветками наших растений? Значит они тоже организмы? Перед тем, как начать изучение нового материала мне бы хотелось вам прочесть легенду. Вы должны внимательно прослушать и попробовать ответить на вопрос, о какой группе растений пойдёт речь?"

Древняя легенда рассказывает, как однажды много дней толпа народа брела по пустыне, по колено, утопая в сыпучем песке. Все припасы, взятые с собой, были съедены. Люди падали от изнеможения и истощения на горячий песок. Утром, когда солнце стало накалять песок, неожиданно поднялся ветер. И вдруг путешественники заметили, как по песку, подгоняемые ветром, катятся серые комочки. Ветер поднимал их кверху, и казалось, что они падают с неба.

- Манна, манна! С неба падает манна!

Все бросились собирать ее: брали пригоршнями серые комочки, ели их сухими, варили кашу и пекли лепешки. В легенде рассказывается, "манна" упала с неба. Многие читатели представляли себе эту манну манной крупой, которая, как известно, получается из размолотой твердой пшеницы.(Ответы детей различны) Манна же, как доказал в 1772 г. Русский ученый Паллас,- это лишайник, перекатываемый ветром по пустыням Африки. Лишайник съедобный нагревается в пустыне до 70 градусов и не погибает. Он может высохнуть, а потом опять ожить, впитав влагу из воздуха. А другой русский учёный К.А.Тимирязев назвал лишайники “растение – сфинкс” (двуликий) И так какая же у нас сегодня тема урока? ( Записывают тему в тетрадях)

Лишайники – это особая группа организмов. Почему? Это мы с вами должны будем выяснить на нашем уроке.

Лишайники – это симбиотическая группа организмов, состоящих из гриба и водоросли. Их тело – слоевище или таллом: грибные гифы наружного слоя таллома переплетены очень плотно, составляют защитный слой. Под ним слой водоросли, затем рыхлый слой гиф грибов. Снизу также защитный слой. ( Мультимедийная демонстрация). Подпишите к цифрам названия этих частей лишайника.

Найдите в учебнике в тексте параграфа особенности питания лишайников. Выясните роль водоросли в данном симбиозе, роль гриба. (Ответы учащихся).

А может ли водоросль существовать отдельно? А гриб?

Лабораторная работа. Теперь рассмотрите выданные вам гербарии некоторых видов лишайников. Их насчитывается 26 тысяч. Найдите на гербарных образцах часть, состоящую из водоросли и часть, состоящую из гриба. Почему же Тимирязев назвал их «сфинксом»? (ответы) Найдите признаки сходства. Все ли признаки у них сходные? В чем вы видите разницу (в форме слоевища, цвете). Сколько бы их форм (типов, групп) вы выделили? 3 типа лишайников:

Самостоятельная работа с учебником, заполнение таблицы: внесите в графы названия типов, приведите примеры представителей этих типов










Групповая работа составьте небольшие рассказы об одном представителе из каждой группы Примерные рассказы:

1. В темном еловом лесу очень часто видны косматые серые "бороды". Это лишайники - бородач. Особенно его много в горных лесах, где чистый воздух. Не все лишайники растут на деревьях. 2.В сухих сосновых борах разные виды лишайников образуют сплошной ковер из ветвистых беловатых или розоватых кустиков. "Олений мох" или ягель - это тоже лишайник, относящийся к форме кустистые лишайники.. 3. На коре деревьев часто встречаются лишайники в виде пластинок разной формы и разного цвета. Их называют листоватыми. Наиболее заметна из них золотянка степная, растущая на коре осин. Накипные лишайники - в горах. Их трудно отодрать.

 

  • накипные

  • листовые

  • кустистые.

На экране рассматривание разных видов лишайников (Мультимедийная демонстрация)

Самостоятельная работа с учебником:

Подготовить сообщение о приспособленности лишайников к жизни, их биологической роли, и размножении.

1ученик. Лишайники приспособлены к жизни в самых разнообразных условиях. Где можно встретить лишайники? (на камнях, деревьях, на почве, заборах, крыше). Они очень неприхотливы. Внутреннее строение особое. Тело - его слоевище, состоит из гриба и водоросли, находящиеся в симбиозе. В тесной взаимосвязи, как единый организм. Если сделать разрез, то увидим гифы и вкрапленные водоросли. Лишайник представляет симбиоз. Водоросль в процессе фотосинтеза вырабатывают органические вещества, которые используются грибом, а гриб снабжает водоросль водой и минеральными солями. Гриб - более сильный организм, часто угнетающий и иногда уничтожающий клетки водорослей.

2ученик. Лишайники способны выделять кислоты, которые разрушают даже гранит. В легенде говорилось о съедобных лишайниках. Появляясь на голых скалах, лишайники готовят субстрат для более прихотливых растений. Но лишайники совершенно не выносят загазованности воздуха. Поэтому они являются индикаторами (показателями) чистоты воздуха. А как вы думаете, в нашем поселке воздух чистый?

Выполните задание: заполните таблицу “Значение лишайников”.

Значение лишайников в природе

Значение лишайников в жизни человека

Анализ таблицы: Значение лишайников велико.

Как же надо относиться к этим организмам и почему? Как не дать исчезнуть им?

Охрана лишайников

В последнее время встаёт вопрос об охране лишайников в связи с тем, что они очень медленно растут (1 – 3 мм. в год), а роль их велика, особенно в питании животных (олени, улитки, слизни, насекомые). Многие лишайники занесены в Красную Книгу (примеры).

Размножение лишайников:

  1. кусочками слоевища

  2. спорами, вегетативно.

.Закрепление

  1. На какие группы по внешнему строению делят лишайники?

  2. Из каких организмов состоит лишайник?

  3. Как питаются лишайники?

  4. Как размножаются лишайники?

  5. Почему лишайники называют пионерами растительного покрова?

  6. Каково значение лишайников в природе и жизни человека?

Часто на скалах можно видеть сухие, как бы безжизненные лишайники. Однако после дождя все они “оживают”. Объясните это явление природы.

Среди множества видов лишайников наиболее известен ягель. Почему? Как его ещё называют? Лишайники растут очень медленно: 2 – 3 мм. в год. В то же время в тундре они – основной корм для оленей. Почему проезд тяжелого транспорта по тундре, чрезмерный выпас домашних северных оленей может вызвать исчезновение лишайников? Обобщение Итак, мы с вами познакомились со строением и процессами жизнедеятельности лишайников, выяснили, что лишайники – особая группа организмов, состоящая из гриба и водоросли, находящихся в симбиозе. Лишайники очень приспособлены к жизни в разнообразных условиях. Но совершенно не выносят загазованности воздуха. Велико их значение в природе и жизни человека. Д/З. Учебник, параграф 55.

Использованная литература

  1. Учебник “Биология” 6 класс В.В. Пасечник

  2. Научно-методический журнал “Биология в школе” (1998г)

  3. “Книга для чтения по ботанике”. Составитель Д.И. Трайтак.

  4. “Биология”. Приложение к газете “Первое сентября”.(2000г)



Выписка

из протокола № 4
От 7апреля 2011 г.

Повестка дня:

1. Методика проведения открытых уроков

и обмен опытом учителем биологии

Цыгановой Л.В.
Конспект урока по теме «Многообразие животных класса Пресмыкающиеся» прилагается

______________________________________________________
Выписка

из протокола № 2

От 29ноября 2011 г.

Повестка дня:

1. Методика проведения открытых уроков

и обмен опытом учителем биологии

Цыгановой Л.В.
Конспект урока по теме «Лишайники» прилагается

______________________________________________________

Выписка

из протокола № 2

От 15преля 2013 г.

Повестка дня:

1. Методика проведения открытых уроков

и обмен опытом учителем биологии

Цыгановой Л.В.
Конспект урока «Чем мы познаем красоту окружающего мира» прилагается

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по теме \"Лишайники\". 6-й класс iconУрок по теме: «Бактерии. Грибы. Лишайники.» Продолжительность: урок...
Технологии: урок с применением здоровьесберегающих технологий, интерактивной мультимедийной презентации
Урок по теме \"Лишайники\". 6-й класс iconУрок на тему: Дыхание растений. По учебнику В. П. Викторова, А. И....
По учебнику В. П. Викторова, А. И. Никишова: «Биология, Растения. Грибы. Бактерии. Лишайники» 6 класс
Урок по теме \"Лишайники\". 6-й класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока «Воздушное питание», урок №1 (58) в теме «Бактерии, грибы – разрушители органического вещества. Лишайники»
Урок по теме \"Лишайники\". 6-й класс iconУрок по теме "Семейный бюджет" 8-й класс
Предмет Технология (учитель Никифорова Г. Е.) Урок по теме "Семейный бюджет" 8-й класс
Урок по теме \"Лишайники\". 6-й класс iconТехнологическая карта урока русского языка. Класс
Место и роль урока в изучаемой теме: последний урок по теме; урок обобщающего повторения
Урок по теме \"Лишайники\". 6-й класс iconУрок второй по теме «Отдел Лишайники»
Учащиеся готовили дома кроме теоретического материала информацию практического характера: рассмотреть деревья, растущие рядом с домом,...
Урок по теме \"Лишайники\". 6-й класс iconИ. В. Кузьмин «29» августа 2013 года
И. Н. Пономарева 6-11 класс, авторской «Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы. И. Н. Пономаревой, В. С. Кучменко, 6 класс...
Урок по теме \"Лишайники\". 6-й класс iconУрок по химии 9 класс. Тематический зачет по теме: «Металлы»
Обучающая: повторить, обобщить, закрепить и проконтролировать знания учащихся по данной теме
Урок по теме \"Лишайники\". 6-й класс iconУрок по теме «Бактерии, грибы, лишайники»
Материалы, оборудование: классификатор – плакат с кармашками для бактерий, грибов, лишайников; таблички с терминами для 2-го раунда;...
Урок по теме \"Лишайники\". 6-й класс iconУрок – последний урок в теме. Учебный предмет
Урок входит в тематический блок "Россия первой четверти XVIII века", проводимый урок – последний урок в теме
Урок по теме \"Лишайники\". 6-й класс iconПрограмма к учебнику И. Н. Пономарёвой, О. А. Корниловой, В. С. Кучменко...
Мы с вами на игре «В мире растений». Сегодня мы ещё раз подумаем, поразмышляем о таком важном вопросе, как охрана природы, о многообразии...
Урок по теме \"Лишайники\". 6-й класс iconКалендарно-тематическое планирование. 5 Класс учитель : Ларина Т. В
Тема: Повторение изученного по теме «Фонетика». Урок-расследование. Урок для 5 класса
Урок по теме \"Лишайники\". 6-й класс iconУрок по теме: «Класс Млекопитающие или Звери»
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Класс Млекопитающие или Звери». Закрепить знания о млекопитающих Зейского...
Урок по теме \"Лишайники\". 6-й класс iconУрок. Содержит фактический материал по теме «Иррациональные уравнения»
Урок иссследования, комбинированный урок. Содержит фактический материал по теме «Иррациональные уравнения». План решения, самооценка...
Урок по теме \"Лишайники\". 6-й класс iconУрок по теме «Движение и взаимодействие тел» ( 7 класс) Тип урока:...
Цель урока: повторить изученный материал по теме «Движение и взаимодействие тел», подготовиться к контрольной работе
Урок по теме \"Лишайники\". 6-й класс iconУрок-путешествие Урок математики, 6 класс Урок по теме: «Координатная плоскость»
«Умножение и деление положительных и отрицательных чисел», «Умножение и деление обыкновенных дробей»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск