Диплом Сталинские Соколы. Советская и немецкая авиации в годы Великой Отечественной войны





Скачать 198.93 Kb.
НазваниеДиплом Сталинские Соколы. Советская и немецкая авиации в годы Великой Отечественной войны
Дата публикации18.10.2014
Размер198.93 Kb.
ТипДиплом
100-bal.ru > Военное дело > Диплом


ГБОУ Гимназия №1505

«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»

Диплом

Сталинские Соколы. Советская и немецкая авиации в годы Великой Отечественной войны.



автор: ученик 10 класса «А»

Дуб Артем

Руководитель: Фалько А. П..
Москва

2013

Содержание

Введение…………………………………………………………..3

Глава I «Точка зрения российских историков»……………….6

Глава II «Точка зрения иностранных историков»…………….13

Глава III «Сравнение двух точек зрения»……………………..20

Заключение………………………………………………………..23

Список литературы……………………………………………….25

Введение

Вторая мировая война является самым страшным вооруженным конфликтом в истории человечества. Ещё никогда в мире не был столько жесткости и насилия, как в годы второй мировой войны, а результатами этого грандиозного противостояния антигитлеровской коалиции и стран «оси» являются десятки миллионов погибших солдат и мирных жителей. И до основания разрушенная Европа и большая часть Азии. Как известно, в первый период кровопролитнейшей войны (1 сентября 1939 года – 22 июня 1941года) фашистская армия (Вермахт) не знала себе равных на поле боя и громила одного противника за другим. В итоге, к лету 1941 года Германия оккупировала Австрию, Чехословакию, Польшу, Бельгию, Нидерланды, Люксембург, половину Франции, Данию, Норвегию, Югославию и Грецию. Большинство других Европейских держав стали сателлитами (союзниками) Германии. Весной 1941 года в состояние войны с Германией оставалась только Соединенное Королевство Великобритании. Однако 22 июня 1941 года Нацистская Германия нападает на СССР, и начинается второй период второй мировой войны - Великая Отечественная война. Как известно, война началась с уничтожением большей части ВВС СССР еще до взлета советских самолетов в воздух. Однако многие историки, как российские, так и зарубежные готовы поспорить с этой гипотезой. На начало Великой Отечественной войны люфтваффе действительно считалось самыми мощными военно-воздушными силами в мире, и, хотя немецкая авиация несла существенные потери в первых боях ВОВ, советские ВВС не могли наравне бороться с немецкими самолетами. Но уже к 1943 году преимущество немцев над советскими самолетами ушло в небытие. Наши и немецкие летчики поменялись местами. Теперь уже советские бомбардировщики безжалостно бомбили отступающую на запад немецкую армию, успешно подавляя сопротивления со стороны люфтваффе. Но что же случилось с немецкими и советскими ВВС в годы войны? За счет чего советские ВВС смогли достигнуть явного преимущества в воздухе? Историками доказано, что на 22 июня 1941 года советские ВВС имели подавляющее численное превосходство над люфтваффе, хоть и уступали по техническим характеристикам. Тогда почему советские ВВС терпели разгромные поражения в начале войны? Многие историки пытались найти ответы на эти вопросы, но они разделяются во мнениях. Советские историки долгое время считали, что советская авиация, ещё не успев подняться в воздух и дать бой немецким летчикам, была в буквальном смысле уничтожена в первые дни войны, а потом уже, в ходе войны, строились новые самолеты, советская авиация заново воссоздавалась. Российские же историки видят главную причину поражений ВВС СССР на начальном этапе войны в неопытности летчиков. В книге Артёма Драбкина «Истребители «прикрой, атакую»» подробно описываются воспоминания совсем молодых на начало войны летчиков, «умевшие в буквальном смысле только держаться за ручку управления». Немецкие же историки считают, что хоть и у ВВС Советского Союза было численное превосходство, из-за устаревшей техники и тактики ведения воздушного боя, советские самолеты не имели ни единого шанса в борьбе с немецкими самолетами. Например, немецкий историк Вальтер Швабедиссен, генерал Люфтваффе в годы ВОВ, написал книгу «Сталинские Соколы», в которой подробно выражает свою точку зрения на противостояние ВВС СССР и Германии.

Цель моего диплома выявить причины поражений советских ВВС и их владения инициативой во второй половине Великой Отечественной войны, опираясь на работы немецких и отечественных историков.


Глава 1

«Точка зрения российских историков»

Как было отмечено во введении, Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года и закончилась 9 мая 1945 года, подписанием безоговорочной капитуляцией Фашисткой Германии. Это были трагические дни отечественной истории, по разным источникам война унесла около 20 миллионов жизней советских людей. В тот июньский день 41 года Фашистская Германия, без объявления войны перешла границу Советского Союза и начала своё наступление вглубь нашей страны. В половину третьего утра первыми границу СССР по суше пересекли диверсанты учебного полка «800 Бранденбург». А немецкие самолеты были уже в воздухе. На земле боевые действия ещё не начались, когда на советские аэродромы посыпались бомбы.

Считается, что советская авиация была практически уничтожена во время первых бомбардировок Люфтваффе, и именно за счет этого было достигнуто господство в воздухе немецких самолетов в начале войны. Однако современные российские историки готовы поспорить с этой концепцией. Так русский историк, писатель и общественный деятель Артем Драбкин выдвигает свою точку зрения на события того темного периода нашей истории. Артем Драбкин, окончив биолого-химический факультет Московского Педагогического Университета, по образованию не является историком. Однако именно будучи автором множества книг, посвященных Великой Отечественной войне он получил известность. В своей книге «Истребители» Прикрой, атакую!»», ссылаясь на воспоминания летчиков-ветеранов Великой Отечественной войны, Драбкин выдвигает свою историческую концепцию о причинах господства Люфтваффе над советскими ВВС в первый период войны, и перехвата инициативы в воздухе советскими летчиками. Автор книги выделяет несколько главных причин безнадежных поражений советской авиации в первый период войны.

Первая причина, это неопытность молодых советских летчиков. Плохое обучение летчиков, отсутствие боевого опыта, в большинстве случаев даже отсутствие часов самостоятельных вылетов. Даже по сравнению с 30-ми годами подготовка летчиков в СССР резко ухудшилось. В связи с ростом ВВС, срок обучения в летных школах сократился с двух с половиной годов до одного года. Это незамедлительно сказалось на мастерстве и профессионализме советских летчиков. Во время подготовки летчиков пренебрегались даже такие важные навыки летчика, как огневая подготовка и полет по маршруту. Конечно, не отрабатывались прыжки с парашютом и высший пилотаж. Зато все учебное время тратилось на отработку взлетов и приземлений. «Вспоминает Сергей Горелов: «После училища я, кроме как взлетать и садиться, ничего не умел… Ни стрельбы, ни боя. Блудили мы страшно, даже не умели летать по маршруту»»1. В результате, молодые летчики, естественно не имея боевого опыта, поступали в летные части с 8-10 часами самостоятельного налета. Чаще всего во время подготовки летали они на самолетах абсолютно другого типа, чем в полку. «Вспоминает Семен Букчин: «Ко времени выпуска у меня набралось чуть больше 20 часов налета, из них, может быть, 1 час (4 полета) самостоятельно! Как истребитель я к настоящим боям готов не был. Кроме того, ни разу в училище мы не совершали прыжки с парашютом! Многим это потом аукнулось…»».2

В Германии же к подготовке летчиков относились куда более серьезно, чем в СССР. К моменту прибытия молодого летчика в боевое подразделение, у него было на счету около 300 летных часов, которые были в основном потрачены на отработку таких навыков, как групповой и высший пилотажи, полеты в сложных метеоусловиях. Большое внимание уделялось огневой подготовке курсантов летных училищ. И даже по распределению в строевую часть, молодой летчик не сразу шел в бой. Он попадал в резервную группу, где под чутким присмотром своего опытного руководителя совершенствовал навыки ведения боевых действий в воздухе. Нет сомнения, что немецкая система подготовки летчиков – одна из лучших на то время в мире. Однако надо учитывать и тот факт, что на момент начала Великой Отечественной войны значительная часть ВВС Германии состояла из летчиков, прошедших 2 года войны, имевших колоссальный боевой опыт. Конечно в советских ВВС так же имелись летчики с боевым опытом войн в Финляндии и Испании, но их количество по сравнению с только что набранной молодежью было ничтожно.

Вторая причина несостоятельности советских ВВС перед Люфтваффе, по мнению Драбкина, это более совершенная немецкая тактика ведения боевых действий и техническое преимущество немецких самолетов над советскими.. После тщательного анализа военных действий в Испании, немецкое командование внедрило в части Люфтваффе новейшую тактику ведения воздушного боя. Во время Гражданской войны в Испании Люфтваффе использовало формирования из трех самолетов, летящих в форме буквы «V». Такое же построение использовали ВВС Советского Союза. Такое построение самолетов затрудняло взаимное маневрирование в бою. В основу новой же тактики было положено использование в свободном строю пар и четверок самолетов, что позволяло немцам использовать превосходство в скорости их самолетов. Для советских же летчиков использование подобной тактики не представлялось возможным. На начало войны на вооружении ВВС СССР стояли устаревшие машины, безнадежно уступающие немецким самолетам и в скорости и в техническом оснащении. Поэтому действие советских самолетов в плотном строю трехсамолетных звеньев обуславливалось отсутствием радиостанций на большинстве машин, вследствие чего командир мог управлять своими летчиками лишь жестами. Это заставляло советские самолеты буквально прижиматься друг к другу, теряя свободу полета. Так же в немецких ВВС всячески поощрялась самостоятельность и инициатива летчиков. Немецкие летчики были свободны в выборе методов решения поставленной задачи. Советским же летчикам жестко задавалась и скорость полета, и высота, и район действия. В такой ситуации советские летчики становились уязвимы для немецких самолетов, быстро реагировать на постоянно меняющуюся ситуацию советские летчики не могли.

Однако к 1943 году немецкие ВВС начинали утрачивать своё прежде безграничное господство в воздухе, а в 1944 году, эта инициатива уже прочно перешла к советским летчикам. По мнению Артём Драбкина, достичь превосходства в воздухе советским ВВС удалось за счет ликвидации большинства слабых мест советской авиации, которыми так успешно пользовалось Люфтваффе в первые годы войны.

К середине войны советские летчики стали намного более опытными, чем в 1941 году. Большинство летчиков за 2 года военных действий освоили многие летные навыки, которыми они не были обучены во время подготовки. К 1943 году существенно улучшилась и сама подготовка новоиспеченных летчиков. Теперь летчики, только что окончившие обучение в авиационных школах, попадали в запасные авиационные полки, где проходили дополнительную подготовку. В программе авиационных школ уже присутствовало обучение многим полезным летным навыкам, которые игнорировались в 1941 году. С возрастанием опыта и выучки советских летчиков, в советских ВВС возрастала популярность так называемых «вылетов на свободную охоту». В 1941 году такие вылеты были очень популярными среди немецких летчиков, и всячески поощрялось немецким командованием. Такие вылеты давали свободу действие летчикам, которая дает летчикам преимущество внезапности. «Вспоминает Александр Шварев: «Только ко второй половине войны мы уже стали ходить в свободную охоту. Свободная охота – это самые лучшие вылеты, ты летишь, ни к чему не привязан. Твоя задача – ловить ротозеев и стрелять»»3.

В 1943 году в летные подразделения начали в большом количестве начали поступаться новые образцы самолетов. В 1941 году основным самолетом-истребителем ВВС Советского Союза был И-16. Многие советские ассы Великой Отечественной войны начинали свою службу именно на этих самолетов. Немецкий же основной самолет-истребитель «Мессершмитт» в 1941 году превосходил советский И-16 практически по всем показателям, начиная скоростью, кончая наличием радиостанции. Новые же советские самолеты, поступавшие в подразделения советских ВВС с конца 1942 года, такие как ЛА-5 и Ла-7 имели неплохое преимущество в скорости, на многих советских самолетах теперь были установлены радиостанции. Даже появление нового немецкого самолета на Восточном фронте «Фокке-Вульф» в 1943 году, не могло уже вернуть Люфтваффе своё прежние господство над советской авиацией. Количество новых немецких самолетов по отношению к старым образцам самолетов Люфтваффе было ничтожно, в то время как «Лавочкины» в 1944 году стали составлять основу ВВС СССР.

Следствием улучшения технических характеристик советских самолетов стало и использование советскими летчиками более совершенной тактики ведения воздушного боя. На многих советских самолетах в 1943 году присутствовали радиостанции, что позволяло советским летчикам действовать на удобной дистанции друг от друга. В итоге уже советские летчики могли гибко использовать свое преимущество в скорости над немцами. Кроме того, к середине войны значительно увеличилось количество налетов советских, а после открытия второго фронта в 1944 году и союзных бомбардировщиков на немецкие города. Это заставляло Люфтваффе держать большое количество истребительной авиации в ПВО страны.

В итоге, Драбкин приходит к выводу, что к концу 1943 года Люфтваффе окончательно и безвозвратно потеряла своё преимущество в воздухе. Более того, с каждым днем преимущество советской авиации над немецкими ВВС становилось все более очевидным. Теперь, единственное средство борьбы с советскими самолетами у немцев была «свободная охота». Только так немецкие летчики могли достигнуть хоть какого-нибудь положительного исхода воздушного боя. Безусловно, Люфтваффе представляло собой очень грозного и беспощадного противника, но действия немецкой авиации во второй половине Великой Отечественной войны уже не могли повлиять на общее положение дел, в то время как советская авиация начала играть одну из важнейших ролей в победе над Фашисткой Германией.

2 глава

«Точка зрения немецких историков»

Итак, в предыдущей главе была раскрыта точка зрения отечественных историков о развитии противостояния советских ВВС и немецких Люфтваффе. Однако не только отечественные историки были заинтересованы в событиях, происходивших в воздухе в течении величайшего конфликта двух коалиций, но и иностранные историки имеют свои размышляли об этом. В данной главе будет раскрыта точка зрения немецких историков на примере книги Вальтера Швабедиссена "Сталинские Соколы".

Анализируя положения советских и немецких ВВС, автор приводит соотношение по численности 1 к 3 в пользу СССР. Немецкое командование имело представление о численности советских ВВС, однако их ударная сила оценивалась гораздо ниже. В планах Вермахта было использовать неопытность советских летчиков, сносную систему подготовки молодых советских летчиков и безусловное преимущество немецких самолетов над большинством советских. Так же, слабым местом советской авиации было принято считать тот факт, что СССР находился в процессе перевооружения. Единственным родом войск, которые были хорошо подготовлены и вооружены были парашютно-десантные войска, однако немцы не ждали от них какого-либо значимого сопротивления. В общем, советская авиация признавалась немцами не готовая к боевым действиям, и даже подавляющее преимущество по численности советских ВВС не считалось проблемой - немцы предполагали свести его на нет с помощью массированных бомбардировок аэродромов.

Хотя верховное командование имело довольно подробные (но не достоверные) сведения о силе советских ВВС, строевые командиры немецкой армии имели смутные представления о реальной силе советской авиации. Однако рядовые летчики были уверены в общем превосходстве Люфтваффе над ВВС СССР, и полагались лишь на свой богатый боевой опыт (2 года войны в Европе), однако явная недооценка советских ВВС потом аукнулась многим летчикам. В ходе первых воздушных боев Великой Отечественной войны обнаружилось три пункта, которые ни коем образом не соответствовали донесениям немецкой разведки в предвоенный период, и которые оказались неприятным сюрпризом для немецких ВВС. Эти пункты касались численности советских ВВС на июнь 1941 годы, эффективности ПВО СССР и потенциала восстановления ВВС СССР после сокрушительных ударов по ним в первые дни войны. Как было уже сказано, немцы понимали, что по численности советская авиация превосходила Люфтваффе. Однако они даже не предполагали, насколько колоссально было это преимущество. Не о каких 1 к 3 перед войной и не могло быть и речи. По разным источникам соотношение сил было 1 к 5 или 1 к 6. Такое преимущество становится уже более чем убедительное, если не решающее. Немцы, безусловно, недооценили возможности ПВО Страны Советов. Майор Вермахта Манфред фон Коссарт вспоминает, что инструктаж немецких летчиков основывался на отчете, согласно которому ПВО СССР "вряд ли стоило принимать во внимание".4 Однако крупные города, такие как Ленинград, Москва, и другие имели вполне надежную противовоздушную защиту, способную успешно бороться с немецкими самолетами. Что касается восстановления ВВС СССР к середине войны, то верховное командование Люфтваффе совершило, пожалуй, роковую ошибку. Немцы считали, что по прежнему большинство заводов находилось в европейской части СССР. Немцы недооценивали возможность советского правительства перебросить всю промышленность с запада за уральские горы. Недооценка обуславливалась слабой и устаревшей транспортной системой СССР. Так же немцы полагали, что с началом войны, советская военная промышленность будет испытывать дефицит сырья и рабочей силы. Но как героизм советских людей избавил СССР от этих проблем и уже к 1942-му году промышленность СССР начала работать как часы, а многие заводы, такие как Харьковский тракторный завод, были успешно эвакуированы на Урал.

Подводя промежуточные итоги всего выше сказанного, верховное командование ВВС Фашистской Германии сделали большой количество грубых ошибок при подготовке к войне с СССР связанных в большой степени с недооценкой соперника. Эти ошибки с развитием событий и сыграли важнейшую роль в захвате полной и безоговорочной инициативы советскими ВВС к середине войны. К концу 1943, началу 1944 годов немецкая авиация окончательно потеряла все свои преимущества, которые она имела в 1941 году, и перестала влиять на общий ход войны (хотя и всё ещё оставалась безжалостным и весьма опасным соперником). Однако целых 2 года инициатива в воздухе принадлежала Люфтваффе. Возникает вопрос: что мешало целых 2 года советской авиации со всем ее потенциалом, огромным количество самолетов (около 20000 самолетов на 1941 год!) и просчетами Вермахта завладеть инициативой. Ведь даже сильнейшие удары немцев по советским аэродромам в самом начале войны не уничтожили и половины советских самолетов (чисто физически это было бы невозможно сделать с помощью техники тех времен). В книге «Сталинские соколы» автор высказывает свою гипотезу, относящуюся к тем событиям. Его гипотеза звучит так: Причинами поражений советских ВВС в первые годы войны являлись хорошо подготовленная и проведенная первая атака бомбардировщиков Люфтваффе на советские авиационные базы, беспечность советского командование в плане подготовки к войне (аэродромы никак не были защищены от возможных налетов вражеской авиации), абсолютное превосходство немецких самолетов над советскими в техническом оснащении, слабая подготовка советских летчиков и отсутствие у них уверенности в собственных силах и веры в победу, плохие аэродромы, находившиеся в руках советской авиации. Так автор, опираясь на воспоминания немецких летчиков, полагает, что первые бомбардировки русских аэродромов принесли огромные потери советским ВВС, и являлись полной неожиданностью для советского верховного командования. Об этом свидетельствует абсолютная незащищенность практически всех аэродромов СССР. Майор фон Коссарт вспоминает, что 22 июня 1941 года его группа атаковала аэродром совершенно незамаскированных, выстроенных в ряд самолетов, на защите которых стояла всего одно (!) зенитное орудие. По воспоминаниям многих немецких летчиков, самым типичным радиосообщение перехваченным немцами было: «Ничем не могу помочь. Мой полк уничтожен».5 Однако стоит отметить и то, что бомбардировке в большой степени относились к потерям в техники, чем в живой силе, что позволило частично восстановить потерянные полки в сравнительно короткие сроки. Неоспоримым автор считает и превосходство немецких самолетов по техническим характеристикам. Немецкие летчики почувствовали уверенность в собственных силах в большей степени не от разбомбленных советских аэродромов, а после первых встреч с советскими самолетами в воздухе. Очень быстро обнаружилось то самое отставание советских самолетов от немецких, несмотря на подавляющее преимущество. Если немецкий Мессершмидт (основной истребитель Люфтваффе) встречался один на один с основным советским самолетом (таковым являлся И-16), то шансов на то, что советский летчик выйдет из дуэли победителем, практически не было. Новых же советских машин на западных границах были единицы. Это обуславливалось незаконченным из-за начала войны перевооружением. Новые машины стали поступать на фронт в достаточном количестве лишь в 1942 году. Следствием безнадежного технического отставания советских самолетов, по мнению немцев, являлась отсутствие веры в свои силы и в возможную победу. Из воспоминаний полковника немецкой армии фон Бойста: «противник, совершенно не способный вести самостоятельный атакующий бой, представлял весьма не большую угрозу опытным немецким ассам. Часто складывалось такое впечатление, что советские летчики были фаталистами, сражавшимися без всякой надежды на успех только лишь руководствуясь лишь страхом перед комиссариатом»6. Однако немцы отмечали, что советские пилоты намного успешнее действовали в оборонительных боях над ещё неоккупированной территорией, нежели в атаке. Советские летчики демонстрировали невероятное мужество и упорство в оборонительных боях. Многие немцы отмечали также, что сопротивление советских летчиков неуклонно росло в ходе войны, а более опытные летчики отмечали, что нет ничего общего между русскими, воевавшими в первой мировой войне и в 1941 году.

Однако к зиме 1941-1942 годов появились первые признаки возрождения советской авиации. Конечно, немецкие военно-воздушные силы всё ещё владели уверенным превосходством над советской авиацией, но немцы начали нести все большие потери, и к сопротивлению советских летчиков начали относиться все более осторожно. Автор выделяет три причины начавшегося восстановления:

1. Многие летчики, в отличие от своих машин, уцелели летом 1941 года, а так же СССР владело огромными резервами на востоке.

2. Несмотря на прогнозируемые Вермахтом перед войной трудности, многие заводы были эвакуированы на восток, который немецкая авиация не могла достичь.

3. Суровая зима 1941-1942 годов не давала возможности Вермахту продолжать активные боевые действия, что дало СССР передышку для реорганизации ВВС.

Немцы стали замечать угрозу возрождение советских ВВС. Доктор Карл Бартц вспоминает, что зимой 1941-42 годов начали появляться большое количество самолетов, и порой было очень проблематично разбить советскую оборону на больших высотах.7 В период с 1942-1943 года мощь советской авиации медленно, но верно росло. Советская истребительная авиация начинала отступать от сугубо оборонительной тактики к наступательной. Улучшились взаимодействия авиации с сухопутными войсками. Советская оборонная промышленность начала работать в полную силу. К концу 1943-началу 1944 годов военная инициатива безвозвратно была немцами потеряна.

Глава 3

«Сравнение двух точек зрения»
В предыдущих главах были раскрыты две исторические концепции: российских историков, на примере Артёма Драбкина, основанных на воспоминаниях советских летчиков, и немецких историков, на примере Вальтера Швабедиссена, основанных соответственно на воспоминаниях немецких ветеранов. Обе концепции имеют сходства и различия.

И российский, и немецкий историки сходятся во мнениях, что одной из главных причин беспомощности советской авиации перед Люфтваффе являлась плохая подготовка молодых летчиков в СССР, и устаревшие в техническом плане советские самолеты. Однако немецкий историк не придерживается, в отличие от Драбкина, мнению, что к середине войны обучение в летных школах перетерпели большие изменения. Он полагает, что всё ещё далеко несовершенную систему подготовку молодых летчиков компенсировали усилия военной промышленности, которая буквально возродила советские ВВС, почти полностью уничтоженные после первых бомбежек советских аэродромов. Артем Драбкин же не видит в первых налетах на советские авиабазы значимую причину поражений ВВС СССР в 1941 году.

Артем Драбкин абсолютно не согласен с Швебедиссеном, что возможной причиной поражений может быть отсутствие веры в свои силы и в победу у советских пилотов. Однако этому есть объяснение, ведь Драбкин опирался на воспоминания советских летчиков, и трудно представить, что советский летчик признает отсутствие веры в победу, даже если он управляет менее совершенной по техническим характеристикам машиной, а то, что Швабедиссен называет прямолинейностью в действиях советских летчиков, Драбкин объясняет нехваткой военного опыта молодых летчиков.

Так же, Драбкин не придает большого значения советским аэродромам, в то время как Швабедиссен, считает это очень важной мелочью. Ведь немецкие самолеты базировались на бетонных аэродромах, которые были практически независимы от погодных условий. Советские же самолеты базировались на полевых аэродромах, которые часто раскисали от не редких на территории России дождей. Это создавало большое преимущество для немецких летчиков.

Что касается второй половины войны и захвата военной инициативы советскими летчиками так же есть сходства и различия. Среди различий можно выделить и то, что Швабедиссен не упоминает тот факт, что из-за участившихся к концу войны налетов на немецкие города, немцам приходилось значительное количество истребительной авиации держать на территории Германии, для противовоздушной защиты городов. Однако, Швабедиссен приводит фактор суровой зимы 1941-1942 годов, которая не позволила продолжить немцам успешные боевые действия и дала передышку советскому правительству на восстановление военно-воздушных сил. Драбкин же не придаёт этому большое значение, справедливо полагая, что суровая зима мешала как немецким, так и советским солдатам. По мнению Драбкина, становление военной промышленности было достигнуто только благодаря отваге рабочих, работавших в тылу. Так же Драбкин не учитывает недооценки немецкого верховного командования военного и промышленного потенциала СССР. Ведь даже недооценив возможность восстановления советской армии, и не смотря на многократное преимущество по численности советских ВВС, Люфтваффе вплоть до 1943 года владели неоспоримым превосходством в воздухе.


Заключение.

Исходя из двух исторических концепций, основанных на немецких и советских ветеранов Великой Отечество войны, можно выдвинуть общую историческую концепцию о событиях, развивавшихся в воздухе в годы войны.

Итак, в концепциях обоих историков хватает различий, однако большинство из них так или иначе связаны с тем, что авторы опирались на мнения и воспоминания разных сторон. Так, например, как было уже сказано, немецкий историк убежден, что советским пилотам в начале войны не хватало веры в себя, в свои силы и в возможный успех, в то время как Драбкин не сомневается в том, что у советских летчиков дефицита в этом никогда не было. Однако было много и сходств в мыслях двух историков, которые были описаны в предыдущей главе.

Итак, если объединить две концепции в одну, то она будет звучать так: Причинами поражений советских военно-воздушных сил в первый период войны являлись:

1. Техническое отставание советских самолетов от немецких в 1941 году.

2. Неопытность большинства советских летчиков и отсутствие изобретательности и самостоятельности в атакующих действиях советских пилотов, в отличие от немецких.

3. Плохая и устарелая система подготовки советских молодых летчиков.

4. Устаревшая тактика ведение воздушного боя.
Причинами возрождения советской авиации, по мнению двух историков были:

1.Становление военной промышленности, которую удалось эвакуировать на восток, в зону недосягаемости немецкой авиацией.

2.Увеличение опыта у советских летчиков к 1942-1943 годам.

3.Появление в большом количестве на фронте новых советских самолетов к середине войны, таких как Ла-5, Ла-7, МиГ-3 и др.

4.Новые машины позволили усовершенствовать тактику атакующих действий советских пилотов.


Список литературы.

  1. Артем Драбкин. Истребители «Прикрой, атакую» – ООО « Издательство «ЯУЗА»», 2012.

  2. Вальтер Швабедиссен. Сталинские соколы – Харвест, 2003.



1 Артем Драбкин. Истребители «Прикрой, атакую!» 2012. Стр.16

2 Артем Драбкин. Истребители «Прикрой, атакую!» 2012. Стр.16

3 Артем Драбкин. Истребители «Прикрой, атакую!» 2012. Стр.38

4 Вальтер Швабедиссен. Сталинские Соколы. 2003. Стр.41

5 Вальтер Швабедиссен. Сталинские соколы. 2003. Стр.43

6 Вальтер Швабедиссен. Сталинские соколы. 2003. Стр.47

7 Вальтер Швабедиссен. Сталинские соколы. 2003. Стр.49


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Диплом Сталинские Соколы. Советская и немецкая авиации в годы Великой Отечественной войны iconМосковский метрополитен в годы Великой Отечественной войны
Каждый из нас пользуется Московским метрополитеном. Но не все знают о большой роли столичной подземки в годы Великой Отечественной...
Диплом Сталинские Соколы. Советская и немецкая авиации в годы Великой Отечественной войны iconКавказские Минеральные Воды в годы Великой Отечественной войны
Цель работы: показать роль и значение кавказских Минеральных Вод в годы Великой Отечественной войны, как городов – госпиталей в лечении...
Диплом Сталинские Соколы. Советская и немецкая авиации в годы Великой Отечественной войны iconДоклад «О ходе обеспечения жильем Ветеранов Великой Отечественной войны»
Президента Российской Федерации от 09. 01. 2010 №30) в Исполнительном комитете г. Казани активно ведутся работы по обеспечению жильем...
Диплом Сталинские Соколы. Советская и немецкая авиации в годы Великой Отечественной войны icon«Вклад моей семьи в Победу СССР в Великой Отечественной войны». На...
Музей существует с 2003 года. Паспортизирован в 2006 году. Свидетельство под №11100
Диплом Сталинские Соколы. Советская и немецкая авиации в годы Великой Отечественной войны iconVii. Советская политическая система в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период
Печатается по решению кафедры истории общественных движений и политических партий России исторического факультета ргу
Диплом Сталинские Соколы. Советская и немецкая авиации в годы Великой Отечественной войны iconТульские поэты периода Великой Отечественной войны о героической обороне города Тулы
Известные советские поэты о героической тульской земле в годы Великой Отечественной войны
Диплом Сталинские Соколы. Советская и немецкая авиации в годы Великой Отечественной войны iconУрок по новейшей истории России на тему: «Культура в годы Великой Отечественной войны»
Приложение Урок по новейшей истории России на тему: «Культура в годы Великой Отечественной войны» учителя моу сош №50 г. Твери Мещеряковой...
Диплом Сталинские Соколы. Советская и немецкая авиации в годы Великой Отечественной войны iconПрофсоюзы промышленных предприятий дона и кубани в период великой...
Охватывают период Великой Отечественной войны (июнь 1941 – май 1945 гг.). Но для характеристики профессиональных союзов и уровня...
Диплом Сталинские Соколы. Советская и немецкая авиации в годы Великой Отечественной войны iconУрок для обучающихся 4 «А» и4 «В» классов мкоу северной сош по теме:...
Великой Отечественной войне 1941-1945 годов отделом архивной службы администрации Северного района Новосибирской области 30 апреля...
Диплом Сталинские Соколы. Советская и немецкая авиации в годы Великой Отечественной войны iconКлассный час «Подвиги детей во время Великой Отечественной войны» Цели
Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., с их ровесниками в послевоенный период
Диплом Сталинские Соколы. Советская и немецкая авиации в годы Великой Отечественной войны iconКонтрольная работа по курсу «История педагогики и философия образования»...
Роль государственных трудовых резервов (1940) в подготовке рабочих кадров в годы Великой Отечественной войны
Диплом Сталинские Соколы. Советская и немецкая авиации в годы Великой Отечественной войны iconБыков В. В. Альпийская баллада
Публицистика периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. М.: Советская Россия, 1985. – С. 280
Диплом Сталинские Соколы. Советская и немецкая авиации в годы Великой Отечественной войны iconПлан-конспект урока начало Великой Отечественной войны
Цель урока: Знакомство с основными событиями начального этапа Великой Отечественной войны, понимание причин неудач Советской Армии...
Диплом Сталинские Соколы. Советская и немецкая авиации в годы Великой Отечественной войны iconДеятельность эвакогоспиталей по лечебно-эвакуационному обеспечению...
Деятельность эвакогоспиталей по лечебно-эвакуационному обеспечению советских войск в годы великой отечественной войны
Диплом Сталинские Соколы. Советская и немецкая авиации в годы Великой Отечественной войны iconВторая мировая война является самым страшным вооруженным конфликтом...
Например, немецкий историк Вальтер Швабедиссен, генерал Люфтваффе в годы вов, написал книгу «Сталинские Соколы», в которой подробно...
Диплом Сталинские Соколы. Советская и немецкая авиации в годы Великой Отечественной войны iconВпервые был сорван гитлеровский план «молниеносной войны» Начался...
А какое событие произошло во время Великой Отечественной войны в ходе операции «Уран»?


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск