Скачать 64.78 Kb.
|
конспект урока «Организм – сфинкс» Краткая аннотация Данный урок - второй по теме «Отдел Лишайники» (программа Сонина-Плешакова, Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс). На предыдущем рассмотрены вопросы строения, жизнедеятельности и местообитания лишайников. Учащиеся готовили дома кроме теоретического материала информацию практического характера: рассмотреть деревья, растущие рядом с домом, выбрать одно из них и определить, сколько разновидностей(!) лишайников произрастает на нем, каков процент обрастания коры лишайниками. Урок можно считать компонентом интегративной модели преподавания биологии-экологии. Форма учебной работы: Классно – урочная, ведущий метод обучения - объяснительно иллюстративный с элементами исследовательско - поисковой деятельности. Цель урока: Систематизировать знания учащихся о лишайниках, рассмотреть вопросы их практического использования, в том числе как объекта лихеноиндикации. Задачи урока: -развивать мышление учащихся, работая с биологической терминологией - повторить вопросы биологии лишайников; -расширить кругозор учащихся в области практического использования лишайников; - способствовать развитию интереса к родному краю (сбор информации по лихеноиндикации и ее обработка); - развивать интеллект учащихся через вопросы проблемного характера. Оборудование: Школьная таблица «Лишайники»; самодельные карточки-таблицы А 4 (13 шт.); карта г.Вельска; кружки Ø 2-3 см по числу учащихся; английские булавки, кнопки. Тезисами показаны фразы учителя, в скобках - предполагаемые ответы учеников. Вступление. Интрига урока. - В 1885 году на улицах Москвы появилась необычная афиша. Климент Аркадьевич Тимирязев (очень известная личность широким кругам общественности) приглашал на публичную лекцию всех желающих. Лекция называлась «Растение – сфинкс». Слушателей собралось много…. Тимирязев рассказывал о…лишайниках! - Почему собралось много желающих на лекцию? (заинтересовало название лекции) - Почему лекция называлась «РАСТЕНИЕ – сфинкс»? (в те времена лишайники считали растениями) - Почему Тимирязев назвал лишайники «СФИНКСАМИ»? (привлекаются знания из истории, возможна демонстрация рисунка; сфинкс - «человеколев», лишайник - «грибоводоросль») Учитель сообщает адаптированную на детей цель урока и предлагает ответить на вопросы: - Как называется тело лишайника? (слоевище или таллом) - Какие вы знаете типы слоевищ? (накипные, листоватые, кустистые) - От чего зависит окраска лишайника? (от преобладающего пигмента) - Как питается водоросль в теле лишайника? (автотрофно, фотосинтезирует) - Как питается гриб в теле лишайника? (гетеротрофно, берет готовые вещества у водоросли) - Где можно встретить лишайники? (на коре деревьев, на почве, скалах; учитель может дополнить ответ учащегося – на старинных пушках (металле), на древесном угле, на стекле; данные факты подтверждают, что лишайники используют субстрат как опору) - Почему лишайники так широко распространены? (обладают морозоустойчивостью, засухоустойчивостью, легкостью вегетативного размножения) - Взгляды на взаимоотношения гриба и водоросли в теле лишайника постоянно меняются. (свой рассказ учитель сопровождает демонстрацией таблиц размером А4, на которых написаны типы взаимодействий) Первоначально лишайники считали консорцием, т.е. гриб и водоросль - неделимое целое. В середине 19 века была доказана двойственная природа лишайника. Помещенное в банку с водой тело лишайника распалось, а высвободившиеся водоросли стали размножаться делением и вскоре образовали зеленый налет. Через два года немецкий ботаник А. Де Бари для обозначения выгодных взаимоотношений двух организмов, образующих лишайник, ввел термин «симбиоз». Позже выяснилось, что эти взаимоотношения далеко не идиллия. Лишайники рассматривались как воздушные грибы, паразитирующие на водорослях. Пока водоросль жива, гриб ведет себя как паразит. Когда она погибает, он становится сапрофитом и поедает ее останки, лишившись источника пищи – погибает сам. Эти отношения назвали эндопаразитосапрофизмом. Мрачный взгляд на лишайник смягчили представления об умеренном паразитизме. Их сторонники полагали, что погибает только незначительная часть «пленных» водорослей. Существует также гипотеза, согласно которой водоросль не остается в долгу – отбирает у гриба все, что можно (совместный паразитизм). - Какой тип взаимоотношений нам, людям, кажется более привлекательным? (симбиоз) Идея гармонии и сотрудничества всегда кажется более привлекательной, может быть поэтому, мы в школе рассматриваем симбиоз как основу взаимодействия гриба и водоросли в теле лишайника. Так хочется верить, что в маленьком лишайнике на коре дерева гриб и водоросль дарят друг другу добро. - Каково же значение лишайников в природе и жизни человека? ( учитель просит учащихся открыть и подготовить тетради к работе, свой рассказ сопровождает демонстрацией таблиц А4, учащиеся фиксируют главное, возможно включение в беседу) 1.
2.
3.
4.
Так усниновая кислота, образуемая 70 видами лишайников, под названием антибиотика бинан введена в медицинскую и ветеринарную практику для лечения ран, язв, ожогов, гнойных процессов. 5.
6.
7.
8.
(У кустистого лишайника больше площадь соприкосновения с воздухом, а, следовательно, больше накапливается загрязнений). Учитель предлагает выполнить коллективную исследовательскую работу. Информацию, «собранную» дома, учащимся необходимо разместить на подготовленном кружке диаметром 2-3 см. Кружок, в свою очередь, - на карте нашего города в том месте, где проживает учащийся (на работу уходит до 5 минут, чтобы уменьшить потери времени целесообразно на перемене попросить учащихся найти на карте местоположение своего дома). Наиболее способному ученику можно поручить формулировку вывода. Необходимо проанализировать информацию на кружках с позиций «центр-периферия», количество видов, процент покрытия. Выявить закономерность, сделать выводы о степени загрязненности воздуха в г.Вельске. (предполагаемый ответ – в центре города источников загрязнений воздуха больше, на деревьях бедный видовой состав лишайников, малая площадь покрытия) Учитель подводит итоги урока, задает задание на дом, сообщает и комментирует оценки учащихся. |
Урок по теме: «Бактерии. Грибы. Лишайники.» Продолжительность: урок... Технологии: урок с применением здоровьесберегающих технологий, интерактивной мультимедийной презентации | Урок по биологии в 6 классе по умк пасечника Тема: «Отдел «Лишайники» Цель урока формирование компетенции о систематическом положении, особенностях строения, питания, размножения, значения и экологии... | ||
Урок по теме Тема: Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте (второй урок по теме) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данный урок – урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, учащихся по теме «Использование свойств функции при решении... | ||
Урок по теме и 58 в системе уроков Урок разработан для учащихся 8 «А» класса при прохождении темы «Одна из достопримечательностей нашего города», предусмотренной учебной... | Урок по теме "Лишайники". 6-й класс Цель урока: выяснить особенности строения и жизнедеятельности лишайников в связи с условиями среды, их значение в природе и жизни... | ||
Урока по русскому языку в 8 классе по теме «Связь слов в словосочетании» Это второй урок в системе уроков по теме «Словосочетание». Он разработан с учетом требований фгос | Урок по алгебре в 9 классе по теме: «Системы уравнений второй степени.... Организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний по данной теме | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока «Воздушное питание», урок №1 (58) в теме «Бактерии, грибы – разрушители органического вещества. Лишайники» | План урока биологии с использованием эор по теме «Ткани» Место и роль урока в изучаемой теме: второй урок по главе «Общий обзор строения организма человека» | ||
Урок-деловая игра по теме «Отмена крепостного права в России» Первый урок традиционен, он предусматривает знакомство с основными положениями крестьянской реформы 1861 г Второй же урок, посвящённый... | Урок-путешествие по теме «Отдел Голосеменные» Цель: познакомиться с местообитанием, строением, размножением, значением голосеменных растений | ||
Урока в изучаемой теме: второй урок по теме «Фосфор и его соединения» Цель урока: формирование и закрепление знаний, умений и навыков по теме «Фосфор и его соединения» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Химия 8 класс, программа О. С. Габриеляна. Урок – изучение нового материала. Второй урок по теме «Кислоты, классификация и свойства».... | ||
Урок русского языка в 1 классе. Тема: «Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях» Это второй урок по теме имена собственные. Первый урок был на тему «Заглавная буква в именах». Следующий урок будет на тему «Заглавная... | Рекомендации к использованию презентации Борьба Руси с западными завоевателями. Пятый урок в теме «Русь во второй половине XII – XIII в» |