Федеральное агентство по образованию
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Факультет психологии
Кафедра педагогики
Контрольная работа по курсу «История педагогики и философия образования» на тему: Роль государственных трудовых резервов (1940) в подготовке рабочих кадров в годы Великой Отечественной войны
Дата сдачи работы:
«_____»___________2006г.
|
| Работу выполнила
| Работу принял:
______________/ _____________
(подпись) (расшифровка)
|
| Работу проверил:
______________/ _____________
(подпись) (расшифровка)
|
Екатеринбург, 2006
оГЛАВЛЕНИЕ оГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРУДОВЫХ РЕЗЕРВОВ СССР 5
ЭВАКУАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. РАЗВИТИЕ ШКОЛ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ (1941—1942 гг.) 12
ВОССТАНОВЛЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ НОВЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ТРУДОВЫХ РЕЗЕРВОВ (1943—1945 гг.) 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 25
ВВЕДЕНИЕ
Прошло шестьдесят лет со времени исторической победы над фашистской Германией, одержанной советским народом в Великую Отечественную войну. Военные годы были суровым испытанием не только для оборонной мощи социалистического государства, но и его экономической базы, духа и воли всех советских людей.
22 июня 1941 г. фашистская Германия, грубо нарушив условия договора с СССР, напала на Советский Союз. Мирный труд советских людей был прерван. Советский народ поднялся на защиту своей Родины, на всенародную войну.
Победу ковали общими усилиями на фронтах и в глубоком тылу. В то время как Красная Армия, вооруженная первоклассными танками, самолетами, артиллерией, уверенно громила в боях немецких захватчиков, сотни тысяч рабочих днем и ночью не отходили от станков.
Подвиг, совершенный советским народом в годы войны во имя спасения человечества, был бы невозможен без самоотверженного труда рабочего класса, тружеников села, трудовой интеллигенции, сплотивших в своих рядах лучших представителей многонационального государства. Их, говорящих на разных языках объединяла в труде общая патриотическая цель — защита Родины.
Рядом с кадровыми, опытными специалистами находились те, кто вынужден был преждевременно сменить новенькую ученическую форму училищ трудовых резервов на рабочий комбинезон,— юная смена рабочего класса, воспитанники ремесленных, железнодорожных училищ и школ фабрично-заводского обучения.
Оценивая большой вклад системы трудовых резервов в годы войны, деятель Коммунистической партии Советского государства М. И. Калинин говорил о том, что добрым словом вспомянет родина доблестный труд наших юношей и девушек — учащихся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО.
Государственная система трудовых резервов была создана перед самой войной.
Определяя задачи централизованной системы подготовки рабочих кадров, Коммунистическая партия и Советское правительство проявляли заботу об организованном обеспечении промышленности, транспорта квалифицированными рабочими, с тем, чтобы успешно решать намеченные партией задачи по дальнейшему развитию народного хозяйства страны.
Преимущество централизованного государственного управления системой стало явным в военное время, когда нужно было четко перестраивать учебно-производственную базу в потоке быстро меняющейся номенклатуры оборонных заказов, маневрировать при эвакуации промышленности на восток, изменять профиль учебных заведений, их географическое размещение и открывать новые училища и школы там, где это диктовалось необходимостью.
В условиях военного времени единое руководство училищами и школами трудовых резервов было направлено на улучшение подготовки рабочих кадров, организацию учебной деятельности. Разрабатывались и внедрялись новые формы организации теоретического и производственного обучения, предъявлялись единые требования к практическим занятиям, как в мастерских учебных заведений, так и непосредственно на предприятиях, велась борьба с потерями учебного времени, проводилась работа по обязательному повышению квалификации преподавателей и мастеров. Все это в напряженной работе «школ-заводов» на нужды фронта помогало достижению главной цели системы — качественной подготовке квалифицированных кадров рабочего класса. Техническая оснащенность мастерских ремесленных, железнодорожных училищ и школ фабрично-заводского обучения была гарантией подготовленности «школ-заводов» к выполнению заданий по изготовлению военной продукции. Одновременно это создавало основу для перехода учебных заведений на самоокупаемость, что снижало часть расходов государства на содержание системы трудовых резервов.
Производственные возможности учебных заведений уже в 1940 г. позволяли выполнять военные заказы. Так, в конце 1940 г. в ремесленном училище № 8 Москвы по просьбе Главного управления ВВС Красной Армии был спроектирован и изготовлен учащимися полуавтомат для зарядки патронных лент авиапулеметов. Полуавтомат в 10 раз превысил производительность ручного способа и был внедрен в производство '.
Полное государственное обеспечение учащихся всем необходимым во время войны, забота о здоровье и быте молодежи — важнейшая социальная функция Государственных трудовых резервов, которым были обязаны спокойствием за жизнь и будущее детей тысячи фронтовиков и тех, кто работал для нужд фронта в тылу.
Учебные заведения трудовых резервов находились под пристальным вниманием Центрального Комитета Коммунистической партии и Ленинского комсомола. Особо контролировался процесс формирования и воспитания полумиллионной массы учащихся. Выпускники училищ и школ достойно проявляли себя на фронте и на работе в тылу. Именно в военный период в училищах и школах у учащихся формировались такие важные качества, как коллективизм и товарищество.
Важно отметить, что в годы войны было положено начало сочетания общеобразовательной подготовки и профессионального обучения в специальных ремесленных училищах и на подготовительных отделениях училищ.
Исследование опыта производственного обучения молодежи в училищах и школах трудовых резервов в военные годы восстанавливает арсенал педагогических средств, с помощью которых в учебных заведениях трудовых резервов в короткий срок подготавливали и воспитывали молодых рабочих. История этого периода имеет большое значение для сохранения славных, патриотических традиций системы профтехобразования. Они делаются тем важнее, чем больше времени отделяет нас от незабываемых дел предыдущих поколений, воспитанных в учебных заведениях профтехобразования во время войны.
В данной контрольной работе я использую метод системного подхода к исследованию всех аспектов развития и деятельности училищ и школ трудовых резервов: изменения сети учебных заведений и контингента учащихся в разные периоды войны, совершенствования учебно-производственной деятельности учащихся в учебных мастерских и в цехах предприятий, постепенного укрепления учебной и методической работы системы Государственных трудовых резервов.
|