Программа дисциплины построена линейно-хронологически





Скачать 387.66 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины построена линейно-хронологически
страница1/4
Дата публикации27.10.2014
Размер387.66 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Военное дело > Программа дисциплины
  1   2   3   4
1. Цель и задачи освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины (модуля) …Анатомия и возрастная физиология…………

(наименование дисциплины)

является - изучение основных закономерностей роста и развития организма человека в различные периоды пре- и постнатального онтогенеза.
Задачи освоения дисциплины:

  • освоить особенности роста и развития организма детей и подростков

  • освоить анатомо-физиологические особенности различных систем

органов детей разного возраста

  • освоить основные гигиенические требования к учебно-воспитательному

процессу.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина входит в базовую часть математического и естественнонаучного цикла ООП бакалавриата.

(ГСЭ, МЕН, профессиональный; базовая и вариативная части)
Дисциплина адресована…профиль – 44.03.02.01п «Психология и социальная педагогика», 44.03.02.01а «Психология и педагогика дошкольного образования»

1-й год обучения

(профиль подготовки, год обучения)
Для успешного освоения дисциплины должны быть сформирована(ны)………..

ОК-11 ……. компетенция(и) на пороговом уровне.

(пороговый, повышенный, продвинутый)

Успешное освоение дисциплины позволяет перейти к изучению

…Возрастная психология…..

(каких дисциплин)
Программа дисциплины построена линейно-хронологически,

(линейно-хронологически, блочно-модульно, др.)
в ней выделены разделы 2 раздела: 1) Основные закономерности роста и развития организма человека; 2) Возрастные особенности строения и функционирования систем организма.

3. Компетенция(и) обучающегося, формируемая(ые)

в результате освоения дисциплины

ОК-11 - выполняет требования гигиены, охраны труда; способен формировать навыки здорового образа жизни и безопасной образовательной среды с учетом требования гигиены и охраны труда, владеет основными методами защиты работников, обучающихся и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать:

  • 1) Основные закономерности роста и развития биологического

организма.

  • 2) Анатомо-физиологические особенности различных систем

органов детей разного возраста

  • 3) Основные гигиенические требования к учебно-воспитательному

процессу.



  • Уметь: 1) Адекватно оценивать уровень развития детей различного

возраста.

  • 2) Использовать полученные знания в своей будущей

профессиональной деятельности.


  • Владеть: 1) Методами оценки уровня анатомо-физиологического психического развития детей различного возраста.


4. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем

и формируемых компетенций
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа.

(1 семестр)





п/п


Разделы, темы
дисциплины


Неделя

семестра

Виды учебной работы

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по неделям семестра)


Формируемые

компетенции (код)

Л.

Лаб

Сам.

раб.

1.

Раздел 1.

Основные закономерности роста и развития организма человека


1 – 6


12



12




ОК-11

2.

Тема 1.1.

Понятие возрастной физиологии. История науки. Связь с другими науками.



1



2





2







3.

Тема 1.2.

Методы возрастной физиологии.


2


2





2




4.

Тема 1.3.

Понятие роста и развития детского организма.


3


2





2




5.

Тема 1.4.

Понятие онтогенеза.


4


2





2




6.

Тема 1.5.

Основные законы и закономерности развития организма детей и подростков.



5



2






2


7.

Тема 1.6.

Акселерация и ретардация.


6


2





2




8.

Раздел 2.

Возрастные особенности строения и функционирования систем организма.



7 – 18



24



36



24




ОК-11

9.

Тема 2.1.

Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата.


7



2


2


2




10

Тема 2.2.

Возрастные особенности системы крови.


8


2


2


2




11

Тема 2.3.

Возрастные особенности иммунной системы.


9


2


2


2





12

Тема 2.4.

Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы.


10



2




4


2




13

Тема 2.5.

Возрастные особенности системы дыхания.


11


2


4


2


Рубежный тест

14

Тема 2.6.

Возрастные особенности системы пищеварения и обмена веществ.



12



2



4



2




15

Тема 2.7.

Возрастные особенности мочеполовой системы.


13


2


2



2




16

Тема 2.8.

Возрастные особенности эндокринной системы.


14


2


2


2




17

Тема 2.9.

Возрастные особенности центральной нервной системы (ЦНС).


15




2


4


2




18

Тема 2.10.

Возрастные особенности высшей нервной деятельности (ВНД).


16


2


4


2




19

Тема 2.11.

Возрастные особенности анализаторов.


17


2


4


2



20

Тема 2.12

Гигиенические основы учебно-воспитательного процесса


18


2


2



2


Рубежный тест





Форма промежуточной аттестации – экзамен

Семестр 1
5. Содержание дисциплины

Часы


5.1. Темы лекционных занятий

(2ч)


1. Понятие возрастной анатомии и физиологии. История науки. Связь с другими науками.

Предмет возрастной физиологии. Возрастная физиология как учебный предмет. Задачи курса «Возрастная физиология». История возрастной физиологии (педагоги-гуманисты XIV-XVI вв., Ратке и Я. Каменский, Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, М. Ломоносов, Бецкий, И.М. Сеченов, Н.П. Гундобин, Н.А. Бернштейн, А.А. Маркосян, В.М. Бехтерев, А. Аршавский). Связь возрастной физиологии с общей анатомией и физиологией, генетикой, экологией, эмбриологией, педагогикой, возрастной психологией и др.

(2ч)

2. Методы возрастной физиологии.

Роль наблюдения и эксперимента в возрастной физиологии. Естественный, лабораторный и острый (хронический) эксперимент. Метод поперечных и продольных срезов. Близнецовый метод. Метод телеметрии.

(2ч)

3. Понятие роста и развития детского организма.

Рост и развитие в возрастной физиологии. Их взаимосвязь. Закономерности перехода количественных элементов в качественные новообразования.

(2ч)

4. Понятие онтогенеза.

Биогенетический закон Геккеля - Мюллера. Пре- и постнатальный онтогенез. Их стадии. Возрастная периодизация и ее критерии.

(2ч)

5. Основные законы и закономерности развития организма детей и подростков.

Этапность, гетерохрония, гармоничность, принцип опережающего развития, возрастные кризисы.

(2ч)

6. Акселерация и ретардация.

Понятие акселерации. Эпохальная (вековая) и внутригрупповая акселерация. Генетические, гелео-физические, социально-экономические причины.

Понятие ретардации и ее причины.

(2ч)

7. Опорно-двигательный аппарат и его возрастные особенности.

Скелет. Строение кости. Химический состав костей и его возрастные особенности. Рост и развитие костей. Суставы. Части скелета и их возрастные особенности. Строение и функции мышц. Классификация мышц. Гетерохрония в созревании мышц. Возрастные особенности силы и выносливости мышц. Регуляция движений.

(2ч)

8. Возрастные особенности системы крови.

Строение и функции крови. Плазма и ее состав. Форменные элементы, возрастная динамика их численности. Возрастные особенности свертывания крови. Группы крови и резус-фактор. Резус-конфликт матери и плода.

(2ч)

9. Возрастные особенности иммунной системы.

Понятие и виды иммунитета. Неспецифический (врожденный) и специфический (приобретенный) иммунитет. Центральные и периферические органы иммунной системы. Механизм иммунного ответа. Первичный и вторичный иммунный ответ. Активная и пассивная вакцинация в различные возрастные периоды. Возрастные особенности иммунной системы.

(2ч)

10. Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы.

Строение сердца и его возрастные особенности. Возрастные особенности ЧСС. Сосуды, строение и возрастные особенности. Круги кровообращения. Кровообращение плода. Возрастные особенности АКД. Явление юношеской гипертонии. Нейрогуморальная регуляция сердечно-сосудистой системы и ее возрастные особенности.

(2ч)

11. Система дыхания и её возрастные особенности.

Понятие дыхания. Внешнее и внутреннее (тканевое) дыхание. Воздухоносные пути и их возрастные особенности. Строение и функционирование легких и их возрастные особенности. Физиологические объемы легких и их возрастные особенности. Нейрогуморальная регуляция дыхания и ее возрастные особенности.

(2ч)

12. Возрастные особенности системы пищеварения и обмена веществ.

Отделы желудочно-кишечного тракта и процессы, происходящие в них. Возрастные особенности. Онтогенез зубов у ребенка. Понятие обмена веществ. Белковый, жировой, углеводный и водно-солевой обмен. Витамины и их значение. Возрастные особенности. Понятие о рациональном питании. Правило поверхности М. Рубнера.

(2ч)

13. Возрастные особенности мочеполовой системы.

Органы выделения. Почки, строение, возрастные особенности. Нефрон и его строение. Механизм мочеобразования. Возрастные особенности мочеиспускания. Проблема детского энуреза. Строение и функции мужской и женской половой системы. Возрастные особенности. Половое созревание.

(2ч)

14. Возрастные особенности эндокринной системы.

Строение и функционирование эндокринной системы. Железы и их виды. Железы внутренней секреции, их гормоны и действие. Возрастные особенности эндокринной системы.

(4ч)

15. Возрастные особенности центральной нервной системы (ЦНС).

Строение и функции отделов ЦНС. Спинной мозг, строение, функции, возрастные особенности. Головной мозг и его отделы. Строение, функции, возрастные особенности отделов головного мозга.

(2ч)

16. Возрастные особенности анализаторов.

Понятие об анализаторах. Части анализаторов. Принципы обработки информации в органах чувств.

Зрительный, слуховой, обонятельный, кожный и вкусовой анализаторы. Строение, функции и возрастные особенности.

(2ч)

17. Возрастные особенности высшей нервной деятельности (ВНД).

Понятие о высшей нервной деятельности. Условные и безусловные рефлексы. Торможение условных рефлексов. Возрастные особенности образования и торможения условных рефлексов. Особенности ВНД новорожденных. Особенности ВНД ребенка 1 года жизни. Понятие пищевых и игровых рефлексов. Особенности ВНД детей 2-3 лет. ВНД детей 4-6 лет. ВНД младших школьников. ВНД подростков. Особенности ВНД пожилых.

(2ч)

18. Гигиенические основы учебно-воспитательного процесса

Проблема утомления и работоспособности школьников различного возраста. Недельная динамика работоспособности. Работоспособность в течение дня. Требования к школьному расписанию в младшей, средней и старшей школе. Гигиена письма и чтения. Гигиенические требования к школьному классу. Режим для школьников разных возрастов.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины построена линейно-хронологически iconУрок по теме «Электромагнитная волна»
В каком случае вектора называются линейно зависимыми и в каком – линейно -независимыми?
Программа дисциплины построена линейно-хронологически iconУрок геометрии в 9 классе
В каком случае вектора называются линейно зависимыми и в каком – линейно -независимыми?
Программа дисциплины построена линейно-хронологически iconУрок игра Цель
В каком случае вектора называются линейно зависимыми и в каком – линейно -независимыми?
Программа дисциплины построена линейно-хронологически iconВопросы к экзамену по дисциплине «Математика» для студентов
В каком случае вектора называются линейно зависимыми и в каком – линейно -независимыми?
Программа дисциплины построена линейно-хронологически iconУрок История развития педагогической мысли на Руси
В каком случае вектора называются линейно зависимыми и в каком – линейно -независимыми?
Программа дисциплины построена линейно-хронологически iconКонспект (определения, формулировки теорем, рисунки) Выучить: формулы для нахождения
В каком случае вектора называются линейно зависимыми и в каком – линейно -независимыми?
Программа дисциплины построена линейно-хронологически iconКолосова Елена Борисовна, Преподаватель кафедры оот тьютор как новая профессия в образовании
В каком случае вектора называются линейно зависимыми и в каком – линейно -независимыми?
Программа дисциплины построена линейно-хронологически iconУрок геометрии 9 класс Тема: «Скалярное произведение векторов в координатах....
В каком случае вектора называются линейно зависимыми и в каком – линейно -независимыми?
Программа дисциплины построена линейно-хронологически iconКонспект урока по физике Тема урока: «Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца»
В каком случае вектора называются линейно зависимыми и в каком – линейно -независимыми?
Программа дисциплины построена линейно-хронологически iconПояснительная записка данный курс, совмещающий изучение русской и...
Лекционный цикл посвящен хронологически освещаемой истории зарубежной литературы от Античности до 19 века
Программа дисциплины построена линейно-хронологически iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Особенно стремительный прогресс информационных технологий наблюдается в последние десятилетия 20-го века, хронологически совпадая...
Программа дисциплины построена линейно-хронологически iconФизика и химия” деканом факультета упп
Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и “Примерной программы дисциплины...
Программа дисциплины построена линейно-хронологически iconРабочая программа дисциплины в. Од. 11 Стратегический маркетинг
Программа курса «Стратегический маркетинг» построена на том, что это дисциплина является одной из основных дисциплин в профессиональной...
Программа дисциплины построена линейно-хронологически iconПереселения в этом произведении разработана достаточно обстоятельно,...
Печатается по решению Ученого Совета Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника (кгиамз)
Программа дисциплины построена линейно-хронологически iconКурс преподавания русской литературы рассчитан на 5 лет. Автором...
Курс преподавания русской литературы рассчитан на 5 лет. Автором данного курса является Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев....
Программа дисциплины построена линейно-хронологически iconХронологически это период с IX-XX вв. История гос и права России...
Гип россии исслед-ся взаимодействие и взаимообусловленность гос-ных структур (типы власти, гос-го устройства, органов и механизмов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск