1. Цель и задачи освоения дисциплины Целью освоения дисциплины (модуля) …Анатомия и возрастная физиология…………
(наименование дисциплины)
является - изучение основных закономерностей роста и развития организма человека в различные периоды пре- и постнатального онтогенеза. Задачи освоения дисциплины:
освоить особенности роста и развития организма детей и подростков
освоить анатомо-физиологические особенности различных систем
органов детей разного возраста
освоить основные гигиенические требования к учебно-воспитательному
процессу.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина входит в базовую часть математического и естественнонаучного цикла ООП бакалавриата.
(ГСЭ, МЕН, профессиональный; базовая и вариативная части) Дисциплина адресована…профиль – 44.03.02.01п «Психология и социальная педагогика», 44.03.02.01а «Психология и педагогика дошкольного образования»
1-й год обучения
(профиль подготовки, год обучения) Для успешного освоения дисциплины должны быть сформирована(ны)………..
ОК-11 ……. компетенция(и) на пороговом уровне.
(пороговый, повышенный, продвинутый)
Успешное освоение дисциплины позволяет перейти к изучению
…Возрастная психология…..
(каких дисциплин) Программа дисциплины построена линейно-хронологически,
(линейно-хронологически, блочно-модульно, др.) в ней выделены разделы 2 раздела: 1) Основные закономерности роста и развития организма человека; 2) Возрастные особенности строения и функционирования систем организма.
3. Компетенция(и) обучающегося, формируемая(ые)
в результате освоения дисциплины
ОК-11 - выполняет требования гигиены, охраны труда; способен формировать навыки здорового образа жизни и безопасной образовательной среды с учетом требования гигиены и охраны труда, владеет основными методами защиты работников, обучающихся и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
1) Основные закономерности роста и развития биологического
организма.
2) Анатомо-физиологические особенности различных систем
органов детей разного возраста
3) Основные гигиенические требования к учебно-воспитательному
процессу.
Уметь: 1) Адекватно оценивать уровень развития детей различного
возраста.
2) Использовать полученные знания в своей будущей
профессиональной деятельности.
Владеть: 1) Методами оценки уровня анатомо-физиологического психического развития детей различного возраста.
4. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем
и формируемых компетенций Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа.
(1 семестр)
№
п/п
|
Разделы, темы дисциплины
|
Неделя
семестра
| Виды учебной работы
(в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
(по неделям семестра)
|
Формируемые
компетенции (код)
| Л.
| Лаб
| Сам.
раб.
| 1.
| Раздел 1.
Основные закономерности роста и развития организма человека
|
1 – 6
|
12
|
|
12
|
| ОК-11
| 2.
| Тема 1.1.
Понятие возрастной физиологии. История науки. Связь с другими науками.
|
1
|
2
|
|
2
|
|
| 3.
| Тема 1.2.
Методы возрастной физиологии.
|
2
|
2
|
|
2
|
| 4.
| Тема 1.3.
Понятие роста и развития детского организма.
|
3
|
2
|
|
2
|
| 5.
| Тема 1.4.
Понятие онтогенеза.
|
4
|
2
|
|
2
|
| 6.
| Тема 1.5.
Основные законы и закономерности развития организма детей и подростков.
|
5
|
2
|
|
2
|
| 7.
| Тема 1.6.
Акселерация и ретардация.
|
6
|
2
|
|
2
|
| 8.
| Раздел 2.
Возрастные особенности строения и функционирования систем организма.
|
7 – 18
|
24
|
36
|
24
|
| ОК-11
| 9.
| Тема 2.1.
Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата.
|
7
|
2
|
2
|
2
|
| 10
| Тема 2.2.
Возрастные особенности системы крови.
|
8
|
2
|
2
|
2
|
| 11
| Тема 2.3.
Возрастные особенности иммунной системы.
|
9
|
2
|
2
|
2
|
| 12
| Тема 2.4.
Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы.
|
10
|
2
|
4
|
2
|
| 13
| Тема 2.5.
Возрастные особенности системы дыхания.
|
11
|
2
|
4
|
2
|
Рубежный тест
| 14
| Тема 2.6.
Возрастные особенности системы пищеварения и обмена веществ.
|
12
|
2
|
4
|
2
|
| 15
| Тема 2.7.
Возрастные особенности мочеполовой системы.
|
13
|
2
|
2
|
2
|
| 16
| Тема 2.8.
Возрастные особенности эндокринной системы.
|
14
|
2
|
2
|
2
|
| 17
| Тема 2.9.
Возрастные особенности центральной нервной системы (ЦНС).
|
15
|
2
|
4
|
2
|
| 18
| Тема 2.10.
Возрастные особенности высшей нервной деятельности (ВНД).
|
16
|
2
|
4
|
2
|
| 19
| Тема 2.11.
Возрастные особенности анализаторов.
|
17
|
2
|
4
|
2
|
| 20
| Тема 2.12
Гигиенические основы учебно-воспитательного процесса
|
18
|
2
|
2
|
2
|
Рубежный тест
|
|
Форма промежуточной аттестации – экзамен
Семестр 1 5. Содержание дисциплины
Часы
| 5.1. Темы лекционных занятий
| (2ч)
| 1. Понятие возрастной анатомии и физиологии. История науки. Связь с другими науками.
Предмет возрастной физиологии. Возрастная физиология как учебный предмет. Задачи курса «Возрастная физиология». История возрастной физиологии (педагоги-гуманисты XIV-XVI вв., Ратке и Я. Каменский, Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, М. Ломоносов, Бецкий, И.М. Сеченов, Н.П. Гундобин, Н.А. Бернштейн, А.А. Маркосян, В.М. Бехтерев, А. Аршавский). Связь возрастной физиологии с общей анатомией и физиологией, генетикой, экологией, эмбриологией, педагогикой, возрастной психологией и др.
| (2ч)
| 2. Методы возрастной физиологии.
Роль наблюдения и эксперимента в возрастной физиологии. Естественный, лабораторный и острый (хронический) эксперимент. Метод поперечных и продольных срезов. Близнецовый метод. Метод телеметрии.
| (2ч)
| 3. Понятие роста и развития детского организма.
Рост и развитие в возрастной физиологии. Их взаимосвязь. Закономерности перехода количественных элементов в качественные новообразования.
| (2ч)
| 4. Понятие онтогенеза.
Биогенетический закон Геккеля - Мюллера. Пре- и постнатальный онтогенез. Их стадии. Возрастная периодизация и ее критерии.
| (2ч)
| 5. Основные законы и закономерности развития организма детей и подростков.
Этапность, гетерохрония, гармоничность, принцип опережающего развития, возрастные кризисы.
| (2ч)
| 6. Акселерация и ретардация.
Понятие акселерации. Эпохальная (вековая) и внутригрупповая акселерация. Генетические, гелео-физические, социально-экономические причины.
Понятие ретардации и ее причины.
| (2ч)
| 7. Опорно-двигательный аппарат и его возрастные особенности.
Скелет. Строение кости. Химический состав костей и его возрастные особенности. Рост и развитие костей. Суставы. Части скелета и их возрастные особенности. Строение и функции мышц. Классификация мышц. Гетерохрония в созревании мышц. Возрастные особенности силы и выносливости мышц. Регуляция движений.
| (2ч)
| 8. Возрастные особенности системы крови.
Строение и функции крови. Плазма и ее состав. Форменные элементы, возрастная динамика их численности. Возрастные особенности свертывания крови. Группы крови и резус-фактор. Резус-конфликт матери и плода.
| (2ч)
| 9. Возрастные особенности иммунной системы.
Понятие и виды иммунитета. Неспецифический (врожденный) и специфический (приобретенный) иммунитет. Центральные и периферические органы иммунной системы. Механизм иммунного ответа. Первичный и вторичный иммунный ответ. Активная и пассивная вакцинация в различные возрастные периоды. Возрастные особенности иммунной системы.
| (2ч)
| 10. Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы.
Строение сердца и его возрастные особенности. Возрастные особенности ЧСС. Сосуды, строение и возрастные особенности. Круги кровообращения. Кровообращение плода. Возрастные особенности АКД. Явление юношеской гипертонии. Нейрогуморальная регуляция сердечно-сосудистой системы и ее возрастные особенности.
| (2ч)
| 11. Система дыхания и её возрастные особенности.
Понятие дыхания. Внешнее и внутреннее (тканевое) дыхание. Воздухоносные пути и их возрастные особенности. Строение и функционирование легких и их возрастные особенности. Физиологические объемы легких и их возрастные особенности. Нейрогуморальная регуляция дыхания и ее возрастные особенности.
| (2ч)
| 12. Возрастные особенности системы пищеварения и обмена веществ.
Отделы желудочно-кишечного тракта и процессы, происходящие в них. Возрастные особенности. Онтогенез зубов у ребенка. Понятие обмена веществ. Белковый, жировой, углеводный и водно-солевой обмен. Витамины и их значение. Возрастные особенности. Понятие о рациональном питании. Правило поверхности М. Рубнера.
| (2ч)
| 13. Возрастные особенности мочеполовой системы.
Органы выделения. Почки, строение, возрастные особенности. Нефрон и его строение. Механизм мочеобразования. Возрастные особенности мочеиспускания. Проблема детского энуреза. Строение и функции мужской и женской половой системы. Возрастные особенности. Половое созревание.
| (2ч)
| 14. Возрастные особенности эндокринной системы.
Строение и функционирование эндокринной системы. Железы и их виды. Железы внутренней секреции, их гормоны и действие. Возрастные особенности эндокринной системы.
| (4ч)
| 15. Возрастные особенности центральной нервной системы (ЦНС).
Строение и функции отделов ЦНС. Спинной мозг, строение, функции, возрастные особенности. Головной мозг и его отделы. Строение, функции, возрастные особенности отделов головного мозга.
| (2ч)
| 16. Возрастные особенности анализаторов.
Понятие об анализаторах. Части анализаторов. Принципы обработки информации в органах чувств.
Зрительный, слуховой, обонятельный, кожный и вкусовой анализаторы. Строение, функции и возрастные особенности.
| (2ч)
| 17. Возрастные особенности высшей нервной деятельности (ВНД).
Понятие о высшей нервной деятельности. Условные и безусловные рефлексы. Торможение условных рефлексов. Возрастные особенности образования и торможения условных рефлексов. Особенности ВНД новорожденных. Особенности ВНД ребенка 1 года жизни. Понятие пищевых и игровых рефлексов. Особенности ВНД детей 2-3 лет. ВНД детей 4-6 лет. ВНД младших школьников. ВНД подростков. Особенности ВНД пожилых.
| (2ч)
| 18. Гигиенические основы учебно-воспитательного процесса
Проблема утомления и работоспособности школьников различного возраста. Недельная динамика работоспособности. Работоспособность в течение дня. Требования к школьному расписанию в младшей, средней и старшей школе. Гигиена письма и чтения. Гигиенические требования к школьному классу. Режим для школьников разных возрастов.
| |